Такой конкурс уже проводился на странице ШПМ (Графы) в декабре 2011-го. А сейчас мы повторяем его на Литсети:) ПЯТИСЛОЖНИК (ПЕНТОН) – стихотворный размер из пяти слогов (т.е. пятидольник).
Пятидольники могут иметь разнообразную структуру в зависимости от расположения главного и побочного ударений (см. ссылку 1), но в русской поэзии основное распространение получил так называемый
кольцовский пятисложник, разработанный А.В. Кольцовым.
Ритмическая схема его выглядит так:
– – / – – (ей соответствует, например, слово "воспитание".
Нередко чистота схемы нарушается дополнительным ударением на первом или последнем слоге стопы (причем ударение на последнем слоге гораздо меньше портит ритм, нежели на первом).
Пентон такого вида употребляется, как правило, в народных песнях
и не имеет рифмы.
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1.
Поэтический словарь Квятковского. Пятидольник 2.
Кольцовский пятисложник (Антиквар) 3.
Популярный учебник стихосложения на сайте Тима Скоренко 4.
Конкурс «ИПЛ-7 - Пентон» на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)
5.
Конкурс «ИПЛ-7 - Пентон» на странице ШПМ (архивная копия) Образцы в стихах:
Алекс Фо. Все метры в одном флаконе Михаил Гофайзен. Поэма Пути      
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ДВУХ стихотворений, соответствующих теме конкурса. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название, ссылку и текст стихотворения, опубликованного на сайте Литсеть. Объем каждого стихотворения ограничен –
от 8 до 32 строк.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущих версиях конкурса (на страницах ПКП или ШПМ) приниматься не будут.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене или снятии стихотворения с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса).
4. Срок приёма заявок:
с 10 декабря по 10 января включительно.
Внимание! Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких победителей жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится и голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены дополнительным +0.5 баллов к суммарным результатам от членов жюри. Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:      
Алексей_Лис      
Братислава      
Олег Юшкевичъ 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в своих высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Алексей Лис * (пока я... возможно, кто-то меня сменит на этом посту...) -------------------------------------------------------
2. Аполло. Произведение: Зимнее Новое = 0.5 + 2 + 3 = 5.5
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье Новое = 0.5 + 3 + 1 = 4.5
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему Новое = 0.5 + 1 + 2 = 3.5
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка Новое = 0.5 + 3 = 3.5
8. Михаил Минаичев. Произведение: Пассионарный пентон Новое = 0.5 + 1 + 1 = 2.5
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить Новое = 0.5 + 2 = 2.5
10. Александра Одрина. Произведение: Волхование приворотное Новое = 0.5 + 1 = 1.5
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска = 1
1. Аполло. Произведение: Подсознание Новое = 0.5
4. Антания. Произведение: Текли слова Новое = 0.5
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории Новое = 0.5
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
===
Поздравляю Аполло с победой в конкурсе:) Вот так совпало с результатом читателского голосования (кстати, довольно редко совпадает, по-моему).
Баллы (100) перевожу, кубок сейчас добавлю, а на страницу Лауреатов ШПМ добавлю завтра.
спасибо всем участникам, голосующим и членам Жюри:)
радости всем:)
Лис
Эту табличку я особенно пристрастно исследовала, личный, ткскзать, интерес )) Заметила неточность, хотя даже и не знаю, неточность ли это? Дело в том, что SvetTjolka и Светлана Пешкова - это один и тот же автор. Просто Света только что ник свой на Литсети поменяла ) А у вас в таблице она из-за этого выглядит "раздвоенной личностью" )) Но вы же не могли знать о таких метаморфозах вот докладаю А вы уж смотрите, надо ли подправлять )
спасибо за таблицу:)
радости тебе:)
Лис
------
Обескуражила ремарка Братиславы:
"9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка Новое
все время представляла это стихотворение звучащим в начале 20 века, сильные мысли есть "
Ну никак не о начале 20 века писала (относительно к началу 20 века это просто не подойдёт).
Николаевка - это о дне сегодняшнем, именно.
(подумалось: хорошо же живут люди...)
------
Благодарю, Алексей, за помощь, за чуткость и за голос!
Виват, ШПМ!
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
А что же ни слова про САДКО? Это ведь тоже было одно из заданий?
а что про САДКО сказать?:) хорошо получилось... я очень внимательно всё читал:) мне понравилось:)
теперь вот думаю - что бы на следующий ИПЛ запустить...
радости Вам:)
Лис
По гражданской поэзии сложно дискутировать, всегда есть риск перейти на гражданские позиции)я восприняла ваше стихотворение как призыв к возрождению всей Святой Руси, а не только русской деревни. Возможно, ошиблась)
А люди живут по-разному)
Люди, действительно, живут по-разному, и многое по-разному себе представляют.
----
Тем не менее:
Ни деревня без России, ни Россия без деревни - как бы это парадоксально не звучало - возродиться не сможет.
----
Во времена Николаев - акценты были бы, безусловно, другими.
----
Радости Вам! )
Алексей Лис:
1 место
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
Я считаю, что именно в этом произведении получилась "классика пентона", что оно наиболее всего отображает "идеальный пентон", т.е. результат конкурса. Я насчитал в этом стихотворении 10 классных моментов… но это мои внутренние расчёты;)
2 место
2. Аполло. Произведение: Зимнее
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
Да, два "зимних" стихотворения, очень разных, но очень "пентонистых";) Ну я комментировал их уже во время приёма... Скажу лишь, что "Обещаю жить" уже знаю наизусть... интересно было бы его услышать... к примеру, в авторском прочтении;)
Ну а "Зимнее" привлекает образами и формой...
3-е место
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему
10. Александра Одрина. Произведение: Волхование приворотное
Опять-таки комментировал во время приёма... спасибо авторам, хорошо поработали;) Несмотря ни на что - на результаты конкурса и т.д. - стихотворения получились:) Ну, может, спустя какое-то время что-то ещё пересмотреть, подумать... когда я сегодня перечитывал, то всё-таки нашёл ещё несколько моментов, где "слегка смущает", хотя и не играет большой роли... да, спасибо:)
===
Олег Юшкевичъ:
1-е место
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье Новое
2-е место - нет
3-е место
8. Михаил Минаичев. Произведение: Пассионарный пентон
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска
со стихом Логини определился сразу - переплетение тяжеловесных словосочетаний как-то не слишком напрягло, наоборот даже, сформировало некую понятную конструкцию. никогда не подумал бы, что автор может писать в таком стиле, что и вызвало мои удивления: приятные и уважительные. очень понравился образ "растиражированных звезд" и "разнокалиберных убийц". хороший стих о «memento..." про «поздно»... эпохально, но не пафосно...
выбрать остальные стихи было очень сложно по причине средне\хорошести их написания. почему-то остановился на "Ты вернись, тоска", но прокомментировать почему - не смогу, неосознанно как-то нравится и всё. возможно, попало в яблочко настроения, черно-серое... марелевое... интересная стилизация, по-моему, хорошо работают здесь все эти народно-поэтические словесы - "рядно", "навь", "непогодица"...
стихотворения "Экзамен по истории" и "Пассионарный пентон" выбиваются из общего ряда. это мне и понравилось. но выбрал "Пассионарный..." стих - заставил задуматься и полистать пару учебников...
===
Приветствую всех любителей пентона!
Выражаю вам уважение за освоение этого непривычного метра. И сложного.
Субъективное впечатление от пентоновых стихов - либо народные напевы, либо что-то трудночитаемое. И второе субъективное впечатление - в напевно-народных стихотворениях наиболее гармоничными показались не короткие и не сильно затянутые произведения. В первых не успевала "войти в стих", во вторых монотонность пентона начинала усыплять, колыбельные им надо писать, колыбельные) Мои субъктивизмы могут подлежать критике, но все же решила поделиться мнением)
Шорт:
1 место:
2. Аполло. Произведение: Зимнее Новое
Стихотворение показалось наиболее гармоничным. Стиль соответствует форме, и в то же время это не стилизация. Обратила внимание на разброс рифм от весьма интересных до наиболее кусаемых критиками) Увиделась картинка.
2 место:
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему Новое
Тут как раз стилизация, хорошая, композиционная.
3 место
8. Михаил Минаичев. Произведение: Пассионарный пентон Новое
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье Новое
эти произведения хороши именно в "стенах ШПМ" в силу освоения новых и редких размеров, умения передать в непростой форме непростые мысли.
 
не в шорт, но обратили на себя внимание стихотворения
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории Новое
оказывается пентоном можно и шуточное писать, и любопытно выходит) здоровый студенческий юмор)
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка Новое
все время представляла это стихотворение звучащим в начале 20 века, сильные мысли есть
С уважением ко всем,
Бра
===
Спасибо, что обратили внимание!
как обычно, один голос = один балл, за голосование балл не добавляется (на ШПМ такие правила)
РЕЗУЛЬТАТЫ:
2. Аполло. Произведение: Зимнее = 7
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка Новое = 6
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить = 6
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость = 5
1. Аполло. Произведение: Подсознание = 4
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему = 3
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории = 3
10. Александра Одрина. Произведение: Волхование приворотное = 3
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье = 3
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска = 2
8. Михаил Минаичев. Произведение: Пассионарный пентон = 1
4. Антания. Произведение: Текли слова
===
Поздравляю Аполло с "Призом зрительских симпатий":)
баллы (50) и знак на доске почёта скоро переведу/повешу;) --> перевёл и повесил
спасибо всем, кто проголосовал:) справился со сложным заданием:)
особенно хотелось поблагодарить проголосовавших читателей (неучастников конкурса): Аглаюшку, Таню Смирновскую и Николаича:)
спасибо:)
===
стат:
11 принятых шорт-листов. 8 участников из 9 проголосовали.
===
Хотя признаюсь, что я за Николаевку болела ) Спасибо тебе, Саша, за нее!
А еще хотела поблагодарить Алексея за весь этот конкурс. Участие в нем для меня - ну чисто праздник! ))) И полезно, и интересно, и увлекательно Ура пентону! Поклон - ШПМ! Алексею - орден за педагогический талант и терпение!
Николаичу - отдельное спасибо за шикарнейшего САДКО ) Рядом с Полиной постоять, Зимними прелестями посравниваться... ах, просто, ах! )))
Обещаю жить... в ШПМ и дальше! ))) надеюсь, за неуспеваемость не выгонят )))
спасибо за добрые слова:)
мне бы побольше времени (а вот сегодня, к примеру, завал на работе в реале) и тогда бы мы устроили... ещё что-нибудь;)
радости Вам:)
Лис
Условия голосования и ссылки на конкурсные произведения см. в манифесте.
Можно добавлять шорт-листы ремарками под этой рецензией или отдельными новыми рецензиями
------------------------
Ага, программа «САДКО», значицца... Так и чуяла, что дело неладное — притопить нас Лис решил напоследочек. Ладно, надеваю самодельный скафандыррр имени Му-му и начинаю погружжжжение (брр, холодно, однако: средняя полоса России в январе, хоть и -1С — это вам не северное побережье Австралии.)
Естественно, там, на аналитических глубинах, всё будет архисерьёзно, но в преамбуле можно-жеж пошутить?
И ещё: я посмотрела состав участников: все — люди адекватные, в погружённых критиков не кидаются динамитом, так что надеюсь, что это — не последний мой заплыв.
-----
Обобщалочка начальная.
Хочу заметить, что ПЕНТОН --/--тянет поплакать, точнее — поплакаться, излить наболевшее.7 из 12конкурсных пентонов решены в этом духе(№1,2,3,5,6,9,11) в разной степени.Выбирала самые на мой взгляд, искусные, мастерские.
Это № 1 и 2 — оба пера Аполло.
Чуть-чуть сопоставлю:
№1 целиком построено из слов с пентонной ритмикой --/--, при этом выдержана рифма - работа мАстерская.
В №2 - невероятно красивые метафоры «Солнце белое обессилело, Воском капает в небо синее, », « кораллами ветки вызрели»
В этом стихотворении замечательно работает на образ структура строфы:
- -/- - - -/- -
- -/- - - -/- -
- -/- -
Укороченная 3 строка интонационно имитирует состояние засыпания-замерзания-умирания, «повисает» на двух безударных слогах, удлиняя цезуру между строфами.
(Полина-кудесница!)
Сравниваю друг с другом №№ 1 и 2 — оба прекрасны образно и технически, но разными худ средствами, на основе пентона.
-------------------------
Вторая пара, которая мне увиделась в сравнении - №7«экзамен по истории» и №8«пассионарность». Общее в них — уход от «плакательной» интонации в иронию и сатиру, в рамках пентона. № 8 стоит особняком, потому что в нём — редко используемый пентон-5 , кстати, он звучит - местами - достаточно упруго: как бы с разбега штурмуется ударный слог. Наличие рифмы во всей этой сложной системе — ещё один признак мастерства. Но мне показалось, что название противоречит содержанию: речь идёт о субпассионарности, вот и название могло быть: Субпассионарность. Честно говоря, я сначала именно пассионарность в стихих искала-перечитывала. Потом поняла, что автор так исхитрился в названии, что запутал наивного читателя-меня. )Сравнивая это стихотворение с № 7 — «экзамен по истории» — вижу №7 — «лёгким» (легко читаемым, с лёгкой иронией, лёгкий сюжет, лёгкое изложение сюжета).Рядом с ним № 8 — «пассионарность» — смотится «тяжёлым» — и по сложности метафор, и по трудности прочитывания вслух в сложном ритме, и по восприятию идеи (даже Лис запнулся на «магазинах», я, кстати, тоже). То есть рядом стоящие эти два произведения соотносятся в моём восприятии как лёгкое и тяжёлое.Да, ещё увидела один аспект срдля сравнения: как «молодое и озорное» - №7 , и - «вялое и пристарковатое» - №8 — это уже говоря об образах ЛГ: в № 7 — это студенты, в № 8 — субпассионарии. Но это я не к тому, что эти свойства суть недостатки стихов — напротив, я о том, что разные образы пишутся разными поэтическими средствами.
- Ой-ой-ой, скажет читатель сего опуса, а зачем же ранее говорила об упругости пентона-5 в контексте? А вот и говорила, и не отказываюсь, потому что упругость эта остаётся на счету автора, незримо отделяя его от ЛГ — субпассионариев, к которым он, однозначно, не принадлежит.К тому же всё это — МОЙ ШОРТ, (шорт-побер*и, как сказал герой известной комедии устами Андрея Миронова,) - это победители и умницы, которые решились штурмовать непроходимые пентоновые выси, в то время как субпассионарии наращивали очереди в супермаркетах и целлюлит на диванах, ну и шут с ними, с суб-чиками этими. А мы — молодцы!
----
Простите за многобукафф — это Лис виноватый:такую задачу задал.
---ФФФУУУУ, выныриваю — вроде живая.
1. Аполло. Произведение: Подсознание
2. Аполло. Произведение:Зимнее
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории
8. Михаил Минаичев. Произведение: Пассионарный пентон
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
10. Александра Одрина. Произведение: Волхование приворотное
Пойду по лёгкому пути сохранения энергии.:-)
Сравню два стиха одного и того же автора - Александры Одриной. В обоих стихах присутствует та напевность, без которой нет полноценного пентона, в обоих - фольклорность, народность, что мне очень по душе. Удалось автору гармонично и естественно влиться в тему. Я думаю, автор "сел на своего конька".
Однако же – что делать? Все стали заложниками этой заунывности))
Я сравню «Отрешенность» Андрея Жихарева и «Обещаю жить» Люси Мокко. Они показались мне антиподами, насколько такое вообще возможно в рамках пентона) Разумется, в первую очередь, одна работа очевидно мужская, другая женская – и дело даже не в авторстве, а в размахе «плача». Мужской – короток и сдержан, менее предметен и более философичен. В женском ЛГ убивается на все сто, надрывно и узорчато. И, конечно, «Обещаю жить» - абсолютная стилизация, что по теме (насильно замуж), что по художественным средствам изображения: метафорам, речевым оборотам. А «Отрешенность» получилась вполне себе современным стихотворением, решенным чуть отдающим экзотикой способом. Что мне, безусловно, ближе.
А в остальном вот так:
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
Александра, Аглая, Аполло - спасибо:)
---
добавлен файл со стихами (ссылка в манифесте)
радости вам:)
Лис
Я попробую сравнить своим способом два стихотворения чем-то близких, на мой взгляд. Это стих Люси Мокко «Обещаю жить» (1) и моё «Полечу к нему» (2)
1. Сюжетная линия и ЛГ.
(1)«Обещаю жить». Сюжетная линия одна. ЛГ- одна , да видать, смиренная и послушная. А что делать? Выйти замуж без любви – это её доля. И помочь ей некому. Весь стих развивается по спирали, как будто на какую-то ось ( стержень) наматывается сюжет. Может быть, бред пишу, но это лично мои ощущения. Кстати, это создает некую метельность, вьюжность, что соответствует образу зимы в стихе, у которой ЛГ и просит помощи и своим плачем как бы подражает завыванию вьюги.
(2)«Полечу к нему». Здесь сюжетная линия троится. Т. е. у судьбы ЛГ может быть три итога, от нее не зависящих. Она просто уже сделала свой выбор ещё год назад – полюбила! И это дает ей силы и дальше поступать так, она считает нужным, а не так, как ей кто-то велит. ЛГ не просит ни у кого помощи ( за исключением тучи, которая ей просто мешает на пути) . Она сама решает испытать судьбу. Ну, не знаю, решится ли, во всяком случае, поет об этом. Моя ЛГ смелая, решительна, плакать ей уже надоело, пора за дело приниматься. Брошу, говорит, дом и полечу на разборки. Как я, короче. И стих развивается у меня как-то прямо – по линии горизонта. Незамысловато.
Образы и способы их раскрыть
(1)Зима. Выписан образ замечательно: простынь белая с кружевным подзором, покров,
т.е. зима – это убежище, где хочет спрятаться ЛГ. И потому образ холодной зимы становится положительным, защищающим, своим. Он ближе, чем жених и родители. И ЛГ молит свою защитницу о помощи: косы выбели, преврати в звонкую льдинку, в колкий иней. А какие эпитеты красивые, точные, выразительные, уместные – везде.
ЛГ – оробелая, покорная, готовая отречься от всего – от имени, от жизни, сгинуть, но не идти замуж без любви. Я очень чётко вижу эту картинку, которую нарисовал автор.
И финал однозначный – смерть.
(2)Тут всё проще. Поднимусь стрелой, полечу горлицей. А дальше опять возвращаемся к тому, что ЛГ у меня не слишком скромна, излишне смела, нагловата, но, видать, любит сильно заезжего молодца, потому что готова принять смерть, если он ее забыл. В любом случае, возврата в родной дом нет и быть не может, это позор для нее и ее семьи. Вообще, моя ЛГ более современная, пожалуй, где-то из 19-20 века, а в стише1 – точно средневековье!
Еще могу сказать, что мне очень понравилась эта интрига, которую я задумала. Никто не знает, что ждет мою героиню, но она уже выбрала три исхода дела. А вдруг её любимый на войне погиб или уехал в другую страну, а вдруг он жениться вообще не собирается. В общем, песня и грустная, и весёлая одновременно. И плакать-то рано! И вообще, она еще никуда не полетела, только планирует. Так что, оптимизм присутствует.
Небольшой вывод: Люся более органично, трагично, народно, душевно передала состояние ЛГ. Лексика фольклорная очень органично вписалась в сюжет. Олицетворения, эпитеты, рифмы, интонации – всё максимально приближено к народной песни-плачу. А у меня – просто стилизация под этот жанр.
Шорт:
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
10. Александра Одрина. Произведение: Волхование приворотное
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
если можо места присуждать, 1 место - № 9 - Николаека!
А попробую-ка я сравнить два абсолютно разных произведения - "Сквозьвременье" Логини и свое "Текли слова" по варианту В) самый спорный - "стремленье вверх".
Для начала мне бы хотелось по 10-балльной системе оценить оба произведения: "Сквозьвременье - 9 баллов
"Текли слова" - 4 балла (Алексей при приеме заявки на этот конкурс резюмировал:"хорошо" - по старой системе 4 б)))).
Итак, при прочтении несколько раз стиха "Сквозьвременье" я ловила себя на мысли, что, рано или поздно, каждый человек задумывается над этой вечной темой - "за грехи воздастся" и многие авторы, каждый по-своему, пытаются изложить мысли на тему Апокалипсиса. В этом стихотворении чувствуется сила правильно подобранных слов. При перечислении злодеев и творимого ими безрассудства у меня сложилась аналогия с грохочущей колесницей времени, все ускоряющей обороты и несущей грешников в бездну ада. И философское предостережение - «memento...», и вывод - «поздно» подчеркивают зрелость автора и осознанность выбранной им темы стихотворения. Не буду останавливаться на некоторых шероховатостях, автор сам их видит и ему решать - захочет ли он дорабатывать.
Теперь мое. Я уже ранее Алексею писала, что пробую работать в таком размере впервые. Поэтому, принятие этого стиха на конкурс уже было значимым для меня. Этот стих - легкая зарисовка мимолетной эмоции ЛГ, для меня было основным заданием правильно выдержать размер пентона, я не рискнула вдаваться в дальнейшее раскрытие темы переживаний своей героини, почему-то не было настроения "поплакаться", что характерно для этого размера. И, соответственно, стих получился таким, каким получился.)))
Ну вот и все, что хотела сказать.
Теперь шорт:
1. Аполло. Произведение: Подсознание
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
7. Юлия Лавданская. Произведение: Экзамен по истории
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье.
Фсё.
спасибо за голосование:)
ну что ж, пять шорт-листов уже есть, если я правильно понял... и это хорошо:)
но и времени ещё много:)
радости вам:)
Лис
Прости тормоза (-у?) Я не пойму никак - для неучастников сравнивать два стихо из своего шорта? Или можно один из шорта, один нет?
Радости! :)))
Сравнивать два из своего шорта.
Это только участникам за свой голосовать нельзя, а сравнивать с ними можно.
Перед умершими, но не сгинувшими разверзнется Сквозьвремéнье –
напрягло "обесчещенных континентов",
а остальное Вы сами знаете лучше меня)))))))
А можно, если не трудно, пояснить, что конкретно вызвало затруднение в третьей строке?
Под обесчещенными континентами я подразумевала прежде всего Южную Америку и Африку, изрядно пострадавшие от "цивилизованных" завоевателей. Многие из тех, кто сколотил там состояние, наживались за счёт бессовестной и унизительной узурпации прав и свобод коренного населения (достаточно упомянуть массовые убийства, изнасилования, угон людей в рабство, многовековой расизм, вывоз природных ресурсов). Но, видимо, я толком не донесла эти мысли до бумаги))
По поводу континентов, то разве в Европе и Азии было меньше бесчинств? Анна, я свои критические замечания, практически, редко высказываю, поскольку не уверена в их абсолютной правильности. Прошу Вас особо не заострять внимание на них. Вы уверены в правильности - вот и славно. А стихотворение хорошее, глубокомысленное, я уже писала об этом.
По поводу континентов: в Европе и Азии бесчинства, разумеется, тоже были (и не меньше, чем в Америке и Африке), но они были более локальными, не столь масштабными по площади. Потому я и написала "в первую очередь". Но это, в общем-то, ерунда. Главное - я поняла, где и что я не донесла до бумаги.
Аполло, я Вам очень благодарна за пояснения, честно-пречестно! Если бы я была "уверена в правильности" того, что наваяла, то я бы ни о чём не спрашивала. Но есть такая штука - авторская слепота. От неё никто не застрахован. Поэтому всегда полезно послушать сторонние мнения, сравнить с ними авторскую задумку и подумать над возможными недоработками. И я очень рада, что Вы помогли мне увидеть мой опус со стороны. Спасибо огромное ещё раз!
(1. Аполло. Произведение: Подсознание)
2. Аполло. Произведение: Зимнее
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
(6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему)
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
САДКО
2. Аполло. Произведение: Зимнее
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
Эти два произведения, написанные с привлечением образа зимы, как нельзя лучше подходят для оценки (в Северном полушарии))) по такому параметру, как представимость этого образа. Кроме того, мне хотелось бы отметить и роль Зимы в судьбах ЛГ. Эта самая роль должна быть определяющей в формировании образа, что конкретно я и буду анализировать.)))
Постели, зима, простынь белую
на высокий холм, на широкий двор.
Простынь белую, кружевной подзор,
как святой покров, оробелой мне.
С первого катрена у Люси мы видим проявление чувств ЛГ по отношению к зиме. Зиме, как радушной хозяйке мира. Светлой и чистой. То, что у ЛГ что–то не так практически не считывается, мы представляем(или выглядываем в окно))) ту самую белую простынь зимы, коей застелены и двор, и холм.
Солнце белое обессилело,
Воском капает в небо синее,
Небо зимнее.
Тени длинные, тени сизые.
И кораллами ветки вызрели
В белом инее.
У Аполло мы наблюдаем иную картину. Зима описывается вовсе не мрачными образами (солнце белое, небо синее, коралловые ветви), но первые два терцета оставляют какое-то тревожное и тягостное ожидание беды. Безусловно, мастерски подобранная форма и подходящий ритм играют на это чувство.
Саша, спасибо)
да с чужим добром во приданое.
Свадьба скорая – вот беда моя,
лучше б сгинула без позора я.
Поворот в повествовании, объясняющий оробелость ЛГ у Люси, ещё не вызывает в нас тревоги за её судьбу – бесприданница выходит замуж, радоваться надо, глупая. Хотя и эта мысль спорна. Но я не о том. Тут есть некая параллель, возможно, даже не предусмотренная автором. Невеста – белая, зима – белая, и мне сразу представилась заплаканная девушка в пышном платье и фате у морозного окна. И с букетом, почему-то. Всё же есть в этих образах какая-то радость. Если вдуматься – действительно беда, насильно замуж выдают, возможно, за не очень уважаемого человека. Но это фантазии, к зиме не относящиеся)))
Заскулят ветра, заскрипит сосна.
Завывает лес. Далеко весна.
Соки выстыли.
Тяжело корням - каменеет твердь.
Неужели так и приходит смерть,
Смотрит пристально...
Да, здесь смысл считывается однозначно – всё плохо. Холодно, голодно. Каменеет твердь, короче. Образ близкой смерти получился ярким и понятным, а виновницей всему – зима.
Схорони, зима, защити меня,
косы тёмные снегом выбели,
защити меня от погибели,
спрячь в самой себе да без имени.
У Люси зима – заступница, что весьма свойственно русскому человеку (две отечественных войны помогла выиграть))). Но тут-то и приходит понимание, что других заступников у ЛГ нет, а всеми нами любимая зимушка-зима – она же вроде няни, строгой, но справедливой, и доброй, по своему.
Сорвалась с цепи, налетит метель,
Воет-ухает.
И кому-то жить, а кого ветра
Пополам согнут, помирать пора.
Не старуха ведь...
Для ЛГ Аполло, олицетворяемой деревом, зима – приговор, приводимый в исполнение. Способ казни пусть каждый домысливает сам, суть в том, что она уже вот-вот, и помилования не будет…
Вспоминать меня будет некому,
разыскать меня не получится,
будет некому стать обручницей
и мольбы шептать снегу мелкому.
В Рождество сверкну на чужом дворе
колким инеем, звонкой льдинкою,
на чужом дворе невидимкою.
Обещаю жить…
в январе.
Для ЛГ Люси забвение – желанная цель(щас Йорика вспомню)))
Ещё принц датский задумывался о подобном варианте решения своих «сердечных мук» © Однако, ЛГ не боится неизвестности, она стремится сохранить свободу, давая, при этом, «подписку о невыезде» из января.
Не гляди наверх, в синем небе свет,
А тебя теперь в этом мире нет.
Не тебе весна.
Солнце белое свечкой теплится.
Помнишь, было ты тонким деревцем?
Ты увидишь в снах,
Ты увидишь в снах...
Вот тут зима окончательно оформилась смертью. Но зима никогда не была смертью, лишь сном, а смерть условна. Всё возвращается, круговорот жизни бесконечен(я надеюсь) и жизнь даст новые побеги, «пока горит свеча» ©.
Что же получается, такие разные зимы, и такие близкие финальные ноты. Хотя, каждый читатель найдёт в этих стихах ту зиму, которую он знает, любит или, наоборот, раздражается от её прихода. Вы не любите зиму? Вы просто не читали хороших стихов о ней))). В заключении мне хотелось бы процитировать свои ассоциации:
«Умереть. Забыться.
И все. И знать, что этот сон - предел
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть.И видеть сны?»
Монолог Гамлета. Перевод Б. Пастернака. Ассоциативен обоим произведениям, но именно Пастернаковский, потому как Йорик у Люси выскочил)))
И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча.
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Машина времени - Пока горит свеча
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Зимняя ночь
Б. Пастернак
Обе ассоциации вызваны стихотворением Аполло, и Пастернаковским же Гамлетом)))
классно получилось:)
спасибо:)
единственное... 6 стихотворений в шорт-листе, а максимум 5... что будем делать?:)
радости Вам:)
Лис
***
Выбрала для сравнения две работы на «зимнюю» тему ) Это стихотворение Аполло «Зимнее» и мое «Обещаю жить». Зима-то зима, но до чего же разная она у нас получилась!
У Полины зима холодная во всех смыслах, не только в физическом, но и в эмоциональном. Это, по большому счету, образ самой смерти. Неумолимой и страшной, которая представляется полной противоположностью жизни. И образный ряд, и лексика подобраны очень грамотно, умело: «солнце обессилело», «заскулят ветра», «завывает лес», «соки выстыли», «каменеет твердь», «сорвалась с цепи… метель, воет-ухает», «ветра пополам согнут». В общем, все работает на усиление вот этой мысли: «Неужели так и приходит смерть, Смотрит пристально...». И страха. Ибо смерть заявилась будто бы не совсем вовремя для ЛГ («Не старуха ведь»). Но как в финале «Солнце белое свечкой теплится», так и теплится у читателя надежда, что это всего лишь иллюзия смерти, всего лишь длинный зимний сон. Ведь если будут сны, значит, кто-то будет их смотреть?
Немного про ритм еще. Укороченная строка создает какой-то гипнотический эффект, слегка вводит в транс )) прям сам постепенно застываешь и к концу текста растворяешься не пойми в чьих снах. А того самого «плакательного» пентонного настроения почти не чувствуется. Не зря же его Полина не любит )))
В моем же стихе зима, как ей положено, холодная, но эмоциональный оттенок ее совершенно другой. Для ЛГ она представляется защитницей и заступницей, как бы древней магической силой, к которой хочется обратиться за помощью, если в реальной жизни помощи ждать не от кого. Страх перед нежеланной свадьбой, перед публичным позором настолько силен, что рождает у ЛГ совсем уж нехорошие мысли. Но смерть для нее, судя по всему, грех. Вот и плачется моя ЛГ («убивается на все сто, надрывно и узорчато» (с) – Полина, ну это ж надо так сказать! ))) спасибо!), не знает, за какую соломинку ей схватиться. Белый снег представляется ей «святым покровом», по-девически еще и нарядным («кружевной подзор»). Она не боится отдать зиме цвет своих волос («косы темные снегом выбели»), и самоё имя, и даже память о себе, лишь бы избежать уготованной судьбы. Зима ей не то что страшна, она желанна! Зима как мифическая надежда на перерождения, как символ иной, невидимой людям жизни («в Рождество сверкну на чужом дворе колким инеем, звонкой льдинкою, на чужом дворе невидимкою»). Вот же ж до чего доводили бедных обручниц! Охохошеньки… И узорчатый пентон заливает слезами весь белый свет )))
А последняя-то строка тоже оборвана! Ой, не к добру…
2. Аполло. Зимнее.
6. SvetTjolka. Полечу к нему.
9. Александра Одрина. Николаевка.
10. Александра Одрина. Волхвование приворотное.
радости Вам:)
Лис
2. Аполло. Произведение: Зимнее
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
Сравниваю произведения: "Николаевка" Александры Одриной и свое, "Экзамен по истории".
1. Александра пошла по пути наиболее традиционному и очевидному: написала повествование былинное. Тема - о судьбе Святой Руси, речь - напевная, "кольцовская", с характерными устаревшими формами: покосилася, пошто, али и т.д. Мне же, напротив, хотелось, насколько возможно, избежать этой традиционности, былинности, то есть, написать пентоном что-то сугубо бытовое, вроде бы, несоответственное этому размеру. Так возникла "неподходящая" тема - экзамен и использование самых "обычных" и даже "интеллигентских" словечек типа "энциклопедия".
2. У Александры кульминацией является гражданская позиция: "Пробудись от сна, Николаевка (то есть, Святая Русь)... Возвращай себе славу добрую". В моем случае кульминация - неприличная выходка студентов (каким бы словом ни выразиться).
3. В "Николаевке" есть пронзительнейшее для меня место:
"Не твои ль, ответь, красны девицы
Красотой своей целомудренной
Роды русичей в чистоте блюли?
А и в семьях-то было детушек —
Будто зёрнышек в тучном колосе!"
Не вдаваясь в нравственные рассуждения, скажу только, что это - мудрое провидение автором глубинной нашей проблемы...
в "Экзамене..." же ничего столь глубокого нет, разве только завуалированная грусть автора о несерьезности подрастающего поколения.:)))
2. Аполло. Произведение: Зимнее Новое
3. Андрей Жихарев. Произведение: Отрешённость
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить Новое
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска
Кратенько по двум стихотворениям:
5. Люся Мокко. Произведение: Ты вернись, тоска
2. Аполло. Произведение: Зимнее Новое
Почему именно эти: потому что оба, явно (или неявно) о тоске. То есть — номер пять явно, номер два — неявно. Хорошо - пентоном о тоске: подходящий размерчик. Но если автор «Зимнего» пошла проторённым путём суггестивной лирики (гы-ы-ы... это я над собой :)))) с поющимся текстом, то «Ты вернись тоска» интересна с точки зрения попытки создания вполне себе сюжетного произведения. Правда, с «пением» тут посложнее: многовато, на мой взгляд, коротких слов. У Аполло, без подробного разжёвывания, - чёткая картинка умирающего\замерзающего дерева, легко ложащаяся на собственные переживания читателя (читатель — это я :))))
Зато у Люси Мокко — сказка, приводящая к логичному завершению «что же ты, тоска, понаделала». Правда, в отличие от «Зимнего», в котором все рифмы легли елеем на (мою) читательскую душу, в Люсином меня кое-что напрягает... Зато сюжет (всё ж помирающие\замерзающие\тоскующие деревья уж больно часто в моей (читательской) жизни встречались) радует
Хм... Посмотрела свой шорт - какой-то он однобокий получился... чесслово, не специально :))))
2. Аполло. Произведение:Зимнее
12. Логиня. Произведение: Сквозьвремéнье
Попытаюсь сравнить стихотворения «Подсознание» Аполло и «Сквозьвременье» Логини.
По форме оба произведения относятся к пентону, но отличаются ритмикой. Полина применила более распространённый «кольцовский» вариант, при этом её стихотворение выделяется использованием только пятисложных слов. Стихотворение Анны напевно-плакательным не назовёшь – в нём присутствует жёсткая ритмика, связанная с основным ударением на четвёртый слог.
По содержанию стихи схожи тем, что в них говорится о наказании человека. Но источники этого наказания различны. В одном случае человеку не даёт покоя внутренний раздражитель – его грызёт подсознание, в другом случае человеку угрожает необоримая внешняя сила – Сквозьвременье.
6. SvetTjolka. Произведение: Полечу к нему
9. Александра Одрина. Произведение: Николаевка
11. Люся Мокко. Произведение: Обещаю жить
Мне хотелось бы сравнить "Полечу к нему" и "Николаевку". По форме они похожи: и то, и другое - кольцовский пятисложник, и то, и другое - стилизация под народную поэзию, и в том, и в другом часто используется синтаксический параллелизм, и в том, и в другом присутствуют горечь, страдание. Но в "Полечу к нему" стилизация полная: копируются и стихотворная форма, и стилистика, и тематика, и образы, а "Николаевка" - это синтез старинной формы и современной проблематики (я попридиралась бы в ней к некоторым формулировкам: "сторона стоит", "обездушила // Лихоимием, лихолетием", "Красотой... // Роды... в чистоте блюли", "Благодетельствуй землю-матушку" - но в целом синтез удался). "Полечу к нему" выстроено из заимствованных образов и выражений. "Николаевка" в образном плане более оригинальна: одна "Николаевка, Нидвораевка" чего стоит. А вот композиционно мне больше приглянулось "Полечу к нему".
(Уф, успела!))
результаты читательского голосования подведены:)
результаты конкурса по оценкам Жюри, наверное, будут завтра...
Но я её очень ценю!
спасибо:)
радости Вам:)
Лис
http://litset.ru/publ/11-1-0-7613
На перекрёстках тысячелетий, в хитросплетениях измерений,
В неудержимом калейдоскопе материков и цивилизаций
Перед умершими, но не сгинувшими разверзнется Сквозьвремéнье –
И проклянёт их бесчеловечности человеческой ужасаться.
Не убежать и не отвернуться... Над беспощаднейшим из театров
Зашелестит аккомпанементом всепроникающее «memento...».
... Архимагнаты пересчитают приобретения и утраты –
И поразятся опустошению обесчещенных континентов.
Немилосердные повелители сверхмогущественных империй
И рядовые головорезы – от каннибалов до террористов –
При созерцании злодеяний собственноручных оторопеют,
Оцепенеют от деспотизма и от чудовищнейших неистовств.
Марионетки и кукловоды – разнокалиберные убийцы –
Обескураженно устыдятся ожесточённого безрассудства –
Но через набело летописцами переписанные страницы
Кровопролития неминуемо осьминогами расползутся –
И воссияют над Сквозьвременьем – неугасающе и багрово –
По равнодушному небосводу растиражированные звёзды.
И прогрохочет над новоявленными раскаявшимися Слово –
Необратимейшее из самых необратимых — «поздно»...
___________
Не знаю, можно ли считать его полностью новым. Я начала писать его ещё на первый конкурс пентона на стихирном ПКП, но не написала и половины. А дописывала уже для этого конкурса.
Усечение в финальной строке умышленное, убирать не буду, и не просите)) В остальном - конкретные предложения по редактированию приветствуются.
Я поняла: к следующему Пентону надо начинать готовиться уже сейчас... Если только до этого времени не состоится описанный Вами апокалипсис.
----
Ну, это шутка была, на самом деле - преклоняюсь: работа Ваша весьма основательная.
Если честно, шероховатостей в моём опусе хватает. Только вот убрать их не получается. Как говорится, ох, нелёгкая это работа -
 из болота тащить бегемота напеонить разумное что-то))Спасибо))
Ведь вот сколько стихов - новых! - к этому конкурсу мы все написали!
Конкурс - стимул к реализации задумок!
У меня моя Николаевка с весны в голове вертелась, но мне всё не до неё было, а на конкурс - сконцентрировалась.
В том, что конкурс - стимул к реализации задумок, я согласна с Вами на двести процентов)) Многие из своих более-менее приличных опусов я писала или дописывала специально для серии ЛАП 2010 года: меня подкупило, что судьи в тот год были приглашёнными со стороны. Ну, и в последнее время так же: если я что-то и пишу, то почти всегда только на конкурсы (если, конечно, тема заинтересует и если - о чудо - появится свободное время)))
спасибо, принято:)
ну давай считать новым, раз тогда не было написано и половины... а, видимо, только задумка и начало...
про усечение в конце понял:)
а прокомметирую подробнее, наверное, в понедельник...
радости тебе:)
Лис
Ну, смотри сам, новое оно или не очень. Лично я считала бы его "полуновым" и, соответственно, снизила бы поощрительные баллы до 0,25.
Не-е, у меня стихи, как правило, одновременно с начала и конца пишутся)) Редко когда начало уже написано, а финала ещё нет))
голосование участников и читателей, а также работа Жюри начнётся завтра
Я опять с поправкой:
А за ней вослед - и любисток-цвет
Во един венок — во супружество:
В нём Вода с Огнём соплетаются,
Но Вода моя не собьёт Огня,
Твой Огонь Воды да не выпарит -
Не сгорать в любви - жить в согласии.
по-моему, очень хорошо получилось:)
в этот раз у меня никаких замечаний не возникло
последняя строка - очень классно:)
радости Вам:)
Лис
Рада такой оценке.
Благодарю за уделённое мне внимание, за совместную работу - она мне очень нужна и полезна.
Радости нам всем!
у меня сломался комп дома, поэтому в наше вечернее время и в выходные будет сложнее...
хорошо, спасибо за ссылку:) я добавлю сейчас:)
по этому варианту...
Выйду из дому, босоногая,
Непокрытая, неодетая,
Сотворю поклон Земле-матушке,
Зачерпну водицы колодезной,
Поплывут в кувшин звёзды ярые
Волхования приворотного.
здесь только земЛЕ-МАтушке (ударение на вторую стопу смещаемое на первую), но не критично...
любисток-цвет приплетаю я
Во един венок — во супружество:
В нём Вода с Огнём соплетаются,
Но Вода моя не собьёт Огня,
А Огонь Воды да не выпарит -
Нежность страстию да не вытравит.
всё-таки "приплетаю я" мне не очень нравится... тем, что однокоренное со словом "соплетаются" и по смыслу...
там можно "заплетаю" всё-таки, но тогда можно что-то сделать с "соплетаются"... не знаю, Александра, у меня нет идей пока...
последняя строка мне не нравится из-за "страстию" и из-за появляющейся почти-рифмы ("выпарит-вытравит")
мне кажется, что с этой строфой надо ещё подумать...
ну а всё остальное вроде бы хорошо и очень хорошо:)
радости Вам:)
Лис
на мой взгляд, "натренировались по магазинам" будет лучше по звучанию (однозначно) и слегка лучше по отражению смысла (не полностью)...
ещё можно поставить тире в конце второй строки... хотя... что-то меня с ним сомневает...
да, можно менять на странице до начала голосования (ориентировочно 11 января)
а тексты копируются с авторских страниц всегда:)
а что касается пропущенных слов в строках:
Переобувались то в мокасины,
то в полуботинки, то босиком...
Юлия, да, есть тут такая закавыка, но хорошо, что там было два перечисления к "переобувались", вот если бы было одно - то не подходило бы совсем...
но вариантов исправления этого я не вижу (как ребус), а автор может быть найдёт;)
радости вам:)
Лис