Рассказы [1171] |
Миниатюры [1152] |
Обзоры [1459] |
Статьи [468] |
Эссе [211] |
Критика [99] |
Сказки [252] |
Байки [54] |
Сатира [33] |
Фельетоны [14] |
Юмористическая проза [166] |
Мемуары [53] |
Документальная проза [83] |
Эпистолы [23] |
Новеллы [63] |
Подражания [9] |
Афоризмы [25] |
Фантастика [164] |
Мистика [83] |
Ужасы [11] |
Эротическая проза [9] |
Галиматья [310] |
Повести [233] |
Романы [84] |
Пьесы [33] |
Прозаические переводы [3] |
Конкурсы [12] |
Литературные игры [40] |
Тренинги [3] |
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2472] |
Тесты [31] |
Диспуты и опросы [117] |
Анонсы и новости [109] |
Объявления [109] |
Литературные манифесты [262] |
Проза без рубрики [490] |
Проза пользователей [131] |
Путевые заметки [21] |
Помню, однажды на стихи.ру мне попалась огненная реплика одной юной графоманки.
Она, несомненно, была на тот момент вполне типичной графоманкой: кровь-любовь, розы-мимозы, березы-морозы, ну и прочий стандартный набор рифм и смыслов, стишки начинающего.
Так вот. Она написала одной из своих читательниц так (практически дословно передаю): я никогда не исправляю свои стихи! Написала - как топором вырубила! Это только графоманы бесконечно переписывают свои стихи!
Вот так. Съели? Я, например, бывает, долго ищу нужное слово. В этой связи всегда вспоминаю стихотворение Степана Щипачева "Березка" написанное еще в 1937 году, и его слова о том, что последнюю строку он искал несколько лет.
Собственно, вот текст:
Её к земле сгибает ливень
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо,-
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются... Она,
Видать, характером прямая,
-------------------------------
Кому-то третьему верна.
Обособление последней строки - моё. В оригинале его, естественно, нет.
Возвращаюсь к себе, любимому. Недавно я разместил здесь свое давнее уже стихотворение "Похожий на женский волосы дождь (на ветках берез перечёсывал струи)".
Текст приводить не буду, ссылка, если кому интересно: http://litset.ru/publ/1-1-0-72116
Так вот, под стихотворением случилась полемика. И если для меня прекрасные женские волосы - одно из чудес мира, то для женщин, как оказалось, это еще ассоциация с грязными, спутанными волосами, которые надо постоянно мыть, расчесывать, подравнивать, укладывать и т.д. То есть, они увидели в этом образе то бытовое и не эстетичное, что мне, как мужчине, и в голову-то не приходило!
И я очень благодарен им! А исправить оказалось очень просто, заменив женские волосы на детские.
Похожий на детские волосы дождь...
Резюмирую. Моя позиция - стихи можно и нужно переделывать и улучшать. Но и иметь волю, в какой-то момент, остановиться, ибо раньше или позже случится выхолащивание стихотворения до уровня правильной и скучной, хотя и рифмованной документалистики. Пример такого стихотворения у меня тоже есть, но приводить его тут не буду, и так расписался до безобразия.
Править нужно, но осторожно. О том и речь.
Насчет банальных избитых рифм. Представьте только, собрал автор все возможные банальные рифмы и написал, используя их, некое удачное буриме. Да это успех!
Я не хочу, чтоб ты ко мне привыкла,
Как привыкают к мужнину плечу.
Но я хочу, чтоб ты ко мне приникла,
Как приникают к лунному лучу.
Я не хочу, чтоб ты во мне пропала,
Как ручеёк, впадающий в реку,
Но я хочу, чтоб ты ко мне припала,
Как припадают губы к роднику.
Я не хочу, чтоб ты меня признала
И за стихи оказывала честь.
Но я хочу, чтоб ты меня узнала
И приняла таким, какой я есть.
Я не хочу, чтоб ты меня учила,
Как школьницей учила наизусть.
Но я хочу, чтоб ты меня лечила
Одним словечком, обронённым с уст.
Я не хочу, чтобы во мне поникла
Моя любовь листвою в суховей,
Но я хочу, чтоб ты в меня проникла
Живительною влагою своей.
Я не хочу, чтоб мы с тобой остались
Друг другу незнакомыми почти,
Но я хочу, чтоб мы с тобой шептались,
Как только двое шепчутся в ночи.
Гладких (02/12/22 23:10) •
Кот-Неучёный (24/11/22 11:05) •
Гладких (24/11/22 11:41) •
из текста исчезаю я.
С удовольствием и размышлениями читаю Ваши эссе.
Спасибо!
Но знаю, что не у всех так.
Те, кто танцевали, казались безумцами тому, кто не мог услышать музыку.
©
Ф. Ницше.
<...> тот кто вычитает про
над чернильницей перо
над поверхностью льняною
держит ракушку востро...
©
А. Королев (Эль Тау)
Когда я шел и думал: ИЛИ - ИЛИ,
Глухонемые шли со мною рядом,
Глухонемые шли и говорили,
А я не знал, я рад или не рад им...
<...>
Мы увидим алмазы небес,
Бриллианты высот;
Но сегодня силён бес:
Людьми что вениками трясёт!
И они ошибаться боятся.
Но писатели не кассиры!
Не мешайте им ошибаться,
Потому что в ошибках сила!
©
Н. Глазков
и т.д.