Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
образный обзор, обзорный образ, №4-5
Обзоры
Автор: Олег_Юшкевичъ
очередной разбор образного конкурса
напоминаю, что здесь всего лишь мнение, основанное на впечатлении…
вомзожны опечатки…

----------------------------------------------

1. Koterina. Цвета абсента
http://litset.ru/publ/16-1-0-379
В сумрак вливается с плеском туманное утро,
В холоде тонут слова, как лимонные дольки.

Оценивая образность 1-й строчки, отмечу, что плеск всё же сопровождается, точнее, подразумевает, определенную резкость, интенсивность, ускорение. Утро же «входит в сумрак» постепенно, без резких движений, без шумов. Посему, диссонанс. Не когнитивный, конечно, но перцептивный. Просто для размышления, а вдруг это так… 2-ая строка – сочная: слова-дольки очень понравились и вызвали приятные вкусовые – как в первом, так и во втором значении этого слова – ощущения… Думаю, этот образ достоин шорта, как минимум…

2. Koterina. Плоскость
http://litset.ru/publ/16-1-0-6455
Мы летали во сне, на ветвях по-чеширски качались.

В общих чертах, тоже славно. Чеширские катания, кроме прочего, вызвали определенную ностальгию по детству: качели, речки, леса, сновидения… Не скажу, что шедевр, но мило и приятно.

3. Ольга_Альтовская. Лист кленовый в луже у колодца
http://litset.ru/publ/16-1-0-12170
В детстве заблудившееся лето
До сих пор аукает во мне.

Матрёшка* получается: во мне лето, а лето - в детстве… Многослойность редко работает на качество по причине законов восприятия – всё гениальное должно быть простым, поэтические образы - тем более… Этим они отличаются от смысловой составляющей, в которой, наверное, всё наоборот… Так вот. Сам по себе, т.е. смысловая составляющая образа – проста, понятна и даже немного банальна, а вот построение образа – сложное. Интересно, а если лето и детство поменять местами – в лете заблудившееся детство - и на этом сделать идейный акцент?
Подытожу: просто о сложном, сложно о простом… Нормально, в общем…


* про матрёшку написал раньше Николаича, не списывал)))

4. Ольга_Альтовская
По кругу.
http://litset.ru/publ/1-1-0-12632
Как он трагичен, безумен и сладок –
Путь без начала в пути без конца.

Первое. Мне не очень нравится эпитет «сладок» в одном ряду с «безумен» и «трагичен». И сразу – второе. А к чему относится метафорическая конструкция «Путь без начала в пути без конца»? К миропорядку? Или это самостоятельный жизненный образ, точнее - образ жизни?.. В таком случае, претензии, высказанные в первой строке, снимаются… Занимательно и забавно, но, опять же, ничего нового…

5. Лейда_Цехиева
Сон в руку.http://litset.ru/publ/29-1-0-6099
Закат остановился, сильный ветер
Стучал в окошко ветками рябины,
Кусты ворчливо выгибали спины.

Здесь, я так понимаю, автор хотел удивить читателя не ветром, но спинами куста. Многие скажут – на любителя! Но именно таким любителем окажется и пишущий эти строки. И это несмотря на моё осторожное отношение к тропам, основанным на сочетании человеческого организма и явлений, предметов неживой субстанции.
Неплохо. Позабавил тот факт, что кусты, помимо прочего, еще и ворчали))


6. Лейда_Цехиева. Сказка осенняя банальная
http://litset.ru/publ/29-1-0-13367
Имя сбросит суффиксы, словно листья жёлтые,
Всё, чем лето хвасталось, осень отберёт.

Ах! Достаточно было первой строчки… Вот это моё от и до: филологическая фактура, простое действо, но сложный подтекст, лаконичность. Можно прицепиться к тому, что данный сравнительный оборот предполагает сбрасывание именем листьев жёлтых, но такое - невозможно… но на эту семантическую придирчивость автор может не обращать внимания. Вторая строка – отдельная самодостаточная конструкция, тоже приятно легла на душу…

7. Александра_Одрина. День рухнул в бездну
http://litset.ru/publ/66-1-0-13581
Осколки мигов и минутных долек
Рассыпались...

Ну… минутная долька – это очень приятно и вкусно, но в сочетании с осколками мигов, смотрится как-то искусственно и натянуто. Ведь, в какой-то мере, долька минуты - это и есть осколок мига. Получается не сколько тавтология, сколько включение лишних слов-тропов, не добавляющих новых смыслов. Плюс ко всему, все эти дольки и осколки в результате – опять же! – рассыпаются. Слишком много получается долек… Но в строфе, вроде, компактно смотрятся эти образы…

8. Александра_Одрина.Оголтелая жизнь
http://litset.ru/publ/66-1-0-9543
Стерегут нас, губя,
Книжек – стаи, стихов – километры

Гм… даже не знаю что сказать… Километры строчек более точный образ, но и километры стихов имеют право быть, как, собственно, и стаи книжек… Для таких образов нужен подходящий эмоциональный контекст, так выразимся, и, вроде, в стихе образ вполне уместен. Но культурного шока троп не вызывает.

9. Белый_Ящик. По сути, люди – просто ложки в длани Божьей
http://litset.ru/publ/1-1-0-14717
По сути, люди – просто ложки в длани Божьей,
которыми Он пробует свой суп.

Такс… Если кратко, то вся эта суповая история мне приглянулась. НО! Всё же режет восприятие наличие супа и отсутствие мёда! При наличии бочки образ смотрелся бы вкуснее. А так, получается, немножко с дёгтем…

10. Белый_Ящик. О красоте...
http://litset.ru/publ/1-1-0-14733
Мы живём в калейдоскопе.
.......
Мы – палитра в фотошопе.

Опять же, образ не ошарашивает, не удивляет и не восхищает. Хотя и забавен культурологический контекст, т.е. учет реалий времени, использование не банальной палитры, а именно цветовой палитры, но с информационно-технологическим оттенком…

11. Елена_Севрюгина. Не твоя Любовь, не твоя Весна
http://litset.ru/publ/3-1-0-14708
Закрывай глаза и лети за ним
Легкокрылой ласточкой в небеса

А в чём образ-то? Поэтизм, метафора, безусловно, присутствует. Но не то чтобы красоты, новое в данной конструкции отсутствует напрочь… В стилистике стихотворения, в котором есть данный образ, экспериментальные, крикливые образы смотрелись бы крикливо, экспериментально. Здесь автор прав. Но. Мне представляется неудачным не сам образ, но выбор именно его на конкурс…

12. Елена_Севрюгина. Воспоминания
http://litset.ru/publ/1-1-0-14709
Святое детство, юность безмятежная
Смеясь, приникнут к моему окну…

Очень хрестоматийно, в остальном – см. выше…

13. Nikolaich. Алый
http://litset.ru/publ/53-1-0-4423
Значит утро остынет совсем,
не забрезжит,
не нальёт алый вермут в бокалы витрин*

Из представленного больше всего симпатичны бокалы витрин – занимательная штучка, я вам скажу. И вот почему. Иногда образ представлен односложно и этого вполне достаточно. В данном же случае наблюдаем своеобразный перенос как визуально-сравнительных характеристик (витрина – стекло – бокал; витрина – прямоугольник – разрез - стакан), но и действия: бокал наполняется вермутом-закатом. Или не наполняется, но это уже не важно.
Красиво и точно!


14. Nikolaich. Суховей
http://litset.ru/publ/29-1-0-11696
А утро занималось, как всегда,
и горизонт дрожал мельчайшей рябью,
и отверзались, по привычке, хляби,
и орошали кучевые города*

Здесь вопросы. Эпитет «мельчайший», расположенный рядом с рябью, воспринимается тавтологично. Далее. Хляби разверзнутые, конечно, не #розы-морозы, но тоже поднадоевший сравнительный оборот. Правда, привычка действия добавляет изюму. «Орошали кучевые города» – всё это мило, но трудно усвояемо...

15. Игорь_Хомечко. На дворе, как в палате больницы, белоснежные всюду бинты
http://litset.ru/publ/1-1-0-13546
Как медсестры, склонились березы
У постелей кирпичных бедняг.

А здесь – хорошо, мне нравится… Вполне осязаемы и воспринимаемы берёзы в контексте с мёдсестрами: белые ленты, повязки в цвете коры… По-моему, неплохо.

16. Игорье_Хомечко. Твой холодный и строгий сапфир
http://litset.ru/publ/16-1-0-12821
Недалече крадется зима со своим длинноночеством,
В ледяной чистоте – черноокая, так же, как ты…

Забавный окказионализм, несмотря на то, что тему оди-ночества обыгрывали много раз. С одной стороны – длинные ночи, с другой стороны – бесконечное одиночество… так прочиталось…


17. Ирина_Ашомко. Подари мне сказку
http://litset.ru/publ/3-1-0-11257
Отдых - это выход из цикличного
в сказку... И от правды выходной...

Ну, ничего заслуживающего внимания в данной конструкции я не обнаружил: критиковать – нечего, хвалить, увы, тоже… И что значит «от правды выходной»? Отдых - это что, некая сентенция лжи? Не очень понял…

18. Berg. *** (Под парусом черным скиталец Тесей)
http://litset.ru/publ/16-1-0-14692
Где-то скитальцы под парусом белым,
Где-то забыли его поднять.

Без указания денотаты, аллюзия не считывается, а, значит, и сама идея остаётся непонятой. Не очень хорошо, когда образ необходимо трактовать дополнительными сносками. С другой стороны, написанное нивелируется упоминанием в названии Тесея. В таком случае, зачем сноска?

19. Berg. Смерть
http://litset.ru/publ/1-1-0-14691
Смерть шествует, как царица…

Вспомнилась «Сказка странствий», где образ смерти А. Митта великолепным образом передал через Чуму – она тоже шествовала, как царица. Особого креатива в образе нет, хотя свои задачи конструкция решает…

20. Марина_Старчевская. Над городом...
http://litset.ru/publ/19-1-0-14456
Парадная дверь, посылая вон,
Ругается, как сосед,
Чихая в простуженный домофон,
Хрипит, что хозяев нет.

Мне милы квартирно-домашние метафоры и здесь нравится. Но сложной показалась эта хворая дверь: хрипота, простуда, ругань… Нет, всё нормально, но вот... Вот моё восприятие рисует домофон как часть парадной двери. Соответственно, сложно воспринимал эти чихи в саму себя…

21. Борис_Ясный. Зима
http://litset.ru/publ/23-1-0-14746
Зябко воет ветер голый
В покаянии усталом.

Можно ли выть зябко? Не знаю. Но уставшее покаяние неплохо считывается и вписывается в канву стиха… Как и обнаженный ветер. Забавная конструкция… Правда, ветер-ню дует на грани лезвия ножа смысла ))

22. Борис_Ясный. Январский дождь
http://litset.ru/publ/23-1-0-14654
И поливают из звездных ковшей
Землю глазурью подруги - медведицы.

А здесь точно тире необходимо? Или всё же кратка-дефис? Образ, скажем так, описательный, без особых изысков, изобретений, оксюморонов и контаминаций… Из серии «что вижу, то пою» в хорошем смысле этого слова. Кстати, справедливости ради, отмечу, что очень понравились лысые колеса из того же стиха...

23. Сергей_Вострецов. Пустые города
http://litset.ru/publ/10-1-0-14135
Пустые города,
лик неба в шрамах веток,
оборванная нить
непройденных дорог…

Забавное совпадение...
http://www.stihi.ru/2010/01/26/6078
но, повторюсь, просто совпадение)

Сам по себе каркас-метафора пустого города – поэтична, но на любителя городских изысков. Впрочем, вкусовые рецепторы никто пока не прижигал. Что имеем: хорошее и красочное сравнение, несмотря на то, что было уж такое…


24. Александр_Кожейкин. Диалог в двух SMS-сообщениях
http://litset.ru/publ/3-1-0-5380
Расскажу, что любовь не ветер, и, пожалуй, любовь не море. В сердце ладит на дырку латку и поёт певчей птицей в нем же. Может быть она горько-сладкой, обжигая, пройтись по коже.

Ну…
(режь панда палец))
п.с. на любителя, короче…


25. Александр_Кожейкин. Страсть
http://litset.ru/publ/3-1-0-4904
страсть показалась мне голодным волком,
тебе – внезапно вспыхнувшим костром;

Сравнение-дуплет, но, опять же, не очень увлекательно, хотя и нормально. Вот такое мнение-тем не менее, думаю, апологеты (у) образа найдутся. Зацепиться не за что в т.ч. и критическому карандашику.

26. Ирина_МелNik. Призрачный скиталец
http://litset.ru/publ/16-1-0-8577
Он, за неимением чистой бумаги,
На окнах напишет всю гамму от «до»:
До – жди и до - ждись,

Конечно же, подожди-дожди обыгрывалось миллион раз и после шлягера Корнелюка вообще воспринимается как трафарет шаблона. Но. Здесь имеем некоторое авторское исполнение, поскольку к классическому сочетанию вида осадков и глагола добавлен музыкальный термин. В итоге получилась забавная трехслойная конструкция.

28. Люся_Мокко. Скоро закончится дождь
http://litset.ru/publ/16-1-0-14516
В городе синих дождей расцвели фонари,
небо рассеянно морщится в ряби канала.

И здесь имеем двухсложный троп. Иногда на конкурс принимаю и три, и четыре строчки, если они характеризуют один объект (явление), но с разными составляющими. Здесь с удовольствием проголосую за первую часть работы, расцветшие фонари в городе синих дождей – очень поэтично, зримо, тонко. Вторая часть показалась перегруженной: три слова данной фразы – моя апперцепция! smile - характеризуют одну картинку – рассеянно (хорошая аллюзия в т.ч. и к техническому термину), рябь, морщится… Достаточно было бы двух слов, но это были бы совсем другие стихи и другой автор. А в итоге, конечно же, очень неплохо!

29. АлексейИрреальный. Время взялось за стирку
http://litset.ru/publ/1-1-0-2841
Время легло на плечи мне,
память
висит
портретами.

Не сочтите за лень, но напишу кратко: это очень хорошо...

30. АлексейИрреальный. Стекает капля ноября в моём стакане
http://litset.ru/publ/16-1-0-5988
Стекает капля ноября
в моём стакане.

Не сочтите за лень-2, но скажу еще короче: браво, Алексей! Вот только смутил стакан, жеманно как-то он смотрится на фоне всего остального...
а если

Стекает капля ноября
в стакане (времени, осени, горизонта, неба и пр.).

просто мнение, не более...


такие таки-дела...
Опубликовано: 19/01/15, 22:11 | Просмотров: 1587 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Олег, спасибо за обзор, много полезного.
К сожалению, не читал раньше "Ночной город", иначе не выставил бы на конкурс свой опус.
Сергей_Вострецов  (25/01/15 17:25)    


просто совпадение, не более..
Олег_Юшкевичъ  (25/01/15 22:37)    


Верно отмечено. Поддерживаю.
Berg  (23/01/15 13:29)    


спасибо...
но сомнение - моя добродетель...
)
Олег_Юшкевичъ  (23/01/15 16:02)    


Олег, я вам уже говорила, что ваши образные обзоры воспринимаю как замечательный практикум по работе с образами ) бывает, иногда заБРЕДет в голову какая-нить накрученная паэцкая штукенция, а на заднем плане тут же возникает мысля: а что об этом скажет товарисч Ю? ну, и начинаешь рассматривать эту штукенцию под разными углами, о которых у вас тут начитаешься )))

Одним словом, спасибо! ) в следующий раз постараюсь не переружаться в образном конструировании, но не знаю, получицца ли )))
Люся_Мокко  (22/01/15 23:17)    


спасибо, Люся)
напомню, что здесь всего лишь мнение, основанное на восприятии.

cool
Олег_Юшкевичъ  (22/01/15 23:39)    


Ну, вот я как-то доверяю этому восприятию )) ибо часто чувствую то же самое ) этакое перцептивное сродство cool
Люся_Мокко  (22/01/15 23:42)    


апперцептивное))

cool
Олег_Юшкевичъ  (22/01/15 23:50)    


оно самое, ога ))) и это тем более удивительно cool
Люся_Мокко  (22/01/15 23:55)    


Спасибо, Олег, за обзор! Особенно за "Ах!" ))) Так здОрово, что есть ещё люди, находящие время и желание (или почти желание)) высказаться по чужим произведениям.
С признательностью)
Лейда_Цехиева  (22/01/15 15:51)    


благодарю) cool
Олег_Юшкевичъ  (22/01/15 20:54)    


Спасибо, Олег! О стакане подумаю. Я его использовал, потому что в этом стихе уже было "и засыпается имбирь в глинтвейн коричный..."
АлексейИрреальный  (22/01/15 10:59)    


мне кажется, название надобно поменять...
спойлерит финальный образ))
Олег_Юшкевичъ  (22/01/15 11:14)    


Александре Одриной:

Александра, осколки мигов воспринимаются мной почти обломками МиГов, это мешает, имхо.
Nikolaich  (22/01/15 10:48)    


Олег, спасибо, что обратили моё внимание на определение ряби, работающее вхолостую))) Туда можно и другой эпитет приделать, я подумаю)
Nikolaich  (22/01/15 10:44)    


просто мнение, Николаич)
Олег_Юшкевичъ  (22/01/15 11:14)