Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Секреты стихосложения Автор: Харченко В. К. |
Не секрет, что стихи пишут многие, надеются на объективную, но при этом доброжелательную оценку, мечтают о публикации. Спрашивается, при чем тут «культура речи»...? Ответим: здесь связь самая непосредственная, но сначала разберемся, рассмотрим, зачем писать стихи, точнее, зачем их вообще пишут. Талант требует выхода, воплощения, реализации себя. Загубленный, он мстит хозяину накатами непонятной тоски, горькими, обидными сравнениями (И я бы мог...), неприкаянностью, хотя посвящение себя «еще и стихам» тоже мстит личности эмоциональными перегрузками, высокими требованиями, обязательствами и обязанностями достойно вести «основную жизнь», неплохо с ней справляться и ухитряться отдавать себя же целиком внутреннему зову. Понимая и переживая внутренние и внешние перегрузки, я, тем не менее, когда меня спрашивают, стоит ли писать стихи, отвечаю всегда однозначно: пишется – пишите! Во-первых, вы не знаете, что вы напишете, что создадите, пока это не будет написано, не будет создано вами. Талант – это вера в себя, равная строгости к себе. Стихи придают особую, художественную значимость тому, во имя чего они созданы. Во-вторых, сочинение стихов – идеальный способ снятия стресса, потрясающая по эффективности разрядка потрясенной души, когда надо пережить предательство, крах карьеры, неразделенную любовь. Тогда сочинение стихов (естественно, в более драматичном, а то и трагичном ключе, чем все то, что происходило «на самом деле»!) по касательной отводит от автора неприятность, обиду, беду, перекладывает весь негатив на метафоры, упаковывает пережитое или переживаемое в законченные и прекрасные формы. В-третьих, ваши стихи могут быть неожиданно востребованы. Я помню, сочинила стихотворение для себя, прочитала знакомой – мы вместе работали во Вьетнаме – и вдруг эта женщина время от времени стала просить, чтобы я читала ей именно этот стих. Особа была весьма тонким, весьма начитанным человеком, сама преподавала литературу в Москве, но что-то коснулось ее души в «любительском» чужом стихе. Такой сильный резонанс ваши стихи могут вызвать у ваших детей. Да, это не классика. Но помогшие вам, стихи помогут и вашим детям. В-четвертых, я говорю: пишите стихи, потому что это изумительно развивает Вашу личность. Слово становится Вашим послушным инструментом, а ведь в жизни приходится и по радио выступать, и писать в газету, и с высокой трибуны говорить, и почетных гостей приветствовать. “Слова, слова, слова”… Поисковое – через стихи – владение словом подарит Вам уверенность в себе. Гарольд Блум писал о strong poets – сильных поэтах. Сильный поэт создает словарь, а другие поэты работают в рамках, стандартах уже созданных словарей. Получается, чем большим запасом слов мы активно владеем, тем более ярка, талантлива личность. И когда человек пишет стихи, он выходит за рамки своего стереотипа, он работает в режиме одаренности, уникальности, яркости. Когда выступают интересные люди, мы ведь чувствуем, что у них несколько иной язык (больше образов, больше красок), и в этом плане стихи призваны стать экспериментальной лабораторией нашей речи. В-пятых, когда человек «пишет», вот тут-то он и начинает по-настоящему читать. Почему так прекрасно, когда пишут стихи дети, школьники. Ведь у них восприятие слова, книги уже совсем другое, они начинают узнавать мастерство – и книги открывают им свои бесчисленные сокровища. Итак, мы подошли к первому парадоксу стихосложения. Чужие тексты поощряют к творчеству, но Гималаи прочитанных книг (а читать надо очень много!) развивают и критический талант самооценки. Отложишь написанное, а назавтра кое-что в нем уже не нравится. Переделаем! Это хорошо и легко для прозы, а вот для поэзии не очень легко. Я убедилась на собственном опыте: сколько надо перебрать вариантов, чтобы подобрать ту же рифму! А потом в итоге: все в корзину? Если мы действительно хотим создать хорошее стихотворение, то лучше всего начинать с одной строки, но она должна быть прекрасной. Я так это и называю в своей книге о стихосложении «Правило одной строки» [1]. Обычно строка или даже полстроки рождаются сами, а вот дальше уже наша забота, чтобы только не снизить уровень, не предать мысль. Мучаешься, подбираешь и бракуешь варианты, пробуешь одно слово, другое – только чтоб продолжение соответствовало заявленному началу. Время? А времени, собственно, и нет, время как категория для поэта не существует. Мы не от своих стихов кормимся, чтобы выдавать их на-гора. Неделю потрачу, месяц... У меня был случай: не удавалась строчка в стихе. Приспособила кое-как (там рифма была трудная!), но чувствовала: не то, весь стих летит из-за этого. Откладывала, возвращалась. В итоге решение все же пожаловало в мою голову, правда... через 15 лет. Слава определяется иногда всего даже одним удачным выстрелом (бестселлером в прозе, стихотворением, что у всех на слуху, – в поэзии). Если хоть одно что-то заметят, уже хорошо. Есть целый ряд поэтов, оставшихся в памяти всего одним стихотворением (например, Александр Кочетков «С любимыми не расставайтесь»). Итак, правило одной строки. Следующий секрет и требование – богатство словаря. Настоящий поэт от поэта-дилетанта отличается запасом слов. Ориентиры – Пушкин, Шекспир. Словарь обычного человека – 4-5 тысяч слов, у А.С. Пушкина – 21 тысяча. А крылатых слов из Шекспира, как подсчитано в одном из современных зарубежных изданий, извлечено и цитируется больше, чем даже из Библии [2]. Марина Цветаева только имен собственных самых различных употребила в стихах 50? 100? Нет, представить даже трудно: 800! Профессор Белгородского госуниверситета Н.А. Туранина, составившая словари образных средств В. Маяковского, С. Есенина и А. Блока, установила, что в отличие, скажем, от С. Есенина, образность лирики которого снижается в позднем периоде творчества, В.В. Маяковский сумел сохранить уровень образности (высокий, высочайший!) на всех последующих этапах создания стиха. Качество строки, разнообразие слов и образов – это вектор от языка, от искусства слова, но поэзия в чем-то тождественна и научному поиску. Поэзия тянется к новому знанию, к тому, о чем еще не писали или мало, недостаточно, слабо писали. Прежде всего, ощущается голод по сюжету. На филологическом факультете БелГУ несколько лет назад доцентом (ныне – докторантом) Т.Ф. Новиковой был организован вечер поэзии. Один студент слушал-слушал лирическую поэзию, а под конец взмолился: неужели нет стихов с сюжетом? (Все время о чувствах тоже может наскучить). Сюжеты для баллад, поэм – а эти жанры сейчас разрабатываются слабо, «неохотно» – таятся рядом с нами, в наших семейных родословных, в истории отдельной семьи, где узел «всего». Здесь и счастливые случайности, и предательства, и героизм, и смирение – то, что образует судьбу. Еще одна совокупность белых пятен в поэзии – сами наши регионы. Написать так, чтобы стихотворение о Короче не походило на стихотворение о Грайвороне, а река Ворскла по лирическому своему образу отличалась от всех остальных рекречушек, – задача трудная для прозы, тем более – для поэзии. Впрочем, и старые, давно воспетые объекты тоже нуждаются в новом поэтическом восприятии. Преподаватель БелГУ В.Л. Холод сборник своих стихов целиком посвятил... березе. Согласимся, нужна определенная смелость – не побояться посвятить весь сборник многажды воспетому дереву № 1. Далее, не хватает веселых стихов, «смешных», но для этого нужна особая наблюдательность, умение подлавливать искры смешного в самой жизни [3]. Такое умение посмеяться над собой и мудро, объективно описать быт специнтерната отличает стихотворение Марины Кудимовой «Утюг» [4]. Современный поэт Николай Кононов осваивает пространства весьма длинной строки (двадцать-тридцать слогов! [5]). В. Вишневский, наоборот, сочиняет одностроки (Как подло отменяют электрички!). Иван Волков любит создавать стихи о зарубежных городах, в которых сам никогда не был. Анатолий Найман целый цикл стихов посвятил своей внучке Софье: «Софье шесть лет», «Софья пошла в школу» [6] и др. Светлана Кекова по-своему расширяет сферу религиозности, или, как пишет в интервью сама поэтесса, метафизики бытия [7]. Еще не так давно, в советское время, было принято стихами откликаться на все великие события (на политическом, трудовом фронте, например). Теперь уже эта традиция исчезла, точнее, этот аспект будто бы отдан в ведение любительской поэзии, но ведь жизнь идет, события происходят, подвиги совершаются, трагедии разыгрываются. Чем не белое пятно для поэтического исследования? Сразу не сообразишь, куда тебя тянет (заносит!), но ведь это все хороший поиск! Мы охарактеризовали, очертили всего три «секрета» стихосложения, а все советы (их у нас тридцать пять) изложены в книге, которую мы передаем в библиотеку БелЮИ МВД РФ: В.К. Харченко «На звенящих канатах усердия и милосердья...». Стихи. Заметки о стихосложении. – Белгород: Изд-во Белгородск. гос. ун-та, 2003. – 144 с. И последнее. А если не стихи? Если проза? Ответ у нас все тот же: пишется – пишите. Недавно мне прислали книгу из Кургана: Виктор Быстров «Признание сыщика» [8]. Первый рассказ – история семьи, второй – биография, а дальше 33 рассказа о буднях сыска, только фамилии прототипов, естественно, изменены. Помогла литературно обработать тексты дочь автора, филолог, с которой мы познакомились на конференции в Орле. Я читала эту книгу, не отрываясь, потому что рядом с художественной литературой всегда есть (и всегда будет востребована!) литература non fiction – «не придуманная» литература. Вернемся к началу разговора о стихах, будто бы парадоксально помещенного под рубрикой «культура речи». Творчество – это и есть культура, культура отношения к себе, развития себя изнутри. Мы можем больше того, что можем, – внушала юным пианистам знаменитый педагог-музыкант А.Д. Артоболевская. Гарантий никто не дает, но умение высказать свою мысль, выразить свое чувство скажется и на профессиональной речи. Кто пишет стихи, не позволит себе выступить с докладом, подготовленным референтом. Уважение к своему слову как раз и делает в итоге это слово ярким, запоминающимся, уважительным к аудитории, то есть действительно своим. ===== Литература: 1. Харченко В.К. Стихи и о стихах.– М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2005. – 128 с. 2. Лысикова Ю.А. Лексикографирование цитат: Дисс. ... канд. филол. наук. – Орел, 2005. 3. Укажем в качестве одного из образцов подобной поэзии стихотворение «Передряга» Виктора Коваля (Знамя. 2002. № 6). 4. Кудимова М. Утюг. Характеристика // Новый мир. 2000. № 9. 5. О других метрических предпочтениях современных поэтов см.: Шубинский В. // Звезда. 2001. № 7. С. 209. 6. Найман А. Блеск на ноже. Стихи // Октябрь. 2000. № 1. С. 48-56; См. также: Октябрь. 2001. № 1. 7. Кекова С. А стихи – тонкая материя... (Беседу вела Инга Кузнецова) // Вопросы литературы. 2002. март-апрель. С. 200-220. 8. Быстров В.Ф. Признание сыщика. Рассказы. Литературная обработка А.Д. Кузьмина. © Харченко В. К., доктор филологических наук, профессор Белгородского государственного университета |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 756 | Добавил: Алекс_Фо 11/05/20 10:00 | Автор: Харченко В. К. |
 Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||