Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Поэзия [45022]
Проза [9844]
У автора произведений: 4
Показано произведений: 1-4

Здравствуйте, рыбы мои золотые!

Сил писать разборы у мамочки в последнее время нет (сами понимаете), поэтому давайте-ка прикоснёмся к чему-то большому и прекрасному. Например, к почти случайно найденному стихотворению из почти случайно оказавшегося в мамочкиной библиотеке сборника. И это стихотворение Михаила Айзенберга, датированное аж 2016 годом.

Ну-с, вздрогнули!

* * *
Как тут быть, если в теле поют ступени –
и скрипят с надрывом, и бьют на жалость.
Что мне делать с ними, чтоб так не пели,
чтоб не всё их пением разрешалось.

Вот на все голоса дровяного склада
запевают хором, а кто просил их?
Говорю, что без умысла петь не надо,
не мешали б, если помочь не в силах.

Хорошо бы в помощь жилью, живому
поднималась лестница винтовая,
чтобы шаг за шагом, одно к другому,
не скрипя и сердце не надрывая.

----------------

Согласно принципу деконструкции, литературный текст, помещённое в другую среду, может приобретать смыслы, отличные от заложенных в него автором. И хотя мамочка не собирается сегодня ничего деконструировать, но будем держать в уме, что читатель волен находить в любом стихотворении любые смыслы, которые оно приобретает, будучи помещённым в контекст его культурного багажа. Иными словами, мы можем понимать данное стихотворение, как нашей душеньке будет угодно.

И, не мудрствуя лукаво, и не особо напрягаясь, сразу увидим параллели между домом и человеческим телом:

«Как тут быть, если в теле поют ступени –
и скрипят с надрывом, и бьют на жалость.»

Тело сравнивается с домом (вспомним «моё тело — храм»). Что можно сказать об этом доме?

Скорее всего это старое деревянное строение с деревянными же ступенями. Когда-то дом был наполнен светом, теплом, заботой. Сейчас на каждое движение внутри и снаружи (дуновение ветра, например) дом отзывается скрипом «на все голоса дровяного склада».

Дом прожил длинную и насыщенную жизнь. Возможно, в нём обитало не одно поколение. Дом осел, усох, прохудился, покосился. Как будто весь его опыт (и плохой, и хороший) навалился на него сверху и придавил к земле.

А вы думали, золотые мои, что дома под землю просто так уходят? Не-а.

Ступени дома поют. Они старые, и поют надрывно, скрипуче, тоскливо. Всё разрешается (заканчивается) пением этих ступеней. Слишком тяжело подниматься по этим ступеням, слушая их тоскливый хор, невозможно вынести его пение, невозможно достичь никакой цели, невозможно никуда продвинуться. Постоянно тянет обратно вниз, к земле.

Стагнация и безысходность.

Но есть в стихотворении и выход вверх. Мы видим его в последнем четверостишии:

«Хорошо бы в помощь жилью, живому
поднималась лестница винтовая»

«Жилье» здесь сливается с «живым» (как будто «жильё» — это не только место обитания, но и вообще всё живое), как бы усиливая смысловую сцепку между домом и человеком.

В помощь всему «жилью» поднимается винтовая лестница в небо — идеал, мечта, надежда. Скрипучая деревянная лестница — действительность — противопоставляется ей.

Куда ведёт героя винтовая лестница? Наверно на чердак, который присутствует здесь незримо. Из всех частей дома чердак приближен к небу больше всего. Чердак символизирует суть вещей, которые кажутся недосягаемыми, а также связь с высшими силами. Дальше него только небо — огромное, бескрайнее, непостижимое.

Поэтому мы можем рассматривать путь по винтовой лестнице не только приземлённо, как путь физический — движение тела или путь к какой-либо цели. Но и одновременно как духовный путь — к свободе, совершенству, гармонии, свету, к Богу.

А теперь вернёмся к тому, с чего начали. Тело — храм. Тело — дом души. Можно сказать, что на любое движение души лирического героя его внутренний «дом» отзывается тоской и болью накопленного опыта. Любая попытка ЛГ подняться вверх по винтовой лестнице (к Богу) разрешается (заканчивается) надрывным пением ступеней. Потому что многие знания — многие печали, котятки мои.

И тогда последнее четверостишие вдруг приобретает чуть другие коннотации. Вот бы отказаться от всего того, что ЛГ уже знает о мире! От всей той чернухи, предательств, опыта боли, который он получил за время жизни на Земле. Чтобы не придавливало душу к земле этим грузом. Чтобы взлететь по винтовой лестнице вверх — легко и свободно.

Сможет ли ЛГ сделать это?

Хорошо написанное стихотворение, как и хорошо поставленный вопрос, уже содержит в себе ответ, яхонтовые мои. И мы увидим его, если прочитаем вот эти вот строки:

«Говорю, что без умысла петь не надо,
не мешали б, если помочь не в силах.»

Психотерапевты в практике отмечают момент, когда человек, получивший тяжелый, разрушительный, иногда невыносимый опыт, решает как с ним обходиться. Часто бывает так, что с этим опытом невозможно справиться — настолько он масштабнее одного человека. Но бывает и так, что получив — казалось бы — сокрушительный опыт, человек принимает решение жить, несмотря ни на что. Вопреки всему (иногда назло). Бывает так, что человек постепенно преобразует этот свой опыт в нечто прекрасное. В нечто такое, что становится его опорами, сделает его сильнее, сделает его тем, кто он есть. То есть, вместо того, чтобы мешать, начинает помогать человеку.

Если хотите, зайчики мои, это своеобразная деконструкция жизни, помещение своего опыта в новый контекст с целью найти в нём новые смыслы.

Герой стихотворения Айзенберга ещё только задумывается о такой возможности («чтобы шаг за шагом, одно к другому, не скрипя и сердце не надрывая»), но пока не подошёл к принятию решения о деконструкции опыта вплотную. Мы не знаем, какой выбор сделает ЛГ, и сделает ли вообще. Но, думается мне, что это и не особенно важно. Ведь главное не «что хотел сказать автор», а что мы возьмем из стихотворения в свою жизнь.

У меня всё. Обнимаю тех, кого нужно обнять.
Критика | Просмотров: 436 | Автор: motherofthecentury | Дата: 16/10/22 07:41 | Комментариев: 2

Здравствуйте, рыбы мои золотые! Не ждали? А я пришла!

Да, давненько мамочка не заглядывала в свою студию. Это всё потому что мамочка на отдыхе! А на отдыхе мамочка – не мамочка вовсе, а свободная независимая женщина. Но мамский долг не отпускает никогда, даже в отпуске (простите, зайчики мои, за невольный каламбур). И это неплохая подводка к сегодняшнему разбору. Ведь у нас в гостях автор, именующий себя Савьюр, и стихотворение про девочку Лизу и её маму:

* * *
В каком-то прекрасном городе, где растут цветы на карнизах,
где площади как осьминоги,
живёт девочка Лиза.
С врождённою патологией.
Сердце, думает Лиза,
похоже на мягкую кису.
У сердца затекли лапки, сердце не хочет биться.
Котик не хочет бегать за жизнью-ретивой птицей.
Время от времени сердце Лизу дерёт коготочками.
Тогда Лиза скулит и глотает воздух,
слова
и точки.
Горькие, млечно-белые.
Горстями из тонких блистеров.
И мама тогда тихо плачет.
И кто-то как будто дышит над ухом ей,
близко-близко.
Но однажды случится синее каракулевое море,
где молочно цветут акации.
Там больница и санаторий.
Котику, думает Лиза, здесь наверняка понравится.
А Лизе нужна операция.
И мама кусает пальцы, мама, как море, волнуется.
Лиза ей говорит про котика, про млечно-цветочные улицы,
про то, что врачи хорошие, значит, и не обидят Лизу.
Мама её не слушает.
Мама заполнена мыслями,
Мама полна заботами.
Какое ещё сердце с котиком?!..
Провода, трубки, экраны, врачи в млечно-белых халатах,
лампы похожи на солнце.
Лиза крепко спит и не знает, когда проснётся.
И никто не знает, проснётся ли.
И мама одна в коридоре, утлой лодочкой в море слёз.
Мама хочет обнять свою Лизу, но её обнимает наркоз.
Мама думает, что её девочку раскрывают как коробку с подарком,
разрезают обёртку-кожу,
разворачивают стенки-рёбра,
чтобы добраться до миокарда.
Мио... мяу...
Артерии-ножки...
Мио-мяу,
вена как хвостик.
Сердце — это свернувшийся котик.
Так просто.
Он лежит мохнатым клубочком, спит под ласковым солнцем на крыше...
Дверь откроется.
Мама спросит:
«Он дышит?!»


Не отвлекаясь на ловлю блох, давайте сразу обратим внимание на одну психологичную деталь прочитанного текста.

Это стихотворение о девочке Лизе и её маме. У девочки Лизы больное сердце. Ей предстоит непростая операция. Чтобы как-то совладать с этой ситуацией и со своей беспомощностью в ней, девочка Лиза придумывает игру-историю о том, что сердце – это котёнок, у которого «затекли лапки», и который «не хочет бегать за жизнью-ретивой птицей».

Но девочка Лиза не просто придумывает эту сказку, она идёт гораздо дальше.

Случалось ли вам, мои дорогие, когда-либо наблюдать, как в сложных жизненных обстоятельствах ребёнок берёт на себя роль взрослого, если чувствует, что взрослые уже не справляются?

Вот так и Лиза, видя, что мама сходит с ума от переживаний, предлагает ей поверить в историю, приносящую облегчение:

«Лиза ей говорит про котика, про млечно-цветочные улицы,
про то, что врачи хорошие, значит, и не обидят Лизу».

Лиза делает для мамы ровно то, что делают некоторые психологи для своих клиентов, проводя их через апогей психологического напряжения не напрямую, а при помощи метафоры. В этом смысле девочка Лиза оказывается сильнее, мудрее своей мамы. Она берёт на себя мужество сказать: «Мама, со мной всё будет хорошо! Возьми меня за руку, мы пройдём через это вместе!»

Но, рыбы мои, невозможно успокоить женщину, переживающую за своего ребёнка! Это я вам как мать говорю. Поэтому всё, что видит мама Лизы, это «провода, трубки, экраны, врачи в млечно-белых халатах» – простой и понятный вещественный мир. Мир, в котором она привыкла жить. Мир, в котором подобные операции иногда заканчиваются трагически:

«Лиза крепко спит и не знает, когда проснётся.
И никто не знает, проснётся ли»

Но пока Лиза лежит на операционном столе, мама тонет в переживаниях «утлой лодочкой в море слёз» и постепенно соглашается верить в Лизину сказу. А что ещё остаётся бедной женщине? Ведь действительность невыносима:

«Мама думает, что её девочку раскрывают как коробку с подарком,
разрезают обёртку-кожу,
разворачивают стенки-рёбра,
чтобы добраться до миокарда».

Она постепенно погружается в сказочный мир, созданный Лизой подобно тому, как сильно уставший человек постепенно погружается в дрёму, оказываясь на границе между реальностью и сном. И кажется, что только – «мио-мяу» – то ли это тонюсенькое мяуканье больного котёнка, то ли писк кардиомонитора удерживает её на плаву.

Но мы с вами, рыбы мои, знаем, что писк котёнка тут ни при чем. Это материнская любовь удерживает её. Мама даже в этой новой сказочной реальности остаётся мамой:

«Дверь откроется.
Мама спросит:
«Он дышит?!»»


---------------

Вот так, мои дорогие. Сегодняшний разбор получился едва ли длиннее, чем само стихотворение. Но что тут скажешь, когда твой ребёнок лежит на операционном столе и может умереть каждую секунду? Вот именно.
Критика | Просмотров: 1071 | Автор: motherofthecentury | Дата: 11/06/22 10:01 | Комментариев: 25

Здравствуйте, рыбы мои!

Сегодня в мамочкиной студии разборов — стихотворение от автора, не желающего раскрывать свою личность. Поэтому, не мудрствуя лукаво, назовем его А.

А вот и текст:

* * *
Ты тонешь в неба синеве
Случайно зацепившись взглядом
За облака? А в ночи волшебстве?
В тиши алеющих закатов?

Ты падал в бездну высоты
Однажды осознав безмерность
Вселенной? Замирал ли ты
Заметив детства безмятежность

В глазах у озорной девчонки?
Верно. Можно просто жить
Потухнув в бесконечной гонке
Работа - дом. И по теченью плыть

А можно... впрочем нет, не стоит…


-------

Перед нами, яхонтовые мои, представитель условного поэтический жанра, который я назвала бы «лирическое письмо» (по аналогии с «автописьмом»). Этот жанр подразумевает движение поэтической мысли без определённого направления. Или, проще говоря, свободный мыслительный процесс вроде того, что происходит в голове человека, вышедшего покурить у подъезда, замершего с чашкой чая в руке или глазеющего в окно автобуса.

Конечно, я могла бы поправить очки на носу и тоном Кролика из «Винни-Пуха» заметить, что по некоторым признакам (как то: подбор эпитетов, блуждающий размер, грамматическая рифма, тавтологии, инверсии, и т. п.) стихотворение принадлежит перу начинающего автора. Но, рыбы мои! Мы с вами не на семинаре поэзии! Да и вряд ли я хочу занимать назидательную позицию по отношению к А.

Так что, не откладывая на завтра то, что можно вообще не делать, давайте сразу обратимся к вещам более интересным. А именно — к содержанию.

Что первым бросается здесь в глаза? У лирического героя есть собеседник. И не важно, сам это лирический герой, его визави или голубь на карнизе за окном. Важно то, какие вопросы наш герой перед этим собеседником ставит:

«Ты тонешь в неба синеве
Случайно зацепившись взглядом
За облака? А в ночи волшебстве?
В тиши алеющих закатов?»

На подобные темы время от времени стоит задумываться каждому. Давно ли вы гуляли по парку? Дурачились с друзьями? Танцевали, будто никто не видит? Жгли чучело Масленицы? Ходили босиком по воде? Лежали в траве и смотрели на небо? Ловили бабочек? Уезжали от мамочки с багажником, забитым банками солёных груздей и маринованных помидоров? То-то же!

Но читаем дальше:

«Ты падал в бездну высоты
Однажды осознав безмерность
Вселенной?»


Не приходит ли вам, котики мои, на ум изречение известного в философских кругах Н.? Сама по себе коннотация с бездной, которая однажды посмотрит в тебя, конечно, интересна. Но в разы интереснее она в соседстве со следующими строками:

«Замирал ли ты
Заметив детства безмятежность
В глазах у озорной девчонки?»


Проводя траекторию мысли лирического героя от бездонной высоты к глазам озорной девчонки, А. как бы уравнивает их. Ведь эта траектория построена на ассоциациях: герой подумал о бездне, и тут же в памяти возник образ прекрасной (не)знакомки. И, вслед за бездной высоты, глаза озорной девчонки тоже становятся бездонными.

Не странно ли, что поток вопросов прерывается именно здесь? Возможно герой вспомнил, о первой, ещё детской (и потому особенно прекрасной) влюблённости. Он словно наткнулся на печальное воспоминание, которое перенесло его от тонких материй к обыденным. Кривая размышлений вывела героя к суровой действительности, в которой нет ни озорной девчонки, ни сини неба над головой, ни тишины алеющих закатов — ничего. К действительности, в которой «Mожно просто жить / Потухнув в бесконечной гонке / Работа - дом. И по теченью плыть».

В финальной строке стихотворения А. даёт надежду — герою, читателю, и, возможно, самому себе. Но тут же её и отбирает. Не случайно она остаётся нерифмованной и неритмованной:

«А можно... впрочем нет, не стоит…»

Человек как бы очнулся, говоря себе: ой, что это я тут задумался-стою? Надо бежать на работу, а потом домой, проживая день сурка снова и снова!

Хотя стихотворение уже содержит в себе готовый ответ, но — стоит или не стоит — это решение каждый принимает самостоятельно. А я отвечу лирическому герою от всего мамочкиного сердца:

Конечно, стоит, дорогой! Конечно, стоит! Ведь если долго всматриваться в глаза озорной девчонки, то озорная девчонка тоже начнет всматриваться в тебя.

---------

Вот так, рыбы мои! А вы говорите — грамматическая рифма.
Критика | Просмотров: 670 | Автор: motherofthecentury | Дата: 25/05/22 07:08 | Комментариев: 6

1. Свободный критик отрицает любые пресуппозиции, мешающие выражению его критической мысли, как то: категории объективного и субъективного, авторитеты, мнение большинства, меньшинства или любое другое мнение, представления о критике (в том числе, критике литературной), представления о художественном тексте; а также любые другие пресуппозиции, которые он считает нужным отрицать.

2. Свободный критик отрицает любые долженствования, обозначенные кем бы то ни было по отношению к критику, автору или тексту.

3. Действуя в рамках критического поля, свободный критик руководствуется велением сердца и движением мысли. И более ничем другим.

4. Свободный критик самостоятельно выбирает принципы и законы, на которых он строит критический разбор. Свободный критик оставляет за собой право заменять выбранные принципы и законы на другие в любой момент.

5. Свободный критик вправе как игнорировать, так и принимать во внимание исторический контекст, биографию автора, культурные коды, и любые другие условия, сопутствующие созданию текста, если это служит на благо критического разбора. Что является благом для критического разбора, свободный критик также определяет сам.

6. Свободный критик вправе отказаться от одного или нескольких перечисленных выше принципов в любой момент своей жизни.
Эссе | Просмотров: 1987 | Автор: motherofthecentury | Дата: 24/05/22 19:35 | Комментариев: 40