100000 повторений убьют даже самую смешную шутку. А выразительность обычных оборотов истлевает быстрее.
Штамп (еще его называют «клише») — это речевой шаблон, устойчивое сочетание или фразеологизм, который сначала был ярким, но спустя десятилетия выцвел и потускнел.
Вне всяких сомнений. Белее белого. Подложить свинью. Слаще меда. В ритме жизни. Динамичная рыночная среда. Оставляет желать лучшего.
Штампы — опаснее всей дряни, которую мы уже встречали, пробираясь сквозь дым Канцелярского Апокалипсиса.
Избавляться от отглагольных существительных или страдательного залога — это привычка, которую вы способны создать сравнительно быстро. Англицизмы/латинизмы можно опознавать, почти не задумываясь.
Но каждый раз требуется очередное мысленное усилие, чтобы вывести штамп на чистую воду, чтобы разглядеть штамп. И следующее усилие — чтобы отказаться от него и найти подходящую замену.
А ведь штампов тысячи, и они постоянно пытаются проскользнуть в наши тексты. Их столько, что каждый вид штампов — отдельная армия.
1. Политико-экономические штампы
Оценочны, используют крайние значения шкал «свой-чужой» или «хорошо-плохо». Типичны для: бизнесменов/рекламщиков, которые хвалят собственный товар или политиков, которые хвалят «своё» и ругают «чужое».
Непревзойденное качество!
Реалистический патриотизм.
Взаимовыгодное партнерство.
Ложные западные ценности.
2. Общеканцелярские штампы
Более нейтральны, поэтому могут использоваться и политиками в быстрой достройке фраз, и любыми людьми в ежедневном общении (где выглядят особенно мерзко). Это самый-самый безликий и унылый канцелярит.
На текущий момент.
Имеют под собой основания.
Создавать неудобства.
В данном отношении подобны.
3. Разговорно-бытовые штампы
Слишком просторечные, чтобы появиться в документах и качественных СМИ, и самые эмоциональные из всех штампов. Захламляют разговорную речь, и неформальные тексты, в формальных они — грубая стилистическая ошибка.
Ни стыда ни совести.
Без шума и пыли.
С ума сойти!
Это еще куда ни шло.
4. Затертые образы
Каждому из них — много лет, встречаются они везде, и нигде не впечатляют, хотя авторы берут их в тексты и речи именно для этого. Это могут быть не только метафоры, но и гиперболы, и сравнения,
Холодная как лед. Желтая газета.
В рубашке родился. Тверже камня.
Гигант мысли. Ярче тысячи солнц.
Как в рот воды набрал.
Образы, в отличие от остальных штампов, — это заявка на выразительность, с их помощью стремятся нарисовать впечатляющую картинку. Но когда потертый образ достают уже в стотысячный раз, то достигают обратного эффекта, получают блеклый текст, похожий на сто тысяч других текстов.
— Новая метафора помогает мысли, вызывая зрительный образ, тогда как метафора, практически «мертвая» (напр. «железная решимость»*), превращается в обычное слово и может быть использована без ущерба для живости. Но между двумя этими типами есть огромная свалка затасканных метафор, которые потеряли свою ассоциативную силу и используются лишь потому, что избавляют человека от труда самому придумывать фразы.
Многие из них можно употреблять, не вдумываясь в их значение (почему, например, «раскол»?) Часто смешиваются несовместимые метафоры. — верный признак того, что автору неинтересно, о чем он говорит.
Когда эти образы сталкиваются: «фашистский спрут пропел свою лебединую песню», «в горнило классовых боев брошены последние козыри реакции», можно не сомневаться, что пишущий не видит мысленно предметов, о которых ведет речь; другими словами, не думает.
Джордж Оруэлл, «Политика и английский язык»
*В русском языке «железная решимость» остается штампом.
По замечанию лингвиста Нины Арутюновой, «рано или поздно практическая речь убивает метафору». Метафора рождается, и если рождается интересной, то закрепляется в языке и понемногу умирает, превращаясь в обыденное и непоэтическое выражение вроде «время течет». В этом нет трагедии, таков язык. Наша задача проста: когда хочется звучать свежо, надо избегать засаленных образов как избегают просроченной еды или дырявой одежды в магазинах second-hand.
К стёртым образам примыкают и стёртые слова-одиночки. Чаще всего это высокоабстрактные понятия, у них есть словарные значения, но люди могут понимать и понимают под ними «что-то своё». Много таких слов живет вокруг философии, социологии (и вообще гуманитарных наук), и опять-таки около политики; когда-то они были популярными и теперь расплачиваются за это.
Примеры штампословия: человечность (гуманизм), романтический, патриотический, феминизм, художественность, прогресс, социальный, демократия, революционность («революционная тушь для ресниц!»).
Штампы умертвляют любую литературу, кроме той, которая использует их «штампованность» как особую токсичную краску. Например, Андрей Платонов создал ломаный штампо-язык для героев сломанного, искореженного мира. Эффект этого не сводится к комическому, здесь и нарочная странность, и особая наивность, и задерживание читателя: «осознай, что имеется в виду».
Утром Козлов долго стоял над спящим телом Прушевского; он мучился, что это руководящее умное лицо спит, как ничтожный гражданин, среди лежащих масс и теперь потеряет свой авторитет. Козлову пришлось глубоко соображать над таким недоуменным обстоятельством, он не хотел и был не в силах допустить вред для всего государства от несоответствующей линии прораба, он даже заволновался и поспешно умылся, чтобы быть наготове. В такие минуты жизни, минуты грозящей опасности, Козлов чувствовал внутри себя горячую социальную радость и эту радость хотел применить на подвиг и умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним.
Андрей Платонов, «Котлован»
Отношение Владимира Сорокина к СССР — однозначнее, чем у Платонова, поэтому он не перерабатывает язык, а издевается над советским миром, создавая комический контекст точно воспроизводенными шаблонами и клише.
(обратите внимание на дополнительные средства: Сорокин помимо выделенных штампов использует в этом отрывке отглагольные существительные и страдательный залог, а Платонов предпочитает иноязычные слова).
Золотарев сознательный комсомолец и, на мой взгляд, он больше никогда не допустит подобных проступков.
— Конечно не допустит, — кивнула Алексеева. — На протяжении этих недель я наблюдала работу Золотарева и пришла к выводу, что он трудится всегда с полной самоотдачей, подходя творчески к производственному процессу.
— Безусловно, — подтвердила её предположение Туруханова и, после непродолжительной паузы, спросила у напряженно молчащейЛопатиной: — Я заметила, товарищ Лопатина, что весь сегодняшний вечер ты чем-то озабочена. Что случилось?
Вздохнув, Лопатина села на разобранную кровать:
— Меня крайне возмутили новые злодеяния израильской военщины, сообщения о которых получены сегодня из Бейрута. Повторением трагедии Сабры и Шатилы стало варварское преступление израильтян в городах оккупированного западного берега реки Иордан. Массовое отравление газом нервно-паралитического действия арабского населения Дженина и Наблуса привело к многочисленным жертвам среди жителей...
Владимир Сорокин, «Тридцатая любовь Марины»
ВСКРЫТИЕ
Как быстрее диагностировать злокачественный заштампоз?
1. «А мы встречались?»
Главный признак любого штампа — он уже встречался вам не раз, и не два. Когда тема становится «горячей», штампы начинают в ней копиться, неважно, загнивающий ли это западный материализм при СССР или феминизм сейчас.
2. Неоправданный объем
Часто (не всегда) штамп — это конструкция из нескольких слов, которую лучше заменить одним словом.
Без шума и пыли → тихо.
На текущий момент → сейчас.
Имеют под собой основания → вызваны.
3. Смысл — в тумане
Многословие и расплывчатая лексика способны скрывать смысл выражения. Такой штамп намекает, а не утверждает. Он труслив.
Склонен счесть предосудительным тот факт, что...
Небезосновательно предположим...
НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ
Чем же они опасны?
1. Затасканность образов изобличает автора
Вы пытаетесь говорить ярче, но штампы только укажут всем, что у вас плохо с фантазией (или начитанностью). Уж лучше говорить попроще.
2. Неточность выражений еще раз изобличает автора
По выражению Джорджа Оруэлла, автор либо имеет что-то сказать и не может это выразить, либо случайно говорит что-то другое, либо он почти безразличен к тому, есть ли в его словах смысл или нет. Значит, он бездарен или небрежен или ему наплевать.
3. Автоматизм разрушает общение
Автор собирает что-то из приблизительно подходящих ключевых слов, и экономит силы: ему почти не нужно думать о смысле. Читатель воспринимает знакомые сигналы и в зависимости от контекста наполняет их для себя каким-то содержанием: ему тоже не нужно думать о смысле. На выходе — бессмыслица, имитация.
— Мы должны решить проблему мигрантов!
— Да, верно!!
Какую проблему? Проблему, которая есть у мигрантов? Проблему, которую кому-то создают мигранты? Вновь широкое поле для манипуляций умами.
4. Плохие тексты множатся, а слова умирают
Что означает «либерал»? Смотря кто, кому и в каком контексте говорит про либералов. Штампы всегда входят в состав пропагандистского речевого набора, а пропаганда всегда распространяет искаженные смыслы слов.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Почему они так живучи?
Лень непобедима! Зачем думать, когда можно взять отличные проверенные выражения? Они же сами в голову приходят!
Плохое образование: к штампам мы привыкаем со школьного детства и некому объяснить, что они вредны.
Порочные круги: огромные библиотеки плохих текстов (советских и постсоветских) воспитали множество плохих авторов, которые продолжают писать новые плохие тексты, которые воспитывают новых плохих авторов, которые...
ВЫУЧИТЕ НАИЗУСТЬ
Как их победить?
Будьте начеку!
Перечитывайте написанное, задумываясь: а встречались ли вам эти «образные» и «усиливающие» выражения раньше? Можно ли сказать яснее? А короче?
Тренируйте воображение
Самостоятельно придумывайте свежие и оригинальные образы. Это не так сложно, ведь вы можете использовать любой предмет, любого персонажа, любую выдуманную ситуацию.
Холодная как лёд → Холодная ...как курица в морозилке ? ...как молчание айсберга ?
Придерживайте слова
Говорите и пишите только тогда, когда вы точно знаете, что именно хотите донести до других людей. Сначала надо думать, потом выражать.
https://www.timuroki.ink/cloned
Тимур Аникин
Автор и ведущий курса
https://www.timuroki.ink/course
|