Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим

Как писать

Автор: Константин Мелихан
(выведение из практической стилистики русского языка)

Прежде, чем начать разговор о стилистике русского языка, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, водокачек и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет этого сделать. А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке - ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ЦИТАТАМИ.

"Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова". Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: "Немногие авторы мыслят самостоятельно". Поэтому не увлекайтесь цитатами. "Учеными глупцами" называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: "Цитатум минимум" (Цитируй только в случае крайней необходимости).

ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно рубиновой звезде во лбу изумрудоокой принцессы Коралловых Гротов, которая выезжает из серебристого тумана на златогривой лошади с бриллиантовыми копытами.

Теперь спросим: что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли уж всегда необходим?

К скучному тексту также может привлечь внимание ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок - вот что инверсия значит такое.

ИЗБЕГАЙТЕ БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально.

ОРИГИНАЛЬНО - то, что не банально. Если б все вокруг было оригинально, писать банально было б оригинально, а писать оригинально - банально.

НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль - есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное - это повторение уже дважды высказанного.

ИЗБЕГАЙТЕ И БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ в одной фразе: одно, два числительных - куда ни шло; но три, четыре - уже много; пять, шесть, семь - очень много; восемь - предел; максимум - девять; хотя можно - и больше, если очень хочется, но лучше не надо.

Никогда ни при каких обстоятельствах не используйте ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ, если не уверены в их необходимости.

Непишите с литно то, что не обходимо писать поотдельности, и раз дельно - то, что по ложено писать в месте.

БУДЬТЕ ЛАКОНИЧНЫ, НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, который лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количество ГЛАГОЛОВ, различных необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно, в каком ПАДЕЖУ, из чего ясно, что крайне много появляется не только НАРЕЧИЙ, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-нибудь-кое ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ... прочих знаков препинания - в том числе - ТИРЕ, - если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шрифмами, потому что в КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ.

Несколько [1] слов О ПРИМЕЧАНИЯХ. Примечания оправданы только в том случае, когда объясняют темные [2] места [3]. Крайне [4] редко пользовался примечаниями, например [5], Пушкин [6].

Поэт-му пиш-те, к-к вел-кий рус-кий п-эт. Помн., чт. КРАТК. - сестр. тал., однак. сокращен. над. использов. тольк. пр. остр. необходим.

Долой ШТАМПЫ! Найн ГЕРМАНИЗМАМ! Оревуар, ГАЛЛИЦИЗМЫ! АНГЛИЦИЗМЫ, гоу хоум!

Порою пииту младому довлеет АРХАИКА, каковая не токмо не споспешествует благомыслию, но и налагает на оные речения душепагубную печать, аки деяния злокозненные диавола богомерзкого.

Такую же пургу гонит и МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ. Фильтруйте базар, друганы, а то окажетесь в непонятках!

Если у вас возникла острая необходимость вставить кому-то перо в задницу, иными словами, ругнуться, используйте ЭВФЕМИЗМЫ, то есть слова, которые смягчают термины типа "дерьмо", "задница", "писька", хотя в данном примере они уже достаточно смягчены. РУГАТЕЛЬСТВА можно заменять названиями городов, например: "Эй, ты, Осло! Хочешь в Глазго? Сейчас как Амстердам тебе в Кривой Рог - у тебя в Череповце потемнеет!" Женщины вместо ругательств могут употреблять названия цветов: "Эй, ты, гладиолус! А ну, нарциссь отсюда! А то так тюльпану по маку, что враз обсиренишься!"

Если же у вас в башке так мало мозгов, что вы не пендрите, как заменить ругательство, укажите просто количество букв, куда должен идти человек. Например: "Пошел на 3 буквы!" Правда, у того, кому вы указываете адрес, тоже может быть не голова, а продолженье шеи, и он может задать резонный вопрос: "Куда именно?" Поскольку 3 буквы - это и ОРЗ, и ОРТ, и США. А идти на США - это вообще башню оторвут! Поэтому лучше сделать намек - в виде начальной буквы, а именно: "Пошел на х..!" Для тех же, кто не просекает и это, можно сделать сноску в виде шестиконечной звездочки. В итоге получается так: "Пошел на х..!*"

Совренешно не вжано, в кокам ПЯОРДКЕ РАСЖОПОЛЕНЫ БУВКЫ. Говнале - чобты превая и псолендяя наидохлись на сових мтесах. Свола всё рвано поминаются без пробелм. Помоту что чееволк чеатит не по бувкам, а цикелом всё своло.

И еще хохоталось бы - О НЕОЛОГИЗМАХ. Неологизмы, безусовно, вносят ожвиляж, но злоупотреблятство ими не позволяет сконцендрючиться и вызывает головняк.

Предлагая свое произведение какой-нибудь редакции, НЕ ЛЬСТИТЕ РЕДАКТОРАМ. Редактора у нас - самые лучшие редактора в мире и не нуждаются в ваших похвалах.

ЗАКАНЧИВАТЬ произведение ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!


--------
Примечания:
1. Немного.
2. Неясные.
3. Имеется в виду - в тексте.
4. Очень.
5. К примеру.
6. Великий русский поэт (1799-1837), писал стихи.

* хер.

© Константин Мелихан
http://samlib.ru/k/konstantin_melihan/kakpisatx.shtml

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 732 | Добавил: Алекс_Фо 18/11/19 15:00 | Автор: Константин Мелихан
Загрузка...
 Всего комментариев: 6

Избираю как руководство). спасибо,
smile
Лаундж  (11/02/24 21:33)    


Оченгь тонкий и умный троллинг. Сказанное видно на примерен сказанного! Спасибо!
ПоэтСтихов  (14/12/19 18:28)    


Не избегну банальности, если скажу, что эта статья очень и очень оригинальна. Многое не в брови, а в очи. Стиль показа как не надо писать и нагляден, и выразителен, и изобразителен.
Намёки вполне толстые и очень полезные, например, о неумеренных красивостях.

Задам всё же риторический вопрос: "А так ли необходимы в текстах произведений ругаемые автором ругательства, даже околпаченные?"
Когда-то один мой знакомый весьма любознательный малыш, прочитывая написанное на заборе, сказал:
"Первая буква -- икс, вторая буква -- игрек, а третью я пока не знаю".
Может быть, и нам следует ограничить свои познания в таком непечатном вопросе? Или хотя бы не выказывать их.

Отдельное спасибо Алексу Фо за то, что притащил сюда эту статью.
smile
Галина_Пиастро  (02/12/19 15:52)    


ну, вот мы в очередной раз получили противоположные мнения по этому вопросу)) одно - ваше, другое - мое)) что же делать в таком случае? мне приходит в голову привлечь в качестве арбитра самого автора)) а он вполне определился - раз счел нужным и возможным привести текст в том виде, в котором он процитирован))) wink
Алекс_Фо  (02/12/19 17:09)    


Алекс. Ваше мнение по этому животрепыхающемуся вопросу мне неизвестно, увы.
Позволю себе процитировать Ваш ответ, немного видоизменив препинаки:
«Ну вот: мы в очередной раз получили противоположные мнения по этому вопросу!!»
В таком исполнении мне эта фраза очень нрав: она отражает свободу слова даже в дискуссии о нехороших словах, которыми густо умащиваются произведения отдельных интеллектуалов, ибо это мэйнстримно.

О, боги: я же не написала призыва к запрету – просто с детства не люблю туалетные анекдоты.
Арбитраж? Призвать автора, чтобы он призвал меня… к ответу?))
Ну, ежели к барьеру – это ладно.
Пишете:
«…он счел нужным и возможным привести текст в том виде, в котором…»
И я сочла нужным и возможным привести то и в том виде, в котором…
Представляете: посмела!

tongue
=============
Приписала: надеюсь, понятно, что под "нам" я подразумевала авторов худ. произведений.
Галина_Пиастро  (02/12/19 17:45)    


Великолепно! Прочесть необходимо каждому автору! biggrin
Галка_Сороко-Вороно  (19/11/19 02:21)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]