Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Учебники и научные труды |
Силлабическое стихосложение Автор: В. Холшевников |
Силлабическое стихосложение (от греч. syllabe, лат. syllaba − слог) − стихосложение, в котором ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Силлабическое стихосложение присуще языкам с постоянным ударением: французскому (на последнем слоге слова), польскому (на предпоследнем) и др. Ударение в таких языках не имеет смыслоразличительного значения, слышится слабее, поэтому ударные и безударные слоги в стихе метрически равноправны, изменение их расположения создает ритмические вариации того же размера. Короткие стихи, до восьми слогов, обычно не имеют цезуры, более длинные, от восьми слогов, делятся цезурой на два полустишия. В литературе нового времени силлабические стихи в большинстве языков обладают еще одним постоянным признаком, метрической константой: ударением на определенном слоге в окончании стиха, клаузуле и перед цезурой. Так, во французском двенадцатисложнике (6 + 6) ударение стоит на шестом и двенадцатом слогах; в польском одиннадцатисложнике (5 + 6) − на четвертом и десятом и т. д. Количество и расположение остальных ударений свободно. Постоянство концевого ударения − следствие постоянства места ударения в слове: раз ударение всегда стоит, например, на последнем слоге слова, то и в стихе оно всегда будет попадать на последний его слог. В современном стиховедении нет единой точки зрения на силлабическое стихосложение. В. М. Жирмунский и Л. И. Тимофеев считают русские силлабические, силлабо-тонические и чисто тонические (акцентные) стихи вариантами единой качественной, или тонической, системы стихосложения, в которой слоги различаются по ударности. Эта система противопоставляется ими метрической, или количественной, в которой слоги различаются по долготе. Б. В. Томашевский противопоставляет силлабическое стихосложение как присущее языкам с постоянным ударением, силлабо-тоническому и акцентному, присущим языкам с подвижным ударением. Все названные ученые определяют силлабическое стихосложение по двум постоянным признакам (метрическим константам): равному количеству слогов в стихах и постоянству места последнего ударения в стихе и полустишии. Но Л. И. Тимофеев считает расположение ударений в русском силлабическом стихосложении первичным признаком, а равносложность − вторичным, менее существенным. Б. В. Томашевский, напротив, полагает, что равносложность в силлаботонике − основной признак, а постоянство концевых ударений − автоматическое следствие постоянства места ударения в слове. Польские стиховеды показали, что в польском стихе 16−17 вв. не было еще акцентной константы в конце стиха и полустишия, она постепенно формировалась в 18−19 вв. Необязательной была она и во французском стихе 16 в. Такой стих можно назвать чисто силлабическим. Русское силлабическое стихосложение сформировалось в 17 в. (с 1613 г.), в известной мере под влиянием польского силлабического стихосложения. Им пользовались Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский. Благодаря подвижности русского ударения постоянное ударение перед цезурой образовалось не сразу: Родителей на сына || честь не прехождает, Аще добродетелей || их не подражает. (Симеон Полоцкий) Обязательно ли было в 17 в. постоянное ударение в рифме − вопрос спорный. У Симеона Полоцкого встречаются рифмы типа "себе − небе", "Фому − дому" и т. п. Б. В. Томашевский и И. П. Еремин считают их разноударными; П. Н. Берков полагает, что в декламации 17 в. в подобных случаях переносили ударение на предпоследний слог. У Кантемира и других силлабиков 18 в. ударение в клаузуле, несомненно, стабилизируется, в "высоких" размерах употребляются только женские рифмы. В русском языке с его сильным ударением, имеющим смыслоразличительное значение, силлабический стих тонизируется. Результатом этого процесса явилась в 30-е гг. 18 в. реформа Тредиаковского−Ломоносова, в результате которой в русской поэзии утвердилось силлабо-тоническое стихосложение, а силлабическое навсегда ушло в прошлое. В. Холшевников Словарь литературоведческих терминов. Сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. − М., «Просвещение», 1974. − 509 с. |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 3530 | Добавил: Алекс_Фо 23/02/13 19:50 | Автор: В. Холшевников |
 Всего комментариев: 0 | |