ЛОГАЭД (ЛОГАЭДИЧЕСКИЙ СТИХ) – стихотворение, написанное смешанным метром, т.е. составленное из разнометрических стоп, расположение которых на протяжении всего стихотворения
чётко упорядоченное.
В
строчных логаэдах разные строки одного стихотворения написаны разным метром, например:
/-/-/-/ (нечетная строка - хорей)
/--/--/- (четная строка - дактиль)
В
стопных логаэдах разные стопы встречаются в пределах одной строки, например:
/-/--/--/- (2 стопы дактиля + 2 стопы хорея)
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1. Теория литературы.
Логаэд 2.
Русские логаэды (Антиквар) 3.
Античные логаэды (Антиквар) 4.
Словарь поэтических терминов на портале "Русские рифмы" 5.
Гл. 5. Логаэды, дольник, тактовик и акцентный стих (Семинар Юрия Петровича) 6.
Логаэдический стих (Стихотворец.ру) 7.
Конкурс «ИПЛ-11 - Логаэд» на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)
8.
Конкурс «ИПЛ-11 - Логаэд» на странице ШПМ (Графоманам.нет – архивная копия) (полезно почитать рецензии и работы участников)
     
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ДВУХ стихотворений, соответствующих теме конкурса. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название, ссылку и текст стихотворения, опубликованного на сайте Литсеть. Объем каждого стихотворения ограничен –
от 8 до 32 строк.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущих версиях конкурса (на страницах ПКП/ШПМ), приниматься не будут.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене стихотворения или о его снятии с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса).
4. Срок приёма заявок:
с 8 июня по 29 июня включительно.
Внимание! Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены добавлением 0,5 баллов к суммарным результатам от членов жюри. Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:      
Алексей Лис      
Леший (Алексей Абашин)      
Ксенон 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Алексей Лис
За новое стихотворение (написанное во время приёма заявок на конкурс или специально на конкурс) добавлено 0.5 балла.
18. Люся Мокко. С той стороны (новое) : 2+3+2+0.5=7.5 - I место
13. Татьяна Юрьевская. Три источника : 3+3=6
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы : 2+2+1=5
14. Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег : 3+2=5
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи : 2+2=4
15. Koterina. Молчание : 2+1=3
4. Аполло. Небо - седая птица : 2
6. Александра Одрина. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское) : 2
5. Александра Одрина. Пересохшие губы... (новое) : 1+0.5=1.5
17. Nikolaich. Ответ (новое) : 0.5
19. Галка Сороко-Вороно. Вердикт (новое) : 0.5
---
Поздравляю Люсю с победой в конкурсе:)
Что влечёт приз 100 баллов, размещение стихотворения в качестве образца в манифесте конкурса, размещение на странице Лауреаты ШПМ, вручение кубка и, конечно, наши аплодисменты и поздравления:)
радости всем:)
Лис
Молодец!
Поздравляю и всех участников - авторов очень интересных произведений!
Победить в конкурсе ШПМ для меня это... ну, это почти невероятное событие ))) я слишком критиццки на свое творчество смотрю и любую победу воспринимаю как подарок. А уж в ШПМ - тем более! ))
Радостный у меня сегодня вечер, да ) Благодаря вам, друзья!
а я что-то все пропустила, и голосование...
страницу Лауреаты ШПМ я в понедельник обновлю (это я себе как напоминалку), сейчас "силов" нет...
радости тебе:)
Лис
Мои поздравления!
Алексей Лис
1 место:
13. Три источника
2 место:
6. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское)
11. Уходя, уходи
18. С той стороны
3 место:
15. Молчание
16. Тринадцатый сон самоубийцы
===
Леший
Здравствуйте, уважаемые участники!
Скажу честно: начал писать комментарии к каждому стихотворению. Но… Прочитав половину конкурсных произведений (и обозрев), понял, что мрачноватый обзор получается. Не буду публиковать заметки.
Случилось то, что частенько происходит на конкурсах ШПМ: погоня за формой. Да. Формально вы решили задачу. Но всё искусственно, на мой взгляд (у большинства).
Мне бы хотелось, чтобы была гармония между формой и содержанием. Вы же сосредоточились на форме. Содержанием пренебрегли.
Надеюсь, вы меня понимаете…
Ограничусь только голосованием:
1 место:
13. Татьяна Юрьевская. Три источника
14. Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег
2 место:
15. Koterina. Молчание
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы
18. Люся Мокко. С той стороны (новое)
В моём шорт-листе практически все произведения не на этот конкурс написаны. Они написаны так, как хотелось автору. И уже потом было определено, что это логаэды.
Подумайте над этим…
С уважением,
Леший.
===
Сложно было оценивать этот конкурс. Не только потому, что действительно много интересных работ заявили авторы, за что им спасибо. Но среди представленных стихотворений нужно было отобрать те, которые максимально соответствуют условиям конкурса, и в то же время - они должны были быть оригинальными и интересными с литературно-художественной точки зрения.
В конце концов, после долгих бессонных ночей и тревожных дум я выбрал около десяти стихотворений, шесть из которых вошли в мой шорт-лист. Остальных авторов прошу не обижаться, все выступили достойно, но победителей нужно определять.
Первое место:
18. Люся Мокко. "С той стороны".
Стихотворение показалось мне очень интересным по задумке, глубоко прописанным. Все образы на своих местах. Финал исполнен в классической манере - это самое сильное место в стихотворении, ради чего оно, собственно, и задумывалось. Схема логаэда - практически образцовая, без сбоев.
Второе место:
4. Аполло. "Небо - седая птица ".
Стихотворение очень понравилось своей яркой образностью, но не создалось ощущения завершённости: получилась очень зримая картина, а вот для чего это затевалось - осталось загадкой. Другими словами, на мой взгляд, весь потенциал пока не раскрыт.
Ну и, с точки зрения конкурсного задания, да, это логаэд, но во многом - по формальным признакам.
Второе место:
11. Михаил Пучковский. "Уходя, уходи ".
Хорошее стихотворение, помню его. Немного не хватает глубины передачи, на мой взгляд, хотя исполнено очень и очень даже неплохо.
Схема логаэда не совсем идеальна, ну и, с точки исполнения тоже довольно условна (анапест со стяжением последней стопы). Хотя, конечно, на других конкурсах это было бы не критично.
Второе место:
14. Михаил Пучковский. "Лишь фонарь и снег".
Глубокое созерцательно-медитативное стихотворение, оно мне уже давно нравится. Большой простор даёт автор для ассоциативно-образных связей, возникающих у читателя. Ну, отсутствие знаков препинания как приём - мне не очень нравится, но это мои тараканы.
По схеме логаэда - всё аналогично предыдущему стихотворению.
Второе место:
16. Koterina. "Тринадцатый сон самоубийцы".
Это стихотворение тоже прекрасно помню. Нравится. Очень верно передано всё на уровне ощущений, рискну сказать, что в стихотворении много элементов от суггестивной поэзии, где связность и прямой смысл играют уже второстепенную роль.
В схеме логаэда тоже есть огрехи, поэтому, с точки зрения конкурса, пришлось это учитывать.
Третье место:
5. Александра Одрина. "Пересохшие губы..."
Долго размышлял, но всё-таки остановился на этом стихотворении Александры. Понравилось с точки зрения задумки и реализации, хотя и есть огрехи: и по рифмам, и по стилистике. Ну, например, не могу представить образ "цепляться глотком за жизнь" (у героини есть глоток, которым она цепляется; ) или "Ты куда убегаешь-то? - Ускакал..." (так (ангел/чёрт убегал или ускакал? :)).
Но, тем не менее, несмотря на огрехи и шероховатости (в том числе с точки зрения соответствия заданию) мне показалось, что у стихотворения очень хороший потенциал. Но, Саша, надо собраться и "дожать" его!
===
Как многие из наших постоянных участников знают, на конкурсах ИПЛ балл за голосование НЕ добавляется, но огромная благодарность всем проголосовавшим говорится и повторяется:)
Итак, результаты:
18. Люся Мокко. С той стороны (новое) : 7 - I место
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи : 6
13. Татьяна Юрьевская. Три источника : 6
15. Koterina. Молчание : 6
6. Александра Одрина. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское) : 5
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы : 5
1. Эризн. Шаги : 4
14. Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег : 4
4. Аполло. Небо - седая птица : 3
12. Аполло. Осени дым : 3
2. Эризн. *** (Раскалённой утренней мглой...) : 1
5. Александра Одрина. Пересохшие губы... (новое) : 1
8. Ольга Хворост. Лунный свет : 1
10. Борис. Вроде логаэд : 1
17. Nikolaich. Ответ (новое) : 1
3. сударушка. Я устал (логаэд)
7. Алексей Ирреальный. Солнце устало
9. Татьяна. Ощущение весны
19. Галка Сороко-Вороно. Вердикт (новое)
---
Итак, Приз зрительских симпатий получает Люся Мокко и произведение "С той стороны":)
Люся получает 50 баллов, наши аплодисменты и ссылку на победившее произведение в манифесте конкурса в разделе "Приз зрительских симпатий":)
Ну и на странице Лауреаты ШПМ, конечно, будет соответствующая запись:)
Поздравляю:)
---
Статистика: 11 шорт-листов, в том числе от 9 участников из 14 и от 2 читателей.
Голосование окончено. Результаты скоро будут.
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме...
И далее - выбранные произведения.
Вообще-то, по мне - все хороши, но уж коль выбирать...
Эризн. Шаги
Мне очень понравилось такое ритмичное и напряжённое построение, все эти «завтра-послезавтра», отлично читается, читать очень хочется, сильно, драматично!
Аполло. Небо - седая птица
Понравилось! Что-то тут детское, незащищённое – и в этом особая выразительность. И ритм отрывистый, «панический», и повторения щемящие… Последняя строчка потрясающая:
«Крика её не слышно.
Значит, ей очень страшно…»
Александра Одрина. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское)
Тоже замечательное. Всё делает ритм и звонкие рифмы. Проговаривается – не оторвёшься, так в ушах и колотится! Ощущение бесшабашности, свежести, радости…
Nikolaich. Ответ (новое)
Там, в глубинах парсек и лет,
мерой света что стали людям,
он узнал, наконец, ответ:
"Что есть истина?"
"/-/-"
И что же есть истина? Все гадают. И я гадаю. Думала-думала, пришло в голову что-то, связанное с Иудой… Но уж не буду выдавать варианты. Скажу, что предоставить читателю гадать – хороший приём, волнует, активизирует, оригинален, не даёт забыть стихотворение. И ещё долго будешь гадать… )))
В целом – понравилось. Драматичные короткие предложения.
Пожалуй, начало туманно, как тот самый туман, но 3-4-ые строчки 1-го и весь 2-ой катрен – ну, блеск! И тема! Она сама по себе грандиозная, и стихотворение достойно высветило одну из граней.
Люся Мокко. С той стороны (новое)
Очень понравилось эти «никто… а я…». Ритмический маятник усиливает драму. И, опять же, загадка. Загадка – сильная вещь!
Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег
Какое сильное завершение!
«всё ушло в никуда и со мной лишь фонарь и снег
надо мной сквозь меня нисходящая вертикаль»
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме...
9. Татьяна. Ощущение весны
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме...
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи
Мини-обзор или замечания по ходу чтения:
1. Эризн. Шаги
... (радужные кольца <=> радужные круги) + следы = бензиновая(радужная) плёнка на лужах. Такая ассоциация возникла, когда попытался представить эту метафору. Приземлённый я человек.
Внутренняя рифма заставляет читать молчатьа и гретьа слитно, что сбивает. Это можно прочитать ровнее, если составную часть рифмы поставить первой. Но это субъективизм :0
2. Эризн. *** (Раскалённой утренней мглой...)
Нет замечаний, но стих под настроение. Слишком экспрессивный для прочтения в цикле из 19 стихов, что не умаляет его достоинств, тем не менее.
3. сударушка. Я устал (логаэд)
...злые простыни на добром матрасе?
..."Шагай, ползи, долети, доплыви..." - либо ДОшагай - ДОплыви, либо ползи - лети... ну, вы меня поняли)
4. Аполло. Небо - седая птица
Инверсии в комплекте к сюру образов заставляют перечитывать дважды/трижды (о чём это автор?), но получившаяся картинка очень впечатлила. Финал обрывается на высокой ноте - замечательный эффект.
5. Александра Одрина. Пересохшие губы...
Ещё один сюр, перечитывать не заставляет, но впечатление такое, что автор сам точно не знал, о чём пишет.
6. Александра Одрина. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское)
Заворожило.
7. Алексей Ирреальный. Солнце устало
Замечательное стихотворение, и его бы в шорт, но чего-то не хватает, оправдания названию стиха, возможно. Почему "Солнце устало"?
8. Ольга Хворост. Лунный свет
Первый катрен - пальчики оближешь), но потом появляются придирки(Когда после замечательного начала просто хорошее продолжение - это всё равно, что невыполненное обещание))
9. Татьяна. Ощущение весны
Автор вызывает интерес неожиданностью угла зрения, но остаётся впечатление неверной пунктуации, да ещё фоника подводит, иногда) Слово "стекла" может отвечать на вопрос "Чего?" и на вопрос "Что сделала?") Мираж - Ввираж рифма параллельная.
to be continued
Цельсий хоронит выходной) после утреннего падения) И понятно, с одной стороны, и с другой вызывает улыбку старик Цельсий с лопатой.
...Атмосферы второго катрена, после градусов Цельсия первого, ничего, кроме давления пара, не проассоциировали)
...А в чём чудо?
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи
Здесь много скажу, да простит меня уважаемый автор, но позже)))
12. Аполло. Осени дым
Грустно. Горечь дыма от сожжённой листвы в горле. Читаю уже раз шестой, поэтому придираться не стану, первое впечатление давно смазано)
13. Татьяна Юрьевская. Три источника
Тоже читаю не первый раз, и тоже мог бы придраться к мелочам, но это выпендрёжем будет. Я про Нидхёгга хуже сказал)))
14. Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег
фонарь офонарел)
15. Koterina. Молчание
Мантра
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы
... (А что вы хотели, я даже придраться ни к чему не могу, сплошное "......")
17. Nikolaich. Ответ
...Какая фигня, и, что самое интересное, не формуется логаэдом, особенно финал. Править, править, а лучше - сжечь... вместе с автором... за ересь.
18. Люся Мокко. С той стороны
Сюр, конечно, но времена переплетаются очень причудливо)
"Никто из живых там не был, а я – была.
Не смея вдохнуть, ступала...сбивалась...шла.
Твой тающий след на синем сыром снегу
никто отыскать не сможет, а я – смогу."
была - смогу, когда буду опять?
"Тебя догоню"(уйду вслед за тобой) - грустно.
19. Галка Сороко-Вороно. Вердикт
Михаил Задорнов:
"Ну они тупые!"
Вечереет стремительно. В сумерках тлеет осень,
Стелет бурой листвою дорогу снегам и стуже.
Две строки, призванные указать нам время года, создать его(сезона) атмосферу. В первой строке из 13 гласных 10 - "е", что, само по себе, нормально, т.к. звучание задают согласные, но это обращает на себя внимание, особенно когда 5 подряд. Вспомнился Высоцкий и "Бременские музыканты") С другой стороны, следующая строка с изменённой воющей листвой(листвою) Переключает на подсознательном уровне восприятие звукописи на шум ветра в голых ветвях. Шуршание листвы добавить - красота-красотущая будет)
Время скомкалось, полночь наступит в восемь,
А к пяти уже месяц такой, что фонарь не нужен.
Следующие две строки от времени года возвращают нас к времени суток, с чего, собственно, и начиналось. Всё вместе создаёт в первом катрене внешний фон стихотворения, но, пока ещё, не затрагивает сути. Настроение, однако, уже формируется, и следующий катрен плавно переносит нас от общего плана к первому лицу, как в шутере, честно слово, и это здорово)
В суматохе ветвей потерялись огни деревни.
Я надеюсь вернуться, я знаю - еще не поздно…
А усталое небо всё бродит среди деревьев,
Оплетает холодные ветви узором звездным.
Смутила лишь рифма деревни-деревьев, поскольку слова эти похожи, а этимология неясна, многие подумают, что "дерев - дерев" срифмовали, какая скука)
Уходя, уходи, возвращаться войдет в привычку.
Напрямик. Без дороги. А темень стоит густая
В этом тихом краю. Только гулкие электрички
Где-то там, за деревьями, рвутся, кричат и тают.
Вот здесь не совсем понял, первый катрен - месяц, что фонарь, второй - звёздный узор неба(безоблачно, надо полагать), и при этом густая темень в третьем. Впечатление, что ЛГ уснул, и его крик уходящей электрички разбудил), а месяц уже того, и облака набежали, и он бежит, надеясь успеть, или уже ни на что не надеясь, а просто из упрямства: уходя - уходи.
В целом очень понравилось, но мелкие придирки всегда найдутся) Спасибо за внимание. Надеюсь, не обидел.
Шорт:
6. Александра Одрина. На РАЗ-ДВА-ТРИ (ноябрьское)
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи
12. Аполло. Осени дым
13. Татьяна Юрьевская. Три источника
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы
18. Люся Мокко. С той стороны
Некоторые авторы лёгким движением остались в брюках да, короткие шорты хороши только на длинных ногах
спасибо:)
с большим интересом прочитал, а в некоторых местах даже головой покивал и поцокал...
Вы молодец:)
радости Вам:)
Лис
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме...
1. Эризн. Шаги
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме...
19. Галка Сороко-Вороно. Вердикт (новое)
11. Михаил Пучковский. Уходя, уходи
12. Аполло. Осени дым. Осени дым
14. Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег
15. Koterina. Молчание
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы
Что касаемо стихотворения Галки - то давайте видеть хорошее - чистый строчный логаэд, хорошие рифмы, и вообще техника стихосложения ничем серьёзным не страдает.
Андрей_Бычков (06/07/14 19:43) • [Добавить ответ]
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме..
14. Михаил Пучковский
8. Ольга Хворост. Лунный свет
15. Koterina. Молчание
16. Koterina. Тринадцатый сон самоубийцы
Спасибо!
********************************************
Комментарии к предложенному произведению -
Михаил Пучковский. Лишь фонарь и снег
Первое четверостишие:
Первая строка тяжело читается. Тройное употребление "дыш..." в двух строках считаю неправильным. Три прилагательных третьей строки - сильно тормозят. Четвёртая строка удовольствия не принесла - повторы слов, двойное (в).
Второе четверостишие:
Вроде неплохо, только в четвёртой строке хотел бы другого - а тут опять (полынья). Остро чувствуется недостаток препинаний.
Третье четверостишие:
В третьей строке я бы уже не упоминал про (фонарь). Последняя строка неопределённа образом - (надо мной сквозь меня). Не дождался традиционного стиха окончания произведения.
Тема:
Да - (фонарь) немного видел, (снег) - нет, простого упоминания мне недостаточно.
Логаэд - оставляет желать лучшего.
Стих считаю слабым.
Вот сугубо личное мнение после прочтения.
Спасибо.