Нет в моей деревне храма, Куполов и колоколен, Только почта, пилорама И кафешка с дядей Колей. И куда бы ни подался - Ночью, днём, в любое время - У тебя немного шансов Храм найти в моей деревне. Ты иди себе, прохожий, Мимо - полем, дальше - лесом, Если думаешь - безбожна Наша маленькая местность. Да, у нас нет взлётных полос, Чтобы небо взять с разбега Пилорама, почта, школа И душа у человека.
***
Ожидая весну, снег не чищу и двор не ухожен, Тишину не кормлю, суета за стеною давно, Только музыка ветра со мной не согласна, похоже - Форте/пьяная дама-метель завывает в окно. В этом крике и боль, и экстаз, и далёкое море, И печальная степь, и летящие в ночь снегири... Говорил мне сосед, деревенский философ, дядь Коля: «Суета всё сует, наливай, на края не смотри!» А вчера он замёрз возле дома, как пёс подзаборный. Врач сказал: «Вот же пьянь», и спросил у меня о родне. Покачал головой, как сердитый нахохленный ворон, Даже, кажется, каркнул…но видно почудилось мне.
***
Дядя Коля, ты теперь в раю - Дворником работаешь в Эдеме. Ангелы и курят и плюют Точно так же, как у нас в деревне. Утром в небе слышен звук метлы - Облака ухожены, умыты, И плывёт осеннее «курлы» Журавлей над родиной забытой, Над твоим покинутым двором, Над заросшим садом-огородом… Небо умещается в ведро, Вместе с солнцем расплескав всю воду. Я вчера отдал твой старый дом Дачнику с супругой - не жалею. Лучше так, чем видеть за окном Деревянный образ Колизея. Дом не может жить без очага, Без тепла людского он – руины. С тополями шепчется река, Журавли в закат уходят клином. Дядя Коля, не переживай, Всё у нас наладится – поверь мне. Ухнула испуганно сова - Ты в раю, наверно, хлопнул дверью.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Очень сильное стихотворение, и перед глазами все это: и лес, и степь, и деревня, и деревенский философ. А последняя часть - выход на какой-то другой уровень, за пределы привычной реальности. "Тишину не кормлю" и "небо умещается в ведро" - особенно хорошо.
милый критик, а не пробовали стать попроще?) Ну написали бы, типа у вас ударение неправильное, а я бы ответил, что знаю мол, у нас типа так ударяют в этом слове, и мол благодарю вас за проявленную бдительность, и вы почувствовав собственное превосходство, гордо бы удалились, неоплёванный, а отблагодарённый!)
а я бы ответил, что знаю мол, у нас типа так ударяют в этом слове
Апофис, прошу прощения, дополню за Вас (надеюсь, что не ошибаюсь)… мол, я хотел отразить в стише более аутентичную манеру речи. На самом деле, это неплохо смотрится в данном конкретном случае (а ещё лучше бы как-то пояснить, не все знают обо всех особенностях всех говоров в различных регионах).
"Да, у нас нет взлётных полос" - отчётливый сбой из-за скопления односложников вкупе с ударной "ё". И в "Утром в небе слышен звук метлы - Облака ухожены, умыты" получается, что облака дядя Коля моет метлой - тут лучше запятую. Непонятен образ неба в ведре - там амфиболия: то ли небо и солнце расплескали воду, то ли небо расплескало и воду и солнце вместе.
Спасибо, Сергей! Отчётливый сбой? Даже не знаю... я не слышу сбоя. Стишок не первой свежести, а вот замечание на этот счёт первое. Но, всё возможно, ведь вы так филологично всё растолковали, послушаю, что другие скажут...если скажут конечно) После метлы запятая, да?
По образу - задумано так: Небо уместилось в ведро вместе с огромным солнцем и они, т.е и небо и солнце при своём умещении, вытеснили всю воду. Жалею, что не смог донести правильно задумку)
Амфиболия, говорите, мешает?) Ну не знаю, по мне так... двусмысленности иногда даже мало, ведь вы оказывается всё поняли, ну так и выберите тот образ который вам ближе, мне кажется так проще читать стишки, не?)
Не проще, ну, мне, во всяком случае. Это что-то типа законов Мэрфи: "если текст может быть понят неправильно, то кем-то он будет понят неправильно". Просто кто-то машет рукой - дескать, и так пойдёт, и неча голову ломать, ну а кто-то отвлекается и, в результате, нарушается целостность восприятия. Я, собственно, не настаиваю - просто высказал своё мнение/впечатление, ну а дальше - дело автора. Амфиболия - это ошибка, если, конечно, она не замыслена автором, как это бывает в шуточных стихах, ну или редкий случай игры в обе стороны - типа "мать любит дочь".
ну как бы и я не настаиваю, Сергей, просто иногда у ребят увлекающихся филологией, возникает стойкое чувство, что они точно знают, как надо писать, и чего нельзя допускать в стишках. Я вот уверен, что амфиболии, не благозвучия, сливания гласных согласных и т.д. и т.п. это страшилки не имеющие ничего общего с хорошим или плохим стихом. Скажу больше. Я вот уверен, например, что графомания начинается не с плохих стихов, а наоборот, с хороших, правильных, выверенных филологическим мерилом. Только давайте так договоримся, если надумаете продолжать разговор, всё сказано, безотносительно этого стишка, а то возникнет обоюдная неловкость)
"По амфиболии - мне прочлось, что небо расплескало и солнце, и воду." - спасибо) Эризн, я честно говоря, не знаю как у вас, у меня когда пишу по настоящему, всё это как-то просто видится, а потом, через время забывается, а когда начинают спрашивать про образ там какой, начинаешь его снова рисовать таким каким он тебе сейчас увиделся, и не факт, что когда писал я думал не так как вы)
ага, и править такой давний стишок то ещё счастье!) Видишь, вот здесь исправить бы, там заменить... исправляешь, заменяешь и всё вроде становится правильным, но нет уже того стишка приятно-знакомого до боли))
Знаете, Валерий(я не ошибся?), я уже не раз читал подобные мнения о филологических страшилках и выверенных стихах, и скажу больше, - я не разделяю этих мнений. Конечно, и они имеют право на жизнь, но, как это ни странно, знание этих самых филострашилок помогает делать стихи лучше. Рассуждая таким образом, можно очень близко подойти к границе, а то и перейти её - за которой слово "параход" будет считаться авторским взглядом - "я так вижу", а не вульгарной орфографической ошибкой в слове "пароход". Графомания может начинаться с любых стихов, если автор считает их гениальными и не требующими правки - "нельзя править божественное/написанное душой/ну и подобное". Это безотносительно моих замечаний - исключительно по Вашей последней реплике.
Нет, не ошиблись) Знаете, Сергей, хорошо, что у вас есть уверенность в своих убеждениях) К сожалению, не могу этим похвастать. Я ведь любитель, не специалист. Мои рассуждения, если отталкиваться от общепринятых, устоявшихся, современных взглядов на сочинительство, очень графоманские. Например: Если тебе никто не шепчет сверху, то есть ты пишешь без вдохновения - ты графоман. Сколько бы ты не работал над стихом, правил стих, наполнял его аллюзиями, избавлялся от амфиболий, неблагозвучий, и т.д. - ты графоман. Я понимаю, что умный человек, познав технику стихосложения, будет писать отличные стихи, и отличить их, простите мою не научность") от настоящих стишков порой невозможно. Вы никогда не задумывались, почему, практически у всех хороших сочинителей бывают периоды неписания? У меня есть мыслишка на этот счёт, но боюсь, что она вам не понравится)) Цитата: Графомания может начинаться с любых стихов, если автор считает их гениальными и не требующими правки - категорически не согласен! Если автор не считает свои свежеписанные стишки гениальными, он или хитрит, чтобы не прослыть, или опять же графоманит понемногу) Токо прошу понять, я конечно же утрирую, и совсем не против правки, но этот процесс требует интимности) то есть лучше пусть будет амфиболия, чем потеряется гармония. Сергей, а вы Гессе читали? Там у него есть очерк кажется о плохих и хороших стихах, к чему это я? И последняя моя не уверенность: Знаете, я вот о чём часто думаю - мне кажется, мы часто убиваем талантливых, но послушных авторов своими требованиями к правильности, своими насмешками над нелепостями, и происходит это порой от того, что мы просто не понимаем и поэтому не принимаем мира в котором живёт этот автор и который он пытается показать нам. Я понимаю, что разубедить вас не получится, да и цели такой рядом не стояло. Но очень хотелось бы думать, что и вы иногда будете сомневаться в своих суждениях)
Боюсь, Вы меня неправильно поняли. Я не сомневаюсь в своих суждениях, когда точно знаю - не уверен, а именно знаю - что есть ошибка, в остальных случаях я предпочитаю выражения "как мне кажется","по моему мнению", "я думаю" ну и т.п. А насчёт "хитрит"...ну, хозяин-барин, это Ваше мнение, я знаю отнюдь не одного автора, кто нещадно правит свои стихи; да и сам я не считаю, к примеру, свои вирши гениальными, и кучу просто выкинул в корзину...А примеров классиков, начиная с "нашего всего" - масса(вспомните Маяковского: "в грамм добыча, в год труды") Ну да, понятие гармонии у каждого своё, и конечно же бесполезно мериться, чья гармоничнее, но, наверное, есть какие-то критерии оценки, мнения экспертов, да и просто принципы, правила, законы, которые в данный момент приняты в литературно-поэтическом сообществе как образцовые/эталонные, и не имеет значения, кто автор - молодой, талантливый, бесталанный, старый или вообще ходит в пятый класс - подход ко всем единый, независимо от мира, в котором автор живёт. Собственно, я тоже не ставил цели обратить Вас в свою веру, но только лишь пояснил свою позицию.
я знаю отнюдь не одного автора, кто нещадно правит свои стихи; да и сам я не считаю, к примеру, свои вирши гениальными, и кучу просто выкинул в корзину Да и я боюсь, что вы меня неправильно интерпретировали) А потом, почему вы уверены, что вы и ваши знакомые нещадно правящие не графоманы?) Я вот например, не уверен, что мои стишки не графоманские. Примеры классиков - не убеждают, ведь, согласитесь, что можно найти у тех же классиков и обратные высказывания? Да и, чего только не скажешь ради красного словца, разве нет? есть какие-то критерии оценки, мнения экспертов, да и просто принципы, правила, законы, которые в данный момент приняты в литературно-поэтическом сообществе как образцовые/эталонные,
Вот и попробуйте с этими правилами и эталонами подойти к тем же классикам) да и известные современники вряд ли вас подпустят, тот же Кабанов пошлёт куда подальше. Я не в коем случае, Сергей, ни хочу сказать, что все общепринятые правила чушь несусветная. Но они не догма, не икона, и не заповедь - всё зависит от контекста, например, глагольные рифмы плохо, да плохо, но иногда даже очень хорошо) Так, что амфиболия, это всего лишь филологический термин, а ошибкой она может стать лишь в том случае, когда читатель не терпит неоднозначности, или когда в контексте, употребление) амфиболии действительно приводит к тому прочтению, к какому автор не был готов)
Вечное противостояние Моцартов и Сальери Главное тут - не дойти до смертоубийства. Но я вот тоже из тех, кто считает, что не обязательно очень уж сильно алгеброй гармонию по башке лупить
Для Эризн. Да мы тут даже виртуально не убьём никого - так, кинули камешками друг в друга и разошлись. Для Апофиса. Хорошо, Валерий, подведём итоги. Я указал на одну очевидную речевую ошибку - амфиболию (бог с ними, с другими замечаниями) - причём, на неё же указала и Эризн - редактор. Вы ответили рассуждениями о том, что двусмысленность - это не страшно, раз я всё понял, и дело читателя - выбрать понравившийся вариант прочтения. Ну а дальше - больше:"А потом, почему вы уверены, что вы и ваши знакомые нещадно правящие не графоманы?"; " Примеры классиков - не убеждают, ведь, согласитесь, что можно найти у тех же классиков и обратные высказывания? Да и, чего только не скажешь ради красного словца, разве нет?"; " Вот и попробуйте с этими правилами и эталонами подойти к тем же классикам". Ну, как бы это сказать поаккуратнее...пусть будут не мои знакомые (их имена Вам ничего не дадут), но если Вы считаете графоманами Пушкина, Лермонтова, Некрасова , ну или писателей - тех же Пушкина с Лермонтовым, Достоевского, Толстого, Чехова, Куприна, Гоголя и ещё многих других,правящих свои тексты, то как бы аргументов у меня нет - это не мои выдумки, а исследования учёных: филологов, литературоведов, биографов поэтов и писателей. Аргумент же с применимостью сегодняшних эталонов к творчеству классиков вообще не к месту - во все времена существовали действующие на тот момент критерии оценки поэтического/писательского творчества, и ни один учёный не будет подходить с сегодняшними мерками к творчеству поэтов прошлого. А насчёт догмы я согласен, - да, не догма, но для того, чтобы писать недогматично, но при этом писать поэзию, надо выучится сначала "правилам чистописания". В системах контактных единоборств (каратэ-до) существует комплекс формальных упражнений - ката - которые должен знать любой участник соревнований: новичок,опытный боец, признанный мастер самой высокой квалификации. Т.е. любой участник сначала демонстрирует знание основ, и только потом - собственный стиль, свою манеру, свою интерпретацию. Одним словом, все Вами сказанное - лишь для оправдания речевой ошибки, существующей объективно, а не в результате чьего-то мнения. Могу только посоветовать прочесть вот это My WebPage - вот здесь всё объективно и не зависит от взгляда со стороны.
Хорошо, ваш итог был мной услышан. Как бы после подведения итогов не очень этично опять растекаться по древу, позволю только несколько реплик. (возможно, не очень аккуратных) 1. Всё нормально в принципе. Спор есть спор, и вольно или невольно каждый из нас пользуется приемами литературной полемики описанными ещё Чапеком. Но вы пользуетесь ими явно с удовольствием) Как вы ловко интерпретировали всё мной сказанное, прямо печать и подпись: "Одни словом, все Вами сказанное - лишь для оправдания речевой ошибки, существующей объективно" И даже слова редактора Эризн вы обратили в доказательства моего невежества, а впрочем почему бы и нет?) Не интересно, Сергей, возможно только мне не интересно, и немного жаль времени потраченного мной, да и вашего времени жалко, хотя чуток поменьше) затраченного на обдумывание аргументов, возражений, хотя, наверное, я не прав, вот завтра я уже может быть буду думать по другому, а может быть и не буду, но точно знаю, что никогда и никому я не буду втирать в подкорку незыблемость устоявшихся мнений, правил, приёмов и тем более подтверждать их значимость собой, своими знакомыми, и классиками.
Р.С. Удивлён лишь тем, что вы не сказали в заключении, типа: Ну раз Вы себя, Апофис, считаете таким гениальным, то я больше никогда вам замечаний делать не буду, и вообще, когда Вы публикуете стихи, делайте пометку - вне критики!)
Удивлён лишь тем, что вы не сказали в заключении, типа: Ну раз Вы себя, Апофис, считаете таким гениальным, то я больше никогда вам замечаний делать не буду, и вообще, когда Вы публикуете стихи, делайте пометку - вне критики!)
- а что, должен был? Я крайне редко ставлю целью уязвить или поддеть собеседника.
Да и у меня цель была немного другая, но бывает, иногда заносит... в реале проще, видно вкладываемые эмоции, кажущая безапелляционность у собеседника в виртуальном общении, вполне может оказаться просто манерой, темпераментом визави, а безобидная ирония при обмене репликами и вообще может показаться бестактностью, ну и т.д. Поэтому, если что, не обижайтесь.
"Тишину не кормлю" и "небо умещается в ведро" - особенно хорошо.
спасибо, Катя!
Щегленок (13/10/24 00:00) •
Спасибо, Елена!
дыбом встало, словно фаллос,
словно в тесном хлеве порос,
словно в синей дымке парус...
Ну, "полОс" же, милый автор!
А читается как "полоз"...
Тут сказал бы литератор:
"Не пора ли снова в школу-с?"
вот именно! я бы так и сказал, если бы у меня была ваша мудрость!) Спасибо!)
И в "Утром в небе слышен звук метлы - Облака ухожены, умыты" получается, что облака дядя Коля моет метлой - тут лучше запятую.
Непонятен образ неба в ведре - там амфиболия: то ли небо и солнце расплескали воду, то ли небо расплескало и воду и солнце вместе.
После метлы запятая, да?
По образу - задумано так: Небо уместилось в ведро вместе с огромным солнцем и они, т.е и небо и солнце при своём умещении, вытеснили всю воду. Жалею, что не смог донести правильно задумку)
Амфиболия - это ошибка, если, конечно, она не замыслена автором, как это бывает в шуточных стихах, ну или редкий случай игры в обе стороны - типа "мать любит дочь".
Графомания может начинаться с любых стихов, если автор считает их гениальными и не требующими правки - "нельзя править божественное/написанное душой/ну и подобное".
Это безотносительно моих замечаний - исключительно по Вашей последней реплике.
Например: Если тебе никто не шепчет сверху, то есть ты пишешь без вдохновения - ты графоман. Сколько бы ты не работал над стихом, правил стих, наполнял его аллюзиями, избавлялся от амфиболий, неблагозвучий, и т.д. - ты графоман. Я понимаю, что умный человек, познав технику стихосложения, будет писать отличные стихи, и отличить их, простите мою не научность") от настоящих стишков порой невозможно. Вы никогда не задумывались, почему, практически у всех хороших сочинителей бывают периоды неписания? У меня есть мыслишка на этот счёт, но боюсь, что она вам не понравится))
Цитата: Графомания может начинаться с любых стихов, если автор считает их гениальными и не требующими правки - категорически не согласен! Если автор не считает свои свежеписанные стишки гениальными, он или хитрит, чтобы не прослыть, или опять же графоманит понемногу)
Токо прошу понять, я конечно же утрирую, и совсем не против правки, но этот процесс требует интимности) то есть лучше пусть будет амфиболия, чем потеряется гармония.
Сергей, а вы Гессе читали? Там у него есть очерк кажется о плохих и хороших стихах, к чему это я?
И последняя моя не уверенность: Знаете, я вот о чём часто думаю - мне кажется, мы часто убиваем талантливых, но послушных авторов своими требованиями к правильности, своими насмешками над нелепостями, и происходит это порой от того, что мы просто не понимаем и поэтому не принимаем мира в котором живёт этот автор и который он пытается показать нам.
Я понимаю, что разубедить вас не получится, да и цели такой рядом не стояло. Но очень хотелось бы думать, что и вы иногда будете сомневаться в своих суждениях)
(Ненавижу ярлыки)
Ну да, понятие гармонии у каждого своё, и конечно же бесполезно мериться, чья гармоничнее, но, наверное, есть какие-то критерии оценки, мнения экспертов, да и просто принципы, правила, законы, которые в данный момент приняты в литературно-поэтическом сообществе как образцовые/эталонные, и не имеет значения, кто автор - молодой, талантливый, бесталанный, старый или вообще ходит в пятый класс - подход ко всем единый, независимо от мира, в котором автор живёт.
Собственно, я тоже не ставил цели обратить Вас в свою веру, но только лишь пояснил свою позицию.
я знаю отнюдь не одного автора, кто нещадно правит свои стихи; да и сам я не считаю, к примеру, свои вирши гениальными, и кучу просто выкинул в корзину
Да и я боюсь, что вы меня неправильно интерпретировали)
А потом, почему вы уверены, что вы и ваши знакомые нещадно правящие не графоманы?)
Я вот например, не уверен, что мои стишки не графоманские.
Примеры классиков - не убеждают, ведь, согласитесь, что можно найти у тех же классиков и обратные высказывания? Да и, чего только не скажешь ради красного словца, разве нет?
есть какие-то критерии оценки, мнения экспертов, да и просто принципы, правила, законы, которые в данный момент приняты в литературно-поэтическом сообществе как образцовые/эталонные,
Вот и попробуйте с этими правилами и эталонами подойти к тем же классикам) да и известные современники вряд ли вас подпустят, тот же Кабанов пошлёт куда подальше. Я не в коем случае, Сергей, ни хочу сказать, что все общепринятые правила чушь несусветная. Но они не догма, не икона, и не заповедь - всё зависит от контекста, например, глагольные рифмы плохо, да плохо, но иногда даже очень хорошо)
Так, что амфиболия, это всего лишь филологический термин, а ошибкой она может стать лишь в том случае, когда читатель не терпит неоднозначности, или когда в контексте, употребление) амфиболии действительно приводит к тому прочтению, к какому автор не был готов)
Главное тут - не дойти до смертоубийства.
Но я вот тоже из тех, кто считает, что не обязательно очень уж сильно алгеброй гармонию по башке лупить
Для Апофиса.
Хорошо, Валерий, подведём итоги. Я указал на одну очевидную речевую ошибку - амфиболию (бог с ними, с другими замечаниями) - причём, на неё же указала и Эризн - редактор. Вы ответили рассуждениями о том, что двусмысленность - это не страшно, раз я всё понял, и дело читателя - выбрать понравившийся вариант прочтения.
Ну а дальше - больше:"А потом, почему вы уверены, что вы и ваши знакомые нещадно правящие не графоманы?"; " Примеры классиков - не убеждают, ведь, согласитесь, что можно найти у тех же классиков и обратные высказывания? Да и, чего только не скажешь ради красного словца, разве нет?"; " Вот и попробуйте с этими правилами и эталонами подойти к тем же классикам".
Ну, как бы это сказать поаккуратнее...пусть будут не мои знакомые (их имена Вам ничего не дадут), но если Вы считаете графоманами Пушкина, Лермонтова, Некрасова , ну или писателей - тех же Пушкина с Лермонтовым, Достоевского, Толстого, Чехова, Куприна, Гоголя и ещё многих других,правящих свои тексты, то как бы аргументов у меня нет - это не мои выдумки, а исследования учёных: филологов, литературоведов, биографов поэтов и писателей.
Аргумент же с применимостью сегодняшних эталонов к творчеству классиков вообще не к месту - во все времена существовали действующие на тот момент критерии оценки поэтического/писательского творчества, и ни один учёный не будет подходить с сегодняшними мерками к творчеству поэтов прошлого. А насчёт догмы я согласен, - да, не догма, но для того, чтобы писать недогматично, но при этом писать поэзию, надо выучится сначала "правилам чистописания". В системах контактных единоборств (каратэ-до) существует комплекс формальных упражнений - ката - которые должен знать любой участник соревнований: новичок,опытный боец, признанный мастер самой высокой квалификации. Т.е. любой участник сначала демонстрирует знание основ, и только потом - собственный стиль, свою манеру, свою интерпретацию.
Одним словом, все Вами сказанное - лишь для оправдания речевой ошибки, существующей объективно, а не в результате чьего-то мнения. Могу только посоветовать прочесть вот это My WebPage - вот здесь всё объективно и не зависит от взгляда со стороны.
Как бы после подведения итогов не очень этично опять растекаться по древу, позволю только несколько реплик.
(возможно, не очень аккуратных)
1. Всё нормально в принципе. Спор есть спор, и вольно или невольно каждый из нас пользуется приемами литературной полемики описанными ещё Чапеком. Но вы пользуетесь ими явно с удовольствием)
Как вы ловко интерпретировали всё мной сказанное, прямо печать и подпись: "Одни словом, все Вами сказанное - лишь для оправдания речевой ошибки, существующей объективно" И даже слова редактора Эризн вы обратили в доказательства моего невежества, а впрочем почему бы и нет?)
Не интересно, Сергей, возможно только мне не интересно, и немного жаль времени потраченного мной, да и вашего времени жалко, хотя чуток поменьше) затраченного на обдумывание аргументов, возражений, хотя, наверное, я не прав, вот завтра я уже может быть буду думать по другому, а может быть и не буду, но точно знаю, что никогда и никому я не буду втирать в подкорку незыблемость устоявшихся мнений, правил, приёмов и тем более подтверждать их значимость собой, своими знакомыми, и классиками.
Р.С. Удивлён лишь тем, что вы не сказали в заключении, типа: Ну раз Вы себя, Апофис, считаете таким гениальным, то я больше никогда вам замечаний делать не буду, и вообще, когда Вы публикуете стихи, делайте пометку - вне критики!)
Я крайне редко ставлю целью уязвить или поддеть собеседника.