ВЕРЛИБР (фр. vers libre) – свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих, характерный для поэзии XX века. Распространён практически во всех европейских и внеевропейских литературах.
Примеры:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…     Александр Блок
Этот странный обычай
Присваивать людям имена
(или иногда номера)...
Без имени я уйду.
Без имени разве найдут.     Александр Блок
Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Уолту Уитмену, Стивену Крейну, Артюру Рембо, Фридриху Гёльдерлину и др. В начале XX века им много пользовались англоязычные поэты, представители имажизма. Первым термин "верлибр" использовал Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915). Он писал:
"Мы не настаиваем на том, что верлибр – единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом."
Примеры русского верлибра:
Геннадий Айги
ПРАЗДНИК В ДЕТСТВЕ
заметная красным
явь опасна — любимых содeржа
невыразимо купая
в далях глаза на воды похожих
белые платья семейные
и в лице как в цвету она выслепит
бесцветную яркую
— от себя отслепит! —
иную — первичную-девичью
в лучшем теле моем она выслепит
как волны чердачные
грустно — себя и себя! —
и спокойна семейными белыми:
цветами — основы свои укрывающими:
там: плачу-и-платья — как чаши в сугробе...
там: я-и-смеются...
и путает
и смеюсь
1965 Кирилл Ковальджи
Дзэн
Падаешь в бездну?
Переверни картинку! Лети! Единственное, не нужно путать верлибр (то есть свободный стих), и вольный стих, потому что в России это два разных понятия, несмотря на сходную этимологию.
Вольный стих – рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Кому нужны подробности – смотрите
ИПЛ-12 - Вольный стих.
Как мы поняли, в верлибре могут быть от пары строк до бесконечности. Последнее плохо, поэтому на конкурсе мы ограничимся
максимум 35 строками)
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1.
Теория литературы. Верлибр (свободный стих) 2.
Свободный разговор о свободном стихе (Алексей Алехин) 3.
Верлибр (Антиквар) 4.
В. Куприянов. - К вопросу о русском верлибре (Верлибр-Кафе) 5.
Конкурс «ИПЛ-16 - Верлибр » на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)
     
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ДВУХ стихотворений, соответствующих теме конкурса. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название, ссылку и текст стихотворения, опубликованного на сайте Литсеть. Объем каждого стихотворения ограничен –
от 8 до 35 строк.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущих версиях конкурса (на страницах ПКП/ШПМ), приниматься не будут.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене стихотворения или о его снятии с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса).
4. Срок приёма заявок:
с 10 июля по 9 августа включительно.
Внимание! Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены добавлением 0,5 баллов к суммарным результатам от членов жюри. Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:      
Алекс Фо      
Светлана Алексеева (Братислава)      
Ксенон 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Алексей Лис
1. Аполло. Красные и чёрные реки (новое) : 3+3+1+0.5=7.5 - 1 место
7. Галия. Стук (новое) : 3+3+0.5=6.5
2. Аглая Алёшина. Лапками стрекозы : 2+2+2=6
5. Елена Бородина. Да и нет (новое) : 2+0.5=2.5
11. Александра Одрина. Фантасмагория на тему картины "Терраса ночного кафе на площади в Арле". холст, масло. Художник: Ван Гог, Винсент. (новое) : 2+0.5=2.5
4. Александр Коковихин. Розовый молекулярный дымок : 1+1=2
6. Галия. *** (какое-то детское чувство...) : 1
8. Елена Тютина. Ступени к счастью или пять кругов одиночества (новое) : 0.5
10. Минь. Шёпот (новое) : 0.5
12. Минь. благодарность (новое) : 0.5
3. Александра Одрина. Я — маленькая радуга : 0
9. Елена Бородина. Верлибр : 0
===
Поздравляю Полину с победой в конкурсе верлибров:)
Награждаю кубком и 100 баллами. На страницу Лауреатов ШПМ занесу позже.
===
Результаты таблицей:
Полина, поздравляю с победой!
Галия, Аглая, Елена - вы тоже отличницы!
и, пожалуйста, давайте не ссориться здесь, хорошо?:)
для меня верлибр остался всего лишь словом, не привлёк он меня, стиль мне не привлекателен, но то, как ты поиграла со словами - просто шикарно.
Было интересно, перечитывала.
Алекс Фо:
1 место
1. Красные и чёрные реки (новое)
2 место
2. Лапками стрекозы
3 место
4. Розовый молекулярный дымок
===
Ксенон:
Первое место: Красные и чёрные реки (новое)
Первое место: Стук (новое)
Второе место: Лапками стрекозы
Второе место: Фантасмагория на тему картины "Терраса ночного кафе на площади в Арле". холст, масло. Художник: Ван Гог, Винсент. (новое)
Третье место: *** (какое-то детское чувство...)
обзор произведений конкурса опубликован здесь
===
1. Красные и чёрные реки (новое)
Галерея ярких образов, игра слов, звукопись - замечательные, но создается впечатление, что автору тесно в верлибре. Уходит изящность этого жанра. Стихотворение интересно рассматривать, но цельная картинка складывается с трудом.
3 место
2. Лапками стрекозы
Верлибр длинной строкой оставляет какое-то неверлибровое ощущение свободы интонаций и смыслов. Чуть пожестче бы конструкцию. По смыслу очень хорош, есть ощущение, что в рифму так здоровско не получилось бы. Строки создают практически тактильное ощущение. Финал показался несколько предсказуем.
2 место
4. Розовый молекулярный дымок
Неожиданно. Мне кажется, для такого повествования очень подходит форма записи верлибром – миниатюра с выраженной строчностью, насыщенной образностью. Правда, мой мозг немного перегревается от литгеройских откровений. Я ж тоже всегда засыпаю первой) буду теперь бояться)))
3 место
5. Да и нет (новое)
Хорошая композиция. Четкие акценты. Неяркая философская составляющая в, по сути, бытовом сюжете. Хорошо
2 место
7. Стук (новое)
Для меня этот верлибр стал абсолютным лидером. Почти каждая строка играет сама по себе, а в совокупности складываются в пронзительное стихотворение. Зримое, композиционное, с метафорами и настроением. И простором для размышлений.
1 место
4. Александр Коковихин. Розовый молекулярный дымок : 4
5. Елена Бородина. Да и нет (новое) : 4
7. Галия. Стук (новое) : 4
1. Аполло. Красные и чёрные реки (новое) : 3
2. Аглая Алёшина. Лапками стрекозы : 3
6. Галия. *** (какое-то детское чувство...) : 3
9. Елена Бородина. Верлибр : 2
8. Елена Тютина. Ступени к счастью или пять кругов одиночества (новое) : 1
11. Александра Одрина. Фантасмагория на тему картины "Терраса ночного кафе на площади в Арле". холст, масло. Художник: Ван Гог, Винсент. (новое) : 1
3. Александра Одрина. Я — маленькая радуга : 0
10. Минь. Шёпот (новое) : 0
12. Минь. благодарность (новое) : 0
===
В этот раз у нас необычные результаты:) Три победителя в номминации "Приз зрительских симпатий":)
Поздравляю Александра, Елену и Галию:)
Перевожу по 50 баллов каждому и вешаю наш знак "Приз зрительских симпатий" в награды. Ну и на страницу Лауреатов ШПМ позже добавлю:)
===
Результаты таблицей:
не за себя, конечно же, а за Александра и Елену
Спасибо всем, кто проголосовал:)
Результаты скоро будут:)
- "Каждую ночь я умираю,// распадаюсь на атомы..." - "берег" - очень близкий мне мыслеобраз (сон - это ведь, и действительно, распад нашего "я" на составные части, не катастрофический только потому, что за ним с неизбежностью следует их воссоединение; и так, пока живы);
- "розовый молекулярный дымок,// остающийся от её// обвёрнутого вокруг меня тела..." - "лодка" - с этаким "дымком" воспаришь, пожалуй, и в верхние, и в горнии... (здесь, кажется, несостыковка во времени: раздувай - не раздувай, а с "обвёрнутым вокруг" - не уснешь);
- "самовозрождаюсь" - насчет "само-" большой-большой вопрос, лучше - "возрождаюсь";
8. Елена Тютина "Ступени к счастью...";
11. Александра Одрина "Фантасмагория на тему..."
Правила голосования смотреть в тексте манифеста.
Как стрекоза, севшая на пальчик, держится лапками, знаешь? - вот вам и лодка, и берег.
6. Галия. *** (какое-то детское чувство...)
какое-то детское чувство
всеобъемлющее -
нежность, не знающая границ...
хочется обнять тебя всего-всего
всей собой, но ты как даль,
как дуновение необъяснимого,
неуловимое мгновение,
здесь и везде, и нигде...
твоё вездесь -
это ветер,
Лодка поплыла с этого материнственного "обнять тебя всего-всего" и уже наверняка причалала к берегу души
на "твоё вездесь - это ветер," - близок образ и ветра, и "вездеся" )
7. Галия. Стук (новое)
тук-
тук-
тук-тук
…
тук
в первую ночь
в твоём доме - отсюда пошла лодка - зацепилось внимание за развитие сюжета.
долго не могла заснуть, - это берег, собственно он - берег до конца стихотворения, потому что уже не отпускает.
Стихотворение ритянуло тем, что мало слов, всё так прозрачно(акварельно),и картинка достаточная
Добрые, светлые стихи.
Почему-то не захотелось рядом с ними ставить больше ничего. поэтому ограничусь тройкой.
5. Елена Бородина. Да и нет (новое)
6. Галия. *** (какое-то детское чувство...)
7. Галия. Стук (новое)
9. Елена Бородина. Верлибр
-------
5. Елена Бородина. Да и нет (новое)
Ты промолчал -
и от этой неопределенности
я
в замешательстве…
=== это "лодка". Задумалась: почему в замешательстве? Я была бы в ярости.)
7. Галия. Стук (новое)
оказалось,
так стучит сердце осени -
всю ночь
на крышу дома
падали яблоки
=== это "берег". Совершенно близкие мне чувства и ощущения.
это не страшно:) я оттуда и возьму для расчёта:) спасибо;)
радости Вам:)
Лис
4. Александр Коковихин. Розовый молекулярный дымок
тут я даже не знаю, что сказать... всё стихотворение полностью выглядит как... моё;) т.е. "Берег"
завидую белой завистью:)
и, на мой взгляд, это очень хороший пример верлибра - ничего лишнего, красиво, со специфической "музыкой верлибра", с интригой...
2. Аглая Алёшина. Лапками стрекозы
"Лодка": "Так и я, милый, держусь за твой пальчик лапками стрекозы"
ну, образы пришли сразу же... интересно было бы это нарисовать в стиле Сальвадора Дали...
1. Аполло. Красные и чёрные реки (новое)
"Лодка":
"Когтистыми лапами вскрывает
красные и чёрные реки моих мыслей..."
вот здесь включилось ассоциативное мышление, очень такой зримый образ... и дальше уже во "включённом состоянии"...
интересна игра слов, о которой я говорил во время приёма заявок...
немножко страшное стихотворение (на мой взгляд), но интересное...
ещё отмечу:
"и ковыряет сердце с отвращением ребёнка,
ненавидящего манную кашу..."
тут много мыслей сразу полезло в голову, т.е. "Лодка"...
7. Галия. Стук (новое)
больше всего поразила концовка:
"оказалось,
так стучит сердце осени -
всю ночь
на крышу дома
падали яблоки"
ну это "Берег", очень близко мне...
Галия, я во время приёма прозевал, а теперь и сам сомневаюсь... ковырялся в словарях... надо бы выяснить всё же:
"проснулась
от того, что
сбиваюсь с ритма"
здесь мне теперь кажется, что нужно слитно "проснулась оттого, что..."
...
а вот на последнее место в шорт-листе претендует ещё 3 произведения... и я не смог выбрать... поэтому оставим так...
радости вам:)
Лис
А тут не знаю... засомневалась сейчас, и думаю, что, наверное, правильнее "оттого"
Мощное по энергетике. Что-то близкое к есенинскому "Чёрному человеку", женский вариант, хотя суровый и не очень женственый. "Лодка" появляется в самом начале: "Она приходит, хватает за душу и говорит: задушу." Потом с каждой строкой "лодка" вырастает в могучий "корабль", который хорошо входит в красиво обустроенный порт ("берег"): "это не свет, это с веток моей боли срываются вспышки молний...
2. Аглая Алёшина. Лапками стрекозы
Очень женственно и кратко, без лишних слов. Я люблю такие миниатюры, построенные целиком на одной метафоре-сравнении.
"Лодка" - первая строка: "Как стрекоза, севшая на пальчик, держится лапками, знаешь?" Первый "берег":Так и я, милый, держусь за твой пальчик лапками стрекозы." Второй "берег": "Только подумай: из тысячи подставленных пальчиков я выбрала твой..."
5. Елена Бородина. Да и нет
Понравилась вещь. Есть какая-то фишка в этом почти полном повторе первых двух абзацев. Это "лодка" качнулась вправо, потом влево и поплыла... в открытый финал. И никакого "берега".
7. Галия. Стук
"Лодка" как бы нарисовалась из ничего: "тук-тук-тук-тук… тук". И уткнулась в хорошо прорисованный "берег": "так стучит сердце осени - всю ночь на крышу дома падали яблоки". Удачная, на мой взгляд, работа.
Она приходит, хватает за душу
и говорит: задушу. - это лодка.
5. Елена Бородина. Да и нет (новое)
Ты промолчал -
и от этой неопределенности
я
в замешательстве… - Это берег.
6. Галия. *** (какое-то детское чувство...)
какое-то детское чувство
всеобъемлющее -
нежность, не знающая границ... - Это лодка и берег.
5. Елена Бородина. Да и нет (новое)
Весь текст – это лодка, уходящая и уводящая от всех берегов – в море верлибра, который и есть для меня берег. Смысловые аллитерации присущи верлибру, и как же здорово автор это воплотил! Вот этот текст – наиболее удачный пример верлибра, я так думаю. И ничего лишнего, и не хочется, чтоб автор что-то менял в нём, то есть, он кажется совершенным…
9. Елена Бородина. Верлибр
И лодка, и берег, и ветер в голове – вот так можно сказать
И потрясающе по смыслу – о верлибре… у каждого своё представление о нём…
Мне нравится это – плыть по воле ветра.
4. Александр Коковихин. Розовый молекулярный дымок
Это стихотворение держит меня своими берегами…
Очень рада была прочесть у Алексея про специфическую «музыку верлибра», она редко кому удаётся, и она действительно слышится здесь… Но что-то лишнее всё же есть, на мой взгляд, стих нуждается в огранке, после коей он зазвучит ещё красивее. Об этом я сказала автору ))
Из моих двух вариантов более верлибр – первый, но голосуют почему-то за «стук»
до окончания приёма заявок на конкурс осталось два дня (до 23:59 9 августа суббота)
к сожалению, 10 августа (т.е. день, когда я должен скопировать все произведения и послать их Жюри) выпадает на воскресенье, а в выходные у меня не всегда хорошо со свободным временем...
поэтому все принятые на данный момент стихи уже скопированы сейчас
огромная просьба к участникам: если что-то в опубликованном произведении было изменено после 5 утра сегодня 8 августа, то сообщите мне, пожалуйста, до начала голосования.
радости вам:)
Лис
БЛАГОДАРНОСТЬ
Ты повернулся на бок и тяжело дышишь.
Я прижимаюсь к твоей потной спине сосками.
Ты - герой! Ты сделал свое дело!
И теперь во мне пробуждается новая жизнь.
P.S.
Ты никогда не станешь мне мужем.
Но я тебе благодарна.
Ведь ой как скоро наступит время платить алименты!
да, это верлибр, на конкурс будет принято, если принесёте ссылку...
по стихотворению... честно говоря, не очень понравилось...
один вопрос - насколько я знаю (а возможно и ошибаюсь), алименты всё-таки платит бывший муж (супруг), после того как родители ребёнка развелись...
или даже без "законного брака" заставляют выплачивать отца?
радости Вам:)
Лис
http://litset.ru/publ/26-1-0-11635 - новое
Да, даже вне "законного брака" заставляют отца ребенка выплачивать алименты. А как же?! существует ведь понятие "гражданской ответственности"! или только государство (если мамаша не в состоянии) обязано везти "плод любви" на своей шее? Если "папаша" из богатеньких, то живёт женщина с дитём всю свою оставшуюся жизнь - не тужит.
хорошо, сейчас добавлю в принятые
радости Вам:)
Лис
Мы ждали, что небо рухнет,
и небо пало.
Опало хлопьями пепла,
легло бесшумно,
опалы вспыхнули в клёнах
калёной медью,
медалью на белой ленте,
повисло солнце.
Полезно смотреться в бездны
окно пустое,
окутаться дымом едким,
на радость прочим,
сгореть, отдавая ладан
в ладони ветра,
рождая его порывы
осипшим стоном,
осыпавшись тонной боли,
прилечь, устало.
Не плачьте, пройдёт и это,
мы только листья.
стихотворение хорошее, на мой взгляд, а местами даже замечательное:) да...
но это не верлибр, а белый стих - здесь очень чёткий ритм:
Мы ждали, что небо рухнет,
и небо пало.
Опало хлопьями пепла,
легло бесшумно,
опалы вспыхнули в клёнах
калёной медью,
медалью на белой ленте,
повисло солнце.
-/--/-/-
-/-/-
-/-/--/-
-/-/-
-/-/--/-
-/-/-
-/--/-/-
-/-/-
Полезно смотреться в бездны
окно пустое,
окутаться дымом едким,
на радость прочим,
сгореть, отдавая ладан
в ладони ветра,
рождая его порывы
осипшим стоном,
осыпавшись тонной боли,
прилечь, устало.
-/--/-/-
-/-/-
-/--/-/-
-/-/-
-/--/-/
-/-/-
-/--/-/-
-/-/-
-/--/-/-
-/-/-
Не плачьте, пройдёт и это,
мы только листья.
-/--/-/-
-/-/-
видите? очёнь чётко... в первой строфе две ипостасы - замены стоп анапеста на амфибрахий, но это даже интересно, как ошибки не воспринимаются...
ну а вот верлибром это никак не назовёшь:)
радости Вам:)
Лис
зато хорошее стихотворение получилось:) ну не верлибр, это же не страшно:)
от рифм Вы уже ушли, а от ритма уходить сложнее (знаю по себе)
можно ещё попробовать, ведь есть несколько дней ещё;)
радости Вам:)
Лис