Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Психология творчества |
Поэзия будущего Автор: Козьма Иванов |
Я считаю, что принципиально поэзия не изменится ни за 50, ни за 200, ни за 1000 лет. Люди как писали о любви, о красотах природы, о горе, о политике, так писать о них и будут. Более того, когда поэты захотят нагнать большей поэтичности, они станут упоминать в своих виршах о свечах, цветах, крыльях (которые им непременно подрезают), стуке копыт вороных жеребцов и белых кобылиц, грозах, берёзах и т.д.), презрев такие слова, как телефон, микроволновка, холодильник, автобус, мобильник и т.п. Даже слова «телега» и «лапоть» почему-то оказываются предпочтительнее для высокой романтики. Посмотрите, на дворе стоит 21-й век, а чем современные поэты отличаются от Фета, Некрасова и Есенина? Вот выдержки из «берез»: Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей < 1842 > http://www.stihi-classic.ru/vers.php?id=7531 (Фет) Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой! (Некрасов) Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. (Есенин) Летом часто случаются грозы, И от ветра, как будто в поклон Не спеша изгибают березы Ювелирно-отточенный ствол. © Copyright: Ильяс 2004 http://ilyastih.fatal.ru/2004/82(1)s.htm Укрываясь редкой листвой И в озёра кидая блёстки, Обнимает месяц рукой Стан упругий белой берёзки. 2006 http://www.stihi.ru/2006/01/11-2041 (Галич) Допустим так: в лес входит человек Лес зимний, белый, выстуженный лес, Где голые, прозрачные стволы Берез как будто проступают из-под мглы ветвей, что истончились до черты… 2007 http://www.netslova.ru/oleynikov/stihi.html (Алексей Оленников) Разница между этими стихами только во владении мастерством слова. А принципиально – всё то же самое: любование красотами мира. Начиная с движения футуристов, поэзия начала сама с собой экспериментировать, но её эксперименты никак не влияют на основное течение поэтической реки. Это как группа сплавляющихся через пороги: яркие байдарки, экипировка, масса трюков, а пороги, как были, так и есть. Поэзия – это стремление себя выразить словесно. Вот и будут себя выражать. И рифма, я уверен, не исчезнет. Потому что рифма – это гармония, а поэзия – суть гармонии. Год 1007-й. Нет канализации и водопровода. Из средств передвижения только лошади. Везде ручной труд. Но чего хочет человек той эпохи? Большего комфорта, обеспеченной старости, еды каждый день и уверенности в будущем. Но разве этого самого не хотим и мы? В нашем 2007-м? Минуло 1000 лет. На дворе 3007-й год. В наличие всё. Телепортация, телепатия (но контролируемая и обществом и каждым индивидом в отдельности, даже изобретены прилады, защищающие от телепатии), путешествия во времени, космос освоен. НО. Каждый человек всё равно проходит все этапы жизненного пути: детство с кучей ошибок и обид, юность с романтической влюблённостью, зрелость с нахлёбыванием кучи проблем, старость. Да, проблемы и ошибки будут другими, будет комфортнее жить, но человек всё равно будет человеком, он будет искать, сравнивать, ревновать, завидовать, хотеть большего. И это всё будет находить отражение в поэзии. Главный принцип любой эволюции не заменять, а добавлять. Именно поэтому в природе и существуют все виды животных. Т.е. появление новой усовершенствованной формы или способности не уничтожает предыдущую форму или способность. А всё существует параллельно. Поэтому в поэзии будущего будут прекрасно уживаться все поэтические формы и достижения предыдущих веков и появятся другие формы, что вполне логично и естественно. Но ведь верлибр не отменяет сонет, а сонет не отменяет хокку, а хокку не перечёркивает лимерик. Возможно, в будущем появятся какие-нибудь слэнни или гофитуры, но они только прибавят свой колорит к уже имеющемуся базису поэзии. А суть поэзии при этом не изменится. Она всё равно останется средством рассуждения о мире, высшей степенью организации языка («Поэзия – это высшая форма существования языка» (с) И.Бродский). Возможно, что в поэзии будущего на самом деле не будет рифм (как это многие предполагают и предрекают), а, может быть, будут рифмы только ассонансные. Лично же я считаю, что будет по всякому. Например, можно будет писать без рифм, но, соблюдая размер, как это делали древние греки (а всё возвращается на круги свои, как известно). Опять же, лично я считаю, что рифма, скорее всего, станет присутствовать только в двух последних строчках 14-тистрочника. А именно 14-тистрочниками будут писать поэты будущего. Они будут строго блюсти размер, а что же касается остального, то содержание поэзии будет определять социум. Через 200 лет, скорее всего, люди уже будут летать на Луну, Марс, Венеру и т.д., строить там базы-города, в обиход войдет масса новых слов, связанных как с появлением новых материалов, так и с появлением новых видов трудовой деятельности. Такие же понятия, как любовь, ностальгия, дружба, уважение и т.д. останутся неизменными. И о них будут писать и через 200 лет, как писали о них 2000 лет назад. Только появятся иные метафоры, иные сравнения. Возможно, изменятся интонации. Появится наверняка машинная поэзия. Но человек сможет всё равно руководить этим процессом и потому иметь на неё авторское право. Например, пользователь Булькин решит написать стих про зиму. Он отберёт (естественно при помощи специальных лексических программ) на свой вкус тысяч пять слов, как-то связанных с зимой по его мнению. Далее он задаст поэтический размер (т.е. схему чередования ударений в строке и длину строки), поставит ряд условий (обязательное наличие существительного, глагола и прилагательного в строке или что-то иное) и запустит рифмопрограмму. Получив километровый текст, пользователь его покромсает на свой вкус, оставляя наиболее интересные фрагменты. Вот так будут рождаться машинные стихи. Бесспорно, останется экспериментальная поэзия (и будет усложняться, но без продуктивного поэтического выхода), останутся классические жанры. Никто не сможет уничтожить верлибр (потому что лентяи слова были, есть и будут). Главную роль в поэзии будущего будет играть индивидуальный стиль, характерный почерк. Не исключено, что поэты (в основном, это будет элита) станут придумывать собственные строфы (как это было в древнем мире), усложняя систему рифмовки и выискивая невозможные по сложности и изыску рифмы. Допускаю, что появится группа поэтов-узкокоридорников, которые, например, будут писать только о вазах (но всеми средствами, стилями, способами) или только о паутине. Уверен, сильнее станет жанровое разделение. Появятся оголтелые хоккуисты или воинствующие верлибристы. Исключительные лимерикисты или настойчивые однострочники. Например: Поэт Волнов – стопроцентный хоккуист, пишущий только о розах. Поэтесса Синькина – ярая верлибристка, пишущая исключительно о море. Поэт Ситков – твердый приверженец юрианской стопы, пишущий о канарейках. Поэтесса Лучова – крутая эксперименталка, пишущая в одну строку с использованием машинных языков. Предмет поэзии – звездопад. Поэт Квочарин – машинист со стажем (в смысле, что занимается машинной поэзией). Компилирует о лягушках. Но будут и изгои – поэты многотемовики, разбросчики по жанрам. И, конечно, будет стадо графоманов, т.е. тех, кто плюет на всё и вся (на правила, жанры, темы, законы) и пишет неостановимо обо всём и как попало. Стадо этих графоманов будет велико. НО. Литинституты будут строго хранить многообразие канонов поэзии и передавать их из поколения в поколение специализированным (так или иначе) поэтам. Поэзия не погибнет! Козьма Иванов http://www.stihi.ru/2009/06/12/1979 |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1816 | Добавил: Алекс_Фо 12/05/13 16:07 | Автор: Козьма Иванов |
 Всего комментариев: 1 | |
| |