Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим

А нужна ли нам теория стихосложения?

Автор: Юрий Шелков
От добрых замыслов немного толку,
Когда твой слог коряв или неряшлив.

(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)


Побудительным мотивом для размещения на сайте этой статьи послужил ответ одного из пользователей сайта на мой комментарий к его стиху. Я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: "Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о "технических брачках" для меня вообще не имеет смысла как такого". В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.

Вашему вниманию, коллеги - "непризнанные поэты", предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых - лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и "продвинутых" сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами. В дальнейшем эти (и другие) работы будут использованы при подготовке материалов, продолжающих наш стихотворный ликбез.

"Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить".
Психологически это понятно. Стихи - это поэзия, поэзия - источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, "алгеброй поверять гармонию". Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, "подстилаясь" под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?"
(М.Л.Гаспаров)

"К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле - возможность, умение и стимул.
Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: "Что написано?", "Как написано?" и "Зачем написано?".
Если для поэта его стихи - не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...
Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта."
(М.Швец)

"Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике."
(Т.Скоренко)

"Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах - такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта - может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства."
(В.Брюсов)

"Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых "правил" в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.
Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.
"Правила" не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием - идейным, предметным и эмоциональным, - которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.
Теория стиха - это обобщенная практика; техника - приложение выводов теории к новой практике."
(Г.Шенгели)

"Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.
Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам - правилам стихосложения +
Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора." (М.Швец)

"Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику." (Л.И.Тимофеев)

"Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги."
(Т.Бондаренко)

"Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться."
(С.Щепотьев)


(с) Юрий Шелков
http://www.stihi.ru/2010/02/23/9096

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 940 | Добавил: Алекс_Фо 10/06/13 20:43 | Автор: Юрий Шелков
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]