Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 18
Гостей: 8
Пользователей: 10
«Десяточка». Подборка стихотворений авторов Литсети от Олега Нечаянного
Статьи
Автор: Авто(р)портрет
Моя десяточка

С появлением интернета, море русской поэзии превратилось в безбрежный океан сетературы. Тем сложнее стало находить в этом огромном и неорганизованном пространстве истинные жемчужины мысли и изящной словесности. Сегодня я хотел бы остановиться на десяти современных авторах, чья поэзия оставила во мне неизгладимый отпечаток и, на мой взгляд, достойна стать в один ряд с произведениями русской классики. Мне повезло жить в одну эпоху с этими замечательными авторами, некоторых из которых мне посчастливилось знать лично.
Честно говоря, о творчестве каждого из них можно написать серьёзную монографию, но оставим это занятие профессиональным литературоведам. Я же хочу в этой короткой статье написать о своих личных впечатлениях, выбрав в качестве, как мне кажется, показательного примера одно стихотворение у каждого автора.

1. Апполо

Лично для меня поэты-символисты, это такие литературные небожители, у которых можно учиться всю жизнь, так и не приблизившись к уровню их восприятия окружающей действительности и поэтического мастерства. В творчестве Полины трудно выделить отдельные произведения. У неё нет проходных стихотворений, к каждому из них она относится, как к ребёнку, тщательно выстраивая строку и придирчиво подбирая каждое слово. Все её стихи невероятно музыкальны, их трудно читать, кроме как нараспев. Но одно из них оставило действительно глубокий след в моём сознании, и я не могу не упомянуть о нём.

Женщина под сорок
http://litset.ru/publ/16-1-0-13802

Не каждому мужчине дано понять глубокий символизм этого стихотворения. Ведь у большинства мужчин после сорока жизнь только начинается.

Не сон, не явь, а так, какой-то морок.
Мерещится? Спросить бы у кого...
Ко мне приходит женщина под сорок
В лиловом платье с длинным рукавом.


Лиловый цвет – один из самых загадочных и мистических оттенков. Во многих религиозных учениях он означает духовность, открытость и беззащитность. Медитативность лилового цвета позволяет заглянуть внутрь себя, в самые потаённые уголки собственной души и извлечь на свет глубоко скрытый страх каждой женщины – страх увядания.

Она давно отчаялась согреться,
И кожи перламутровая стынь
Испорчена следами от инъекций
сезонной дряни под названьем сплин.


Эта, жутковатая на первый взгляд, метафора определяет настроение всего стихотворения, и лишь в финале автор успокаивает читателя сезонностью прихода «женщины под сорок».

Ко мне приходит женщина под сорок —
обычная предзимняя хандра.


Да, за зимой вновь следует весна, а за ней – лето. И вдруг оказывается, что и после сорока жизнь продолжается во всей своей полноте. Но цель достигнута, читатель невольно ассоциирует осеннее увядание природы с маленькой, но регулярно повторяющейся смертью. Так изящно, наглядно и эмоционально заразительно, мало кому удаётся передать эту вечную тему.

2. Арсений Платт

Острый на язык питерский поэт Арсений Платт может смело претендовать на титул «Мистер Сарказм». Хорошее чувство юмора, философское отношение к жизни и любовь к игре слов, несомненно, выделяют этого замечательного поэта из сонма коллег по творческому цеху. Это смелый экспериментатор, который не боится ломать строку, издеваться над метафорами, использовать двусмысленности и недосказанности. У этого поэта нет излюбленных тем или жанров. Создаётся впечатление, что диапазон его творчества ничем не ограничен, и невозможно предугадать, что выйдет из-под его пера в следующий раз – любовная лирика, пародия, философские рассуждения или острая эпиграмма. Но одно из самых запоминающихся его стихотворений открывает нам Платта с несколько другой стороны. Точнее, с одной из множества граней его творчества – гражданской поэзии.

В Париже было мирно в сорок третьем...
http://litset.ru/publ/24-1-0-37084

В Париже было мирно в сорок третьем…
Звучал шансон негромкий из кафе,
И дружелюбно улыбался детям
Немецкий штурмбанфюрер подшофе.


По большому счёту, зная историю Второй Мировой войны, дальше можно было бы и не читать. Сюжет хорошо известен. Но Платт не был бы Платтом, если бы не предложил читателю яркий, наполненный фирменным платтовским сарказмом финал:

В салонах об искусстве шли дебаты,
В Гранд-Опера гремел могучий бас…
Побитый Кейтель спросит в сорок пятом:
«И эти тоже победили нас?»


Иначе, как звонкой пощёчиной французам, это стихотворение назвать нельзя. Тем более, когда оно звучит из уст человека с обострённым чувством справедливости, человека, родившегося и выросшего в городе, пережившем Блокаду.

Могли французы вишню в шоколаде
В бистро привычно запивать вином.
А где-то в непокорном Ленинграде
Отсчитывал секунды метроном.


После этих слов понимаешь, что пощёчина более чем заслуженная.

3. Люся Мокко

Ещё одна необычная, не укладывающаяся в привычные рамки традиционной поэзии, поэтесса, которая не оставит равнодушным любого читателя. Если знать Люсю, тихую, мягкую женщину, не умеющую повышать голос, то трудно поверить, что это стихотворение принадлежит её перу.

Планета крыс
http://litset.ru/publ/29-1-0-23228

У Люси есть замечательная пейзажная лирика, есть глубокая психологическая и философская поэзия. Но этот крик души трудно отнести к определённому жанру.

Сейчас не время пустых прелюдий,
важней пронюхать, куда бежать.
Вы – недокрысы, а мы – не люди,
и нам друг друга убить не жаль.


Читая эти строки, можно подумать, что писал их человек, потрёпанный жизнью, прошедший не одну войну и хорошо знающий цену человеческой жизни. Но нет. Эта маленькая, хрупкая женщина играет на струнах, казалось бы, недоступных ей. И играет мастерски.

Мы шкурой чуем, что ждать недолго.
Кто был не с нами, давно умолк.
Вчера мы в стае загрызли волка,
и нынче каждый – крысиный волк.


Поэзия Люси, это всегда взрыв эмоций, не всегда приятных, но неизменно оставляющих глубокий след в душе читателя.

4. Гюльчитай

Ещё одна питерская поэтесса не оставит вас равнодушными. В её стихах нет возвышенного символизма, нет эмоционального напряжения, она не пользуется новомодными техниками стихосложения и не пытается поразить воображение читателя. Но её поэзия, это кладезь мудрости. Вроде бы простые и понятные древние истины, но о которых мы порой забываем в бесконечной суете современной жизни.

Как мало успеваем мы сказать
http://litset.ru/publ/29-1-0-35328

Как мало успеваем мы сказать,
Дождутся ли любимые? Как знать…
Нередко жизнь проходит стороною.
А главное, как солнце в облаках,
Невидимо… в бесчисленных делах
Теряем что-то очень дорогое.


Гюльчитай заставляет читателя остановиться и задуматься. Задуматься о том, правильно ли мы живём, что даёт нам силы и желание продолжать жить. Её стихи не предназначены для чтения в метро, их нужно читать вдумчиво, сидя у горящего камина в тёплом домашнем халате и, желательно, в одиночестве. Так читают Конфуция или Гаутаму.

5. Николай Рогалев

Николай Рогалев живёт на берегу Байкала, среди поразительной красоты дикой природы. Видимо этим можно объяснить тонкое чувство прекрасного в его пейзажной лирике, в его поэтических зарисовках бурятских гор и степей, тайги и, конечно же, священного Байкала.
Но не эта грань его творчества оставила свой отпечаток в моём сознании. Николай – офицер. Нет, не так. Николай – настоящий русский офицер, и это стихотворение как нельзя лучше отражает его личное понимание этого слова.

Не пытайтесь увидеть ветер
http://litset.ru/publ/24-1-0-19357

А потом, после третьей стопки,
Потревожьте безмолвье Леты.
По её мелководьям топким
В путь последний ушли кадеты.

Злые тени бродили стаей.
Падал с грохотом трон монарший.
Нам хотелось ему подставить
Неокрепшие плечи наши.


Трагедия русского офицерства, попавшего в мясорубку революций, не оставит равнодушным никого из читателей. Люди чести, однажды присягнувшие – они могли уехать из страны, перейти на сторону врага, в конце концов, сорвать погоны и затеряться в толпе. Но нет. Они предпочли достойную смерть трусости и предательству.

Но смотрели мы взглядом волчьим,
Снисхождения не просили.
И с тобой расставались молча,
Непутёвая мать-Россия.

…И бредут мелководьем Леты
Добровольцы, нет, просто дети.
В путь последний ушли кадеты.
Не пытайтесь увидеть ветер.


Это стихотворение тем более трогательно, что посвящено кадетам – по сути, детям, сменившим своих погибших отцов на баррикадах революции. Здесь нет никакой политики, нет ни белых, ни красных. Есть только люди, отдавшие свои жизни за то, что они считали своим священным долгом. Не сумевшие в нужный момент изменить присяге, которая даётся один раз в жизни.

6. Shah-ahmat

Шах-Ахмат, в миру Людмила – интересная и неожиданная поэтесса. Тонкая, ироничная и жизнерадостная, но может внезапно стать угрюмой и трагичной. Не подумайте плохого – это я исключительно о её стихах.
Одно из её стихотворений заставляет меня периодически возвращаться к нему и перечитывать вновь и вновь.

Ты не пришёл вчера
http://litset.ru/publ/16-1-0-5125

На первый взгляд, традиционная любовная лирика, хотя и написана в нетрадиционной манере.

Слышишь,
как бьёт озноб,
током вонзаясь в плоть?
Тело - хрустальный гроб,
как бы
не расколоть!


Стоп! Тело – хрустальный гроб. Даже не золотая клетка, а гроб! А ведь если вдуматься, какое точное определение для любого человека с разбитым сердцем. И этот ломаный ритм… Когда я впервые прочитал это стихотворение, то не сразу понял, чем оно меня зацепило. Потом взял в руки гитару и стал беспорядочно наигрывать, пока не понял – это блюз! Это великолепный классический блюз. К сожалению, я не композитор, но я понимаю – попади этот текст в руки профессионалу, и получится великолепная композиция. Здесь есть всё – удивительный ритм, острые эмоции, чувственные метафоры, точные рифмы. Нет только музыки. Этот текст просто умоляет дать ему соответствующую музыку.

7. Алёна Мамина

Ещё одна поэтесса, не упомянуть о которой я не в силах. Принято считать, что юмор и сатира, это исключительно мужская территория. Это утверждение было бы вполне справедливым, если бы не пришла Алёна и не сломала бы своим присутствием устоявшийся порядок вещей. В качестве доказательства, я хочу привести здесь одно показательное стихо… чёрт! Даже не знаю, как это назвать. Поэтому не буду вырывать отдельные цитаты, а приведу полностью это… ну, в общем, сами поймёте.

Осторожно: НЕСТИХИ!
http://litset.ru/publ/14-1-0-251

Богатств вскрываю копи здесь я:
Люблю ли, иль любовь ушла,
Как кашка вкусная из детства?
Её я ёжикам дала.

Ах, праздник! Как он был безбрежен!
Люблю я бубна бодрый бой!
Ты ласков с виду, но не нежен...
Слилась я с сутью и с судьбой.

Когда быком бы был ты грозным,
Тебя я яком бы звала.
Развратней раз за разом розы,-
Я поняла твои дела.

Ведь врал! В любви, как лох, у ели
Забыл и бант ты, и банан.
Но каламбуры мы воспели,
И бал закончил барабан.

Как скат, ты скользко склеил ласты,
Пугая ядом и хвостом.
Но сколько кошек бы не пас ты,
Так и останешься с котом!

К окну пойду, как улей, стану;
Мне мёда даст с полей пчела.
Мин нет там. Где ж я их достану?
Ведь я же жизнь же не жила.

Забыли? Или лишь сначала
Могу лихую выдать речь.
Друзья, я ясно всем сказала:
Давайте наш язык беречь!


Пока вы всё это читали, я уже успел придумать название этому явлению. «Краткий учебник стихосложения в стихах». Или «Как не нужно писать стихи». Алёна умудрилась втиснуть в 28 строк практически все распространённые ошибки начинающих и не только поэтов. Классическое «Каку вижу, каку слышу» в исполнении Алёны приобретает новый смысл и масштаб.
А поэтам, особенно начинающим, я бы очень не советовал попадаться на острый язычок этой замечательной поэтессы.

8. Марина Старчевская

Казалось, что с уходом Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто и Самуила Маршака, детская поэзия в нашей стране закончилась. По крайней мере, так казалось лично мне и только до того момента, когда я впервые познакомился с творчеством Марины.
Писать стихи для детей, задача не из простых. Со стороны может показаться, что ничего сложного в этом нет. Ну, плачет какая-то девочка Таня. Ну, мячик в речку уронила. Тоже мне бином Ньютона. Что ж тут сложного-то? Но это грубое и опасное заблуждение. Дети, для которых написаны эти стихи, только начинают познавать мир, учатся говорить и эмоционально реагировать на окружающую действительность. Поэтому детская поэзия должна быть тщательно выверена, малейшие погрешности недопустимы, а сюжет понятен даже самым маленьким. Детское стихотворение должно быть выстроено фонетически таким образом, чтобы дети легко запоминали его и воспроизводили наизусть. Поэтому, по моему глубокому убеждению, именно детская поэзия является «высшим пилотажем» для поэта. Таким поэтическим асом несомненно является Марина Старчевская.

Голова садовая
http://litset.ru/publ/21-1-0-37318

В этой подборке детских стихотворных загадок прекрасно всё. Короткие запоминающиеся четверостишия, чёткий ритм, добротные рифмы, простая фонетика.

Не на ёлке он растёт,
Но зато под Новый Год,
Светит с елочных витрин
Золотистый... (мандарин).

Он стеснялся неспроста
Роста, веса, живота...
Не заметен был конфуз,
Изнутри краснел... (арбуз)

— Зря по грядкам не скачите,
И рассаду не топчите! —
Словно красный семафор,
Нам сигналит (помидор).


Конечно, диапазон творческих возможностей Марины Старчевской не ограничивается детской поэзией, её лирика, литературные пародии и переводы ничуть не хуже. Но хороших поэтов много, а хороших детских поэтов – единицы. Особенно сейчас, когда детская литература, детский кинематограф и образование находятся в плачевном состоянии.

9. Ирина Корнетова

Вы хочете песен за Одессу? Их есть для вас у меня. Но не ждите шедевров вроде «Где же ты, Маруся» в исполнении Михаила Водяного. Это не одесская песня. И даже не песня за Одессу. Это песня об Одессе, о чудесном и неповторимом городе на берегу тёплого, ласкового моря, о непередаваемой атмосфере создаваемой уникальным климатом и уникальными людьми, живущими там.

Одесский вальс
http://litset.ru/publ/10-1-0-2812

Белой акацией улицы сонные
Чуть одурманены, заворожённые…
Бьется в окно моё ветка несмелая –
Белая, белая, белая, белая…


Это звучит неожиданно, непривычно, не по-одесски как-то. И в то же время очень по-одесски. Это не тот «одесский язык», который скармливают московскому зрителю в сериалах вроде «Ликвидации», это поэтический язык города, давшего миру многих замечательных писателей и поэтов, художников и музыкантов. Это язык Ахматовой и Багрицкого, Катаева и Олеши. Это настоящий язык города, воспетого Пушкиным и Паустовским, Чеховым и Чуковским.
Хочется продолжить этот ряд и вставить туда имя Ирины Корнетовой, но боюсь, она не простит мне эту вольность.

10. Светлана Пешкова

В этой статье я пишу о поэтах из виртуального литературного пространства, называемого сетературой. Светлана Пешкова уже давно не виртуальна, она активно публикуется, её книги продаются в книжных магазинах, но родом она всё же отсюда, из сетературы.

Когда останавливается время
http://litset.ru/publ/3-1-0-35604

Я неслучайно остановил свой выбор на этом стихотворении. Хотя мог бы смело выбрать любое другое из огромного количества её работ. У Светланы просто нет плохих стихов. Но это стихотворение необычно и заставляет читателя перечитывать его по нескольку раз. Желательно вслух.

Уходит день. Часы не врут.
Мигает лампочка в прихожей,
Тускнеет цвет диванной кожи,
Крадётся сумрак по ковру.
Я жду – в подъезде каблуки
Пробьют двенадцать. Время длится,
Стекая воском на страницы
Евангелия от Луки.


Стихотворение написано от мужского лица (Светлана не раз прибегала к этому приёму в своём творчестве), что уже само по себе обращает на себя внимание. Ведь для этого нужно вжиться в образ своего героя, прочувствовать его и научиться думать и ощущать, как он. А для женщины это непросто. Как, впрочем, и наоборот. Светлана делает это мастерски.
Каким-то невообразимым образом, стихотворение с простым бытовым сюжетом и отсутствием ярких эмоциональных переживаний погружает читателя в свой тихий и уютный мир, из которого не хочется уходить. Как не хочется уходить со страницы Светланы Пешковой, однажды открыв её.

Разумеется, этот небольшой обзор не претендует на глубокий анализ профессионального литературного критика. Здесь я писал исключительно о своих личных ощущениях и о своём личном восприятии этих авторов и их произведений. Тем не менее, я надеюсь, что благодаря этой статье, кто-то откроет для себя новых интересных авторов, не тратя лишнего времени на поиск хорошей поэзии среди бесчисленного множества графоманского мусора, заполонившего интернет. А если так, то значит, я не зря писал этот обзор.

Олег Нечаянный



«Десяточка» - спецпроект ЛитО «Авто(р)портрет».

Десять произведений десяти авторов Литсети. Лишь десять от десяти. Сложный выбор.

Произведения, которые очень понравились, поразили, запомнились.

Узнать подробности о проекте (условия участия, ограничения по выбору и т. п.) можно у ведущих ЛитО «Авто(р)портрет»
(лучше всего письмом на адрес почты: alexeylis@yandex.ru или aleker@mail.ru).




Общий каталог ЛитО «Авто(р)портрет»: http://litset.ru/index/0-78
Опубликовано: 06/02/19, 15:33 | Свидетельство о публикации № 294-06/02/19-48783 | Просмотров: 194 | Комментариев: 18
Загрузка...
Все комментарии:

Как приятно встретить родственную душу на просторах интернета (и не только интернета))! Пожалуй, и я выбрала бы этих поэтов, что, впрочем, не удивительно. Стихи эти давно знаю и люблю, тем не менее с интересом читала твои комментарии.
(Неожиданно было увидеть здесь себя, по этому поводу как нельзя лучше написал выше Арсений)). Добрая у тебя душа!

Спасибо, Олег!
Гюльчитай  (08/02/19 20:14)    



Что ж тут неожиданного, Галя? Наоборот, вполне закономерно. Не скромничайте. smile
Олег_Нечаянный  (08/02/19 23:22)    



Эх, Олег!
Ты умножаешь и прибавляешь, забывая делить и вычитать...
Ты плохой математик, но отличный друг!)

Ты дуешь в медную трубу
И держишь зеркало кривое.
А я, довольный сам собою,
От критикана огребу!

Пройдется он по мне пургой
И ошарашит жаром домны...
А я тебя, дружище, вспомню
И выгну грудь лихой дугой!
)
Арсений_Платт  (07/02/19 19:56)    



Грудь колесом и хвост трубой
Держи, поклонникам внимая,
А критиканов мы с тобой
Куда послать примерно знаем.

biggrin
Олег_Нечаянный  (07/02/19 20:38)    



Олег, дорогой!
Спасибо за подборку, спасибо за отзыв на мой стих.
Я тронута. Мне очень приятно. Буду стараться держать планку, чтобы не разочаровать тебя и всех своих читателей, если Бог даст!
С теплом. smile
СветланаПешкова  (07/02/19 15:43)    



Света, я рад, что мы знакомы, пусть и виртуально. smile
Олег_Нечаянный  (07/02/19 18:22)    



С большим интересом прочитала. Спасибо. Буду читать новости этого проекта постоянно..
Ауска  (07/02/19 03:47)    



Олег, благодарю от души за твою Десяточку! happy Читала твои впечатления о стихах, об авторах, а перед глазами снова и снова вставали чудесные дни наших сентябрьских встреч)) столько теплых воспоминаний, столько впечатлений! это, как говорится, на всю жизнь)) да ты и сам знаешь cool biggrin
И очень приятно было попасть в твой список) "Планета крыс" стихотворение на любителя, конечно))) но вот такое тогда выдалось настроение, бывает)) а перевоплощаться во всякое-разное и влезать в чужую шкуру я оочень люблю и даже не берусь анализировать, почему)))
Люся_Мокко  (06/02/19 23:08)    



Я выбрал "Планету крыс" потому, что оно действительно цепляет. Неожиданно, нестандартно и не вписывается в привычные рамки. Но, признаюсь, выбор был сложным. smile
Олег_Нечаянный  (06/02/19 23:13)    



Понятно)) Крысы да, колоритные зверушки... хотя живых я не очень люблю wink
И спасибо еще раз!)
Люся_Мокко  (06/02/19 23:18)    



и от меня спасибо, Олег)
очень тронута твоими словами...
как ты тонко подметил у всех особенности работ...
низкий поклон тебе
Shah-ahmat  (06/02/19 23:04)    



Рад стараться. smile
Олег_Нечаянный  (06/02/19 23:11)    



И, кстати, насчет музыки я не шутил. )
Олег_Нечаянный  (06/02/19 23:14)    



это здорово, что так))
Shah-ahmat  (08/02/19 01:09)    



Спасибо, Олег, за Вашу подборку! У нас с Вами удивительным (а, может, и не удивительным) образом совпали вкусы.
Успехов Вам!
Галка_Сороко-Вороно  (06/02/19 21:28)    



Так ведь и поэты достойные. )
Олег_Нечаянный  (06/02/19 23:10)    



Большое спасибо, Олег! Я прекрасно знаю, что есть немало современных хороших авторов, которые успешно пишут для детей, но мне было очень приятно попасть в вашу десяточку!
Марина_Старчевская  (06/02/19 21:16)    



Марина, не скромничайте. Я читал почти все ваши стихи для детей. Они замечательные. )
Олег_Нечаянный  (06/02/19 23:10)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [939]
Миниатюры [553]
Обзоры [959]
Статьи [249]
Эссе [142]
Критика [42]
Пьесы [14]
Сказки [128]
Байки [47]
Сатира [37]
Мемуары [112]
Документальная проза [19]
Эпистолы [13]
Новеллы [39]
Подражания [11]
Афоризмы [37]
Юмористическая проза [225]
Фельетоны [13]
Галиматья [259]
Фантастика [113]
Повести [206]
Романы [61]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [12]
Литературные игры [7]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1164]
Диспуты и опросы [63]
Анонсы и новости [94]
Литературные манифесты [165]
Мистика [15]
Проза без рубрики [366]
Проза пользователей [167]
Критика 2 [46]
Ужасы [1]
Объявления [45]
Эротическая проза [1]