Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1161]
Миниатюры [1148]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [18]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2449]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Экспериментальная поэзия
Обзоры
Автор: Алекс_Фо
На каждом уважающем себя литературном сайте обязательно имеется интересная рубрика под названием "Экспериментальная поэзия". Но беда в том, что мало кто толком представляет, что же это такое) Если почитать стихи, которые гордо определяют в эту рубрику, то окажется, что 99% текстов в ней не имеют никакого отношения к экспериментальной поэзии - туда пихается всё, что кажется авторам необычным по форме или смыслу. Чего там только не бывает... для самых непритязательных стихотворцев даже вольные, белые, верлибры - уже эксперименталка. Тонические стихи, особенно если они непредсказуемо разбиты на строки-обрывки, бессвязно-бредовые потоки сознания, тексты со странной логикой и провокационным содержанием, и т.п. - в ту же кучу... Видимо, на основании того, что это ново и необычно для самого автора, а также сильно отличается от привычного квадратно-гнездового формата. В общем, я прихожу к такому выводу: когда автор сам не знает, как назвать свое творение, он определяет его в эту туманную рубрику - с расчетом на то, что и все прочие разбираются в предмете не лучше)) А давайте попробуем немного разобраться.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ, как понятно из ее названия, - это эксперимент в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и др. аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных (в настоящее время) направлений в стихосложении.

Наиболее распространенным видом экспериментальной поэзии является КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ, которая представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами.

Экспериментальные стихи в целом основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, интерактивные тексты и т.п., а также их многочисленные комбинации.

 
Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО":

Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то

Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.

Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта...
Реальность всё же что-то утаила...
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда...


Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями:

Двойной акро. Посвящение Ирине Корнетовой
На стих Ирины Корнетовой "Вызываю Донжуана"

Испытание на прочность…    Кости сдавлены краш-тестом… 
Расхвалив за непорочность, Обними свою невесту. 
Алкоголь засох в бокале…   Раздвигая горизонты, 
Каменеют "вертикали",      Не готовые к афронтам. 
Отыгравшее фламенко        Еле пискнуло фальцетом… 
Результат переоценки -     Тонкость линии сюжета: 
Непривычное фиаско         Охладило Донжуана… 
Еле дышит, ждёт с опаской: Вдруг виною - донна Анна? 
Тени пляшут за спиною,     Агитируя наутро 
Отдохнуть в палящем зное   И заняться кама-сутрой. 
В поцелуй добавь дурмана - Ранив резвого сатира… 
А при чём тут донна Анна?  Адресат-то - донна Ира... 


© Марина Славина

СЛОГОВЫЙ АКРОСТИХ (т.е. акростих, в котором ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки) представил Константинс Ефимовс ("Ля минор, нотный акро"):

ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
РЕбус жизни загаданный, вновь
РЕдактирует старые чувства.
ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
СИла воли - ответ безрассудствам.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.


В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).

Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется СЛОВЕСНЫМ.

 
Разновидностью акростиха считается АБЕЦЕДАРИЙ (АЛФАВИТНЫЙ СТИХ) - стихотворение, начальные буквы всех слов (или строк) которого составляют алфавитную последовательность. Построчный абецедарий продемонстрировала Лукавая Лизавета (причем как в прямом, так и в обратном алфавитном порядке). Привожу прямой ("Акростих от А до Я"):

А/кростих по алфавиту написать?
Б/укв много! Ох, смогу ли все объять...
В/он их сколько! Растянулись в длинный ряд!
Г/армоничною колонною стоят!
Д/оберусь же до последней буквы я...
Е/сли выдержит фантазия моя!
Ё/-моё! Седьмая строчка - самый смак!
Ж/аль, что мысли превращаются в форшмак!
З/атрещала моя выдумка по швам!
И/ пошла стучать по вашим головам!
К/то успеет подхватить мою игру,
Л/изавете будет явно понутру!
М/ысли тянутся неспешной чередой...
Н/адо брызнуть на лицо святой водой!
О/чень хочется добраться до конца...
П/очему бы не испить глоток винца!
Р/овным почерком уверенно пишу...
С/мысла нет...на уши вешаю лапшу!
Т/олько после я прощенья попрошу,
У/ читателей, которых насмешу!
Ф/иолетовая рифма - невпопад
Х/ромоногая убого встала в ряд!
Ц/елый день меня терзает алфавит..
Ч/епухой теперь мой опус знаменит!
Ш/кольный вспомнился по "русскому" урок
Щ/едры знания давались нам не впрок!
Ъ/ъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъ
Ы/ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
Ь/ьььььььььььььььььььь
Э/то были годы лучшие, друзья!
Ю/ность буйную ни с чем сравнить нельзя!
Я/ доехала до самого конца!!! МолодцА!!!


 
Если ключевое слово расположено не в начале, а в конце строк, то такое стихотворение называется ТЕЛЕСТИХ, если в середине строк – МЕЗОСТИХ (МЕСОСТИХ). Очень редкое и сложное сочетания акро-, теле- и мезостиха (многократный акростих, или суперакростих) продемонстрировала Виктория Сусанина:

БаЛаГаН

Борец, что на ринге лишь резок и груБ,  модель,  что  спасает мир пухлостью гуБ,
Артист,  вдохновение  льющий  с  челА,  ученый,    что   режет   лягушек   телА,
Лихой скалолаз,  что летает  меж скаЛ,  сантехник по локоть... но все же достаЛ...
А нет,  не достал...  но смеются устА!  ребенок,   считающий   честно   до  стА,
Гей в блестках и перьях, изящен и наГл, герой  в  форме,  гордо вздымающий флаГ,
Ансамблем   и  сольно   поют  временА,  пылят  в  поле  шины,  звенят  стременА,
Нетленной    идеей     народ    обуяН...  но  вновь   получается  лишь  БАЛАГАН!


Если ключевые слова или фразы вписаны в массиве текста не вертикально, а в ином порядке, получается такая разновидность мезостиха, как ЛАБИРИНТ. В примере Михаила Кулькова для удобства прочтения ключевых слов строчки смещены, а слова выделены цветом:

  Теорема Тео (Теодоро)

  “Сеньор, влюбленный безутешно”
    Лопе Де Вега «Собака на сене»

______Когда-то крылья  в  миг любви открыл
_____И с небесами  породнил   себя обетом,
___________Но только  перья на земле от крыл…
___Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом?
__________Мне доказать  безумием  ночей
_________На милую правА,  но вот безумство прАва:
___________Закон следит, как миллион очей…
Судить, гноить в тюрьме- вот тех ночей оправа!
___________Тебе «любимый»,  за  глаза «слуга».
__________ Но чей закон от Бога? В том любви заслуга,
__________________Что вечны красотой  небес лугА
_______________И в раннем солнце цвет  цветка – топаза с луга.
_____Привлечь,обнять, к губам… в огне стихии!
______________________И написать потом тебе о том стихи. И…


Если ключевые буквы в лабиринте не выделены, то получается криптограмма, для расшифровки которой необходимо чтение зигзагом в известной последовательности («нить Ариадны»).

 
Очень распространенным жанром игровой комбинаторики является БУРИМЕ - сочинение стихов на заданные рифмы.
На конкурсе буриме у Йегреса Вокашу, например, получился такой симпатичный стишок (заданные рифмы подчеркнуты):

Синдром понедельника

Понедельник. Будильник. Сигнал на убой?..
Всё штормит. Со вчерашнего качка.
Пел я: «Крутится, вертится шар голубой…»
И допелся - приполз на карачках.
Докурился. А кто предложил конопли,
восклицая, растили недаром!?
Всё плывет… голова, потолок, корабли
Перегар – изо рта… скипидаром?..
Больше я так страдать не могу, не хочу,
Я устал видеть чёртиков лица!
Нет, последняя рюмка была чересчур
Вот сейчас бы её – похмелиться!


 
ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно, возвращающийся) (русское название – перевертень) – слово, стих или фраза, которые можно более-менее осмысленно прочитать как слева направо, так и справа налево.

Ряд коротких палиндромов имеется у Антосыча, например:

Диван и шорох, казак, хороши на вид.

Стихи, состоящие из палиндромов, носят название ПАЛИНДРОМОНЫ. Чистые палиндромоны чрезвычайно редки.
Творение с выраженными палиндромными элементами представил Александр Жолкевский ("Эксперименталка"):

Влип
Тип
«Пит»
Пил
Лил
Пот
Сел
В лес
Лип.
Пел
Стих –
Хит.
Лев –
Кот
Вел
Ток…
Съел.


Правильный построчный палиндромон составил Серж Курдюков:

Палиндромон рифмоплёта

А зорька, как роза,*
Атака заката*
Узором к морозу,
А там шабаш мата.

Удал, нежен. Ладу!
А был гневен - глыба*.
АД, я-то от Яда,
Обида -ад, ибо …

О путы! И тупо
Огонь - лоб больного*,
Об Юле не любо.
Алоэ б Эола!

Ад я лишил яда* .
Аз – ум, мадам – Муза.
Атака заката*.
А зуб, о обуза!

Строки, отмеченные звёздочкой, взяты из интернета.


Разновидность палиндрома, в котором прямое прочтение не совпадает с обратным, носит название ОБОРОТЕНЬ.

Строчный оборотень Галины Пиастро можно читать как с первой строки к последней, так и наоборот:

Инь - ян

……Инь – это сжатие, движение сверху вниз, женское.
……Ян – это расширение, движение снизу вверх, мужское.

– Это ведьма ли, дьявол вселились в меня, глядя на ночь…
Предвкушая восторг, сердце в бездну стремится, смеясь.
Жаждет плоть: возлетев к небесам, рухнуть навзничь
Сразу с миром словесным почти прерывается связь.
Я в мир жестов вхожу, так знакомый, природно-понятный,
Здесь охотники есть, и пугливая водится дичь.
Здесь веками освоены все камуфляжные пятна.
Зов природы неслышим. Он – тайна. Флюидами клич.
Я глазам прикажу спрятать взгляда разящие жерла.
Не забыть в спешке жажды о маске фривольным губам.
Отыскать, как телесную дань, нужно сладкую жертву
Сладострастным Ваалам – всех язычеств важнейшим богам
Скрыть, на время, свои устремленья за веки-кулисы,
Ведь игра в «кошки-мышки» – она и для взрослых, дружок.
Через кисти ресниц, две сторожкие, хитрые рыси
Свою жертву следят, затаясь, подобравшись в прыжок.
На лицо навожу неподступность загадки-вуали.
Раскачал тесный жар нетерпения пульса батут.
Богу радостных игрищ всегда поклоняясь – Ваалу,
Крохи разума еле сдержали порывы зайти за черту.
И небрежным движеньем, и сухим безразличием позы,
Показалось возможным прикрыть притяженья экстаз.
Королевою ночи, нотой сердца – аромат туберозы
Наготу вспышки страсти защитил от назойливых глаз.
Среди тесной толпы для нас очертилось пространство.
Взгляд направил на взгляд прицельный оптический ромб,
Нас, два сгустка страстей, в почти лихорадочном трансе
Накрывает одною воронкой развихренный тромб.
Сам – слегка грубоват, но костюм хоть куда: от Версаче.
Есть немного от зверя…, ещё не приручен и дик…,
Как сомнамбула движешься? Всё. Ты попался, красавчик.
– Ну, иди ж на зов вечный, зов буйный природы, иди…
…………………………………………………………..
………………Сбегает вниз, где ян, ища, флиртуя, инь.
………………Ян, на призывы, – вверх, туда, где инь. Аминь!


 
АНАГРАММА – слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста.
Многочисленные анаграммы представлены в детских загадках у Антосыча, например:

Анаграмму к слову "МАСЛО"
Мы искали не напрасно,
Пять секунд, и все дела -
Это липкая... [СМОЛА]


Анаграммоподобную природу часто имеет КАЛАМБУР – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового (а у омонимов - и графического) сходства слов или словосочетаний с разным значением. Пример - снова из детских загадок Антосыча:

Заржавел железный бур,
И теперь он цветом...[бур]


Каламбуры часто являются скороговорками, поскольку в них ярко выражены аллитерации. СКОРОГОВОРКА – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы. Известный всем классический пример каламбура-скороговорки – "На дворе трава, на траве дрова".

Не особо вникая в терминологию, я когда-то написал пару скороговоркоподобных языколомалок, вот одна из них:

Порядок жизни так несовершенен,
Незавершенностью страшит со всех сторон…
Но вдруг от наших неожиданных свершений
Вершиной совершенства станет он?


Более удачные, на мой взгляд, скороговорки имеются у Аделы Василой здесь.
Вот одна из них:

Про липку

Листья липкие у липки -
Клей стянули у улитки,
Ливень смыл тот клей с улыбкой...
Липка мыта, ливень – липкий!


 
Оригинальным анаграммоподобным опытом комбинаторного стихосложения является также ВСТРОЙ. Обыкновенно это одностишие или двустишие, иначе говоря, небольшой стих, в котором части строк (слов) образуют отдельное слово или фразу. Это явление, например, продемонстрировала Виктория Дворецкая ("Иногда не плачу"):

ОДИНОЧЕСТВО – ОДИноких НОчей пророЧЕСТВО.

Гораздо более масштабно продемонстрирован встрой у Чайка Андреева
(встроенный текст выделен графически):

водо пой, а воду пей

перестрелка не указ для карнавала:
когти спрячь!
удача самураев забивает льстиво-
смятый мяч.
меч превращает в сито быдло
кувырком.
ты сказала: принеси мне
лилипута в дом.
царь на почте получил гробы
для черни. зрел
а
борт за гаражами, а кости на
жаре доел.
на развилке открывалось чтенье
строчек и слогов.
грибовидная туманность онемела
от рожающих богов.

Если вытащить из этого большого стихотворения маленькое встроенное, оно будет таким:

[стрелка указала,
когда часам разбиться,
чтобы у вокзала
не синели лица,
а чтобы чернела
от загара кожа,
развивалось тело
и умнела рожа
]


Еще одним впечатляющим анаграммическим опытом поделился Оскар Боэций:

прести-дижи-та-тор. бред 13

И персть, и раж, и жита рост
Перетирают сеть.
Иди же ора-жора от,
Пора артисту петь.
А сита дрожь – просеет сор,
Средь рож таи протест.
Да режь престижа-стажа торт.
Ржа старит перстень – ест.
Жест дирижёра – жарит степ –
Дрожит портрета топь.
Тираж и дети, спорт и реп.
ПарИть? Претить? Пороть?
И ритор-страж, и ряжа стать –
Под пресс иди – в простор.
Стриж стар. И реже, реже страсть –
Рвёт сети рыжий Тор*.
________
*Тор - в скандинавской мифологии один из богов-асов, бог неба, повелитель грома и бури, бог войны…


Слова в этом стихотворении составлены из букв слова "Престидижитатор".
Такие стихотворения, полностью составленные из букв какого-либо слова или фразы, называются АНАГРИФАМИ.

 
БРАХИКОЛОН (греч. "брахис" – короткий, "колон" – член; здесь: стих, строка) – стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова, т.е. это односложный метр, в котором все слоги ударные.
В качестве образца можно продемонстрировать продукт моего бредового эксперимента (в нем же присутствует и максимально прочувствованная оценка сего жанра)):

Миг -
как
час…
Дик
мрак
фраз.
Лёд
слов -
Взрыв.
Льет
кровь
рифм
сквозь
муть
букв…
Злость…
Суть -
глюк.
Лей,
мерь,
хмурь…
Сей
метр -
ДУРЬ!!!


 
ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. Также подобные тексты (в т.ч. прозаические) могут иметь общее название "эквиинициальные":

Осенние отточия

Однажды он опомнится, очнётся, остановится,
Оставив омут офиса, отправится один
Отлистывать окраины, обочины, околицы -
Отыскивать отдушину, отсчёт опередив
Охранными заклятьями, отмычками оконными.
Однако, обнаружится обрыв онлайн-оков –
От опустевших отмелей, осокой оплетённые
Отчаются отчаливать обрывки облаков.
Окрестные орнаменты осыплются осколками:
Оливковый… оранжевый… огнисто-золотой…
Оттенки охры… отблески оплавленного олова –
Обидно оцарапают обманной остротой.
Обыденность окажется обширней одиночества -
Откуда ж ощутимая опасность опоздать?
…………отточия…………отточия…………осенние отточия
Оффлайн ответ отсутствует…………опять………… опять…………опять!


© Светлана Алексеева (Братислава)

А в головоломном творении "Бред на Д" Виктории Дворецкой соблюдены ограничения не только тавтограммы, но и брахиколона (тавтограммический брахиколон):

Дождь-
Душ,
Дрожь
Двух.
Да,
Драйв,
Данс-
Джайв.
Дурь,
Дым.
Дум
Джин.
Друг-
Джаз
Даст
Дрязг.
Даль?
Дол?-
Дань
Долг.
Дождь-
Душ,
Дрожь
Двух.


Великолепный опыт в этом жанре представила Хейти - тавтограмму, составленную по законам дротткветта (одного из видов скальдической поэзии). Описывать эти законы здесь не буду, они сложны, если интересно - спрашивайте в рецензиях.

Вот вам, вредным, виса!!!

Вору волчьей воли,
Волги ветру верить?
Вряд ли враль вокальный-
Вражьи "Висты" виснут!!!
Вентиль в вену - вредно...
Ведьму вяжет важно
Вили вирта.
Вирус,
Видимо, вколдован.


 
ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – стихотворение, в котором полностью отсутствует один или несколько звуков (букв). Это не редкость, более того – часто и сами авторы не подозревают, что сотворили, оказывается, в одном из экспериментальных жанров. Например, в стихотворении Ольги Анисимовой "Четки" отсутствуют буквы г, ж, ф, х, ц:

Чётко часы чеканят чечётку.
Чушь отчищают чёрные чётки.
Чья-то чекА "чёт" и "нЕчет" считала:
очередь честная - прочерк - в начало...
Частые частности - бич человека.
Вечность - не счёт по оплаченным чекам.
Чуять черту - чрезвычайные чары?..
Чист чаепития час под чинарой.


Одна из самых сложных разновидностей липограммы – МОНОВОКАЛИЗМ (УНИВОКАЛИЗМ), вид ГИПЕРЛИПОГРАММЫ. В таких стихах отсутствуют все гласные буквы, кроме одной. Например, гиперлипограмма Светланы Алексеевой (Братиславы) на Ё (да еще и в виде мономакра – стихотворного метра, образованного только ударными слогами (т.е односложными словами)):

Ё-счёт

Счёт спёрт?
Штё?
Врёшь, чёрт!
В нём всё:
взлёт звёзд,
шёлк грёз,
лёд слёз,
трёп жён,
рёв тёщ,
зёв Стёп,
мёд пчёл,
схлёст сёл,
скрёб свёрл...
Чьё Ё?
Счёт ждёт, мсьё!
Пьём с трёх!
Адьё!


Гиперлипограмма, в которой присутствует только один согласный звук (буква), называется МОНОКОНСАНТИЗМ. У Братиславы такой тоже нашелся:

Июльский вечер

Эол лелеял лилии,
У ила ял юлил,
Июль аи аллее лил
И аллилуйю лил.


А Сергей Мордвинцев посвятил Казимиру Малевичу, похоже, абсолютную гиперлипограмму, в которой отсутствуют ВСЕ буквы/звуки)))))))))
Вот она:)))))

...................................
...................................
...................................
...................................
...................................
...................................
...................................
...................................

Также есть мнение отнести творение Сергея к пиктограммам – и полагаю, одно другому не мешает)))

 
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой (АААА…), т.е. стих одной рифмы. Это несложный образец экспериментальной поэзии, который встречается довольно часто.
Монорим мы наблюдали на конкурсе у Алексы Пожарской (ссылка на рецензию, само произведение уже удалено):

До утра не спит в слезинках,
Уголочком вверх бровинка.
Речь смущённая, с запинкой,
Скромный взор – краса глубинки.
Тишь садовая тропинки:
Каблучком стучат ботинки.
Вопросительно малинки
Шею гнут. Звенят росинки.
Вкруг беседки – три осинки.
Торопливость фраз! Искринки!
Приладоненность. Заминка.
Шёпот губ: «Отдай травинку…»
Замелькает зеленинка.
В междыханьи тают льдинки.
Опрокинута корзинка,
Где для виду – горсть рябинки.
Глаз прелестных шелковинки,
Ласки пальцев паутинкой.
Догорает страсть-лучинка…
«Мне пора, моя Мальвинка!»
Удаляются ботинки.
Улыбаются малинки.
И накинув пелеринку,
Вновь спешит домой с корзинкой.
Гордо рдеют три рябинки,
милую картинку.
Удивляясь, что Мальвинка
До утра не спит в слезинках…


 
ПАНТОРИМ (от греч. "пант" – корень слова, "пас" – весь, и франц. rime – рифма или греч. "пантотен" – повсюду, "рит(ф)мос" – ритм, размерность) – стихотворение или часть стихотворения, в котором все (или почти все) слова рифмуются между собой. Панторим встречается очень редко. Почти идеальный панторим, да еще и почти тавтограмму, продемонстрировал Гала Цзы Глюк ("борозда. бред 33"):

Будто был туз.
Будда – бутуз.
Бампер багров.
Банда багров.
Больно, боец?
Бойня быдлец.
Бред ли, быльё?
Бриджи, бельё,
Белый батист.
Блеф ли блиц лиц?
Бивня близнец –
Библий багрец.
Брат мой – буян.
Бритвой – баян!
Бойкий божбой.
Блоки – башкой.
Будто был туз.
Будда – бутуз.
Больно бредова
Бойня берцова!


 
КРИПТА (греч. "криптос" – скрытый) (строфический дизевгматон) – это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру (паузу) и внутреннюю рифму, в связи с чем его можно читать как справа налево, так и сверху вниз, причем смысл при разных способах прочтения может быть совершенно разным.
Вот красивый образец крипты, составленной Рыцарем Королевской Крови ("Двое"):

/правило прочтения: сначала читаются отдельно левые полустишия, потом правые, а затем все вместе/

Не буду я с тобой.......игрушкой новомодной,
Ты даже не зови,........как зимняя гроза.
Тебе ли быть со мной....надменной и холодной,
В объятиях любви........глядишь в мои глаза.

Пусть разум одарён......неведомым обрядом
Любовною рекой,.........разлит в бокал коньяк
Я буду упоён............твоим медовым ядом
Таинственной красой.....повержен будет всяк.

Душа моя ликуй!.........Как будто бы во снах,
Дарует грешным власть...прозрачная улыбка,
Горячий поцелуй.........застынет на губах,
Усиливая страсть........так призрачно и зыбко.

В объятья завлечён......найдя себе покой,
Судьбинушкой лихой,.....под звук весёлых песен,
Я буду обручён..........вовеки пред тобой
С красавицей иной.......пусть будет мир так пресен.


 
СЛОВЕСНЫЙ МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ – текст, который можно читать как и в обычно порядке - по строкам, так и по столбцам: сначала все первые слова, затем все вторые и так далее. «Горизонтальные» стихи могут быть тождественны «вертикальным», как было в случае буквенных квадратов, а могут и отличаться от них, сохраняя только общий смысл текста.
Образец тождественного словесного квадрата был составлен Алексой Пожарской в ходе одного из конкурсов на Раёшнике:

А ночью_______под лунной____рекою_________танцует_______воздушно_____мой Лемминг!
Под лунной____сонаты________звучанье______изящно________кружись и ___вальсируй.
Рекою_________звучанье______наполнит,_____он с Дамой____обнявшись____красиво,
Танцует_______изящно _______он с Дамой.___Миг страсти___изведай______под звуки,
Воздушно______кружись и,____обнявшись,____изведай_______забвенья ____ночного
Мой Лемминг___вальсируй_____красиво_______под звуки_____ночного _____мотива!


 
ЛОГОГРИФ (от греч. "слово + сеть") – фраза или стих, основанные на построчном убывании начальных звуков. Идеальный логогриф представила Ольга Анисимова ("Бредовое словоблудие - 2"):

Усталая
стала я.
Талая.
Алая.
Лая?
А?.. Я?..
Я.


 
РОПАЛОН (РОПАЛИК, РОПАЛИЧЕСКИЙ СТИХ) – стихотворение, представляющее собой последовательность постепенно увеличивающихся или уменьшающихся элементов: последовательность слов с растущим или убывающим количеством букв в словах, последовательность стихотворных строк из слов с растущим числом слогов, и т.д. Буквенный ропалон попытался из интереса составить я сам, и это дело оказалось не менее муторным, чем брахиколонить (разумеется, если пытаться сохранить хоть какой-то смысл):

Нет меры спору - мнения расхожи.
Нас злое пламя чувств жестоко обжигает…
Кто даст совет, агонию умножив -
Как жить, покой друзей всерьез оберегая?


Гораздо масштабнее выглядит слоговый ропалон Галины Пиастро:

Узколобье

....................Слог – слову прибавкой.
.......................Зло – словим удавкой…

Балл
правде,
памятью
озлобленной:
Сметь
думать
иначе –
поперечно.
Бал
правит
…кратия
узколобья:
Смерть
духа
значимо
намечена…

Ров, рубеж межслойный,
..................................дистанция, расстояние:
Кров – коттедж. Условность
.....................................дотации – состояние.

Ум, совесть исчезнут –
..............................ненадобность настоящему:
Глум, скорость наезда,
...............................кровавости телеящика.

«Спесь» млеет гламуром, роскошеством;
.....................................................подпирается апологетами.
«Плебс» внемлет амурным сверхпошлостям
.....................................................поп-красавицы кино-кокетливой.

Секс: флёра покровы – отбросили;
........................................откровенности – демонстративные.
Стек форы: скромными бонусами –
........................................безответственность корпоративную.

Тьмой глянет будущность, сограждане – безответные
........................................прохиндействующим медиасоздателям.
Смой глянец сущности эпатажа многоцветного
.........................................ахинействующих болвановаятелей.


Ропалоны можно не рифмовать - тогда писать их значительно проще.

 
ЦЕНТОН - это стихотворение, полностью составленное из строк стихотворений других авторов (как правило, известных - т. к. желательно, чтобы строки были узнаваемы). Главная задача - объединить строки разных стихотворений так, чтобы сохранить единый ритм, рифмовку и придать произведению смысловое единство и целостность.

Алексей Ирреальный "Октябрьский центон"

*Память о солнце в сердце слабеет,
липнет к окошку чёрная гать.
Ветер снежинками ранними веет.
Листьям последним шуршать...
Мыслям последним томиться...
Мысль убивающий страх,
камни запрятав, таится,
голову держит в тисках.
Несколько слов поневоле
всё повторяешь подряд...
Место, побитое молью,
меркнет, устало горя.
Гаснут в минутном покое
длинные тени вдали,
в жёлтом и красном - на что ей? -
дикие вьются хмели.
Вьются седые туманы,
с чёрною дрожью плывут...
Осень... На что ей? - в стаканах
холодно розы цветут.*

(А.Ахматова - С.Есенин - А.Ахматова - А.Ахматова - А.Ахматова - Н.Некрасов - В.Маяковский - Н.Некрасов - М.Цветаева - М.Цветаева - И.Бродский - И.Бунин - В.Брюсов - А.Фет - А.Тарковский - В.Иванов - Н.Карамзин - С.Есенин - А.Ирреальный - А. Дементьев)


 
ПОЛУСЛОВНИК (термин Т. Скоренко) – это стихотворение, слова в котором не полные, а оборванные, но при этом сохраняется как суть стихотворения, так и его технические параметры, такие, как рифма и размер.
Единственный пример полусловника, однажды "вживую" попадавшегося мне на глаза – это образчик экстремально глючной поэзии автора Дэвида Копперфилда)) Не знаю, насколько полно в нем сохранена суть)), однако, это творение однозначно можно отнести к данному жанру:

простейшая лю

Я не лю тя.
Или лю?
Лю, мож, сбя?
А как разлю?
Боль терп му!
Забей на гру!
Сон без те
Меня не гре.
Жо в огне,
А пря на пне.
Оч хре без
Нам дру-дру пе!
Ты прильпе, прильпе, прильпе...
Вон, гля, как лю мо я те...


 
СЛОВОНОВШЕСТВО (СЛОВОТВОРЧЕСТВО) – словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего какому-то явлению, понятию, ощущению. Новообразованные слова подчиняются законам языка (в смысле, например, построения фраз, характерного или допустимого сочетания букв в словах и т.п.), и смысл их вполне может быть понятен непосвященным.
В качестве образца можно представить стихотворение Алексея Абашина "Му-мука":

Юнпас му-муков геть на траворост,
воздухосвистнув хлоподлиноплетью.
Ку-кар дал ор, вскрымавшись на дворпост.
Утрялось. Вёдродень жил в зноелетье.
И косотравы – стародругари –
словоцепляясь тропали к водтечи.
А шавкобрёх злопёсоговорил,
бегучелая косотравам встречно.
***
Юнпас на траворосте дудковал.
Мыслюче тавтологил нотофразу.
Му-мука Зорька мукала слова,
зыряя на юнпаса доброглазо…


Здесь использован прием контаминации (соединение частей слов), при этом получаются новые складные слова - бленды.

 
ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Например, многоуважаемый Гала Цзы Глюк глубоко философично решил построить стихотворение в форме двух половинок отливной формы для коловорота (оно так и называется – "коловорот"):

клевала курица змею
свинья за ними наблюдала
квадрат земли* катился в небо
а небо утыкалось в землю плугом
окно иконы в инока вперялось оком
пока сам инок в облаках витал молитвой
на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
зарёю правили бореи*** звёздные врата
втиралось око в пустоту созвездий
за плугом небо бурой полосой
земли катилось под ворота
... ... ... ... ... ... ...
за плугом небо бурой полосой
втиралось оком в пустоту созвездий
зарёю правили бореи*** звёздные врата
на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
пока сам инок в облаках витал молитвой
окно иконы в инока вперялось оком
а небо утыкалось в землю плугом
квадрат земли* катился в небо
свинья за ними наблюдала
клевала курица змею
_______________________

*У китайцев квадрат - неподвижная Земля в соединении с вращающимся кругом Небес.
**Возраст пирамид на Кольском полуострове составляет не менее 9000 лет, а это значит, что они в два раза старше египетских.
***Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари).


У Аделы Василой фигурное стихотворение "Свободна я" написано в форме летящей птицы, что очень выразительно связывает форму и содержание:

. . . . . . . Свободная...
. . . . Свободна я, как птица...
. . . . . . . . . . . . . . . Душе ничто
. . . . . . . . . . . . . . .отныне не указ,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . и не влечет,
. . . . . . . . . . . в руке моей, синица -
. . . . . . . . . Журавль, что в небе,
. . . . . . . . . . . восхищает глаз.
. . . . . . . . . . . Зачем же так
. . . . . . .в груди бывает тесно,
. . . а сердце бьется будто в пустоте?
. . . . . . . . Свободной слыть, конечно, очень лестно,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но держит страх, cиницею в руке!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И всё ж ладонь
. . . . . . . . . . . . . . расправлю, через силу,
. . . . . . . . . . . . . . . . преодолев безумный
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . тёмный страх,
. . . . . . . . . . . . . . . воспряну к небу -
. . . . . . . . там журавль милый...
. . . . . . . . .Экстаз полета -
. . иль паденья крах!


Фигурные стихи - один из жанров т.н. ВИЗУАЛЬНОЙ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ) ПОЭЗИИ, для которой характерно совмещение смысла текста с изображением, формируемым особым образом расположенными текстовыми элементами.
В свою очередь, визуальная поэзия является одним из направлений КОНКРЕТНОЙ ПОЭЗИИ, основная идея которой - сопровождение словесного ряда сенсорно воспринимаемым, конкретным рядом (визуальным, звуковым, тактильным). Конкретная поэзия основана на приемах иконической номинации - построении формы слова, фразы, текста и др. таким образом, чтобы эта форма отражала какие-то конкретные свойства объекта, описываемого этим словом, фразой или текстом. Типичными простейшими примерами могут служить пиктограммы, иероглифы, калиграммы (картинки из букв, слов, фраз), орнаментальная вязь из букв, буквицы, вензеля и т.п... кстати, смайлы - из этой же области ;-))
Конкретная поэзия очень разнообразна, и ее образцы часто уникальны и бывают довольно странны для восприятия.

В качестве примера могу привести творение Чайка Андреева, не так давно вызвавшее бурные недоумения на одном из конкурсов ПКП)):

Tabлица (нажимаем Tab = меняем лица)



Еще один образец конкретной поэзии - т.н. ЗМЕИНЫЙ (СЕРПАНТИННЫЙ) СТИХ - стихотворение, в котором смежные строки имеют общие элементы, не повторяющиеся при записи:

?числительно-знаменательная потеха ли



© Андреев Чайк

Змеиный стих - разновидность СИНТЕТОНА - текста, основанного на соединении нескольких слов (фраз) общими элементами. Самый привычный пример синтетона - кроссворд)

В общем, я бы выразился, что конкретную поэзию нужно не столько читать (иногда это совершенно бесполезно и даже невозможно), сколько рассматривать/прослушивать/осязать... (все вместе или по отдельности)) При этом интенсивно эксплуатируя мозг)))

На этом обзор экспериментов пока закончу, но буду рад дополнениям (особенно живым примерам, демонстрирующим не представленные здесь виды экспериментальной поэзии), а также любым отзывам, предложениям, возражениям и обсуждениям. Тем более что тема очень обширная, и с достаточной подробностью углубиться в каждый жанр в пределах одной статьи затруднительно) Но это при желании можно попробовать сделать в рецензиях. Спасибо за внимание)

---
Обзор составлен в основном по результатам Конкурса экспериментальной поэзии, проводившегося Первым Конкурсным Проектом в июле 2008 года. Впоследствии обзор дополнен примерами, найденными на сайтах Графоманов.нет и Литсеть.ру.

В обзоре использованы материалы следующих ресурсов:
Т. Бонч-Осмоловская. Комбинаторное искусство
Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Гл. 5. Занимательное стихосложение
Словарь поэтических терминов на портале "РУССКИЕ РИФМЫ". Виды стиха
Юрий Гик. Документация к выставке визуальной поэзии (text, visual)
Поэтический словарь Квятковского
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Терминологический словарь. – Ростов н/Д., 2007.
Опубликовано: 21/07/13, 13:45 | Просмотров: 3752 | Комментариев: 40
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Кто-то вытащил на свет божий чудную статью и поиграть захотелось:

якорь х тыкорь = мыкорь*

всекорь
кесарь
сарь
ар
ра
а
Варя  (23/09/19 08:01)    


да, прикольно)) анаграммический ропалон))
Алекс_Фо  (23/09/19 08:08)    


Такая интересная игра, а название имеет какого-то морского чудища:)))
Варя  (23/09/19 08:11)    


не только у вас морские ассоциации)))
https://stihi.ru/2017/09/22/2417
Алекс_Фо  (23/09/19 08:30)    


Ух ты! Мысли сходятся и расходятся))) Бывает же такое!
Я-то отплясывала отсюда:
https://www.stihi.ru/2019/09/22/6617
Однако)
Варя  (23/09/19 10:51)    


да полно такого) идея про яблоко-тыблоко стара как мир)))
Алекс_Фо  (23/09/19 10:59)    


Статья подкупает своей неполнотой. Боюсь, у невнимательного читателя сложится впечатление, что комбинаторикой, технэ, салонно-игровой, или настольной поэзией, "эксперименталка" исчерпывается. По сути, это окультуривание фетиша под боле-менее подходящей вывеской. Впрочем, менее здесь более. Я бы вынес комбинаторную поэзию под рубрику "твёрдые формы" и был бы вполне удовлетворён, относясь к её элементам как к музейным экспонатам, а не как к лабораторным образцам. И напротив, из означенной рубрики забрал бы те же хокку, так как в попытках с их помощью привить нам, европейцам, иероглифичность мышления вижу что-то новаторское. Конечно, здесь можно узреть общие черты с символизмом и прочим, но нигде такими скупыми штрихами или же банальными образами у нас не умудрялись передавать тончайшие нюансы настроений. А тем не менее этот минималистский, скажем, стиль, выросший из хокку, развивается, но остаётся неприкаянным. До поры до времени. Пока психоделики не объявят его своей вотчиной))
Кстати, то, что называется психоделикой, и многие, многие направления традиционалистской поэзии вышли именно из экспериментальной. И именно поэтому я против нахождения в её рядах всяких акростихов и палиндромов. Уж пусть там лучше будут китч и мгт - вот сырьё для экспериментальной поэзии.
АндреНалин  (25/07/13 09:01)    


Ага..
Есть у нас тут автор, который все свои творения определяет в жанр экспериментальной поэзии, обосновывая это тем, что он пишет о сети))
Каждый волен толковать общепринятые теории по своему усмотрению.. Спасибо за мнение)
Алекс_Фо  (26/07/13 08:53)    


Мне толковать Ваш ответ так, что Вы ставите меня на одну доску с этим "есть тут один"?)
И всё-таки, Алекс, Вы статью назвали "Экспериментальная поэзия". Сказали, что одним из её видов является комбинаторная поэзия, и о ней-то и повели речь, даже не упомянув про другие... Мне это кажется по меньшей мере странным. Вот я Вас и прошу для полноты картины назвать, какие ещё виды экспериментальной поэзии существуют.
АндреНалин  (26/07/13 09:57)    


А визуальную поэзию вы не заметили?

Ладно, по сути. Эксперименталка исторически начиналась как раз с ограниченных форм - это уже позже их объединили модным словом комбинаторика. Так что львиная доля экспериментальной поэзии относится как раз к тому, что здесь описано. Затем эксперименты становились более изощренными, пошел синтез поэзии с графикой, аудио, видео и проч. - и это тоже стали относить к экспериментам.
Относительно неполноты картины - если вы заметили, это не статья, а обзор - начиналось это как обзор конкурса на ПКП, затем наши авторы добавляли новые образцы, и процесс продолжается. Тут не все подряд, что существует в природе, а именно выборка творчества авторов ПКП. Так что на полноту я и не претендовал никогда - я сам хочу, чтобы обзор дополнялся. Что мне лично хотелось бы тут видеть.. из комбинаторики, например, реверсы, анациклы, бесконечные стихи, стихи узника.. так сходу и не вспомню, что еще, но наверняка еще с десяток форм отыщется. Из синтетических форм - каллиграммы, плейкасты, те же котоматрицы, например.. граффити, перформансы, инсталляции.. еще какая-нибудь конкретика, не знаю..
Если вы ждете, что я психоделику закажу - напрасно. Этот феномен меня интересовал одно время.. поизучав теорию и практику, я для себя сделал вывод, что если это и эксперимент - то это психологический эксперимент Георга, направленный на попытку распиарить себя любимого в плане оставления новаторского следа в искусстве))
Алекс_Фо  (26/07/13 19:36)    


А, заумь еще.. ну ее я, пожалуй, знаю, у кого искать.. добавлю при случае.
Алекс_Фо  (26/07/13 19:37)    


Алексей, Здравствуйте!

По прочтении статьи «Все метры в одном флаконе», увлёкся экспериментированием, за что БОЛЬшое СПАСИБО!!!

Потом прочитал Ваши статьи о действительно экспериментальной поэзии и буквально заболел ею.
Когда прочитал о Палиндромах, то не нашёл чистого ПАЛИНДРОМОНА и решил восполнить этот пробел.
Сначала думал, что дело не займёт много времени – достаточно собрать палиндромов в интернете и из уже готовых строк скомпоновать стих. Потратил на это три недели свободного времени.

Результат не удовлетворил
http://litset.ru/publ/6-1-0-2663

Понял, что для более качественных стихов строки палиндромы нудно сочинять самому. Потратил ещё две недели.
В результате получился такой стих:
http://litset.ru/publ/6-1-0-2862
А зорька, как роза,*
Атака заката*.
Узором к морозу,
А там шабаш мата.

Удал, нежен. Ладу!
А был гневен - глыба*.
АД, я-то от Яда,
Обида -ад, ибо …

О путы! И тупо
Огонь - лоб больного*,
Об Юле не любо.
Алоэ б Эола!

Ад я лишил яда* .
Аз – ум, мадам – Муза.
Атака заката*.
А зуб, о обуза!

Строки, отмеченные звёздочкой, взяты из интернета.

В данном стихе уже не только ассоциации, но и какой-то смысл просматривается. Кроме того в нём есть и ритм, и стихоразмер.

Очень хотел бы знать Ваше мнение по этому стиху!

С теплом и симпатией, Серж
Серж_Курдюков  (23/07/13 10:11)    


Да, это очень сложно, чтоб хотя бы смысл был)) А палиндромон с рифмой и ритмом я еще не видел))) Надо, пожалуй, взять в образцы.. Вот только, само собой, несколько снижает его ценность заимствованные строки.
Алекс_Фо  (23/07/13 21:05)    


Над палиндрономами продолжу работу.

Придёт время и стих будет написан без заимствования строк из интернета.

Большое СПАСИБО!!!
Я немного тщеславен.
Этот вариан всегда можно будет заменить на более лучший.

Считаю, что сайт должен занять лидирующее положения по новым направлениям в поэзии. Этим он будет выгодно отличаться от других сайтов. Так сказать - изюминка.

tongue tongue tongue
Серж_Курдюков  (23/07/13 22:00)    


Полюбопытствовал - глянул свой лабиринт. Позабавила попытка выстроить вертикально "Лопе Де Вего", дело в том, что они изначально вписаны наклонно (так красивше и эстетичнешей =))). biggrin biggrin biggrin
Михаил_Кульков  (23/07/13 09:51)    


ы))) а я так старался))) у меня в статье, откуда списывал, кривенько было, вот и выровнял))
А давайте вы его публикнете, как надо оформите - а я потом копирну форматирование)
Алекс_Фо  (23/07/13 21:02)    


Алекс, я тут попробовал его публикнуть, но полная неразбериха получается. Вот ссылочка, где правильно в части "моноширинным шрифтом", в остальных частях после "ремонта" графов тоже уехало:
http://www.grafomanam.net/poem/219722
Да, в опубликованном в литсети в части "монош..." пропечатались коды, можно всегда оттуда скопировать.
И вот ещё примерчик лабиринта:
http://domstihov.ru/proizvedenija/duhovnaja-lirika/syropust.html
Михаил_Кульков  (23/07/13 21:26)    


Ага, понятно) Вот как раз немоноширинный образец у меня был)) Поправлю по правильному образцу завтра))
А почему тут не получается-то? Моноширинный тут есть)
А второй лабиринт у меня в ближайшее время духу не хватит оформлять))) Его дольше форматировать пришлось, чем всю остальную статью))))
Алекс_Фо  (23/07/13 21:38)    


Так если что могу с кодами прислать.
А куда отнести вот такое?:
http://www.grafomanam.net/poem/269839 cool
Михаил_Кульков  (23/07/13 22:32)    


Да зачем слать, тут же я могу сам взять что угодно))
А это, похоже, встрой.
Алекс_Фо  (24/07/13 09:01)    


Я имел ввиду второй лабиринт, он то не здесь. Или попробовать выложить, чтоб был под рукой, если охота появится? cool
Михаил_Кульков  (24/07/13 09:53)    


Да пусть лежит и тут, есть же не просит)))
Алекс_Фо  (24/07/13 17:24)    


Хы, привет Малевичу.))

чёрный квадрат
чёрный квадрат
чёрный квадрат
чёрный квадрат
чёрный квадрат
Кудинов_Виктор  (22/07/13 08:31)    


чота он с белой полосой посередине получился, непорядок)))
Алекс_Фо  (22/07/13 09:56)    


Пает/художник своё дело сделал.)) Остальной путь должён проделать читатель/зритель.))
Кудинов_Виктор  (22/07/13 11:16)    


Витя пошел дальше: у него два черных прямоугольника)))
Ирина_Корнетова  (22/07/13 13:17)    


В глубинах наших с Малевичем шедевров каждый может черпать до бесконечности...))
---------------------------------------
И перенесу сюда крипту - отзыв Марины Жди.
http://www.stihi.ru/2007/11/10/2378

Таинственно горит…………………...В бокалах кровь рубина
Во власти ледника……………………Божественная стать
Безмолвная как сон…………………..Хрустальная могила
Искрящая зима……………………….Спеши ее принять

Серебряной пурги…………………...Пугливые узоры
Морозный поцелуй………………….Под трепетом Огня
Кристальной чистоты……………….Ласкающие взоры
Огнем палящих струй………………Срывают якоря

Повенчан ты вовек……………….….И на кресте распят
Таинственной судьбой……………...Вновь преклонив колени
В обряде звездных нег………………Из Чаши выпил яд
Под млечностью немой…………….Долги мотают пени

С красавицей седой………………….В покое чудных стран
Пусть временем строга……………...Под ритм парящей пыли
Не будут вам виной……..…………...Вас любящие в дар
С Землей одни года………………….Пред Богом умолили.
Кудинов_Виктор  (22/07/13 16:01)    


Не)) тут слабже) половины рифм нет))
Алекс_Фо  (22/07/13 19:46)    


Спору нет, оригинал сильнее.) А слабо акулам пера на спец. конкурсе в криптах посостязаться?))
Кудинов_Виктор  (22/07/13 20:35)    


Мне - точно слабо))))))))))))
Алекс_Фо  (23/07/13 21:06)    


Эх, попытка сподвигнуть на интересный конкурс не удалась.)) Зато я в учебнике Скоренко нашёл ещё одну крипту:

Хранить любовно «да».....я обещала вечно,
Могу ли я теперь.............на свете жить одна?
Не буду никогда..............кокеткой бессердечной,
Любить тебя, поверь - .....веселье пить до дна.

Интересно, что, если читать первый столбец, а потом второй, то смысл один, а если читать построчно, то - прямо противоположный.
Всё же, интересно было бы освоить эту форму. Сама закономерность построения, вроде бы, не такая уж и сложная. Надо попробовать.)
Кудинов_Виктор  (23/07/13 21:20)    


Во, первый опыт.)) Тока он шиворот-навыворот получился: по столбцам - за здравие, по строкам - за упокой.))

Век думать о плохом - ...отныне и навеки.
Нам будет нелегко.........прогнать тоску-печаль.
На ангеле верхом..........усталому калеке
Умчаться далеко... ......надеждою - свеча.
Кудинов_Виктор  (24/07/13 14:03)    


Ага, получилось))) правда, деление на предложения не получилось универсального для обоих вариантов))
Алекс_Фо  (24/07/13 17:23)    


Ещё пример крипты:

Стихотворение Теодора Агриппа Д'Обинье (1552-1630) в переводе Э. Линецкой.

Чей здравый смысл угас, ........... бежит любовных нег,
Тот не боится мук, .................... кого прельщает воля,
Мой друг, любовь для нас ......... завиднейшая доля
Несчастье и недуг .................... любви не знать вовек.
Отрада всех отрад .................... лелеять чаровницу
Свобода и покой ....................... ну, это ль не напасть?
Удел стократ благой .................. в любовный плен попасть,
Хранить сердечный хлад ............ что лечь живым в гробницу.
Кудинов_Виктор  (27/07/13 16:57)    


А это старое или новое?)) Ваще ничо не помню уже)) Назначай мне пэнсию по виртуальной инвалидности))

Самый впечатляющий эксперимент, когда-либо попадавшийся мне на современных просторах, это вот http://www.stihi.ru/2007/07/12-2426 Гринберг крут 8-)
Анастасия_Гурман  (22/07/13 04:42)    


Это которое на ШПМ на графах висело.
Гринберг крут, ога)) но прям даж не знаю, включать ли его сюда.. это ж вроде как обзор творячества участников ПКП))
Алекс_Фо  (22/07/13 09:57)    


Алекс, подожди меня))) я года три уже над метаметаграммой работаю)))
Братислава  (22/07/13 13:03)    


Призрак, "вешай" Гринберга, для Бра стимул будет, быстрей допишет))
Анастасия_Гурман  (23/07/13 07:00)    


О, как познавательно!) И примеры - очень) Спасибо за ликбез))
А я давно люблю вот это "полуподражание" Алексея Березина:

http://www.stihi.ru/2004/12/22-15

Его, наверное, тоже можно отнести к полусловникам, или?) там не все сло... наполови..., но классное))
Ольга_Романченко  (21/07/13 16:44)    


А главное, все примеры - наши)) все авторы были на ПКП))

Алексей молодец, ага, у него интересные эксперименты встречаются)) Думаю, полусловник, да)
Алекс_Фо  (21/07/13 22:49)