Хотелось бы сегодня немного поговорить о том, что особенно ценится в поэзии (и прозе), а именно – о символах и об идеях в текстах.
Символ – "это тень от предмета в другой реальности", и этих теней может быть много и трактовать их — неперетрактовать, как образы Библии, например. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению.
«Как повивальная бабка облегчает процесс родов, так должен автор облегчать вещам выявление красоты; чуткими пальцами призван он снимать пелены, заграждающие рождение слова. Он утончит слух, и будет слышать, «что говорят вещи»; изощрит зрение, и научится понимать смысл форм и видеть разум явлений. Нежными и вещими станут его творческие прикосновения.
Глина сама будет слагаться под его перстами в образ, которого она ждала, и слова в созвучия, предоставленные в стихии языка.» (Вячеслав Иванов «Две стихии в современном символизме»)
Еще мне вспомнилась книга А. Пехова «Кровные братья» про вампиров и клан фэриартос – людей искусства. У всех талантливых авторов есть что-то от этого клана: вводя какого-то человека в своё произведение – картину, стихотворение, прозу или скульптуру, маэстро меняет по своему усмотрению его жизнь через свои особенные символы и знаки.
Магия Искусства сложна, требует большого таланта, логичности и образности мышления. Успешно овладевшие ею могут влиять на людей, меняя их судьбу с помощью "Нитей будущего" — ряда заклинаний, которые фэриартос "вплетают" в создаваемое ими произведение. Подобное вмешательство в зависимости от желания "художника" может нести любые последствия, вплоть до смерти выбранного объекта. То есть, прямо убить или оживить мы не можем, но с помощью творчества и воображения – пожалуйста. Именно поэтому нужно осторожно и тщательно подбирать слова и думать о том, что принесёт наш новый текст в этот мир.
Второй момент – идеи текстов. Хотелось бы, чтобы из рамок обычного – всё тлен, я одинок, мне плохо, мне хорошо, я люблю-ненавижу, тексты несли в себе элемент настоящего познания, открытия, неоднозначности, зерно для размышлений. Как пример – текст И. Бродского «Натюрморт» (параллельно замечаем, какие вкусные рифмы).
И. Бродский (отрывок)
(…)
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари.
В недрах буфета тьма.
Швабра, епитрахиль
пыль не сотрут. Сама
вещь, как правило, пыль
не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.
Последнее время я
сплю среди бела дня.
Видимо, смерть моя
испытывает меня,
поднося, хоть дышу,
зеркало мне ко рту,-
как я переношу
небытие на свету.
Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лед.
Венозная синева
мрамором отдает.
(…)
А какие символы в стихах или прозе запомнились Вам? Чем зацепили? Какие идеи в текстах показались наиболее интересными?
Опубликовано: 13/12/21, 15:10 | Последнее редактирование: Лилу_Амбер 13/12/21, 15:16
| Просмотров: 615 | Комментариев: 4
Мне кажется, что Вы именно тот автор, который хорошо владеет искусством символа, у Вас так замечательно, плавно, ненавязчиво, многозначно это получается. Анненского тоже очень люблю.
Ну, и ты про меня знаешь: я не верю в овладение магией искусства )) Гармония для меня приходит из ниоткуда и вдруг, или не приходит вообще...
"не ошибусь, если скажу, что не люблю символизм и подтексты"
Спасибо за откровенность, но мне кажется, что твоим стихам все эти вещи присущи. Не всем. Но есть очень крутые тексты в этом плане.
Завтра перечитаю тебя, попробую что-то найти.