Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Школа Поэзии. Лекция 3. Выбор и сочетание слов |
Антитеза и эпитет Сопоставление двух противоположных предметов (мыслей, чувств) называется антитезой (противоположением). Яркий пример антитезы – фрагмент лермонтовского «Демона»: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Пример из А.Пушкина: Я только издали с благоговеньем Смотрю на вас, когда, склонившись тихо, Вы чёрные власы на мрамор бледный Рассыплете… («Каменный гость») Если посмотреть на стихотворение Пушкина, то можно кроме антитезы заметить еще один прием – выпуклый показ сопоставимых предметов через определение характерных их признаков. Эти добавляемые к названию предмета слова, ярко его характеризующие или наиболее ярко его показывающие, называются эпитетами. Не путать их с определениями. Определения обычно указывают на какой-либо общий признак – дом каменный или деревянный – присущий множеству объектов. Эпитеты выделяют объект из множества.Эпитетами могут выступать не только прилагательные, но и существительные – «ночь-волшебница». Наречия: Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой. (М.Ю. Лермонтов) Деепричастия: Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф. Тютчев). Хотя есть и исключения, когда простые определения можно приравнять к эпитетам: Чёрный вечер. Белый снег. (А. Блок). А вот в следующих эпитетах: В пустыне чахлой и скупой… Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь… слова имеют не прямой, а переносный смысл. Такие слова с переносным значением, слова-иносказания носят общее название – тропы. Тропы Сравнение. Метафора. Для того, чтобы основной предмет сделать более ярким, более выпуклым, его сравнивают с другим, непохожим, но имеющим общие признаки. Этот прием называется сравнением. А между тем наследник твой, Как ворон, к мертвечине падкой, Бледнел и трясся над тобой, Знобим стяжанья лихорадкой. (А. Пушкин) Сравнение – это антитеза навыворот. Если в антитезе подчеркиваются признаки, указывающие на различие: «Черный вечер. Белый снег», то в сравнении, наоборот, у разных предметов находится нечто общее. «…. Было темно, как в закупоренной бочке.» (А.П. Чехов) Большинство сравнений распадается на две половины. В одной – что сравнивается, в другой – с чем. Обычно эти половины соединяются словами как, словно, что, так и т.п. или тире. Иногда соединительное слово только подразумевается. «Молвит слово – соловей поет…» (М.Лермонтов). «Свердруп» лежал бессильною рыбой, брюхом наружу, – мачты свисли ненужно.» (Б. Пильняк). Но сравнение это еще не троп. В фразе «В небе месяц, как серебряный серп» еще нет иносказания. Основной предмет – месяц ничем не заменен и ничем не расширен. Его просто сравнили со схожим по форме серпом. Троп появится, когда месяц будет вообще отброшен. «В небе серп серебряный повис». Или у Пушкина: «И путает, и вьется, и ползет, Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. Змея! змея!». Это не о змее, а о женщине. Такая замена одного понятия (предмета) другим по общему признаку называется метафорой. Это греческое слово буквально обозначает – перенесение. Мы понимаем метафорическую речь потому, что общие признаки заменяющего и замененного предмета настолько очевидны, что не требуют пояснения. Оригинал статьи: http://www.stihi.ru/2012/10/25/8591 Следующая статья цикла лекций: (ссылка будет добавлена позже) Предыдущая статья цикла лекций: http://litset.ru/stuff/4-1-0-400 © Школа Поэзии |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1867 | Добавил: Алексей_Лис 21/08/13 06:38 |
 Всего комментариев: 0 | |