Приветствую всех, кто открыл мою «десяточку»!
Сразу расставлю все точки над «ё», «і», «ї» и прочими возможными «оточкованными» буквами: топ-10 – не трамвай, не троллейбус и даже не как-бы-маршрутное-такси в час пик – все любимые авторы внутри него не утрамбуются и не увезутся в светлый и праздничный мир кричания «ура» и подбрасывания чепчиков. Поэтому эту подборку и порядок стихов в ней не следует понимать как ранжирование по качеству творчества – мол, здесь наиболее тронутые гениальностью в некоем субъективном понимании, а остальные избранные мной авторы – #тожемолодцы, #выоченьстарались, #попробуйтевдругойраз, #выпочтилучшие, #снованомердва. Нет, важных образчиков высокой моды и высокой кухни пищи для души у меня куда больше, но от импринтинга никуда не денешься – применённый мной принцип отбора стихов можно описать формулой «оригинальная причёска мысли + сильные воспоминания». Так что если вы сюда не попали – у нас ещё всё впереди (или нет??:)), а если попали – благодарю за совместную историю!
1. Именно благодаря этому давно дорогому мне автору случилось чудо – друг привёл друга на ЛитСеть в связи с началом второго МПК и замечательными отзывами о сайте-организаторе. Поэтому именно с её стиха я и хочу начать своё восхищение воплощением поэзии в отдельно взятых творческих личностях, т.б. первая (но не последняя) встреча с ним состоялась как раз в процессе подготовки к первому туру упомянутого конкурса. Тогда в идее Маргариты ещё и не летало, но когда она появилась – стих определённо обрёл новую насыщенность красок и новый горьковатый вкус завершённости, а вот заслужил ли он покой – решать только самой Наталье. Итак, Наталья_Бугаре. Последняя Маргарита http://litset.ru/publ/11-1-0-32822 Она была странной, а я в нее был влюблен.
Ложилась под утро – романы всю ночь читала.
Когда засыпала, терял я покой и сон,
урча до зари, что по небу плескала алым.
Вставала к обеду – богема, ни дать ни взять.
Смеялась чему-то и шла босиком на кухню.
Шутя сокрушалась, что мне кофейку нельзя
и, чтобы утешить, почесывала за ухом.
Она улыбалась, касаясь рукой окна,
глядела невидяще, нервно хватала кисти,
Пьянела работой вернее, чем от вина,
вокруг тишина осязаемо в доме висла.
Она уходила под вечер всегда одна,
а я на балконе ее провожал глазами
и падал куда-то, где не было вовсе дна...
Где времени бег прекратился, а может замер.
Она возвращалась, как будто сдавалась в плен,
кивала мне так – мимоходом и между прочим.
И птиц рисовала невидимых на стекле.
Ей крылья – зачем? Но вот надо же, очень хочет…
Картины ее – акварельных мазков ажур,
но пишет она на полотнах чужое счастье.
Подумав, решил, что я правду ей не скажу –
закончился крем и скончался последний Мастер.
2. А вот этот стих – один из тех, которые оказались в ряду первых прочитанных и избранных «на новом месте» при том, что о творчестве этого автора я ранее ничего не знала. Но любовь уже только к одной изложенной ей концепции нового языка выскочила передо мной действительно как пресловутый убийца в переулке и поразила как молния или финский нож – впрочем, животу, многократно надорванному от ухахатывания, любое колюще-режущее уже не так и страшно, а молния, судя по вечно наэлектризованным тараканам в моей голове, туда уже ударяла и повторы только приветствуются :) Поэтому читайте осторожно, но обязательно переходите на сторону логики. Логиня
О корректном языке http://litset.ru/publ/14-1-0-8641 Если б с логикой в России нынче было всё в порядке,
То филологи язык бы не коверкали силком –
Не лопатой, а копатой бодро вскапывали грядки,
Ну, а гвозди забивали, несомненно, колотком.
Почему милей на грабли вместо грёблей наступать им?
Отчего не окрестили дрель дырелью до сих пор?
А для колки дров хватают – вот с какой, скажите, стати? –
Не рубанок, не рубильник, не рубаху, а топор!
Вон, строганок переврали – это что за странный выверт?!
Долбото подсократили – надо ж было удружить!..
Лишь пилу назвали верно: люди ей и вправду пилят –
Но тогда напильник должен для пилы чехлом служить!
Мне в филологи пойти бы! Наш язык – могу поклясться! –
Стал тогда бы ярче, краше и логичней во сто крат.
Жаль, медбрат меня уводит, увенчав чернильной кляксой,
А точней, синильной шмяксой мой новаторский трактат.
3. На творчество этого автора мне посчастливилось выйти несколько лет назад на другом сайте – как же я радовалась этой филигранной и мягко мерцающей глубокой образностью находке! Конечно, и на ЛитСети я сразу, как нынче говорится завсегдатаями соцсетей, «подписалась на обновления» :) Этот стих – тоже один из тех, которые были добавлены в мою литсетевскую копилочку прекрасного в самом-самом начале, потому что сюжет мне очень созвучен, а концовка очень вдохновляет и по настроению чем-то перекликается с лаконичным, но очень трогательным и ёмким посвящением, написанным Самуилом Маршаком для своей подруги Тамары Габбе. Люся_Мокко
На самом дне http://litset.ru/publ/11-1-0-22875 Пока ещё не спряталась река
под синим льдом от северного ветра,
луна по невесомым облакам
спускается на воду незаметно.
Дорожкой серебристой льнёт к ногам,
одно мгновенье – ты безвольный пленник.
Идёшь, и ускользают берега,
стоишь, и подгибаются колени.
И руки непростительно слабы,
от холода тебя в дремоту клонит.
Вода смывает линию судьбы
с твоей жемчужно-мертвенной ладони.
Туманясь, волны шепчут: «Ты прощён…
грехи твои – химеры в лунном свете».
А ты, рекой не выпитый ещё,
едва вбираешь в грудь морозный ветер.
И тонешь в непрозрачной глубине,
с тобой луна плывёт зеркальной рыбой…
Прощенье ты нашёл на самом дне
и выжил, где другие не смогли бы.
4. Кстати, о птичках. А точнее – о рыбках и речной мистичности. Этого автора я когда-то полюбила и за юмор, и за лирику – тонкую, ароматную, шлейфовую… И она (автор) своим примером неоднократно доказывала и продолжает доказывать, что в списке секретных ингредиентов литературного мастерства – неуёмная и почти бескомпромиссная чувствительность к сочетаниям слов и их смыслов, и чем ниже «болевой порог» к небрежностям, которые ну никак не назовёшь дерзко-обаятельным гранжем, тем, конечно, некомфортнее, но лучше для любви к искусству. Выпуклой иллюстрации ради очень хочется представить именно одну из умноострых пародий Еленки. Еленка
Приключения в лодке http://litset.ru/publ/13-1-0-35646 Автор: Дефонтер
"Не надо!"
перевод с украинского стихотворения
Николая Бескровного "Не треба"
http://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=45851&poem=232928
"Помню, я заблудился тогда
в лодке с девушкой, возле причала."
"Всплески рыб разносила вода." Пародия:
Проходите, садитесь, друзья!
(Летний вечер, известно, короткий).
Расскажу вам историю я
О своих приключениях в лодке.
Как сейчас вижу: полночь, вода,
Где-то птица ночная кричала…
Помню, я заблудился тогда
В лодке с девушкой, возле причала (с).
Лодки той – три доски, два весла.
Не пойму, как я мог заблудиться?
Не иначе как нечисть «пасла»
Нас с любимою возле водицы.
Плоскодонка – не Ноев ковчег,
Не «Титаник», не крейсер «Аврора».
Знать бы, дух потревоженный чей
Нас по призрачным гнал коридорам.
Не помог ни знакомый причал,
Ни луна, ни ночная прохлада.
Я молился, я плакал, кричал,
Повторяя: «Не надо…Не надо!»
Всплески рыб разносила вода (с),
Я напрягся – и в памяти всплыло
Заклинание: «трах-табадах!» –
Наваждение вдруг отпустило…
…Вспоминалась та ночь много раз.
Я клянусь вам: не пили мы водки!
Люди блудят в трёх соснах подчас,
А меня угораздило – в лодке!
5. А теперь наконец и о птичках. Конкретно вот эта прилетела из неземных краёв во время третьего МПК и гнездилась в диалоге нашей команды, а когда вылетела себя показать – была принята за экзотическую Parus xanthogenys (из-за чего и эпиграф приблудился), а что это за «парус» такой – погуглите сами :) Но я продолжаю верить, что ценность этого стиха всё же независима от ценности продуктов Болливуда, подарившего миру особую физику-в-кино и шутки об индийских психотерапевтах. Потому что на (замечу, совсем не подростково!) затронутую тему спокойно отреагируют только воплощённые Ланнистеры и Таргариены (и то не все). Светлана Ткаченко
Синица http://litset.ru/publ/3-1-0-35904 ..................................................................индийскому кино посвящаю:-)))
Шерстинка к шерстинке, травинка к травинке, капель – к ручьям…
Земным ли, небесным, чужим ли, окрестным, а я – ничья.
Чернеют в высотках окошки-сиротки. Косяк грачей –
С берёз на осину, с ольхи на рябину… И ты – ничей.
Отцовская милость: красой уродилась – почти пустяк.
Оставил, как жало, лишь в виде кинжала родимый знак.
А мама роптала, отца вспоминала примерно так:
Признаниям дивным от сердца блондина цена – медяк.
Забыты уроки и детские склоки, последний бал,
И как по-щенячьи под школой маячил, у дома ждал.
А я горделиво, с косичкой игривой и нос задрав,
То кляксы лепила, то списки копила своих лукавств.
И всё-то казалось: вот, самую малость – примчит журавль,
Что парень в столице по кличке Синица – не мой капрал,
Не ходит по клубам, не купит мне шубу, ценитель лавр,
Читает и пишет, и книгами дышит, не тот накал.
Уже тридцать восемь, и первая осень – сединка в прядь.
А на горизонте, на личном на фронте всё тишь да гладь.
Последние десять, притихшая в спеси, устав играть,
Запала на стансы… А ты не являлся, отстал, видать.
Ты снишься всё чаще: приходишь, как раньше, не прячешь нрав,
Читаешь мне книжки, приносишь коврижки. И вечно прав.
Не ропщешь, не давишь, и лестью не манишь, не строишь драм.
И колет под сердцем раз в несколько терций кусок ребра.
Сереют все кошки. Сияют окошки. Дворовый «гав».
Нам станет пальмирой простая квартира – от всех неправд.
Решила. Сразила. Бельём искусила. Сам дьявол рад.
В пшеничные косы ныряешь ты носом, не сдать назад.
И рук не разнять нам, и жгучи объятья. Амур крылат.
И ты – не «Синица», и я, как Жар-птица, и месяц март.
А губы по коже, и чувства из ножен, и воздух сжат…
Набедренный кортик, как сталь по аорте…
Ты что, мой брат?!
6. Да, осознание неожиданности и силы влияния внешних факторов, на которые ты не можешь повлиять – дело нелёгкое, а иногда и непосильное, и тогда начинается то, что социологи называют «моральной карьерой»… Не так давно мне попался текст Бориса Акунина о пользе поэзии, где им были рекомендованы три «универсальных» стихотворения разных авторов – рекомендованы для проговаривания про себя в сложные моменты жизни вместо мантр. Если бы аналогичный список составляла я, в него обязательно вошёл бы следующий стих уже давно читаемо-почитаемого мной автора (и тоже двукратной сокомандницы по МПК): Ира Сон
Трудно быть богом http://litset.ru/publ/1-1-0-11083 Трудно быть богом, если один за всех,
Если от голосов закипает мозг,
Если ожогом нА душу каждый грех,
Если ты сделал больше, чем даже мог:
Умер, воскрес, вознёсся на небеса,
Дал им свободу выбора, цель и дом.
Только вокруг по-прежнему детский сад:
Каждый бежит к тебе со своим горшком.
Трудно быть богом, если в душе дыра,
Если устал оттуда сюда сновать,
Если опять упорно рисуешь рай,
А на рисунке, мать его, снова ад.
И, проклиная свой бесполезный дар,
Жаждешь сойти с ума, понимая, что
В то, что ты есть, и будешь, и был всегда,
Кроме тебя, не верит уже никто.
Если ты одиночеству даже рад,
Тяжестью давят титулы альф-омег,
Если тебя, любя, норовят сожрать...
Трудно быть богом, если ты – человек…
7. Следующий автор своими многочисленными «порошками» и весёлыми «депресяшками» может отстирать любые душевные пятна от плохого настроения, не говоря уже об её искромётных экспромтах и, несомненно, искровысекательных пародиях. Но успех в жанре «юмор» – не приговор, и не повод забывать о поэтическом пошиве из тонких материй. Выбранный стих как раз это и демонстрирует, многослойно соединяя в себе и романтичную переливистость образов, и невыносимую лёгкость оптимизма, с которой сродниться – на «раз», потому что шум окружающего круговорота чьих-то Мастеров, мячей и стремлений к экстриму вечен и вездесущ Мари_Гардэ
а, бывает... http://litset.ru/publ/66-1-0-27010 невозможность раствориться в белом небе без остатка
оставляет отпечатки на линованном листке.
где-то любят маргариты, мяч оплакивают таньки
и бредут бычки, качаясь, над ущельем по доске.
разведу слезу пожиже, подслащу остаток чая,
от грехов и дел рутинных ненадолго отрекусь.
всё, что нажито, – пожитки, что случается, – случайность,
где должна, с лихвой платила, всё, что шила, – вновь лоскут.
вьётся ниточкой дорога, пальцы пачкают чернила,
на стенах одни этюды, но картины нет как нет.
что пропало не воротишь, и листва кружит уныло,
и поскрипывает нудно старой яблони скелет.
настроенье: "а, бывает..., что-то, как-то, с чем-то, где-то..."
будет утро – наверстаю, не печалюсь, не впервой!
это значит, что живая, просто я прощаюсь с летом.
на бумаге запятая, и октябрь над головой.
8. Ну и как же без современных информационно-коммуникационных технологий?.. Воспоминания об этом стихе на момент составления «десяточки», наверно, самые живые ввиду его участия в одном из местных конкурсов. Упражняться в поиске любви по Интернету – это, я вам скажу, ещё на того любителя… Но главное не это. Главное, что идея «будь собой – и всё у тебя будет хорошо» обрела новые вкусные очертания – поправилась, так сказать, на 24 строчки, и это ей идёт :) Очень хочется, чтобы все «Любы» и «Кости» в результате встретились, населфились с детишками, котами и пирогами да налайкались до желания покурить на балконе… В общем, жалуйте: Лилия Слатвицкая
О виртуальной любви http://litset.ru/publ/14-1-0-16768 Во всех реальных дамочках вконец разочарованный,
но в чудо всё же верящий электрик Константин
в домашних тёплых тапочках ступил на путь рискованный,
решив в Сети (а где ещё?) любовь свою найти.
На сайте респектабельном создал аккаунт. В розочках!
Но пребывал в исканиях минуты эдак три:
увидел взгляд мечтательный и розовую кофточку,
и – будто замыкание. Короткое. Внутри.
Поставив лайков триста ей на сэлфи в разных ракурсах,
полста – на снимки котиков и фото пирогов,
наш Константин неистовый направился в атаку сам –
пленять Любовь экзотикой. При помощи стихов.
На сайте поэтическом открыв верхушку рейтинга,
он быстренько скопировал отборный мадригал –
такой весь романтический... В нём сердце билось вдребезги!
В нём ангел бился крыльями! И в нём же их ломал.
Там было всё таинственно: горел огонь в камине, и
слезились свечи вечностью, прозрачный воск струя...
С намёком недвусмысленным бросали тени длинные
скрещённые конечности на млечность бытия...
….......................................
Филолог по профессии Любовь Петровна Хромова,
на крестик справа кликает, вздохнув чуть слышно: «...ма-а-ать!»
И с мыслью, как повесить ей большую люстру новую,
уходит в Сеть великую. Электрика искать.
9. А вот теперь станет яснопонятно, с чего бы это героине из предыдущего стиха вспоминать мать, прочитав отборные рейтинговые стихи :) Если говорить об ассоциациях к этой пародии и уровню проработки ляпов исходника – «Высокий звон» Александра Иванова, браво. Это тоже было одним из моего первопрочитанного и перводобавленного в избранное на ЛС, т.к. стих мгновенно отправляет по следам детства – ходить пешком под стол, хотя взаправду ты там не ходишь, а становишься больше похожим на коня-качалку со встроенной записью дикого ржания, и не смеяться, перечитывая пародию этого автора даже в стопиццотый раз, невозможно. Ага, попробуйте. Glück
Не страшно http://litset.ru/publ/13-1-0-24986
1 место в рейтинге стихи.ру 18.02.2016 г. (!!!)
43 восторженные рецензии на момент написания пародии
Зыкова Элен
Не больно
Не больно, коль ударишь по щеке...
От той обиды только си'льней стану,
в глубокой окунусь судьбе - реке
и для тебя любовь со дна достану.
………………………………………
Не страшно, ко'гда пропасть впереди,
…………………………………………
душа летит, и к солнышку стремится.
Не больно, ко'гда было и прошло,
…………………………………… =====================
Не страшно
Не страшно, ко'гда бе'збожно сбоишь –
Своих ты ве'ршин всё-таки достигла!
Наплёвать на' всё, стре'мление лишь
Скорее по'пасть в самый топ рейти'нга.
Людя'м со слухом будет нелегко,
Но их и чи'тать это не просили!
Придёт орда глухих поклоннико'в –
И ты от восторго'в буде'шь всё си'льней!
Но ко'гда от ритмических сбоёв
Читатель твой с крико'м полезет в пе'тлю,
Достанешь всех – всучить свою любовь!
И у'крыться на дне реки не светит.
Не у'ехать, не у'бежать пешком,
На тво'ю совесть тщетно уповая!
Види'шь тени' закрыли солнышко'? –
Читательские души отлетают…
10. В фильме Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» была фраза: «Когда ты угодил в шторм, обратной дороги нет». Так и с этим автором :) Стих, завершающий подборку, не только преподаёт ненавязчивый урок хороших манер стихосложения, но и очаровывает некоей бесстрашностью прорисовывания образа главного героя – бесстрашностью показать читателям такую распахнутую внутреннюю нежность по отношению к любимой и едва уловимую чувственность речи от мужского лица. Пусть у каждого из нас будет кто-то, кто умеет так ждать и кого сможем так ждать мы… Лёша Шторм
Ожиданье http://litset.ru/publ/3-1-0-37562 Искать и ждать, просить и догонять…
Из этих зол страшнее – ожиданье.
Приди скорей, обрадуй же меня,
Свою ладонь намокшую подай мне,
Скажи, что ты спешила, как всегда,
Скучала, повторяя: ты мне нужен.
Но грянул дождь. Холодная вода
Вставала на пути, ложилась в лужи.
Поток людей мешал войти в метро,
Тебя на эскалаторе толкали:
Заезжий маг, Кощей, зловредный тролль
И Цербер обозлённо зубы скалил.
А ты плыла в неистовой толпе
Ко мне и не вступала с ними в битву.
Ты знала: я читаю о тебе
Горячие защитные молитвы.
За дверью суматоха и галдёж.
Нещадно дождь колотит нашу крышу.
Но если ты на цыпочках войдёшь,
Я в тот же миг твои шаги услышу.
Спасибо всем, и большое спасибо всем, кто прочитал всё-всё-всё :)
«Десяточка» - новый спецпроект ЛитО «Авто(р)портрет».
Десять произведений десяти авторов Литсети. Лишь десять от десяти. Сложный выбор.
Произведения, которые очень понравились, поразили, запомнились.
Узнать подробности о проекте (условия участия, ограничения по выбору и т. п.) можно у ведущих ЛитО «Авто(р)портрет»
(лучше всего письмом на адрес почты: alexeylis@yandex.ru).
Общий каталог ЛитО «Авто(р)портрет»: http://litset.ru/index/0-78
Всегда с интересом и удовольствием читаю "Десяточки". Естественно, было интересно узнать, что нравится Анечке, которую очень люблю и как автора, и как человека. Приятно было встретить тексты, которые нравятся и мне самой, потому что бОльшая часть представленных авторов и стихов мне знакома и мной любима. Ну и, конечно, познакомиться с новыми именами.
Моё имя в "Десяточке" - неожиданность, но о-о-очень приятная)) Спасибо, Анечка. Расхвалила меня так, что... ))) Наверное, именно ради подобных моментов и стоит писать, и не опускать руки, когда "не идёт" неделями и даже месяцами. Спасибо тебе ещё раз!
Спасибо за знакомство с новыми авторами и напоминание о старых, хорошо знакомых.
Пошла на цыпочках к Лёше, вдруг услышит?))))
Ты эт, не расслабляйси сильно:)
Познакомилась с новыми стихами, вновь перечла любимых авторов....так здОрово!!!!)
Большое спасибо за такой путеводитель по сайту!
На ЛС вообще концентрация хороших авторов и стихов привлекательная, так что задерживайтесь, читайте, пишите сами... :)
Бегаю, бегаю - не могу остановиться - очень много сильных и интересных авторов.
рада, что Вам здесь нравится:) и за ЛС рада, что к ней прибыл ещё один достойный обитатель:)
з.ы. А я никак не соберу свою "Десяточку" - попробуй тут выбери))
тоже з.ы. Придётся новый сборник делать
Кроме оригинально представленных портретов десяти авторов, мы видим портрет самого автора десяточки! Вернее, самой) Все комментарии ярко подтверждают, что их автор - поэт. Причём, нестандартно видящий и мыслящий. Видим, что автор очень хорошо понимает мир поэзии. Что автор - просто очень человечный и добрый человек. Но! О его, вернее, о её чувство юмора можно порезаться, ейБо!))) А проницательность - сверлит насквозь))).
Спасибо авторам стихов десяточки! И спасибо, Анна, за знакомство с новыми замечательными стихами и с Вами).
Когда читаешь такие откровения. подступают слёзы... Но мы не будем плакать долго)
И об этом песня - Вам, Анна)
Благодарю за не менее проницательный комментарий:) И за песню тоже:)