Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
3-й МПК. 4-е состязание (парное). Биатлон. Марк Шехтман. Комментарии и оценки. Часть 2
Обзоры
Автор: Колизей-Архив2
Марк Шехтман
Ссылка на авторскую страницу:
https://www.stihi.ru/avtor/shmark

Родился в Таджикистане в 1948 году. Школу окончил с золотой медалью (г. Душанбе). Мастер спорта СССР по лёгкой атлетике. Два академических образования: физико-математическое и филологическое. Преподавал историю литературы на кафедрах университета (ТГУ) и пединститута (ДГПИ). Кандидатская диссертация и научные интересы связаны с теорией мифа и НФ.
В 1990 году эмигрировал в Израиль. Сейчас живёт в Иерусалиме.

Писать стихи начал рано. Ещё в школе был награждён дипломом за 1-е место во Всесоюзной олимпиаде по литературе. Номинация – «За лучшее творческое сочинение» («Евгений Онегин. Х глава»). В советский период изданы два сборника стихов: «Неведомое небо» (1983) и «Большая Медведица» (1986). Затем вышли в свет «Русский Бог» (Москва, 2009), «Евгений Онегин. Х глава» (Иерусалим, 2013), «Бродяжий ангел» (Иерусалим, 2015) и сборник стихотворных комедий «Бройтманиана» (Запорожье, 2004). Имеет ряд публикаций в журналах и альманахах. Последняя по времени размещена в журнале «Радуга» (Киев, 2016, спаренный номер 7-8).
Представлен в «Журнальном зале».




Оценки
1-е задание:   2-е задание:

задание-джокер:

Суммарные оценки по командам:
 

Файл с оценками и комментариями можно скачать здесь: https://www.dropbox.com/s/ozlaizqf6v4gds4/Mark_Shehtman_4_sost.docx
 

Обзор был разделён на две части при публикации (невозможно опубликовать одним произведением из-за юкозовского лимита).

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-35224

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-35223



Комментарии:

Нагибина 2-11. Постигнув вычурную речь
Команда «R-GO»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Замечательное по технике и художественным средствам стихотворение. Детали и сравнения ярки и доходчивы! – но...
Но почему автор вдруг делает нечто, что разрушает смысловые и лексические связи текста?
Пример:

...Восходит день воскресный снова и всё, что ты себе простил.
Сегодня кажется неважным, плывет корабликом бумажным...

Здесь точка после первой строчки – это, скорее всего, просто небрежность. Но почему я, простой читатель, должен гадать: действительно ли небрежность или какой-то тайный и глубокий замысел?

Другой пример:

И речь, несвязная слегка, приправленная звуком острым,
Решает новые вопросы метаморфоз и языка, –
Игра с эффектами плацебо для душ и тёмных, и немых.
Сшивает день с землёю небо стежками шпилей вековых...

Как бы мне понять, почему после второй строки стоит тире? Я прикинул все варианты постановки этого знака – ни один не подходит! А в следующей строке – наоборот! – отсутствует так необходимое тире после слова «с эффектами». И опять я ломаю голову, почему всё же тире тут не стоит? Ведь обидно же!!!

====================================

Ирина Владимировна Архипова 2-12. Понедельник
Команда «Скользящие по рифмам»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Образ живого города сделан очень интересно и убедительно. Автор словно изнутри него рассказывает нам о чувствах и мыслях этого труднопредставимого существа. И всё же я поставил 3 балла за содержание потому, что автор не сумел избежать банальностей при создании этого глобального образа-портрета: всё те же унылые звуки, мрачные тона палитры красок, бездушие ландшафта и непременный понедельник как символ неудавшегося существования.

====================================

ГерТруда 2-13. Подорожник
Команда «Ирмалита Well»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Читал я и думал: вот снова проклятия каменным джунглям и святая грёза о ласковых лугах и равнинах а-ля Есенин!
Но у автора хватило ума и честности написать последнюю строку (разбив её на две) и признать факт несуществования той придуманной страны, где девушки водят хороводы, а парни меряются богатырской статью...
Кроме того, хочется отметить очень точно воспроизведённые в тексте приметы мегаполиса именно нашего времени.

====================================

sergekoks 2-14. Апрель палит из гаубиц весны…
Команда «Некропереворот»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Насытив текст мелочами, автор тем самым и своё существование рисует этакой незаметно промелькнувшей незначительностью. Что же касается техники, то она весьма впечатляет, эпатируя и завораживая читателя аллитерациями вроде «апрель, рыча…» или «капе́ль каблуков».

====================================

Анастасия Печура 2-15. Щенок
Команда «СТИХИйные»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1
Поставлено несоответствие заданию


Я не вижу в этом стихотворении никакого соответствия заявленной теме, а потому не намерен рассматривать разнообразные отрицательные стороны этого банально-слезливого текста.

====================================

Yuriy Berdan 2-16. Мировая симметрия
Команда «Синий Троллейбус»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1
Поставлено несоответствие заданию


Думаю, среди некоторых слушателей стихи будут иметь большой успех, особенно если их исполнять под гитару. Другое дело, что к заявленной теме они не имеют никакого отношения.

====================================

Тенигин_Андрей 2-17. *** ("Не будет чуда – он приговорён...")
Команда «Пираньи пера»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3
Поставлено несоответствие заданию


Интересные стихи. Точнее, они интересно задуманы, но исполнение не выделяет, а как бы затеняет главную тему, на мой взгляд, связанную вовсе не с городом, а просто с современной реальностью.

====================================

Вера Да Юра 2-18. Полусонное
Команда «Мивеолта»
Оценки: Техника 1   Содержание (художественная ценность) 1


К сожалению, автор не способен выдерживать единство стиля и темы. Стихотворение будто сшито из кусочков где-то прочитанных текстов. Дворник-волшебник, бессонные грёзы, ветер-посыльный, ночные кошмары, вчерашние обиды, мудрые мысли – кажется, в каждой строке можно найти примеры штампов и банальностей, из которых сложен весь этот текст.

====================================

Руслан Романчук (simon) 2-19. В этом утлом суденышке плыть нам с тобой и плыть…
Команда «Мушкетёры без Дюма»
Оценки: Техника 1   Содержание (художественная ценность) 1


Всё те же сетования на усреднённость человека в бездушном и враждебном мире, почерпнутые то ли из декаданса, то ли из постмодернизма. Претензии на оригинальность, к сожалению, не оправдывают частых сбоев ритма, плохих рифм и неумения автора слышать свой текст: «Уснули гиганты, как будто лапки сложили» – у гигантов лапы, а не лапки, «В этом утлом суденышке плыть нам с тобой и плыть // Без указателей, знаков и указаний» – указателей указаний? – и т.д.

====================================

Александра_Юсупова 2-20. *** ("я город впускаю по капле в себя...")
Команда «Команда 777»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1


Я понимаю замысел автора, но не могу оправдать многочисленных стилистических просчётов текста.
Чего стоит, например, 2-я строфа:

...вот в капле теснится запущенный сквер,
где дама с веслом потеряла колено.
и дальше, под сенью разросшихся верб,
по капле впускаю озон внутривенно...

Есть устойчивое словосочетание «девушка с веслом», а вот «дамы с веслом» не может быть, ибо те самые парковые изваяния изображали вполне стройных особей, а «дама» – это уже нечто иное – в телесах и одеждах. К тому же образ дамы с веслом, потерявшей колено, вызывает у меня лёгкую тошноту и желание вызвать карету скорой помощи. А строка «По капле впускаю озон внутривенно» – это уже нечто от исповеди наркоманов.
Дальнейшее не лучше.

====================================

Яленка 2-21. Вокзал
Команда «Отчаянные уайноты»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1


Ну, допустим, что вокзал – это часть городской архитектоники.
В истории русской литературы 19 века возникло течение т.н. физиологического очерка. Тексты таких произведений изобиловали массой неаппетитных деталей и подробностей. Нечто подобное я вижу в этих стихах: «буфет, пропахший сосисками, вяленым мясом и сыром…», «шумел ресторан, поглощая в утробу чужой, инородный народ», «депо передавлено тромбом», «тошнило оскоминой спешки и гула» и т.д.
При этом не могу не отметить, что «поглощать в утробу» – это не по-русски, что «инородный народ» – это корневая тавтология, что строки «А небо стекает потёками сини в потоки чужих децибел» – это просто наукообразная и высокопарная нелепость.

====================================

Regina 2-22. Моему другу
Команда «Аз-Арт»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1
Поставлено несоответствие заданию


Я не вижу в этих стихах никаких признаков городской лирики.
Замечу, что стихи очень поверхностны и технически слабы.

====================================

Юрий_Борисов 2-23. Горожане
Команда «Крылатые онлайнеры»
Оценки: Техника 1   Содержание (художественная ценность) 1


Я не знаю, что такое «душесмеситель». На ум приходит смеситель в моём душе. Но до сих пор я не замечал у него тенденций к росту.
Употребление в одном ряду имён Христа и Энгельса мне кажется кощунством, а словосочетание «Пушкин и подобные» – просто глупостью. Также мне неясно, о каком Мастере идёт речь – о Пушкине, о Булгакове или, не к ночи будь помянуто, об Энгельсе?
И что такое «хоспис»? Наверно, автор имеет в виду то, что по-русски называется домом престарелых, богадельней, приютом и т.д. Я не против иностранных заимствований, но только там, где это действительно нужно.

====================================

Martimiann J-1. Сволочи
Команда «Неожители»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1


Стихи трудно читать... Во-первых, непрерывно сбивается ритм. Во-вторых, я не могу считать рифмами словосочетания «сволочи – овощи», «резиновых – синее», «граффити – Африка», «смешных – огни», «оранжевый – спрашивать» и т.д. А в-третьих, мне просто непонятна вся эта ситуация с собеседованием странных субъектов, почему-то именуемых сволочами.
Наверное, автор отпустил душу и руку на волю в надежде, что стихи придут сами собой.

====================================

Светлана Моисеева 5 J-2. Желанный полёт
Команда «Васюльки»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2


Можно, наверное, допустить подобные чувства и эмоции и у пули, ибо наше воображение не имеет пределов. Но специфика искусства требует ещё чем-то удостоверить подобные фантазии. Иначе говоря, я должен поверить, что это летит именно пуля, а не пчела или самовар. Полёт пули – это взрыв пороха, это раскалённая теснота ствола, это свист вспарываемого воздуха, это свобода полёта и неотвратимость траектории, это внезапная остановка – и уж конечно не вираж.
Особенность пули – это прямолинейность характера.

====================================

Подобед Елена J-3. Сквозь позолоту зеленеет медь
Команда «R-GO»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Страннные стихи! Замечательно исполненные рефрены усиливают уничижительную-ироническую экпрессию. Но главный вопрос – кто лирический герой повествования? – для меня остался загадкой. Кто она – «душою прикипевшая к «шандалу»?
Логически рассуждая, к шандалу, то есть, к подсвечнику, «душою прикипеть» может лишь свеча. Значит, всё стихотворение суть монолог свечи? Но тогда возникает следующий вопрос: к кому может быть обращён этот саркастический, насмешливый монолог? Кто этот истукан, который вновь горит, «не ведая стыда»? Над кем «постарался реставратор» после того, как его «доела ржа»? Может, как раз он и есть шандал? Но за какие грехи от удостоился такой нелюбви? И куда может уйти шандал?
Не уверен, что эта неясность украшает стихотворение.

====================================

Лана Сноу J-4. Ничья или мат?
Команда «Гордые птицы Гу»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2
Поставлено несоответствие заданию


При всей сложности и спорности этих стихов, я не вижу в них каких-то особенностей темы, соответстующих действиям «ждать и лететь».

====================================

Натали Бугаре J-5. Почти весна
Команда «Леди и Че»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3
Поставлено несоответствие заданию


Хорошие стихи о любви. Но наличие двух глаголов – в первой и последней строфе – еще не означает наличия соответствующих требованиям действий. Ожидание встречи – да, присутствует. Но ни о каких полётах нет и речи.

====================================

Галья_Рубина-Бадьян J-6. Похоронка
Команда «Аз-Арт»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2
Поставлено несоответствие заданию


Я не вижу в этих стихах ничего, то бы соответствовало теме полёта. В последней строфе есть строка «Прилетело письмо-ответ»… Но её вполне могло и не быть, напиши автор «Нас настигло письмо-ответ». Иначе говоря, глагол «прилетело» не выражает темы и действия полёта.

====================================

НБС J-7. Кольцевая
Команда «Летучие Голодранцы»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Превосходные стихи! – умные, ироничные, философские, сочетающие символические образы и бытовые детали. Впечатляет словарный диапазон, включающий практически все уровни – от архаизмов до современной разговорной лексики и просторечий.
Практически идеальное решение темы.

====================================

Александр_Коковихин J-8. Ночной полёт
Команда «Починяющие примуса»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Весьма нетривиальные стихи, запоминающиеся простотой и доходчивостью и, вместе с тем, пронзительностью и обыденностью отсутствия счастья. Чтобы написать такие стихи, надо многое пережить и научиться ценить суть поэзии выше её формы.

====================================

Михалыч J-9. Проект
Команда «Созвездие Красного Быка»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Поставлено несоответствие заданию


Великолепные стихи, сочетающие отточенную, прихотливую форму с пронзительной горечью и отрицанием плоского и бездуховного мира. Такие бы сделали честь и молодому Маяковскому, явись он сегодня.
Но я обязан быть справедливым: нет в стихотворении идеи полёта и ожидания. Напротив – торжествует мотив отсутствия любых надежд и чаяний. Увы, но...

====================================

Варя. J-10. *** ("Как трава луговая, цветочек, кузнечик...")
Команда «Радиус полёта»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5


Великолепно! Эмоционально, нежно – и в то же время узнаваемо и детализировано.
Образы просты и естественны, сравнения узнаваемы и всё-таки неожиданны, а финал заставляет увидеть всё под новым углом зрения.
Мотив же ожидания и полёта главенствует в том полубреду-полуяви, в которых находится главный персонаж.

====================================

Душа Рыбья (fishsoul) J-11. Паноптикон
Команда «Мушкетёры без Дюма»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4
Поставлено несоответствие заданию


Очень интересные стихи, написанные твёрдой и опытной рукой. Но именно статика, а не полёт есть главный мотив убогого и плебейского мира, созданного автором.

====================================

Вячеслав Бесколесный J-12. 60 лет спустя
Команда «Лунный След»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Очень интересно! ОН ждёт и не получает от НЕГО ни писем, ни звонков. Надеюсь, это не печали утерянной однополой любви, а печальный эпилог «Малыша и Карлсона, который жил на крыше...»

====================================

Николай Яковлев J-13. Чайке по имени Джонатан Ливингстон
Команда «Мозговой шторм»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Доп. оценка "Относительно всех": +2


Превосходная реминисценция на тему знаменитой «Чайки», изложенная в тональности не менее знаменитых стихов – и если мотив полёта заимствован и переосмыслен в тональности Баха, то мотив ожидания именно от Вознесенского – и это редчайший в истории литературы пример дважды реминисцентного текста, основанного на столь далёких по тематике произведениях.

====================================

Alkhat J-14. Просьба
Команда «Команда S»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4
Поставлено несоответствие заданию


Автор осмелился написать стихи о воображаемом разговоре Бога (вероятно, Бога-сына) с Богоматерью, и сделал он это достаточно смело и достаточно убедительно. Но какого-либо соответствия заявленному условию я здесь не вижу.

====================================

Блондинко Чо J-15. Верьте приметам!
Команда «Ирмалита Well»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1


Стихи, как я понимаю, нарочито стилизованы под монолог современной интернет-девицы, помешанной на соцальных сетях, числе просмотров, лайков и т.д.
Я с трудом улавливаю в тексте какое-то выполнение поставленного условия, но отрицать его не могу. Однако сами стихи мне кажутся плоскими, скорее громкими, чем выразительными, и категорически лишёнными поэтичности.

====================================

Впленуиллюзий J-16. Ожившие тени
Команда «Команда 777»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1


Какое-то соответствие ожиданию и полёту в стихах есть, но это всё то положительное, что я могу о них сказать.
Тема разочарования в прожитой жизни раскрывается поверхностно, голословно, неубедительно. Техника стихосложения убога и не позволяет говорить о каком-то художественном уровне текста.

====================================

Анна-Мария Ситникова J-17. Видение
Команда «Отчаянные уайноты»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1
Поставлено несоответствие заданию


Возможно, автор думает, что он создал связный текст, но для меня как для нормального читателя этот набор строк, фраз и слов не складывается в логически и эмоциально внятное повествование.
Читатель имеет право понимать стихи, а не гадать, что за проблемы решает автор. Что же касается выполнения заявленных условий, то его я также не вижу.

====================================

Катя Солдатенко J-18. Вниз
Команда «КорТики Ра»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 1
Поставлено несоответствие заданию


Оригинальничанье и всякие попытки играть в нелепые синтаксические конструкции не заменяют ясности и поэтичности текста. А их-то тут и нет, как нет ожидания и полёта. «Вниз летели, покорны своей судьбе» – это не полёт, а падение, а уж о каком-то ожидании и вообще нет речи.

====================================

Целия J-19. Пробуждение
Команда «Мивеолта»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4
Доп. оценка "Относительно всех": +2


Хорошие, оригинальные по форме и интересные по замыслу стихи. Привлекает негромкая, умная и образная самоирония. А манна небесная, похожая «с высот астрала // На большую сосиску в тесте», так и вообще претендует на статус крылатого выражения!
Опубликовано: 01/04/17, 17:38 | Просмотров: 1107 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо, Марк!!
Николай_Яковлев  (03/04/17 10:40)    


Досадно, что по моему стихотворению "Похоронка", единственное замечание, которое прозвучало в этом обзоре, выглядит так:
Я не вижу в этих стихах ничего, то бы соответствовало теме полёта. В последней строфе есть строка «Прилетело письмо-ответ»… Но её вполне могло и не быть, напиши автор «Нас настигло письмо-ответ». Иначе говоря, глагол «прилетело» не выражает темы и действия полёта.
Напоминаю, что я писала на задание-джокер (заданные действия "ждать" и "летать" + яркая и непредсказуемая концовка). Подчеркиваю: действия, а не тема.
Галья_Рубина-Бадьян  (02/04/17 13:27)    

Рубрики
Рассказы [1130]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [209]
Критика [99]
Сказки [246]
Байки [52]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [157]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [79]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [301]
Повести [233]
Романы [81]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [12]
Литературные игры [41]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2378]
Тесты [27]
Диспуты и опросы [115]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]