Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
4. Превратить недостатки в достоинства
Эссе
Автор: Гладких
       1. Право на ошибку
       2. Поэзия в упадке
       3. Препинаки

       Увы, многие из вас, товарищи, не до конца понимают всю красоту якобы недочетов (типа – «автор не справился»): инверсий, анаколуфов, съехавших ударений, внесловариковых выдумок, анжамбеманов и т.п. каверз.
       Правильные поэты не совершают ошибок. Нет у них ни съехавших ударений, ни лишних анжамбеманов, ни навязчивых инверсий, ни сомнений. Скукота, одним словом. Все эти недостатки (родинки, морщины, неврозы) они в себе изжили, стали похожи на манекены. О чем с ними говорить? Что нового они могут сказать?..
       Не пугайтесь, сейчас я вам раскрою глаза на одну из главных задач, проблем, целей творческого процесса, любого искусства, а именно: сделать невозможное возможным, превратить недостатки в достоинства.
       Уверен, тема эта одна из самых интересных, если не самая интересная. И одна из самых благодатных. Какой-нибудь аспирант-филолог защитил бы на ней не только кандидатскую, но, без сомненья, и докторскую. А то и две.
       Можно ли что-то большое написать в стихах так, чтобы чтение не утомило к пятой странице? Пожалуйста: Пушкин, «Евгений Онегин». Можно ли что-то написать, бесконечно используя десятистрочные строфы с примитивной рифмовкой АБАБАБАБАБ – так, чтобы это не утомило уже ко второй странице? Пожалуйста: Бродский, «Горбунов и Горчаков».
       «Во всем есть плюсы. Думайте о плюсах».
       За модой не поспеть: то клеш, то дудочки, то бананы. Но классика безошибочна. Забавно то, что прежде классикой были парики, жабо и манжеты, а нынче полубокс, тройка и галстуки.
       Кто первый – ради рифмы – разорвал слово надвое, разместив половинки в соседних строчках? Вероятно, смотрелось ужасно. Критики помидорами забросали. Наверняка говорили: «Неумёха, в строку не вписался. Надо бы помочь, указать, подправить». И подправляли... Кто первый применил составную рифму? Кто первый сказал, что глагольная рифма – фу? Кто первый набросился с кулаками на «кровь-любовь»? Всегда есть (был и будет) кто-то первый. Потом второй. Потом все.
       А я вам скажу, что всё это лишь приемы, арсенал. Нет, даже так: все вчера́шние недостатки – это сего́дняшние приемы, арсенал; так сказать, достоинства. Пользуй не хочу. Но вчерашними недостатками пользуются, а сегодняшними почему-то не хотят. А они есть, эти недостатки. И их много. И они иногда прекрасны. А самый большой секрет в том, что никакие они не сегодняшние. Сегодня они только-только перешли в стадию «потом все» (ну, или почти все). А стадия «кто-то первый, потом второй» давным-давно пройдена. Где-то там, в истории.
       Важное дополнение. Не ведитесь на «чайников», вроде меня, пытающихся уловить это новое старое. Не о чем с нами спорить – вы победите. Не тратьте силы. Смотрите шире. Есть настоящие, реальные авторы, у которых давно уже в арсенале это новое старое, эти прекрасные «недостатки».
       Ага, и девиз напоследок: Автор, критик, читатель, художник – не спи! Будь внимательней, любопытней и зорче!..

       5. Идеальный текст
       6. Не мог не поделиться
       7. Мы разные, или Объективности не существует
       8. Тема и любовь. И речь
       9. О живой (реальной) речи
Опубликовано: 21/11/22, 11:13 | Последнее редактирование: Гладких 20/08/23, 16:29 | Просмотров: 630 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

biggrin biggrin biggrin
Кот-Неучёный  (22/11/22 15:33)    


smile Спасибо! Все 4 раза спасибо! )))) biggrin
Гладких  (22/11/22 16:17)    


Девиз прекрасен smile

Насчёт недостатков-приёмов: всё хорошо, когда оно в меру и к месту. А вот меру и место читатель определяет для себя, исходя из своих вкусов. Есть более всеядные читатели, есть более привередливые. Ну, и накопленный багаж прочитанного даёт о себе знать.
(на мой вкус, у Вас лично чаще всего всё в меру и к месту wink )
Эризн  (21/11/22 12:10)    


Спасибо, Эризн! )) smile

Речь не только насчет недостатков-приемов, но и насчет недостатка приемов. А соответственно и о неприятии значительной части приемов (сам не пользую и другим не дам). Они (приемы) давно в ходу и, лично у меня, часто вызывают просто восторг. Порой и смысл бывает не столь важен (все смыслы давным-давно уже в фарш перемолоты), а важно то, ка́к это сделано. Любые смыслы со временем тускнеют, и хорошо бы их регулярно обновлять. А обновлять их можно только новыми (старыми) приемами. Идеальное (правильное) и безобразное (неправильное) перед историей равнозначны: сегодня верлибры прекрасны, а завтра – снова глагольная рифма. Важно не топтаться на одном месте, не говорить кому-то: «Где ты там бродишь, куда пошел, в темный лес пошел? Иди к нам. У нас тут правильная поляна». smile
Гладких  (21/11/22 14:41)    


Скучнее всего - когда у автора все стихи как братья-близнецы, а всё непохожее на них он воспринимает как отклонение. Так что я за поляноплюрализм biggrin
Эризн  (21/11/22 15:30)    


Ван Гог сколько своих портретов написал? Как под копирку. А подсолнухов?.. И ничего.
Бидструп сколько карикатур настрогал...
Глазков сколько стихов-стихов наплодил... Где-то читал, что по сто строчек в день мог писать (под коньячок).
Может, дело не в копирке, а в скукоте?..

Да, а я за внеполяноплюрализм. smile
Гладких  (21/11/22 18:03)    


Толпа поклонников неважно чего, никогда не сможет родить коллективное мнение - что в этом " чего" приемлемо, или не приемлемо. Толпой всегда дирижируют критики. Поэтому, если сегодня " любовь-кровь", это навязанный аж до уровня подсознания, моветон, то никаким новаторством, нетривиальным сюжетом и прочими "фишками" его из мозга не вытравить. С другой стороны, если завтра они скажут, что это "Ого!" - всё послушно согласятся.
biggrin
Метаморф  (24/11/22 03:11)    


Иногда «фишки» неплохо работают:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)


Но критика ж не угомонить: не розы-морозы (тут его обвели вокруг пальца), так два ужа, два вота...

biggrin
Гладких  (24/11/22 03:34)    


Ой, ну вот конкретно это место я бы не назвала творческой удачей даже тогда, когда училась в школе и "Онегина" читала впервые biggrin
Эризн  (24/11/22 09:41)    


smile
Гладких  (24/11/22 10:22)    

Рубрики
Рассказы [1127]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [246]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [158]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [79]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2372]
Тесты [26]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [195]