Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Лучшее за 4-й квартал 2019 года. Галина Пиастро. Комментарии
Обзоры
Автор: ПКП
1-е место

18. Возвращение домой
22. В пустыне

2-е место

3. Авария
9. Будничный блюз
27. Деменция

3-е место

14. Занавесочки
26. У камина



3. Авария

Что ж, дело для многих женщин почти житейское: в ослеплении от ревности, от прочувствованной боли и обиды мысленно насылать на мужа (возлюбленного) и его новую пассию всяческие кары, вплоть до самых роковых. Но вот сбываются, «овеществляются» ли подобные проклятия – по жизни, похоже, очень и очень редко.

Это стихотворение мне понравилось, прежде всего, чёткостью изложения замысла, при некоторой даже скупости описаний коллизии и её разрешения. Конечно, присутствует и надрыв, но без театральной аффектации.

Хорошо выстроена композиция – начало стихотворения интригует: показывается смятенное состояние ЛГ, но причины его раскрываются только дальше.
Сбылось её проклятие, сбылось:

И видимо накрыл их этот негатив... /………….// ЗПТ видимоЗПТ//

Наконец, о раскаянии:

И как ей с этим жить?! Тут хоть в петлю, хоть в Волгу...

Казалось бы, можно на этом и закончить. Но припасено самое «вкусное», яркое, эффектное:

А та, что в ней жила, визжала от восторга,
Ведьмачество своё впервые ощутив.


Ну, мистика это или нет – не буду вдаваться. Но вот сами строчки, каждое слово отлично выверено, значимо, информативно. Более того, нам как будто приоткрывается некое окно в будущее – кто знает, воспользуется ли героиня своими колдовскими способностями и потом…

Колоритное стихотворение!

9. Будничный блюз

Об этом стихотворении я уже писала – сейчас позаимствую из того отзыва.

Очень понравилась метафора: поведение ЛГ как бабочки.
Тема развивается в хорошем темпе, без необязательных «экскурсов в стороны», т.е. целевым движением от начала к финалу.

Конечно, не стоит требовать полной аналогии поведения ЛГ с циклом превращения бабочки, но некоторые замечания по «физике (биологии) процесса»))) у меня есть.

Мягко впадаешь в долгий анабиоз. Тихо и мерно дождливыми бездорожьями, словно лунатик, движешься на авось. Что-то толкает из тягостной спячки вынырнуть… натура твоя… извлекает тебя из кокона…

Не стоило бы уподоблять анабиоз спячке, когда движение может сниться. Но анабиоз сопровождается более глубоким подавлением жизнедеятельности. Потому всякое движение особи исключено. То есть, по логике вещей, два последних предложения переставить бы местами: сначала очнуться, извлечься из кокона, а уж потом…))

Заодно уж: бабочка и полынья (открытая вода в ледяном покрове) как-то не очень односезонны.

Идея-тема не слишком нова: слякотная тоска (женская, похоже), желание вырваться, «обрести крылья», так сказать, но серость окружения возвращает в безрадостные будни. Однако метафоричность исполнения мне очень понравилась.

Про поджидающую опасность (здесь – костёр) образно, поэтично:

неизменно летишь торопливой бабочкой в хищное чрево огненного цветка.

Хорош финальный слегка ироничный троп:

задаёшься противным вопросом.
«Так ли уж плохо живётся в будничной полынье?»


Заметное стихотворение.

14. Занавесочки

Это стихотворение подкупило оригинальностью сопоставления разных жизненных этапов женщины с завесами-драпировками разных видов. Хороший ряд аналогий с возрастными категориями: …шторки… шторы… гардины… портьера…занавес (в стихе – занавешивай) Причём, в тексте это не простое перечисление, конечно, а образное представление этих драпировок.

Интересно «утяжеление» в прямом и переносном смыслах приводимых тканых изделий. Хорошо это, наглядно
- Шторки и … акварелен, пастелен,
- Шторы (пока беспечны), но, как и надежды, высохнут скоро.
- …………………………В сговоре
створы-гардины и веки тяжёлые.

- Про портьеру: Грузно-атласная
- Вот и
Эй?! Там, на сцене! Финал. Занавешивай

Стихотворение цельно по исполнению, выдержано в едином стиле, но с «нарастанием горечи»)). Я не очень люблю анжамбеманы – их тут несколько – но они вполне читаемы. Не очень хороша рифма (глагольная))): хороводится – водится (корень одинаков – вод).

А здесь авторская вольность: ленно целует портьеру, волочится /… // правильное ударение: он волочи́тся, они волочи́лись и т.д.//

Отмечаю небанальность идеи и приятное исполнение.

18. Возвращение домой

Эти слова из текста я применю в качестве одной из характеристик содержания самого стихотворения:

по временны′м ступеням тайных лестниц,
ведущих к отворившимся дверям
в миры фантазий…


В древнеримской мифологии «гений» считался духом-охранителем каждого мужчины, но это к слову. Здесь же этот образ трактуется как некий дух-охранитель внутреннего творческого начала, дух-созидатель.
Под воздействием обстоятельств, порывов личности ЛГ этот «гений» пребывает в разных ипостасях, тяготеет к разным литературным «школам», скажу так, к модным течениям, но нечто генетически в нём заложенное, «глас родины» (это я громко озвучила, но пусть), зовёт обратиться к истокам тех ценностей, которые он считает главными, истинными.

Читала, перечитывала, постигая открывающиеся глубины мыслей, заложенных в стихотворение. Показалось, что это неспроста – упоминание в каждой паре знаменитых авторов мужчины и женщины (и наоборот), но сверхзадачу не поняла, правда. Неужели это дань моде на гендерное равенство?))

Английские классики, современные фантасты, приоритеты (не самые изысканные) читающей публики и, наконец, осознание, что хорошо бы идти «путём» великих соотечественников – это всё написано и с большим знанием дела, и с хорошим вкусом.

Значимо ли, так легло в строку ли – шаги в прошлое: шагая от Ахматовой к Толстому… (если это не об А.Т, а о Л.Т))) Всё же это, наверное, о важности самых истоков «великого и могучего».

Какая чудная ирония о массовой культуре:

Читатель встрепенётся от красот,
широт, длиннот его словесной порки,
а после, шумно выдохнув – my God! –
до дыр зачтёт про рыцарей и орков.


Как тонко описан внутренний надрыв у ЛГ:

Но если гений дрогнул и замолк,
прислушиваясь, как негромко стонут
в нём полудостоевский, полублок,
заблудшие в туманах Альбиона.


Позволю себе ещё оригинальное про луну. Сначала о лондонской прогулке: …взяв луну на длинный поводок. Потом – к причалу: с цепи спустив луну над отчим домом.

Стихотворение художественно-информативно, глубоко по замыслу, отлично исполнено. Оно достойно, на мой взгляд и вкус, первого места не только в данной небольшой подборке, но и во много раз большей.

22. В пустыне

Удивительное впечатление складывалось от этого стихотворения при первом, да и последующих прочтениях: как будто многое знакомо (не личные впечатления, нет – от читаного где-то раньше). Сюжет довольно обычен: пустыня, сушь, песок, караван, предвестие бури, песчаный ураган и… долгожданный ливень, что нередко после самума.

Но всё описанное в стихотворении отличается от ряда подобных или близких к нему «лица необщим выраженьем». Это и особенности использованной лексики, словосочетания, образы, а также тропы: например, частые олицетворения. Схема рифмовки строфы АВВВАА, причём, две последние срифмованные строки являются законченной фразой, своеобразным локальным итоговым тропом.

Не откажу себе в удовольствии выписать наиболее впечатлившие колоритные строчки:

- Запряталась тень в песок и скулила,
- От ноши и зноя трескались жилы.
- Самум отвергал отсрочку и жулил
- Следы заметал дыханием скрестным
- …Истошная тишь
- Обрушился дождь. Со скорбью на струнах…


Многое другое (из этого не слишком объёмного стихотворения) я опустила.

Выразительно, оригинально, с тем вкусом, который мне понятен и приятен. Понравились штрихи тонкого юмора, вкрапленные во многие образы.

Первое место в данной подборке. Очень высоко оцениваю это стихотворение вообще.

26. У камина

Композиция этого стихотворения выстроена как ряд взаимоувязанных цепочек (почему-то пришла на ум двойная спираль ДНК, но это уже мои ассоциативные заморочки)). Зимняя стужа, обманчивое солнце «подталкивает» ЛГ и он рискнул выйти из дома – ан, не тут-то было: скорее назад, а в тепле подъезда можно и чуть расслабиться мелким озорством… А вот дома уже … «ленно про то, что тленно» (это я отсебятину несу))). Теперь наш ЛГ блаженствует: камин… огонь… Но и про «забавы» распоясавшейся зимы не забыто – то есть логическая связь с началом стихотворения не утеряна. Финал: полное умиротворение. Только блики огня приплясывают на стенах.

Вот такой простенький сюжетец обыгран и с приятным юмором при серьёзной мине)), и с забавными эпитетами, и с нешаблонными метафорами на острие гипербол. Хорошо, что упомянутое нецензурное непрочитываемо)).

Вот, ставшее уже нашей «местной классикой»:

После внедрился в почтовый ящик
И отобрал у него газету.


Вот звучное:

Северный ветер, метель накликав,
Звучно солировал на гобое .


//так же подобное и другое)).//

Хорошо, наверное, сидя в тепле и уюте, вспоминать… и сочинять стихотворение «У камина»)).

27. Деменция

Очень прозрачное стихотворение: т.е. герои, сюжет, диалог, монолог-размышление всё это описано простым, будничным языком. Даже медицинский термин в названии становится понятным и без сноски.

Ситуация очень и очень тяжёлая, но достаточно жизненная – не придуманная, что называется. И даже перспектива наследования дочерью этого же страшного недуга. И финальная фраза понятна, особенно тем, кому довелось ухаживать за практически неизлечимыми больными: и огромное сострадание к ним, и такой же величины нагрузка.

Всё стихотворение как на одном дыхании, как будто вырвалось вот – короткие строки задали быстрый темп. Нет экзальтации, но впечатление о трагедии (настоящей и, возможно, будущей) создано. Раздумчиво, несколько обречённо, но без экзальтации, что хорошо:

в бегстве от безрассудного
странного дежавю...
Точно такою буду я,
ежели доживу.


Отличные рифмы: дежавю – доживу, объятиях – спятила. Может быть, только это немного смутило: Память силки расставила. Ведь при этой болезни сильно снижается именно память – куда уж «ей» ловушки подстраивать.

Обычно я «опасаюсь» произведений, про которые можно сказать «бьют на жалость». Но здесь вкус автору нисколько не изменил.
Опубликовано: 07/01/20, 15:04 | Просмотров: 1283 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо за Занавесочки!
Корзун_Светлана  (18/01/20 20:50)    


Светлана. Могу назвать стихотворение "Занавесочки" женским, но никак не дамским (последнее - бр-р-р! - не терплю)).)
И ещё раз отмечу чудо Ваших там аналогий.
Галина_Пиастро  (22/01/20 23:29)    


Невероятно, Галина! Где вы взяли столько целебного бальзама для моих строк, израненных комментариями другого типа на МКК? Хватит, чтобы покрыть порезы и царапины в несколько слоёв. И ещё останется автору на будущее…)) Благодарю за высокую оценку стихотворения!
Сергей_Чел  (09/01/20 12:14)    


Сергей.
Да,моя оценка этого стихотворения не просто высока - высоченна.
Если человек (ой, т.е. Чел)))может написать, т.е. выявить, услышать такое, к примеру: "Истошная тишь", и про тень, которая зарылась в песок и скулила (это ведь я по памяти пишу)и др. и пр., то мне очень близок его вкус. Ваш вкус к словам и фразам.

Но вот нравиться всем - для себя я такой задачи никогда не ставила (при всём моём глубинном уважении к общественному мнению))).

Поздравляю Вас с огромной удачей!!

Галина
Галина_Пиастро  (10/01/20 10:24)    


Здравствуйте, Галя! Спасибо Вам за содержательные и нескучные комментарии от номера 26! Сравнить композицию моего стиха
с двойной спиралью ДНК - это нечто потрясное! exclaim Приятно, что Вы поместили одну из моих цитат в раздел "местной классики".

Любви и вдохновения! С признательностью, Виктор
Воскресенский  (07/01/20 21:45)    


Ау, № 26!!
Мой лозунг: нескучным стихам - нескучные комменты! smile
В след. раз делайте на льду двойной тулуп иль спираль двойную.
И дальше внедряйтесь... в классики, но уже более широкого масштаба.

Рада за Вас.

Галина
Галина_Пиастро  (10/01/20 10:09)    


Галина, спасибо!!!)) Как всегда, интересные глубокие комментарии, читать которые не менее интересно, чем комментируемые работы. А где-то даже интереснее.)
С Рождеством вас! smile
Тень_Ветра  (07/01/20 16:19)    


Таина.
Я рада, что Ваше стихотворение было и замечено, и отмечено. Но, главное, рада, что такие неординарные стихи можно читать и наслаждать ими свой мозг и эту... как её... душу)).
Высокий уровень стихотворения - ура ему! И Вам, конечно!
Спасибо за одобрение моей работы.

Галина
Галина_Пиастро  (10/01/20 10:03)    


Спасибо за развёрнутые комментарии :) Остаётся только пожалеть, что не ко всем стихам:)
Ветровоск  (07/01/20 16:06)    


Эсме.
Да, виноватаЯ я)) - зажюрилась в разных конкурсах, замоталась в разных заморочках, вот и немного дала себе слабину: не на все и всё дала комменты.
Спасибо Вам за хорошие слова в мой адресок.

Галина
Галина_Пиастро  (10/01/20 09:56)