В январе этого года на Литсети была открыта Школа критики (об этом можно прочитать вот здесь). В марте-апреле с помощью участников объединения (ШК) стартовал и успешно набрал более 30 заявок первый конкурс рецензий (в настоящий момент он в процессе оценивания Жюри), а сейчас идёт второй (набор заявок).
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть первого обзора от Школы критики. Участникам объединения была поставлена задача разобрать одно произведение, опубликованное на Литсети, по собственному выбору. Здесь будет нелишним упомянуть, что один из разборов уже был ранее опубликован (Юлия Мигита. «Разбор стихотворения (анализ, интерпретация...)»).
Огромная просьба к авторам произведений и читателям обзора: пожалуйста, напишите своё мнение – об обзоре в целом или о каких-то конкретных разборах в нём. Кроме того, не забывайте про корректность, вежливость и конструктивность высказываний (материалы ШК традиционно публикуются на странице ШПМ, где действуют строгие правила поведения).
Координатор проекта Алексей Лис
---
Комм.: тексты произведний уже могли быть изменены авторами, поэтому под спойлерами мы приводим тексты в оригинальных версиях – на которые писались разборы.
уставший город засыпал, в окошках гас последний свет. из облаков во тьме напав, нас засыпал пушистый снег...
прикуривая от огня, я, как умел, держал удар - ты уходила от меня, ко всем чертям, и навсегда! от снега с ног до крыльев бел, слегка простужен и устал, в сторонке ангел мой сидел, за нами грустно наблюдал... похвален ангела посыл... (не по душе сюжет ему) свои песочные часы, подумав, он перевернул, чтоб не было такой беды...
шло время вспять... и в этом сне вбирала сигарета дым и становилась все длинней. а ты спиной обратно шла, ступая аккуратно в след. и нас сближал твой каждый шаг, и падал в небо тихий снег
Если бы мне нужно было дать название этой учебной рецензии, то ей бы подошло – "Экзерсис на струнах". Потому что этот стих, как и многие другие лирические у Жени (Гнедой), можно не только прочитать, но и спеть. При этом речь не идет об упрощенности смысла или банальности песенных рифм, когда музыка превалирует над качеством текста. Коротенький стих, в который, тем не менее, многое поместилось – описана среда, душевное / физическое состояние ЛГ, показан конфликт, после которого уходят, прощаются люди любимые, одновременно желая возвращения. Короткий временной отрезок. А время растянуто, или даже остановлено, пленка прокручивается вперед, потом медленно назад, возвращаясь к главному или вернув все на свои места. В этом рассказе беды еще не произошло,- есть атмосфера грусти, усталости, но нет безысходности, непоправимого еще не случилось. Интересно, что совсем недавно прочла другой стих, где был использован этот же эффект обратного. Но там это было воспринято немного как сюр, а здесь – почти реальностью. В целом, это те стихи, в которые мне хочется вчитываться. Они понятны своим настроением, способом выражения мыслей, с ними возникает созвучие.
Абстрагируясь от того, что сказано, и попытавшись разобраться – как сказано… В самом начале, меня надолго застопорило на третьей строке "из облаков во тьме напав". Почему-то упорно читалось как неправильное деепричастие от слова "падать", и только потом стало понятно, что "снег в темноте напал на нас из облаков". Пытаясь понять, что мне мешает, обратила внимание на три слова – (город) засыпАл, (во тьме) напав, засыпАл (снег) – с тремя разными корнями "сп", "пад" и "сып". При том, что это была интересная игра слов, от снега автоматически ожидалось слово "падать", а не "нападать", возможно, из-за диссонанса между кратковременным (нападать) и долговременности действия в слове "засыпал" (снег). Не вдруг, напав, засЫпал, а медленно засыпАл. Хотя буквально через строку была перекличка действий – ЛГМ "держал удар" от "нападения" ЛГЖ. И даже все, наконец, поняв, мне зрительно мешает это "напав" ) Следующей "спорной" строкой была " прикуривая от огня". Получается, что когда на ЛГМ "нападают" так, что он должен "держать удар", он прикуривает и только – снова противодействие действий кратковременного, не продолженного и долговременного. Вот сидел бы курил до дрожи в коленках, поверила бы, а так думается, что это лишь рифма для "меня" ) И последнее – строка: " похвален ангела посыл..." Понятно, что это связка между частями стиха, но, в отрыве от написанного в скобках – "не по душе…", это стало как бы сторонним наблюдением. Я бы заключила эту фразу в те же скобки, и тогда вместе эти две строки прозвучали бы горько-иронично, что кстати, на мой взгляд. Ну, и пара неинтересных рифм – "бел-сидел", "устал-наблюдал". Очень понравился последний отрывок стихотворения, начиная с "шло время вспять" – точен эмоционально и словесно. Единственное, я бы выделила запятыми или скобками слово "спиной" (естественно, на усмотрение автора). Иначе выходит, что ЛГ шла спиной, а не ногами )
Ливень нравом бешеным - Брат костру. Гонят сонность к лешему Буйства струй!
От небесных трат тугих Зелен лес. И над лесом - радуги Ирокез...
Остановилась в итоге на этой короткой, ёмкой зарисовке. Привлекшей внимание, помимо прочего, своим звучанием. Вначале отчётливо слышатся рокот и шипение низвергающейся с небес воды: «Ливень нРавом беШеным - БРат костРу. Гонят сонность к леШему Буйства стРуй!»
И следом – снижение раскатистости, как затихание стихии: «От небеСных Трат Тугих Зелен леС. И над леСом - радуги Ирокез...» где два последних «Р» («Радуги», «иРокез») воспринимаются отголосками минувшей грозы.
Однако, как показалось, и недочёты также связаны с игрой звуками: «ливеНЬ НРавом», «небесныХ ТРаТ Тугих» – скопление согласных на границе слов вынуждает споткнуться при чтении.
«Трат тугих» – к тому же сливается в единый словесный ком: «траттугих». Но при этом как не оценить составную рифму «трат тугих» - «радуги»! Видимо, отчётливостью звучания автору здесь пришлось пожертвовать именно ради неё.
Понравилось сравнение радуги с ирокезом. А также слово «лешему», одновременно и вносящее нотку бесшабашности «к лешему!», и логически предваряющее «лес». Лешие ведь именно в лесу водятся.))
Здравствуйте! В предисловии к своему «сочинению» скажу о том, как выбрал стихотворение для разбора… Попросил жену назвать число от 1 до 100. Жена назвала число 27. Двадцать седьмым стихотворением на главной странице ЛитСети оказалось вот это: Невидимка (Логиня)
Над хмурым месивом толпы Колпак беззвёздно-фиолетов. Офонаревшие столбы Швыряют наземь горстки света.
Недобро щерится метро, Плюясь людьми в ворота рынка... В прицеле окон и ветров Дрожит незрячий невидимка.
«Пода-а-айте-люди-христара...» – Глаза недвижны, словно камни. А за спиною – ресторан, Он пахнет мясом и деньгами.
А за плечами – ад войны. А за душою – ни копейки... «Пода-а-айте!..» – возле ног больных – Пустая шапка на ступеньке.
«Пода-а-айте...» – из-под дряблых век Ползёт невольная слезинка... Но продолжают «люди» бег – Ведь он всего лишь невидимка.
Не человек.
Здесь я погрустнел. Поясню. По своей натуре я – «злой критик». Т.е. мне проще находить в произведениях ошибки, недочёты и т.п. Со стихами, которые мне нравятся (а стихотворение Ани из этой серии) мне всегда сложнее. Я, конечно, знаю почему «играет» тот, или иной приём. Понимаю, какими средствами автор добился отклика во мне. Но очень не люблю всё это описывать и расписывать. Мне всегда кажется, что это на виду и не требует каких-то пояснений. Другое дело с ошибками – если автор допустил ошибку, значит, есть какой-то пробел в знаниях, или автор был невнимателен. Короче, всегда считал, что полезнее лишний раз указать на недочёт, чем писать восторженный отклик. Но… правила игры установил себе я сам. Мухлевать с самим собой как-то глупо. Поэтому, придётся пробовать себя в новой ипостаси. Конечно, есть несколько шероховатостей, по которым я «имею что сказать», но в основном попытаюсь написать развёрнутую «критическую заметку». Итак… Поговорим сначала о теме. Тема нищего калеки, в тех или иных ракурсах, поднималась неоднократно. Темы одиночества, равнодушия, расслоения, разобщённости – тоже. Т.е. тему никак нельзя назвать оригинальной. Её даже можно назвать банальной. Но это абсолютно не означает, что работать в этом направлении нельзя, или не нужно. В нашем обществе люди всё чаще «замыкаются в себе», поэтому периодически необходимо напоминать о проблеме, заставлять людей «вылезти из скорлупы», заставлять посмотреть вокруг, заставлять вспомнить о сострадании. Что и пытается сделать Аня своим стихотворением. Как же сделать в рамках банальной темы небанальное стихотворение? Способов много. Описывать я их не возьмусь. Главное, чтобы стихотворение было «отличным от других». Аня пользуется «изменением ракурса». Она ненавязчиво, без «слёзовыдавливания» показывает трагедию не отдельно взятого человека, а общечеловеческую трагедию. Существует в стихотворении и некоторая «метаметафизическая подложка». Реально слепой-то не нищий, а люди вокруг него. Теперь, о композиции, размере, рифмах. Стихотворение построено в повествовательной манере. Аня просто рисует картинку. И только в конце «включает автора». Рискну предположить, что Аня задумалась о том, что её в стихотворении не хватает. Здесь и появляются кавычки у слова «люди». Здесь появляется строка «не человек». Мой совет: убрать последнюю строку, убрать кавычки. Поясню. Последнее предложение выглядит, как «разжёвывание». Да и после логической сильной точки «невидимка» мне оно кажется лишним и ослабляющим эффект от прочтения. А «люди» в кавычках у меня проассоциировались с тем, как пишут «Его» с заглавной буквы, подразумевая бога. Это обычные люди. Замкнутые в своих проблемах. Слепые люди. По-своему несчастные люди. Но, люди. По-моему, не надо настолько их унижать. По наличию «авторской позиции». Её достаточно. Достаточно в тех красках, которыми нарисована картинка. Кстати, эффект от данного стихотворения становиться сильнее, если его так и выдержать «в режиме фотокамеры». Удачно выбран размер. Четырёхстопный ямб. Не настолько «жёсткий», как хорей, и не настолько «мягкий», как пятистопный ямб. Выгодно подчёркивает мрачноватые краски картинки. Работает на «журналистскую повествовательность». Ну и, что немаловажно, способствует лёгкому чтению и запоминанию. Чередование мужских и женских клаузул, опять же, хороший баланс, который «работает» в том же направлении. Набор рифм – от грамматических до сложных. Но на рифмы в данном стихотворении, как-то не особо обращаешь внимание – они не являются самоцелью. Рифмы органичны в контексте стихотворения. Они как бы «спрятаны». Из того, за что зацепился: «в ворота» - при чтении вслух предлог «съедается»; «ног больных» - неудачная инверсия («больных» читается, как существительное). Понимаю, что не критично… Вот такие мысли по поводу… Конечно же, всё ИМХО… без претензий…))) Спасибо за внимание!
Я попробую понять, почему мне так нравится «Мой сказочный кот» Юрия Борисова.
Мой сказочный кот
Мой кот не сибирский, мой кот не сиамский, Мой кот – он обычнейший кот. Он в дальней дали у волны океанской В Бразилии жаркой живет. Зовут его Рио-, мой кот - это Рио-, Мой кот - это Дежа- и Ней- Ро. Кот – он большой, с ослепительной гривой, Мечта грустной жизни моей. Совсем по погоде играют пагоди, И Жоржи поет о любви, И волны там точат о желтый песочек Опасные когти свои. Приеду я к Рио-, к огромному Рио-, Приеду я к Дежа- и Ней- Ро. Рядышком ляжу и нежно поглажу Мечту грустной жизни моей. Танцуют мулатки, зияют заплатки Одежды на голых телах, И мне б задержаться, но ждет меня, братцы, Любимая в Верхних Котлах. Схвачу я на ручки пушистого Рио-, Схвачу я и Дежа- и Ней- Ро и утащу, озорной и счастливый, Зарыться в него вместе с ней. Завидуйте все умилительным сценкам, Любуйтесь прекрасным котом. А котик мурлычет с бразильским акцентом И машет бразильским хвостом.
Во-первых, звучание. Автор под перекрёстной рифмовкой спрятал шестистрочник аав ссв, который и сам по себе поётся, да ещё приправил двустопным (плюс усечённой строкой трёхстопного) анапестом – в результате получился танец с песней: -!--!- -!--!- -!--!--! (Пара мест, где затесалась честная четырёхстопная строка не считается:) ) На это же работает рефрен (кстати, это рефрен, если изменяется немного, или нет?:) ) – и тем, что он рефрен, и разбивкой «Рио, Рио, Дежа, Ней». Во-вторых, хулиганство. Переброс «Ро» лично меня каждый раз (хотя я знаю, как надо читать) заставляет остановиться и перечитать, при этом в голове возникает картинка: чечёточник, изображающий сбой, который аккуратно ещё раз отщёлкивает место, где сбился, и с лукавой улыбкой приподнимает шляпу. Он меня смешит :))) В-третьих, о чём это. «Мечта грустной жизни моей» – на мой взгляд, основная фраза. И работают на идею не только сама картинка (такой мягкий и мохнатый, когтистый и ласковый огромный Рио с танцующими мулатками), но и что-то ещё... И в этом «ещё» возникают такие печальные – и «падает снег», и «Петушки», и, наверное, что-то ещё, что мне не поймать никак пока. Результат – самое сложное, как мне кажется, - когда хочется и радоваться, и плакать одновременно. Но – спасибо автору за то, что «озорной и счастливый», ЛГ делится своей мечтой – и я закрываю глаза и зарываюсь носом в пушистое урчащее бразильское счастье с хвостом :))))
Я выбрала жертвой Виталия Мишанова, патамушта новенький - никаких симпатий, могущих повлиять.
Родинка под сердцем
Никуда не уходит. И родинку эту родную Помнят пальцы и губы, и в том нереальном краю, Где мы были недолго, мне вправду казалось – люблю я Наш безудержный секс и живую улыбку твою.
Там, под родинкой – сердце. Оно, обрываясь, стучало Или чутко ласкалось потом у меня под рукой. В этой странной любви нет конца, середины, начала, Есть лишь память и нежность. И ищущих душ непокой.
Первое впечатление – ну, лирика, как лирика. Вполне себе любовная))) Но вдумчивое прочтение убедило меня, что этот стиш посложнее будет) Так, поехали: первая фраза вызвала вопрос: «никуда не уходит» никуда? Или не уходит никуда что-то иное? «Родная родинка» не впечатлила. Сложно-запутанное предложение про пальцы, губы, край и вишенку на пироженку – безудержный секс, - я одолела. Вынесла для себя, что ЛГ казалось, будто он любит тот самый секс и живую улыбку героини. А, вот еще: раз помнят и пальцы, и губы, значит, немаленькая такая родинка. Безудержный секс безудержно пошлит стихотворение (и, кстати, а как то – безудержный? А удержный – эт как?) Под родинкой оказалось сердце. Образ чутко ласкающегося потом под рукой сердца я не считала – а как нечутко ласкается сердце? Или все-таки ластится? Или оно ласкалось рукой, или под оной, но чем-то (кем-то) еще? Про странную любовь соглашусь с автором. «И ищущих душ непокой» – очень таинственный финал. «Иищущих» – так прочлось. В общем, цельной картинки я не сложила. Для двух катренов слишком много неясностей. «Безудержный секс», «ласкающееся сердце» и «иищущие души» – вот три кита, на коих покоится эта лирика. Вот такая я злая)
Я бы добавила к разбору Невидимки - вворота критик выцепил глазом, а вот "из-поддряблых - нет. На мой взгляд - тяжеловато сочетание. И почему нельзя было написать горсти света?
Приятно, когда тебя хвалят заслуженно. Когда незаслуженно – это совсем другое дело. Но тоже приятно. Особенно, если тебе убедительно докажут, что хвалят все-таки заслуженно. В этом и заключается, по-моему, высшее умение критика. На мой взгляд, Таня, тебе это удалось.
Таня, когда я прочитал эти твои строки
"во-первых, звучание. Автор под перекрёстной рифмовкой спрятал шестистрочник аав ссв, который и сам по себе поётся, да ещё приправил двустопным (плюс усечённой строкой трёхстопного) анапестом – в результате получился танец с песней: -!--!- -!--!- -!--!--! (Пара мест, где затесалась честная четырёхстопная строка не считается:) ) ",
я тут же вспомнил бессмертное произведение Ильфа и Петрова, где есть такое: «На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни»
Почему я вспомнил этот отрывок в своем отношении, не знаю, может быть, Остап Бендер просто автоматически ассоциируется с Рио-, Дежа- и Ней- Ро , а, может, по какой-то другой причине, но вот - вспомнил. Далее я увидел мудреное слово «рефрен», но подумал, что если его написал столь добрый и благородный критик, как ты, то ничего плохого оно означать не может по определению. Спасибо и за него.
То, что я увидел дальше, смутило меня мало сказать сильно. Слово «хулиганство», к которому в моей памяти тут же «приплюсовалось» откуда-то «пятнадцать суток», показалось мне чрезмерным. Хорошо, что, как я понял из дальнейшего, это относилось к «перебросу Ро». Что это такое я до конца не понял, но вспомнил, что в свое время советские ученые планировали гигантский переброс рек (не «Ро», а именно «рек») откуда-то куда-то. Видимо, тут просто опечатка буквами, а раз так, значит, для тебя мой труд столь же велик и внушителен, как и тот труд советских ученых. Дальше ты пишешь, видимо, кажется, про меня же: «Он меня смешит». Здесь немного неуважительно, надо было написать «Автор меня смешит», мне кажется. Но как человек незлопамятливый, я на это внимания не обращаю. Смешу, и хорошо. Ой, это же про чечеточника
А если по-серьезному, обращу я внимание вот на что: на то, что ты удивительно точно попала и в нерв стиха, и в настроение, с которым он писался. Этот стих - один из очень дорогих для меня, Это, конечно, танец с песней) и это для меня, конечно, грустно и, конечно, про любовь. И он и про Амаду, и про его (да и про наш) снег , и про «Петушки», и про Жоржи Арагао , И, главное, еще про что-то, чего мне, как и тебе, «не поймать пока никак». И эти слова, наверное, самое для меня приятное и дорогое в твоей рецензии, потому что всегда же надеешься поймать и описать это вечно ускользающее «что-то» и понимаешь, что это тебе вряд ли удастся. И слава Богу.
Таня, после твоей рецензии я решил бросить писать стихи. Лучше ведь про них уже никто не скажет, а тратить время попусту не хочется. Или… нет, подумаю еще. Вдруг все-таки поймаю.
Благодарю, Лорочка, за детальный разбор моих «полетов» мысли… По поводу «напав» ты меня озадачила, такого мне в голову не приходило… Хочу пояснить, что ЛГ не именно прикуриванием, держал удар, а совмещал одно с другим.. Вынуждена согласится, что «огня» притянуто для рифмы, поскольку вблизи ЛГ костров не наблюдается… Все, что нужно, я возьму в скобки и выделю запятыми… еще раз большое спасибо за подсказки))))
И тебе, Женя, спасибо, что отдала стих мне для учебных занятий. Рисковая )) Ну, с "напав" так зацепилось, вот и Леша с Юлей согласились с этим моим впечатлением (мы разбирали это замечание в Школе). Я поняла, конечно, что ЛГ прикуривал и держал удар одновременно. Здесь и не было разночтений. Тут, понимаешь, и на уровне впечатлений. Что делает человек в такой ситуации (хотя может делать все, что угодно, конечно ))? Основное - он нервничает. И тогда, прикуривая, он либо специально демонстрирует спокойствие, либо видны признаки того, что он нервничает, переживает. И это может выражаться, скажем, в гаснущей сигарете (прикуривает, а она все гаснет), или еще чем-то. А фраза "прикуривает..." спокойная, даже отстраненная. Она нападает, а он прикуривает себе ) Хотя, возможно, это написано для усиления контраста, и я не поняла этого нюанса. В любом случае, автору виднее, что и как происходит с его ЛГ )
Лорочка...ну вот сам факт прикуривания разве нельзя расценивать, как нервничание))) Почему ЛГ должен прикуривать как-то по-особенному? ой, придираешься ты к нему))) А с "напав" посеяла ты в мою душу сомнение... но с убиранием его, рушится вся моя конструкция) я подумаю...
Сам факт? Неа ))) Вроде ))) Сигарету просто прикуривают, думаю, чтобы было. Бывает, что и без причины вообще )) А Минздрав предупреждает! )))
Ну как я могу придираться к такому золотому мужику, Жень?.. Я его понять пытаюсь ) Но ладно, уговорила ты меня, бум считать, что на нервной почве прикуривает, не буду больше его нервировать по мелочам ))
Так в том то и дело, что поводов для прикуривания тысячи, даже если минздрав предупредил))) мой ЛГ уже с неделю, как курить бросил… а тут такое))) а мужик и правда золотой... добрый, работящий, дай Бог такого каждой)))
Самый быстрый способ улучшить качество собственных стихов, анализировать чужие.
Спасибо. Да, "зерно, в этой мысли (про анализ чужих стихотворений) есть.
Радости Вам:)
Лис
Таня, когда я прочитал эти твои строки
"во-первых, звучание. Автор под перекрёстной рифмовкой спрятал шестистрочник аав ссв, который и сам по себе поётся, да ещё приправил двустопным (плюс усечённой строкой трёхстопного) анапестом – в результате получился танец с песней:
-!--!-
-!--!-
-!--!--!
(Пара мест, где затесалась честная четырёхстопная строка не считается:) ) ",
я тут же вспомнил бессмертное произведение Ильфа и Петрова, где есть такое:
«На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни»
Почему я вспомнил этот отрывок в своем отношении, не знаю, может быть, Остап Бендер просто автоматически ассоциируется с Рио-, Дежа- и Ней-
Ро , а, может, по какой-то другой причине, но вот - вспомнил. Далее я увидел мудреное слово «рефрен», но подумал, что если его написал столь добрый и благородный критик, как ты, то ничего плохого оно означать не может по определению. Спасибо и за него.
То, что я увидел дальше, смутило меня мало сказать сильно. Слово «хулиганство», к которому в моей памяти тут же «приплюсовалось» откуда-то «пятнадцать суток», показалось мне чрезмерным. Хорошо, что, как я понял из дальнейшего, это относилось к «перебросу Ро». Что это такое я до конца не понял, но вспомнил, что в свое время советские ученые планировали гигантский переброс рек (не «Ро», а именно «рек») откуда-то куда-то. Видимо, тут просто опечатка буквами, а раз так, значит, для тебя мой труд столь же велик и внушителен, как и тот труд советских ученых. Дальше ты пишешь, видимо, кажется, про меня же: «Он меня смешит». Здесь немного неуважительно, надо было написать «Автор меня смешит», мне кажется. Но как человек незлопамятливый, я на это внимания не обращаю. Смешу, и хорошо. Ой, это же про чечеточника
А если по-серьезному, обращу я внимание вот на что: на то, что ты удивительно точно попала и в нерв стиха, и в настроение, с которым он писался. Этот стих - один из очень дорогих для меня, Это, конечно, танец с песней) и это для меня, конечно, грустно и, конечно, про любовь. И он и про Амаду, и про его (да и про наш) снег , и про «Петушки», и про Жоржи Арагао , И, главное, еще про что-то, чего мне, как и тебе, «не поймать пока никак». И эти слова, наверное, самое для меня приятное и дорогое в твоей рецензии, потому что всегда же надеешься поймать и описать это вечно ускользающее «что-то» и понимаешь, что это тебе вряд ли удастся. И слава Богу.
Таня, после твоей рецензии я решил бросить писать стихи. Лучше ведь про них уже никто не скажет, а тратить время попусту не хочется. Или… нет, подумаю еще. Вдруг все-таки поймаю.
Спасибо тебе большое.
Спасибо, Юра!
По поводу «напав» ты меня озадачила, такого мне в голову не приходило…
Хочу пояснить, что ЛГ не именно прикуриванием, держал удар, а совмещал одно с другим..
Вынуждена согласится, что «огня» притянуто для рифмы, поскольку вблизи ЛГ костров не наблюдается…
Все, что нужно, я возьму в скобки и выделю запятыми… еще раз большое спасибо за подсказки))))
Ну, с "напав" так зацепилось, вот и Леша с Юлей согласились с этим моим впечатлением (мы разбирали это замечание в Школе).
Я поняла, конечно, что ЛГ прикуривал и держал удар одновременно. Здесь и не было разночтений.
Тут, понимаешь, и на уровне впечатлений. Что делает человек в такой ситуации (хотя может делать все, что угодно, конечно ))? Основное - он нервничает. И тогда, прикуривая, он либо специально демонстрирует спокойствие, либо видны признаки того, что он нервничает, переживает. И это может выражаться, скажем, в гаснущей сигарете (прикуривает, а она все гаснет), или еще чем-то.
А фраза "прикуривает..." спокойная, даже отстраненная. Она нападает, а он прикуривает себе )
Хотя, возможно, это написано для усиления контраста, и я не поняла этого нюанса. В любом случае, автору виднее, что и как происходит с его ЛГ )
А с "напав" посеяла ты в мою душу сомнение... но с убиранием его, рушится вся моя конструкция)
я подумаю...
Ну как я могу придираться к такому золотому мужику, Жень?.. Я его понять пытаюсь )
Но ладно, уговорила ты меня, бум считать, что на нервной почве прикуривает, не буду больше его нервировать по мелочам ))
а мужик и правда золотой... добрый, работящий, дай Бог такого каждой)))