Говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Однако мы решили не только воскресить некогда реализованную на ЛитCети задумку дуэлей между критиками, но и немного её видоизменить. В нынешнем формате тоже есть два критика: «плюс», призванный отмечать достоинства стихотворения, и «минус», который будет видеть только недостатки. Итоговый вердикт по каждому стихотворению на основании взвешивания плюсов и минусов выносит рефери (чьё мнение, разумеется, не является истиной в последней инстанции из-за несовершенства конструкции весов). Чтобы не терзаться муками выбора и охватить побольше авторов, пусть и достаточно лаконично, мы будем разбирать не одно-два стихотворения, а целый день. Если в этот день какой-либо автор опубликовал несколько произведений, из них будет выбрано одно, показавшееся наиболее интересным.
В этот раз мы анализировали стихи за 1 мая. «День Х» выбирается произвольно, и желающие попасть под метлу либо, наоборот, от неё скрыться могут только гадать, как осуществить свои намерения.
С детства сказок до макушки начитавшись, Я найти тот заповедный лес мечтаю.. И не девочка давно, а много старше. И сто лет во снах , пожалуй , не летаю.
Да, про лес... За ним находится поляна, Где заветные сбываются желанья , Но тропинки заросли давно бурьяном, Растворились и мечты в густом тумане.
Алый парус полинял и разорвался, Хоть латала, берегла и зашивала, Принц пройдохой и пьянчужкой оказался, Лишь детей Асоль любимых нарожала.
Утешеньем стали в жизненных невзгодах! Те же сказки им по вечерам читаю, Осторожно добавляю, что дорога В лес совсем непроходимой стала.
Знают пусть, что все, что даром, то - пустое. Ждать чудес от жизни- глупо тратить время. В доле женской вечно правило простое - В очаге должны всегда гореть поленья.
И коней на переправе не меняем, На скаку их остановим на мгновенье, Чтоб взглянуть, какой (ч)удак опять сжигает Наши избы в постзапойном пробужденьи,
И тушить!!! И коромысло вновь на плечи, Так привычно и немного обреченно... Но детей вокруг стола рассадит вечер... Как без сказок жить асолиным девчонкам?
Критик плюс
Не хочется начинать Субботник с грустного, но честно сказать, это стихотворение меня тянет больше покритиковать, чем похвалить. Из плюсов же могу отметить тему: семейные ценности, дети, их воспитание на сказках, которые в детстве так любила мать, - все это импонирует мне как читателю. И неубиваемая женская вера в лучшее, и готовность тащить на своих плечах все, что выпадет на долю, и счастье растить детей, пусть даже в одиночку… как это все узнаваемо, как это все по-русски. И, цитируя автора, «немного обреченно». Не потому ли, что в описанном сюжете уже заложена повторяемость: дочери, скорее всего, скопируют и повторят судьбу матери – не самую счастливую судьбу. Ведь развития, возможности выхода за рамки представленной традиции, нам не показали. И это тоже немного грустно… Хотя сама финальная сцена вызывает очень теплые чувства. Спасибо автору за них!
Критик минус
Ключевой образ стихотворения вполне читаем и типичен (перевод сказочного персонажа в реальную жизнь, которая «и жили они долго и счастливо» часто игнорирует), но вот в том, что касается техники исполнения – сразу видно, что с текстом обращались «по-простому», «по-домашнему». Начиная с самого главного – с «Асоли», потерявшей одну букву «с» – мелкие, до обидного мелкие небрежности наступают и наступают. Пройдёмся построчно и построфно (пунктуацию принципиально не рассматриваю, хотя в ней тоже много недочётов):
С детства сказок до макушки начитавшись, - «начитаться до макушки» это как? Можно ли «начитаться до колен» или до иной части тела?
Я найти тот заповедный лес мечтаю.. – «тот» это какой? Слово явно затыкает собой строку под ритм.
И не девочка давно, а много старше. – смысловая избыточность, «а много старше» к «и не девочка давно» ничего принципиально важного и нового не добавляет.
И сто лет во снах , пожалуй , не летаю. – «пожалуй»? то есть, есть сомнения? А насчёт чего – насчёт самого процесса или количества неполётных лет?.. Короче, опять слово-втычка. Рифма «мечтаю – летаю» – не комильфо.
Да, про лес... За ним находится поляна, Где заветные сбываются желанья , Но тропинки заросли давно бурьяном, Растворились и мечты в густом тумане. – теперь в угоду ритму пляшут «желанЬя». Образное мышление присутствует, но оригинальностью не отличается.
Алый парус полинял и разорвался, Хоть латала, берегла и зашивала, Принц пройдохой и пьянчужкой оказался, Лишь детей Асоль любимых нарожала. – и снова простейшие грамматические рифмы и простейшие выражения. Допустим, строки об алом парусе неплохи, но «влобешность» сродни «принц оказался пьяницей» и «только детей и нарожала» – это не для поэзии.
Утешеньем стали в жизненных невзгодах! Те же сказки им по вечерам читаю, Осторожно добавляю, что дорога В лес совсем непроходимой стала. – «УтешенЬем». Во второй строке съехала вторая (по общему счёту четвёртая) опорная стопа 6-стопного хорея (что такое опорные стопы и зачем их не надо «съедать» – читать здесь: http://litset.ru/stuff/4-1-0-312), в последней строке потеряно два слога (т. е. одна стопа). «Невзгодах – дорога» слабая рифма. Образность всё так же проста.
Знают пусть, что все, что даром, то - пустое. Ждать чудес от жизни- глупо тратить время. В доле женской вечно правило простое - В очаге должны всегда гореть поленья. – слух сразу подрезает небольшая, но заметная инверсия «знают пусть», рифмы и образы блистать по-прежнему отказываются.
И коней на переправе не меняем, На скаку их остановим на мгновенье, Чтоб взглянуть, какой (ч)удак опять сжигает Наши избы в постзапойном пробужденьи, - неужели это всё – тоже элемент «сказок на ночь»? Если да, то жалко. Детей-героев стихотворения жалко… «Меняем – сжигает» очень слабая рифма. «МгновенЬе», «пробужденЬи». К тому же, получается: «остановим коней, чтоб взглянуть»: даже если закрыть уши на сложнопроизносимое «чтобвзглянуть», то вопрос, а чем же, собственно, мешают кони и зачем их мучить, останавливая всего на мгновение(?), никуда не денется. Научное «постзапойном» выбивается из общего стиля речи.
И тушить!!! И коромысло вновь на плечи, Так привычно и немного обреченно... Но детей вокруг стола рассадит вечер... Как без сказок жить асолиным девчонкам? – если «не заметить» банальное рифмование плеч с вечером и очередную потерю буквы «с», то, эту строфу можно назвать самой образной и милой. Над стихотворением в целом –ещё работать, работать и работать надо бы…
Рефери
Увы, как и судьба перенесенной из сказки в реальность Ассоли, стихотворение оставляет желать лучшего. Граничащая с примитивностью простота образов и рифм, потеря стопы и тривиальный сюжет – а стоило ли перелицовывать знакомую историю таким образом? Впрочем, финал действительно хороший, добавляющий в мрачную картину произведения лучик надежды. Может прийтись по вкусу тем, кто тяготеет к реализму в искусстве, либо тем, кто ценит преемственность поколений и семейные традиции.
Хотел начать со слова «Я» – язык нежданно повернулся. А как же – дом, и где – семья?.. Ну что – проснулся и очнулся?..
Воскресни, Бог, среди судьбы, а черти пьяные – усните!.. Не надоело парню быть – последней буквой в алфавите?..
Ох, надоело!.. Во хмелю не трудно миру ставить точку!.. Я жизнь мою перемелю, – в сердцах, на мелкие кусочки!..
Поверьте, славные друзья, – я воскресаю понемногу!.. Хотел начать со слова «Я», – ну, им и начал, слава Богу!..
И повторяя алфавит – с последней буквы до начальной, – не буду жизнью крепко бит, не буду вялым и печальным!..
На дно упали якоря, их обрубить – в достатке силы!.. Я начинаю с буквы «Я» – мой каждый день неповторимый!..
Критик плюс
Это стихотворение навеяло мне слегка ностальгические воспоминания о пионерском детстве и комсомольской юности:)) Почему? Да потому что все воспитание наших юных душ, что в семье, что в школе, было пронизано духом приоритета коллектива над личностью. Даже дома я частенько слышала от отца: «Я?! Да это последняя буква в алфавите!». И обычно я пристыженно опускала глаза – а ведь и правда, последняя… И как много потом, уже во взрослой жизни, пришлось ломать в себе, чтобы восстановить свою самодостаточность, чтобы принять себя и возлюбить себя (сначала себя! Без этого никак). Наверное, и сейчас этот процесс во мне не завершился… Вот потому-то мне радостно читать сей манифест здорового эгоизма – я, по крайней мере, восприняла текст именно так. Мне радостно и за ЛГ, и за себя, ведь мы прошли примерно один путь. Путь этот очерчен весьма узнаваемо, и хотя каких-то особенно ярких, запоминающихся образов я в стихах не нашла, возможно, они здесь и не нужны. Зато здесь много действия! И финал ставит четкую, основательную точку – фраза звучит почти афористично. (В скобках замечу, что именно из соображений четкости я бы убрала здесь многоточие, дабы не размывать смысл, и тире после «Я» тут тоже лишнее.)
P.S. Изложив свои впечатления, я ознакомилась с заметками критика-минус и ахнула!.. Настолько по-разному увидеть текст – это ж умудриться надо))) И да, я теперь тоже вижу все намеки, на которые благополучно закрыла глаза, но которые так беспощадно осветил критик-минус. Признаю, что мой возрастной романтизм и тяга в любой момент нацепить розовые очочки вряд ли дадут мне дополнительные очки как критику. Впрочем, как критику-плюс как раз и дадут! Именно поэтому править рецензию я не стала. Автору будет интересно узнать, насколько по-разному воспринимаются его стихи, не правда ли?
Критик минус
Похоже, главной и единственной задачей этого стихотворения было в очередной раз напомнить о сути «бесконечных историй о вечной любви» сначала к спиртному, а потом – к «завязке». Естественно, что человек, выходя из хронического помутнения сознания, заново (или вообще впервые) открывает для себя элементарнейшие истины простыми понятными словами, но это не значит, что этот факт нужно нести в поэзию без какой-либо образной обработки и проработки или с самым минимальным её уровнем, соответствующим употреблению затёртых устойчивых выражений и аналогичных рифм. А именно с таким поворотом событий мы, увы, и сталкиваемся. В отличие от предыдущего стиха, разбирать тут ни построчно, ни построфно нечего. Подчеркну: пока что, т. к. начать работать над стихами никогда не поздно, равно как и ЛГ с зелёными человечками прощаться.
Рефери
Зоркий взгляд критика минус помешал порадоваться за лирического героя, ступившего, казалось бы, на правильный путь самоопределения. А ведь поначалу и я поддалась этому оптимистическому настрою... Таким образом, впечатление двоякое – стихотворение, может, и симпатичное, но подтекст отталкивает. Хотя носителям розовых очочков можно читать на свой страх и риск – глядишь, сквозь такой фильтр пробьется только позитивная составляющая стихотворения.
Мир успокоив, ранняя зима Угомонила суетность ума, Легла на город статикой забвенья. Неся народам мудрость и покой, Вонзила вечность мертвенной рукой В каналов остывающие вены.
Безмолвный мир холодного стекла… Чумная кровь бесследно истекла, Остановив безумный грохот пульса. Ни голосов, ни шорохов машин… Впиваясь в мозг, влечёт – неудержим – Дрожащий зов окаменeлых улиц.
Ночных небес бесчувственная шаль. Ушедшей жизни судорог не жаль. Тугих ветров кочующие орды… Парадняков сырая благодать – Подвальный дух – Эдем – ни взять, ни дать… И город, тишиной распятый, мёртвый.
Критик плюс
Завораживает… Для меня это пример стихов, в которые хочется вчитываться и смаковать каждую фразу, каждое слово. Например, вот эти строки:
Неся народам мудрость и покой, Вонзила вечность мертвенной рукой В каналов остывающие вены.
Насколько зримый, рельефный образ! И воображение сразу подсказывает города, каналы которых подходят под описание… Питер, конечно, на первом месте:)) А когда дочитываешь до «парадняков», сомнений в этом не остается. Впрочем, интересных образов в тексте немало. Приведу наиболее понравившиеся:
И хотя конструкция назывных предложений здесь синтаксически идентична, ощущения повторяемости почти не возникает: картинки меняются, движение – размеренное, плавное – не дает застревать и ведет к финальному аккорду. Не могу не отметить работу со звуком, удачно подобранный ритм и схему рифмовки. Не все рифмы порадовали свежестью, но «забвенья-вены», «машин-неудержим», «орды-мертвый» весьма хороши! Что ж, питерская тема автору прекрасно удается. Уже второй Субботник стихи Василия становятся моими фаворитами.
Критик минус
Начнём с формы. В целом техника исполнения стихотворения производила бы очень приличное впечатление, если бы обошлось без частого слышимого нарушения опорных стоп 5-стопного ямба (и снова призываю их считать, а для этого – читать третью часть литсетевской «Ляпологии…»: http://litset.ru/stuff/4-1-0-312) и мелких недочётов из серии затёртых рифм («зима-ума», «стекла-истекла» и т. п.), подгонки под ритм («забвенЬя») и инверсий, инверсий, инверсий… Но самые главные и самые обидные недоработки при довольно высоком общем уровне – это смысловые и логические, т. е. по содержанию. Пройдёмся:
Мир успокоив, ранняя зима Угомонила суетность ума, Легла на город статикой забвенья. – «лечь статикой», равно как и, например, «бежать динамикой» – это нонсенс.
Неся народам мудрость и покой, – поняли читатели уже, поняли, что она покой несёт, ещё с первого же «мир успокоив», в чём принципиальность «неся» и «народам»? А ни в чём…
Вонзила вечность мертвенной рукой В каналов остывающие вены. – вот тут выпуклый пример восхитительного образного мышления, но, увы, положенного на банальные ассоциативные ноты. Ну правда, смерть, вечность, покой, забвение, остывание – сколько раз это уже было сказано о зиме?..
Безмолвный мир холодного стекла… - и снова никакой неожиданности в образе, плюс повтор «мира».
Чумная кровь бесследно истекла, Остановив безумный грохот пульса. – вот эта часть очень хороша в продолжение вонзания вечности в вены каналов, но «безумный грохот» – это безумный штамп.
Ни голосов, ни шорохов машин… Впиваясь в мозг, влечёт – неудержим – Дрожащий зов окаменeлых улиц. – так мир же в начале строфы значился как «безмолвный», откуда зов улиц, т. б. какой дрожащий, если они окаменели? И кого и куда он может влечь? «Эх, смертушка да морозушка кругом, вот лепота, а не выйти ли мне тоже окаменеть»? Если б «окоченевших» (окоченелых), тогда зазвучало бы лучше.
Ночных небес бесчувственная шаль. – очень хотелось бы увидеть чувствительную и переживательную шаль…:)
Ушедшей жизни судорог не жаль. – вот тут инверсия играет самую злую шутку: то ли ушедшая жизнь не сожалеет о судорогах, то ли не жаль судорог из ушедшей жизни, то ли не жалко, что ушедшая жизнь в судорогах корчилась… В любом случае образ странноват и вызывает вопросы.
Тугих ветров кочующие орды… - о, вот этот замечательный образ наверняка будет похвален критиком плюс, и я заочно присоединяюсь, тут придраться разве что к мн. ч. можно, но не нужно:)
Парадняков сырая благодать – для плесени? Да, однозначно благодать.
Подвальный дух – Эдем – ни взять, ни дать… - подгонка устойчивого выражения под рифму детектед. Рифма, конечно, точная, красивая получилась, но…
И город, тишиной распятый, мёртвый. – да уж, что-то «распинать» и убивать для красного словца поэты любят не меньше, чем «клеймить» или «врастать» во что-то. А вот критик минус, распятая банальностью финала (финала, Карл!), чудом осталась в живых и переходит к следующей жертве субботника:)
Рефери
А вот у нас долгожданный пример полярности мнений.) И с каждым из них можно в чем-то согласиться, а в чем-то поспорить. Мне кажется, это стихотворение сродни картине – издали смотрится роскошно, но подходить и разглядывать детали не стоит, иначе впечатление может смазаться. Тот случай, когда некоторая близорукость читателю только на пользу.) Единственное, что не вызывает сомнений, – написано талантливо, настоящим поэтом. Поэтому и вопросов «А зачем (это было написано)?» и «Снова про Питер?!» не возникает.
Солнце, утром из-за тучи, протянуло жаркий лучик. И, по первой нежной травке, пробежалось по дубравке.
Высушило слёзы росам, расчесало ивам косы и, устав от важных дел, плещется в речной воде...
* * * * *
Солнце встало рано-рано, столько дел и всё б успеть: прикрутить на туче краны - хватит дождику реветь.
День раскрасить в цвет зелёный, желтый, алый, голубой, причесать верхушки клёнов и согреть само-собой.
Пробудить от спячки розы, пышный вырастить тюльпан, надоевшие морозы до зимы закрыть в чулан...
Критик плюс
Опять немного выхожу из роли, но что поделать, если в голове крутятся знаменитые слова К. Чуковского «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Впрочем, могу похвалить стихи за позитив, за четкий ритм и точные рифмы (ну да, среди них немало банальных… но дети-то про «розы-морозы» еще ничего не знают). Отмечу любопытный образ:
прикрутить на туче краны - хватит дождику реветь.
На мой взгляд, обе его части (про тучу и про дождик) хороши сами по себе. А вот в связке работают не очень: получается, что дождик ревет «из крана» тучи. И сие весьма странно, даже для буйной детской фантазии. А в целом бодро, экологично и доступно для восприятия.
Критик минус
Стихи для детей – не моя специализация, но несколько общих для любых стихов замечаний есть. Во-первых, зачем приучать детей ко штампам, к которым их и так уйма желающих приучить? Не росами да ивовыми косами и не розами да морозами едиными жив солнечный день после дождя и / или после зимы. Во-вторых, истинно – неисповедимы иногда пути поэтские, и даже при использовании штампа надо быть внимательным, иначе могут появляться нонсенсы типа «Высушило слёзы росам» – т. е. высушило воду на воде? А как отделило «слёзы рос» от самих рос? Это же относится и к правильному написанию слов: «само собой». В-третьих, несмотря на то, что дети могут и не подловить, всё равно не надо расслабляться: «И, по первой нежной травке, / пробежалось по дубравке» – дубравы вообще-то не очень солнечные места; «День раскрасить в цвет зелёный, / желтый, алый, голубой,» – «цвет» явное слово-втычка, и из-за переброса остальных цветов во вторую строку «в первом слушании» стихотворения получится смешное «раскрасить в зелёный».
Рефери
Принадлежа к целевой аудитории данного жанра (вернее, к родителям целевой аудитории, вынужденным служить посредниками между автором и читателем), хочу отметить, что в целом стихи неплохие – уж точно лучше, чем многое, что нынче публикуется в категории «стихи для детей». Но и не эталон, конечно. Если некоторые образы и формулировки со скрипом воспринимаются даже взрослыми, поймут ли их дети? В остальном могу лишь подписаться под последним выводом критика плюс.
Зависимостей много есть на свете. Про это знают взрослые и дети, Но хуже игромана, наркомана - Слагать огрызки рифм в плену дурмана!
В раздумьях о разумном, добром, вечном, От строчки к строчке странствовать беспечно, И по пути реальности оковы Переплавлять Пегасу на подковы.
А время беспощадно и незримо Стирает день за днем необратимо. От увяданья не бывает средства, Лишь память чаще убегает в детство...
Замкнулся круг, поэта закопали И высекли слова на пьедестале: "Писал стишки и протирал штанишки, Не напечатал ни единой книжки.
Не заработал даже на поминки. Никто по нем не уронил слезинки." Мораль доступна каждому поэту: Пора бросать мутить бодягу эту!
Критик плюс
Самокритично. И уже одно это огромный плюс! А вот то, что стихотворение сильно вторично… об этом вынуждена помолчать. Но, наверное, каждый поэт хотя бы раз брался за тему графоманиистихотворчества. Так что не будем в чужом глазу искать инородное тело:)) Самой удачной считаю вторую строфу. И афоризм Некрасова органично вписан, и про оковы-подковы получилось классно (как по сути, так и по форме). Здесь я поднимаю глаза к потолку и мечтательно бормочу: эх, если бы и остальные четыре строфы были написаны примерно так же интересно, неизбито и… поэтично. А пока желаю автору дальнейших творческих успехов! Если потенциал есть, грех его не развивать.
Критик минус
Полностью согласна с финальным вердиктом в стихотворении. Автор, пока вас другие, более лопатистые и минусатистые критики не пристукнули и не прикопали на досуге, бросайте эту бодягу для начинающих и мутите что-нибудь поинтереснее. Т.к. результаты наглядного примера по «слаганию огрызков» рифм, смыслов и стилей речи, которые даже в слово «капец» не складываются из-за взаимной противоречивости, и разбирать по изрядно пожёванным косточкам неохота.
Рефери
Увы, вынуждена признать, что здесь вопрос «А зачем?» встает в полный рост, ибо по факту автор противоречит слову делом, идет вразрез с выведенной в финале моралью. Впрочем, неизвестно еще, что хуже – поддаваться упомянутой зависимости-графомании или душить прекрасные порывы, страдая от отсутствия самореализации. Своего читателя подобный опус наверняка найдет, но я бы тоже посоветовала автору заняться более серьезным и оригинальным творчеством.
Жизнь долга, и плавает в долгах: Долг любви, долг чести - тривиальны, Сковывают ветреность кабально.
Хаос побеждает или страх В снах о безграничности свобод, Где, взлетая на волне стихии, Явь сама слагается в стихи и Улетает в пропасти невзгод - Возродиться сквозь перипетии?
Жизнь идёт, всё ускоряя ход, В хлябях суеты не застревая, Всем на удивление живая, Не нуждаясь в доводах метод, Сотрясаясь на ухабах дней: Убыль, прибыль, радости, утраты, Затыкая уши сладкой ватой Горьких, но далёких новостей. Забывая быть чуть-чуть нежней...
Вот и половина пронеслась. Что мечталось, не сбылось. И ладно. Дети поспевают виноградно, "Рыбаки" налаживают снасть: Ловят, пополняя закрома, Радость, распыляемую детством, В прошлом растеряв своё кокетство, Действуют, как супер-автомат - Накормить, взлелеять, не сломать...
А закат придёт, как будто тать, Забирая силы, истончая... Выпита до капли чашка чая - Наспех, но иному не бывать. Отданы долги, за пядью пядь.
Критик плюс
Очень классно, когда первая строка столь небанальна по смыслу и форме. Такой зачин приковывает читательское внимание и дает сигнал, что здесь вполне может быть еще что-то столь же вкусное. Но пока далеко не уехали, хочу заметить, что название в этом плане слегка проигрывает. Ибо считывается двусмысленно (без ритмической организации это неудивительно), заставляет тормознуть, напрячься, покрутить словосочетание... но толку-то! Информации пока недостаточно. Вполне допускаю, что эту вилку автор соорудил намеренно. Но несмотря на мое нынешнее амплуа, признаюсь, что мне было здесь скорее дискомфортно. А вот общее впечатление от стихов вполне положительное. Понравилась необычная, слегка запутанная схема рифмовки. Но распутывать ее сегодня не моя задача. Мелькают интересные рифмы (стихи и-стихии-перипетии, ладно-виноградно, пронеслась-снасть). Калейдоскоп образов захватывает с первой строфы, но картинки меняются так быстро, что лично мне не хватает мегагерц отслеживать все детали и при этом не упускать смысл. Приходится останавливаться, искать хвосты, связывать ниточки. И зачастую то, что нахожу, нравится. «Дети поспевают виноградно» - чудесная строка! Особенно при нынешней демографической ситуации)) И ловля радости, «распыляемой детством», и «накормить, взлелеять, не сломать...» - все это мило и на удивление точно. Я как читатель здесь просто таю… Финал при всем его трагическом реализме угнетающего впечатления не производит, это тоже замечательно. А с любовью к жизни иначе и быть не может.
Критик минус
А как всё хорошо начиналось, с какой чУдной аллитерации, и как обещало, как обещало!.. Автором, видимо, было решено быть бесстрашным до победного конца, и поэтому победил, как то написано в стихотворении, хаос. Хаос нагромождения образов и стилей: - кабальное сковывание ветрености (удивительно «художественно» звучит, не правда ли?); - уже упомянутый невиданный баттл «хаос vs. страх» (вообще-то хаос космосу либо порядку противопоставляют, а страх – смелости); - «доводы метод» (ахтунг! методы ожили и начали кому-то что-то доказывать!); - «сладкая вата горьких, но далёких новостей» (это как «красный компот из синих, но низкорастущих ягод»?); - «живая жизнь» и какие-то очень мелкие «хляби суеты» (разумеется, в «хлябях» особо не «застрянешь» – в бездны (глубины) можно только улететь:)); - загадочные «рыбаки», растерявшие кокетство (да, без него не порыбачишь, конечно – не пойдёт рыба ни на какую приманку, если так кокетливо ручкой им в прудик не помашешь, игриво крошечек не подсыплешь на поверхность…) и специализирующиеся на ловле результатов распыления(?! это точно рыбаки?); - закат «яко тать в нощи» – слово «тать» очень любят пользовать где надо и не надо как удобную рифму, но не стоит брать с этого пример и, соответственно, подавать его самостоятельно. Устало оно, слово, уже, лет-то сколько, поди; - пяди(?) долгов… (почему «пяди»?) Устаревшая и чисто поэтическая лексика, равно как и прекраснейшие поэтические образы типа «Дети поспевают виноградно», смешивается с научной, со всякими сомнительными «супер-автоматами» (почему «супер»? почему не «супер-пупер» тогда уж? Ах да – размерчик). Предложения местами сильно затянуты – не вышколенный, например, манерами письма французских философов читатель между «Жизнь идёт, всё ускоряя ход» и «Забывая быть чуть-чуть нежней» в борьбе за понимание текста не выживет и не дойдёт даже до следующей «длинноты» с рыбаками, не то что до финала. Ещё и рифмовка непростая. В общем, потенциал и крепкая линия идеи у стихотворения более чем есть, и оно у меня даже как у «злого полицейского» вызывает много симпатий, но детали ещё надо основательно пересматривать и обрабатывать.
Рефери
Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. То есть длинный текст по умолчанию подвержен риску рассыпаться под собственным весом либо накопить в себе так много зацепок и шероховатостей, что их количество перевесит качество произведения в целом. Здесь, к счастью, этого не произошло, раз впечатление у обоих критиков (да и у рефери) скорее положительное, но причесать стихотворение и впрямь очень хочется. Во всяком случае, от явных ляпов. А в целом неоднозначность в жанре философской поэзии неизбежна, ибо если все четко и ясно – где ж тут философия?
Живу, но горькое впиталось В расхожий быт. Повсюду аккуратно жалость К себе лежит.
Вот книга с бархатной закладкой - Не дочитал. Блокнот — стихи писал украдкой. Он очень мал,
Но строчки мелкие, горошком, Хранят тепло Твоей руки. Болеет кошка. Не повезло
Пушистой домоседке: Хозяин вдруг Покинул мир. Её нередко Тревожит звук
По полу шаркающих тапок… А это — я Перемещаюсь тихой сапой. Кому семья
Такая, что наполовину Уже пуста, Доставит радость? Всё же чинно, Тебе под стать,
Я жалость памятью стираю: В предметах — суть Того, что было. Оживаю. Но горько, жуть!
Критик плюс
Тема болезненна и не нова. И рецензии на такие стихи приходится писать осторожно, опасаясь случайно задеть авторские чувства – слишком тонка бывает грань между переживаниями ЛГ и автора. Но создаваемый эмоциональный мостик к читателю зачастую зависит от откровенности автора и умения поделиться пережитым не в лоб, а через показ порой незначительных деталей, которые трудно просто нафантазировать. Вот и в этом стихотворении присутствует живое, еще не до конца выболевшее, не отпустившее чувство… и ему веришь. Проникаешься. Вместе с ЛГ учишься преодолевать. А самое главное – учишься ценить и беречь то, что еще не утрачено. Не в этом ли одна из задач поэзии? Теперь про детали. Достоверность, как я говорила, именно в мелочах. Что закладка в недочитанной книге – бархатная. Что строчки в блокноте – мелкие, горошком. Что кошка, потеряв хозяина, заболела. Знаете, я думаю, что некоторые кошки именно такие, привыкают к человеку, как и собаки. И это тоже – деталь! Потому что такая кошка – особенная. Ну, и самые «эффектные» строки (если здесь уместно употребить этот эпитет):
Повсюду аккуратно жалость К себе лежит.
Жалость к себе… именно с ней приходится сталкиваться в такой ситуации, именно ее преодолевать, перерастать. Но взгляните, здесь жалость лежит «аккуратно»! В этом слове и женское одиночество, и ставшие ненужными заботы, и нахлынувшая безысходность. Вот так все просто, без показушной истерики. Поэтому и веришь, и сопереживаешь… И в заключение поделюсь еще одним, чисто техническим соображением. Текст разбит на строфы, но фразовое деление с ними не совпадает. Честно сказать, меня это сильно отвлекало. Может, имеет смысл вообще отказаться от строфики? Я бы попробовала, а вдруг?))
Критик минус
Сразу хочется посоветовать обязательно почитать о том, каким коварным бывает анжамбеман: http://litset.ru/stuff/4-1-0-311 Первая же строфа – и вот она, быстро приготовленная им незатейливая пища для пародиста, разорванная «жалость к себе»: «Повсюду аккуратно жалость / К себе лежит» («к себе» на слух прилипает к «лежит» и возникает, как минимум, закономерный иронический вопрос, а может ли она лежать «от себя»). А образ-то, между прочим, прекрасный, поэтому обидно вдвойне. И подобных плохо служащих перебросов по всему стихотворению более чем хватает. А стих-то, между прочим, очень неплохой. Но это уже пусть критик плюс рассказывает подробно. А я ещё обращу внимание, что строка «Пушистой домоседке» внезапно потеряла два слога, т. е. одну стопу 4-стопного ямба.
Рефери
Тот случай, когда содержание затмевает не самую удачную форму. Не все в этом стихотворение идеально, но оно и впрямь живое, пропущенное через себя. Такому веришь. Единственное (рефери перетягивает одеяло у критика минус), финал мне показался слабоватым на фоне остального текста. «Горько, жуть!» - это скорее про вкусовые ощущение от какой-нибудь несъедобной гадости (хинина, одуванчиков, слишком крепкого чая), чем про отголосок потери (одеяло возвращено критику минус). В остальном – весьма достойное произведение, одна из несомненных удач в нынешнем «Субботнике».
_________________"Я больна — увы! — не Вами." _____________________________(с) М. Цветаева
Я тот, кому звонишь ты по ошибке... Ты та, кому звоню, когда я пьян И говорю: "Люблю", а ты, паршивка, Всё шлёшь меня на рейс в тьмутаракань. Ты та, с кем спят богатые мальчишки; Я тот, кто вечно спит совсем один... Любовь моя как тёмный эль с горчинкой, С горчинкой, от которой боль в груди. Ты та, кто пьёт коньяк, вискарь, мартини; Я тот, кто разбавляет спирт водой, Пытаясь о тебе забыть, Марина, Врубив соседям песни группы "Дорз". Я думал, будем вместе мы когда-то, Но понял вдруг сегодня кое-что: Я просто тот, кому - увы!- не та ты, Ты та, кому и я - увы! - не тот...
Критик плюс
Название, конечно, обращает на себя внимание. Смело, креативно и... сходу не очень понятно:)) А когда поймешь, тянет покатать на языке это новоиспеченное словцо, поставить ударение туда-сюда, вслушаться в звук… уловить намеки смысла. Наверное, я просто люблю играть в слова, даже в несуществующие. Правда, я ждала, как же будет обыгран в тексте этот неологизм, но… автор был не слишком предсказуем:)) А вот сюжет и его развитие предсказуемы, но все равно читать было любопытно, словно в чужое окно заглядываешь в самый пикантный момент. Ага, неловко признаваться, но это я тоже люблю. Особенно, когда образ жизни ЛГ так далек от моего. Понравилась параллель имен (возлюбленной ЛГ и автора эпиграфа), да и сам эпиграф «прикручен» лихо – стилистически инородный, но по сути весьма точный. Ведь состояние ЛГ иначе как болезнью, недугом и не назовешь! А симптоматику можно описывать не только в элегантной форме, но и вот так, без прикрас, а вернее, с прибабахами вроде немереных доз алкоголя, легкого инвектива и повышенных децибелов Дорз. Кстати, парочка «увы!» в финале – еще одна симпатичная параллель с эпиграфом. Правда, подумала потом, не многовато ли междометий? Отметила композиционную стройность (хотя можно было бы и постройней), интересные рифмы (особенно хороши они в первом четверостишии, ну и мартини-Марина, водой-«Дорз» тоже обращают на себя внимание). А в целом, стихотворение с неплохим эмоциональным накалом и очень авторское по стилю. Что, несомненно, плюс.
Критик минус
Оценивая общий уровень текста, я могу удивляться только двум вещам: каким чудом автору удалось выдержать ритм (при том, что собственное оглушающее «тратата» и «тротото» в звукописи он, похоже, не слышит), и что тут делает Цветаева (хочется её строку быстро-быстро «увести» куда-нибудь подальше от «паршивок» и «вискаря» в более зрелую и лиричную стихотворную среду).
Рефери
Тут я скорее поддержу критика плюс. Во всяком случае, сомнений в уместности эпиграфа у меня не возникло, хотя, конечно, обращение с вечной классикой получилось вольным и достаточно хулиганистым. Отмеченная, и вполне справедливо, неудобочитаемость текста мне кажется продолжением этого хулиганства – а значит, осознанным приемом. Эдакая антихудожественная выразительность.) Предсказуемость и вторичность имеют место быть, от этого автора я, признаться, ждала чего-то более креативно-забористого, но в целом можно и так. Иногда. Чтоб перо не ржавело.)
P.S. Мы тут набросились на одного автора за завуалированные отсылки к алкоголизму, а другому прощаем прямое перечисление употребляемых напитков, но что поделать, если в одном случае пьянство было самоцелью, а в другом призвано передать глубину переживаний героев... Так что можно сказать, что цель оправдывает средства. Но не всегда.)
"Вновь под кожею грусть резвится… То завоет, то завизжит… ...... Без него ничему не сбыться… Не мечтаю о неземном… Вновь под кожею грусть резвится, Осень съёжилась за окном…"
Вновь под кожей немолчно воет. И визжит, если почешусь. Дерматологов успокоив, Я признаюсь, что это — грусть Разрезвилась. Сыпь многоточий Помогает понять синдром.
Слух у осени остр и точен — Осень съёжилась за окном. Эпидермис глушить не в силах Грусть-метафорный вокализ. Потерпите! Вернётся милый, И закончатся вой и визг.
Критик плюс
Писать рецензию на пародию мне еще не приходилось! И тут один из самых важных критериев – смешно ли? Остроумно ли? О да! И к тому же не слишком язвительно и зло, в меру, так сказать. Я думаю, что для пародиста чувство меры одно из самых важных качеств. А иначе можно так увлечься высмеиванием недостатков чужого текста, что мало не покажется не только автору, но и читателям. Здесь же ни одна дозировка не превышена, все и корректно, и в то же время беспощадно (к ляпам). Богатая (в отличие от пародируемого текста) лексика, прекрасные рифмы, оригинальные образные конструкции, выстроенная логика сюжета, а не просто набор обидных «перепевок». Что еще нужно для отличной пародии! Браво, автор:))
Критик минус
Ну наконец-то! К чему придраться я, конечно, найду, но как я рада, что под конец субботника мне всё-таки попался стих, положительные впечатления от которого однозначно перевешивают отрицательные! Итак, коротко по сути критики от лица «злого полицейского»: 1) «немолчно» выбивается из общего стиля, и рядом с «дерматологами» да «эпидермисами» чувствует себя глупым и немодным; 2) «Разрезвилась. Сыпь многоточий» – тяжёлая для произношения и восприятия «змееподобная» («ссссссс») звукопись; 3) «воет-успокоив» рифма слабая во всех отношениях. В остальном – спасибо автору.
Рефери
Честно признаюсь, что пародии я читаю редко, ибо, во-первых, для их понимания требуется ознакомиться с первоисточником (а не хочется насиловать свое чувство прекрасного), а во-вторых, и впрямь мало у кого получается обыгрывать чужие ляпы остроумно, изящно и без стремления самоутвердиться за счет другого. Здесь все сложилось. Так что спасибо автору (вернее, обоим авторам) за улыбку, которая завершает нынешний «Субботник». Надо думать, улыбку это произведение вызовет не только у нас.)
Итак, в рамках нынешнего «Субботника» было кратко проанализировано девять работ. Были как удачные работы, так и неудачные. Но это исключительно по мнению критиков. Которое не обязано совпадать с мнением большинства или самих авторов. Делайте выводы сами! Нам же наиболее приглянулись стихотворения Татьяны Погодиной («Подкожно-осеннее») и Василия Тюренкова («Мёртвый город»). Из наименее удачных работ - «Я» Levetoja и «Бесполезный дар» Бориса Ясного.
Всем неизменного вдохновения, новых творческих удач и побольше позитива при восприятии критических замечаний!:) И не только наших))
Большое спасибо и критикам, и рефери, и устроителям сего!