Главная » Теория литературы » Ссылки » О прозе |
Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова Автор: Игорь Гетманский |
ОТ АВТОРА Уважаемые читатели! Книгу, которые вы держите в руках, я "увидел" задолго до того, как она вышла в свет. И посетило меня это видение не случайно. Тогда я готовился к встрече со старшеклассниками одной из балашихинских школ - с теми из них, кто пробует свои силы в литературе. И пытался найти ответ на мучительный вопрос: как за один-два академических часа донести до ребят то, что изложено в "томах премногих", да еще рассказать обо всем так, чтобы наша беседа была интересной и принесла им практическую пользу? Думал-думал, и вот... Лекции, прочитанные мною в Школе стилистики и мастерства прозаика; статьи, размышления и мнения известных, популярных, опытных, маститых - и, конечно, "просто" великих! - писателей; мой личный писательский и журналистский опыт; беседы с начинающими авторами в интернетовских чатах; участие в форумах любителей литературы - все это неожиданно сложилось у меня в голове в довольно пестрый, но гармоничный мозаичный рисунок. Тогда и родилась книга. Это не учебник. "Азбука..." ни в коем случае не претендует на полноту, строгость, а тем более, на научность раскрытия темы "Литературное творчество". В ней рассматриваются основные вопросы работы со Словом, стилистики и креативного письма - и подробнее всего те, без ответов на которые не может существовать не только художественная литература, но даже просто связное изложение мысли на бумаге. По форме книга представляет собой цитатник - сборник высказываний писателей и литературоведов по разным аспектам литературной работы. В ней почти нет авторских ремарок - голос автора звучит в перекличке голосов участников им же самим развязанной дискуссии. Возможно, это не совсем привычная для вас форма подачи материала - зато, благодаря этому, книга хорошо структурирована: вы легко найдете в ней то, что вас интересует. По своей сути "Азбука литературного творчества" - практическое руководство начинающего литератора. Причем такое, которое вовсе не способствует бездумному выполнению правил и следованию различным советам - "Азбука" заставляет думать, развивает авторскую самостоятельность. Из нее вы узнаете о творческом инструментарии писателя и журналиста; о том, как работать над произведением, с чего, например, начать, как продолжить; что для литератора в работе непреложно, а чем можно и пренебречь; о приемах усиления образности и выразительности речи; о том, как относиться к критике, и многое другое... Вникайте, думайте - потом пишите, пробуйте! Творческих вам озарений и - удачи! А, между прочим, моя встреча со старшеклассниками состоялась, правда, чуть позже - после выхода книги. И, знаете, по-моему, ребята слушали с интересом. И на все их вопросы ответы я нашел... "Азбука" помогла... Так что читайте! СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ОСНОВ ЧАСТЬ I. 2. ПОЧЕМУ ПИШЕТ МОЛОДОЙ ПИСАТЕЛЬ? ЧАСТЬ I. 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАМОТНОСТИ ЛИТЕРАТОРА ЧАСТЬ I. 4. ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ ЧАСТЬ I. 5. ВЕЛИКАЯ НАДЕЖДА ДЛЯ КАЖДОГО, КТО ХОЧЕТ РАБОТАТЬ СО СЛОВОМ ЧАСТЬ II. "САМОЕ-САМОЕ" ИЗ СТИЛИСТИКИ ЧАСТЬ II. 1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ ЧАСТЬ II. 2. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧАСТЬ II. 3. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ЧАСТЬ II. 4. ПАРАЗИТНАЯ РИФМА. НЕУМЕСТНАЯ РИТМИЗАЦИЯ ПРОЗЫ ЧАСТЬ II. 5. НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРОНИМОВ ЧАСТЬ II. 6. КОНТАМИНАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ЧАСТЬ II. 7. СМЕШЕНИЕ СТИЛЕЙ ЧАСТЬ II. 8. КОЕ-ЧТО О РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ, ИНОСТРАНИЗМАХ И ЖАРГОНЕ ЧАСТЬ II. 9. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ ЧАСТЬ II. 10. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ И ЯЗЫКОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЧАСТЬ II. 11. НЕУДАЧНАЯ ОБРАЗНОСТЬ, ВЫЧУРНОСТЬ РЕЧИ ЧАСТЬ II. 12. НЕБЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ ЧАСТЬ II. 13. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЛАГОЛА "БЫТЬ" ЧАСТЬ II. 14. ИЗБЫТОК ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ЧАСТЬ II. 15. АБСУРДИЗМ, АЛОГИЗМЫ, ДВУСМЫСЛЕННОСТИ, РЕНИКСЫ ЧАСТЬ III. ВОПРОСЫ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ЧАСТЬ III. 2. ВОСЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ МЫ СТРОИМ ГЕРОЯ ЧАСТЬ III. 3. СЮЖЕТ, ФАБУЛА, КОМПОЗИЦИЯ ЧАСТЬ III. 4. ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ БОРХЕСА ЧАСТЬ III. 5. КОНФЛИКТ И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЧАСТЬ III. 6. ДЕСЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ РОМАНА ЧАСТЬ III. 7. КАК НАПИСАТЬ СКАЗКУ? ЧАСТЬ III. 8. ПИШЕМ ФАНТАСТИКУ. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ ЧАСТЬ IV. ПУТЬ ЛИТЕРАТОРА ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬ ФАНТАСТИКЕ? "ОРИГИНАЛ" КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА ГРАФЫ И ГРАФОМАНЫ: О ЧЁМ МЫ СПОРИМ? Использованная литература (с) Игорь Гетманский Читать книгу здесь |
Просмотров: 989 | Добавил: Алекс_Фо 13/11/13 16:25 | Автор: Игорь Гетманский |
 Всего комментариев: 0 | |