Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1171]
Миниатюры [1152]
Обзоры [1459]
Статьи [468]
Эссе [211]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [166]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [83]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [12]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2472]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [490]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
*** (произведение скрыто от просмотра) Текст недоступен для просмотра
Эссе
Автор: Гладких
Загрузка...
Все комментарии:

Очень интересный вопрос. (Ну, сейчас Остапа понесёт...).
Помню, однажды на стихи.ру мне попалась огненная реплика одной юной графоманки.
Она, несомненно, была на тот момент вполне типичной графоманкой: кровь-любовь, розы-мимозы, березы-морозы, ну и прочий стандартный набор рифм и смыслов, стишки начинающего.
Так вот. Она написала одной из своих читательниц так (практически дословно передаю): я никогда не исправляю свои стихи! Написала - как топором вырубила! Это только графоманы бесконечно переписывают свои стихи!

Вот так. Съели? Я, например, бывает, долго ищу нужное слово. В этой связи всегда вспоминаю стихотворение Степана Щипачева "Березка" написанное еще в 1937 году, и его слова о том, что последнюю строку он искал несколько лет.
Собственно, вот текст:

Её к земле сгибает ливень
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо,-
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются... Она,
Видать, характером прямая,
-------------------------------
Кому-то третьему верна.

Обособление последней строки - моё. В оригинале его, естественно, нет.

Возвращаюсь к себе, любимому. Недавно я разместил здесь свое давнее уже стихотворение "Похожий на женский волосы дождь (на ветках берез перечёсывал струи)".
Текст приводить не буду, ссылка, если кому интересно: http://litset.ru/publ/1-1-0-72116

Так вот, под стихотворением случилась полемика. И если для меня прекрасные женские волосы - одно из чудес мира, то для женщин, как оказалось, это еще ассоциация с грязными, спутанными волосами, которые надо постоянно мыть, расчесывать, подравнивать, укладывать и т.д. То есть, они увидели в этом образе то бытовое и не эстетичное, что мне, как мужчине, и в голову-то не приходило!
И я очень благодарен им! А исправить оказалось очень просто, заменив женские волосы на детские.
Похожий на детские волосы дождь...
Резюмирую. Моя позиция - стихи можно и нужно переделывать и улучшать. Но и иметь волю, в какой-то момент, остановиться, ибо раньше или позже случится выхолащивание стихотворения до уровня правильной и скучной, хотя и рифмованной документалистики. Пример такого стихотворения у меня тоже есть, но приводить его тут не буду, и так расписался до безобразия.
Сергей55  (02/12/22 22:03)    


Лесорубу верна. Тот ее быстро сломает, не чета ливню и бурану. smile
Править нужно, но осторожно. О том и речь. dry
Насчет банальных избитых рифм. Представьте только, собрал автор все возможные банальные рифмы и написал, используя их, некое удачное буриме. Да это успех! biggrin
Гладких  (02/12/22 22:46)    


Ничуть не удивлюсь. Вот стихотворение, (автор - Семён Кац) имеющие самые простые глагольные рифмы, но именно они и создают всё волшебство.

Я не хочу, чтоб ты ко мне привыкла,
Как привыкают к мужнину плечу.
Но я хочу, чтоб ты ко мне приникла,
Как приникают к лунному лучу.

Я не хочу, чтоб ты во мне пропала,
Как ручеёк, впадающий в реку,
Но я хочу, чтоб ты ко мне припала,
Как припадают губы к роднику.

Я не хочу, чтоб ты меня признала
И за стихи оказывала честь.
Но я хочу, чтоб ты меня узнала
И приняла таким, какой я есть.

Я не хочу, чтоб ты меня учила,
Как школьницей учила наизусть.
Но я хочу, чтоб ты меня лечила
Одним словечком, обронённым с уст.

Я не хочу, чтобы во мне поникла
Моя любовь листвою в суховей,
Но я хочу, чтоб ты в меня проникла
Живительною влагою своей.

Я не хочу, чтоб мы с тобой остались
Друг другу незнакомыми почти,
Но я хочу, чтоб мы с тобой шептались,
Как только двое шепчутся в ночи.
Сергей55  (02/12/22 22:57)    


Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам... smile
Гладких  (02/12/22 23:04)    


Кто бы сомневался! biggrin
Сергей55  (02/12/22 23:06)    


smile
Гладких  (02/12/22 23:10)    


smile
Кот-Неучёный  (24/11/22 11:05)    


smile
Гладких  (24/11/22 11:41)    


Я иногда тоже думаю, что с правильностью строк и рифм
из текста исчезаю я.
С удовольствием и размышлениями читаю Ваши эссе.
Спасибо! smile
Кот-Неучёный  (23/11/22 17:06)    


Спасибо огромное! ) smile
Гладких  (23/11/22 19:14)    


Вот да, больная тема. За редким исключением, все возможные правки у меня только портят текст... Поэтому следую принципу "первое слово дороже второго" )
Но знаю, что не у всех так.
Эризн  (23/11/22 10:58)    


Не у всех и не всегда. smile
Гладких  (23/11/22 13:54)    


Нет идеального текста, потому как каждому - своё. Ту же "Мастер и Маргарита" кто-то обожает, а кто-то считает занудством. Кто-то без ума от Ахматовой, а кому-то её "и с деньгами не нать".
surra  (23/11/22 07:53)    


Когда-то пытался читать «Кондуит и Швамбранию» — не осилил. А недавно ребенку поставил аудиокнигу, так был просто в восторге — и от книги, и от чтения (чтеца). Многие обстоятельства влияют на восприятие. smile
Гладких  (23/11/22 14:05)    


Прекрасное в своих стихах, это очень субъективное восприятие. Если пишешь для самого себя, или как дышишь, можно ничего не править. Но бывают реальные смысловые косяки. А что делать со сбоями в ударениях? Оставлять для супердекламаторов как есть? Если стих, это фетиш для автора, конечно ничего править не надо. Если он предназначен читателю ( и не надо мне тута рассказывать, шо поеты пишут для себя, когда размещают для всех. Ага ), тогда надо править, где можно. Где нельзя - где правка убивает весь конструкт, там оставлять и мучаться своим несовершенством biggrin
Метаморф  (26/11/22 09:38)    


Вот с этим согласна. smile
surra  (26/11/22 09:49)    


К слову о субъективности и несовершенстве:

Те, кто танцевали, казались безумцами тому, кто не мог услышать музыку.
©
Ф. Ницше.

<...> тот кто вычитает про
над чернильницей перо
над поверхностью льняною
держит ракушку востро...
©
А. Королев (Эль Тау)

Когда я шел и думал: ИЛИ - ИЛИ,
Глухонемые шли со мною рядом,
Глухонемые шли и говорили,
А я не знал, я рад или не рад им...
<...>
Мы увидим алмазы небес,
Бриллианты высот;
Но сегодня силён бес:
Людьми что вениками трясёт!
И они ошибаться боятся.
Но писатели не кассиры!
Не мешайте им ошибаться,
Потому что в ошибках сила!
©
Н. Глазков

и т.д.

smile
Гладких  (26/11/22 11:04)