АЛЕКСЕЙ АБАШИН Здравствуйте!
Если честно, мне практически ничего не понравилось из представленных на конкурс стихотворений. Местами встречались неплохие идеи, проскакивали интересные образы. Но такое впечатление, что девизом в современном стихотворчестве становится фраза: «чем чуднее, тем моднее». Причём, ради какого-то интересного момента в стихотворении, вокруг него создаётся такое нагромождение из корявых фраз, странных образов, что этот интересный момент просто-напросто теряется.
Ещё… Утомляет перенасыщенность стихотворений образами. Такое впечатление, что многие считают, что чем больше вставишь в стихотворение образов, тем вернее напишешь шедевр. Причём, образы бросаются – т.е. автор что-то там обозначил и пошёл дальше – додумывайте сами, что он хотел сказать. И эта постоянная тяга к соединению несоединимого. Эклектика за гранью разумного. По-моему, поэзия становится какой-то «блицевой» - написал и опубликовал. Без доработок, без того, чтобы дать «шедевру» отлежаться, чтобы перечесть стихотворение, хотя бы через недельку. В другом настроении, с другими эмоциями. Т.е. посмотреть на него отстранённо. Другими глазами. Какой-то порочно-поточный метод.
Вот как такую фразу можно было не заметить и пропустить через собственный редактор: «И дойдёшь до весны, не изранив склонённых колен?»? Это явный кандидат в перловку. Вы можете представить себе позу этого человека? Я – нет.
Или вот этот псевдозначимый набор образов:
«Из лепестков в ладонь
Жгуче сочится синь.
Это уснул огонь.
Слезы твои – бензин…»
Не особо понятна причинно-следственная связь в первых трёх строках, но это ещё полбеды…
Почему огонь уснул, если слёзы – бензин? И я понимаю, что автор мне сможет объяснить применение этого образа, но в тексте стихотворения я не увидел объяснения. Образ просто брошен… далее автор говорит уже о другом.
Или вот:
«Там бабочка была.
Она ко мне сползала со стены.
Была видна её спина.
На ней проплешины видны…»
Сразу же заставляет поморщиться фраза «сползала со стены» - обычно применяется «сползала по стене». Далее, употребление в соседних строках однокоренных слов «видна – видны». Далее, четыре местоимения на три строки. И, в конце концов, на ком/чём были видны проплешины? На бабочке или на спине?
А ведь это начало стихотворения. Скажу честно, что я бы не стал читать дальше, если бы не надо было жюрить…
И подобные просчёты, небрежности можно увидеть практически в каждом стихотворении.
Ладно… Приступаю к обнародованию своего выбора: ШОРТ: 1. Чужая улица Ссылка Цельное стихотворение. Но не покидало ощущение косноязычности, которое мешает восприятию. В шорт беру только из-за того, что выбор очень мал.
+3 балла.
7. Цветные сны Ссылка Неплохо. Но есть некоторая натянутость повествования. До конца не веришь. По-моему, надо поковыряться в стихотворении, поискать те фальшивые нотки, которые мешают. Это как с детскими стихами, которые написаны взрослыми от лица детей. Что-то такое же проглядывает.
+3 балла.
11. Имя соли Ссылка Единственный запомнившийся эксперимент. Повеяло неплохим фолком. Можно было бы сделать полегче – много событий вытекающих одно из другого, длинная строка… Но это уже вкусовщина. В целом, понравилось.
+6 баллов.
27. Я придумаю имя цветку Ссылка По сравнению с другими, достаточно внятное стихотворение. С прозрачной композицией. С нормальным развитием и финалом. Не скажу, что стихотворение какое-то оригинальное, но на фоне других выигрывает.
+3 балла.
АНТИШОРТ: 6. it's my Хрю Ссылка Вот не считаю я такие стихи поэзией. И дело не в позиции автора. С ней можно соглашаться, а можно не соглашаться. Дело не в этом. Я не вижу в существовании таких стихов смысла. Это достаточно опытное версификаторство… и всё. Кого-то (кто не умеет «складывать слова в столбик»), возможно, впечатлит. Меня – нет. Можно набросать мне десяток «фейсбучных штампов» и я состряпаю подобное чтиво. Без души, без мысли.
-7 баллов.
Вот, собственно, и всё… Напоминаю, что всё вышесказанное - лишь моё частное мнение. Поэтому, смело можете не принимать его во внимание.
Всем спасибо! Удачи и вдохновения!
Алексей.
ТАМИКА ШОРТ 1. Чужая улица Ссылка Стихи о войне - это особый род поэзии, где в каждой строке должна быть высочайшая концентрация мысли, чувств, переживаний. В этом стихотворении - всё так. Ничего лишнего. Чувствуется обнаженный нерв. Но это всё между строк. А сами строки - это, казалось бы простой рассказ об одном из боёв. Рассуждения о войне. Простые слова, ясные мысли. А читатель, уже отложив стих, еще долго там, на этой чужой улице...
Стих выполнен, на мой взгляд, технически грамотно. Порадовали чудесные рифмы и интересные образы. Две последние строки сразили наповал. +7
3. Чайное Ссылка Чашки - это вообще, моя любимая тема. Везде. У меня даже один и тот же напиток в разных чашках будет иметь не одинаковый вкус. Думаю, что каждая чашка неповторима и имеет свою "душу". Читая монолог чашки, вспоминала Андерсена и мысленно представляла себе весь жизненный путь наших любимых чашек, и только сейчас поняла, почему я так грущу, когда они разбиваются. Они ведь живые...
К технике стиха, может, и можно было бы придраться, но очень не хочется. Посему на мой субъективный взгляд +7
7. Цветные сны Ссылка Очень понравился стих. Сны такие реальные и грустные, вызывающие разные эмоции и сопереживание. Немножко споткнулась о "синицу в небесах" В небесах - предполагает высоко. А синица обычно летает поближе к земле. Ну, и липкий мутный страх - штамп, по-моему. Да и дети так не говорят. Но, в остальном, на мой взгляд, всё хорошо. +6
8. Страдания зимы Ссылка Зима в этом стихотворении получилась очень живой и непосредственной.
Стихотворение читается легко до самой последней строки, которая просто очаровательна. Единственное замечание: подснежники не растут на полях. Но всё равно стих очень понравился. +6
27. Я придумаю имя цветку Ссылка Стих начинается с моего любимого месяца апреля и в нем так красиво ткется ковер из сонных трав... И дальше, еще в трех главных месяцах времен года столько выдумки и чудесных образов! Спасибо Автору, я получила массу удовольствия от прочтения. Если недостатки и есть, то выискивать их не хочется. +7
АНТИШОРТ 6. it's my Хрю Ссылка Я не буду комментировать это стихотворение. Единственное, что могу сказать - я не приемлю стихи на политические темы и не люблю, когда обзывают всякими неприглядными словами руководителей государств. Какими бы они ни были. Плохими или очень плохими. -4
ЕЛЕНА ШИЛОВА Надеюсь, я была не слишком строга и относительно справедлива. )) ШОРТ: 3. Чайное + 5
Ссылка Очень понравилась задумка представить чайные чашки одушевленными существами и описать их мирок изнутри. И все-то в этом мирке есть: и надежды, и мечты, и привязанности, и разочарования. Особенно улыбнул "кем-то надкушенный друг" с его рассуждениями о тщете всего сущего. В общем, не так уж чайно-чашечное бытие отличается от человеческой жизни. Интересная параллель, "камерное" исполнение, одним словом, симпатично.
10. Открываю на волю окно + 3
Ссылка Противоречивое впечатление от стихотворения: первая строфа нравится, не смотря на "Уходя уходить не спеши", которое как-то не вяжется с заявленным в начале "Уходя - уходи". Зато в этих строчках так и слышится шуршание облетевших листьев, создающее атмосферу вот этого самого "ухода": расставания, увядания и потери. Вторая строфа тоже, в принципе, нравится, хотя портят впечатление банальные рифмы. И еще, мне кажется, "навсегда" здесь лишнее: слово "растворишься" и так предполагает необратимость действия (во всяком случае, в данном контексте). Тут бы лучше, например, "без следа растворишься" или что-то в этом духе (хотя автору виднее, я не навязываюсь). А вот финальные две строчки, на мой взгляд, недотянуты, вместо жирной точки они расплываются в многоточия, которые опять же отдают банальностью ("жизнь не игра", "проклятый Рай"). Но, несмотря на это, стихотворение в целом обращает на себя внимание и скорее нравится.
15. В тишину + 3
Ссылка Атмосферное стихотворение. В "Бесприютной ноябрьской погоде" и вправду можно находить свою прелесть, тут я с автором согласна. И параллель между увядающей и засыпающей, чтобы однажды снова возродиться, природой и жизнью человеческой вполне уместна: это все тоскливо и горько, но это можно и нужно пережить. Царапают же мелочи. "Штрих хрупких веток" - веток много, а штрих один? "И дойдешь до весны, не изранив склоненных колен?" - а как, простите, можно идти, склонив колени? "Зябкие веточки" - зябкой может быть погода, а вот веточки - озябшими. В общем, неплохо, но хочется подрихтовать чуток.
20. В начале было слово + 6
Ссылка Очень удачно, на мой взгляд, использование укороченной последней строки в строфах. Смысловой акцент подчеркивается формой. "И становилось в нём всё меньше правды, Всё больше – правд." - понравилось особенно. Единственное, гражданскую лирику я воспринимаю достаточно осторожно, все-таки в ней очень велик риск уйти в пафос и популистские лозунги. Нужна очень большая точность и чуткость в выборе слов, чтобы не сфальшивить. Здесь мне совсем немного этой точности не хватило, но в целом стихотворение сильное и нужное.
21. Питерские акварели +7
Ссылка Действительно акварели. Размытые, полупрозрачные, и, тем не менее, очень точно и объемно передающие образ Питера. "И, скинув надоевший свитер,
Мой город надевает китель и поднимает паруса" - всего три строки, а уже понятно, о каком городе идет речь. И так каждый отрывок, дышит своим настроением, порой непогожим и дождливым, но неизменно вдохновенным и наполненным любовью к родному городу. Легко, воздушно и, действительно, "к небесами" поближе, несмотря на повышенную влажность. )) Очень понравилось.
АНТИ-ШОРТ: 7. Цветные сны - 5
Ссылка При выборе такой тяжелой, болезненной темы для стихотворения очень важно не сфальшивить в исполнении. Иначе у читателя возникает ощущение слезодавилки - будто из него насильно выжимают эмоции, используя жалостливые клише. И здесь фальши многовато. Герой - ребенок из неблагополучной семьи, повествующий о своей нелегкой жизни, это, по сути, монолог, который должен быть простым и искренним, без излишних украшательств и лирических отступлений. Здесь же так и лезут всякие книжности типа "травы осенней праха" и "липкого мутного страха". "Безжалостный удел" из уст пьяного отчима - это вообще что-то из области фантастики. В общем, на мой взгляд, попытка слепить из чисто детских впечатлений (цветных снов, рисования на стекле) и бытовой чернухи действительно проникновенную, трагическую историю, не удалась. Не знаю, были ли плохие рифмы часть задумки по воплощению "детскости", но с ними тоже перебор.
14.Южная ночь - 3
Ссылка Единственная мысль, которую осталась у меня после прочтения данного стихотворения - а что такое полуабрис? В принципе, на этот вопрос я довольно быстро придумала ответ... и все. Больше ничем стих не запомнился, не выделился и внимания не привлек. Практически в каждом конкурсном стихотворении я что-то для себя выделяла: это нравится, это не нравится, вот тут образ интересный, вот тут рифма хорошая, вот это спорно, но интересно, а вот это хочется поправить. Здесь же, увы, вакуум. Нет, стих не плохой, просто никакой. Южная ночь, море, влюбленная пара - таких зарисовок тысячи, у меня тоже где-то в надежно похороненных загашниках валялось. А мне кажется, что формулировка "конкурс, на который авторы могут приносить свои лучшие стихи" обязывает. Даже не зная автора, я уверена, что это не лучшее у него/нее.
18. Бабочка - 6
Ссылка Представила я себе спину бабочки с проплешинами, и замерла в предчувствии: ох, что-то сейчас будет. И не ошиблась, ибо "она ползла неудержимо,
и хоботок её свисал". Здесь генератор абсурдных картинок у меня забарахлил, осталось только истерическое хихиканье. Но, в общем, за исключением концовки, это был единственный относительно светлый момент в стихе. Череда странных картинок продолжилась, и смысла я в них увидела мало. Плюс довольно неуклюжее построение стиха, слабенькие рифмы, внезапные логические перескоки, "слабый-слабый-слабый" и "будто «бам» сказали мне". Единственное, что удержало от выставления низшего балла, - это попытка закольцевать повествование, представив бабочку как символ преследующего прошлого. То есть идея у автора была, и даже, в общем, читаемая, но исполнение - увы.
Фальшивые нотки... Я не против работать над стихами, знать бы только где сбоит. В общем, буду думать. За тем и несла на конкурс: нужен взгляд со стороны.
Тамика, очень обрадовалась, что оба стихотворения вошли в Ваш шорт. Замечания учту, обязательно. Вот только насчет подснежников хотела сказать: я их видела на полях, за городом. Но когда прочла Ваш комментарий, даже засомневалась в этом ))). Погуглила, нашла про поля, и вот это нашла: "Подснежники могут расти где угодно, даже в огороде или саду, но чаще всего их можно встретить в лесу или на опушке соснового бора. Существует мнение, что они хорошо выживают на южных склонах в лесу. ( http://vogorode.com/flowers/mnogoletnie/kogda-rastut-podsnezhniki.html ). В любом случае, большое Вам спасибо.
Елена, Вам тоже большое спасибо за обзор. Если стихотворение небезнадежно, то его можно доработать, тем более, я теперь знаю слабые места.
Завязан сбоку бантик...
Денис Полину снова в шорт,
Светлану - только в анти!
)
Ты как всегда
Спасибо тебе за наблюдательность и юмор.
Ах что мне делать? Вот беда:
я снова не в опале.
Писать похуже, может, да?
Чтоб в шорт меня не брали)))
Твой богатырь былинный,
Хоть хуже некуда пиши -
Возьмет тебя, Полина!
)
Конечно, на зарплате.
Хотела в тайне сохранить -
Да тут же Платт на Платте!
))))
Калач, конечно, тертый...
Но Платт заплатит даме сам,
Когда такие шорты!
)
и фирма чтоб крутая....
не в шортах дело-то, а в том,
на что их надевают!
))
Дороженька кривая...
Там шорты тайны выдают
Почаще, чем скрывают.
)
Завидую я Платту,
Ведь инквизиторам грехи
Отпустятся по блату.
)))
Интриги и литсети!
Вам знать бы нужно наперёд:
Опасны игры эти:
Достанет платтова рука
Вас поздно или рано.
Куда там в средние века
Шпионам Ватикана!
В его пылающий костёр,
Где тлеет экспов стружка,
Вязанку сплетен принесёт
Известная старушка.
Теперь считала, да.
Ну что жжж, со стороны виднее
да мож он на коленях шел))))))))))
в последнее время все чаще появляется мысль о перловке, ага)
Ругайте, прошу Вас)) "Жираф" сложен. Он сложен из чужих образов и моих впечатлений. А что Вы увидели в нём?
Вот вы начинаете стихотворение «В пылающей пылью дали…». Пыль сама по себе пылать не может. Соответственно, у меня возникает недоумение. Мне надо останавливаться и домысливать, что в Африке (хорошо, что хоть ориентир дали названием «Жираф») жарко, что почему-то поднялась в воздух пыль. Чтобы хоть как-то представить себе именно «пылающую пыльную даль» мне надо присобачить ко всему этому рассвет или закат. Вы перегрузили строку неточным употреблением слова. Если даже применить «в пылающей пыльной дали» и то было бы легче.
Далее, вы картинку ещё усложняете. Зачем-то добавляете оранжевый цвет (откуда он взялся вообще не понятно) и чад. Мне, например, кажется, что «чад» вы добавили только для рифмы с «Чад». Далее, вы используете игру слов, которую не использовал только ленивый - «дали-Дали». Потом вы употребляете «интересную» связку:
«Изысканным танцем жираф
плетёт длинношеее па…».
Извините, но «плетёт длинношеее па» я могу воспринимать только, как нечто юмористическое. Представляю себе жирафа, который что-то такое вытворяет со своей шеей, как-то так её выкручивает/закручивает, что ни о какой «изысканности танца» речи идти не может.
А потом вы возвращаетесь опять к своим «тараканам» - к жаре. Т.е. толчёте воду в ступе. Причём, как «факелом вспыхнет жара, на шею жирафью упав…» я представить не могу. Кстати, там запятую надо после «жара». А после первой строки, третьей строки – не нужно. После второй строки лучше поставить точку.
Вы наверняка слышали о том, что стихотворение – это квинтэссенция мысли. Чтобы рассказать то, что автор написал в нескольких строках хорошего стихотворения, необходимо написать несколько листов прозой.
Чтобы рассказать то, что вы написали в первой строфе понадобиться всего несколько слов в прозе. Типа:
«Африка, Гумилёв, танцующий жираф, Дали». Всё. Картинка нарисована.
Извините, до конца разбирать стихотворение не буду. Общую направленность моих мыслей, я думаю, вы поняли.
С уважением,
Понимаете, пылать можно не только излучая сильный жар и свет) можно испытывать сильную эмоцию, страстно желать. Так вот даль излучает страсть пылью))) Чем больше стадо, тем сильнее оно пылит) Опять же слово "вспылить" сближает пыль и пыл))) Но оставим их пока. Скажите, Вам знакомы жирафы в творчестве Дали?
Пишите тогда перед каждым стихотворением список литературы, произведений живописи, которые необходимы для понимания вашего замысла.
Теперь...
"Понимаете, пылать можно не только излучая сильный жар и свет) можно испытывать сильную эмоцию, страстно желать. Так вот даль излучает страсть пылью))) Чем больше стадо, тем сильнее оно пылит) Опять же слово "вспылить" сближает пыль и пыл)))""
Неа, не понимаю... Точнее, я всё это понимаю умозрительно... но ничего из этого вы не показали в стихотворении. Вы предложили мне погадать на кофейной гуще, что же вы имели в виду...))) И я думаю, что большинство читателей согласятся со мной...
По литературе и картинам - нет, я не стремился что-то донести до читателя посредством заёмных образов, делился своими впечатлениями, старался передать эмоции. Если читатель не знает фетиша Дали - жирафа, не читал Гумилёва и Блока, то ему невозможно уловить смысл этого стиха, но я повторюсь, я не стремился этот смысл донести до него. Заинтересовать игрой слов - да, передать эмоцию - да, а вот смысл передать - нет. Приятно, конечно, когда понимают, но и на вопрос "что курил автор?" я не обижаюсь)))
Знаете, меня всегда страшит то, что в итоге люди придут к поэзии типа:
Помнишь?
Помнишь?!
Помнишь?!!
Помнишь?!!!
Помню.
Помню!
Помню!!
Помню?!!
И критики будут обсуждать правильно ли автор поставил вопросительный знак в последней строке...))) А правильно ли он обозначил акцент? Может быть, надо было добавить неожиданности? Типа:
Нет.
И здесь новый виток споров о возможности этого "нет"...)))
Я утрирую конечно... Но подумайте в этом направлении...)))