Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Школа Поэзии. Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства |
Откуда берутся идеи и чувства Каждый человек буквально напичкан идеями-чувствами, но в большинстве случаев выразить он их не в состоянии. По той простой причине, что основная их масса находится в смутном, зачаточном, не до конца осознанном виде. Поэтому, прежде чем выплескивать свои идеи-чувства на бумагу, необходимо до конца осознать их, сделать четкими и упорядоченными. Для этого надо, как минимум, волноваться этими чувствами. Типичная ошибка начинающих авторов – принимать сопереживание за собственное переживание. Вторая рекомендация, начинать стихотворение с прозаической основы. Попытайтесь сформулировать хотя бы на половине странички, что же вы хотите сказать людям. Тем самым вы избежите другой типичной ошибки, когда рифма управляет смыслом. Третий путь – проговаривание «телег», самый трудный. «Телегой» на языке хиппи называются длинные ассоциативные тексты, произносимые умельцами часто без всякой цели. Возьмите тему близкую к вашему стихотворению и постарайтесь минимум полчаса развивать ее. Уверен, что после такой процедуры все идеи-чувства займут в вашей голове положенное им место. :) Второй пункт. И писатели, и поэты должны обладать большими знаниями. Без них круг описываемых тем будет узок и ограничен. В мифологии, например, мало знать, что существует то или иное божество. Чтобы ввести персонаж в ткань повествования, необходимо представлять его зрительно, понимать как он взаимодействует со своим окружением, какие функции выполняет. Иметь представление о его «биографии» или хотя бы об основных ее моментах. Надо «сжиться» со своим героем и только тогда можно добиться хоть какой-то степени достоверности. В-третьих. Поэт должен уметь передавать не только свои чувства, но и чувства других людей (и не только людей). Для этого он должен научиться ставить себя в их положение, вообразить себя на их месте, представить, как действует человек в той или иной ситуации. Определенную помощь в этом оказывают помимо изучения мемуаров, писем, дневников, воспоминаний, непосредственные наблюдения за людьми в их повседневной жизни. Поэт должен быть наблюдательным. Все поразившее его он должен сразу же записывать, не полагаясь на память. И в-четвёртых. Необходимо знать предшественников. Не только для того, чтобы творчески перерабатывать их идеи, но и чтобы не быть обвиненным в плагиате. Творческая переработка предшественников Одним из источников тем и образов, может служить творческая переработка и развитие предшественников. «… а так как мне бумаги не хватило, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает, И, как тогда снежинка на руке, Доверчиво и без упрека тает». (А Ахматова «Посвящение к «Поэме без героя») Очень часто у классиков мы видим в качестве отправной точки иногда для целого произведения фразу или образ позаимствованные у другого автора Когда еще я не пил слез Из чаши бытия. (А.Дельвиг) и Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами… (М.Лермонтов) Другой пример: Выхожу один я на дорогу… (Лермонтов) Выхожу ль я в путь, открытый взорам… (А.Блок) Иногда мы наблюдаем не скрытое цитирование, а развитие темы. Лицо – как день, глаза – как ночь. (В.Жуковский) Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи. (А.Пушкин) Другой пример - из поэтов Серебряного века. Пусть за стеною, в дымке блеклой, Сухой, сухой, сухой мороз – Слетит веселый рой на стекла Алмазных, блещущих стрекоз. (А. Белый) И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь - трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых. (О. Мандельштам) Очень интересный пример творческой интерпретации можно привести на основе стихотворения А.Пушкина. Вначале процитируем великопостную молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя пригрешения и не осуждати брата моего». А теперь ее стихотворное переложение: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. О творческой переработке самого Пушкина можно говорить очень долго. Ограничимся вариациями Иосифа Бродского на известное стихотворение А.С.: *** Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. А теперь, как это звучит у Бродского. Двадцать сонетов к Марии Стюарт VI Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги. Все разлетелось к черту на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее, виски: в который вдарить? Портила не дрожь,но задумчивость. Черт! все не по-людски! Я Вас любил так сильно, безнадежно, как дай вам Бог другими – но не даст! Он, будучи на многое горазд, не сотворит – по Пармениду – дважды сей жар в крови, ширококостный хруст, чтоб пломбы в пасти плавились от жажды коснуться – «бюст» зачеркиваю – уст! Оригинал статьи: http://www.stihi.ru/2012/10/23/4787 Следующая статья цикла лекций: http://litset.ru/stuff/4-1-0-402 Предыдущая статья цикла лекций: http://litset.ru/stuff/4-1-0-352 © Школа Поэзии |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1557 | Добавил: Алексей_Лис 14/08/13 09:41 |
 Всего комментариев: 0 | |