Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Бежевый Сетерикон (№15) - краткий обзор конкурса
Обзоры
Автор: ПКП


АЛЕКСЕЙ АБАШИН

Здравствуйте!
Если честно, мне практически ничего не понравилось из представленных на конкурс стихотворений. Местами встречались неплохие идеи, проскакивали интересные образы. Но такое впечатление, что девизом в современном стихотворчестве становится фраза: «чем чуднее, тем моднее». Причём, ради какого-то интересного момента в стихотворении, вокруг него создаётся такое нагромождение из корявых фраз, странных образов, что этот интересный момент просто-напросто теряется.
Ещё… Утомляет перенасыщенность стихотворений образами. Такое впечатление, что многие считают, что чем больше вставишь в стихотворение образов, тем вернее напишешь шедевр. Причём, образы бросаются – т.е. автор что-то там обозначил и пошёл дальше – додумывайте сами, что он хотел сказать. И эта постоянная тяга к соединению несоединимого. Эклектика за гранью разумного. По-моему, поэзия становится какой-то «блицевой» - написал и опубликовал. Без доработок, без того, чтобы дать «шедевру» отлежаться, чтобы перечесть стихотворение, хотя бы через недельку. В другом настроении, с другими эмоциями. Т.е. посмотреть на него отстранённо. Другими глазами. Какой-то порочно-поточный метод.
Вот как такую фразу можно было не заметить и пропустить через собственный редактор: «И дойдёшь до весны, не изранив склонённых колен?»? Это явный кандидат в перловку. Вы можете представить себе позу этого человека? Я – нет.
Или вот этот псевдозначимый набор образов:
«Из лепестков в ладонь
Жгуче сочится синь.
Это уснул огонь.
Слезы твои – бензин…»
Не особо понятна причинно-следственная связь в первых трёх строках, но это ещё полбеды…
Почему огонь уснул, если слёзы – бензин? И я понимаю, что автор мне сможет объяснить применение этого образа, но в тексте стихотворения я не увидел объяснения. Образ просто брошен… далее автор говорит уже о другом.
Или вот:
«Там бабочка была.
Она ко мне сползала со стены.
Была видна её спина.
На ней проплешины видны…»
Сразу же заставляет поморщиться фраза «сползала со стены» - обычно применяется «сползала по стене». Далее, употребление в соседних строках однокоренных слов «видна – видны». Далее, четыре местоимения на три строки. И, в конце концов, на ком/чём были видны проплешины? На бабочке или на спине?
А ведь это начало стихотворения. Скажу честно, что я бы не стал читать дальше, если бы не надо было жюрить…
И подобные просчёты, небрежности можно увидеть практически в каждом стихотворении.
Ладно… Приступаю к обнародованию своего выбора:


ШОРТ:

1. Чужая улица Ссылка

Цельное стихотворение. Но не покидало ощущение косноязычности, которое мешает восприятию. В шорт беру только из-за того, что выбор очень мал.
+3 балла.

7. Цветные сны Ссылка

Неплохо. Но есть некоторая натянутость повествования. До конца не веришь. По-моему, надо поковыряться в стихотворении, поискать те фальшивые нотки, которые мешают. Это как с детскими стихами, которые написаны взрослыми от лица детей. Что-то такое же проглядывает.
+3 балла.

11. Имя соли Ссылка

Единственный запомнившийся эксперимент. Повеяло неплохим фолком. Можно было бы сделать полегче – много событий вытекающих одно из другого, длинная строка… Но это уже вкусовщина. В целом, понравилось.
+6 баллов.

27. Я придумаю имя цветку Ссылка

По сравнению с другими, достаточно внятное стихотворение. С прозрачной композицией. С нормальным развитием и финалом. Не скажу, что стихотворение какое-то оригинальное, но на фоне других выигрывает.
+3 балла.

АНТИШОРТ:

6. it's my Хрю Ссылка

Вот не считаю я такие стихи поэзией. И дело не в позиции автора. С ней можно соглашаться, а можно не соглашаться. Дело не в этом. Я не вижу в существовании таких стихов смысла. Это достаточно опытное версификаторство… и всё. Кого-то (кто не умеет «складывать слова в столбик»), возможно, впечатлит. Меня – нет. Можно набросать мне десяток «фейсбучных штампов» и я состряпаю подобное чтиво. Без души, без мысли.
-7 баллов.

Вот, собственно, и всё… Напоминаю, что всё вышесказанное - лишь моё частное мнение. Поэтому, смело можете не принимать его во внимание.
Всем спасибо! Удачи и вдохновения!
Алексей.



ТАМИКА

ШОРТ

1. Чужая улица Ссылка

Стихи о войне - это особый род поэзии, где в каждой строке должна быть высочайшая концентрация мысли, чувств, переживаний. В этом стихотворении - всё так. Ничего лишнего. Чувствуется обнаженный нерв. Но это всё между строк. А сами строки - это, казалось бы простой рассказ об одном из боёв. Рассуждения о войне. Простые слова, ясные мысли. А читатель, уже отложив стих, еще долго там, на этой чужой улице...
Стих выполнен, на мой взгляд, технически грамотно. Порадовали чудесные рифмы и интересные образы. Две последние строки сразили наповал. +7

3. Чайное Ссылка

Чашки - это вообще, моя любимая тема. Везде. У меня даже один и тот же напиток в разных чашках будет иметь не одинаковый вкус. Думаю, что каждая чашка неповторима и имеет свою "душу". Читая монолог чашки, вспоминала Андерсена и мысленно представляла себе весь жизненный путь наших любимых чашек, и только сейчас поняла, почему я так грущу, когда они разбиваются. Они ведь живые...
К технике стиха, может, и можно было бы придраться, но очень не хочется. Посему на мой субъективный взгляд +7

7. Цветные сны Ссылка

Очень понравился стих. Сны такие реальные и грустные, вызывающие разные эмоции и сопереживание. Немножко споткнулась о "синицу в небесах" В небесах - предполагает высоко. А синица обычно летает поближе к земле. Ну, и липкий мутный страх - штамп, по-моему. Да и дети так не говорят. Но, в остальном, на мой взгляд, всё хорошо. +6

8. Страдания зимы Ссылка

Зима в этом стихотворении получилась очень живой и непосредственной.
Стихотворение читается легко до самой последней строки, которая просто очаровательна. Единственное замечание: подснежники не растут на полях. Но всё равно стих очень понравился. +6

27. Я придумаю имя цветку Ссылка

Стих начинается с моего любимого месяца апреля и в нем так красиво ткется ковер из сонных трав... И дальше, еще в трех главных месяцах времен года столько выдумки и чудесных образов! Спасибо Автору, я получила массу удовольствия от прочтения. Если недостатки и есть, то выискивать их не хочется. +7

АНТИШОРТ

6. it's my Хрю Ссылка

Я не буду комментировать это стихотворение. Единственное, что могу сказать - я не приемлю стихи на политические темы и не люблю, когда обзывают всякими неприглядными словами руководителей государств. Какими бы они ни были. Плохими или очень плохими. -4





ЕЛЕНА ШИЛОВА

Надеюсь, я была не слишком строга и относительно справедлива. ))

ШОРТ:

3. Чайное + 5 Ссылка

Очень понравилась задумка представить чайные чашки одушевленными существами и описать их мирок изнутри. И все-то в этом мирке есть: и надежды, и мечты, и привязанности, и разочарования. Особенно улыбнул "кем-то надкушенный друг" с его рассуждениями о тщете всего сущего. В общем, не так уж чайно-чашечное бытие отличается от человеческой жизни. Интересная параллель, "камерное" исполнение, одним словом, симпатично.

10. Открываю на волю окно + 3 Ссылка

Противоречивое впечатление от стихотворения: первая строфа нравится, не смотря на "Уходя уходить не спеши", которое как-то не вяжется с заявленным в начале "Уходя - уходи". Зато в этих строчках так и слышится шуршание облетевших листьев, создающее атмосферу вот этого самого "ухода": расставания, увядания и потери. Вторая строфа тоже, в принципе, нравится, хотя портят впечатление банальные рифмы. И еще, мне кажется, "навсегда" здесь лишнее: слово "растворишься" и так предполагает необратимость действия (во всяком случае, в данном контексте). Тут бы лучше, например, "без следа растворишься" или что-то в этом духе (хотя автору виднее, я не навязываюсь). А вот финальные две строчки, на мой взгляд, недотянуты, вместо жирной точки они расплываются в многоточия, которые опять же отдают банальностью ("жизнь не игра", "проклятый Рай"). Но, несмотря на это, стихотворение в целом обращает на себя внимание и скорее нравится.

15. В тишину + 3 Ссылка

Атмосферное стихотворение. В "Бесприютной ноябрьской погоде" и вправду можно находить свою прелесть, тут я с автором согласна. И параллель между увядающей и засыпающей, чтобы однажды снова возродиться, природой и жизнью человеческой вполне уместна: это все тоскливо и горько, но это можно и нужно пережить. Царапают же мелочи. "Штрих хрупких веток" - веток много, а штрих один? "И дойдешь до весны, не изранив склоненных колен?" - а как, простите, можно идти, склонив колени? "Зябкие веточки" - зябкой может быть погода, а вот веточки - озябшими. В общем, неплохо, но хочется подрихтовать чуток.

20. В начале было слово + 6 Ссылка

Очень удачно, на мой взгляд, использование укороченной последней строки в строфах. Смысловой акцент подчеркивается формой. "И становилось в нём всё меньше правды, Всё больше – правд." - понравилось особенно. Единственное, гражданскую лирику я воспринимаю достаточно осторожно, все-таки в ней очень велик риск уйти в пафос и популистские лозунги. Нужна очень большая точность и чуткость в выборе слов, чтобы не сфальшивить. Здесь мне совсем немного этой точности не хватило, но в целом стихотворение сильное и нужное.

21. Питерские акварели +7 Ссылка

Действительно акварели. Размытые, полупрозрачные, и, тем не менее, очень точно и объемно передающие образ Питера. "И, скинув надоевший свитер,
Мой город надевает китель и поднимает паруса" - всего три строки, а уже понятно, о каком городе идет речь. И так каждый отрывок, дышит своим настроением, порой непогожим и дождливым, но неизменно вдохновенным и наполненным любовью к родному городу. Легко, воздушно и, действительно, "к небесами" поближе, несмотря на повышенную влажность. )) Очень понравилось.

АНТИ-ШОРТ:

7. Цветные сны - 5 Ссылка

При выборе такой тяжелой, болезненной темы для стихотворения очень важно не сфальшивить в исполнении. Иначе у читателя возникает ощущение слезодавилки - будто из него насильно выжимают эмоции, используя жалостливые клише. И здесь фальши многовато. Герой - ребенок из неблагополучной семьи, повествующий о своей нелегкой жизни, это, по сути, монолог, который должен быть простым и искренним, без излишних украшательств и лирических отступлений. Здесь же так и лезут всякие книжности типа "травы осенней праха" и "липкого мутного страха". "Безжалостный удел" из уст пьяного отчима - это вообще что-то из области фантастики. В общем, на мой взгляд, попытка слепить из чисто детских впечатлений (цветных снов, рисования на стекле) и бытовой чернухи действительно проникновенную, трагическую историю, не удалась. Не знаю, были ли плохие рифмы часть задумки по воплощению "детскости", но с ними тоже перебор.

14.Южная ночь - 3 Ссылка

Единственная мысль, которую осталась у меня после прочтения данного стихотворения - а что такое полуабрис? В принципе, на этот вопрос я довольно быстро придумала ответ... и все. Больше ничем стих не запомнился, не выделился и внимания не привлек. Практически в каждом конкурсном стихотворении я что-то для себя выделяла: это нравится, это не нравится, вот тут образ интересный, вот тут рифма хорошая, вот это спорно, но интересно, а вот это хочется поправить. Здесь же, увы, вакуум. Нет, стих не плохой, просто никакой. Южная ночь, море, влюбленная пара - таких зарисовок тысячи, у меня тоже где-то в надежно похороненных загашниках валялось. А мне кажется, что формулировка "конкурс, на который авторы могут приносить свои лучшие стихи" обязывает. Даже не зная автора, я уверена, что это не лучшее у него/нее.

18. Бабочка - 6 Ссылка

Представила я себе спину бабочки с проплешинами, и замерла в предчувствии: ох, что-то сейчас будет. И не ошиблась, ибо "она ползла неудержимо,
и хоботок её свисал". Здесь генератор абсурдных картинок у меня забарахлил, осталось только истерическое хихиканье. Но, в общем, за исключением концовки, это был единственный относительно светлый момент в стихе. Череда странных картинок продолжилась, и смысла я в них увидела мало. Плюс довольно неуклюжее построение стиха, слабенькие рифмы, внезапные логические перескоки, "слабый-слабый-слабый" и "будто «бам» сказали мне". Единственное, что удержало от выставления низшего балла, - это попытка закольцевать повествование, представив бабочку как символ преследующего прошлого. То есть идея у автора была, и даже, в общем, читаемая, но исполнение - увы.
Опубликовано: 21/12/14, 01:02 | Просмотров: 2144 | Комментариев: 24
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Алексей, спасибо за обзор и за шорт. Запуталась я только с "Цветными снами": стих попал в шорт и в антишорт. Что это значит question ?
Фальшивые нотки... Я не против работать над стихами, знать бы только где сбоит. В общем, буду думать. За тем и несла на конкурс: нужен взгляд со стороны.

Тамика, очень обрадовалась, что оба стихотворения вошли в Ваш шорт. Замечания учту, обязательно. Вот только насчет подснежников хотела сказать: я их видела на полях, за городом. Но когда прочла Ваш комментарий, даже засомневалась в этом ))). Погуглила, нашла про поля, и вот это нашла: "Подснежники могут расти где угодно, даже в огороде или саду, но чаще всего их можно встретить в лесу или на опушке соснового бора. Существует мнение, что они хорошо выживают на южных склонах в лесу. ( http://vogorode.com/flowers/mnogoletnie/kogda-rastut-podsnezhniki.html ). В любом случае, большое Вам спасибо.

Елена, Вам тоже большое спасибо за обзор. Если стихотворение небезнадежно, то его можно доработать, тем более, я теперь знаю слабые места.
Елена_Тютина  (22/12/14 09:05)    


Тамика, Елена, спасибо за высокие оценки!) старое стихо, вот захотелось на БежСете протестировать))
Koterina  (21/12/14 14:46)    


Прошел наш конкурс хорошо,
Завязан сбоку бантик...
Денис Полину снова в шорт,
Светлану - только в анти!
)
Арсений_Платт  (21/12/14 10:38)    


Арсений!
Ты как всегда biggrin biggrin biggrin

Спасибо тебе за наблюдательность и юмор.
СветланаПешкова  (21/12/14 11:02)    


А что? Эротичненько получилось...)
Арсений_Платт  (21/12/14 11:19)    


)))
Ах что мне делать? Вот беда:
я снова не в опале.
Писать похуже, может, да?
Чтоб в шорт меня не брали)))
Аполло  (21/12/14 11:27)    


Но знают даже малыши:
Твой богатырь былинный,
Хоть хуже некуда пиши -
Возьмет тебя, Полина!
)
Арсений_Платт  (21/12/14 11:36)    


Да у меня давно Денис,
Конечно, на зарплате.
Хотела в тайне сохранить -
Да тут же Платт на Платте!
))))
Аполло  (21/12/14 11:38)    


Что говорить, Дениска-сан
Калач, конечно, тертый...
Но Платт заплатит даме сам,
Когда такие шорты!
)
Арсений_Платт  (21/12/14 11:47)    


Всё тряпки вам – деним, коттон,
и фирма чтоб крутая....
не в шортах дело-то, а в том,
на что их надевают!
))
Аполло  (21/12/14 11:56)    


Моя закончится в раю
Дороженька кривая...
Там шорты тайны выдают
Почаще, чем скрывают.
)
Арсений_Платт  (21/12/14 12:42)    


Мои страдания тихи.
Завидую я Платту,
Ведь инквизиторам грехи
Отпустятся по блату.
)))
Аполло  (21/12/14 13:13)    


Вы все, кто заговор плетёт,
Интриги и литсети!
Вам знать бы нужно наперёд:
Опасны игры эти:

Достанет платтова рука
Вас поздно или рано.
Куда там в средние века
Шпионам Ватикана!

В его пылающий костёр,
Где тлеет экспов стружка,
Вязанку сплетен принесёт
Известная старушка.
Аполло  (21/12/14 12:20)    


Ой, а сразу и не заметила. :)))
Теперь считала, да.
Ну что жжж, со стороны виднее tongue
СветланаПешкова  (21/12/14 12:20)    


Цитата
Вот как такую фразу можно было не заметить и пропустить через собственный редактор: «И дойдёшь до весны, не изранив склонённых колен?»? Это явный кандидат в перловку. Вы можете представить себе позу этого человека? Я – нет.

да мож он на коленях шел))))))))))

в последнее время все чаще появляется мысль о перловке, ага)
Алекс_Фо  (21/12/14 10:09)    


Вот и напиши...)))
Леший  (21/12/14 12:10)    


Алекс, мысль о перловке давно не дает покоя, мне кажется, это будет интересно. Именно на уровне всего сайта, как копилка. Будем приносить и обсуждать всем миром.
СветланаПешкова  (21/12/14 12:32)    


Приветствую, Алексей.
Цитата
Леший обещал всех отругать


Ругайте, прошу Вас)) "Жираф" сложен. Он сложен из чужих образов и моих впечатлений. А что Вы увидели в нём?
Nikolaich  (21/12/14 09:43)    


Александр, ваше стихотворение как раз из разряда тех, о которых я сказал «соединить несоединимое» и «перенасыщенность образами». А в попытке наполнить образ как можно большими смыслами, вы его просто уродуете.
Вот вы начинаете стихотворение «В пылающей пылью дали…». Пыль сама по себе пылать не может. Соответственно, у меня возникает недоумение. Мне надо останавливаться и домысливать, что в Африке (хорошо, что хоть ориентир дали названием «Жираф») жарко, что почему-то поднялась в воздух пыль. Чтобы хоть как-то представить себе именно «пылающую пыльную даль» мне надо присобачить ко всему этому рассвет или закат. Вы перегрузили строку неточным употреблением слова. Если даже применить «в пылающей пыльной дали» и то было бы легче.
Далее, вы картинку ещё усложняете. Зачем-то добавляете оранжевый цвет (откуда он взялся вообще не понятно) и чад. Мне, например, кажется, что «чад» вы добавили только для рифмы с «Чад». Далее, вы используете игру слов, которую не использовал только ленивый - «дали-Дали». Потом вы употребляете «интересную» связку:
«Изысканным танцем жираф
плетёт длинношеее па…».
Извините, но «плетёт длинношеее па» я могу воспринимать только, как нечто юмористическое. Представляю себе жирафа, который что-то такое вытворяет со своей шеей, как-то так её выкручивает/закручивает, что ни о какой «изысканности танца» речи идти не может.
А потом вы возвращаетесь опять к своим «тараканам» - к жаре. Т.е. толчёте воду в ступе. Причём, как «факелом вспыхнет жара, на шею жирафью упав…» я представить не могу. Кстати, там запятую надо после «жара». А после первой строки, третьей строки – не нужно. После второй строки лучше поставить точку.
Вы наверняка слышали о том, что стихотворение – это квинтэссенция мысли. Чтобы рассказать то, что автор написал в нескольких строках хорошего стихотворения, необходимо написать несколько листов прозой.
Чтобы рассказать то, что вы написали в первой строфе понадобиться всего несколько слов в прозе. Типа:
«Африка, Гумилёв, танцующий жираф, Дали». Всё. Картинка нарисована.
Извините, до конца разбирать стихотворение не буду. Общую направленность моих мыслей, я думаю, вы поняли.
С уважением,
Леший  (21/12/14 11:45)    


Спасибо, Алексей, я понял направление Вашей мысли, но я с Вами не согласен. Точнее, Вы меня не убедили.
Понимаете, пылать можно не только излучая сильный жар и свет) можно испытывать сильную эмоцию, страстно желать. Так вот даль излучает страсть пылью))) Чем больше стадо, тем сильнее оно пылит) Опять же слово "вспылить" сближает пыль и пыл))) Но оставим их пока. Скажите, Вам знакомы жирафы в творчестве Дали?
Nikolaich  (21/12/14 12:21)    


А давайте я отвечу "Нет"... Вы мне будете советовать поближе познакомиться с творчеством Дали? И всем остальным читателям, которые не имели счастья видеть "Пылающих жирафов"?)))
Пишите тогда перед каждым стихотворением список литературы, произведений живописи, которые необходимы для понимания вашего замысла.
Теперь...
"Понимаете, пылать можно не только излучая сильный жар и свет) можно испытывать сильную эмоцию, страстно желать. Так вот даль излучает страсть пылью))) Чем больше стадо, тем сильнее оно пылит) Опять же слово "вспылить" сближает пыль и пыл)))""
Неа, не понимаю... Точнее, я всё это понимаю умозрительно... но ничего из этого вы не показали в стихотворении. Вы предложили мне погадать на кофейной гуще, что же вы имели в виду...))) И я думаю, что большинство читателей согласятся со мной...
Леший  (21/12/14 17:03)    


Хорошо, Алексей, тогда по пылающей пыли я для себя Ваше замечание сформулирую так: "понять можно, но только воспользовавшись методом дедукции(от общих черт к пониманию частного) , а напрямую из текста этого не следует".
По литературе и картинам - нет, я не стремился что-то донести до читателя посредством заёмных образов, делился своими впечатлениями, старался передать эмоции. Если читатель не знает фетиша Дали - жирафа, не читал Гумилёва и Блока, то ему невозможно уловить смысл этого стиха, но я повторюсь, я не стремился этот смысл донести до него. Заинтересовать игрой слов - да, передать эмоцию - да, а вот смысл передать - нет. Приятно, конечно, когда понимают, но и на вопрос "что курил автор?" я не обижаюсь)))
Nikolaich  (21/12/14 21:17)    


Вы меня правильно поняли... Здесь уже только ваш выбор: доносить ли до широкого круга или ориентироваться на эксклюзивного читателя. По мне "эксклюзивный читатель" - это утопия. "Широкий круг" даёт больше возможностей для реализации. Рамки... вы сами себе ставите рамки. Но... повторюсь... я не обязательно прав. Это частное мнение.
Знаете, меня всегда страшит то, что в итоге люди придут к поэзии типа:

Помнишь?
Помнишь?!
Помнишь?!!
Помнишь?!!!

Помню.
Помню!
Помню!!
Помню?!!

И критики будут обсуждать правильно ли автор поставил вопросительный знак в последней строке...))) А правильно ли он обозначил акцент? Может быть, надо было добавить неожиданности? Типа:

Нет.

И здесь новый виток споров о возможности этого "нет"...)))

Я утрирую конечно... Но подумайте в этом направлении...)))
Леший  (21/12/14 23:48)    


Алексей, а к чему стремится сейчас искусство вообще? Оно стремится к эпатажу и вычурности с одной стороны, и к сюрреализму и фантастичности - с другой. Я не говорю, что хочу быть в тренде, но хотел бы его понимать. Спасибо Вам за беседу:)
Nikolaich  (22/12/14 00:38)