Критик – это человек, который знает дорогу, но не умеет водить автомобиль. Предположу, что по части тропинок к тропам – нечто понял. Поэтому, уважаемые читатели, сочтите этот обзор мнением обычного пешехода. Не более того. Концепция обзора, напоминаю, такая: каждый участник в заявленной рецензии указывал ЛЮБЫЕ пять слов, которые в дальнейшем были использованы в обзоре заявленных образов.
Возможны опетачки и избыточная любовь автора (ОЮъ) к знакам препинания. Кроме прочего, наблюдаются орфографические осадки в виде астении и, что греха таить, банальной бесграммотности автора обзора.
----------
1. Александра_Одрина. Шиповник http://litset.ru/publ/29-1-0-47005 Куст шиповника роскошен,
будто девичий кокошник,
и наряден, и хорош
в огоньках пунцовых бусин. великолепно, «никуданегодится», славненько, безотносительно, приятно …
Классическое сравнение, построенное на сходстве формы и цвета. Всё было бы
славненько, если б не банальная добивка в виде огоньков пунцовых бусин: излишняя детализация не всегда работает на качество. Раз куст шиповника раскошен, то понятно, что он «и наряден, и хорош». Так что, три семантически одинаковых кратких прилагательных – раскошен, наряден, хорош –
«никуданегодятся», нарушают негласное, но
великолепное правило: нужные слова в нужном порядке. Впрочем, сравнение куста шиповника с кокошником воспринимается вполне
приятно и качественно. С другой стороны, в стилистическом замысле работы и пунцовые бусинки вполне к месту. Но для меня это слишком сладко и роскошно.
И,
безотносительно к заявленному образу, скажу, что приглянулись паутинки-августинки. Очень.
----------
2. Александра_Одрина. Под куполом http://litset.ru/publ/29-1-0-41631 Не ревную, как прежде, неверную фифу-рифму великолепно, «никуданегодится», славненько, безотносительно, приятно. …
Вот не знаю… Странное ощущение. Амбивалентное и
безотносительное к написанному выше. Во-первых, смешно. Во-вторых, настроение если и не приятное, то уж точно не испорчено после прочтения. Мне нравятся образы, построенные на лексической фактуре, но сказать, что здесь получилось супер-пупер
великолепно, нельзя. Просто нормально. Просто в тему. Обычные строки. Смущает уточнение «как прежде»: воспринимается как ритмическая процедура. В общем,
славненько, но не славно. И нельзя сказать, что такой эксперимент
«никуданегодится». Годится. Но вряд ли фифа-рифма взгромоздится на призовой пьедестал. Впрочем...
----------
3. Ольга_Альтовская. В прошедшем я иль будущем - не знаю http://litset.ru/publ/11-1-0-13783 Мой остров тих. Почти необитаем.
Там чутки тени, будто рыбаки.
Там заводи зеркал, и строчек стаи
Выпархивают вдруг из-под руки.
бумага, облако, удивительный, скоро, сон. …
И снова тропы, построенные на языковом, поэтическом материале. Психологически это понятно: человек пишет и ищет в той сфере, которая в данную минуту ему ближе. Отмечу, что этот приём уже не воспринимается нестандартно: не только тропы, но уже целые произведения предстают в виде ожившего текста, где лексические термины наделены человеческими чертами.
Что имеем здесь. Заводи зеркал – это, безусловно, не
облако в штанах: очень тривиально. Согласитесь, сравнивать водную гладь с зеркалом поэты начали с тех времён, как люди изобрели зеркало, а природа соорудила заводь. Что
удивительно: строфа, несмотря на набор трафаретных образов, получилось вполне приятной, стилистически оправданной. И уж точно, на мой скромный взгляд, сравнение рыбаков с тенями смотрится гораздо симпатичнее «заводи зеркал и стаи строчек». Впрочем,
скоро будут результаты конкурса, посмотрим, насколько мои размышления не оказались
сном разума. И если образ получит медальку, то тогда, значит, зря я
бумагу марал.
----------
4. Ольга_Альтовская. Дождевые леса http://litset.ru/publ/29-1-0-17495 Низвергаются хляби Небесные
На стихов заколдованный лес.
клавиатура, тени, впечатление, блик, ритм …
И ещё один троп на фактуре словесной (поэтической). Надеемся, что последний, ибо такой конкурсный
ритм сбивает с настроения писать неодинаковые разборы. Не хочется просто так стучать по
клавиатуре и выдавать формальные строки.
По сути. Не могу сказать за других читателей, но лично у меня
впечатление от образного ряда снижается, если в нём есть инверсия. Что имеем здесь. На заколдованный лес стихов падают хляби небесные. Причём хляби не разверзлись, а низвергаются. Непонятно, как пропасти небесные (и почему с заглавной?) вообще осуществляют сие действие? Конечно, у хлябей значений много, но в сочетании со словом «небесные», всё же, приоритетным становятся пропасти. Кстати, небольшое открытие-совет (и себе тоже): в образной конструкции, желательно, избегать слов, которые имеют много значений. Чтение таких строк разбивается на
блики этих самых значений (как в этом случае, непонятно, какое значение хлябей употреблено: бездна? слякоть? непогода?).
п.с. во навёл
тень на ясный день, самому бы сейчас разобраться в написанном…
))
----------
5. Koterina. Одуванчиковое http://litset.ru/publ/16-1-0-44998 Там дышится бездомно и легко, а ветер беззаботен и обманчив,
За бабочкой в траве крадется кот – большой пушистый рыжий одуванчик.
расчеширить, длиннострочный, дьявольский, когти, Кант …
Вооооот. Очень интересно здесь. Попробуем расчесать вполне причёсанный троп и
расчеширить частично непонятную, но странную ситуация. То есть. Попробуем ответить на вопрос: почему тривиальный набор эпитетов создаёт точный образный ряд. Ну, согласитесь: picture беспечного лета передано излишне синонимично: «легко», «беззаботен», «бездомно». Но. Почерк автора (длиннострочные строфы, синонимизм, эпитетная однородность в хорошем смысле этого слова и т.д.) давно вызывает как аплодисменты апологетов, так и скрежет
когтей непоклонников и нелюбителей. Лично я – в первой когорте (когти тута можно было обыграть, но ничего не придумал – прим. О.Юъ). Так вот. Тот случай, когда перебор эпитетный не вредит, по крайней мере, моему слуху не вредит. Но осторожно, автор. Перебор «приёма переборов» может вызвать
дьявольское неприятие даже божественной работы. Вот такая вот апперцепция.
п.с. постоянные участники конкурсов «квартиры…» знают, что я частенько оправдываю свои размышления термином «апперцепция». Очень удобный термин.
Апперцепция (лат. ad – к, лат. perceptio – восприятие) – определенное свойство восприятия, которое помогает человеку интерпретировать окружающие предметы и явления через призму своего опыта, взглядов, субъективных интересов. Термин предложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который характеризовал апперцепцию как осознанное восприятие душой человека определенного содержания. Лейбниц впервые предложил деление на перцепцию и апперцепцию: если перцепция представляет собой смутное восприятие некоторого содержания, то апперцепция, напротив, является состоянием особой ясности сознания.
пп.с. личное открытие для меня: всю жизнь считал, что термин придумал
Кант… м-да…
----------
6. Koterina. Я и вечность http://litset.ru/publ/1-1-0-36626 Станут пеплом и пылью – года, города, страны,
Станут истины ложью, погрязнут в словесном блуде.
Параллельными станут – соседних миров грани,
Унесенные верой в свою правоту люди. экзорцизм, графомания, блуд, сфинкс, параллельный …
Вот, что интересно. «Вечности-бесконечности» критики особо не жалуют. И что необходимо понять, анализируя заявленный образ: здесь, всё же, банальная красивость или хороший образ, сложенный из банальных архетипов (вечность, пыль, мир, люди т.д.). Попробуем разобраться.
Красивость – это набор эмоциональных лексических единиц, как правило, соединённых в некую фразу, смысл которой либо шаблонен, либо непонятен, либо отсутствует вовсе. Красивость – мнимая красота, словесная мишура, интеллектуальный
блуд, один из признаков
графомании. Красивости сложены из вечных слов, как правило. Красивости пишутся ради красивостей. Точка. Очень важно выдавить, изгнать из работы пустословие (этакий поэтический
экзорцизм). Но что же мы имеем здесь? Красивость или не/красивость? Финал работы расставляет фишечки смысла на свои места: все эти архетипы и пространные фразы – по делу. Довольно-таки необычный получился срез вечности с позиции той, что не краснеет, всё помнит. Я считаю, работа удалась, здесь автор от строфы про общую вечность спускается вниз, детализируя замысел, раскрывая суть только в последнем катрене. Даже больше – в последнем слове. У меня родились такие
параллельные подтексты (ассоциации): люди, как известно, боятся времени, а время боится пирамид. Бумага в этой работе напомнила
сфинкс: такая же молчаливая, но, как и каменный страж египетских пустынь, фиксирует вечность.
Подытожу: работа интересная, образ – на любителя вечности. Автору – авторово, а бумага, как известно, всё стерпит…
----------
7. Гладких. нью белкин http://litset.ru/publ/29-1-0-48050 однако блин слова написанные несвязно и без мысли
есть выкрики подсознания к а ж д ы й мальчик мечтает
о белом море о космосе об эвересте и
когда я думаю о нас
меня трясет как графин моя дорогая Тайна
буки, есть, люди, како, аз …
Стихотворение милое, но в стилистике такого постмодернизма, фривольной пунктуации (
люди, ничего не имею против этих милых выпендрёжок), ждёшь ну оооочень смелой образности, метафорических экспериментов, свободного полёта, хулиганства, этакой поэтической бяки-
буки. А здесь – вполне прилично, даже где-то хрестоматийно. Что имеем. Сравнение –
есть. Но вот отсутствие знаков препинания всё же не работает на восприятие:
когда я думаю о нас, меня трясёт, как графин?
когда я думаю о нас, меня трясёт моя дорогая Тайна, как графин?
В общем, работа показалась интересной, но обра
АЗ – так себе…
Како так…
----------
8. Гладких. старик державин не заметил http://litset.ru/publ/29-1-0-48051 державин подымается устал махнул рукой
заканчивайте детки вот я надысь
поэтов.ру читал
так круче чем снотворные таблетки
покой, ук, ша, како, иже …
Мой
покой нарушен. Если почерк и концепция автора заключается в том, чтобы игнорировать пунктуацию вообще, то –
ша: каждому читателю свой пирожок! Кстати, совет (и себе): если условия конкурса предполагают участие двух работ, то,
како мне кажется, их необходимо разнообразить максимально. Отмечу, что такой подход – не более чем приём. По конкурсному образу. Лиргер почитал сайт поэтический и уснул, видать от скуки. Оно как бы и забавно, но после повторного чтения понимаешь: особой образности здесь нет. Не что чтобы скучно, но особо не выстреливает, не цепляет, не будоражит.
УК (уровень качества) – оценивать не возьмусь, предполагаю, что конкурсанты и
иже с ними сделают сие за меня.
----------
9. Самир_Аскеров. Провинция http://litset.ru/publ/16-1-0-38505 Паутиною стопки винные, переулочки полутёмные,
и заблудшие, и повинные,
но прощённые, вновь прощённые.
вкривь, вкось, моросит, край, синь …
Вот такой вот образ. С одной стороны, мне по душе, когда не всё понятно сразу, когда образ находится на
краю, на гранях моего понимания; с другой стороны, боишься не понять авторской задумки. Здесь – скорее второе. Поэтому мнение о работе может получиться этаким
«вкривь и
вкось». НЕ буду накрапывать мелкими словами и зря
моросить буквами чистый лист бумаги, а сразу скажу: я не очень понял глубины, если таковая здесь присутствует. Вот переулки с паутинами сравнить можно, но стопки винные? Даже с
синью сумерек можно, а почему бы и нет? Хотя, если столько ассоциаций рождают паутины винных стопок, возможно, в этом что-то есть…
----------
10. Самир_Аскеров. Лазоревый сонет http://litset.ru/publ/25-1-0-38838 В садах туманных грёз,
в наивности аллеях, Отчаянно верны, беспечны и чисты.
молодо, зелено, парус, мираж, эхо …
Вот чем-то приглянулась мне наивность аллей, чем – сложно сказать. Конструкция не сложная, но в этой лёгкости и вся суть. Смущает набор эпитетов во второй строке, создаётся впечатление какого-то
эха, смысловой тавтологии. Многословность первой строфы (а я анализирую только образ и контекст) рождают размытое, словно
мираж, впечатление. Но «наивность аллей», действительно, в теме этой работы. Юность,
молодо-зеленые устремления – вот что скрывается в этом олицетворении. В общем, нормально, но для конкурса маловато. Не хватает мощи ветра, разорванного
паруса и дерзновенности.
----------
11. Михаил_Любавин. Мы с тобой влюблены http://litset.ru/publ/10-1-0-47595 Мы с тобой влюблены в этот дерзкий, бушующий город,
в эти иглы высоток, пробивших небесную твердь. ибо, новый, год, дед, мороз …
Ещё пару лет назад от таких образов –
мороз по коже продирал бы. Сейчас – дышу ровно,
ибо много стало в стихах тверди небесной и высоток-небоскрёбов. Ну, не совсем такое или даже совсем не такое. Но высотки-иглы – этакая двухходовая, несложная ассоциация. Небоскрёбы-шпили-шпильки-иголки-небо. В общем,
новых эмоций не получилось. Но. Не хочется ворчать и уподобляться ветхому
деду, поскольку старые эмоции от прочтения данных строчек проявили себя хорошо. Почему? Да просто мне понравилась конструкция! Хорошим дополнением является действие этих самых высоток, пробивание небесной тверди, в котором прекрасно сочетаются разные тропы: оксюморон («небесная твердь»), гипербола (небоскрёбы настолько высокие, что даже выше неба), метафора и пр. В общем, получилась этакая образная полифония, которая не отягощена лишними словесами. Единственный совет: если пару лет назад эта конструкция меня восхитила бы, сейчас – ровное отношение, то что я скажу через
год?
----------
12. Михаил_Любавин. На волне http://litset.ru/publ/16-1-0-41668 Солнце спустилось к морю,
густо рассыпав блики.
День завершился тихо,
в кружку плеснув закат…
отнюдь, Снегурочка, старый, мухи, о …
О, эта странность опять. И здесь ощущение такое, что подобное где-то читал. Возможно, в иных конкурсах, на иных площадках. Я не скажу, что эта ситуация мне не нравится.
Отнюдь. Даже забавно слегка. По делу. Образ увлекательный, контекстный, дерзкий: то, что надо. Я уже писал неоднократно, что смелость города берёт (по крайней мере, города моего впечатления). Однако отмечу, что хоть подобные вещи далеки от тривиальных «белых
мух», останавливаться автору в его поиске не стоит, ведь ощущение «где-то читал-видел-слышал» всё же наличествует. Особенно такой феномен присущ
старым конкурсам, где удивлять потенциальных участников приходится постоянно, снова и снова. Можно проверять образ на близких и знакомых. Банально, но иногда на помощь в подобных случаях зовут разных персонажей: жену, друга, знакомого критика, даже
Снегурочку, но спасает только личный опыт.
Как итог: хороший образ, на грани нестандартности и академичности, но что в этом плохого?
----------
13. Вика_Корепанова. Несмелый дождь постукивал по крышам... http://litset.ru/publ/16-1-0-45815 Собрали грусть ладошками каштаны, Помалу начинало вечереть.
градусник, шляпа, очки, доброта, подарок Охота, конечно, в каждом обзоре проявлять
доброту, не заниматься занудством, снять
очки буквоедства и найти неочевидные плюсы в очевидных минусах. Не всегда так получается.
Здесь, что имеем. Работа выглядит излишне, как говорит молодёжь, мимимишной. Тот случай, когда снимать
шляпу перед образом, видимо, не стоит. Сложно представить ладошки каштанов, если, конечно, речь идёт не о дереве: там листья-ветки есть, они вполне метонимично сыграли б роль этих самых ладошек. Хотя, скорее всего, речь о ветках и идёт. Странно, почему моё воображение рисует именно плоды? В любом случае, это мило, конечно, но как-то излишне по-детски, чтоле. Излишне мягко и сладко. Если бы у меня была такая задача: связать осень, грусть, каштаны в одну стилистическую фигуру, то эти самые каштаны я бы и представил грустью осени. Колючей грустью осени… Колючим
подарком осени и т.д. Но, каждому своё, как известно. Работа лёгкая, воздушная, «облачно-туманная», но смысловую тяжесть, наверное, можно представить даже легкими словесами. В общем, измеряя поэтичность
градусником образов отмечу, что температура работы – выше нуля, к нулю не стремится… Такие ощущения, но возможно, это издержки и жар моего высокого ожидания от конкурса?
----------
14. Вика_Корепанова. Запятая... http://litset.ru/publ/1-1-0-40878 Золотящийся мир ждал от солнца своих чаевых, Доносилось с высот лишь курлыканье звуком распетым.
ясность, радость, солнце, весна, звук …
Вот ещё один случай, где красота и красивости ходят рядом, взявшись за руки. Оттенок ушедшего лета воспринимается тривиально хорошо, но то, что он ещё и растворяется в полотне, это для моего восприятия – слишком. Хочется всё же внести
ясность. Почему золотящийся мир ждёт от солнца чаевых, если, по сути, должно быть наоборот? Ведь это
солнце оказала миру услугу, соответственно, именно оно вправе ждать и требовать чаевых. Нет? И почему лепет пленительный? По сути, в первой строке тоже смысловая неразбериха: ведь ветер и создаёт этот самый лепет листвы, соответственно, он передразнивает самого себя? Странное движение получается. Но старания автора заметны. Не скажу, что стихотворение – пустой
звук, есть плюсы, хорошие места, устремления. Но чтобы
радость была, как от
весны, постоянная и уверенная, необходимо стараться избегать случайных слов. И случайных образов.
Такие вот ясные мысли.
----------
15. Роксана_Ланд. Опрокинулось небо... http://litset.ru/publ/16-1-0-43240 Опрокинулось небо и наземь упало внезапно,
Расплескав синеву по бесчисленным пятнам озёр,
Оглушающий звон тишины отразился стократно...
Горстью жёлтой листвы опадали минуты в костёр
Палача-сентября.
ветер, огонь, память, жизнь, смерть …
Забавно здесь.
Начнём с контекста. Излишняя детализация в первой строке («и наземь упало внезапно») не делает вполне приемлемое, хотя и несвежее, опрокидывание неба. «Внезапно» тоже смотрится ритмической заплаткой (три слога в наречии, а ведь можно было спокойно сравнение впихнуть: «опрокинулось небо и наземь упало, как…»). Далее оксюморон тишины тоже не вызывает
огня восторга: уж очень избита эта кричащая тишина (доверяю своей
памяти, читал такое не раз, смотрел даже в кино). Но вот что странно. Этот набор шаблонных метафор всё же, на мой взгляд, переходит в качество. Вот он гегелевский закон
жизни и
смерти, закон диалектики: почему-то меня не раздражают эти десантские «расплескалась синева», эти вечные неустойчивые небеса, эти пятна озёр. Своего читателя сие найдёт. В общем, лично мне нравится контекст.
Но! От контекста перейдём к непосредственной образной заявке. Буду краток, зачем слова на
ветер бросать: для меня палач-сентябрь – один из лучших образов конкурса. Всё.
п.с вот именно «палач-сентябрь» очень приглянулся. Там выше на строчку есть листья, горсти, минуты – ох, снова-снова сомнительная детализация – к которым эстеты найдут свои претензии. Но я готов простить автору это, а эстеты пусть едут в парк…
----------
16. Роксана_Ланд. Жестокий мальчик-век http://litset.ru/publ/35-1-0-36231 Пунктиром пуль слепых расчерчена эпоха -
Легко идёт в огонь и пьёт из алых рек,
Смеётся мне в глаза с гримасой скомороха,
Не ведая вины, жестокий мальчик-век.
время, дорога, век, драма, вода …
Мощно так. Стилистически размер и лексика соответствуют содержанию и замыслу. Амбиции работы очевидны: стихотворение подобного посыла соревнуется с эпохой и с
временем. Но вот такая
драма здесь: шестидольник предполагает много букаф (многословие), а когда строки длинны, некоторые словесы либо работают на общий замысел, либо просто путаются под ногами. В общем, чем длиннее
дорога строк, тем точнее должны быть слова. Любое стихотворение – как ленивое рагу:
воды минимум, почти не надо. Здесь, в контексте конкурсном, таковыми словами, как мне кажется, являются:
«легко»;
возможно, «слепых», хоть и красиво;
и уж точно путается под ногами «мне в глаза».
Это, повторю, издержки моего восприятия.
Что касается непосредственно образа (гримаса скомороха жестокого мальчика-века). Не скажу, что образ поджарый, сухой, сжатый. Нет. Но хорошо подобранные слова делают своё дело: мне импонирует мальчик-
век, по-моему, замечательно работает на общую идею работы.
----------
17. Марина_Старчевская. Собачье сердце http://litset.ru/publ/16-1-0-47655 Качнётся ночь, как треснувшая льдина, Растает сном, в пучине тёмных вод.
Ты не поймёшь, бесхитростная псина,
Что твой хозяин больше не придёт.
коврик, псина, кошка, камин, зима …
Уверен, что любители и держатели
кошек, собачек, попугайчиков и прочей живности представляют такую ситуацию, которая описана в работе. Тема не новая, но вечная. Увы. По делу. Несмотря на обилие прилагательных, эпитетов и прочее, всё же работа получилась плотной, образный ряд спрессован, подтянут и разнообразен. Он (образный ряд) тёплый, как холодное лето; и холодный, как тёплая
зима. Не хочется искать недостатки, цепляться за кромки тёмных вод. Талантливый образ (я про ночь и льдину). Но. В нём один недостаток: он не гениален! Да-да, именно так! В общем, читать это стихотворение необходимо не только у домашнего
камина, вполне подойдёт и домашний кинотеатр. И радоваться, что если нет пачки сигарет, но на
коврике ещё спит
псина, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день…
Хорошая работа, спасибо автору.
----------
18. Марина_Старчевская. Потоп http://litset.ru/publ/23-1-0-43062 Танцуя, кланялись верхушки
Деревьев и, вдохнув озон,
Давно нестриженной макушкой
Сиял восторженный газон. ковчег, газон, козлик, чердак, луна …
Процедура вдыхания озона не самая радостная, поскольку опасна для здоровья. Но здесь метафора понятна. Чистая семантическая придирка: из тёмных закоулков
чердака моей памяти достаю информацию – запах озона появляется, вроде, после грозы, о которой в работе ничего не сказано. Или гроза не обязательное условие? Физики нам лирикам сейчас подскажут, как образуется модификация кислорода. Далее. Что касается образа. Чистая семантическая придирка-2: наречие «давно» воспринимается ритмической вставкой. Отмечу воздушность образного ряда: он не громоздок, как
ковчег, а лёгок, как парусник. Давно наблюдаю у автора эту способность: умение сотворить нетяжёлый образный каркас для стихотворения. Ещё. Поначалу смутил эпитет «восторженный» по отношению к
газону. Но вот представив его, газон, в виде резвого
козлика, который радуется дождику, то всё стало на свои места. И все претензии улетели на
луну. Пусть там и сидят, ибо мне газон восторженный – понравился.
п.с. кстати, очень приглянулся другой образ:
Тряслась ушами спаниеля
До слёз промокшая листва. ----------
21. Лори_Лен. Четверг http://litset.ru/publ/29-1-0-42765 Рыбный день.
Чашка бассейна с утра,
двойной туман –
слой дождя
между горами и запотевшим окном,
снежные рыбы с асфальта
утекают в весну вода, счастье, город, сеть, кружка …
Этакая картинка начинающегося
счастья, т.е. весны. Бывают стихотворения без образного ряда, бывают стихотворения с образным остовом – различной крепости, плотности и качества. А бывают стихотворения, которые и представляют из себя большой монолитный образ. Как здесь, к примеру. Несмотря на то, что стихотворение, по большому счёту, не про четверг, а про начало слякоти и капели,
воды (в переносном смысле) здесь почти нет. Непонятно всё же, почему туман двойной. Слой дождя – заманчив. Смущает глагол «утекать» в данном контексте: рыбы могут течь? Утекать, т.е. убегать, могут, но вот заполнять собою что-либо, вытекая, стекая – не знаю… Стилистически – хорошо, а семантически? Далее. Непонятно ещё: здесь
город или не/город. Как бы наличие гор свидетельствует о пасторали, но вот асфальт и бассейн не вносят ясности в эту картину восприятия. Впрочем, это просто придирка. Подытожу: такая вот идея связать четверг и весну показалась интересной. Реализация – на любителя, но в мои
сети впечатлений этот образ-рыба не попал. Жаль, потенциал есть.
п.с. про
кружку ничего не придумал… пойду выпью пива с горя…
----------
22. Татьяна_Василевская. Хозяйка http://litset.ru/publ/66-1-0-35574 Если
память - потёртый изодранный плюш, Если прошлое с будущим взяли в кольцо,
Заходи... Здесь приют для потерянных душ -
Для хватающих солнца за гривы творцов.
Перцепция, альфа, колобок, хижина, светоч …
– Я от автора ушёл, я от читателя ушёл. А от тебя, критик, и подавно уйду, – сказал
колобок моего поэтического незанудства.
От как.
Ощущение от работы – странное. Начнём от
альфы, сначала, то есть. При любом восприятии поэтического текста возникает «процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений», т.е. то, что называется перцепцией. Попробуем разобраться, почему восприятие данного образа было положительным, но сильных эмоций не вызвал. Сравнение памяти с шерстяной (или шёлковой) тканью – это интересно! Осталось найти точки соприкосновения. И они – есть. Память можно представить как некий материал, в котором основа и уток – это даты, годы, события, дни. Это хорошо и даже отлично! Но. Вот зачем в этой афористичной цитате использованы близкие эпитеты:
потёртый, изодранный.
Нет, слова разные, но в конструкции образной, всё же очень близки эти лексемы. Ведь если что-то потёрто, то очень скоро оно будет изодрано. Или так: в контексте данного образа, всё же изодранность памяти наступает от потёртости, наверное. С другой стороны, совсем не желаю представлять себя в виде
светоча и нести опыт в народ: а вдруг мои размышления – это всего лишь, как я писал выше, издержки моей ап/
перцепции. В общем, если автор придёт ругаться, то я в домике. Или в
хижине, стены которого сложены из собственных представлений, а оные – как перешибить?
Подытожу: нормальная конструкция, но есть вопросы. А к кому их нет?
----------
23. Татьяна_Василевская. Чернобурка http://litset.ru/publ/16-1-0-24379 Эта ночь – чернобурка лиса,
Шубку с проседью скинув проворно, Виноградные звёзды-глаза
Устремила на лунку рокфора.
Амнезия, приехали, пендельтюр, забубенная, поросёнок …
Ну, наконец-то,
приехали! Доползли до финала. Так. Представляется, что не хватает некоего знака препинания или строчного знака в первой строке. Надо, наверное,
или чернобурая лиса,
или чернобурка,
или лиса-чернобурка. Впрочем, проблема решается легко. Порекомендую автору, всё же, проверить. По смыслу. Опять же. Образ должен быть самодостаточным: чем меньше в нём толкований, тем лучше. Образ должен напоминать
пендельтюр – открываться в обе стороны: и читателю, и автору! Поэтому мне очень нравится «ночь – чернобурка-лиса». Точка. Мне менее нравится ночь, чернобурка-лиса, которая скидывает шубку с проседью. Ещё и проворно. Виноградные звёзды – прыкольно, но сомнительно. А вот лунка рокфора – это конечно, дерзко, люблю дерзость, но дерзость должна быть логичной, без приступов читательской
амнезии. В общем, наворочено здесмь, как мне кажется, излишне
забубённо получилось.
Надеюсь, автору не подложил свинью (ну, максимум
поросёнка). Но в канун старого Нового года, символом которого является свинка, – это не подлость…
С новым годом и новыми образами!
п.с.
пендельтюр – дверь на качающихся петлях, открывающаяся в обе стороны.
Я вот лично не знал…
))
И интересен приём с использованием заданных слов - получились своего рода критические "антиподы")) То, как были использованы слова, тоже повеселило)
И пасиб за оценку и понимание моих произведений.
Если образы надо объяснять - моя авторская недоработка, будем стараться . Горы в наших реалиях не пастораль, они в городе видны отовсюду - из окон домов или машин через запотевшее, туманное стекло - если не скрыты туманом или облаками. Алматинцы кроме "верха" и "низа" инстинктивно различают туман, облако или смог) мутанты, наверное))
Олег_Юшкевичъ (17/01/19 13:31) •
Кстати, рада, что забавное словцо пришлось ко двору, и сидит на плетне , то бишь в заголовке обзора.))
А цитата «Образ должен напоминать пендельтюр – открываться в обе стороны: и читателю» - это таки классный афоризм! Аплодирую стоя!!!
Браво, Квартира!)
Спасибо огромное, Олег!))
пы.сы.
По существу замечаний к моим опусам, скажу пару слов.
Изодранность памяти не следствие потёртости. Потёртость может быть просто от длительного употребления. Но если сильно не выкручивать эту тряпочку, она вряд ли станет изодранной.
Изодранность же наступает от активного внутреннего или внешнего воздействия. "Промывки мозгов" агрессивной субстанцией.
Это уже более серьёзная стадия духовного кризиса, ведущая к "агульнай млявасцi i абыякавасцi да жыцця."))
В общем, как представляется колобабке моего тризанудства, усилительный эпитет здеся крайне необходим.))
Про чернобурищу согласна целиком, и тире поставлю обязательно. Спасибо ещё раз!
С Новым годом, всех достопочтенных обитателей Квартиры и Ведущего!
такшт))
без юмора)