Главная » Теория литературы » Ссылки » О критике и критиках |
Жанры и методы литературной критики Автор: Argentum Agata |
Литературная критика (гр. critita – суждение) – один из относительно самостоятельных видов творческой деятельности, опирающийся на практический тип мышления и различные научные методики с целью оценки и определения художественных особенностей литературного произведения, их своеобразия и эстетической ценности. Критик, в отличие от обычного читателя, «язык чувств передает языком разума» (И.Франко), его выводы не являются элементарной рефлексией и обоснованы используемой при анализе методологией, знанием системы литературно-критических жанров. Среди жанров литературной критики широко известны, например, рецензии-пересказы, рецензии-отзывы, рецензии-памфлеты, рецензии-фельетоны, статьи монографического плана и статьи-обзоры. Л.Гроссман выделял целых 17 типов критики (литературный портрет, эссе, импрессионистический этюд, статья-трактат, публицистическая или агитационная критика, критический фельетон, литературный обзор, рецензия, критический рассказ, литературное письмо, критический диалог, пародия, памфлет на писателя, литературная параллель, академический отзыв, критическая монография, статья-глосса). Однако данную классификацию поддают сомнению в связи с отсутствием единства подходов, — в ней смешаны три классификации жанров: — по методу критика (эссе, импрессионистические этюды, академические отзывы); — по литературному роду (письма, пародии, диалоги); — по степени и широте охвата объектов (литературные портреты, рецензии, монографии). Тем не менее, попытка Л.Гроссмана систематизировать обилие жанров критики полезна для общего сведения. Также критику можно поделить по целевой аудитории: — научные исследования преимущественно обращены к научному сообществу, хотя могут заинтересовать и других читателей; — критика, обращенная напрямую к читателям (в основном имеет рекламные цели); — критика, обращенная к автору. И если критика, обращенная к читателям, апеллирует в основном к их эмоциям и чувствам, то профессиональная критика, обращенная к автору, ценна именно рациональным обоснованием мнения критика, поэтому в ней уместно использовать научные методы литературной критики. Важные категории литературной критики Основные определяющие текста: — знак — модель, объединяющая смысл и структуру; один из способов создания художественного мира. Знаки есть иконические (буквы), индексы (указующие — функции), символы, сигналы; — код — система знаков (символов), благодаря которым текст передается, воспринимается и сохраняется; — дискурс — (общность размышлений, суждений, описаний) — определяет различные уровни структурированности текста: нарративный (изложение, сюжет), семантический (содержание, образы, замысел), языковой (как индивидуальный вариант использования языка), синтаксический, фонетический, грамматический. Также дискурс определяют и как множество возможных интерпретаций текста. Художественному тексту свойственны: — завершенность; — вариативность смысла; — открытость для интерпретации (сотворчество автора и реципиента); — контекст — текстуальное обрамление, раскрывающее суть того или иного образа, мотива; — подтекст — скрытое внутреннее значение текста; — гипертекст — дискурс вокруг текста, параллели с другими текстами и источниками. Уровни интерпретации художественного текста: — философский — определение обоснования, причин для интерпретации; — идеологический — ориентирование на определенные нормы; — эстетический: а) репродуктивный — описательная реконструкция текста; б) декодирование образов и символов; в) рефлексивно-ассоциативный — осмысление себя (читателя) сквозь призму текста. Типы выражения авторского сознания: — мировоззренческий (восприятие действительности, затрагиваемая тематика); — психологический (интроверсия, экстраверсия); — эстетический (организация подачи художественного материала); — социальный (оценочная, критическая позиция). Методы литературной критики Биографический метод – долгое время был ведущим в советской критике. Основал его Шарль Сент-Бев. Литература, художественные произведения трактуются как буквальное отражение биографии и личности писателя, при этом не принимаются во внимание эпоха и литературный процесс в целом, традиции и возможные влияния, состояние общественной мысли и духовности общества. Сегодня биографический метод используют в основном при создании литературных эссе, портретов писателей, и в сочетании с другими методиками (компаративистика, психоанализ). Культурно-исторический метод – частично похож, а частично противоположен биографическому методу. К.-и.м. интерпретирует художественное произведение исключительно в контексте эпохи и культуры, в которых оно создано, т.к. (по мнению апологетов данного метода) ни одно художественное произведение не может возникнуть в отрыве от породившей его культуры и традиции, оно является исключительно ее продуктом, и только в ней может быть понято. Основоположники данной школы – Гердер и И.Тен. Художественные тексты интерпретировались представителями к.-и. метода как «дух» народа на определенном этапе его развития, а особенности художественного произведения объяснялись национальной ментальностью, климатическими, социально-экономическими условиями и влиянием традиций (И.Тэн обозначал эти параметры терминами — раса, среда, момент). Отождествление истории литературы с историей общественной мысли и развитием общества слишком размыло границы чисто литературного анализа. Компаративистика (лат. comparative – сравнительный ) – сравнительное литературоведение, занимающееся проведением параллелей, установлением сходства между стилями, развитием литературных жанров, творчеством конкретных авторов. Компаративистика исследует мигрирующие образы или сюжеты в литературе и фольклоре разных народов через сравнение двух и более литературных произведений, школ, течений или авторов из различных или одной языковой культуры. Это поиск универсальных явлений, так или иначе проявившихся в различных произведениях. Основателями метода считаются И.-Г.Гердер, Гете, Бенфей. В российском литературоведении компаративистикой занимался А.Веселовский. Два типа сопоставлений, на которые опирается компаративистика: — историко-генетический (или контактно-генетический) подход, когда общность явлений объясняется общностью происхождения; — сравнительно-типологический подход, когда общность объясняется поздними сближениями или общими социально-историческими условиями развития (проявляется в «вечных темах» и «вечных героях», общих жанрах, сходных литературных направлениях и течениях, стилевых приёмах и т.д.) Базисные положения метода: — возможны сопоставления литературных явлений в синхронии и диахронии (из одного или разных временных отрезков); — в основе всякого сопоставления лежит механизм сходства и различия «своего» и «чужого»; — литературные явления полигенетичны (могут восходить к нескольким источникам одновременно); — при сопоставлении сюжетов мотив выступает неделимой единицей; — при сопоставлении образов единица — группа ассоциаций, аллюзии; — метод включает изучение влияния разных видов искусства (живописи, музыки, кино и др.) на литературу; — возможны тематические исследования (напр., христианские мотивы в творчестве разных авторов; концепт войны и мира, и т.д.) Мифопоэтика – серия методов, направленных на изучение первичных, глубинных смыслов и значений художественной образности. У истоков школы — работы братьев Гримм по фольклористике, показавшие наличие сходства многих сюжетов и образов в разных сказках. Далее к мифопоэтике присоединили архетипный анализ, изучающий повторяемость образов или ситуаций, опираясь на теорию архетипов и коллективного бессознательного, разработанную К.-Г. Юнгом. (Архетип — прообраз, матрица коллективного бессознательного, в гуманитарных науках понимаемый как первичный образ, оригинал, символ, переходящий из поколения в поколение, положенный в основу мифов, фольклора и самой культуры). Мифопоэтика исследует: — скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные ситуации, тропы, жанры – с обрядами, ритуалами (прежде всего, календарными и посвятительными, по Дж. Фрэзеру) и с архетипами (национально- культурными проявлениями «коллективного бессознательного», по К. Юнгу); — «авторскую мифологию» — представление о бытии, представленное в художественном мире писателя. Во второй половине ХХ ст. мифопоэтика сближается со структурализмом и в методологический набор данной школы включается и теория фр.ученого Р.Барта. Психологический метод — основан А.А. Потебней и связан с такими подходами, как психопоэтика, фрейдизм, неофрейдизм (Э.Фромм, Анна Фрейд), психоаналитическая критика. Основные цели метода — изучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Исследователи обращают внимание на доминирующую точку зрения и формы ее раскрытия: исповедь, дневник, переписку, внутренний монолог, поток сознания, диалог, несобственно-прямую речь, «диалектику души», процессы индивидуального бессознательного (сон, бред, видения, обморок и т.п.) В границах психологического метода Потебня разработал психолингвистическую теорию, согласно которой язык — особенный вид духовно-практической деятельности, не способ выражения готовой мысли, а орудие творения ее. Т.о., источник литературы — язык с его психосемантическими особенностями, а ключевое понятие — слово. Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя. Он связан с этническими и национальными проявлениями, менталитетом личности – эмоциями, мировидением, подсознанием. Среди российских представителей данной школы можно отметить Л.С. Выготского, Д.Н. Овсянико-Куликовского. Психоаналитическая критика – опирается на исследования основателя психоанализа З.Фрейда и неофрейдистов (Э.Фромм, А.Фрейд, С.Грофф). В данный момент — одна из популярных и активно развивающихся методик, раскрывающая художественные произведения в весьма неожиданном ракурсе. Тексты рассматриваются как отражения сознательного и бессознательного (комплексов, травм) автора. З. Фрейд применял психоаналитический метод при анализе психологии творчества Л. да Винчи, В. Шекспира, И.В. Гёте, Т. Манна, Ф. Достоевского, опираясь на психосексуальное развитие их личностей и на сформулированный им самим «эдипов комплекс». Однако, как и самого Фрейда обвиняли в чрезмерной односторонности подхода, так и методика психоаналитического литературоведения вышла за данные рамки, и перешла с повышенного внимания к автору на персонажей, образы, ситуации, представленные в произведении. Психоаналитическая интерпретация текста ищет скрытые смыслы в образах и символах, подтексты и скрытые мотивы в ситуациях и поведении персонажей, используя категории и принципы психоанализа. Основные принципы психоаналитической интерпретации текста по Фрейду: — выявление и анализ энергетически насыщенных слов; — переосмысление явного смысла истории и поиск скрытого смысла; — противопоставление сознания и бессознательного, внешнего и внутреннего — основополагающее в психоанализе; — выявление неосознанных мотивов и чувств, вне зависимости от того, принадлежат ли они автору или персонажам произведения; — поиск в художественном произведении ключевых концептов психоанализа: эдипов комплекс, фантазирование, сны, галлюцинации, эрос-танатос (либидо-мортидо), сублимация, невроз-психоз, Ид (подсознательное), Эго (сознание), Суперэго (сверхсознательное). Данные концепты важны в анализе содержания текста; — акцентируя на замещениях, отбрасывании явных смыслов и вытягивании на поверхность смыслов (мотивов) скрытых, аналитик обрисовывает семантику скрытых и истинных желаний; — существует два вида психоаналитической интерпретации: анализ биографии и анализ художественного текста. Психоанализ личности автора произведения не имеет цели открыть, например, его анормальность; речь скорее о реконструкции структур бессознательного и причинно-следственных связей. Задача психоанализа — не исследование внешней реальности, а исследование переживаний, подсознательных мотивов, зачастую пребывающих в конфликте с объективной реальностью. Вопрос, который может задавать себе в данном контексте исследователь: известен ли автору подтекст его произведений? Принципы анализа и объекты интерпретации по Адлеру: — характеры персонажей: а) особенности социальной адаптации/дезадаптации героя; б) механизмы психологической защиты, отображенные в мыслях, речи, снах, поступках героя; в) отношения героя с семьей, анализ ситуации его детства; г) авторские эмоциональные акценты, указывающие на его отношение к герою; — система образов: а) как проекция личности автора; б) как контрастные характеры (социальные группы); г) как проекция эгоцентрической модели характера, когда в центре один герой, утверждающий определенную осознанную позицию (романтическая традиция); — структура сюжета и внесюжетные элементы — идентичные сюжеты и коллизии, переходящие у автора из произведения в произведение и указвающие на создание им индивидуальной «авторской мифологии»; — эпизодические образы-символы, мотивы; — художественные детали. Структурализм — возникновение метода связано с переходом в ХХ ст. гуманитарных наук от описательно-эмпирического уровня исследований к строго теоретическому и точному, требующему логизации и абстрагирования. У истоков школы — Пражский лингвистический кружок и Парижская семиотическая школа (Р.Барт, Ю.Кристева). Структуралисты воспринимают текст как четкую систему со своим набором символов и внутренними связями, отношениями; и интересует структуралистов не количество элементов, а именно отношения между ними, собственно, и обеспечивающие устойчивость и уникальность конкретной системы. Как сказал Ю.Лотман: «художественный приём – не материальный элемент текста, а отношение». Правила интерпретации по Р.Барту: — текст изучается как замкнутая структура; — текст делится на сегменты (лексии); — в лексии определяется коннотационное (дополнительное) значение, вызванное ассоциациями; — медленное прочтение помогает проследить структурирование; — отметить исходные точки значения, т.к. то, что создает сам текст — интертекстуально. По Р.Барту, автор живет и самовыражает себя только в момент создания текста, а когда текст завершен, автор не может вернуться в прошлое, т.к. текст — свершившийся и законченный акт, вне которого автора не существует. И еще одна интересная цитата Р.Барта — «рождение Читателя приходится оплакивать смертью Автора». Семиотическая школа - тесно связанная со структурализмом школа, один из его методов. Название получил от науки о знаках, семиотики. Основатели школы — Ф. де Соссюр, Ч.Пирс, У.Моррис. Среди русских исследователей, работавших в жанре семиотики стоит обратить внимание на Я.Проппа и его «Морфологию сказки», в которой он создал знаковую функциональную структуру сказки, выделив 31 функцию и дав их толкование. Семиотические исследования направлены на изучение смыслопорождающих функций знака, которые проявляются в первую очередь в системе бинарных оппозиций ((хороший/плохой, слабый/сильный и т.д.) <Принципы семиотики: — сфера культуры, литературы, произведения изучается как знаковая система (система кодов); — словесная структура текста — означающее, заключенная в нем модель мира — означаемое. Герменевтика - философско-эстетическая теория интерпретации текста и наука о понимании смысла произведения. Функция интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует понимать произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности. Истоки герменевтики восходят еще к первым толкователям Библии. Среди современных ученых, развивающих данный метод исследований — Х.г. Гадамер. Принципы герменевтики: — принцип диалогичности (понятие ввел М.Бахтин) — духовный мир, заключенный в произведении, связывает автора и интерпретаторов с традицией; — принцип эмоциональности — чтобы быть понятым, произведение должно быть прочувствовано реципиентом; — контекстуальный (культурологический принцип) — интерпретация невозможна без погруженности в конкретную культурно-историческую традицию; — принцип избирательности — интерпретатор должен учитывать хронологически-историческую дистанцию, отделяющую его от автора; — принцип целостности (герменевтический круг по У.Дильтею) — при восприятии художественного произведения возможно понимания части через целое и целого — через интерпретацию его частей, — оба пути правильны; — принцип вариативности — возможно множество интерпретаций одного произведения; — принцип личного подхода и толерантности — интерпретатор волен руководствоваться личными этическими и эстетическими воззрениями, быть свободным в выборе цели и методов интерпретации текста, но обязан признавать авторитетность его автора; — принцип единства формы и содержания — основная цель анализа произведения — установление личностного взаимопонимания между читателем и текстом. Как видим, герменевтика включает в себя элементы некоторых других методик, но основным ее постулатом является учитывание субъективной индивидуальности интерпретатора и объективной ситуации создания произведения (время написания, влияние традиций и духовного контекста и т.д.) Постмодернистская критика — используется при изучении постмодернистских произведений (хотя некоторые ее элементы применяются исследователями и в анализе произведений более раннего периода). Основной метод — деконструктивизм, основоположником которого является Ж.Деррида. Базовые принципы постмодернистской критики: — литература — дискурс (открытая динамическая и саморегулирующаяся система в ее взаимодействии с внелитературной средой); — деконструкция — (выявление внутренней противоречивости культурной практики человека) используется как главный вектор анализа текста — в приемах пародирования, травестирования, иронии, выявления бинарных оппозиций; — автор может быть носителем множества авторских масок; — постмодернистский текст можно интерпретировать одновременно и как явление масскульта, и как элитарное (принцип двойного кодирования); — акцент на анализе телесности и «шизофренического дискурса» в произведении. Экзистенциальный анализ — (лат. existentia — существование) ориентирован на исследование личности человека во всей полноте и уникальности. Экзистенциальная философия, зародившаяся в Европе 19 века, опирается на труды С.Кьеркегора, Гуссерля и Хайдеггера, а из русских мыслителей к экзистенциалистам можно отнести Бердяева. «Бытие-в-мире» – принципиальный феномен человеческого существования, и потому экзистенциалисты считают важнейшим вопросом не поиск абстрактных общих истин, а проблему переживания конкретным человеком своего конечного пути. Ситуации выбора, составление жизненного плана, диалогичность существования в общении с другими людьми – вопросы, на которых сосредоточен экзистенциальный анализ. Поскольку бытие человека охватывает прошлое, настоящее и будущее. Между этими измерениями времени должен существовать баланс. Если же начинает преобладать какое-то одно время, внутренний мир личности сужается, а ее экзистенциальное видение ограничивается, что приводит к расстройствам вплоть до ощущения потери смысла жизни. Особенно плохо, когда уменьшается или же вообще исчезает открытость человека будущему. Преодоление запретов, ощущение личностной свободы – это то, что, согласно экзистенциальному учению, возвращает человеку радость и наполненность жизни. Таким образом, экзистенциальный анализ — это способ понять, что представляет собой наполненная смыслом настоящая хорошая жизнь, как человек может прожить такую жизнь, оставаясь на почве реальности с ее трудностями и бедами, а также, какой может быть помощь человеку, который не чувствует, что его жизнь – хорошая. Рекомендуемая литература: |
Просмотров: 837 | Добавил: surra 12/08/21 15:50 | Автор: Argentum Agata |
 Всего комментариев: 1 | ||
| ||