Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Учебники и научные труды |
Метрическое стихосложение Автор: М.Л. Гаспаров |
Метрическое стихосложение – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смысло-различительное значение (хотя бывают исключения – например, чешский язык, где есть значимая долгота, не принял метрическое стихосложение. Наибольшее развитие метрическая система получила в античном стихосложении, в арабском и персидском, отчасти в индийском; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классическому китайскому стихосложению. В античном метрическом стихосложении единицей долготы в стихе служит доля – мора; краткий слог ( _ ) считается равным одной море, долгий слог (—) – двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. Важнейшие стопы: трехдольные (трехмерные) – ямб ( _ — ), хорей, или трохей (— _ ), трибрахий ( _ _ _ ); четырехдольные – спондей (— —), дактиль (— _ _), анапест ( _ _ —); пятидольные – бакхий с антибакхием ( _ — —, — — _ ), амфимакр (— _ —) и 4 пеона (— _ _ _ , _ — _ _ , _ _ — _ , _ _ _ —); шестидольные – молосс (— — —), хориямб (— _ _ —), антиспаст ( _ — — _ ) и 2 ионика ( _ _ — — и — — _ _ ); семиморные – 4 эпитрита ( _ — — —, — _ — —, — — _ —, — — — _ ). В каждой стопе различается сильное место – арсис (обычно долгий слог), и слабое место – тесис (обычно краткие слоги); сильные места, по господствующему мнению, выделяются ритмическим ударением; фонетическая природа ритмического ударения неясна, однако оно не имеет ничего общего с прозаическим словесным ударением. Короткие трехдольные стопы (иногда и четырехдольные) обычно объединяются в пары – диподии, где одна из стоп несет усиленное ритмическое ударение. Стих, в принципе, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т. п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (— _ _ ) может заменяться стопой спондея (— —). А при перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб ( _ —) может заменяться убыстренным спондеем (— —) и даже убыстренным дактилем и анапестом (— _ _ , _ _ —). Все это создает чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта – стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры – словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия, одно с нисходящим ритмом (— _ ...), другое — с восходящим ( _ — ...). Такие стихи были наиболее употребительны в эпосе и в драме; в лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменным тактом-стопой – логаэды. Здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов – строфы (Алкеева строфа, Сапфическая строфа). Такие строфы порой достигали большого объема и сложности (например, в хоровой лирике у Пиндара). Кроме стопы, стиха и строфы, иногда вводятся понятия колона, промежуточного между стопой и стихом, и «системы», промежуточной между стихом и строфой. Метрическое стихосложение в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия еще была нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку в эпоху эллинизма, когда стих отделился от пения; держалась, пока в греческом и латинском языках различалась долгота и краткость гласных, а в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греческие и латинские стихи в метрической системе писались еще очень долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами ритмические ударения, а безударными – слабые места стоп. М. Л. Гаспаров Краткая литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-8101.htm |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 4173 | Добавил: Алекс_Фо 23/02/13 20:21 | Автор: М.Л. Гаспаров |
 Всего комментариев: 0 | |