1. Катилась Псовая звезда...
Катилась Псовая звезда
в корзину яблочного лета...
Плодились яркие билеты
и мчались в мыслях поезда.
Срывались форточки с петель,
горячий ветер пах кишмишем,
стекали масляные крыши,
ведь город истово потел.
Грейпфруты, водка, монпансье
взбивались в фирменном коктейле...
В июль каникулы летели,
а звёзды двигались в лансье.
Елена Шилова:
Стихотворение-набросок, эдакий текстовый аналог фото на полароид: не целясь, зато в настроение и от души. Вроде симпатичное, но, если вчитываться, проступают вопросы. Например, «яркие билеты» - вроде бы эпитет такой громкий, отпускной, а какой смысл он придает слову «билеты», не совсем понятно. Они же могут быть в кино, в театр, в музей, на трамвай, на поезд, на самолет... То есть визуальный образ есть, но очень уж универсально-расплывчатый. Взбивание грейпфрутов с монпансье – тоже сомнительная процедура. Алкогольные коктейли так-то смешивают (ну, или взбалтывают, если вспоминать Джеймса Бонда), а взбивают молочные/яичные. «Лансье» - специфичное слово, для финала слишком вычурное, поэтому возникает ощущение подрифмовки, но не логического завершения композиции.
Понравилось: «корзина яблочного лета» и «горячий ветер пах кишмишем» - вот это зримо/осязаемо/обоняемо и натурально.
Маруся:
Общее впечатление от стихотворения очень приятное: интересные образы (корзина яблочного лета, стекающие крыши, потеющий город...), удачные рифмы (мужские - чёткие, внятные и держат катрены будто каркасом; женские мягче, свободнее...). Нравятся синтаксические повторы (катилась звезда, плодились билеты, мчались поезда и т.д.) - подчёркивают стремительность, летучесть событий. Царапки есть, но незначительные.
====================================
2. Август
На георгинах утром тает иней,
Как тает тень невысказанных слов.
Пугает пустотой портал совиный —
Заброшенное гулкое дупло.
Зелёно-красный лист и золотистый,
Палитра лета позднего в траве —
В костре сентябрьском дымом обратится,
Уйдет в осенний тускло-жёлтый свет.
Все строчки («завтра запишу») забыты,
Крапива прячет вход в заросший сад,
Летают «Богородицыны нити»*,
Несобранные яблоки лежат…
*Так во Франции называют паутинки, парящие в воздухе ранней осенью.
Елена Шилова:
Первый катрен понравился, а дальше как-то по нисходящей. Полезли типичные для пейзажной лирики образы и обороты, инверсии, прорвалось грубоватое «в костре сентябрьском», тут же «строчки», которые в таком контексте звучат как-то по-альбомному. Ну и развития мне не хватило. Как появилось тревожное и пронзительное ощущение чего-то уходящего в строчке «пугает пустотой портал совиный», так оно и продержалось до самого финала, почти не трансформируясь. Скорее даже затихая, как круги на воде. Вообще есть ощущение, что в этом стихотворении, как и в предыдущем, от перестановки катренов мало что изменится.
Но само августовское настроение мне нравится)
Маруся:
Спасибо автору за пояснение, что такое "Богородицыны нити". Для меня это признак уважения к читателю. Хорошая зарисовка. Мягкая, прозрачная, наполненная ветром и прохладой... Что не понравилось: второй катрен (очень громоздкое сложное предложение, перегруженное инверсиями и второстепенными членами), по мне, так просто заполняет пространство стихотворения.
====================================
3. Милосердие
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Евангелие от Матфея 7 глава)
***
Никуда не деться от шепотков,
поползут, как змеи по всем дворам:
Приключилась с Глашкой она — любовь.
Восемнадцать скоро, пришла пора.
Загорелось сердце — вблизи не стой.
Закусила девонька удила́:
Наплевать на то, что мужик чужой —
своего мальчишку война взяла.
Пусть осудят бабы, плевать на них,
не забьёт до сме́рти изрока плеть.
Своего б, любила... да нет в живых...
Только как подруге в глаза смотреть?
Отхлебнуть любви хоть один глоток,
чтоб разбавить чёрную непроглядь.
От чужого счастья стащить чуток,
чтоб своё дитё на руках качать.
Ни о чём никто не донёс жене,
словно враз ослепла деревня вся.
...Глашка в город съездила по весне —
от кого, гадайте-ка, на снося́х.
Елена Шилова:
О, а это из противоположного лагеря подъехали) Ноль созерцательности, зато есть сюжет и эмоции.
По эмоциям мне все нравится, кроме упоминания подруги. Вот это, мне кажется, уже маленько перебор с драматизмом. Хотя меня саму за излишний драматизм в свое время ругали, возможно, я поэтому теперь везде стремлюсь его убавлять) А так история жизненная, неоднозначная, без черно-белых контрастов, тем и хороша. Действительно, судить не хочется.
Технически тоже приятно сделано, в одной стилистике, «изрок» даже гуглить пришлось. Размер удачно выбран и выдержан.
Не поняла, зачем нужная запятая после «своего б».
Маруся:
Эпиграф, по-моему, не нужен, т.е. и без него всё понятно. Название отличное. Одно слово, а сколько граней! Нравится, что это история. Нравится, что разговорная речь не кусками/проплешинами в тексте, а всё стихотворение в одной манере. Нравится авторское "непроглядь". Царапки: 1. Изрока плеть - это что? 2. Глаголы "наплевать" и "плевать" близко друг к другу. 3. Возраст Глашки.)) Общее впечатление: яркое, цепляющее стихотворение.
====================================
4. Свои
Помню вечер июльский: две лампы стоватки, большая веранда,
На баяне играет слепой для него нет чужих и своих.
Тётю Лизу за худенький локоть под то, довоенное танго,
Вывел бережно в круг, закружил однорукий сосед фронтовик.
Прижимаются, крутятся ручка за ручку визгливые Сонька и Верка,
В стороне от больших, придуряясь, не в такт попадая ногой.
Рядом с ними, чуть выпивши, вдовые матери (шера с машерой.
Где найти жениха-то, война-блядь-война, ша дочурка, - домой!)
Будут танцы назло, вопреки, в слëзы, вдребезги, словно в отместку.
Будет Сонькина мать до утра, до угара курить на крыльце.
И бросать-поднимать и разглаживать-комкать (паскуда-повестка!)
Задремав, просыпаться и снова дремать, изменяясь в лице.
Нет бараков, двора, сада, дружбы людей, тем кто есть - неповадно,
Поделиться с соседом последним, жить бедно, играть в домино,
Всей святой беднотой и соседним двором танцевать на веранде.
Драться, падать-вставать рядом с другом за правду единой стеной.
На вокзале окликнуло эхо: очки, инструмент, звуки танго
Подошёл, кинул в кепку, как - водится (здравствуй, я жив, не погиб.
Здравствуй-здравствуй пацан), - он из наших, он видел горящие танки,
В темноту протянул мне жилястую руку, он помнит своих.
Елена Шилова:
Сначала было сложно вникать в текст – все-таки очень длинные строки без цезуры в середине, да еще потерянный знак препинания после слепого... Но потом удалось поймать ритм не танго, но вальса. Все равно осталось ощущение, что много лишних слов, но когда этот круговорот уже затянул в себя, громоздкие фразы перестают казаться таковыми.
Много деталей, много очень искренних, живых эмоций, как будто старый черно-белый фильм смотришь (кроме эпизода с матом, вот тут пленку зажевало). Где черт бы с ним, с сюжетом, главное – атмосфера. И я уже почти готова была проникнуться и растрогаться, но тут внезапно наступил финал. Который требует расшифровки и включения мозга, а в таком тексте это категорически вредно. В общем, опять стало сложно. И невнятно.
Маруся:
Тоже история, что приятно. Первые три катрена - на ура! Потом пошёл поток сознания. И если четвёртое четверостишье я ещё смогла понять, то в пятом запуталась окончательно.(( И "жилястая" рука смутила. "Жилистую" знаю (с ударением на первый слог). "Жилястую" (с ударением на второй слог) не знаю.
====================================
5. Вверх по цепи (триптих с Р. S.)
Кошкино золото
Как роса на траву выпадают из августа числа,
До небес не без умысла тайно сплетая тропинку цепи.
Доплетусь не спеша до словесного скрытого смысла;
То ли жёлтый кирпич, то ли красны-…
-е петли заросшей тропы.
Напевая про то, что мурлыкать сподручней молчанья,
Старый дуб обходя, попадаю калимбой в загадочный ритм.
И под взглядом русалки (в сердце скальпель обсидиана!)
Принимаю за чистое золото к ней поманивший пирит.
По рисовым зёрнам яблок
Вереницей дней сложилась цепь.
Вправо, влево оплетает кругом.
Звяканье при шаге – звеньев степ,
Будто борозда идёт за плугом.
Под аккордов дивный перестук
В пену облаков вошла Венера.
Яблоки на дубе не растут.
Но в любви…
не умирает вера.
Там, где ворон в вышине
Не смотри на грай:
- Ни к чему!
- На кой!
У любви сейчас только ты и я.
Нежность моя – леденец за твоей щекой,
Недоступный для воронья.
…
Не доступный для их вранья.
Р.S.
На краю лета
Словно локон кончик лета намотаю
Скоро осень! Скоро осень золотая –
Золотою цепью шелкопряда
Рядом с летом, рядом с летом, рядом.
Оттолкнётся и взлетит над лесом стая,
Но пока, пока на юг не улетает.
Приземлится в ягодной опушке
Там русалка. Там русалка… Пушкин.
Развалился, разомлел, лежу вальяжно.
Край у лета, край…
Теперь уже неважно.
* Кошкино золото - вкрапления некоего вида слюды (флогопит), часто путают с золотом дураков, но эти народные названия обозначают разные минералы (золото дураков - пирит и марказит).
Елена Шилова:
Местами мне прям очень понравилось (третья часть особенно), но местами кажется уж слишком экспериментально-надуманным. Калимба, скальпель обсидиана, соседство степа с плугом... Видимо, я слишком консервативна для такой эклектики. Но, с другой стороны, приятно посмотреть, как автор играет в пространстве собственного текста и кайфует от этого.
Маруся:
Слишком много намёков и мелких подробностей, которые для автора - зарубки событий, образов, воспоминаний. А для читателя - больше на тайнопись похоже.(( Эмоциональное послевкусие: светлые и слегка грустные воспоминания... О чём? О любви, дружбе, товариществе. И ещё о том, что Пушкин - это наше фсё.))
====================================
6. бестолковая рыба
Город не верит в жизнь, потому что мёртв.
/В городе дождь. Маруся/
Гулкое стонет море, волны сжирают небо,
солнце, деревья, дворик, дом, что казался крепким.
Соль разъедает кожу, лёгкие рвутся с треском —
Тонем. Спастись не сможем. Сдохнем и не воскреснем.
Рвётся наружу слово, горькой солёной правдой —
Как умирать хреново… Боже, верни мне жабры...
Если помочь не хочешь — сделай контрольный выстрел!
Благословляю точность, в самом высоком смысле.
Рыбы плывут неслышно. Рыбы глядят смущённо.
Сапиенс стать не вышло. В стадии эмбриона
спутались хромосомы, в жалкое сбились стадо,
предначертав нам кому и механизм распада.
Гулкое море нежно вновь поглотило сушу.
Глупая эта рыба
прежде имела душу.
Елена Шилова:
Люблю про рыбов, да-да)
Процесс обратной эволюции показан зримо и жутковато. Единственное, что напрягает, – сдача интриги в самом начале. После строчки «Тонем. Спастись не сможем. Сдохнем и не воскреснем», где приведены аж четыре плачевных варианта (а там выше еще легкие рвались и прочий апокалипсис творился), в принципе понятно, что ничего хорошего не произойдет. Вот вообще. Никак.
И да, действительно не происходит. Сдохнут вообще все, даже рыбы. Если б не финал, который все вытягивает, было бы совсем скучно.
В общем, сам стиш неплохой, просто его драматургия разошлась с моими хотелками)
Виктория Дворецкая:
Рыбу эту я где-то читала, скорее всего в которыбьем конкурсе) Нравится настроение, нагнетающее такое. Короткие резкие фразы подчеркивают настроение: читаешь и хочется читать дальше. «Сдохнем и не воскреснем» - в принципе, когда дохнут, не воскресает никто.. Почти)) Но настроение начинает передаваться именно с неё. Не очень зашло «предначертав» и вообще строка с механизмом распада вся, искусственная какая-то.
Маруся:
Тот самый случай, когда, фиг его знает, о чём это стихотворение, но перечитывать хочется.) Нравится обилие свистяще-шипящего в тексте: слышится шипение морской пены, всплески волн... Нравится отсутствие внутренней рифмы в заключительных двух строчках - моментально переключает внимание читателя в другую плоскость. Царапка: "Тонем. Спастись не сможем", - язык чуть заплёлся.))
====================================
7. Любовь зла
Зачахла пальма, фикус болен и кактус месяц не полит. В магнитофоне Дитер Болен поёт давно забытый хит. Твоё нутро на ключ закрыто, вход в душу строго воспрещён; слов недостаток, чувств избыток, не веришь в Бога, не крещён. Хоть молод, но – обрюзгший, дряхлый и ждёшь когда придёт она. Встречал её небритой ряхой, напившись пива допьяна.Она достойна жить в Милане, а ты дешёвый и простой, ждёшь, что водичка в ржавом кране святой заменится водой. С тобой – страдальцем от безделья идти согласна под венец, союз скреплённый лишь постелью, всегда имел худой конец. В твой дом несли добро, культуру – она филолог, ты плейбой. Ей Достоевский, Чехов – гуру, ты не читал и чёрт с тобой. Любимчик был у папы с мамой, свой эгоизм давал взамен; таких мужчин зачем-то дамы возносят ввысь на постамент. Хам, сердцеед, фан мазохизма, не бизнесмен и не спортсмен, своей особенной харизмой брал души женщин крепко в плен. Она всегда бывала рядом, за нотой «ре» шла нота «ми», кормила сладким виноградом, мечтав обзавестись детьми. И вот пришла с тобой проститься, в ответ бубнишь обрывки строк. Как отпустить на волю птицу? Слова – не в тему и не впрок. Кто будет вечером готовить, и делать чувственный массаж? Был не роман, всего лишь повесть,ты в ней статист, как персонаж. Блуждают мысли – дверь открыта. Завёл «В контакте» новыйНИК, и у разбитого корыта сидишь, как пушкинский старик – поникший весь и неуклюжий, без приставаний и без фраз, и поздно в цель палить из ружей и завоёвывать Кавказ.Совсем один – вино в стакане; твердишь: «Ушла и Бог с тобой»... Вода в текущем ржавом кране не станет чистой и святой. В магнитофоне Дитер Болен поёт забытые хиты. Зачахла пальма, фикус болен и кактус сохнет без воды…
Елена Шилова:
Неплохой образчик стихотворного потока сознания на популярную тему «она филолог, ты плейбой» («она принцесса, ты бродяга», «она отличница, ты гопник» и т. п.) Не ранний Оберемок, конечно, но читается довольно живо. Есть откровенно проходные строчки, но они умело разбавлены удачными находками, поэтому в целом текст не расползается, даже несмотря на избыточность и разнородность. По-хорошему, его бы как-то разбить на абзацы, по возможности почистив от холостых прокрутов вроде «своей особенной харизмой брал души женщин крепко в плен». В этой фразе, например, сразу два плеоназма, а вся целиком она просто развернуто повторяет прозвучавшее ранее «плейбой». Конечно, при выжимке есть риск потерять необходимую для мыслепотока естественность, даже небрежность, но тут точно есть, чем пожертвовать. При этом и читаться станет легче, и резонировать сильнее.
Можно, разумеется, и оставить все как есть, но учесть на будущее)
Виктория Дворецкая:
Перечитала это стихотворение несколько раз. Раньше его не читала, но ощущение дежавю не покидает, и я даже знаю откуда оно)… Нет к автору тут без претензий, просто был у меня один достаточно хорошо знакомый автор, который писал подобную любовную лирику. Вот Дитеры Болены с прочими музыкантами и закольцованные А4 – это прям дежавю-дежавю)) Да и я когда-то давно таким грешила, было дело, да…
По данному произведению – ну, раз дежавю, то без эмоций не оставило и попадет в шорт однозначно. Ощущение, что написано из нескольких прям хороших моментов, которые потом разбавились просто текстом. Обычным. То есть как invite – просто добавь воды. Есть прямо удачные мысли и слова, от которых кайфуешь и читать хочется дальше (как начало, например), но нутро закрытое на ключ далее - вообще не нравится.. И т.д. Выделила красным крутые моменты… Зеленым – то, что не нравится вообще. Круто про Достоевского и Чехова и дальше по тексту – как пушкинский старик. Переплетаются смыслы, и это работает. А вот «давать эгоизм», «фанма зохизма» «брать крепко в плен», ноты, завоевание Кавказа, НИК, написанный как аббревиатура и т.д. и т.п. – это всё не работает, это портит… И я не понимаю, как вообще в одном стихотворении это уживается – настолько крутые для любовной лирики в таком формате вещи, и то, с чем эти крутые вещи перемежаются... Если есть вопросы, потом можно пообщаться подробнее)
Маруся:
Почему А4? Из достоинств: 1) Хорошие рифмы. Иногда, прям, вкусняшки.)) 2) История, а не описательное чёнить. Иначе не дочитала бы стока много буков.)) 3) Ироничность, лёгкость повествования. 4) Ещё нравится, как автор последовательно раскрывает тему. Из цапапок: "Кактуссохнет" - заплетается язык. Может, просто местами слова поменять? "Вржавом", "ждёшьчто" - тоже самое - язык вязнет. "Мечтав" - почему-то такая форма слова мне не легла на слух. (
====================================
8. Зонтик
......................Мы поплывем в твоем зонтике.
...........................Винни-Пух
Кажется, дождь собирается. Стало темно.
Небо гудит, как с ума посходившие пчёлы.
Эта игра перестала казаться весёлой.
Рушится мир, как цепочка костей домино.
Речка покинула ложе, ревёт и бурлит,
И ледяная вода подбирается к окнам.
Шарик зелёный становится мутно-болотным,
Мёд приключений горчит и почти ядовит.
а мы с тобой раскроем зонт
и поплывём за горизонт
сквозь бурю дождь грозу и шквал
не страшен нам девятый вал
мы поплывём ветрам назло
туда где тихо и тепло
а если очень захотеть
то зонтик может полететь
и он легко утащит нас
с тобой куда-нибудь на марс
где нет ни бед ни злых людей
и сроду не было дождей
Кажется, дождь собирается. Спи, дорогой.
Ветер шумит беспокойно. Тревожно... И всё же —
Видишь, наш зонтик лежит возле двери в прихожей?
Что б ни случилось, он будет всегда под рукой.
Елена Шилова:
Знакомое стихотворение, но на балу я его как-то не очень распробовала. Потом при чтении обзоров и комментариев все же вникла в задумку, но для этого потребовалось перечитать, причем не раз. Теперь да - вижу, что это такая попытка успокоения не столько ребенка, сколько себя на краю отчаянья. В таком контексте переход на песенку-бормоталку в середине текста не выглядит странным. В общем, чем больше читаю, тем оно тяжелей и понятней. Но при разовом и/или беглом прочтении все это легко проскочить, увы.
Маруся:
Эпиграф настраивает на улыбку. ) Рифмы местами вкусные. ) Припев кажется простеньким, но концовочка его про Марс и "сроду не было дождей" - цепляет и запоминается. Не поняла, почему в припеве нет препинаков. Чтобы отделить от остального текста? Но он жеш и без того выделяется сменой ритма и рифмовки. Разве этого мало? Послевкусие: всё будет хорошо. Страшно вокруг и мир сильнее нас, но мы рядом, мы любим и мы поддержим друг друга.
====================================
9. Папе
Все говорят, что я так на тебя похожа!
Даже характер такой… Вспоминаешь, пап?
Как отморозку могла засветить по роже,
Как побеждала свой страх – с побелевшей кожей –
И никогда не могла оценить масштаб
Наших потерь… И сейчас не умею. Странно…
Тот, с отстранённым взглядом, совсем не ты.
Сердце саднит непрерывно – сплошная рана.
Как мне тебя отвоёвывать у тумана?
Как за болезнью твои разглядеть черты?
Был, как подросток, всегда худощав и ловок,
Быстрый, свободный, как ветер в сухих степях…
Ты и сейчас иногда сквозь тяжёлый морок
Не замечаешь судьбой занесённый молот,
Грезишь о чём-то на скомканных простынях.
Выбросить к чёрту часы… Укротить минуты.
Мы ведь с тобой повоюем? Нет, я не пла…
Ты далеко. У тумана свои маршруты.
Смерть приготовила чай из цветков цикуты.
«Завтра» – как комната,
Выжженная дотла.
Елена Шилова:
А вот тут финал очень сильный, просто удар под дых. Он искупает все сомнительные моменты, где чаша весов порой склоняется к «не верю» - в стихотворениях на подобные темы это почти неизбежно. Остальной текст просто хороший, без озарений, но благодаря финалу он становится пронзительным и цельным.
Виктория Дворецкая:
Я его помню, читала ранее. Но память плохая и я не помню, кто автор… Финал с первого раза наизусть запомнила... Рада встретить тут, в конкурсе. Очень сильное стихотворение и не только эмоционально. Ни одного лишнего слова, фальши для рифмы и прочего – всё на нервах и всё на своих местах.
Автора пошла смотреть, не выдержала)) И уже запомнила) Спасибо
Маруся:
Интересная схема рифмовки. Хорошие прочные рифмы - стихотворение не распадается, напряжение не ослабевает. Тема горькая и болючая, но раскрыта очень достойно, без излишней эмоциональности. Концовка не перетягивает внимание читателя на себя, но ставит хорошую такую точку в повествовании, в эмоциях, в жизни. Важно, что название задаёт тон, который выдержан во всём произведении. То есть, здесь не о том, как мне плохо и больно, а именно ему - папе - свои последние слова, мысли, чувства... Чтобы не ранить, не привлечь к себе его внимание, но поддержать, проводить, принять случившееся...
====================================
10. Источник
В бетонной башне - разве это счастье?
Поэтому я здесь, в лесном краю,
живу отшельником-энтузиастом
и дань глубинке русской отдаю.
Любуюсь земляничным горизонтом
на берегу поленовской Оки,
внизу желтеют пляжные затоны
и лунные оладьи-островки.
Спускаюсь по крутой тропинке влево,
под ленточек цветочные узлы,
к источнику славянской Параскевы
в корнях у нестареющей ветлы.
Я умываюсь стужей, как придётся,
она стекает вниз по бороде,
а в это время утреннее солнце
вынашивает счастье на воде.
Елена Шилова:
Так получилось, что у меня в файле большая часть текста оказалась на одной странице, а финальные две строки – на другой. И я, откровенно говоря, обломалась, их дочитав, потому что предвкушала еще минимум столько же, уж больно живой и колоритный рассказ разворачивался. Захотелось возопить: «И чо?! И всё?» К тому же странная формулировка «вынашивает счастье НА воде» очень смущает. Но черт с ней, с формулировкой, если беда в том, что эти строки в принципе не воспринимаются как финал. Умылся – это ж начало дня, а дальше-то что? Интрига...
«Живу отшельникОм-энтузиастом» - я довольно лояльна к пиррихиям, но не настолько.
Земляничный горизонт, лунные оладьи-островки – очень здорово.
Виктория Дворецкая:
Финал прощает все огрехи, которые чувствуются. И ритм негладкий ( а в такой форме должен быть) и инверсии не всегда к месту и режут глаз… Но образность красивая и финал – супер! Я бы поправила кое-где… возможно… для красоты ещё большей))
Маруся:
Я бы это стихотворение поместила в рубрику "медитативная поэзия".) Послевкусие спокойное и приятно улыбчивое.
====================================
11. Русская рулетка
Дорога - мой кумир. Затягивают знаки
в высокий сумрак гор, подальше от ГАИ.
Всё то, что впереди, мой чистый лист бумаги,
мои колокола, и паперти мои.
Из тьмы течёт асфальт - из чёрной долгой скуки.
Обочины молчаньем полночи полны.
Когда нет никого, сюда приходят звуки
с обратной стороны пинкфлойдовской луны.
Вот так покой Земли крадут чужие луны.
Они волшебны, но безжалостны всерьёз.
И парочка колёс, Сансары и Фортуны,
в сто раз ценней четвёрки джиповских колёс,
когда стальным аллюром, шины в пыль стирая,
октановый табун рванётся вгорячах
на чёртов перевал (а может, в кущи рая?).
Ох, этот спор за жизнь с дорогой по ночам
напрасный и лихой, как русская рулетка.
Нет, я с судьбой “на вылет” больше не игрок -
давлю на тормоза, тянусь за сигареткой.
Не сотвори себе кумира из дорог.
Елена Шилова:
С цезурой беда. Ритм выдержан, но некоторые слова рвутся в самых неподходящих местах. Не очень удачным показался первый катрен – обилие служебных слов, повторение «мой-мои-мои», странный перечень сравниваемых понятий. Вот строчка «Из тьмы течёт асфальт - из чёрной долгой скуки» - уже классная, как и пинкфлойдовская луна, и пара колёс, и антураж в целом. Ну и радует, что ЛГ все-таки не проиграл в русскую рулетку. Но не радует, что мысль про рулетку размазана переносом между двумя последними катренами.
В общем, технически чуток докрутить можно, но образность и драйв уже есть.
Маруся:
Очень хорошая работа! Очень! Единственное, что насторожило, это отсутствие адреналина. Ни скорости, ни резкого торможения... Размышления зрелого человека. А название было многообещающим.(
====================================
12. Время дождей и луны
Кто-то ласковый к ветке подвесит луну
для котов и влюблённых, поэтов и сов…
Кот-Неучёный
**********
Так получается – мрачен июльский сплин,
дождь заунывный продрогшую душу мочит.
Взять бы румяное солнце – горячий блин –
съесть с пылу с жару, да с маслицем – хоть кусочек.
В чай подмешать дикий мёд, а ещё закат
рыжий, густой, облепиховый, тёплый-тёплый.
Только печалью горчит одинокий сад,
ветром недружным седой небосклон потрёпан,
солнце украдено тучами-вороньём.
Это ноябрь в беззаботный июль прокрался.
Где же ты, счастье невызревшее моё,
лето, бурлящее в ритме задорной сальсы?
Ныне луна – преогромный чудной светляк –
с ветки свисает, на радость котам и совам.
Бог подарил, или добрый простой чудак
вывесил вдруг вместо солнца в тени сосновой.
Сможет ли свет отражённый хотя б на миг
нам заменить настоящий? – вопрос давнишний.
Значит, так надо… Я выключу свой ночник,
выйду на улицу, буду смотреть на вишни
в каплях прозрачных и, мерно вдыхая стынь,
лунные сказки всю ночь непрерывно слушать.
…Даже земля устаёт от жары пустынь.
Время дождей и луны очищает души.
Елена Шилова:
Признаться, я не очень люблю подобные заявлении в духе Капитана Очевидность: «Так получается – мрачен июльский сплин». Ну как бы да, сплин вообще мрачен. И получается так испокон веков, чего об этом говорить-то лишний раз) Но дальше текст разгоняется, наполняется более живыми и объемными образами, а потом и действиями, и как-то в него потихоньку втягиваешься. Да, тут довольно стандартный набор уютных плюшек – солнце-блин, чай с диким медом, светляки, коты и совы, но как-то оно все так переплетено, что не раздражает чрезмерной мимимишностью.
Действий лично мне хотелось бы побольше, описаний – поменьше, но это уже вкусовщина)
Маруся:
Признаться, чай в стихах уже набил оскомину. Но тем не менее, стихотворение цельное, зримое, запоминающееся. Красивый образный ряд. Название и эпиграф - в тему и к месту. Очень понравилось "невызревшее счастье".) Из минусов: - Глагол "мочит" улыбнул и направил моё восприятие не туда...)) - "Недружный ветер" тоже.) - Почему автор упомянул сальсу, а не польку/летку-енку/степ? - "Давнишний вопрос" тоже смущает. И слово "давнишний" и смысл вопроса. Но, повторюсь, стихотворение очень интересное.
====================================
13. В городе душно…
В городе душно, в объятьях горячего марева
Мается вечер под крышами старых деревьев.
Слива созрела и смотрит глазищами карими.
Варится лето в загадочном солнечном чреве.
Словно купаются в море закатно-розовом
Многоэтажки, огромные серые рыбы.
Окнами- ртами глотая горячий воздух,
Вверх выпускают кольцами белые нимбы.
И занавески, как бабочек крылья цветастые,
Ждут поцелуя от ветра шального и жадного.
В вазах хрустальных скучают махровые астры,
Манит в кафе за углом пряный запах мускатный.
В плавных движениях бармена какая-то магия.
Персиком солнце повисло на окнах и дразнится.
Хочется летом напиться и время оттягивать.
День улетает безжалостно шоколадницей.
Баловень август не жалует город прохладой.
Не за горами сентябрь, он придёт и не спросит.
Светится в огненно-рыжих рябина нарядах.
Сбросила листья, печать наступающей осени.
Елена Шилова:
Неровное стихотворение – есть удачные места, например, первый катрен целиком, а есть – не очень: инверсии («ветра шального и жадного», «бабочек крылья цветастые», «пряный запах мускатный», «улетает безжалостно шоколадницей», «светится в огненно-рыжих рябина нарядах»), банальные эпитеты (см. предыдущие скобки), путаница с клаузулами (то рифма женская, то дактилическая, то вообще разносложная). Обороты типа «какая-то магия» и в прозе использовать надо аккуратно (меня в свое время за многочисленные «каки» и «почемуки» больно пинали), а в поэзии это тем более выглядит транжирством бесценных слогов. Но главная беда тут та же, о которой я писала в комментариях к первым двум стихотворениям и которая в принципе свойственная пейзажной лирике, – композиция. Тут, во всяком случае, есть очевидная последовательность событий, просто так строфы не перетасуешь, но в итоге все снова заканчивается ничем и утекает в никуда. Кто сбросил листья, я так и не поняла из-за препинаков.
Про шоколадницу не слышала, но загуглила. Просветилась, спасибо)
Маруся:
Яркое стихотворение с потрясающей образностью! Но логику некоторых образов лично я не осознала.) Тем не менее, слива с глазищами - прекрасна! Рыбы-дома тоже! Что не легло: - Строка с барменом выбивается из ритма. И так читала, и эдак - всё равно выбивается. - Инверсии в случае с шоколадницей и рябиной - не понравились. - И в строке, где хочется напиться летом, время у глаголов идёт вразнобой. Но пройти мимо этого стихотворения невозможно - жаркое, сочное, пряное...)
====================================
14. Каховка
Локальный потоп – не всемирный потоп,
Чужая беда далека-далека...
Река омывала свои берега
И к морю катилась в режиме нон-стоп.
Песчаные кручи пестрели от гнёзд,
Где чайки-кричайки растили птенцов,
Которые клювы тянули на зов,
Поднявшись во весь незначительный рост.
Мамаши детей научить бы смогли
С ветрами в полёте справляться легко,
Обкрадывать сонных зевак-рыбаков,
Чудные узоры чертить на мели.
Смогли бы... Но плакали в голос, когда
Потоп говорливые гнёзда накрыл.
Под крыльями цвета потёртых ветрил
Бурлит потерявшая разум вода...
Елена Шилова:
Ну, тут текст на уровне, поэтому придираться буду к мелочам, которые на таком уровне критичны)
Чайки-кричайки нравятся. Только у меня почему-то ласточки перед глазами – привыкла, что именно они строят гнезда в отвесных песчаных берегах, сама этим летом наблюдала и фотографировала. Но это не придирка, а так, мысли вслух.
Категорически не нравится река, катящаяся в режиме нон-стоп, и незначительный рост. Ну вот не отсюда лексика, вообще не отсюда... Хотя тут в целом изложение довольно сухое, много глаголов и конкретных деталей, мало эпитетов, но к финалу все-таки поэзия берет верх над журналистикой. А вот тут реально как будто читаешь «руководство по взращиванию птенцов-чаек».
Еще смутили ветрила. В воображении нарисовались лопасти ветряных мельниц – но это ж ветряки, а ветрила – это паруса, тут я сходство нахожу с трудом.
«Река омывала свои берега» - традиционный вопрос от члена жюри – а могла омывать чужие?
В остальном стихотворение неплохое, злободневное и поэтому горькое, но вот чего-то не хватает. То ли эмпатии, то ли, наоборот, отстраненности.
Виктория Дворецкая:
Хорошее и правильное стихотворение. О такой большой беде написано даже без намека на провокацию. Даже с нежностью, переходящей в отчаяние и горе. Пробирает. Браво.
Маруся:
Качественное, мудрое стихотворение. Читатель вправе сам определить, орнитолог он или читает не про птиц. Очень понравились чайки-кричайки. И ещё сонные рыбаки.) Что царапнуло: Фразы: "...Которые клювы тянули на зов..." и "...Мамаши детей научить бы смогли С ветрами в полёте справляться легко...", - звучат как-то неправильно...
====================================
15. Cân y Ddraig
«…удары сердца, хлопки огромных крыльев — драконы, дети ветра и огня, не умирают. Просто однажды последний полет становится бесконечным. И тогда в их глазах отражаются звезды...»
© rain_dog
• • •
Мне рассказать бы красивую сказку.
мне рассказать бы…
да память подводит.
разве под шёпоты вишен и яблонь —
старых проказниц, флиртующих с ветром —
в путаной пряже, гниющей в корзине,
сыщут обрывки,
и свяжут,
и бросят
нити историй похмельные мойры —
сны,
что под утро приходят
и ранят.
там, в этих снах — разогретые камни,
к ним прислоняясь, играю на флейте.
носит сирокко протяжные звуки,
не удержав, над поляной роняет,
топит в аккордах шмелиных оркестров.
стадо сзываю — и между холмами
вдруг появляются серые звери.
взгляды бездонны:
лесные озёра
так же темны, холодны, безмятежны.
скалятся острые зубы в ухмылках,
шерсть на боках и загривках лоснится.
лунные волки,
пастух нерадивый
зря вас позвал под полуденным солнцем.
спрячьтесь скорее в развалинах замка,
позже… всё позже.
Короткие тени
станут длиннее,
потом растворятся.
звёзды, ныряя в озёрные волны,
в свете небесном запутают вёсла
будто бы в сте́блях кубышек и лилий.
утлая лодка,
вожак лунно-волчий,
флейта,
сирокко — задорный попутчик...
что ещё в ночь откровения нужно?
вспомни же,
вспомни:
сгорающий город,
жар,
суховей, обручившийся с дымом,
молния,
боль,
очищающий ливень…
не умирают драконы,
а просто
кто-то однажды летит в бесконечность —
в чьих-то очах отражается берег,
луг,
древний замок
и лунная стая.
тихо,
темно,
непослушные мысли…
Дождь за окном —
неулыбчивый знахарь —
чертит на чёрном пергаменте руны:
может быть кто-то прочтёт и оплачет,
может быть сложит застольную песню.
Елена Шилова:
Красивое)
Реакция дурацкая, но это первое, что приходит на ум. Еще могу добавить – атмосферно, завораживающе и волшебно. Так сплетать слова, так выстраивать переносы, чтоб удержать внимание читателя даже на очень длинных предложениях, да еще и без рифмы, - это надо уметь. Поэтому просто хочется наслаждаться и не вникать.
И это хорошо, потому что, если вникать, то, по большому счету, какой-то оригинальной и реально интересной истории здесь нет – скорее набор образов, которые читатель через собственные ассоциации может интерпретировать как ему угодно. Эдакий конструктор «собери легенду сам». Поскольку я люблю фэнтези, мистику, драконов и вот это все, мне процесс сборки понравился. Читатель незаинтересованный пожмет плечами и пройдет мимо.
В финале вот только чего-то не хватило, вернее, интуитивно ожидалось чего-то другого.
Маруся:
Эпиграф показался многословным и расплывчатым. А вот стихотворение очень обаятельное и мистически-прекрасное!)
====================================
16. Квакучая семья
В укромной заводи у леса
жила квакучая семья.
О ней умалчивала пресса,
и не писала раньше я...
Из близлежащего болота
пришёл к лягушкам водяной:
“Хорош орать, мне спать охота!
Не вам соперничать со мной –
я здесь хозяйствую по праву
и вас зажарю на обед,
а кости выброшу в канаву”.
“А хрен тебе,” – они в ответ.
Тут самый храбрый из лягушек
вмиг превратился в молодца:
“Тебя, сошедшего с катушек,
могу отправить к праотцам.
Ступай-ка на.., и без оглядки!”
Тот понял, что ему пора –
на солнце засверкали пятки.
Лягушки крикнули: “Ура!”
Ну вот и всё. Ликует пресса.
Растёт высокою трава.
Лягушки в заводи у леса
восстановили статус-ква.
Елена Шилова:
Контрастненько на фоне предыдущего)
Но когнитивный диссонанс у меня не от этого, а от того, что до фразы «а хрен тебе» стишок воспринимался скорее как детский. А тут выясняется, что это как бы юмор, по всей видимости. Хотя единственное, что тут смешное (зато действительно смешное, а не пытающееся выглядеть таковым), - это «статус-ква». Хотелось бы все-таки более равномерного распределения шуток по тексту. Ну и в подборке серьезных произведений такое, конечно, смотрится не самым выигрышным образом.
Виктория Дворецкая:
Смешное) Отличается ото всех прочитанных ранее и поднимает настроение. И даже запомнилось спустя время))) Значит в шорт)
Маруся:
Это точно лучшее стихотворение за лето у автора?) Жалко водяного. Лягушки оказались грубыми и жестокосердыми.(( Но концовочка вполне себе состоялась. )
====================================
17. Слушая мир
Когда превращается в тыкву карета,
а внутренний демон и ангел в раздоре,
прошу я совета у встречного ветра
и мудрого моря,
у кошки лежащей на дюне прогретой,
у снов, что слетаются к детской кроватке.
Я слушаю мир, не дающий ответов,
чтоб стало понятней,
как мне разобраться в пришедшем сегодня
и чем я готова рискнуть послезавтра.
А если искомый ответ не приходит —
иду, там где даты
распяты на камне и смотрят с укором
на тех, кто не помнит, что время конечно...
И вновь возвращаюсь за помощью к морю —
оно человечней.
То штормом пугает и криками чаек,
то раны залижет, то гонор остудит,
то слушает молча, то в спину толкает:
вперёд, мол, ты сдюжишь!
Когда я в прибое ответы расcлышу,
в себе разберусь и расставлю все точки,
тогда уж никто не скомандует: "Тише",
где мне надо громче!
Елена Шилова:
Еще одно бальное)
Кое-где есть не очень удачные переносы, при такой ритмике укороченная строка – это способ поставить яркую точку, а тут она порой превращается в запятую. В остальном – без каких-то уникальных находок, но хорошее благодаря настроению, осмысленности, жизнеутверждающему финалу. Ну и да, море как живая, думающая, сочувствующая и склонная к человечности сущность – очень нравится.
Маруся:
Отличная работа! Но заключительные две строки чуть шероховаты. Сделать бы их более внятными).
====================================
18. Всё будет хорошо...
Всё будет хорошо! Конечно!
Кто б сомневался... Мы б того..
Все будем жить почти что вечно. Ах, это скучно? Ничего!
Зато спешить не надо, в топку бросая груды дел и тел. Сегодня наступил на пробку, а завтра в космос улетел.
Не делайте глаза коровьи - не будет повода для слёз, когда отличное здоровье и нет причин для глупых грёз - успеть доделать, сомневаясь, кому твои труды нужны. И время есть грешить, не каясь.
Вот только б не было войны...
Не к месту глупая бравада. Бросаешь камни - собирай! Затворены ворота ада, запаянны ворота в рай. Господь расставил все акценты и встряски больше не нужны. Спокойно капают проценты. Вот только б не было войны...
Мы сможем всё! Преодолеем!
И вопреки, наперекор, застрянем в эре Водолея, вести неспешный разговор о бесконечности вселенной, как для неё мы все важны. О смысле - вечном и нетленном. Вот только б не было войны...
Мечты, мечты! Но так прекрасно об этом тихо помечтать, когда всё зыбко и неясно, когда придётся умирать. Когда вселенной недоступность терзает разум наш во снах. Когда людская правит глупость. Когда кругом идёт война...
Елена Шилова:
Запаяны.
Еще один поток сознания, но в этот раз совсем без изюма – просто перечисление весьма очевидных мыслей. Да еще и напичканное грамматическими (либо просто банальными) рифмами. Не хватает нерва, личного восприятия автора, каких-то узнаваемых, но в то же время штучных деталей.
Маруся:
Идея не нова, но имеет место быть. Я бы здесь пошалила и убрала знаки препинания.)) Концовка очень понравилась!
====================================
19. Шахматы
Смерть... Разоренье… Победа уже близка…
И о потерях противника, между делом…
Мир чёрно-бел, словно шахматная доска.
То, что вчера было чёрным, считают белым.
Чёрные вороны скорчились над доской:
Движут фигурки клювами, будто зерна.
Что для них пешка с предсмертной ее тоской?
Белое солнце для пешек зияет чёрным.
- Я же живая! В живое стрелять нельзя!
- Плачь и молись! Но молитвы твои напрасны!
Ворон, осклабясь, склёвывает ферзя:
Чёрное, белое, - все заливает красным.
Елена Шилова:
Быть может, местами слишком патетичное («молитвы твои напрасны»), но в целом хорошее, емкое и вневременное стихотворение. Лишней мишуры в нем нет, как нет завуалированных намеков, спекуляций и попыток привязаться к текущей реальности, чтоб выдать злободневочку.
Маруся:
Грамотное, сильное, эмоциональное стихотворение. Нравится то, как автор использует знаки препинания: в первом катрене многоточия - недосказанность, недопонятость; во втором - осмысление, осознание; в третьем - эмоциональный всплеск/крик. Нравится переход цвета, усиливающий напряжение текста - от белого, к чёрному, от чёрного к красному. Царапки: "Яжеживая" - звучание так себе.( И не понятно почему буква "ё" пишется то с двоеточием наверху, то без него. )
====================================
20. Рыбье счастье
Палевый закат в реке полощется,
гонит под коряги карасей.
Заячьи хвосты белеют в рощице,
видно, не успели обрусеть.
Я плыву несмелой белорыбицей,
блекнет в лунном свете чешуя.
Из-под тучи звёзды тихо сыплются,
выполнить желание сулят.
Я плыву себе – желать мне нечего,
рыбье счастье выпало сполна.
Трижды, рыбаками незамеченной,
ускользнуть позволила волна.
А в четвёртый раз прозрачной девицей
вынырну у лодочки твоей.
Если на таких, как я, не женятся,
плюнь… и белорыбицу убей.
Елена Шилова:
Ну, я уже говорила, что люблю рыбов и мистику, а тут просто комбо. Вроде бы такой простой, прозрачный текст, а переливается, бежит, увлекает по течению, как настоящая река. Вот оно, умелое обращение с хореем и дактилической рифмой) Ну и смысловая составляющая аналогично: симпатичная пейзажка вдруг оборачивается тревожной и загадочной историей, в которой понимание ускользает, как там самая белорыбица. Вроде бы уже вот-вот, а потом перечитываешь и думаешь – ну не, а может, вот это имел в виду автор, надо еще перечитать. Легкость слога оборачивается ощущением хрупкости и быстротечности жизни. Многогранное и переливчатое, но в любом случае эмоционально близкое.
Виктория Дворецкая:
После финала вспомнила, что до этого уже читала и всё равно захотелось еще раз перечитать) Простой вариант Русалочки) Без принцев, титулов и замка. Рыбаки и рыбки. Крутое, очень. Прозрачная девица хорошо вписывается в образ белорыбицы, так и рисуется картинка худой блондинки с фарфоровой кожей… И техникой и эмоциями крутое...
Маруся:
Вкусные рифмы, интересный сюжет, зачаровывающая образность, неожиданный яркий финал! В общем, фаворит.))
====================================
21. Не спеша сооружу прощальный ужин...
Ощущение настойчиво таранит:
Скоро выйду на финальную прямую.
Понимаю, что черта́ не за горами,
Но неясно мне, зачем и почему я.
Хорошо, когда на это нет ответа.
Можно, словом поиграв, себя утешить.
Мол, закат лишь предвкушение рассвета…
Аргументы у схоластики всё те же.
Но в пространстве зазеркальном, я надеюсь,
Получу заветный ключ от тайной двери.
А за ней метаморфоза в Хомо Деус,
Там уже неотличимы “знать” и “верить”.
А до этого продолжу бить баклуши...
Вечер свой я проведу легко и праздно.
Не спеша сооружу прощальный ужин
И вином его украшу темно-красным.
Елена Шилова:
Вечная тема – принятие собственной смертности и умение наслаждаться жизнью до последнего. Вроде бы простые стихи, без изысков, но подкупают разливающимися в них спокойствием и прикладной житейской мудростью. Финальная строчка хороша, глубока.
Маруся:
Первая строка про таран... тарань... Вобщем, первая строка не легла на мою нежную читательскую душу.) А в остальном, хорошая зарисовка адекватного, взрослого человека с нормальным чувством юмора.
====================================
22. хочется лечь на дно
хочется лечь на дно ракушками обрасти
или пройти по площади многолюдной
призраком невидимкой и всех простить
или казнить чтоб снова поверить в чудо
что человек упав животом на дно
тихого моря ракушками обрастая
крылья расправит мокрые за спиной
и улыбнётся вверх в синеву взлетая
Елена Шилова:
Еще одно про море)
И еще одно – с неуловимым, ускользающим смыслом, который подан не в лоб, а улавливается между строк. Нравится закольцованность, и отсутствие знаков препинания вполне уместно здесь. Но вот финал маленько разочаровал, хотелось чего-то такого... менее идиллического, что ли. И более отточенного, а то «вверх в синеву взлетая» - слегка избыточно.
Маруся:
Это точно лучшее за лето?)) Приятный эскиз на утопическую тему.) Отдельное спасибо автору за краткость.)
ШОРТ-ЛИСТЫ ЖЮРИ
Елена Шилова:
Обычно по итогам комментирования у меня в голове шорт собирается сам по себе, в фоновом режиме, но в этот раз автоматика отказала. То ли большинство стихов по уровню где-то в одном диапазоне, то ли голова дырявая. Пришлось отобрать самое-самое.
1 место
20. Рыбье счастье
2 место
3. Милосердие
9. Папе
3 место
15. Cân y Ddraig
17. Слушая мир
19. Шахматы
Виктория Дворецкая:
1 место
9. Папе
14. Каховка
20. Рыбье счастье
2 место
7. Любовь зла
3 место
6. бестолковая рыба
10. Источник
16. Квакучая семья