Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
О символах и идеях
Эссе
Автор: Лилу_Амбер
Хотелось бы сегодня немного поговорить о том, что особенно ценится в поэзии (и прозе), а именно – о символах и об идеях в текстах.

Символ – "это тень от предмета в другой реальности", и этих теней может быть много и трактовать их — неперетрактовать, как образы Библии, например. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению.

«Как повивальная бабка облегчает процесс родов, так должен автор облегчать вещам выявление красоты; чуткими пальцами призван он снимать пелены, заграждающие рождение слова. Он утончит слух, и будет слышать, «что говорят вещи»; изощрит зрение, и научится понимать смысл форм и видеть разум явлений. Нежными и вещими станут его творческие прикосновения.

Глина сама будет слагаться под его перстами в образ, которого она ждала, и слова в созвучия, предоставленные в стихии языка.» (Вячеслав Иванов «Две стихии в современном символизме»)

Еще мне вспомнилась книга А. Пехова «Кровные братья» про вампиров и клан фэриартос – людей искусства. У всех талантливых авторов есть что-то от этого клана: вводя какого-то человека в своё произведение – картину, стихотворение, прозу или скульптуру, маэстро меняет по своему усмотрению его жизнь через свои особенные символы и знаки.

Магия Искусства сложна, требует большого таланта, логичности и образности мышления. Успешно овладевшие ею могут влиять на людей, меняя их судьбу с помощью "Нитей будущего" — ряда заклинаний, которые фэриартос "вплетают" в создаваемое ими произведение. Подобное вмешательство в зависимости от желания "художника" может нести любые последствия, вплоть до смерти выбранного объекта. То есть, прямо убить или оживить мы не можем, но с помощью творчества и воображения – пожалуйста. Именно поэтому нужно осторожно и тщательно подбирать слова и думать о том, что принесёт наш новый текст в этот мир.

Второй момент – идеи текстов. Хотелось бы, чтобы из рамок обычного – всё тлен, я одинок, мне плохо, мне хорошо, я люблю-ненавижу, тексты несли в себе элемент настоящего познания, открытия, неоднозначности, зерно для размышлений. Как пример – текст И. Бродского «Натюрморт» (параллельно замечаем, какие вкусные рифмы).

И. Бродский (отрывок)

(…)

Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари.

В недрах буфета тьма.
Швабра, епитрахиль
пыль не сотрут. Сама
вещь, как правило, пыль

не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.

Последнее время я
сплю среди бела дня.
Видимо, смерть моя
испытывает меня,

поднося, хоть дышу,
зеркало мне ко рту,-
как я переношу
небытие на свету.

Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лед.
Венозная синева
мрамором отдает.

(…)
А какие символы в стихах или прозе запомнились Вам? Чем зацепили? Какие идеи в текстах показались наиболее интересными?
Опубликовано: 13/12/21, 15:10 | Последнее редактирование: Лилу_Амбер 13/12/21, 15:16 | Просмотров: 672 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Я думаю, что с символами нужно обращаться осторожно. Легко впасть в соблазн грубого, "прозрачного" символизма, а то и вовсе заменить образы символами. Из тех авторов серебряного века, кто относил себя к символистам, я люблю только одного - Анненского. Вообще-то символы хороши, если не бросается в глаза их очевидность, если они помогают усилить, углубить образ. Тут очень тонкая грань между красивым и нелепым.
Артур_Кулаков  (17/12/21 12:52)    


Артур, огромное спасибо за комментарий. Абсолютно с Вами согласна.
Мне кажется, что Вы именно тот автор, который хорошо владеет искусством символа, у Вас так замечательно, плавно, ненавязчиво, многозначно это получается. Анненского тоже очень люблю.
Лилу_Амбер  (17/12/21 13:16)    


Лилу, вот честно, как прочитала твоё эссе - сразу начала думать, копаться в памяти... И не приходит ничего. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что не люблю символизм и подтексты. На меня производят впечатление образы настолько прозрачные, что их понимаешь походя, не вдумываясь. Вот как тут, например: http://litset.ru/publ/1-1-0-61438 . Или тут: http://litset.ru/publ/26-1-0-51581 . Или тут: http://litset.ru/publ/29-1-0-59999 .

Ну, и ты про меня знаешь: я не верю в овладение магией искусства )) Гармония для меня приходит из ниоткуда и вдруг, или не приходит вообще...
Эризн  (13/12/21 23:35)    


Эри, спасибо большое за коммент. Я почитала - чудесные стихи. И для души, и для ума.

"не ошибусь, если скажу, что не люблю символизм и подтексты"
Спасибо за откровенность, но мне кажется, что твоим стихам все эти вещи присущи. Не всем. Но есть очень крутые тексты в этом плане.
Завтра перечитаю тебя, попробую что-то найти.
Лилу_Амбер  (14/12/21 00:22)