Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Техника стихосложения

Мнимая проза

Автор: Алкора
Настало время поговорить о «модной» на СТИХИРЕ форме записи стихов в формате А4, то есть, по всей длине экранной строки. Иначе этот стиль еще называют «мнимой прозой». Мнимой, потому что на самом деле эти же стихи можно записать традиционным образом – согласно их стихотворному размеру, с рифмами на концах слов.

Сразу пример: (Маргарита Родяхина «Земляничная»):

«… Как страшно завывает вдоль стены – зима влезает в спящий дом сквозь щели, меня опять волнующие сны подняли в неурочный час с постели. Метели нет конца – всё снег и снег – она вросла корнями в крыши эти.
Пишу тебе, родной мой человек, ты так далёк, а я, … я снова в лете, где ласточки «над пропастью во ржи», где ветром заплетаются колосья в тугие гривы-косы у межи, где нежной тишины многоголосье. Где мы вдвоём смешливы и смуглы, неторопливо счастливы и босы. Опушка леса, белые стволы берёз, … неугомонные стрекозы …»

Запишем стихи обычным способом:

… Как страшно завывает вдоль стены –
зима влезает в спящий дом сквозь щели,
меня опять волнующие сны
подняли в неурочный час с постели.

Метели нет конца – всё снег и снег –
она вросла корнями в крыши эти.
Пишу тебе, родной мой человек,
ты так далёк, а я, … я снова в лете,
…..

Прекрасные стихи, не правда ли? Они великолепны в любом варианте, но автор записывает их «мнимой прозой». Почему? Этот жанр называется «эпистола» - письмо лирического героя (ЛГ), записанное стихами. Чтобы еще больше усилить ощущение реального письма к реальному человеку (хотя, совершенно не обязательно доверяться этой реальности!!), автор записывает строчки «сплошняком». И ощущение письма – полное!

Еще один пример, на этот раз, собственный:
(Алкора. «Что есть человек» http://www.stihi.ru/2010/05/31/3112)

«Взрыв миража. Мы это проходили. Для неба - благо, для земли – кошмар.
Поэты в этом, правда, находили давно желанный ими Музы дар. Но нас с тобой судьба не обделила, и пишем мы не только в скорбный час. По лезвию ножа уже не раз моя судьба-циркачка проходила…
И все же, что такое - Человек? То, что мы видим, думаем, что знаем: привычек, вкусов и пристрастий бег, походка, облик, слов случайных стая?- Но все это находится в движенье и часто лишь игра воображенья!»

Здесь мнимая проза использована только для придания стихотворению формы диалога с другим поэтом, дружеской беседы, между тем как сами стихи имеют и четкий метр, и рифмы, и могут быть записаны традиционным способом:

Взрыв миража. Мы это проходили.
Для неба - благо, для земли – кошмар.
Поэты в этом, правда, находили
давно желанный ими Музы дар.

Но нас с тобой судьба не обделила,
и пишем мы не только в скорбный час.
По лезвию ножа уже не раз
моя судьба-циркачка проходила…

Интересным приемом таких диалогов-перекличек стихами является смена типа рифмовки строф, например, как здесь – с перекрестной в одной строфе на охватную в следующей. Если в лирике это выглядит как технический изъян, то в эпистоле (стихах-письмах, стихах-диалоге) смена рифмовки создает изменения в звучании стихов, как это характерно для живой речи: темп реальной речи то убыстряется, то замедляется, меняет окраску, становится живым и подвижным. Человек в обычной жизни крайне редко говорит нараспев, с одной и той же интонацией, монотонно. Смена рифмовки как раз и помогает передать эти речевые акценты и в данном случае не только уместны, но и желательны.

Мнимая проза – не новый прием. И не всегда ее используют только в жанре эпистолы. Рассмотрим теперь пример уже из «великих»:

«Петербурженке и северянке, люб мне ветер с гривой седой, тот, что узкое горло Фонтанки заливает невской водой.
Знаю – будут любить мои дети невский седобородый вал, оттого что был западный ветер, когда ты меня целовал»…
(М. Шкапская, 1921)

Этот текст был записан автором как проза. Но в нем есть рифмы с простым и предсказуемым чередованием АБАБ – и слух, привыкший к звучанию стихов, легко ощущает их как сигналы членения на сопоставимые отрезки. Здесь есть ритм, облегчающий соизмерение этих отрезков, и слух, привыкший к звучанию стихов, легко опознает его как ритм 3-иктного дольника. Дольник – не совсем привычный для нас стихотворный размер.

В стопных логаэдах, с которыми вы уже, надеюсь, познакомились (см. http://www.stihi.ru/2011/05/18/1950) было упорядочено чередование разнородных стоп. Если оно становится неупорядоченным, возникают дольники – переходная форма от силлабо-тонического стихосложения к чисто тоническому. В дольниках длина стиха измеряется не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов. Но об этом мы еще когда-нибудь поговорим в отдельной статье.

В стихах М.Шкапской текст воспринимается не как проза, а как мнимая проза – на самом деле это стихи, напечатанные автором сплошной строкой для передачи впечатления неторжественной, интимной, скороговорочной интонации, –

Петербурженке и северянке,
люб мне ветер с гривой седой,
тот, что узкое горло Фонтанки
заливает невской водой.
Знаю – будут любить мои дети
невский седобородый вал,
оттого что был западный ветер,
когда ты меня целовал…

Решение, как записать данное стихотворение – остается за автором. НО: совершенно не нужно записывать мнимой прозой любое стихотворение, например, лирическое стихотворение с описанием природы или (тем более!) – твердые формы, где сама форма является важным действующим лицом произведения. Всегда связывайте содержание ваших стихов с формой их записи – четко понимайте, что именно такого важного и абсолютно необходимого для восприятия читателем дает вам ваш формат А4. Он не должен быть самоцелью, потому что … числа ваших читателей он сам по себе не увеличит, а может быть, – уменьшит! Многим будет просто лень читать такую форму, ибо традиционная – легче и понятнее для восприятия содержания и звучания стихов. И об этом тоже полезно думать при публикации.

Не стоит также путать сознательное использование записи «мнимой прозой» (или форматом А4) с пустым желанием некоторых авторов «влиться в модное стихирское течение», либо с… отсутствием у автора компьютера (человек просто заводил на СТИХИРУ текст с мобильника, не вкладывая в этот процесс никакого значения, кроме собственного удобства). Он вообще НЕ ДУМАЛ О ЧИТАТЕЛЕ – и это самое плохое, что может быть, и что весьма распространено на СТИХИРЕ. Публикация должна быть ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, а не для СЕБЯ ЛЮБИМОГО.

Рассмотрим случай использования мнимой прозы для стихов, которые автор не срифмовал или недорифмовал и смешал в них сразу несколько разных стилей. Для пущей важности он еще записал их форматом А4, посчитав полученное чудо собственным новаторством. С подобным я постоянно встречаюсь на конкурсах новаторских форм (сейчас такой проходит таковой по http://www.stihi.ru/2011/05/12/1409 и http://www.stihi.ru/2011/05/12/1441).

Как вы помните (см. сборник «Многообразие свободные форм стихов» на ЛИКБЕЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ), существуют разные формы свободных форм:

1. Свободный стих или верлибр (нет метра - стоп, нет определенного размера – количества стоп в строках, нет строф, нет рифм: строки выделяются только интонационно – паузами при чтении).

2. Вольный стих (есть метр, но нет постоянного размера – число стоп в каждой строке – произвольное, нет четких строф, но при этом есть РИФМА).

3. Белый стих (есть метр, есть постоянный стихотворный размер для однотипных строк, могут быть строфы, но НЕТ РИФМЫ).

Если автор подает смесь этих жанров, то он охотно маскирует свой хаос мнимой прозой. Профессионалов и просто людей с хорошим поэтическим слухом он этим вряд ли обманет, тем более - при подаче стихов на конкурс, а вот привести в восторг Чайников сможет, да только надо ли?

Приведу в качестве примера очень красивые стихи Ирины Клейменовой «Жасмин», которые требуют доработки и приведения их к одному из трех указанных видов свободных стихов. В них есть ритм (метр) – постоянный и хорошо звучащий, нет постоянного размера – количества стоп по строкам, местами есть рифма, в других местах эта рифма (которой очень просит мой слух!) то слишком плохая, то совсем отсутствует. А в одном месте просто не хватает строки для завершения строфы. Безусловно, эти стихи стоит подкорректировать, исправив и добавив рифму в строки – пусть и разные по длине, и оформив строки в строфы, пусть даже и разнотипные. После доработки (которую легче и правильнее делать, записывая стихи традиционным способом – ибо так наглядно!) автор при желании может записать свой текст опять мнимой прозой. Если при этом он будет еще и точно представлять, какое преимущество восприятия это ему дает, чем его улучшает – будет совсем хорошо!

Итак, Ирина Клейменова «Жасмин»:

«Лепестками жасмина усыпана лунная ночь… Тишина и покой. Сладковато-медовое
счастье…
Что я чувствую ныне? Лёгкий след неземной, да едва уловимую тень. Тень любви,
но не свет. Где же страсти? В их экстракте – полынь. Сильный, с горечью вкус перебил
ароматы фруктово-зеленые… Как обильно – мелки, словно слёзы, цветы этой летней травы.
Опалённое, моё сердце болит, вспоминая жасмин: простоту красоты, белоснежную мудрость.
Где прозрачность ночей, май зелёной листвы? В чувствах - мера теперь, в думах - скудность.
Лепестками жасмина усыпана лунная ночь…. Это звезды на небе, далёкие звёзды.
Пью жасминовый чай из соцветий сухих. Ароматы гармонии. Бодрость.
По глоткам возвращается вера в звезду, ожидание счастья беспечного. Звёзды
падают летом и в степи, и в саду. Только ночи уже быстротечные».

Запишем текст согласно стихотворному размеру – по стихам:

Лепестками жасмина усыпана лунная ночь…
Тишина и покой. Сладковато-медовое счастье…
Что я чувствую ныне?
Лёгкий след неземной,
да едва уловимую тень.
Тень любви, но не свет.
Где же страсти?

001 001 001 001 001
001 001 001 001 001
001 001 0
001 001 001 001 001
001 001 001 0

В их экстракте – полынь.
Сильный, с горечью вкус перебил
ароматы фруктово-зеленые…
Как обильно – мелки,
словно слёзы, цветы этой летней травы.
…………….. (….оные) - просится добавление строки!

001 001
001 001 001
001 001 001 00
001 001
001 001 001 001
(…… 001 00) - вставить

Опалённое,
моё сердце болит, вспоминая жасмин:
простоту красоты, белоснежную мудрость.
Где прозрачность ночей, май зелёной листвы?
В чувствах - мера теперь,
в думах - скудность.

Лепестками жасмина усыпана лунная ночь….
Это звезды на небе, далёкие звёзды.
Пью жасминовый чай из соцветий сухих.
Ароматы гармонии. Бодрость.

По глоткам возвращается вера в звезду,
ожидание счастья беспечного.
Звёзды падают летом и в степи, и в саду.
Только ночи уже быстротечные

Совсем немного авторских усилий и родится прекрасный пример Вольного стиха, имеющего четкий ритм (трехсложная стопа- анапест) и – после правки - рифму. Разное количество стоп в строфе дела не испортит.

Жду ваших вопросов и мнений. Надеюсь, до встречи. Ваша АлКора.

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1945 | Добавил: Алекс_Фо 09/03/13 18:46 | Автор: Алкора
Загрузка...
 Всего комментариев: 2

спасибо большое
Shah-ahmat  (30/11/18 12:29)    


на здоровье!) happy
Анна_Лисицина  (09/12/18 22:41)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]