Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Учебники и научные труды

Эстетическая концепция рок-поэзии

Автор: И. А. Буйнов

        Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры, на лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющих возможность «достраивания» скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на «размывании» границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной из отличительных черт литературы ХХ в. Одной из особенностей текста рок-композиции является широкое использование мифологических, литературных и всякого рода историко-культурных реминисценций по принципу их многократного наслоения, в результате чего происходит контаминация или столкновение сходных, но не тождественных «комбинаторно-приращенных смыслов». Можно сказать, что рок-поэты пытаются создать свой собственный «миф о мире», аналогичный «мифу» символистскому, где также используются культурные реминисценции и мифологемы. Ни с чем не сравнимый символизм текстов был порожден изначальной подпольностью советского рока. Во многих песнях выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание «последствий». Например, Б.Б. Гребенщиков, которого некоторые исследователи называют «отцом отечественной рок-музыки», на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века.

        А.К. Троицкий, рассматривая отечественную рок-поэзию и характеризуя ее как явление культуры второй половины XX века, причем культуры поэтической, подчеркивает фундаментальную особенность жанра - «приоритет стихотворного текста над музыкальным началом» [7, с. 88].

        Рок-поэзия, являясь разновидностью массовой культуры, в то же время находится в оппозиции по отношению к ней. Г.В. Шостак, исследуя природу этой оппозиции, выделил те качества рок-поэзии, которые обуславливают ее противопоставленность массовой культуре: «приоритет слова над музыкой, глубокая содержательность и искренность, обращение к личности, социальная направленность, честность, проблемность, комбинаторное приращение смысла, опора на традиции русской литературы» [9, с. 16].

        Данные качества рок-поэзии часто описываются в различных комбинациях во многих статьях. Однако целесообразно рассматривать именно приведенную выше совокупность качеств рок-поэзии в ее единстве. Т.к. только такой подход может объяснить как обособленность рок-поэзии внутри массовой культуры, так и существующие противоречия и диаметрально противоположные течения, составляющие саму рок-поэзию. Необходимо более подробно остановиться на том, что следует понимать под основными качествами интересующего нас направления.

        Приоритет слова над музыкой - качество, которое выделил А.К. Троицкий еще в середине 80-х годов, говоря об идейно-проблематическом уровне поэзии: «...в рок-н-ролл у нас все-таки люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант» [7, с. 57]. Из этого качества закономерно вытекает следующее.

        Глубокая содержательность и искренность. Вот что говорит А.К. Троицкий о содержательной наполненности рок-текста: «Как легко петь ничего не значащие песенки, и как непросто находить такие слова, чтобы люди тебе верили; о множестве проблем говорят <. > рок-поэты, и интересно то, что тематика их удивительно совпадает с предметами самых острых споров и дискуссий, где бы они не велись. Это проблема равнодушия и инертности, несамостоятельности и бездумного следования моде, проблема приспособленчества и лицемерия, бескомпромиссности и личного выбора, и целый ряд других не менее горячих и волнующих всех нас вопросов» [Там же].

        Обращение к личности: рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями. А. А. Дидуров утверждает, что «...рок - всего лишь форма, которую личность наполняет своим содержанием», и даже идет дальше, объединяя понятия «рок» и «личность» в синонимическое поле: «обсуждали мы с Ю.Ю. Шевчуком все эти темы, <...> спорили: что - рок-поэзия, что - нет, <.> и пришли к консенсусу: есть личность - есть рок, нет личности - нет рока» [2, с. 250].

        Учитывая особенность этой системы, можно говорить о том, что для рок-поэта необыкновенно важно общение с аудиторией, т.к. личность может расти и развиваться только при условии «бескорыстного и бесконечного духовного взаимообмена собой - я тебе себя, а ты мне себя» [Там же, с. 249]. Именно поэтому рок-поэзия всегда личностно адресована: Ты шел не спеша, возвращаясь с войны... Со сладким чувством победы, с горьким чувством вины... Вот твой дом, но в двери уже новый замок: Здесь ждали тебя так долго, но ты вернуться не мог... «С войны» (гр. «ЧайФ»; В.В. Шахрин),

На дороге туман - нам мерещится дым.

Ты уехал за счастьем - вернулся просто седым.

И кто знает, какой новой верой решится эта борьба?

Быть, быть на этом пути - наша судьба.

Ты не один... [8, с. 78].

        Под социальной направленностью рок-поэзии должен пониматься интерес поэтов к национальной тематике, будь то отклик на сегодняшние события, взгляд вглубь отечественной истории или христианское (православное) осмысление русской темы. Такие рок-барды молодого поколения, как В.А. Третьяков или Г.М. Курков, тревожась за судьбу страны, создают стихи-песни, близкие каждому неравнодушному россиянину: они предупреждают об опасности забвения собственных истоков:

Рубиновых звезд меркнет свет. Матерясь,

Бежит по России Свобода.

Доносится с мест: долгожданная власть

Дает небывалые всходы.

 

И смутная весть неспроста завелась

В стенах новозданного храма:

Возносится крест, чтобы снова упасть

Под ноги грядущего Хама [5, с. 392].

        На одном из выступлений осенью 1994 г. Геннадий Курков, автор процитированного стихотворения, выразил надежду на то, что рок-поэзия не долго будет актуальной. Александр Башлачев не так давно тоже пел:

Я хочу дожить, хочу увидеть время,

Когда эти песни будут не нужны... [5, с. 392].

        Честность, проблемность. «Странное дело - «беспроблемность», приукрашательство, ханжество давно изжиты в нашей «большой» поэзии, лите ратуре, кино и театре - в области же популярной песни мы наблюдаем этот печальный атавизм, и лишь немногие рок-поэты противопоставляют в этом плане свое творчество поп-музыке», - говорит А.К. Троицкий [6, с. 8].

        <...>

        Бунтарскому духу рок-поэта близка «главная идея романтизма - прославление самодовлеющей личности, ощущающей свою самостоятельность, неисчерпаемость и самоценность с ее стремлением к независимости, нежеланием подчиниться законам окружающего мира, жестко ограничивающим возможности человеческой личности» [10, с. 24]. Бесспорно и то, что рок-поэзия как одно из литературных течений модерна продолжает некоторые традиции символизма (представление о двух мирах, утверждение особой роли символа, звукопись и т. д.) и футуризма (бунтарский вызов буржуазному миру, урбанизм, обращенность к грядущему, утверждение идеи «краха старья»).

        В творчестве рок-поэтов эти качества представлены по-разному: у кого-то доминанту составляет социальная направленность, многие «ставят» на разум и играют со словом, связав свою поэзию с постмодернистской антидуховной эклектикой, а для кого-то в основе творчества лежит духовно-нравственный идеал, характерный для классической литературы, в соответствии с чем и определились стилевые тенденции рок-поэзии.

 

© Буйнов Игорь Александрович, 2010

 

Полностью читать здесь



Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 532 | Добавил: Анна_Лисицина 24/04/18 21:31 | Автор: И. А. Буйнов
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]