Здравствуйте,
Не успел закончиться диспут
"На острие атаки" , а мы снова приглашаем авторов Литсети в наш литературный салон «Башня».
Это наше седьмое собрание. Начало -
здесь. Как обычно - приглушённый свет, собравшиеся проводят спиритический сеанс. На зов приходит... ну, допустим - Гюстав Флобер с его "Мадам Бовари" и .... пусть будет - Гузель Яхина с ее "Зулейха открывает глаза". Хотя не суть, кто именно, суть этой "Башни" в виртуальной дуэли между классиками и современниками. Сейчас дуэли в тренде,
вон и у нас в Колизее дерутся. В интернете только ленивый (я говорю о представителях литературной тусовки) не опубликовал свой список "Топ 10-100-1000" того, что просто необходимо "прочесть летом". Количество литературных блогеров растет с каждым днем и все готовы поделиться своими впечатлениями от того или иного произведения и щегольнуть эрудированностью и начитанностью.
Я тоже, в свою очередь, как любитель почитать, неоднократно перечитать и послушать (я - про аудиокниги, которыми точно однажды заработаю раннюю глухоту) пришла к, возможно, спорному умозаключению. Классика - в большинстве своем, это скучно и неактуально. Современники - это не менее гениально и гораздо более интересно.
Чувствую, что буду закидана помидорами любителями традиционных ценностей, но рискну.
А у вас есть мнение по этому поводу?
Для вас "Герой нашего времени" по-прежнему захватывающий роман?
Ги де Мопассан заставляет краснеть? А Вальтер Скотт - учащенно биться сердце?
Не подумайте, я нисколько не хочу принизить роль классической литературы для подрастающего поколения (хотя я тупо засыпала на "Мертвых душах" в школе, например, считая, что некоторые классические произведения входят в нашу жизнь слишком рано для их понимания в полной мере), но меня периодически коробит от восторгов некоторых литературных блогеров от чего-то настолько старозаветного, что глаз не поднимается это перечитать.
Разубедите меня.
Страсть к классике - понты и реальное погружение в искусство слова. Желание соответствовать или... или что?
Да, да, да, классическая литература затрагивает вечные проблемы человечества – любовь, жизненные ценности, мораль, справедливость. Однако многие из этих понятий в современном мире обесценились, кардинально изменились, поменялся подход, цвет, вкус и т.д. Иносказание, по-моему, вообще не понятно современным детям, они лишь округляют глаза. Может быть, вечным ценностям надо учить на более близких к менталитету понятиях?
Вы можете поспорить со мной, что виртуозность, с которой классики владели словом, завораживает, но не мы ли здесь часто ругаем "высокий штиль" как архаизм, портящий стихи?
Я, если честно, сама еще не определилась по данной теме, поэтому с удовольствием послушаю желающих высказаться.
Для вдохновения предлагаю иллюстрацию "Григорий Печорин" художника П.Павлинова к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени":
Лучшие комментаторы будут награждены
плюшками баллами Литсети.
Хозяйка салона, она же рефери -
Talya_Na.
P.S. Кофе, как обычно, на подходе!
Однозначно, рекомендую.
Сам автор назвал этот роман "романом о взрослении". Да, да, о взрослении, девочка взрослеет словно горизонтально, во времени. Мальчик - по вертикали, война заставляет.
Меня захватило настолько, что захотелось перечитать все книги автора. И разные интервью, биографии и прочее.
В 2010 на афиша.ру было интервью М.Шишкина.. Показалось интересным для текущей Башни, что думаете?
— Как вам кажется — почему русская литература никак не может произвести интернационального шлягера — как «Имя розы», как «Сто лет одиночества»?
— Русская литература производила мировые «шлягеры» и весьма успешно — Достоевский до сих пор главный русский агент влияния на Западе, на Толстом вообще замешаны все основные писатели XX века от Джойса до Хемингуэя. Сто лет назад Россия была столицей мировой литературы, в Ясную Поляну из Европы ездили поклоняться, как на Святую землю. Потом русскую прозу на несколько поколений придушили, и она стала местечковой — известный феномен: когда люди долго сидят в камере, они перестают интересоваться тем, что за решеткой, образуется своя, непонятная посторонним камерная субкультура. Русская литература до сих пор занята местечковыми экзотическими проблемами, накопившимися за десятилетия сидения под стражей. Новый русский роман найдет читателя в мире, только если русские писатели перестанут писать о России и начнут писать о человеке. И не важно, будут у героев русские имена или марсианские. Когда англичане или немцы читают о Болконском и Безухове, они читают не о русских князьях и графах позапрошлого века, они читают о себе.
) и потянуло на экзотику? Так такой экзотики везде полно. Возьмём к примеру Град на холме
Вот это то самое настозадолбавшее нытьё, которое заставляет особо тонкие натуры, при упоминании известного слова, хвататься за пистолет
Суть здесь по-моему в том, что как раз экзотика и колорит, ситуация и повестка перекрывают общечеловеческое, что может найти отклик в душе любого читателя, в Зимбабве и в Гренландии, нет?
Итак о каком не местечковым человеке и не местечковой экзотике должна писать русская литература?
Можно без всплеска))
По-моему, автор это пытался в интервью сказать.
По-моему, автор это пытался в интервью сказать.
Я опять дико извиняюсь, но мы сейчас начнём говорить плакатными фразами. Близок и понятен всему миру любой человек, который любит и ненавидит со всеми вытекающими. Что не так в этом плане с русскими? Они как-то по другому предают, трахаются, проявляют возвышенные и низменные чувства, жертвенность, спят,едят и выпивают? Что в них не так?
Давайте говорить откровенно, дело не в русской литературе а в том, что её не воспринимают там, где не интересны (как минимум) сами русские. Ибо литература, это всегда один из способов изучить интересный тебе народ. А во времена Льва и Фёдора,и практически единственный. Ну там пресса и театр ещё были...
Поэтому пока русские противопоставлены большей части Европы и другого материка, их способ сказать о себе, будет как минимум, никому не интересен. А вот когда снова (вернее если) станет э....ну каким нибудь жандармом Европы, например. Тогда да....тогда конечно все побегут читать и перечитывать.
Ничего больше не воспринимаю просто так, все с какой-то подоплекой и двойным дном. Это выматывает. Хочется простоты.
...но в целом, я недостаточно читала русской современной прозы, чтобы делать какие-либо обоснованные выводы самой. Потому и интересуюсь.
«Зулейху» на цать языков перевели — экзотика.
«Лавр» Водолазкина стилизация под древнерусский язык.
Прилепинская «Обитель» про ГУЛАГ и т. д. и т. п.
(Это всё книги, которые как минимум в европейских странах хорошо продавались).
Есть, например, такая писательница американская Джулия Филлипс, которая получила писательский грант на книгу с сеттингом на Камчатке (для американцев это как на Марсе), прожила там полтора года, книгу написала, роман был в списке бестселлеров в Америке (переведена на русский, называется «Исчезающая земля», хорошая). К вопросу о том, как «неинтересна» экзотика, так, что аж денег на неё дают.
Сейчас доминирует англоязычная литература, и никакая другая ей не равна, это просто данность. С английского переводится десяткикратно больше (если не сто-), чем на английский. Все универсальные темы они сами себе прекрасно закрывают, условный Франзен давно уже им написал про универсальные страдания среднего класса, то же самое, но с московскими названиями улиц им не нужно. Впорхнуть иностранцу на англоязычный рынок (а если писателя нет на английском, называть его автором с мировой известностью смешно) это или лотерея, или нужно писать книгу уровня «Благоволительниц» Литтелла (я в курсе, что Литтелл по рождению американец, но книга всё-таки на французском написана).
Пусть писатели пишут, о чём хотят, лишь бы талантливо. Талантливое и успешное на родине издатель всегда будет лоббировать за её пределами, а там как звёзды сложатся.
P. S. Шишкин уже, кажется, переквалифицировался в швейцарского писателя, пишет на немецком. Егозвонокоченьважендлянас.
Хороший риторический приём, но это мы уже проходили
Святая простота хуже воровства
Универсальный человек, простой или сложный, это шаблон, или как я выразился в пылу нападок выше - плакат:
Выставить его в таком виде - это будет....э....такий словесный комикс.
Сделать из него что-то более увесистое, можно двумя верными способами:
Или обвес из фантастическо-фэнтэзийной мишуры. В таком случае она абсолютно не мешает тем, кто устал от экзотики местных реалий.
Или обвес из местных реалий. В таком случае они не мешают тем, кто устал от бесконечных джидаев и ведьмаков.
Что касается перебора с местной экзотикой, это на вкус каждого отдельного иностранного и местного читателя. Шишкин всего лишь один из них, кем бы он ни был помимо этого
Мет, а вы что у него читали?
А вообще Анастасия правильно сказала, сейчас мерило популярности контролируется ведущими мировыми издательствами. Да это всегда попахивает мелочами в которых скрыт тот самый....
Вот тут уже упоминали, что у Водолазкина самый топовый " за пределами", это "Авиатор". Ну понятно. Лагеря,и кровавая гэбня, и всё такое...
Я как читательская единица считаю, что "Брисбен" намного круче. Там реальная трагедия человека,теряющего свой дар. Но там есть пикантный момент с его сводным братом. И всё. В трендах уже не вижу....
Но опять же, это моё видение ситуации...
потому что для главного — для меня — посыла книги это не имеет значения. Они могли бы посреди степи без всякой власти оказаться или вместо советских функционеров могли бы инопланетяне быть, курс семьи был бы тем же — не ныть, закасать рукава и максимально не зависеть от внешних факторов…
Вообще, интересно, как меняется отношение к литературе в зависимости от текущей повестки. Нынче вот патриотизм превалирует и все, кто критикует или уехал - враг. Хотя если классиков, за которых гордимся, копнуть, там критики - непочатый край. Да и уехавших - немало. Но это - другое.
А я начала читать «Записки Ларионова» Шишкина же. Таня Демина, ты тоже на классике зависаешь, я знаю, почитай, я думаю тебе понравится, замечательный классический слог с аллюзиями на 19 век «лучшее».
А для меня имеет
То есть мы по-разному прочитали роман.
И разве кто-то из нас хуже или лучше?
Мы с Анастасией сошлись в мнении, что
"Книг, которые всем нравятся, в принципе нет 8-)" и каждый имеет право на свой взгляд.
А вот аргументы каждый мог бы выставить свои. И это был бы длинный спор, который вряд ли стал бы продуктивным
Нет, нет и нет! Это стереотип. Всё далеко не так однозначно. Мы тут и сами критики - дай бог! Вот только когда речь идёт о передёргивании или специфической подборке с серьёзным перекосом, тут - да, сопротивляемся. Опять же не буду говорить за всех - разброс мнений был, есть и будет
« Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.» @нашефсе АСП
Однако соглашусь с Борисом Старче. В зыбкое время лучше не раскачивать лодку, а верить во что-то одно. За сим заканчиваю.
Да и башню, наверное, заканчиваю тоже. Не договорились ни до чего, но поболтали неплохо
Признаюсь: Михаила Пав. Шишкина не читывал (а с обстановкой времён "Боксёрского восстания" знаком лишь по текстам Александра Вас. Верещагина. Да и у самого Михаила Павловича, как понял, не конкретика меставремени — главное?).
Поэтому, — только о посылах его интервью, где трудно согласиться с исходной аксиомой лит. модели мира Автора: "Внешность, в конце концов, это то, что нас разделяет. А внутри мы такие же, единые, — нас объединяет и обмен веществ, и чувства."
Если бы!! Дети бывают внешне "вылитый папа/мама", но именно по разительным отличиям в способностях их интеллекта рано или поздно созревает знаменитая вечная "проблема" конфликта поколений, хотя так просто бывает отыскать "сродственную душу" в каком-то "чужом дяде"... И, ежели это не случайно, или для "краснословия" сформулировано, то — "увы..."
Что до новой всемирности "руслиты", то, как только "мирлита" почует впадание в очередной серьёзный (и, похоже, близкий очень) кризис, а именно "руслита" так или иначе предложит ход, подход, выход, то и...
Хотя, может так и есть. С нашим то опытом выживания.
Александр Чудаков
Именно сейчас я читаю эту книгу. Вернее, дочитываю. Осталось 10 страниц, 490 прочитано) Книга автобиографична. Решением жюри конкурса «Русский Букер» книга признана лучшим произведением первого десятилетия нового века. Автор определяет её так.
"Это будет последний роман-идиллия — ностальгия по доиндустриальной эпохе..., русско-интеллигентски-патриархальной, осколок дворянского XIX века»
А теперь мои впечатления. Положительные и отрицательные.
Положительные.
Книга написана прекрасным русским языком, что для меня очень важно, и что неудивительно для учёного-филолога, специализировавшегося на творчестве Чехова. Роман не имеет строгого сюжета, а скорее представляет собой несколько глав -рассказов. Но со сквозными героями. Один из которых сам автор.
Книга автобиографична.
Мне показалось, что автор нигде не покривил душой, писал искренне и правдиво о том, чему он был свидетелем в детстве и в молодые годы. А это, в основном, пара – тройка десятилетий послевоенного времени.
Мне нравится размеренное, тщательное и подробное описание быта того времени, нравятся размышления о жизни страны и конкретных людей, которых в очень большом количестве описывает автор. Каждый из этих персонажей, как правило, отдельная неординарная личность со своим характером и судьбой.
Особенно подробно автор рассказывает о своих близких, об обожаемом им дедушке, о матери и отце. И такие личные воспоминания и подробности тоже интересны мне, как читателю. Я думаю, в этом немалая заслуга автора, как хорошего прозаика.
В книге есть и юмор, и философские раздумья, и самокритичность.
По ходу прочтения автор стал мне ближе и понятней, и я, признаться, зауважала его, как незаурядного человека – от природы талантливого, сильного физически и достойного нравственно.
Отрицательные
Я не могу не отметить, что автор, описывая советское время, делает весьма заметный уклон в описание отрицательных сторон жизни тех лет. Наверное, те факты, которых он касается, имели место быть. Это и ссыльные по политическим мотивам, которых было много в маленьком городке Чебачинске, и бюрократизм, которого тоже хватало, и бедность.
Но при этом не может не бросаться в глаза, что все ссыльные – непременно лучшие люди, а советские чиновники – поголовно глупы, в советских газетах ложь, приводятся в пример мелкие эпизоды, подтверждающие огрехи в армии. Например, промелькивает эпизод, как в финскую войну прислали пополнение в резиновых сапогах.
Я допускаю, что такое было. Но если упомянуть только этот эпизод, то складывается впечатление, что вся армия была плохо вооружена и экипирована.
Это если бы я, рассказывая о школьных годах, рассказала бы о двойке, полученной по физике и о том, как мы сорвали урок, но при этом не упомянула бы, что двойка была единственной за одиннадцать лет, а в моём аттестате среди пятёрок всего три четвёрки.
Таким образом, на протяжении всего повествования прослеживается выборка того плохого, что заметил автор в советской действительности.
Теперь немного о том, почему, на мой взгляд, эта выборка произошла. Дело в том, что я сама (и многие другие) в период перемен с радостью вспоминали и громко (не на кухне!) говорили обо всём, что нас не устраивало. Мы были уверены, что вот оно пришло, то правильное время, когда не будет всего плохого, а будет одна сияющая справедливость.
Потом, правда, пришли девяностые, когда «лаять разрешили, а миску отодвинули». (Грубовато, но очень точно))
Вот тогда -то вспомнилось и то хорошее, что было.
Книга была написана как раз в годы отрицания всего советского.
Отчасти, я полагаю, и жюри «Русского Букера» отмечали не только литературные достоинства книги, но и были солидарны с автором в его политических пристрастиях.
Пелагея (04/03/24 19:08) •
Кстати, сам Чудаков говорил, что неправильно его роман называть автобиографическим, историю своей семьи он только за общую канву взял, ни персонажи, ни обстоятельства не повторяют реальные в такой степени, чтобы приравниваться к автобиографии. В этом плане «Сахарный ребёнок» Громовой (тоже про ссыльную жизнь, только в Киргизии) намного автобиографичнее.
В общем, читатели — тоже люди всё-таки — разные. У меня ноль отрицательных впечатлений от «...мглы...» 8-)
Текст романа ясный плавный.
Отменная символика сопоставления "наследников" на шкале "духовное — материальное": от Антона (не случайное же имя!) к Кольке...
В "детальках" засомневали:
• о вёдрах: "цинковое", а не "жестяное" и
• "зигзаги" на ленте барографа (не о сейсмографе ж!)
+
Вроде как всегда пели "Вечерний звон" по Ивану Ив. Козлову (/Т. Муру) без кюпюр??
...
С благодарностью за комментарий,
Вот, например, комментарий, написанный в 2022году.
Оценка роману дана 8 из 10.
Привожу этот комментарий, потому что он, как мне кажется, более чётко выражает мою мысль.
"С одной стороны, текст произведения — это ответ, почему литература, написанная на русском языке, является сильнейшей в мире. Потому, что сам русский язык по богатству средств и способов выражения не имеет себе равных. Когда за этот материал берётся мастер слова, а Александр Павлович, блестящий советский филолог и литературовед, без сомнения был одним из этих мастеров, чтение получившегося продукта может доставлять вполне себе физическое наслаждение. «Ложится мгла на старые ступени» написан самым что ни на есть русским языком. Возможно, в романе присутствуют какие-то композиционные неровности (наверняка, преднамеренные), но язык, язык! Ах, как счастлив тот, кто умеет так говорить на нём.
Ну, а теперь — к тому, что в итоге заставляет меня считать это произведение категорически мне не созвучным. Я при выборе книги для чтения не обратил внимания, что в аннотации приведён комплиментарный отзыв из «Новой газеты». А это, в моём случае, чёрная метка для капитана Сильвера — жжёт ладонь. Но отступать было поздно, взятые в библиотеке книги я всегда дочитываю до конца. И мои опасения оправдались. Если выражаться языком современных мемов, то я бы определил роман «Ложится мгла...», как одного из первых представителей движения под условным названием «Сейчас пили бы Баварское». Ну, знаете, это про то, что «закидали трупами», Зоя Космодемьянская сожгла курятник, Матросов был не Матросов, добрые немцы давали дрова музею Чехова… В двух словах — дегероизация и девальвация истории страны. Об этом в тексте есть прямое упоминание (борьба с «мифологией»), чудовищно! Такова почва, на которой растут и черпают питательные вещества «Коли из Уренгоя», да не отдельными колосками, а целыми нивами. Сам по себе роман Александра Чудакова, может, и не является сильно разрушительным, но любые воздействия имеют накопительный эффект.
Человеку со сформированным мировоззрением можно прочесть «Ложится мгла...» Покажется ли роман идеологически чуждым или нет, читатель с критическим мышлением решит для себя сам. И, в любом случае, удовольствие от авторского стиля точно получит".
Но, повторюсь - на книгу много положительных отзывов.
И то, что каждый имеет право на свой взгляд и отношение к прочитанному, я с вами абсолютно согласна)
тут кому ~ "комиссары в пыльных шлемах" и "Русское чудо" DEFA-1963
кому ~ "Россию, которую [мы?!] потеряли" (в) 1992
кому нынче поминать Иосифа Вис. Джугашвили-Сталина,
а кому ~ Сергея С. Прокофьева
и всё это на кровавом фоне текущего этногражданского немира, чреватого "усилением [как выяснилось, не совсем классовой!?] борьбы" от НЭПа, через ... к ... и к "очередному Апокалипсису"??
так и перечитывается спокойный текст "документа эпохи"??
_____
Почему "или"? "кому ~ комиссары в пыльных шлемах" и "Русское чудо" DEFA-1963
кому ~ "Россию, которую [мы?!] потеряли" (в) 1992
кому нынче поминать Иосифа Вис. Джугашвили-Сталина,
а кому ~ Сергея С. Прокофьева.,"
Почему надо выделять только одно и забыть (или умолчать) о другом?
«Нарушение пропорций – самая опасная ложь». Чудаков
Разумеется "всё вместе" и "весь" вопрос — о красках, акцентах и принимаемом "по умолчанию" на конкретном вираже своеобычной истории, когда:
в идеале "Мы любим все ... Нам внятно всё..." ©,
а в реале — Александра Пав. Чудакова забивают в подъезде [его] дома, бо в Стране мимикрантов "нет у Революции конца!"©??
____
Обязательно здесь отпишусь по финалу.
Действительно, автору проломили голову, Борис. Светлая память. Звери - люди.
Правда? Уже и следствие закончено? И виновные названы? И мотивы известны?
Только в реале «погиб вследствие тяжёлой черепно-мозговой травмы при невыясненных обстоятельствах».
По одной из версий – упал на лестнице в тёмном подъезде.
Никаких свидетелей, улик, доказательств убийства не было. И если даже убийство, то почему же нет других мотивов?
Ведь уже не советское время. Напротив,время, когда только ленивый не поливал грязью советское. Что-то не было серии убийств по такому поводу.
Ах, да! Таинственные злобные мимикранты остались.
Остальное можно додумать.
Да нет, мимикранты они скорее умные "по своему"©, чем злобные, как их трактовали в речах гособвинители (от Крыленко до Ульриха, Вышинского, Руденко и К°) и в (разоблачённых позже) решениях судов. В 53-м выяснилось, что и (так и не реабилитированный по сю пору) маршал ЛИБерия столь же последовательный "враг народа", как и прочие строители советской власти, включая Корифея всех наук, о чём после 56-го, когда уже вернули выживших сидельцев по Ленинградскому делу, даже и в ВУЗовской "истории партии" нас учили.
А нынешние мимикранты под патриотов, как и их предшественники из "камикадзе-реформаторов" запасные посадочные площадки по всему "вражескому миру" раскинули.
И ведь каким-то образом Страна всё пережевала и переварила/варивает.
Классики 19-20 и, надо надеяться, нынешнего века, этой проблемой основ национального устройства (и характера?) действительно озабоченные (начиная со знаменательной сентенции, что "Россия управляется напрямую Богом...", приписываемой не тому Миниху), сформулировали и развивают идею загадочной "скрытой теплоты патриотизма".
Не знаю, как кому, а для меня именно эта тема/проблема остаётся сквозной для национальной культуры. Пусть даже через «Credo quia absurdum»
Правда, это мало касается нашей темы, но...завтра 8 марта, предпраздничное настроение, и посему - мира нам и благополучия
с действительно преславным и Международным женским Днём [начала мартовской (у нас ведь календарь "двойной"!)] Февральской революции в России!!
______
• о вёдрах: "цинковое", а не "жестяное"
Кажется, дошла до этого места. Это про шайки в бане?
По-моему, автор имел ввиду «оцинкованные» шайки/тазы/ведра. И именно такие и использовали в то время. Так что, нет искажения реальности и «царапок».
Ну, а про "зигзаги" на ленте самописца,— это в главке про метеонаблюдения. С барографами советских времён знаком, даже редкие резкие "скачки" давления на ленте там достаточно плавной кривой вычерчиваются...
Какие-то мелочи ещё были. Ежели б Автор, как и его супруга, не текстологом был, то, разумеется, не "цапануло" бы вовсе...
Из негатива только одно: мне показалось, автор переборщил с громкими именами в тексте. Если все это художественный текст, очень жаль, если исторические моменты вольно использовались автором… Роман наводнен известными, громкими именами от Романовых до Анны Герман. С Анной Герман, н-р: автор встретил ее девочкой на смотре худ.самодеятельности в моем родном городе Петропавловске. Может так и было, но Анна куда-то в киргизскую деревню с родителями была сослана, не в казахскую, очень сомнительно, что смотр самодеятельности в другой республике был, в маленьком провинциальном городке.
Хотя многое очень достоверно описано, даже мой папа помнит переселенцев с Чечни, я сама знала поляков из-под Кокчетава и тд и тп. А еще папа говорил, что даже родители не распространялись откуда они, что и как, мало обсуждались родственники и соседи, а в книге как-то все слишком…
Хорошая книга, но ощущение концентрации некоторых фактов истории и исторических личностей осталось.
Язык "мглы" под чтение "вслух", похоже, не хуже булгаковских текстов.
Интересно, как в аудио-варианте "цитатно-справочный" аппарат (??:2-го издания) представлен...
У кого-нибудь остались/есть книги серии «Классики и современники» винтажного, советского года выпуска?
Фото- в студию!
Именно такую серию тоже помню, но мало, три-четыре книги, не больше, - с мягкими переплётами вообще было мало книг.
Да уж... Вот о чём я жалею из-за всех эти переездов, так это о книгах.
Для того чтобы стать классиком мало писать безупречно. Нужно новое слово в поэзии (в литературе). А это такая сложная категория. Чтобы расстуждать о таких вещах нужно не просто любить поэзию, а иметь глубокие знания в области литературы - быть профессионалом (филологом) или любителем, но с огромным стажем и опытом.
не посрамят современность на фоне классиковвам нравятся. Не только поэтов, даже больше про прозу здесь.Мейнстрим - вполне подходит.
Я не знаю, мне, например, Рубиной стиль очень нравится.
Пиросмани Я в три цвета люблю
Дай клеенку, тифлисский духанщик, - разбитая скрипка смешна,
За окном уплывает мой век, запряженный верблюжьей печалью.
Я в три цвета люблю и в три песни скучаю, княжна,
В ожиданьи холстов над слонами из охры дичаю.
Ах, духанщик с усами лихими, зачем тебе львы?
За порогом толпятся овечки в ожидании рук торопливых,
А орнамент белеет на пяльцах, а пальцы нежнее халвы, -
О, простите, княжна, живописцев голодных и льстивых...
Черной костью пишу и зеленой землей, серой пылью от неба укроюсь.
Рог ветвистый на вывеске блекнет, а лаваш истончился, как нож.
У духанщика щепки в горсти - я со временем, пери, не ссорюсь,
И в три цвета кричу, да в три песни молчу, чтоб продать свое солнце за грош
Я в застолье попал на века, виноград в Мирзаани янтарен.
Продавец моих дров над жирафом смеется - я рад.
Уплывает олень, князь поет над пирами развалин,
И пасхальный ягненок оплачет щедроты утрат.
О, простите мой дым.. этот старый мангал.. о, Нино,
Твои печи полны благодатного жара и тени…
Разве хлеб выпекают еще? .. Разве льется вино?..
Разве есть еще миг, чтобы плакать в чужие колени…
И только слух...
Все чаще, замирая над строкой,
над книгами о Гамлете и прочих,
и заполночь читая их мытарства,
я словно пробуждаюсь -
как клюкой,
стучит в окно рогатинами ночи
раздетый тополь, маятник бунтарства.
Все чаще в ночь врывается стрельба,
и ближе хочет быть
к странице непорочной.
За тенью Гамлета не спрятать тень отца,
но знаки устарели. Жизнь слаба,
коль просит нас за каждого построчно
в бессилии рожденья иль конца.
Так над страницей замерло перо,
две стороны окна пока еще прозрачны,
и только слух на страже пустоты.
Какие тени? Где вы и о чем?
Ах да, конечно, тени…
Нет места рифмам,
легче – палачом…
...Ну вот,
в окно
упала чья-то ночь….
Мигель Эрнандес
Не тяжко ли дыхание земли?
Пастух-поэт шершавыми словами
Считает дни, стада идут в пыли,
А он - за посохом, и синь - над головами.
Лицо в рубцах распаханных морщин,
Иссечены подошвы ног камнями.
Смотри, среди сиреневых лощин
В Леванте рощи плачут соловьями!
Что соловьи, когда от козьих стад
Вечерний свет вдоль склонов гор таится?
Склоняясь к чреву коз, он слышать рад,
Как молоко под выменем струится.
Ни царства, ни полцарства от богов,
Лишь стадо коз в окрестностях Вселенной,
И небо над созвездием рогов,
И храм корней, и вздох земли смиренной
Ахсару
Я похоронил затылок сына.
Мои руки еще помнят тепло пеленки,
в которой впервые ты мне протянула его.
Помнишь?..
Я боялся взять его в руки,-
они оказались такими грубыми.
Я боялся посмотреть тебе в глаза,
чтобы ты не увидела мою слабость.
Я боялся прижать его к груди,
потому что стук моего сердца мог разбудить его.
Когда ты склонялась над его кроваткой,
я боялся рассказать Богу, как я счастлив,
а когда мы вместе улыбались его веснушкам,
я готов был перевернуть мир…
…А мир перевернулся сам…
В моих руках плачет невесомый холод
воспоминания о сыне.
Я искал его,
я обещал Богу, что сердце мое не дрогнет,
когда я встречу его.
Я проходил мимо сотен черных саванов
и сжимал до хрипа свое обезумевшее сердце.
Но только у одного из них
оно вырывалось и падало.
А я напоминал ему обещание
и снова шел по кругу.
…Прости меня, сын,
за то, что я не хотел верить тебе.
Ведь я искал тело двенадцатилетнего мальчика.
Я люблю тебя,
и потому с нежностью несу в своих ладонях.
Я снова боюсь прижать тебя к груди,
чтобы не испугать пустотой своего сердца,
в котором умирает крик.
Я люблю тебя, сын.
И склонившись над тобой,
благодарю Бога, что нет рядом той женщины,
которая родила тебя.
…Разве я похоронил тебя, сын?..
Если это правда, мы не расскажем ей об этом.
Только обещай мне,
что, когда она посмотрит на меня долгим взглядом,
остывшим от жизни,
ты поможешь мне
разбить солнце на тысячи веснушек,
чтобы она улыбнулась нам…
Прошла трудовой путь от учителя начальных классов и русского языка и литературы до начальника информационно-аналитического управления президента, работала заместителем министра образования, министра печати и информации Республики Дагестан, помощником депутата Государственной Думы, проректором по научно-методической работе Дагестанского института развития образования, совмещая всё это время свою деятельность с работой в качестве профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы. В настоящее время старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.А. Тахо-Годи. Заслуженный учитель Республики Дагестан, почётный работник высшего профессионального образования России. Кандидат педагогических наук. Поэт, переводчик, литературный критик, публицист. Пишет на русском языке. Публиковалась в «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Дружба народов», «Сибирские огни», «День и ночь», «Дарьял», «Бег», «Дети Ра», «Русский глобус», «За-за», «Луч», «Крещатик», «Южное сияние» и др. Автор девяти поэтических сборников, трех книг переводов с дагестанских языков на русский, сборника публицистики «Испытание свободой» и сборника статей «Литературная критика». Автор около двухсот научных работ, учебных пособий, программ по проблемам преподавания литературы в школе и вузе, юридической риторике, праву и морали. Стихи переведены на греческий, итальянский, белорусский, балкарский, азербайджанский, осетинский, лакский языки.
Лауреат литературной премии имени Расула Гамзатова. Победитель Международного литературного конкурса «Золотая строфа–2010», международного литературного конкурса «Эмигрантская лира» в номинации «Неоставленная страна» (2015, 2021гг). Дипломант Международного литературного конкурса имени Я. Корчака (Иерусалим). Лауреат высшей журналистской награды «Золотое перо России» за сборник публицистики «Испытание свободой». Лауреат литературной премии имени М. Волошина в номинации журнала «День и ночь», финалист национальной литературной премии «Поэт года–2013», лонг-лист премии Фазиля Искандера (2021,2022гг.) и др. Обладатель титула от мэрии Тбилиси «Посланник грузинской культуры».
Лауреат Всероссийского конкурса имени А. Сахарова «За журналистику как поступок». С 2004 года по 2014гг.— член жюри Всероссийского конкурса журналистов имени А. Сахарова. Номинант премии Союза журналистов Дагестана «Золотой орел» в номинации «Защита прав человека».
Председатель дагестанского отделения Союза российских писателей, президент Клуба писателей Кавказа. Член Международного Союза писателей Иерусалима, Союза писателей Северной Америки, Союза журналистов России. Член редколлегии литературных журналов «День и ночь» (Красноярск), «Дагестан». Живет в Махачкале.
Ок. Почему Дину люблю. Слушала много аудиокниг, озвученных ее голосом. Завораживающая манера чтения. Теперь все, что у нее читаю, звучит, словно она со мной разговаривает. И тексты мне близкие по духу, по смыслу, по восприятию красоты, жизни...
Приведу здесь, может кому-то будет интересно. Тема пересекается с нынешней - http://litset.ru/publ/54-1-0-58876
«Ложится мгла на старые ступени» Чудакова — самая духоподъёмная книга в современной руслитре, если вам хεровато, берите и читайте, полегчает. Роман — дважды лауреат Русского Букера (времён, когда за премиями ещё имело смысл следить).
«Перевод с подстрочника» Чижова — что происходит с творцом (ГГ — поэт), который очаровался диктатурой. Вторая премия Большой книги.
«Крещёные крестами» Кочергина — тот случай, когда жизнь изобретательней литературы, автобиографический роман, автор семилетним мальчиком сбегает из детдома для детей врагов народа и едет на перекладных в Ленинград искать мать, по дороге, чтобы выжить, прибивается ко всяким сомнительным компаниям. Кочергин — отличный рассказчик.
(Есть выпуск Школы злословия с ним, где он вкратце это пересказывает).
Автофикшн-трилогия Васякиной («Рана», «Степь», «Роза») — автор подложила свинью современникам, задрав планку того, как рефлексировать свою жизнь, не отделяя её от мира вокруг, теперь любителям писать о себе придётся стараться больше, чтоб не говорили «Ну, не Васякина, конечно».
«Земля случайных чисел» Татьяны Замировской — сборник очень изобретательных фантастических рассказов, местным прозайкам особенно рекомендовано.
(А вот её расхваленный роман «Смерти.net» мне не пошёл, бросила).
Конкретно поэтам полезно будет почитать книги Людмилы Зубовой о поэзии Цветаевой, о языках современной поэзии и о грамматических вольностях современной поэзии, плюс «Введение в литературу формальных ограничений» Бонч-Осмоловской.
Недостатка в хорошем в соврруслитре нет, если следить за ней 8-)
Начинала читать, где-то на четверти заскучала. Может, просто не тот настрой был.
А вот вашу Хелену Побяржину проглотила с удовольствием и даже блиц по ее цитатам провела http://litset.ru/publ/15-1-0-78076 замечательный дебют.
Рада, что на читателя больше у неё стало ;-)
Подчас, когда читаешь комментарии, исполненные очередной многозначительной глупостью, невольно вспоминаешь слова Евангелия от Матфея (Мф. 7:6).
Швед Ф. Бакман "Вторая жизнь Уве" - местами нудновато, но в целом - зашло.
Остальное, что читала, вроде, все классика уже. Присела на короткую прозу. Тащусь от Д.Дюморье. Взахлеб.
Дневник Анны Франк недавно читала. Недетский стиль, неоднозначное впечатление осталось.
Если охота помедитировать-подепрессировать - это к Мураками.
Разонравился Довлатов, ... кажется.
ТОП – 10 лучших книг современной российской прозы
1 Дyxless. Сергей Минаев - Повесть о ненастоящем человеке Лучшая книга о пороках современного общества
2 Черновик. Сергей Лукьяненко - Лучший фантастический сюжет
3 Авиатор. Евгений Водолазкин - Самая покупаемая книга
4 И шарик вернется... Мария Метлицкая - Лучшая книга о женской дружбе
5 Дом, в котором… Мариам Петросян - Необыкновенный сюжет
6 Письмовник. Михаил Шишкин - Невероятно простой и красивый слог (кстати, его в прошлый раз хвалила автор сайта Марго Волкова, как оставивший неизгладимый след!)
7 Где нет зимы. Дина Сабитова. Просто о сложном
8 Медовый рай. Валерий Бочков - Глубокий психологический смысл
9 Маримба! Наталия Терентьева - Книга о внутрисемейных отношениях
10 Москва-bad. Алексей Шепелев - Современный очерк о столичной жизни
"Оливия Киттеридж" Элизабет Страут
"Завтра я иду убивать" Бих Ишмаэля
"Заводной апельсин" Энтони Берджесс
"Кома" Алекса Гарленда
"Страх и трепет" Амели Нотомб
"Стигмалион" Кристины Старк
"Тысяча сияющих солнц" и "Бегущий за ветром" Халеда Хоссейни
"Таинственная история Билли Миллигана" Дэниел Киз
"Шантарам" Грегори Д Робертс
"Мотылек" Анри Шарьер
Причем тут многозначительность? Причем тут нехристи? Я бы и сам не вспомнил цитату из Евангелия лишь по одному упоминанию номера стиха. Не стал приводить слова Святого писания лишь по одной причине - чтобы глупые люди не начали пререкаться, опираясь лишь на буквальное толкование прочитанного. Ведь там говорится о бисере и свиньях. Под бисером понимается нечто глубокое, важное и потому ценное, а под свиньями те, кто лишь способен попирать эту ценность своим ограниченным восприятием. Но несмотря на мои усилия, даже в этом случае желающие препираться нашлись. Все зависит от уровня развития твоего оппонента. Поэтому и сказано: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас".
""Тобол" Иванова обе книги, "Аргентинец" Барякиной"
Сама не читала, за что купила...
Я читала, в целом понравилось, но шедеврами точно не назову. Очень чувствуется конъюнктурность, автор явно писал с прицелом на бестселлер. Современная популярная литература вообще сильно этим страдает.
Вот в этой книге действительно что-то есть такое... не отпускающее ))
Их комментарий:
«С 2000 года прошло уже 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. В наш список, составленный при участии писателей, критиков, литературоведов, издателей, преподавателей, вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.
Как и любой рейтинг, этот — условность. В первую очередь мы предлагаем воспринимать его как большой-большой список к чтению: он даёт хорошее представление о том, чем занималась русская литература в последние 20 лет».
А вот, пожалуй, по вкладу в мироощущение, отнёс бы к значимым книгам и авторам ХаХаинового века "Необычное литературоведение" Сергея Серг. Наровчатова, читанное ещё в виде россыпи журнальных статей...
Да, нонфикшн, но, почему бы и нет?
==
+
А вот как бы христианским гордецам-поучителям, неплохо б научиться непредвзятости считывания смыслов. (Просветлить бы им оптику обиженных прицелов?..8-))
¯\_(ツ)_/¯
К примеру, лично меня радует, что Миясат Ш. Муслимова (Мариян Шейхова) пишет на русском. И упрощает: Когда использовал цитаты из её текстов, не возникало вопросов интерпретации, как с некоторыми посылами из переведённого с аварского Расула Гам. Гамзатова
или же здесь "нашего века" понимается не в личном, а исключительно в "календарном" значении, как 21-го "века-Очко"??
В таком случае, в список "достойных" по этой "катисгории" попадут и
Станислав Герман Лем
и
Андрей Ан. Вознесенский
Очевидное "объективное" разделение на поколения "военное", "послевоенное", "постмирное" и "смутойгенное" тоже не особо впечатляет.
Так что, пожалуй, останусь при тройке помянутых (а то ж и риск в реальных или потенциальных иноагентов уткнуться всплывёт ??) по личным предпочтениям...
Второе. А чё стесняемся определять в классики товарищей по перу с Литсети. В том числе и бывших...ну или с других известных вам сайтопорталов?
Я вот не стеснительный совсем. Поэтому:
1. Гоша и Птицелов.Птицелов как прозаик мне пока не знаком. Кайфую от стихов и ихних песен пока...:biggrin:
2. Полина Орынянская.
В первых двух пунктах расписывать не буду. Авторы вам всем хорошо знакомы
3. Диана Никифорова. Я думаю из всей пеномутнокипящей российской поэзии т.н."новой". Не эти ваши приторные Полозковы, а вот из таких-растаких...выплывет именно Диана.
А в чем по-вашему разница между, собственно, классиками и современниками?
«Классика (ну или шедевр мировой литературы) — это, во-первых, новаторское произведение, которое привнесло новую тему, образ, жанр и т.д. Во-вторых, произведение, которое отразило эпоху, её настроение, идеалы. В-третьих, произведение, которое породило подражателей (говорю не про плагиат). В общем, классика — это те вещи, которые стали знаковыми для развития литературы в целом, стали родоначальниками нового стиля, жанра и т.д. »@Ola
Признаки классики:
«Классические произведения находятся вне времени. Они переписываются, публикуются и читаются не только сотни, но даже тысячи лет, если говорить о Гомере, например. Это такие вневременные бестселлеры, и сейчас продающиеся огромными тиражами.
Сюжеты и проблемы, поднимаемые авторами, тоже находятся вне времени. Они были интересны читателям и 100, и 200, и 400 лет назад, и продолжают оставаться актуальными сегодня.
Форма подачи, язык этих произведений не устаревает, хотя бы потому, что он стал уже частью не только литературного, но и обычного повседневного языка. Поэтому и читаются классические произведения сейчас так же, как и в пору их создания. Даже встречающиеся архаизмы не мешают. Хотя вот Лев Николаевич намудрил со стилем, да…
Писатели-классики смогли сделать свои произведения частью культурного кода не только определённой нации, но и человечества в целом. Строки из их произведений превратились в афоризмы, поговорки, сюжет знаком даже тем, кто эти произведения не читал. Высказывания, реплики героев, сюжетные фишки настолько узнаваемы, что передаются из поколения в поколение и становятся частью новомодных мемов.»@записки литературного редактора/дзен.ру
Образность напомнила Побяржину. Очень неплохо. Некоторые цитаты из головы не хотели выходить (надо будет арену блиц-квестов по ним замутить к концу марта) Это тоже, кстати, дебютный роман. Да, есть отличительные черты «бестселлера» - пытающаяся шокировать чувственность, некая мистичность, запутанность повествования, но мне нравится. Дочитаю до конца, добавлю еще впечатлений.
Но как современники - несомненно, достойные авторы
Но как современники - несомненно, достойные авторы
Но это же Башня предложила современников в классики. Грек правильно намекнул насчёт мейнстрима. Все должны были броситься предлагать раскрученных авторов, ага? Нене. У нас и своих кандидатов хватает))
За кандидатов - спасибо.
Осталось впечатление, что вернусь перечитать все. Не столько от восторга, сколько попытаться глубже понять. Понравилось, откликнулось, зацепило.
Согласны?
Почему так?
Talya_Na
О! Получилось))
А почему именно русская? А английская, испанская, немецкая - всё сплошь оптимисты и меркантилисты? Тут надо спросить мнение коллег по сайту. Желательно тех, кто читает без перевода, замусоленного нашими страдальческим шаблонами.
Тут след христианства очевиден конечно, только не надо забывать, что оно несёт в себе, в случае Православия, ещё и философию древних греков. А она, в отличие от римлян (если я правильно понял) более созерцательная что ли. И вопрос страдания, наверное созерцался рядышком с вопросом о несправедливости.
Но не забываем, что хоть и относительно небольшая часть, но буддисты. Там вопрос страдания чуть ли не центральный...
Пока нет, Наталья. Но мне кажется, что подчас, когда мне удается совладать со своей горячностью, несдержанностью и чрезмерно обостренным чувством справедливости, я обретаю состояние духовной трезвости, когда взгляд на себя вынуждает ужаснуться и одуматься. Но ведь религия нужна только вот этому несчастному Константину. Остальные то ведь и без нее хороши. И Бог у них в душе.
Страдание?
Это ж основа и цена "художественности" почти любого текста [ежели грусть чтить за "мягкую форму" оного]. Главный содержательный приём разравнодушивания прочитателя через активацию sosтрадания.,
и, ежели Вера это как бы своего рода Смысл, Состояние и Процесс, то вполне современно выглядят и (ежели к теме Башни) совклассические, эзопические символ-формулы типа:
"— А за веру нужно страдать. Ты готова страдать? ..."
из «В огне брода нет» (фильм 1967 г.) от Евгения Иос. Габриловича и Глеба Ан. Панфилова.
А уж насколько "страдание" входит базой в комплекс той или иной "национальной идеи",— это к формуле Николая Ал. Некрасова: "В том богатырство русское"??
¯\_(ツ)_/¯
+
Что до практик "веры религиозной", систематизированной для удобства применения в то или иное утилитарное Учение, оная, как логично утверждал мой православный катехизатор времён о. Александра Вл. Меня, для утверждения в "душе ищущей" вообще требует некого "до-верия", открытости (исходной некритичности) у "воспитуемого" (/катехизируемого) к раскрываемым ему истинам и красотам системы (/модели?) религиозного мировосприятия. [Что, вроде как и вовсе "дано" не всякому, вернее — по разному, из-за индивидуальных различий со-знания??]
Вот! Слушайте Бориса. Хорошо бы стремиться не к состоянию «ужаснуться», а к состоянию всемирной любви, терпимости и «открытости (исходной некритичности)».
Рано вам проповедовать, Константин, рано
Но к обсуждаемой теме это не имеет отношения, поэтому вернемся к нашим баранам
Может поздно стать однажды на пути к баранам.
Христианин ищет гармонии в отношении с заповедями, которые пытаются, в угоду душе, ставить сверхживотные задачи телу. А мозг мечется между ними, как известный Соглашатель из пьесы Маяковского "Мистерия - Буфф", находясь в постоянном стрессе
Как говорится: спасение утопающих...ну и так далее.
Нет??
Это по поводу маленьких.
С лишними тоже всё просто. Начиная от третьего лишнего, до " не вписался в..." Таких очиоч много у нас... Каждый третий, практически, куда-то да не вписался...
Новый человек - это всегда угроза. В глобальном смысле ( в каждом отдельном обществе). Интеллигенция, тщательно маскируя свой страх перед ним, с натужным энтузиазмом, начинает петь ему дифирамбы. Более честные её представители, громко кричат: Хамы!
,
то вполне ясно въявляется её "четвёртый" слоностолп, загадочная тень "лишнего" человека, вдвойне лишняя??, но/или же, таки,— перспективная?
¯\_(ツ)_/¯
Как говорили в моё молодое время, дамы лёгкого поведения: если каждому давать... Это по поводу всемирной любви.Ну и открытость туда же, гамбузом.
По поводу терпимости - были при царской власти такие специальные дома
А по поводу христианского отношения:
Как ответила рабыня Изаура, дону Леонсио на вопрос: любишь ли ты меня? ---как истинная христианка, я испытываю к Вам жалость.
Так что любому христианину этот мир жалко. А насильно любить его...
А ВиМ да. Нафик, нафик. Вообще в школьной программе надо оставить: Гарри Поттера, Хоббит туда и обратно и Закон Божий.
Остальное всё для взрослых
А к Бунину почему-то равнодушна.
Тоже земляк, но... мимо...
А вас не напрягает психическое состояние писателя, которого изучают дети?
Мне он тоже почти земляк (по линии Омск - Семипалатинск) , но, прошу пардону, мне кажется, он стал популярным классиком из-за политических убеждений и уклона в социализм.
И, боже, сколько депрессии, вообще не мой автор.
Кстати, о сколько их. Недавно зависла на Вирджинии Вульф, как все неладно у писателей, как все неладно.
а не устарел ли Закон Божий? Если только в чьей-то современной редакции оставить...иначе не поймут
На мой взгляд, в нем все гармонично - и сюжет, и стиль изложения, и идея, и проблема морального выбора. Помню, что прочитала его еще до того, как задали в школе, впечатление было сильное.
И не такой уж у ФМ тяжелый и депрессивный стиль, мне у него нравится чувство юмора. У того же Толстого на протяжении многостраничных романов ни одной шутки, сплошное скучное морализаторство)
Какой конкретно? Православный, католический, мусульманский, иудаизм, буддизм? И параллельно физика, химия, биология с теорией Дарвина? Или три последних предмета уберём из школьной программы?
Вроде гумуса общекультурной почвы коммуникаций и единящего миропостижения?
Это, ясно дело, вопрос для практикующих воспитобучение. Хотя..:
Язык, вроде как, прививается с "классики" дошкольной? И из текстов "Золотого века"?.:
Некогда, в 50-х, начинающая говорить племяшка с радостным напором с час декламировала "Дурак! Дурак! ... Дурак!", выслушанное из Петра Пав. Ершова: "Младший вовсе был дурак."
Намедни познакомился с Алексеем Мих. Булатовым по общим с ним геоисторическим интересам и помянули мы начальные к прочтению/слушанию сказки его отца, и как другая племяшка лет полста тому придумала словцо "лебегуся" по стресс-впечатлению от "Гуси-лебеди"...
А вот ФМД то "впадал" в школьное прохождение, то выпадал. Его читывал токмо вне школы и начиная с "Записок из мёртвого дома". А на мнимую загадочность Версилова по сю пору из "Подростка" поглядываю иногда...
А вот почитать бы где оригинальный сов-ре-сменный старшекласснический опус типа "Мой Аркадий Свидригайлов"..?
Похоже, "Законъ Божiй" [?по учебнику о. Сер. Слободского], это как бы дляшкольный курс, типа "физики" или "духкультуры"? Как и большинство "предметов" оный следовало б в базовом, "длявсехном" варианте "БиблиоКорана" коммиксировать и оперативно править для адекватного гаджетного "постижения" Вечных Истин.
И вааще, все базовые тексты "необходимого минимума образованца" нынче следовало б параллельно иметь в откровенно комиксных онагляженных до примитивной чуть ли не плакатной моносмысленности вариантах (рисованных, мультяшных, игровых идритп).: Не насиловать же чад обязательностию личного чтения=интерпретации...
А вот на уроках элитарной каллиграфии разрешать чистопишущим править шрифтуемые цитаты рисуемых классических премудростей до полного авторского перепонимания и...
___
Какой именно духовной, если в одном классе учатся последователи разных конфессий? Или объединять все - в одно? Так это уже атеизмом попахивает.
А уж материала для воспитания нравственности хватает и в хороших литературных произведений. Главное, чтобы понятны они были детям, соответствовали возрасту, а не так, чтобы каждое второе слово учителям объяснять приходилось.
Разве вы за свою жизнь не сталкивались с констатацией очевидного факта, что несмотря на разные представления о Боге, все основные (традиционные для России) конфессии придерживаются единых духовных ценностей? Можно проводить различие между истинами, изложенными в нагорной проповеди и взглядами, традиционными, например, для иудаизма. Да, там отличие будет принципиальным. Но любая религия в своем истинном толковании является умиротворяющей, призывает к миру и ладу между людьми, к ладу с самим собой, к гармонии с окружающим миром. Да, религии отличаются по глубине мысли излагаемых истин, но не по общей принципиальной направленности.
Вот вы говорите о воспитании нравственности... Уже как-то странно звучит. Но дело не в звучании. А в сути. Нравственность - это внешняя оболочка. Как человек выглядит в обществе. Выглядит нравственным. Одет опрятно. Вежлив. К людям относится адекватно. Придерживается существующий традиций. А в душе... Может и убил бы. Но ведь последует наказание... Поэтому приходится выглядеть как все, быть нравственным. Понятие духовности иное. Это принципиальная неспособность творить зло. По глубокому внутреннему убеждению. По состоянию души. Для духовного человека творить зло совершенно неприемлемо вне зависимости от того, станет ли это кому-то известно или нет. Так вот при воспитании детей задача заключается в том, чтобы помочь им не просто научиться вести себя внешне прилично, а помочь им научиться быть духовно здоровыми людьми. И здесь без духовного воспитания, основанного на тысячелетнем религиозном базисе никак не обойтись. Только вера помогает человеку понять зачем нужно быть добрым, если можно им не быть.
Да, да, джихад и крестовые походы тому в подтверждение.
Согласна с Эри, не стоит тащить религию в школу. "Не мир принёс Я вам, но меч".
Химия как прикладная наука, Закону Божьему не противоречит. Физики, как поговаривают в ступоре, доделив материю до неделимой. Есть мнение, что этот ступор временный. Но есть и другое... Теория Дарвина, пока не наберутся смелостью обозвать её законом, так и останется теорией. Учёные решили поосторожничать: Дарвин, происхождение Вселенной - одни теории. Ну флаг им в руки,а у божьих людей всё по закону
Не проблема какой - каждая школа может градировать и ротировать. А почему я в литературу поместил? А Вам известен список Бродского преподавателя, который он составил к обязательному прочтению своим студентам в США? Ознакомьтесь, там есть любопытные образцы. Смею напомнить, что преподавал он литературу, а не религиоведение даже...
После прочтения первых шести э... трудов небезызвестного, в своё время, Григория Климова, меня напрягает психическое состояние любого известного писателя, поэта, художника и т.п.
Но с другой стороны, сильно кого-то из натуралов напрягает при прочтении "Крейцеровой сонаты", что после неё психиатры - современники автора, поставили ему за глаза такой пикантный диагноз. А то что этого автора изучают в школах, никого не напрягает? Я вот слушаю периодически Петра Ильича, когда мне муторно. Совсем не напрягает...
Достоевский эпелептик, Толстой полулатентный гомосексуалист, Гоголь - религиозный психопат, с точки зрения медицины конечно, Есенин....ой этот список можно продолжить и нашими и не нашими
Я его тоже люблю. Как показатель творческого лицемерия и слабости творцов по жизни, таких храбрых и смелых на бумаге. Мандельштам не даст соврать.
Ладно не сжечь. На макулатуру.
Не может - не делятся дети на классы по религиозному принципу.
Церковь - власть над душами, а любая власть - насилие. Церковь внушает человеку, что он раб. Покайся - и тебе всё простится. Зачем же тогда соблюдать данные человеку заповеди, если достаточно раскаяния после?
Жизнь в добре презираема в нашем мире - это не приносит богатства. Законы божьи будут звучать таким же лицемерием, как речи политиков. Говорим одно, а поступаем вопреки.
Ребёнок смотрит на окружающих и перенимает их ценности, а современные ценности - золотой телец, и никакие красивые слова в глазах ребёнка этого не исправят, если он видит вокруг преклонение перед владельцами больших капиталов. Дети, вопреки тому, что считают взрослые, умеют думать.
Жизнь в добре презираема в нашем мире - это не приносит богатства. Законы божьи будут звучать таким же лицемерием, как речи политиков. Говорим одно, а поступаем вопреки.
Если этот набор штампов реально результат вашего жизненного опыта, то мне бесконечно жаль.
Церковь - власть над душами, а любая власть - насилие. Церковь внушает человеку, что он раб. Покайся - и тебе всё простится. Зачем же тогда соблюдать данные человеку заповеди, если достаточно раскаяния после?
Жизнь в добре презираема в нашем мире - это не приносит богатства. Законы божьи будут звучать таким же лицемерием, как речи политиков. Говорим одно, а поступаем вопреки.
Ребёнок смотрит на окружающих и перенимает их ценности, а современные ценности - золотой телец, и никакие красивые слова в глазах ребёнка этого не исправят, если он видит вокруг преклонение перед владельцами больших капиталов. Дети, вопреки тому, что считают взрослые, умеют думать.
Это дело техники - делить классы по группам. Так делали в Союзе при изучении иностранных языков. Я что должен такие технические моменты объяснять взрослым людям?
Покайся и тебе прям всё всё что процентов проститься? Можно эту прямую вот в таком виде цитату из первоисточника. Или Вы упустили одно совсем не принципиальное слово " искренне". А не помните случайно кто будет определять искренность этого покаяния - потому как священник на исповеди, например, от вынесения вердикта об искренности, открещивается двумя руками
Тут всё сложно. Как говорил один, кажись Афонский монах: если(!) я попаду в Рай, я удивлюсь трём вещам: что я туда вообще попал, что увидел там, кого не ожидал увидеть и не увидел, кого ожидал.
Как-то так с покаянием
Разве мы с вами знакомы? Напомните, с каких пор мы с вами на "ты". Да и вообще хамство человека не красит. Возьмите себя в руки и ведите себя прилично.
Дети вообще считают всех взрослых лживыми лицемерами,во всех проявлениях, после первого же урока выживания в социуме. А дальше два путя у дитя: стопорнуть как та принцесса из "Обыкновенного чуда", после первого невинного вранья родного папочки, или приспособиться. И в этой градации лжи и лицемерия, религия уже давно не на первом месте, ибо века с 20-го эдак, по крайне мере в постхристианской культуре, проходит, хорошо если по линии условного "внеклассного чтения". А вот теория Дарвина о том, кто выживает...вот он кладезь лжи, лицемерия, приспособленчества и т.д. Но это почему-то не смущает и не возмущает.
Я не знаю, с кем я знаком, здесь слишком давно, с кем на "вы", с кем на "ты"...
Возьмите себя в руки, в руки - подушку, идите спать, во сне все на ты)
Я помогу вам разобраться. Мы с вами незнакомы. Поэтому ведите себя вежливо. Вы можете смело обращаться ко мне на "вы", не ошибетесь. Доброй вам ночи.
мнение, которое я выразил, оно созвучно общей идеи заявленному Лито "Башня": книги, которые классики и современники... зачем вы несёте своё несовершенное мировоззрение?
если у вас есть нереализованные комплексы (это я к Грегу), опубликуйте свой пост-произведение-рецензию, обсуждайте. чего это вы делаете под моим постом? здесь всю свою религиозную несостоятельность и наезды публиковать не стоит. ибо от грека до греха - пару букв...
Нет, я уверен в том, что человек создан Богом по образу и подобию.
ой, точнее, нет "войне и миру".
продолжаем спокойно и мирно обсуждать книги, которые включены в школьную программу. без излишних спин-оффов...
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обсуждаем исключительно на вы, мало ли...
п.с. усим щасця...
Но вот видите, вы уже перевоспитались. И усилий моих потребовалось совсем немного. Оставайтесь теперь таким. Это правильно.
Спасибо тебе)
Короче, всё ясно: больше всех хамят те, кто обвиняет других в хамстве.
(и тем с кем я на "вы", и тем, с кем я на ты")
Поэтому возвращаемся к классикам литературы.
Ещё одна интересная психологическая деталь...
Общался я как-то с рядом людей, рождённых в конце 90-х. И вот они мне рассказывали, что будучи школьниками, довольно неплохо относились к образцам этой литературы, но было одно "но" - всякие там эполеты, корсеты, дилижансы и пятиалтынные. Вот это их, типо очень стопорило. То есть молодёжь с того момента и до упора, не любит, как я понял с их слов, терять темп чтения из-за вот таких непонятных мелочей.
Ну что сказать. Я в своё время всё это проглатывал по ходу развития сюжета. Мне было совершенно всё равно как ЛГ добирается до цели: на кауром, в кибитке, или дилижансе. Жабо у него, или эполеты. Главное действие и результат.
не, друзья, вы чо. меня по имени назвали, скорее всего, это не хамство...
Вы же спать всю дорогу собирались. Отдыхайте уже. Завтра книжки обсуждать будете.
ржачный даже)))
давай, дружок, не унывай)
здесь книжки обсуждаем, классику и современность. хочешь иное обсудить - напиши рецензию. хочешь высказаться - напиши обзор, литературную статью и прочее. хочешь покритиковать - напиши обзор на любой конкурс;
хочешь креатива - приходи в хату. ваще, здесь всё для всех.
удачи)
Не умеете дискутировать, не стоит и начинать.
Всего доброго, Константин. Митингуйте где-то в другом месте, не на Башне.
Однако, своё место занимает.
Теория Дарвина, во всяком случае, имеет свои доказательства.
А то, что ребёнок в определённом возрасте сталкивается с лицемерием этого мира, это его беда. И беда этого прогнившего мира. Мира Сатаны, если хотите. Парадокс: его приверженцы (как бы ни старались лгать самим себе, но принимают его принципы) пытаются учить добру. Потом ребёнок принимает правила игры и вливается в "общество".
Спросим себя: всегда ли мы следовали заповедям? Каждый понимает, что нет. Даже в Библии процветает предательство, я уже молчу о церкви.
Прямо вот до сих пор процветает? А о церкви не молчите, расскажте что знаете. Очевидно вы обладаете богатым религиозным опытом. Интересно было бы послушать.
А то, что ребёнок в определённом возрасте сталкивается с лицемерием этого мира, это его беда. И беда этого прогнившего мира. Мира Сатаны, если хотите.
Давайте уже определять в каком мире Вы живёте - Дарвина, или Сатаны. А то я так запутаюсь
Мир Дарвина не предполагает наличие добра и зла, только потому, что часть животного мира вдруг, ой...неожиданно стала разумной ( кто бы мог подумать) и придумала себе какие-то дурацкие религиозные понятия с целью преодоления некоторых некошерных проявлений основных животных инстинктов.
В мире Дарвина здоровая, не обременённая моралью конкуренция за выживание социальной группы в среде подобных и за доминирование внутри каждой из таких. В данном случае ребёнка правильно учат приспосабливаться к этой нелёгкой жизни. Будет он в стаде, стае, или одиноким всеядным мишкой косолапым, это уже дело десятое.
Так что оставьте все эти сопли о добре и зле (с большой и маленькой буквы) жестоким лицемерным церковникам.
Читайте Библию, господа. Все 77 книг.
http://humantime.com.ua/blog....-kajdyy
http://litset.ru/publ/54-1-0-78128#ent732096
и всерьёz, в облаке "М&М" шока, покуда не получили раz-дvа-триzнъяснение, что чтить себя со-творёнными "по образу подобия" из Им Самим со-творённого праха, есть проявление величайшей гордыни, самопервого из самореально Смертных Грехов...
Да не вовсе так:
уже в самом первом приближении конкурентные преимущества обычно временно приобретает отменно структурированная уверенно множащаяся группа особей агрессивных мстительных, но не лишённых альтруизма и прочих, вполне естественных и добротно оформленных "моральностей" эЛьНикГумилевской пассионарности,
Да и Чарльз Роберт Дарвин о приятности некоторых типов отношений животных в группах достаточно отчётливо писал.
Нормально, что для продвинутых групповиков рода homo таковая закрепилась/отобразилась вербально-понятийно.
Существуют даже (сомнительные?) данные об особых мозговых структурах, якобы "ответственных за мораль (страх (и религиозность?)), схожих у сапиенсов и бонобо...
А знакомые биологи, ушедшие в религию (как ставшие православными батюшками, так и хаджи) как-то очень увёртливо отползали от вопроса к какому именно виду рода homo принадлежал столь богоподобный образом Адам: Денисовцам?, Неандертальцам?, Сапиенсам (и в какой из африканских (чи нет) разновидностей)?, или ещё комууу?
Особенно, с учётом реального разнообразия структурных особенностей развивающегося (надо надеяться) мозгового устройства школяров?
Впрочем, повторюсь, пусть об этом реально педагогирующие грустят...
Индоевропейская мифология? Ну в Индии самые древние религиозные предания как раз говорят о едином Творце. Сотворил и спать ушёл. Типо того). Древнегреческие тоже как бы намекают. Об этом, кстати у апостолов в Библии есть одно местечко. У Павла вроде. Следы единобожия - исходного Творца Вселенной/мира, есть в разных религиях. Надо только копнуть глубже
https://libcat.ru/knigi....ry.html
Что до индоевропейской мифологии, то туда кроме Бхагаватгитного и Очдревнегреческого, ещё и всё персидское и германское, да и останцы утерянного (затоптанного ярыми христианами) славянского включить бы [чтобы того же "издеревенского" ИАБродского понимали]...
С фебнаивлучшими!,
И Вам всего наилучшего!
Подсказываю варианты:
1. Инстинк.
2. Осмысленные и тщательно отобранные, эмпирическим путем так сказать, традиции, обычаи и т.д.
3. Условные скрижали.
4. Ваш вариант
"...кратко, по существу и простым языком - что является первоисточником морали у животных?"
Нда, — вопрос к животноведам.., особенно с учётом весьма значительных различий этих самых животных.:
Боюсь, у губок даже в колониях, с "моралью" сложновато по их безнервности. Но друг-другу даже они жизнь не стараются сильно подпортить. Не выгодно.
У семьи пчёл или мурашей всё куда сложней: они своим вооружением для внутренних разборок вряд ли пользуются (хотя, когда трутней из улья гонят, сёстры [как бы "извечные амазонки"] их вроде как могут и кусануть?).
У волков в разборках за уточнение иерархии семьи/стаи, вроде как, до нанесения серьёзных ущербов не доходит.
Ядовитые змеи в брачных состязаниях как-то без кусаний обходятся..:
вот Вам и коммикс-обоснование этологического тезиса КЛоренца о том, что 'чем сильнее (естественное) вооружение, тем сильнее [по необходимости! ] "мораль" животного'...
Так что в рамках симпатичной мне этологической модели искомый "первоисточник" — жесточайшая (эволюционная) необходимость для видового и/или группового выживания.
Но Вас, как понимаю, больше сам механизм "морали животных" волнует?
А сие уж от сложностей нервных систем зависит:
кому геномно закреплённых примитивных запретов хватает,
а кому-то, кроме того, при наличии большой путанной и противоречивой "библиотеки" инстинктивных табу-программ каким-то "предразумным" образом надоть выбор делать...
~~
Ну, а о том, что человеки, яко изначально оч. слабо вооружённые животные с появлением у них орудий убийства при недогоняюще слабой "животной морали" просто вынуждены были создать для прививки детёнышам эффективную "культуру запретов/заповедей НЕ...", уж столько писаноооо....
Вроде как в оной и барахтаемся??
_____
Ладно, я совсем просто. Я вижу попытку уровнять людей и животных в их стремлении к некоторой кооперации и т.п. Поэтому я и спрашиваю про источник. Если это инстинкт, значит мы равны. Ну люди немного ровнее, поскольку разум умеет анализировать, систематизировать, заменять, и подменять
Если наша мораль от условных скрижалей, тогда вопрос с теорией Дарвина намного сложнее. И уже отсюда можно открывать обширную дискуссию о мнимой и действительной пользе религий ( пусть даже выдуманных),хотя тот же монотеизм настолько противоречит животной части человека....но это уже для других площадок.
как Вы самовыразились: "меня не волнует механизм, ... волнует источник. Я же чётко написал
Ладно, я совсем просто. Я вижу попытку уровнять людей и животных в их стремлении к некоторой кооперации и т.п. ..."
А напрасно задеть пытаетесь.
Вам же до односложности просто был уже указан искомый "источник". Разве что жирным не счёл возможным, из уважения к Вам, как внимателю, выделить.
[Запустим дискуссию об однозначности терминологических толкований? К чему?]
Ещё раз и "совсем просто"©:
сапиентность сама по себе — надстроечна,
культуры ~ системы табу, взращённых на/над естественным (по большей части инстинктивоносным) субстратом также по необходимости, достаточно объяснимой в понятиях эволюционного скачка.
Вы структуры мозга сапиенса и бонобо между собой и с мозгом лягушки по их фукционалу часом не сравнивали? Проучительно ж, — не находите?
Что до "скрижальностей",— то гипотеза сия, как и всё в познании, лишь отражение раздражения от ощущения предела знаемого, позволяющая переложить ответственность за отрефлексированную неполноценность на Него, Абсолюта илиК° [с Илларионом?] с имманентной Его путей неисповедимостью [Бо к чему-то Абсолюту кривое зеркало образа и подобия Совершенства спонадобилось?]...
Ну, а религии,— оч. удобный ящичек, сума хранения суммы нажитого, эффективный инструм снятия разумораздражающих (до улёта с ума) вопросов,
скорлупа (до поры) для совершенствования наук и искусств и для этого "нажитого" оперативных прикладных интерпретаций. Духовность — шутка ну оч. прагматичнаяйяйяй, хотя, иногдааа... А в худ, проявлениях, по проверенной дозволенности рамок, — и вовсе дивооо.
С благодарностью за "поворот темы"© и
С почтением!,
Наткнулась тут случайно на интересную цитату Людмилы Улицкой (современник, кстати!):
"Написано, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но не менее верно и обратное: человек создает бога по своему образу и подобию."
Это я к тому, что каждый из нас живет в своем мире
"Несмотря на то, что многие вещи в мире мне не нравятся, единственное, чем я более или менее удовлетворена, — это Господом Богом. Главное Его достоинство — исключительная нейтральность: хочешь — верь, хочешь — не верь, хочешь — ломай копья и режь неверных, хочешь — сиди в келье и твори молитву, а Он взирает невозмутимо равно на всех. И то сказать: расстояние до Него столь велико, что разница между праведниками и грешниками вряд ли заметна из такой дали."
Носимся со своими грехами и грешками, епитимьями и индульгенциями, а он так далеко, что ему, возможно, абсолютно по барабану...
надо надеяться что ув. иноагентша* Людмила Евг. Улицкая не претендует на авторство банальнейшего:
"... человек создает бога по своему образу и подобию"??
[+
"Бог", писанное "бог", похоже, приближается к столь любимому некоторыми интерпретаторами Книги "боги"??]
_____
*_так и не понял, вменяется ли нонешним законом обязательность указывания этого статуса на и-нет ресурсах. На всяк случай не консультнуться б у правоедов?
==
А кто остался, о ком можно?
Надоть б ГуглЯндексам вменить такую предупредительную обязанность...
Собственно шумиха вокруг него строилась вокруг мотива антисоветчины.
Один лагерь вопил: какая восхитительная антисоветчина. Другой лагерь вопил в униссон: какая омерзительная антисоветчина!
Никто так и не понял, что нет там никакой антисоветчины. А есть посредственная картонная история.
В ней есть два слоя:
а) бытовой про несчастную забитую девушку
б) мифологический о переходе татарского народа в новую эру.
Оба слоя скучны и незамысловаты.
Мадам Бовари выигрывает хотя бы тем, что изменения проистекают не прыжками с карточки на карточку в черновике писателя, а незаметно, как бы исподволь. При этом каждое событие кажется в начале не тем, чем предстанет впоследствии.
Вывод: ЗОГ и МБ нельзя сравнить как современность и классику, потому как это посредственная и талантливая книги соответственно. Сравнить их совершенно невозможно.
Герои и там, и тут живые, зримые, но у Марининой сюжет полихее...полихаче... закручен )))
Тоже сказочница, конечно, но сказки у неё более реальные, правдоподобные, герои неоднозначные, не делятся на "хороших" и "плохих". В общем, мне интересно ) "Взгляд из вечности" - вообще философия.
Современная литература мне кажется грубой, что ли. В большинстве своём.
Это так здорово, что люди читают! И классику тоже.
А я, как та коза из детского стишка: - Бежала через мосточек, лопушка сожрала листочек...
Подойду, книжные корешки потрогаю, обложечки рукой поглажу... И посвистела дальше без остановки!
Марусь, так я тоже в последнее время всё больше ужастики бездумные читаю. Ты не одна коза с лопушком )))
Согласна отчасти. Это как в стихах коробят словечки 21 века ввернутые, так и в прозе - словно не поросло травой еще все достаточно, словно наготу приоткрыли раньше времени.
На Закон Божий налетели дружно, а Гарри Поттера и хоббитов в школьной программе интеллигентно "замолчали".
Одобрямс что ли?