Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Учебники и научные труды

Тоническое стихосложение

Автор: М.Л. Гаспаров
Тоническое стихосложение (от греч. tоnos − ударение) − система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Тоническое стихосложение употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных − русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18−19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под тоническим стихосложением имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника.

Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм.

1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) − через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих.

2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):

«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной...»

(М. Лермонтов)


3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1−2 слога) слабого места также и в середине стиха:

«Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд...»

(А. Блок)

4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1−2−3 слога):

«Такая была ночь, что ушел Сиваш
И мёртвым постелил постель...»

(В. Луговской)

5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:

«Страшное у меня горе.
Вероятно − лишусь сна...»

(В. Маяковский)

Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чисто тоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. − строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского−Ломоносова); более свободные формы тонического стихосложения живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе...», «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).

Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.


М. Л. Гаспаров

Большая Советская Энциклопедия http://bse.sci-lib.com/article111315.html

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1889 | Добавил: Алекс_Фо 23/02/13 20:11 | Автор: М.Л. Гаспаров
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]