1-е место 4. Исцеление
8. Долгожданное
29. Берендеево лето
2-е место 1. Миг
6. Эхо
15. Взрослое... почти
3-е место 5. О гуманизЬме
13. Слеза царевны
18. Мы разъехались
25. Закатное
1.
Миг Очень сильные стихи. К рифмам любители придраться, конечно, придерутся. И глагольные, и банальные… Но слог всё окупает. Мысль. Лаконизм, несмотря на длину строки и фраз. На грани афористичности, что неудивительно для любого жизненного опыта, способного перетечь в слово. Автор выдерживает золотую середину: ни пафосности, ни крикливости, ни напыщенности. Всё лишнее выжато. К финалу напор усиливается. Я испытываю большое уважение к таким стихам..
«Миг её полёта – время вечных истин»,«После разберёшься: был ты или не был» – завидую молча.)))
3.
Мы вместе Пропущена буква в слове «поДходит»?
4.
Исцеление Я отдал душу (и первое место) за «кувшинок белые ладони». Хорошо замаскированная эротика меня всегда сражает.
Последние две строки стихотворения – словно негромкая речь на фоне тишины. Или словно ты очутился в незнакомой местности, а потом взял другой ракурс, поворот – и вдруг дома и перекрёстки стали узнаваемы. По началу невозможно угадать, к чему выйдешь в финале.
Рифмы отменные здесь.) Улова – повод, камышах – мельтешат. Автор прям поэт.)))
Мне очень понравилась эта звучная поэтическая миниатюра о любви. И неважно, к чему/кому эта любовь.
А знаете, начало вообще кажется – о детстве. И «храбрый шкипер». А финал – исцеление души – явно о взрослой жизни. Такое «вырастающее» стихотворение – это ведь чудо.
5.
О гуманизЬме Вот прямо почувствовал: мир должен знать эти стихи, и мой долг – содействовать этому.))))
Только, я думаю, «пропитаньЕ». И «стихОм». И «пол-литра».
Финал достоин андерсеновской «Русалочки»: «Куда я иду?» – «К дочерям солнца».
«Жестокость прям-таки за гранью. Мрут без последнего "прости".» – сомневаюсь в сочетаемости таких фраз. Первое предложение – о людях, а второе – об их антагонистах. Но оба предложения безличные, и воспринимаются как единое. Словно комарихи же и жестокость проявляют. А если вернуться к предыдущей строке – «А им детей рожать, поди», – то можно убедиться, что фраза о людях попала в окружение фраз о комарах. И вот тут-то я и не уверен, что это профессиональный замысел автора-гения.)))
Немного бы почище этим стихам быть… Но народную любовь они и так снискают, я уверен. Или уже… Всё забываю, что стихи из этого конкурса живут уже несколько месяцев.
6.
Эхо Простите, мне трудно дать какой-то комментарий, хотя требуется. Очень отозвавшиеся во мне стихи. По форме у меня на самом деле нет нареканий, но я и не готов их выискивать. Смысл очевиден, без всяких двойных доньев. Это произведение искусства – очень глубокое, гармоничное и трогающее. Не то что я стал бы заучивать эти стихи наизусть, чтобы бормотать в дороге (для этого есть много «сюжетных» стихов). Я даже вряд ли буду их перечитывать, но пока они перед глазами – оторваться трудно, да. Конечно, подача (или форма) без знаков препинания увлекла.
P.S. Вдруг сообразил, что незачем ждать «раскрытия авторства».)))) Пойду искать.
8.
Долгожданное Очень понравилась финальная строка. Целиком стихи тоже понравились – лёгкие, не омрачённые даже войной (это вообще искусство – одним словом не испортить долго создаваемую картину). Понравился разрыв после «небес». Вот эта предыдущая завершённость без рифмы, и дальше – «блики», уже ни с чем не сочетающиеся в новой строфе. Автор словно хорошо вписался в свой же поворот. Рифмы простые, не отвлекающие от самих стихов.
9.
Октябрь Сверкает молнии зигзаг.
С вершины кедра тёмный филин
Слетает, выпучив глаза. Я сильно пардонюсь, но эти строки слишком комичную картину создают. Мультяшную. Вот молния – бах! И филин такой (сильно удивившись) вниз головой – хоп! «Ничего себе слетал на охоту!»
«И облако как страшный ящер
Перегрызает зыбкий луч!» - очень понравилось сравнение, но ритм вылетает на «облакО». Просто в предыдущих катренах первые два ударения строки падают на разные слова, и в каждом ударение уместно, а в «облаке» их два получаются.
13.
Слеза царевны Оч-чень настаивал бы выбросить и забыть последние четыре строки стихотворения. И остаток будет роскошен. Очень свежие образы и картины в каждом катрене, очень по-своему автор говорит и откровенно. В этом такая царственность, такая уверенность, что вся Земля – твоя. В этих стихах – безбрежность человеческой жизни и безграничность силы слова. Когда у человека есть свой опыт ощущений, его ничем не собьёшь с толку.
Цыплята покорили и первобытные ласки. И «всуе звякнувшее слово». И «невесомая бирюза».
Да не обидится на меня союз И за эксплуатацию, я бы его ещё раз 5 поэксплуатировал.)))
Люблю фантазировать по мотивам стихов. Так сказать, «нарисуй домик по точкам». Точки – это слова. «Звякнувшее слово» – звякает дужка ведра, когда его берёшь, чтобы пойти за водой. Почему бы не быть такой ассоциации в русле этих стихов? Вода – чтобы напиться после долгого монолога. Или как причащение – у каждого могут быть своя вера и свои обряды. И тут же чистота с водой хорошо ложится. И то, что слово, произнесённое «им» – глоток живой воды. Вот когда «выкапываешь» это всё, почти любые стихи становятся замечательными.)))
Спасибо автору, стихи очень удачны, и так же «очень» аляповата концовка.
14.
Кувшин Эти стихи мне понравились, но не вошли в топ, места закончились.
15.
Взрослое... почти Господи, сколько ж сиротства в этом «эскиме в чужом роте»)))))) В конце прям профессионально на жалость надавили, да ещё поэтом-авторитетом.))))) Шишел очарователен, «Плескалось солнце вместе с ребятнёю» очень здорово, и вообще нарисован шикарный мир детства, если даже Таня не плачет.
Вот «облака бока мочили в море» – одновременно и плохо, и хорошо. Облака – бока норм, а «мочили» слишком уж испорчено современным жаргоном. Это на мой личный вкус.
А вообще я люблю стихи с интонацией «понарошку».
16.
На полянке Очень необычная работа из-за рифм (я так не умею), но тоже не вошла на пьедестал из-за ограниченного количества мест. Прошу простить.
18.
Мы разъехались Правильно было бы «с коленей», и ударение «пе’тля». Рифмы довольно небрежные и затёртые, особенно ближе к концу: в ночи – в печи, тобой – домой.
«Избы сдвинуты набекрень» – сомнительное выражение, хотя и очень сочное. Представляется такой нарисованный мультяшный земной шар, на котором всего две хаты – немного набок нарисованных. Если автор имел в виду покосившиеся, кривые избы – то не очень хорошо.
Понравились дух и зов стихотворения в целом. Личное, но понятное для всех, без каких-то слишком индивидуальных, «на двоих», секретов, знаков и аллюзий. Понравилось простое, но очень ладное сравнение цикад с дровами в печи. Вернее, сравнение треска…
25.
Закатное Больше по душе второй катрен с его «изящным трупом» и «живой тыквой». Способ рифмовки делит текст на маленькие, синтаксически завершённые порции, от этого легко воспринимается. Лично для меня все картины вызывают внутреннее согласие. Строка «Дразнясь и веселясь сплочённым кланом» тяжела по произношению. Начало довольно плотное, читать интересно. Непонятное для меня сравнение в первой строке, но автор заинтересовал им. Ломаю вот голову: как может навсегда стемнеть и почему этот процесс обязательно должен рано начаться.
Наверно, это не назовёшь аллитерацией, но созвучие определённое есть: будто навсегда – холодная вода – безвозвратно, [т],[д] и [н]. В следующем трёхстрочии так же [т],[с]. И подобные моменты по всему стихотворению рассыпаны. Читать приятно.
Смысл легко улавливается. Простые стихи о чём-то личном, но хорошие.
29.
Берендеево лето Понравился ритм – подходящий к истоме. Увлекают от катрена к катрену яркие штрихи-мостики в конце каждого: «плетётся виноград», «глазастые мальки», «свет стекает». Очень здорово, что финал на усиление идёт – Ной кажется мне ещё и обращением к чему-то древнему, первобытному, обнажённому. Я понимаю, что Библия не имеет отношения к первобытным, но это тоже какие-то древние истоки. А обнажение очень в тему и лету с его жарой, и откровенности, детским воспоминаниям: у многих ведь такие радостные картины отдыха – это память детства. Очень наполненные солнцем и дружелюбием стихи. Даже от слова «берендей» веет прогретым деревянным домом (вопреки «бродяжьему» значению слова) и русскими сказками. Неспешность, размеренность слога, ненавязчивый звукоряд – всё работает на общую картину мира, мастерски выписанную от звёзд до мышей. Всё гармонично и упокоенно в мире. У этих стихов даже дыхание чувствуешь, и это очень странно понимать, мне раньше не приходило в голову такое определение для стихов. Спасибо автору за это текучее, переливающееся чудо слов.
Все ваши комментарии удивительно художественные сами по себе, как будто вы видите насквозь, т.е. изнанку пишущего, а это намного больше, чем он хотел бы показать снаружи)
И тем не менее. В моём стихотворении нет ничего спонтанного)
Большущее спасибо вам за доставленное удовольствие от судейства, прямо мёд!
Я, знала, что когда стих отлежится, слово найдется!
"a облака бока спустили в море"
Спасибо!