Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Психология творчества |
Творчество - это религия Автор: Алексей Че |
Мне недавно объяснили, что умение писать стихи (разговор шел не – сколько о качестве, сколько о количестве – как писать стихи каждый день), это отработанный навык, и что по мере его развития, человек научается писать регулярно. В принципе это верно. Как и любой навык – писательство требует каждодневной работы. С другой стороны – не думаю, что хорошие стихи можно писать каждый день. Хорошее стихотворение – редкость, подарок, а это не часто встречается и у именитых авторов. В поэзии всегда существует – тайна. Попытка разложить на составные этот вид искусства, разобрать его на определенные правила и винтики – пригодна для работы патологоанатома – вот рука, вот нога, вот кишечник… жизни только нет. Мы можем иметь необходимые знания, но вдохнуть в бесчувственную плоть – жизнь, мы не способны. До некоторой степени, подобные знания – нужны, но до некоторой степени. Это область рассудка, только стихи идут не от рассудка. Однако нельзя сказать, что они идут полностью от чувств. Это что-то большее, чем просто переживаемые в данный момент чувства. Творчество – это религия. Связь. А возможно, и наоборот. Когда-то давно написал стихотворение, там были такие слова: «Стихи нельзя написать, стихи нужно выстрадать…». Стихотворение осталось незаконченным (что понятно), слабым – на мой взгляд (что, думаю, тоже понятно), и я его выбросил. Но суть была верной. Не зачем что-то выдумывать, усиленно напрягать морщины на лбу, выковыривать слова. Настоящие стихи пишутся не так. Когда человеку бьют кулаком под дых – он испытывает боль. Настоящие стихи должны бить под дых. И чем сильнее – тем лучше. Искусство без боли – невозможно. Красиво сложенные слова – не больше чем погремушки, которыми любят трясти посредственные авторы. Со Словом нужно обходиться бережно, осторожно. Подлинный поэт, далеко не хозяин Слова, он – служит ему. Не прислуживается, а именно – служит. Многие авторы чересчур увлеклись игрой в поэзию, вместо самой поэзии. Слишком много словесной трескотни, клоунады, а проще – выпендрежа. За их словом – ничего нет. Нет связи стиха – ни с собой, ни с жизнью, ни с нервом души. В стихе должна бить жизнь – и внутренняя и внешняя, но без натянутых рифм. Без охов и вздохов. Это как язык Достоевского – корявый, непричесанный, но правдивый, отражающий действительность. Также вспоминается Маяковский и его понимание поэзии, как социального заказа. Правда, социальный заказ и искусство, все-таки – разные вещи. Социальный заказ – это требование общества, времени, положения дел и т.п. Именно, требование. Творчество – предполагает свободу; творить можно вопреки предъявляемым требованиям. В творчестве – присутствует иррациональность, трансцендентность (выход за рамки человеческого), соединение с чем-то более высоким, чем человеческий ум, как это понимал Бердяев. Мне кажется, это ближе к истине, чем понятие необходимости Маяковского. В творчестве человек способен преодолевать себя. Выходить за рамки своего условного «Я». Стихи, как и любое искусство, это – откровение. Как только искусство превращается в навык – оно умирает. Чем выше мое мастерство в этом – тем, дальше я от сути. Я превращаюсь в умелого жонглера, но поэт во мне давно испустил дух. Все хотят стать мастерами в своем деле, достичь определенного уровня умений. «Мастерство», как это не странно, означает – смерть. «Мастерство», предполагает знание – как, но подлинное искусство строится не на знании. Знание – хорошо для спорта и бизнеса, но для творчества – оно способно более помешать, чем помочь. Творить – значит погружаться в неизвестность, вступать в неведомое, испытывать неопределенность. Здесь всегда ощущаешь себя новичком. Нужно не – знать, нужно учиться доверяться этому потоку. Но здесь встает другой вопрос – как отличить подлинный поток, а потока чисто психического, когда автор обрушивает на головы слушателей свой нескончаемый понос, искреннее полагая, что разбрасывает золотые монеты. Это действительно непросто. Мне кажется, в этом и заключается ключевое отличие гения от графомана. В умении проводить эту тонкую линию. Здесь не может быть каких-либо рецептов. Каждый автор, должен сам докопаться до этого понимания. Здесь необходимо доверять своему чутью, интуиции. Конечно, это не даст никаких гарантий, но это единственный путь, который может привести к успеху. Передо мною чистый лист бумаги. Я не знаю, что на него попадет через несколько минут. Я могу, конечно, начать развивать волнующую меня тему – например, о несчастной любви, опираясь на реальные события, но лично мне интересней отпустить всякий контроль и дать той энергии, которая во мне бродить самой решить в какие формы вылиться. Здесь может появиться не только что-то рассудочное, но и возможно то, что удивит меня самого, откроет во мне что-то новое, неизвестное, неведомое до сих пор. В чем-то это похоже на метод свободных ассоциаций Фрейда. И сейчас, когда я набиваю на клавиатуре этот текст, у меня нет четкого представления – о чем я хочу сказать. Я совершенно этого не знаю. Я просто веду внутренний диалог с самим собой, практически не анализируя сказанного. Это больше нужно мне самому, чем тем, кто прочитает мои измышления, так как, по мере того, как я пишу, – я начинаю лучше понимать себя. Возможно, в моих мыслях нет ничего нового или кому-то они покажутся ошибочными, но мне интересен сам процесс и те ответы, которые возникают сами по себе, порой по-настоящему удивляют меня. Я никого ни к чему не призываю, я стараюсь лучше присмотреться к себе. Можно с уверенностью сказать, что за творчеством многих авторов стоит – честолюбие. И само творчество движимо – честолюбием. А это – конец, тупик всякого искусства. Все хотят одобрения, признания. Размещая то или иное свое произведение на страницах газет, книг, Интернета – мы ожидаем реакции людей (в большинстве случаев – положительной). При ее отсутствии или при негативной реакции – мы чувствуем обиду, злость и подобные им эмоции. Здесь наблюдается главная ошибка человеческого ума – мы меньше ценим сам процесс творчества – например, написания стихотворения, рассказа (а точнее – погружение в иную действительность), а больше стремимся выставить, показать законченный продукт публике. Но творчество – это процесс, а не то, что мы получаем в итоге. Важен не сотворенный продукт, важен сам творческий акт. И совершенно не имеет значения – найдут ли его результаты какой-либо отклик, будут ли кем-то поняты и оценены. (Главным образом, мы творим – для себя). Когда человек начинает зависеть от этих вещей (а часто это происходит неосознанно, не все готовы себе признаться в этом), он изменяет себе – и это является концом не только внутреннего творчества, но и личности. Требование – преобладает в нем. Свобода и творчество – закопаны в землю. И начинается беспробудное графоманство. Тщеславие одерживает верх. Хочется еще немного расширить понятие – творчество, чтобы оно не застревало только в рамках «искусства». Сама зацикленность в этих пределах, говорит о – внутренней смерти. «Я создаю искусство. Я хочу творить для вечности. Я хочу делать настоящие вещи…» – и т.п., – признаки самомнения и эгоизма. Автор, как это уже говорилось, ценит не сам творческий акт, а его конечные продукты. Не действие, а статику. Человек, который любит плавать, – наслаждается самим процессом плавания, а не мыслями – станет ли он олимпийским чемпионом или хотя бы чемпионом области. Творчество – это прыжок в воду. Для того чтобы творить – не обязательно нужно быть поэтом или писателем, и само присутствие этих «титулов» – не означает еще умения творить. Творчество – в широком контексте – это выход за грани обыденности, прислушивание к своему истинному «Я» и к чему-то более значимому, чем сам творящий. Это разговор с богом. И если я целиком отдаюсь этому действию, полностью и безоговорочно – меня меньше всего будет заботить: что обо мне скажет Анна или Кирилл, а также Сергей Иванович или как они отнесутся к моим внутренним изысканиям. Меня будет больше волновать – как удержать эту тонкую, невидимую связь с тем, что закрыто для обычного сознания. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком. Когда я говорю о боге (на случай, если кто-нибудь из тех, кто однажды прочитает мою писанину – окажется атеистом), о связи с ним через творческий процесс, я не имею в виду чисто христианское определение единосущного или не только его, я говорю о чем-то более значимом – чем я, о той силе, которая управляет всем в этом мире. И когда я сливаюсь с этой силой, выхожу за границы своих условных определений, на мгновение – я сам становлюсь этой силой. По крайней мере – таковы мои ощущения. Как именно это происходит – я не знаю. Вера, как и творчество, менее всего отягощена желанием – знать, эти процессы строятся не на знании, знание в них – означает конец. Здесь имеется что-то другое, трудно переводимое на обычный язык. Каждый человек должен сам прочувствовать это на своем опыте. Единственное, о чем можно с уверенностью сказать – этот акт предполагает преображение личности, обогащения ее души, через новое понимание себя и того, что ее окружает. В этом и заложена главная суть творчества – преображение личности и не – сколько в психологическом понимании, сколько – в духовном. И именно это должно являться смыслом и целью любого творчества, а не правильный размер или форма стиха, а также – оценка его качества. Все это является лишь побочными продуктами творческого акта. Если спросить меня самого – как научиться писать хорошие стихи или рассказы, я не смогу ответить. Я действительно не знаю. Я даже не знаю, – как писать их самому. Для меня – это тайна. В голову приходит только одна мысль: когда мы оцениваем что-либо как – хорошие или плохие стихи или рассказы, мы в первую очередь – говорим о результатах наших усилий, о подведение некого итога полученного опыта – либо нами самими, либо другими людьми. О том, что мы получаем на выходе. – Что не является полноценным ответом. Ставя вопрос именно так, мы затрагиваем лишь верхушку айсберга, но главное от нас остается сокрыто. Сам процесс погружение в ткань иной реальности – полностью игнорируется и оставляется не затронутым. Но есть надежда – как улучшить качество получаемых плодов. Мне кажется, чем полней и глубже будет опыт взаимодействия с этой необъяснимой силой, чем больше человек будет ценить сам творческий акт, чем меньше он будет мыслить в рамках «искусства», тем более качественными могут быть результаты данного опыта. И ему не нужно будет что-то придумывать, выхолащивать, выстраивать в симпатичные конструкции, ему нужно лишь будет – позволить осуществиться в себе происходящему процессу. Довериться ему и предоставить возможность – ему самому решить, в какие формы воплотиться. Возвращаясь к теме навыка. Человек, который желает отточить свое умение, в первую очередь должен задать себе вопрос – для чего я вообще пишу или для чего хотел бы писать (если мы говорим о писательстве)? Что именно мной движет? Быть понятым, выразить себя? А для чего? В чем заключается для меня ценность совершаемого действия? Возможно, стремление развить в себе желаемый навык – не является само по себе плохим. И наверняка, в некотором смысле – это необходимо. Но, также необходимо знать, для чего я это делаю, что руководит мной. Техническая сторона творчества – это его заключительная стадия; возможно даже и выходящая из его границ. И именно в этой плоскости, она и должна занимать свое место. Основополагающим мотивом или целью творческого акта, должен быть именно – новый опыт, новое понимание себя, преображение самой личности. Обновление. Мы творим не просто для себя, но и таким образом – творим себя, преодолеваем и создаем в каждом своем погружении в неизвестное. Ценность этого опыта имеет преобладающее значение. И вопросы, обращенные к автору – что ты понял, почувствовал, пережил, когда находился «по ту сторону» действительности, могут быть более важными, чем – нашел ли ты свежие рифмы, поймал неизбитый образ и т.п. Наиболее удачные произведения создаются, когда погружение в внутрь себя (или вне себя) – было наиболее полным и глубоким. (с) Алексей Че http://www.stihi.ru/2008/11/07/5020 |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 2405 | Добавил: Алекс_Фо 12/04/13 18:35 | Автор: Алексей Че |
 Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||