Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1177]
Миниатюры [1162]
Обзоры [1463]
Статьи [485]
Эссе [215]
Критика [100]
Сказки [266]
Байки [55]
Сатира [33]
Фельетоны [10]
Юмористическая проза [180]
Мемуары [55]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [64]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [168]
Мистика [94]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [314]
Повести [212]
Романы [72]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [42]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2580]
Тесты [32]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [110]
Объявления [107]
Литературные манифесты [260]
Проза без рубрики [524]
Проза пользователей [156]
Путевые заметки [42]
5. Идеальный текст
Эссе
Автор: Гладких
       1. Право на ошибку
       2. Поэзия в упадке
       3. Препинаки
       4. Превратить недостатки в достоинства

       Не всеми читанные «Новые стансы к Августе» и распиаренное «Не выходи из комнаты». Первое идеальное, второе так себе. «Большая элегия Джону Донну» и, скажем, «Рождественский романс» или «Пилигримы» – та же история.
       Про «так себе» сложно спорить – у каждого оно свое, но идеальное, хочется верить, идеально для всех. Или нет?.. Или нет.
       А есть стихи – и не идеальные, но и «так себе» их не назовешь. Кажется, Борхес сказал, что нарочно чуть портит уже написанное, идеально написанное, чтобы приблизиться – к гениальному.
       Парадокс? Парадокс. Но, как говорится, не поваляешь в грязи – не поешь (хотя смысл поговорки ровно противоположный заявленному, так бывает).
       Пушкин, наоборот, по мере возможности правил и правил тексты, доводя их до совершенства. (Проза его, надо сказать, действительно совершенна.)
       Репина приходилось оттягивать от картины: не мог остановиться и – доводя до совершенства, до идеала, в какой-то момент начинал портить написанное.
       Так подумаешь – и останавливать вроде нельзя, но и терпеть такое невыносимо...
       А ты, мой дотошный читатель, случайный автор, правишь свои стишки? Портишь их этим, или, поди, улучшаешь? Прислушиваешься ли к сторонним советам? Помогают они тебе, или только губят? Как часто, меняя всего лишь слово в строке, напрочь теряешь ты нечто, что было, хоть и неверно (по общему мнению), но все же прекрасно. Было да сплыло. Стало скучным, сухим. То есть, никаким. Но несомненно – правильным. Можно ставить пятерку.
       У Кугультинова есть поэма – «Шахматист». Врач-психиатр просит Таля, чемпиона мира по шахматам, сыграть с пациентом, мальчишкой, считающим себя непобедимым шахматным гением. Таля при этом врач представляет герою не чемпионом мира, а простым любителем. Таль поражен: с большим трудом, из-за случайной небрежности, легкомысленности мальчишки ему со второй попытки таки удается выиграть. Для «непобедимого гения» это становится непоправимым ударом: проиграть любителю. Но цель врача-психиатра была достигнута: больной в результате вылечился, стал нормальным человеком... Через год на сеансе одновременной игры на -надцати досках Таль среди участников узнает того самого мальчишку и, не тратя лишнего времени на остальных, возвращается и возвращается к игре с ним. И что же?.. Перед ним сидит обычный любитель (не узнавший своего давнего соперника), делающий робкие, неловкие ходы. Из жалости Таль сводит матч вничью. Мальчишка, счастливый от такой неожиданной удачи – ничьей с чемпионом мира, – идет домой, прижимая к груди учебник шахматной игры для начинающих...
       Грустная история.
       Знаю-знаю, вы сейчас скажете, что это исключительный случай, что так не бывает. А если и бывает, то конечно не с вами, не здесь и не в этом веке.
       А все-таки: существует идеальный текст или нет? Вот и мальчишка – зевнув фигуру, проиграл чемпиону мира... В одном из фантастических рассказов герой, пытаясь найти, создать идеальное лицо, накладывает фотографии красивых женщин одна на другую. В результате у него получается холодная, мертвая, страшная в своей идеальности маска.

       6. Не мог не поделиться
       7. Мы разные, или Объективности не существует
       8. Тема и любовь. И речь
       9. О живой (реальной) речи
       10. Не читайте насильно
Опубликовано: 23/11/22, 06:38 | Последнее редактирование: Гладких 22/09/25, 08:11 | Просмотров: 1004 | Комментариев: 29
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

По-моему, определение идеала у всех разное. Для чего создаются стихи, фильмы, симфонии? Чтобы их прочитали, посмотрели, послушали как можно больше людей. Чем такой результат достигается? Интересом, эти произведения интересны большому количеству людей. Если произведение кроме автора никому неинтересно, какой смысл в существовании этого произведения? Интерес – вот главное. Думаю, что стихотворение, вызывающее наибольший интерес и есть идеальное. А как оно написано, со знаками препинания или без, с заглавными буквами или без, в столбик или в А4 – не важно.
Александр_Быстров_4  (27/09/25 22:15)    


Всё так. Но. Интерес может быть ажиотажный, модный, конъюнктурный, скандальный, раздутый, вирусный, временный, незаслуженный и т.д. В начале эссе я привел для примера два стихотворения: «Не выходи из комнаты» (явный интерес) и «Новые стансы к Августе» (даже не все читали, а ажиотажа и вовсе нет). Пример показательный, мне кажется. А насчет препинаков, заглавных и А4 согласен на все сто. smile
Гладких  (27/09/25 23:20)    


По-моему, не важно, какой из интересов заставил, допустим, меня прочитать Ваше эссе. Вы скажете – такой, я скажу – другой, это – субъективно. Объективный же показатель – плюс один читатель. Думаю, это общая закономерность безотносительно к конкретным стихотворениям или авторам, т.к. у всех читателей предпочтения и интересы разные.
Александр_Быстров_4  (28/09/25 15:21)    


Это временная, сиюминутная оценка. А если принять во внимание, что часто (больше) читают не сам текст, а комментарии к нему (и не всегда лестные), то показатель "плюс один читатель" уже не кажется объективным.
Гладких  (28/09/25 19:18)    


Согласен с Вами, бывает краткий всплеск интереса, а потом – забвение. Но, вместе с тем, существуют, по-моему, произведения искусства, в т.ч. стихи, которые притягивают интерес годы, десятилетия и даже века. Трудно, по-моему, представить количество читателей этих ст-й. Они, повторюсь, наверное, и есть идеальные.
Александр_Быстров_4  (28/09/25 22:47)    


Да, наверное. smile
Гладких  (29/09/25 01:57)    


Очень интересное эссе.
.
Вот как узнать что есть "Идеальный текст"?
А мы можем ответить на вопрос, - Что есть "Текст"? Просто "Текст"!
Система знаков позволяющих наблюдателю (читателю) получить информацию?
А следует ли считать информацией Текст об избушке на курьих ножках? Ведь в реальности избушки не существует? Или она возникла после написания Текста? Или же после прочтения?
А светофор, дорожные знаки, рекламные щиты, одежда встречных пешеходов - это Текст? Ведь глядя на прохожих мы считываем информацию о возрасте, о роде занятия или профессии, о культурной, религиозной или национальной принадлежности.
И в этом смысле статуи и картины тоже Текст? Или нет?
А возможно "Идеальный Текст" - это "Чёрный квадрат" Малевича?
У кого-то (не помню у кого) давненько, лет 20 или более того, читал -
Текст - это Реальность созданная человеком, а Реальность - это Текст созданный Богом. (цитата не точная, по памяти).
.
Спасибо ещё раз за Текст!
biggrin
Александр_Смирнов  (27/09/25 20:59)    


Всё текст, что считывается.
Спасибо, Александр! )) smile
Гладких  (27/09/25 22:01)    


Спасибо. Я подумаю отдельно над случаем с мальчиком-шахматистом.Пока замечу вот что:
1. Ты и твой творческий процесс и его продукт состоишь в особых отношениях - у тебя к нему есть ряд претензий и свой путь к совершенству, как ты его себе представляешь.
2. Ты-творец всегда знаешь своё место в ряду себе подобных, но время от времени ты сознательно ставишь себя в условия соревнования... вот здесь очень важно применить свою интуицию что до противника. У мальчика мало опыта сравнений (уровня своего мастерства), он поверил врачу на слово(в деле своего самого главного верить нельзя никому...как у Пушкина, парадигма "я - Бог", вертикаль, не путать со знаком равенства - "Есть высший суд" в сравнении с рядовой публикой, оценивающей по вкусовому принципу).
3. Выплеснуть с водой ребёнка, т.е. вылечить мальчика от гениальности - обокрасть человечество. Возможно, мальчик проживёт счастливую жизнь обыкновенного человека, но весь мир останется без открытий его гения... кто здесь в убытке?

Ещё раз благодарю автора эссе за то, что он заинтересовал меня-читателя, дав пищу для потока размышлений, что тоже творческий процесс))).

smile
Лаундж  (27/09/25 19:46)    


Спасибо, Ло! ) Всё есть пища для размышлений. smile
Гладких  (27/09/25 20:10)    


А ты, мой дотошный читатель, случайный автор, правишь свои стишки? Портишь их этим, или, поди, улучшаешь? Прислушиваешься ли к сторонним советам? Помогают они тебе, или только губят? Как часто, меняя всего лишь слово в строке, напрочь теряешь ты нечто, что было, хоть и неверно (по общему мнению), но все же прекрасно. Было да сплыло. Стало скучным, сухим. То есть, никаким. Но несомненно – правильным. Можно ставить пятерку.

Иногда правлю. Особенно, когда описки, орфография или препинаки: мне это не очень важно, да и ляпы - случайны. Ляпы посложнеe правлю, если сама их изначально чувствовала, но сил исправить в процессе написания не хватило. В остальном - оставляю как было.
Многое от стиля зависит: иные стихи на ломке правил и замешаны. smile smile smile smile smile smile Мне, кстати, очень импонуирует стиль Ваших эссе. smile smile smile smile smile
Марара  (27/09/25 18:11)    


smile иные стихи на ломке правил и замешаны exclaim
Гладких  (27/09/25 18:34)    


Очень интересный вопрос. (Ну, сейчас Остапа понесёт...).
Помню, однажды на стихи.ру мне попалась огненная реплика одной юной графоманки.
Она, несомненно, была на тот момент вполне типичной графоманкой: кровь-любовь, розы-мимозы, березы-морозы, ну и прочий стандартный набор рифм и смыслов, стишки начинающего.
Так вот. Она написала одной из своих читательниц так (практически дословно передаю): я никогда не исправляю свои стихи! Написала - как топором вырубила! Это только графоманы бесконечно переписывают свои стихи!

Вот так. Съели? Я, например, бывает, долго ищу нужное слово. В этой связи всегда вспоминаю стихотворение Степана Щипачева "Березка" написанное еще в 1937 году, и его слова о том, что последнюю строку он искал несколько лет.
Собственно, вот текст:

Её к земле сгибает ливень
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо,-
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются... Она,
Видать, характером прямая,
-------------------------------
Кому-то третьему верна.

Обособление последней строки - моё. В оригинале его, естественно, нет.

Возвращаюсь к себе, любимому. Недавно я разместил здесь свое давнее уже стихотворение "Похожий на женский волосы дождь (на ветках берез перечёсывал струи)".
Текст приводить не буду, ссылка, если кому интересно: http://litset.ru/publ/1-1-0-72116

Так вот, под стихотворением случилась полемика. И если для меня прекрасные женские волосы - одно из чудес мира, то для женщин, как оказалось, это еще ассоциация с грязными, спутанными волосами, которые надо постоянно мыть, расчесывать, подравнивать, укладывать и т.д. То есть, они увидели в этом образе то бытовое и не эстетичное, что мне, как мужчине, и в голову-то не приходило!
И я очень благодарен им! А исправить оказалось очень просто, заменив женские волосы на детские.
Похожий на детские волосы дождь...
Резюмирую. Моя позиция - стихи можно и нужно переделывать и улучшать. Но и иметь волю, в какой-то момент, остановиться, ибо раньше или позже случится выхолащивание стихотворения до уровня правильной и скучной, хотя и рифмованной документалистики. Пример такого стихотворения у меня тоже есть, но приводить его тут не буду, и так расписался до безобразия.
Сергей55  (02/12/22 22:03)    


Лесорубу верна. Тот ее быстро сломает, не чета ливню и бурану. smile
Править нужно, но осторожно. О том и речь. dry
Насчет банальных избитых рифм. Представьте только, собрал автор все возможные банальные рифмы и написал, используя их, некое удачное буриме. Да это успех! biggrin
Гладких  (02/12/22 22:46)    


Ничуть не удивлюсь. Вот стихотворение, (автор - Семён Кац) имеющие самые простые глагольные рифмы, но именно они и создают всё волшебство.

Я не хочу, чтоб ты ко мне привыкла,
Как привыкают к мужнину плечу.
Но я хочу, чтоб ты ко мне приникла,
Как приникают к лунному лучу.

Я не хочу, чтоб ты во мне пропала,
Как ручеёк, впадающий в реку,
Но я хочу, чтоб ты ко мне припала,
Как припадают губы к роднику.

Я не хочу, чтоб ты меня признала
И за стихи оказывала честь.
Но я хочу, чтоб ты меня узнала
И приняла таким, какой я есть.

Я не хочу, чтоб ты меня учила,
Как школьницей учила наизусть.
Но я хочу, чтоб ты меня лечила
Одним словечком, обронённым с уст.

Я не хочу, чтобы во мне поникла
Моя любовь листвою в суховей,
Но я хочу, чтоб ты в меня проникла
Живительною влагою своей.

Я не хочу, чтоб мы с тобой остались
Друг другу незнакомыми почти,
Но я хочу, чтоб мы с тобой шептались,
Как только двое шепчутся в ночи.
Сергей55  (02/12/22 22:57)    


Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам... smile
Гладких  (02/12/22 23:04)    


Кто бы сомневался! biggrin
Сергей55  (02/12/22 23:06)    


smile
Гладких  (02/12/22 23:10)    


smile
Кот-Неучёный  (24/11/22 11:05)    


smile
Гладких  (24/11/22 11:41)    


Я иногда тоже думаю, что с правильностью строк и рифм
из текста исчезаю я.
С удовольствием и размышлениями читаю Ваши эссе.
Спасибо! smile
Кот-Неучёный  (23/11/22 17:06)    


Спасибо огромное! ) smile
Гладких  (23/11/22 19:14)    


Вот да, больная тема. За редким исключением, все возможные правки у меня только портят текст... Поэтому следую принципу "первое слово дороже второго" )
Но знаю, что не у всех так.
Эризн  (23/11/22 10:58)    


Не у всех и не всегда. smile
Гладких  (23/11/22 13:54)    


Нет идеального текста, потому как каждому - своё. Ту же "Мастер и Маргарита" кто-то обожает, а кто-то считает занудством. Кто-то без ума от Ахматовой, а кому-то её "и с деньгами не нать".
surra  (23/11/22 07:53)    


Когда-то пытался читать «Кондуит и Швамбранию» — не осилил. А недавно ребенку поставил аудиокнигу, так был просто в восторге — и от книги, и от чтения (чтеца). Многие обстоятельства влияют на восприятие. smile
Гладких  (23/11/22 14:05)    


Прекрасное в своих стихах, это очень субъективное восприятие. Если пишешь для самого себя, или как дышишь, можно ничего не править. Но бывают реальные смысловые косяки. А что делать со сбоями в ударениях? Оставлять для супердекламаторов как есть? Если стих, это фетиш для автора, конечно ничего править не надо. Если он предназначен читателю ( и не надо мне тута рассказывать, шо поеты пишут для себя, когда размещают для всех. Ага ), тогда надо править, где можно. Где нельзя - где правка убивает весь конструкт, там оставлять и мучаться своим несовершенством biggrin
Метаморф  (26/11/22 09:38)    


Вот с этим согласна. smile
surra  (26/11/22 09:49)    


К слову о субъективности и несовершенстве:

Те, кто танцевали, казались безумцами тому, кто не мог услышать музыку.
©
Ф. Ницше.

<...> тот кто вычитает про
над чернильницей перо
над поверхностью льняною
держит ракушку востро...
©
А. Королев (Эль Тау)

Когда я шел и думал: ИЛИ - ИЛИ,
Глухонемые шли со мною рядом,
Глухонемые шли и говорили,
А я не знал, я рад или не рад им...
<...>
Мы увидим алмазы небес,
Бриллианты высот;
Но сегодня силён бес:
Людьми что вениками трясёт!
И они ошибаться боятся.
Но писатели не кассиры!
Не мешайте им ошибаться,
Потому что в ошибках сила!
©
Н. Глазков

и т.д.

smile
Гладких  (26/11/22 11:04)