Главная » Теория литературы » Ссылки » Психология творчества |
Как стать писателем за десять часов Автор: Леонид Жуховицкий |
ЧАС ПЕРВЫЙ: "Для кого эта книжка?" ЧАС ВТОРОЙ: "Писатель за десять часов" ЧАС ТРЕТИЙ: "Работа до работы" ЧАС ЧЕТВЕРТЫЙ: "Проблема заглавия" ЧАС ПЯТЫЙ:"А теперь расскажите анекдот" ЧАС ШЕСТОЙ: "Первая строка" ЧАС СЕДЬМОЙ: «Кто? Где? Когда?» ЧАС ВОСЬМОЙ: "От шока к шоку" ЧАС ДЕВЯТЫЙ: "Не слышу аплодисментов" ЧАС ДЕСЯТЫЙ. Несколько слов на прощанье ЧАС ПЕРВЫЙ: "Для кого эта книжка?"Хочу сразу предупредить - она не для каждого, только для элиты. Конкретно - для тех, кто умеет писать. Зато любому грамотному она, надеюсь, принесет хоть скромную, но пользу. Не важно, начинаете вы роман, заканчиваете рассказ, задумываете пьесу, творите в муках любовное письмо - вы все равно в какой-то мере писатель. И вечные законы литературы висят над вами, как дорожные знаки, которые лучше все-таки знать. Впрочем, полезны они не только пишущему. Скажем, политик произносит речь на митинге, а речь - это маленькая драма. Сумеет выйти на достойный финал - поддержат аплодисментами. Не сумеет - хмурая толпа проводит молчанием, а то и свистом. А самый мой любимый читатель, школьный учитель, не важно, словесник, историк или математик - он ведь, хочешь, не хочешь, вынужден творить каждый день. Урок тот же спектакль, и так же надо захватить аудиторию в начале, и так же держать в напряжении до конца. Иначе получится, как в плохом театре: и на сцене тоска, и в зале скука. Так что учитель, автор урока, творит его по законам литературы, даже если ни разу в жизни об этом не задумался. Спешу оговорить еще одну вещь. И в том же Литературном институте, и во всевозможных творческих студиях поэтов, прозаиков, драматургов и критиков, как правило, учат профессии раздельно. Мне этот порядок не кажется ни бесспорным, ни плодотворным. Кто был Пушкин? Гениальный поэт, гениальный прозаик, да и в русской драматургии есть ли что-нибудь выше «Бориса Годунова»? А Лермонтов - где он выразил себя ярче: в «Демоне», «Герое нашего времени», «Маскараде»? «Ревизор» и «Мертвые души» написаны одной и той же рукой. Тургенев великий прозаик - но до сих пор живут и его пьесы, и романсы на его стихи. А Чехов кто - прозаик или драматург? А не модный нынче Горький? «Дело Артамоновых», «Мещане», «Девушка и смерть», мощнейшая публицистика «Несвоевременных мыслей» - все это создал один человек. Мой знакомый умелец, способный хоть посреди улицы разобрать и собрать машину любой марки, с пренебрежением отзывался о нынешних «операционниках» из автосервиса, один из которых обучен вставлять винт, а второй накручивать гайку. Перегибал, конечно, но доля истины в его усмешке была. Большие мастера редко стесняли себя заборами жанра, когда возникала потребность, они переходили из поэзии в прозу или драму свободно, как из комнаты в комнату. Конечно, у всякого ремесла свои тонкости. Но законы творчества едины для всех разновидностей литературы. © Леонид ЖуховицкийПолностью читать здесь |
Просмотров: 1084 | Добавил: Анастасия_Гурман 29/08/15 02:40 | Автор: Леонид Жуховицкий |
 Всего комментариев: 0 | |