АКРОСТИХ – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим.
Акростих, в котором первые буквы строк образуют имя, называется
номограмма. Такие акростихи обычно являются посвящениями.
Акростихи, в которых ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки, называются
слоговыми.
Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется
словесным.
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1.
Теория литературы. Акростих 2.
Теория литературы. Акростих: оригинальность и красота (Автор: Стихотворец.ру) 3.
Теория литературы. От акростиха к акроконструкции (автор: Иван Чудасов) 4.
Поэтический словарь Квятковского. Акростих
     
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается
НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ стихотворений, соответствующих теме конкурса и требованиям к конкурсным произведениям.
В этом конкурсе мы ограничиваем тему лишь обычными акростихами (акрофраза или имя по первым буквам строк) и слоговыми акростихами (первые слоги строк образуют акрофразу). Никакие другие варианты ("обратные акростихи", мезостихи, телестихи, "словесные акростихи" и т. п.) не принимаются. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая
должна быть по следующему формату:
(Название произведения)
(ссылка на опубликованное стихотворение на Литсети)
(текст)  
Объем каждого стихотворения ограничен –
до 40 строк.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене стихотворения или о его снятии с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса). Во время голосования снимать свои заявки или заменять их нельзя.
Внимание! На момент старта голосования на авторской странице участника должна быть опубликована
последняя версия стихотворения (возможно, исправленная и доработанная). Совершенно необязательно приносить исправленную версию в рецензиях (только если хочется поговорить об изменениях в тексте), поскольку голосование будет по ссылкам на авторские страницы, а для жюри стихотворения копируются именно с авторских страниц, а не рецензий.
4. Срок приёма заявок:
с 19 августа до 19 сентября включительно.
Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 30 заявок или продлён при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены добавлением 0,5 баллов к суммарным результатам от членов жюри.
Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:      
Алексей Лис      
Братислава      
Логиня 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Алексей Лис
Black_Cat (29/08/16 22:48) •
Black_Cat (30/08/16 16:58) •
Я снимаю свою работу с конкурса.
Логиня знает причину.
Black_Cat (31/08/16 23:03) •
15. Аполло. Произведение: Полно тебе, мой милый... : 2+3+1=6
11. БукваО. Произведение: Сентябрю   Новое : 3+1+0.5=4.5
3. Михаил Кульков. Произведение: КАСКЕТКА (акро-триолет) : 2+2=4
17. Надежда Цыплакова. Произведение: Винсент Ван Гог сон художника : 2+2=4
13. maarv. Произведение: Программист   Новое : 2+0.5=2.5
9. vitlerijak. Произведение: Никто не прав   Новое : 1+0.5=1.5
1. Ольга Альтовская. Произведение: Гори, гори, моя звезда. Акро : 1
5. Михаил Кульков. Произведение: Август : 1
6. Роксана Ланд. Произведение: Битва Севера : 1
10. vitlerijak. Произведение: Зигзаг удачи : 1
19. Сергей Вострецов. Произведение: Я уже... (акро) : 1
===
Поздравляем Аполло с победой в конкурсе.
Произведение будет добавлено в конкурсный манифест, а автор награждён баллами (100 баллов) и кубком.
Произведение будет добавлено на страницу Лауреаты конкурсов ШПМ.
Алексей, а где в сумме итогов конкурса результаты голосования народа (участников и читателей)? Выходит: мы все зря тут голосовали, а жюри вывело своего победителя, не глядя на результаты голосования народа (прям, как в жизни!:))? Ну вы даёте, ребята!
По итогам народного голосования выдаётся приз зрительских симпатий.
Победитель определяется голосованием жюри.
Обычная практика на Литсети.
Условно можно выделить четыре типа конкурсов по вариантам определения итогов:
1. Конкурсы, в которых всё решает голосование участников и читателей. Примеры: Седьмая пятница, ну и множество других на Литсети.
2. Конкурсы, в которых всё решает СУММА голосов участников и читателей и голосов или баллов жюри. Примеры: конкурсы Лучшее, конкурсы пародий и множество других.
3. Конкурсы, в которых отдельно определяются номинации Приз зрительских симпатий и победители по голосам/баллам жюри. ИПЛ - именно такой. Межпортальный тоже.
4. Конкурсы, в которых нет голосования участников и читателей, а всё решает исключительно жюри. Таких сейчас нет, но были. Кстати, ИПЛ раньше был таким.
Цитата из правил конкурса, которые, к сожалению, почти всегда читают невнимательно:
"... 5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам. ..."
Цитата из правил голосования участников и читателей:
"... 3. Голосование участников и читателей на конкурсах ИПЛ определяет победителей в номинации "Приз Зрительских Симпатий". ..."
И мы ничего не "даём", Надежда. Конкурсы ИПЛ идут уже ВОСЕМЬ ЛЕТ. Вот самый первый: http://www.stihi.ru/2008/08/05/3948
И вот о самой серии: http://www.stihi.ru/2008/08/04/1734
Цитирую: "... Читательское голосование не предусматривается. Каждый конкурс будет судить бригада из трех приглашенных судей, шорт-листы которых будут опубликованы в специальной рецензии. Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких победителей жюри голосует дополнительно только по этим стихам. ..."
Лишь на Литсети (и то не сразу) было добавлено (мной) голосование участников и читателей по специальным правилам.
Радости Вам:)
Лис
Спасибо Вам, Алексей, за пространные рецензии и за то, что стали проводить конкурсы с участием голосования зрителей (читателей), что, конечно, сделало конкурсы на ЛитСети более демократичными, но, к сожалению, сумма голосов читателей (зрителей) настолько мала в общей сумме голосов компетентного :) жюри, что результат народа голосование полностью нивелирован.
Фактически это конкурсы с голосованием только жюри.
Да, Межпортальный проводится с жюрением только жюри, и это правильно - так фактически проводятся все конкурсы на ЧХА, откуда я пришла сюда, кроме блицев, но и список судей там известен заранее, а не по факту в конце.
Пожалуй, я снова вернусь туда, тем более, что сообщения о комментариях на ЛитСети мне уже не приходят в личку. Это что - санкции за поднятый здесь вопрос?:)
Радости Вам без меня!:)
Полина, мои поздравления с победой!
Если члены жюри не указаны персонально в меморандуме конкурса, то как я - потенциальный участник, могу решить, участвовать ли мне в этом конкурсе, доверяя их мнению? И в этом конкурсе члены жюри стали известны только по окончании. Это нормально?
Конкурсы ИПЛ обычно судят члены коллегии ШПМ. Это могли быть не Логиня и Братислава, а к примеру, Алекс Фо и Леший или Ксенон и Юлия Мигита.
Доверяете ли Вы мнению коллегии ШПМ или нет - это Ваше личное дело.
Состав жюри конкурсов ИПЛ чаще всего указывается в последний день приёма заявок (как и было в этот раз).
Никакой особо большой проблемы я в этом не вижу. Это нормально.
... но, к сожалению, сумма голосов читателей (зрителей) настолько мала в общей сумме голосов компетентного :) жюри, что результат народа голосование полностью нивелирован.
Фактически это конкурсы с голосованием только жюри.
Я уже объяснял. Голосование участников и читателей в ЭТОМ конкурсе определяет победителя в номинации "Приз зрительских симпатий". Он (победитель) награждается. По СУММЕ тут ничего не складывается, поэтому говорить о "весе" голосов участников//читателей относительно мнения жюри - бессмысленно.
Да, Межпортальный проводится с жюрением только жюри, и это правильно - так фактически проводятся все конкурсы на ЧХА, откуда я пришла сюда, кроме блицев, но и список судей там известен заранее, а не по факту в конце.
И что? Надежда, давайте я буду проводить Межпортальный конкурс именно так, как я это хочу, а не так, как делается где-то ещё. Да, в межпортальных состав жюри заранее не оглашается, что защищает от так называемой "подстройки под вкусы жюри", "давление на жюри" и тому подобных неприятностей. Я считаю, что правильно именно так. А Вы вправе не соглашаться с моим мнением.
Пожалуй, я снова вернусь туда, тем более, что сообщения о комментариях на ЛитСети мне уже не приходят в личку. Это что - санкции за поднятый здесь вопрос?:)
Мда... Надежда, если у Вас сегодня подгорит яичница, то, пожалуйста, не стоит меня спрашивать - виноват ли я в этом. Я, конечно, суперзлодей, но не до такой степени.
Радости Вам без меня!:)
Аналогично и Вам.
===
Алексей Лис
1 место:
11. Произведение: Сентябрю
2 место:
15. Произведение: Полно тебе, мой милый...
17. Произведение: Винсент Ван Гог сон художника
3 место:
5. Произведение: Август
9. Произведение: Никто не прав
10. Произведение: Зигзаг удачи
===
Светлана Алексеева (Братислава)
Краткий обзор опубликован вот здесь:
http://litset.ru/publ/34-1-0-30348
1 место
15. Произведение: Полно тебе, мой милый...
2 место
3. Произведение: КАСКЕТКА (акро-триолет)
17. Произведение: Винсент Ван Гог сон художника
3 место
1. Произведение: Гори, гори, моя звезда. Акро
6. Произведение: Битва Севера
11. Произведение: Сентябрю
19. Произведение: Я уже... (акро)
===
Анна Хайль (Логиня)
Приветствую всех!
Так сложилось, что конкурсы Литсети в большинстве своём сравнительно сильные. Конечно, и на них встречаются работы низкого уровня, но таковых, как правило, немного. Расставляя оценки по своей традиционной тридцатипятибалльной шкале, я обычно давала большинству стихотворений балл от пятнадцати и выше. Каково же было моё удивление, когда я взглянула на статистику этого конкурса! Средний балл - 11,7 (т. е. всего 1/3 от максимально возможного). Лишь шесть стихотворений набрали 15 баллов и более. Оценки прочих тринадцати варьировали в диапазоне от 2 до 12 баллов. Вот такой печальный рекорд...
Иными словами: большинство конкурсантов не справились с заданием конкурса, не сумели написать качественное акро. Типичная проблема - отсутствие цельности и связности. Почти во всех стихотворениях смысл кое-как подогнан под форму, и они рассыпаются на слабо состыкованные, отчасти косноязычные фрагменты. Но даже связно сформулированные конкурсные работы я лишь с большой натяжкой могу назвать удачными стихами: как упражнения они годятся, как художественные произведения - увы. Но выбирать что-то нужно, поэтому мой шорт таков:
1 место:
-
2 место:
3. КАСКЕТКА (акро-триолет)
13. Программист
3 место:
15. Полно тебе, мой милый
"Разбора полётов" на этот раз не будет. Обращу внимание авторов лишь на пару наиболее запомнившихся мне промахов. Восемнадцатое стихотворение: "острогá - Бóга" - не рифма. Двенадцатое стихотворение: "Галдят, спешат туристов стайки, / Автобус дремлет у ворот, / Тень Павла, белки-попрошайки, / Чепец из листьев на лужайке" - в этом предложении получилась забавная двусмысленность: Павел превратился в белку-попрошайку.
Всем удачи, и пусть победит сильнейший.
С уважением,
Анна
===
Проголосовало 9 человек (из 11 участвовавших авторов). Это замечательно. Значит, результаты действительны (по нашим правилам).
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ
на Приз зрительских симпатий
Полные результаты и шорт-листы доступны по кнопке "Результаты голосования". Здесь приводим лидеров:
===
БукваО. Сентябрю http://litset.ru/publ/16-1-0-29782 : 7 голосов
Ольга_Альтовская. Гори, гори, моя звезда. Акро http://litset.ru/publ/1-1-0-14101 : 5 голосов
Надежда_Цыплакова. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ СОН ХУДОЖНИКА http://litset.ru/publ/29-1-0-30088 : 4 голоса
Сергей_Вострецов. Я уже... (акро) http://litset.ru/publ/19-1-0-7536 : 4 голоса
Михаил_Кульков. КАСКЕТКА (акро-триолет) http://litset.ru/publ/6-1-0-2867 : 3 голоса
Роксана_Ланд. Битва Севера (акро) из цикла "Легенды Севера" http://litset.ru/publ/35-1-0-23601 : 3 голоса
maarv. Программист http://litset.ru/publ/16-1-0-29816 : 3 голоса
Аполло. Полно тебе, мой милый...* http://litset.ru/publ/6-1-0-7461 : 3 голоса
===
Поздравляем БуквуО с Призом зрительских симпатий:)
Ссылка на произведение будет добавлена в конкурсный манифест, а автор награждён баллами (50 баллов) и специальной наградой.
Было интересно почитать Винсент Ван Гог сон художника Надежды Цыплаковой, но заплутала, запуталась в виньетках, устала от такого многословного барокко. В голове осталась пестрая красочная чехарда.
Симпатично Сентябрю БуквыО, но там столько сбоев на небольшое количество строк, что с этим надо что-то делать.
Напевность же стиха, отмеченная мною выше, и повторы такого привычного народного «ой!» придают ему эдакой русскости, которая мне здесь очень по душе.
Безусловно, исполнение — выше всяких похвал.
И, конечно, это самое злободневное стихотворение для таких, как я, компьютерных полурабов, почитающих программистов как полубогов.))
Вот, скажем, разбивка стихотворения на строфы не в соответствии с ритмикой и рифмовкой, а для удобства прочтения вертикальной ключевой фразы из первых букв строк. Это всего лишь моё субъективное восприятие, но, перечитав по несколько раз все конкурсные произведения, прихожу к выводу, что лучше читаются и воспринимаются те стихотворения, где или совсем нет разбивки на строфы (сплошной текст), или разбивка на строфы выполнена по законам стихосложения, а не в угоду форме акро. В этом отношении, мне кажется, удачно построены, например, стихотворения «Полно тебе, мой милый» (Аполло), «Каскетка» Михаила Кулькова и «Сентябрю» (БукваО) (сплошной текст), а также оба представленных на конкурс стихотворения Надежды Цыплаковой (разбивка на пятистишия с выдержанной схемой рифмовки). Противоположный пример: интересное в общем стихотворение «И вечер с другом у камина» Роксаны Ланд теряет целостность восприятия из-за разрыва строф.
Что касается эффекта заданности первой буквы – мне показалось, что в некоторых случаях он способен увести автора совсем не туда, куда он поначалу собирался. Например, «И вечер с другом у камина» начинается вполне в духе «по мотивам Леди Гамильтон», у ЛГ даже слуга есть… И вдруг: «Ой, ты же, наверно, устал… Мне столько не надо болтать». Дальше – всё такое же современно-русское. И вот – вместо одного цельного произведения получилось два почти самостоятельных.
Возможно, я не прав, но мне также показалось, что эпический замысел стихотворения и форма акро практически несовместимы, во всяком случае, среди конкурсных произведений я не увидел удачных противоположных примеров. Лирика, ирония, особенно в миниатюре – вот что сочетается наиболее удачно с формой акро – например, «Сентябрю» (БукваО), «Каскетка» (Михаил Кульков).
Наконец, несколько слов о произведениях, которые в наибольшей степени, почти подсознательно притягивают, заставляют возвращаться и перечитывать их.
Ольга Альтовская. Гори, гори, моя звезда.
Задумчивое стихотворение, от которого и грустно, и светло. Читалось бы ещё легче и выразительнее в варианте сплошного текста без разбивки на строфы. И ещё, мне кажется, не очень сочетается скрытое обращение к себе во втором лице в начале стихотворения и открытое «Я знаю» ближе к концу.
БукваО. Сентябрю.
На мой взгляд,
наиболее удачноесамое удачное конкурсное произведение. Не вижу притянутых за первую букву строк, не слышу фальшивых нот. Акварельно-прозрачная лирика с очень симпатичными образами: «У цветниковредеет шевелюра. В доме сохнут, ютясь в прихожей, купола зонтов».
Аполло. Полно тебе, мой милый…
Согласен с предыдущими ораторами, что стихотворение противоречивое. Однако, думается, противоречивость эта жанровая, она изначально предполагается драматургией произведения. Добавил бы ещё, что, напротив, в портрете «милого» недостаёт того трагического накала противоречий, который и подвёл ЛГ к омуту.
Надежда Цыплакова. Винсент Ван Гог сон художника.
Вот уж произведение, которое мучает «денно и нощно». Притягивает и отталкивает одновременно. Заставило перелистать литературу о Ван Гоге. Кое-что «нарыл» для лучшего понимания личности художника. В одном из писем Винсент писал, что его будущие картины приходят к нему во сне. А ещё – Ван Гог не был тщеславен, его мучало не отсутствие славы, а непонимание его творчества. Он любил искусство в себе, а не себя в искусстве. Взглянул на стихотворение через призму этих особенностей художника – и понял, что первая, вторая и четвёртая строфы соответствуют его личности, а третья и пятая – чужеродны ему. Отсюда ощущение некоего дискомфорта после прочтения. Особенно неуместной воспринимается последняя строка. И всё-таки, несмотря на противоречивость, считаю это произведение одним из лучших на конкурсе – по образности, построению, общему впечатлению.
Прошу прощения, если кого-нибудь нечаянно задел неосторожным словом.
Спасибо за комментарии. Заменим на "самое удачное", т. е. учтём Ваш комментарий.
Радости Вам
Лис
В "Битве Севера" вот в этих строках:
Есть в этом мире странное понятье –
Решил за нас уже суровый рок.
- мне кажется логическая шероховатость, но в целом понравилось.
Про другие стихи, о которых мне хотелось бы что-то сказать, уже сказано достаточно в предыдущих комментариях - не буду повторять )
Он написан легко и "ощущения технологии изготовления" - я лично не почувствовала вовсе.
На мой взгляд, это стихотворение о кризисе мужчины среднего возраста при переходе в пожилой.:)
Про себя (но всё-таки про ЛГ!:) я назвала его «ЛИбИдиная песня». Кстати, неплохой сонет-акро (14 букв в названии) мог бы получиться из такой ключевой фразы по теме, отражённой в сюжете настоящего произведения. Начать можно было бы так: «Сентябрь. … достать.и плакать», но это было бы слишком смело, и не каждый способен на такой эксгибиционизм:)...
Короткая строка стихотворения характеризует быстроту потока желаний, эмоций и наполненность ЛГ романтическим настроением.:)
Есть прекрасные рифмы — в частности, «грамм сто — чарльстон» и совсем редкая «не сплю — дор-блю». Хорошо, что есть Википедия, которая "сказала", что "дор блю" - это изысканный немецкий сыр с голубой (нет, не кровью!:) плесенью.:)
Стихотворение пронизано лёгкой, как бриз, иронией автора к своему ЛГ, и поэтому мне захотелось в конце концов назвать его «ЛИбИдовое», как отражающее озорное отношение ЛГ к своему непостоянному либидо, которое то «уже», то «ещё»...:)
Буду голосовать за него!
:)
http://litset.ru/publ/19-1-0-7536
Я уже… но ещё… ну чуть-чуть…
Лёгкий бриз навевает волненье.
Южным солнцем лаская мечту,
Берег счастья дарит вдохновенье.
Лунной ночью сегодня не сплю,
Юной деве скажу откровенно:
Вы мне снитесь, как свежий дор-блю,
А ещё к шоколаду печенье…
Стюард, водки перцовой… грамм сто!
Мы станцуем сейчас буги-вуги
И как в юности – модный чарльстон…
Леди милая, добрые люди,
А ведь я ещё молод, могуч!
Я ещё… но уже… ну чуть-чуть…
Стихотворение принято.
Радости Вам
Лис
http://litset.ru/publ/29-1-0-30090
Удачи колесо к чужим умчалось тропам -
Кому-то повезло, лишь мне опять тревога:
- А стоит ли мечтать, - сердечный слышу ропот, -
Ждать новый - звёздный - шанс и уповать на Бога?
Досадою томим, открою в небо окна:
Орбитами надежд мечты летят из лета,
Горит моя звезда и посылает ток на
Осколки грёз в душе уставшего поэта;
Созвездия плетут событий паутину -
Ваяют нашу жизнь то миром, то раздором...
Обманчивы порой чужие палестины -
Йодль*) слушал я в горах, как вопли в коридорах.
...Шептала ночь: «Листком ты гонишься за ветром».
Астрал звенел: «Свой шанс ищи в любой мороке,
Найдёшь дитя удач - придёт успех заветный!»
Святую нить Любви дал Бог - вести в дороге.
*) Йодль — напев горцев в Альпах.
Спасибо, стихотворение принято на конкурс.
Немножко по тексту стихотворения.
Удачи колесо к чужим умчалось тропам -
Кому-то повезло, лишь мне опять тревога:
- А стоит ли мечтать, - сердечный слышу ропот, -
Ждать новый - звёздный - шанс и уповать на Бога?
Вторая строка мне не нравится по структуре. Если бы было, к примеру, "Кому-то повезло, лишь мне опять тревожно...", то было бы правильней, а так... там речевая ошибка всё же, Надежда.
"Сердечный слышу ропот" - тоже не очень нравится.
Во-первых, "ропот" - это довольно устаревшее по стилистике слово (времена Пушкина, наверное).
Во-вторых, по основному значению, это "недовольство, выражаемое негромкой речью, в не вполне открытой форме", а переносное значение - "невнятный и заунывный шум (ропот волн)".
Т. е. это что-то такое невнятное или же просто САМО недовольство, выраженное "в в не вполне открытой форме". Довольно редко, как мне кажется, "ропот" - это собственно слова, фраза.
Ну, не знаю, как объяснить, Надежда. Не нравится "слышу сердечный ропот":)
Досадою томим, открою в небо окна:
Орбитами надежд мечты летят из лета,
Горит моя звезда и посылает ток на
Осколки грёз в душе уставшего поэта;
Образы интересные. Правда, со звездой, которая горит и посылает "ток на / осколки грёз в душе..." - уже "переобразность", на мой взгляд. Слишком закрученно.
А рифма "окна-ток на" - необычная, свежая (не встречал).
Созвездия плетут событий паутину -
Ваяют нашу жизнь то миром, то раздором...
Обманчивы порой чужие палестины -
Йодль*) слушал я в горах, как вопли в коридорах.
Да уж, с буквой "Й" оригинально Вы поступили:) Но смысл "слушал я в горах, как вопли в коридорах" я, честно говоря, не понимаю.
Первые две строки интересные. Правда, глагол "ваять" там довольно спорный, как мне кажется.
...Шептала ночь: «Листком ты гонишься за ветром».
Астрал звенел: «Свой шанс ищи в любой мороке,
Найдёшь дитя удач - придёт успех заветный!»
Святую нить Любви дал Бог - вести в дороге.
О последней строке. Ну, не понимаю вторую часть - "вести в дороге"... А-а-а, вдруг понял... там слишком много "пропущенных слов" типа "чтобы тебя вести в дороге".
Хотя всё равно "вести В ДОРОГЕ" - это как-то не очень по структуре фразы.
"... ищи в любой мороке" - тоже довольно устаревшее выражение. Если не знать, что "морока" - это просто "утомительная, неприятная работа, суета" по одному из значений (давно уже забытому), а не "нечто путаное, непонятное, в чем трудно разобраться" (современное значение) или "неразбериха" или даже "помрачение рассудка", то понять эту фразу сложно.
В целом - не могу сказать, что это стихотворение мне понравилось, Надежда. Может, просто, как у нас иногда говорят, это "не моё".
Радости Вам:)
Лис
http://litset.ru/publ/29-1-0-30088
В субботу мне приснился тихий Арль -
Излёт цветения был безумно терпким,
Несущим в бело-розовых оттенках
Соцветья страсти и любви — сераль,
Ещё не скрытый от Пандоры в ларь...
Начало жизни сладостных плодов
Таинственно сияет вожделеньем,
Воистину став гимном возрожденья,
Акцентом невеликих городов,
Ныряющих в кипение садов.
Гоген острит, Сезанн и Писарро
Опьянены абсентом и мадерой,
Галантно обещают в понедельник
Соединить и кисти, и перо
Отцов искусств, придумавших добро.
Нескучный день струится, как ручей -
Хрустально. Арль в созвездье мирозданья.
Уют Мишле - крестьянское свиданье -
Дар Бога для бичей и богачей
Отраден в ароматности ночей...
«Жанет!» - кричит Кей Вос*) - «Вина ещё!»
Наивно-соблазнительные речи,
И кажется, движение навстречу!?
Кей убегает. Вечность горячо,
Астрально шепчет: «Слава - это чёрт...»
*) Кей Вос — кузина Ван Гога, не пожелавшая стать его женой.
Спасибо, стихотворение принято на конкурс.
Немножко впечатлений по произведению.
В субботу мне приснился тихий Арль -
Излёт цветения был безумно терпким,
Несущим в бело-розовых оттенках
Соцветья страсти и любви — сераль,
Ещё не скрытый от Пандоры в ларь...
Словарик для себя:
Арль (фр. Arles, окс. Arle) — город и коммуна на юго-востоке Франции в регионе Прованс — Альпы — Лазурный Берег. ...
С февраля 1888 года по май 1889 года в Арле работали художники Поль Гоген и Винсент ван Гог; для последнего этот период был самым продуктивным в жизни.
Сераль - 1. Дворец и его внутренние покои (в странах Востока).
2. Женская половина во дворце, гарем.
3. перен. Жены богатого мусульманина. // разг. Любовницы (обычно с оттенком шутливости).
Во второй строчке хочется прочитать так: "излёт цветенья", т. е. неосознанно кажется, что там на слог больше, чем нужно, и трудновато звучит фраза "излёт цветеНИ_Я БЫЛ..."
Да и в целом, "излёт цветения" звучит несколько странновато, на мой взгляд. Может, подумать там ещё?
Начало жизни сладостных плодов
Таинственно сияет вожделеньем,
Воистину став гимном возрожденья,
Акцентом невеликих городов,
Ныряющих в кипение садов.
Последние две строки классные, отмечу их:)
Гоген острит, Сезанн и Писарро
Опьянены абсентом и мадерой,
Галантно обещают в понедельник
Соединить и кисти, и перо
Отцов искусств, придумавших добро.
Классная рифма "мадерой-понедельник", никогда не встречал. Эта строфа мне тоже нравится (вся).
Нескучный день струится, как ручей -
Хрустально. Арль в созвездье мирозданья.
Уют Мишле - крестьянское свиданье -
Дар Бога для бичей и богачей
Отраден в ароматности ночей...
Словарик для себя:
Жюль Мишле́ (фр. Jules Michelet; 21 августа 1798, Париж — 9 февраля 1874, Йер, департамент Вар, Франция) — французский историк и публицист, представитель романтической историографии, автор глубоко субъективных трактатов об истории, обществе и природе, написанных ярким, взволнованным языком. Автор термина «Ренессанс» («Возрождение»).
... Свои мысли о народе он изложил в книгах «Le peuple» (1848) и «Le Banquet» (1854). Мишле является здесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего народа, то есть крестьянства, обусловливался, в глазах Мишле, именно обладанием частною собственностью, своим куском земли, своим полем; он даже требовал в интересах этой частной собственности уничтожения переживших революцию остатков общественной собственности.
... Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно идеализировал; ... приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взгляды вполне оправдывают данную одним из наших историков Мишле кличку «народник».
... Прежде всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение социальной любви. В этой общей школе должны перебывать год или два дети всех классов, всякого состояния; она настолько же должна служить сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.
Хорошо.
«Жанет!» - кричит Кей Вос*) - «Вина ещё!»
Наивно-соблазнительные речи,
И кажется, движение навстречу!?
Кей убегает. Вечность горячо,
Астрально шепчет: «Слава - это чёрт...»
Неожиданная концовка:)
Как мне кажется, вот такой знак препинания есть "?!" и употребляется (точнее, сочетание знаков препинания), а вот употребление сочетания "!?" - под вопросом.
А ещё есть интерробанг, хотя о нём мало кто знает:)
Интересное стихотворение, Надежда. Всё-таки про "излёт цветения" предлагаю Вам подумать. На мой взгляд, это практически единственное место, которое явно нуждается в правке.
Радости Вам:)
Лис
>> Как мне кажется, вот такой знак препинания есть "?!" и употребляется (точнее, сочетание знаков препинания), а вот употребление сочетания "!?" - под вопросом.
Вам это не кажется, Лис, - так оно и есть:
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=275333
Спасибо:)
По поводу Вашего вопроса... вот цитата из правил конкурса:
"9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях..."
Радости Вам:)
Лис
http://litset.ru/publ/29-1-0-18242
Едва касаемся волны…
Тяжёлый взгляд у капитана -
Упрямец капитан, увы!
Чем он упрямей - злее ветер.
И Горн вдали недостижим.
Йорк, порт приписки, нас не встретит -
Годами ждём мы встречи с ним.
Одни мы! Мчимся в злобном шторме.
Льёт дождь на палубу стеной.
Лишь видим Горна берег чёрный,
А кроме Горна – ничего!
Но кэп упрям! Так будь что будет!
Дано нам пусть в аду гореть,
Едином для матросских судеб -
Цель близится. А с нею - смерть!
Спасибо, стихотворение принято на конкурс.
Немножко моих впечатлений по произведению. Возможно, они Вам пригодятся. А быть может и нет.
Как обычно, я не настаиваю на том, что это абсолютная истина. Это личное субъективное мнение.
Летим в восторге урагана -
Едва касаемся волны…
Тяжёлый взгляд у капитана -
Упрямец капитан, увы!
"В восторге урагана" - довольно неожиданный образ (для меня).
Что Вы имели в виду? Что летит быстро, стремительно, кружась? Или там действительно какой-то ураган, как явление природы, а корабль "летит" в его "восторге"?
Судя по дальнейшему тексту - второе, и от этого образ кажется мне немного странноватым.
Чем он упрямей - злее ветер.
И Горн вдали недостижим.
Йорк, порт приписки, нас не встретит -
Годами ждём мы встречи с ним.
Вот совершенно не понимаю - как связано упрямство капитана (черта характера? действия?) и усиление ветра ("злее ветер").
Одни мы! Мчимся в злобном шторме.
Льёт дождь на палубу стеной.
Лишь видим Горна берег чёрный,
А кроме Горна – ничего!
После "в восторге урагана" шло "злее ветер", а теперь уже "в злобном шторме". Просто слишком много "одинаковостей" по построению образов, на мой взгляд. Это замечается при прочтениях.
Последние две строки классные.
Но кэп упрям! Так будь что будет!
Дано нам пусть в аду гореть,
Едином для матросских судеб -
Цель близится. А с нею - смерть!
Т. е. ЛГ подводит к тому, что они разобьются?
Я бы предложил поменять знаки препинания вот так (более логично):
... Дано нам пусть в аду гореть -
Едином для матросских судеб,
Цель близится. ...
Во время прочтений этого произведения я слегка запутался.
Вот во втором четверостишии говорится "И Горн вдали недостижим".
В третьем уже "Лишь видим Горна берег чёрный", а ведь был "недостижим" только что.
В последнем - "Цель близится. А с нею - смерть!"
Какая у них цель-то? Горн или всё-таки Йорк? Что там "близится" в качестве цели, к тому же принося смерть?
Т. е. либо в начале стихотворения, либо в конце - есть какая-то... ну, скажем так, нестыковка (у меня в понимании).
Или я просто что-то не так понял, чего-то не понимаю.
Радости Вам:)
Лис
Спасибо за разбор.
Не уверена, стоит ли пояснять и смогу ли, но попробую.
"Восторг" относится к урагану. Здесь одушевление. Ураган-то был волшебный, а волшебный ураган - ещё более живой, чем обычный. И он расходился тогда, когда капитан Ван Страатен в очередной раз штурмовал Горн. У "восторга" есть синоним: "исступление". Именно в этом (образном) смысле у меня и возник "восторг урагана". То есть что-то вроде: "бешеная радость урагана".
Упрямство капитана - очень даже связано со злобой ветра. Упрямец капитан поклялся страшной клятвой, что будет огибать Мыс Горн хоть до второго пришествия, но не прекратит этого занятия, пока не обогнёт мыс. С ним согласились. В итоге: чем ближе Горн - тем злее ветер, чем упрямее капитан стремится обогнуть Горн - тем злее ветер.
"Одинаковость образов". А давайте назовём это риторической фигурой "Образная амплификация"? Разве усиление здесь неуместно?
Одновременность "недостижим/вдали/близится". "Близок локоть, да не укусишь" - примерно так.
Разобьются? Нет. Они обогнут мыс. Это ближайшая, промежуточная цель. И в итоге - получат возможность умереть. Это - главная цель. Вернуться в Йорк - мечта.
Насчёт смены порядка в знаках препинания - задумалась. Спасибо.
Вот, всё ли объяснила?
Если нет, то извините. Как смогла.
Радости и Вам
Лина
Не уверена, стоит ли пояснять и смогу ли, но попробую.
Конечно, стоит:) Огромное спасибо за пояснения. Я прочитал с большим интересом.
Ураган-то был волшебный, а волшебный ураган - ещё более живой, чем обычный. И он расходился тогда, когда капитан Ван Страатен в очередной раз штурмовал Горн.
Может, добавить какой-то эпиграф подходящий?
"Одинаковость образов". А давайте назовём это риторической фигурой "Образная амплификация"? smile Разве усиление здесь неуместно?
Уместно или нет - решает только автор, Лина:) Я лишь сказал, что с точки зрения читателя это несколько искусственно выглядит в стиле "а теперь мы сложим домик уже из красных кубиков, а не зелёных";)
Вот, всё ли объяснила?
Да, думаю, что всё:) Спасибо:)
Радости Вам:)
Лис