Главная » Теория литературы » Ссылки » Жанры, стили и направления |
Американская поэзия: от Эдгара По до Боба Дилана Автор: Кирилл Корчагин |
20 главных американских поэтов: их биографии, значение и влияние, самые характерные стихи с переводами на русский язык и живые голоса Литература США, наверное, самая богатая за последние сто с небольшим лет. Поспорить с ней может разве что китайская литература, набравшая силу в последние десятилетия, и латиноамериканская, если объединить вместе все испаноязычные страны региона. Многие течения, доминирующие в мировой литературе, впервые возникли в Америке, а затем в измененном и преобразованном виде распространились в европейских странах. Почти всегда их родоначальники внимательно читали европейскую литературу: она помогала им со стороны посмотреть на собственную культурную ситуацию. Объектами такого внимания была прежде всего французская литература, законодательница мод XIX столетия, и британская, с которой, несмотря на общность языка, литература США имеет меньше общего, чем могла бы. Почти в каждом заметном явлении мировой литературы прошедшего столетия можно уловить американское эхо, хотя оно может быть более слабым (как в стихах Владимира Маяковского) или более сильным (как в рассказах Хорхе Луиса Борхеса). В эту подборку вошли 20 поэтов, принадлежащих к разным направлениям американской поэзии. Это далеко не исчерпывающий список важных американских поэтов: их существенно больше. В подборке, например, пропущены такие значимые имена, как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Лонгфелло, Хильда Дулитл, Эми Лоуэлл, Харт Крейн, Карл Сэндберг, Дениз Лавертов, Элизабет Бишоп, Энн Секстон, Фрэнк О’Хара, Чарльз Олсон, Майкл Палмер, Майя Анжелу, Ч. К. Уильямс — хватит по крайней мере на еще одну такую подборку. Кроме того, здесь отсутствуют поэты, которые в разные периоды жизни участвовали в американской литературной жизни, но принадлежали все же к другим англоговорящим странам: нет здесь нобелевского лауреата Дерека Уолкотта, уроженца карибской Сент-Лусии; британца Уистена Хью Одена, принявшего американское подданство; канадской поэтессы Энн Карсон, которую сейчас внимательно читают в США. Тем не менее, ознакомившись с тем, что писали присутствующие здесь 20 поэтов, а также приняв во внимание те литературные связи, в которых они состояли с другими поэтами и писателями, можно получить более или менее объемное представление о том, что такое американская поэзия и почему ее влияние так велико. В поэзии США действовало множество школ и направлений, каждая из которых предлагала свои пути реформирования литературы. И хотя в ней были и отдельные консерваторы, полагавшие, что лучше ничего не менять, знаменита она в первую очередь поисками нового языка, способного отражать новую реальность — когда самые отдаленные точки мира связаны друг с другом непрекращающимися финансовыми и информационными потоками. Поэзия одновременно и описывала этот мир, и участвовала в его создании. В XIX веке было одно направление в американской поэзии, которое предлагало уникальную идейную программу — трансцендентализм, вождем которого был философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон. В той или иной мере с этим направлением считались все американские поэты столетия: Заметку о каждом из поэтов завершает стихотворение — в оригинале и в переводе на русский, и здесь у составителя часто возникали трудности: в некоторых случаях переводы удачно становились частью русской литературы (как сначала переводы Уитмена и По, а затем Гинзберга), в других — автор был переведен очень приблизительно, так, что по переводу, даже если он формально хорош, почти невозможно составить представление о его поэтической индивидуальности. Наконец, в худшем случае перевода текста не существует, часто потому, что на работу такой сложности мало кто способен (это случай одной из центральных фигур американской литературы — Гертруды Стайн). В каждом случае приходилось искать особое решение, и часто выбирались самые новые переводы — в силу того, что их поэтический язык более или менее современен. В статьях приводятся видео того, как сами поэты читают свои стихи. К сожалению, не для всех поэтов можно найти те записи, где они читают самые удачные свои произведения, поэтому эти записи скорее дают общее представление о том, как должны были звучать стихи, с точки зрения их авторов. Исключения — Эдгар По и Эмили Дикинсон: первый умер раньше, чем была изобретена звукозапись, а вторая вела слишком уединенный образ жизни. Наконец, самые важные американские стихотворения часто очень длинны (в этом отличие американской поэзии и от русской поэзии, и от французской). Это касается и Эдгара Аллана По, и Уолта Уитмена, и Аллена Гинзберга. В тех случаях, когда это было возможно без нарушения целостности, приводились наиболее характерные отрывки — несомненно, заинтересовавшийся читатель сможет с легкостью найти эти произведения и прочитать их целиком. (с) Кирилл Корчагин |
Просмотров: 836 | Добавил: Анна_Лисицина 09/04/19 14:37 | Автор: Кирилл Корчагин |
 Всего комментариев: 0 | |