(Комм.: Стихи в том же порядке, в каком они были в документе, посланном Жюри (перемешаны "шапочным методом" и анонимны). Надеемся, свои найдёте:)
Под названиями стихотворений добавлена ссылка на страницу произведения на Литсети (произведение уже могло быть изменено автором). ========================================================= Здравствуйте. Я так понимаю, были заданы темы, верно? Не знаю, стоило ли. Впрочем, это отношения к судейству не имеет, остаётся напомнить, что всё написанное мною – субъективно.
========================================================= 1. Я ангел http://litset.ru/publ/3-1-0-4623 Я ангел с душою демона,
Я птица с глазами женскими.
Я странной мечтой беременна,
Такой же, как прежде, дерзкою.
Меня ты молил, слышала,
О сказочном наслаждении -
Любви, что дается свыше вам,
Любви, что бессмертней времени?
Ах, как ты просил!.. Ну, ладно же.
Мне солнце с луной наскучили.
Пусть крылья белее ландыша,
Но зябко одной за тучами.
Ты слышал, как крылья хлопали?
Сегодня я их сбросила.
Пойду я к тебе по полю,
Пойду по стерне, босая.
Смотри же: я всё исправила.
Бери, что тебе обещано:
Была я твоим ангелом,
Теперь я твоя женщина.
Никто на земле не нужен нам.
Я рядом, ты обними меня!..
Ну, что же грустишь ты, суженый,
И смотришь на небо синее?.. ===
Размер скачет, ритм играет. А ещё мне кажется, что не каждый образ удачен. Не нравится мне эта беременность мечтой, да ещё дерзкой, и почему «как прежде», уже не первое превращение? Про этих ангелов с душою демонов я уже столько читал, что… Другими словами, свежих образов я здесь не нашёл, даже небо синее, ну а какое ещё, да и тучи (за которыми было зябко) куда-то делись вдруг. Правда, хорошие рифмы, и композиционно стихотворение выдержано.
3 балла. ========================================================= 2. Ещё не поздно http://litset.ru/publ/1-1-0-5264 Вверху не небо, а потолок,
В лицо не ветер, а сизый дым,
И ты поёшь для глухой толпы
Под звуки старого пианино...
Ты помнишь дали своих дорог?
Себя - всесильным и молодым?
Своих счастливых побед столпы,
Полёт и бурных страстей стремнины?
Тебе кричит полупьяный зал,
Что хочет "что-нибудь помодней" -
Вздыхаешь, вновь оборвав куплет
И небо мысленно проклиная...
Об этом ли ты всегда мечтал,
Сюда ли шёл по ступенькам дней,
Сюда ли тропами долгих лет
Вела надежда твоя больная?
Ты здесь бесцельно влачишь свой век,
И сеешь страх не прорваться ввысь,
И жнёшь свой маленький тихий ад,
И страх бессилия снова сеешь...
Ещё не поздно: возьми разбег,
И всей душой в небеса сорвись,
Летай, пока ты ещё крылат:
Упасть на дно ты всегда успеешь. ===
«Бурных страстей стремнины» - ну, так избито. «Ступеньки дней» и «тропы лет» - образы, дублирующие друг друга, поэтому выходит избито. «Вела надежда твоя больная» - очень плохо. «Влачить» - абсолютно книжный глагол, да ещё и времён Царя Гороха. Ежели использовать подобные слова, то надо их подкреплять, иначе оное, как перст в пустыне. «Маленький тихий ад» - плохо, два определения подряд почти всегда плохо. Из плюсов можно отметить композицию, но одной композиции маловато будет.
5 баллов. ========================================================= 3. В старом седом саду http://litset.ru/publ/16-1-0-5239 в этих посадках старинных...
Только корявые лики
разнорабочих деревьев – яблонь, черешен и слив...
Сергей Шелковый
В старом седом саду заблудилась память -
Тихо блуждает меж слив и корявых вишен.
Небо тяжелым грузом на ветви давит,
И не даёт деревьям подняться выше.
В старом седом саду поселились тени -
Тихие лики мелькают в стволах черешен.
Ветер приносит с юга дымок осенний.
Дождь омывает листья, печально-нежен.
Руки усталых яблонь дрожат от страсти -
Яблоки падают в лужи, вздымая брызги.
В старом седом саду потерялось счастье:
Тихим осенним днём, на опушке жизни... ===
«В старом седом саду» - всё же два определения подряд – это много. «Блуждает меж» - плохо. «Небо тяжёлым грузом» - неудачно, а что, бывает «лёгким грузом»? «Тихие лики» - опять плохо, и также нелепо, как «громкие лица». Инверсия в «дымке осеннем» ничем не оправдана кроме рифмы со словом тени. «Дождь омывает листья, печально-нежен» - стих построен так, что на слух совершенно не понятно кто «печально-нежен», да и само это «печально-нежен», никак не отнести к находкам автора. От какой страсти? Страсть ради рифмы со словом счастье? И последний вопрос. Красивости красивостями, но какой-то логике надо следовать, верно? Так где всё же потерялось счастье, в старом седом саду или на опушке?
2 балла. ========================================================= 4. Тапёр http://litset.ru/publ/16-1-0-5325 В убогой таверне терзанием клавиш
Под крики пьянчуг и бутылочный звон
Ты имя своё никогда не прославишь,
Но запросто можешь быть выставлен вон.
Любой завсегдатай способен придраться,
Сказать, что играешь какую-то дичь.
А ты, применяя набор альтераций,
Гармонию хаоса хочешь постичь
И всем говоришь с ироническим смехом,
Что в жизни тебя утешает одно –
Возвышенней стало желанье успеха,
Когда ты скатился на самое дно. ===
Опять же, скорее афоризм, развёрнутый и сделанный по законам стихосложения. Поэтики не хватает. Как оценивать? По каким критериям? Технически стихотворение сделано отлично. Мысль ясна. Сюжет понятен, но драйва нет, не цепляет, ибо цеплять нечем.
5 баллов. ========================================================= 5. Секретарь Мюнхгаузена http://litset.ru/publ/19-1-0-5282 ....................... "Я был его секретарём..."
..............................(Николай Гумилёв)
Глупый риск расплескаться до розовых брызг,
дымком остаться –
сколько раз говорил я барону про риск
телепортаций.
А увязнуть во времени вечночужом?!
Пусть интересном:
с Дон Жуаном болтать о большом, о мужском
(да чтоб он треснул!),
Архимеду на пушки глаза открывать,
на пистолеты,
с Клеопатрой шатать золотую кровать
(со стервой этой!)...
Он, конечно, герой! Но, его секретарь
и зам по тылу,
я скитаться по миру и датам устал,
меня добило
то, что шеф заказал не скафандер, а два,
из мягкой кожи...
Не хочу я на Марс. Не заставят слова.
Спиртное тоже.
("Может, вы со своим крепкосшитым конём
туда рванёте?
Мне ваш врач наказал не стрелять перед сном
и по работе...")
Мой барон – как баран – отступать не привык,
ему всё мало...
Знаю, был он пленён марсианами вмиг.
Но жду сигнала. ===
Я долго ритм ловил, ибо присутствует некая ритмическая болтанка. Но это ладно, ежели с ритмом я худо-бедно разобрался, то так и не понял, почему секретарь Мюнхгаузена ждёт сигнал, и какой сигнал он ждёт? И ещё здесь лакуна: «Он, конечно, герой! Но, его секретарь и зам по тылу, я скитаться по миру и датам устал, меня добило». Разбирая «по косточкам» понимаешь, что имелось ввиду, но на слух плохо.
4 балла. ========================================================= 6. Катись, катись, яблочко... http://litset.ru/publ/16-1-0-5322 Цветную дымку, яблоневый флёр,
взорвало шумным фейерверком судеб -
катись же, наливное, и на блюде
спиралью завоёвывай простор.
И нарезая петли, и в петле
беги и зажигай - от встречи к встрече,
расстреливай синицевой картечью
в полёте заплутавших журавлей.
Видны в просветах дымного хвоста
горящие мосты и кони в пене,
закручивает яблоко мгновенья -
торопится неведомо куда.
Когда всё станет пеплом, отпылав,
верни меня к садам, прервав погоню -
успею ли ещё прижать ладони
в последний раз
к морщинистым стволам... ===
Хотел написать без комментариев, но потом решил прокомментировать свою оценку. Это на тоненького, но думаю, автор меня поймёт, не просто так он разделил стихотворение на две части, верно? В первой (большей) части стихотворения есть отсылка к стилистике декаданса, все эти: яблоневые флёры, фейерверки судеб и т.д. Вторая часть стихотворения другая: проще, прямее и искреннее. По крайней мере, мне так видится.
9 баллов. ========================================================= 7. Окно в Париж http://litset.ru/publ/10-1-0-5331 Увидеть, осознать и умереть.
Пройтись в полях, меж арок и согласий.
Когда мечта доступна лишь на треть –
Душа парит и дух при этом квасит.
Здесь Дон-Кихоты счастливы взаймы,
А каждый странник – юн и полигамен.
Здесь площадь на развалинах тюрьмы
И мельница краснеет балаганом,
И пирамида, а за ней музей,
И башня – с видом пёстрым и беспечным...
Есть что сказать. Для тостов, для друзей.
Ты жил не зря. Пора уже о вечном.
Ты видел всё. Не верьте паспортам.
Маэстро, туш! Сыграйте. Но не в ящик...
Есть в Интернете правильный портал.
Там весь Париж. Почти как настоящий...
А за окном бомжи железо прут,
Разруха, грязь, дожди – как с неба манна...
В Париже даже воздух слишком крут.
Он для любви. И нам не по карману.
А жизнь плетётся с прытью волокна.
И былью тянет в незажившей ране...
Как хочется мне спутать два окна:
Одно во двор, другое на экране.
--------------------------------------------------------------
Из Интернета (в том числе) можно узнать, что:
Елисейские поля (фр. avenue des Champs-Élysées или les Champs-Élysées, или просто les Champs) простираются от площади Конкорд (Согласия) до Триумфальной арки. Длина 1915 м, ширина 71 м.
Площадь Бастилии (фр. la place de la Bastille ) обязана своим названием крепости-тюрьме Бастилия, разрушенной во время Великой французской революции.
Мулен Руж (фр. Moulin Rouge, буквально «Красная мельница») – знаменитое классическое кабаре в Париже, построенное в 1889 году, одна из достопримечательностей французской столицы. Расположено в 18-м муниципальном округе, на бульваре Клиши, в квартале красных фонарей близ площади Пигаль.
Стеклянная пирамида Лувра (фр. Musée du Louvre) во дворе Наполеона (cour Napoléon) служит главным входом в Лувр и является одним из символов Парижа.
Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel) – самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции. Высота Эйфелевой башни составляет почти 320 метров от основания до шпиля. Имеется 3 смотровых площадки на высоте 57, 115 и 274 метров соответственно. ===
Ну нельзя так! Нельзя, чтобы пояснений было больше, чем самого стихотворения. Это справочник по достопримечательностям Парижа? Что ещё не нравится? Это «меж», например. Из плюсов – динамика. Редкое явление в этой подборке, ещё есть интересные образы.
6 баллов. ========================================================= 8. БЕЛЫЙ АНГЕЛ http://litset.ru/publ/3-1-0-5286 С высоты, горизонтом зашторенной,
Облаками закрашенной набело,
По упавшей звезды траектории
Ты спустилась ко мне белым ангелом.
Я возлюблен небесною женщиной
За обычность – за силу, за слабости,
Бесконечному счастью завещанный,
Отмолённый у зла и у зависти.
Всё тобой прощено, что прощается,
А за тем, чему нету прощения,
Пусть рассвет по утрам возвращается
Неизбежным огнём очищения.
Оживут в полумраке оранжевом
Зеркала с отраженьем раздвоенным.
Будешь ты в них моим белым ангелом
А я рядом с тобой – белым воином. ===
Сложносочинённая траектория спуска в первом катрене переходит в бесконечную завещанность во втором вкупе с огнём очищения третьего катрена, вызывающего оживление зеркал в последнем катрене. Для чего всё это написано?! Не имеет смысла рассматривать недочёты и нестыковки, коих здесь достаточно.
1 балл. ========================================================= 9. Ангел тёмный http://litset.ru/publ/11-1-0-5294 Ангел тёмный - былая страсть,
из глубин поднялся неведомых.
Как же я кляну твою власть,
если знал бы ты только. Если бы.
Отпусти меня! Дай вдохнуть!
Что ты, ангел, со мною делаешь?
Ты лишь часть меня, но не суть.
Отчего же ты жертвы требуешь?
Улечу с тобой! Ну и пусть!
Что мне тьма твоих крыльев угольных?
Не тебя я, себя боюсь,
утопая в неге безумия.
Отпусти меня, не держи!
Мне с тобою самой не справиться.
Я могла бы не согрешить...
Только грех мне безумно нравится. ===
Мне, определённо, не нравятся рифмы. Инверсии не оправданы стилистически. Сюжет банален и предсказуем. К плюсам могу отнести финальный аккорд. Но одного его недостаточно, всё одно не цепляет.
2 балла. ========================================================= 10. Черешня источника http://litset.ru/publ/35-1-0-5321 Троп надеждою протоптано немало.
Перевёрнута отжитая страница.
Много женщин за века перебывало,
По преданию, вязать на ствол тряпицы.
Снова ветер пел над лентами черешни,
Словно нянька у воздушной колыбели.
В такт пронзительным мечтам с небес безгрешных
Опускался убаюкать…
Снег отбелит…
Менуэт зимы минует, время сменит
Чёрных дум шитьё на белое убранство -
Светом радости небесных откровений
В чреве плод растёт черешневого братства!
Вспоминается о счастье материнства
У живой воды святой Анастасии,
Как, сердца раскрыв, у мощи триединства
О ребёнке небо истово просили:
Ликование святил парящий купол -
Глубиною милосердия бездонен!
В синем гроте проявилась и ликует,
Разродившись нежной зеленью, мадонна. ===
Автор держал, держал композицию, и в двух последних стихах рухнул! Обидно. Обидно за рифму «материнства-триединства», не просто неудачная, а ещё и «тяжёлая». А так, хорошее, поэтичное стихотворение. Мне нравится.
7 баллов. ========================================================= 11. Париж - святая Мекка для туриста http://litset.ru/publ/10-1-0-5353 Париж - святая Мекка для туриста
И для гурмана вожделенный рай.
Багета - видов двести или триста,
А круассанов даже через край.
Везут в Париж и масло из Прованса,
И из Шампани золотистый брют;
И запах кофе в качестве аванса
В кафе-шантанах утром подают.
Здесь миллионы Эйфелевых башен,
И сносит башни океан белья;
Здесь на блошиных рынках сбыт налажен,
Торгуют Елисейские Поля.
О дивный микс кофеен и пекарен,
Бутиков и салонов ассорти!
В Париже даже воздух так заварен,
Что хочется его приобрести! ===
Не нравится мне первый катрен, пафосный он какой-то получился, де ещё с «краем-раем», но далее стихотворение набирает обороты, и весьма разгоняется к последнему стиху.
7 баллов. ========================================================= 12. Лупит веслом по темечку http://litset.ru/publ/19-1-0-5406 Лупит веслом по темечку странная штука жизнь.
Лузгает будто семечки. Больно, но ты держись:
выпишет всем по первое - эвон как понесло!
Что ж ты такая нервная? Попридержи весло.
Серость на нашей улице, праздников не видать.
Небо устало хмурится - кончилась благодать.
Лист пожелтел берёзовый - осень. А ты не верь.
Утро окрасит розовым список твоих потерь.
Тёмным рисует полосы жизнь на пустом холсте,
ноет бесцветным голосом - в новую манит степь.
Только зачем мне новая? Я и к своей привык.
Радость моя лиловая льётся на черновик... ===
Поставил бы 10 баллов, но есть ряд мест, которые мне активно не нравятся. Прежде всего: «Небо устало хмурится» - ну уж совсем общее место, и «Радость моя лиловая» - неубедительно. Я бы для пущей убедительности и динамики заменил прилагательное «лиловое» на существительное в творительном падеже, например.
9 баллов. ========================================================= 13. Молитва http://litset.ru/publ/41-1-0-5366 "Я потерял его из виду..."
Н. С. Гумилев Дон-Жуан в Египте
Не разбираю на бегу
Слова и путаю абзацы.
Прости, Господь, что не могу
Секретарём твоим остаться...
Храни мя, Боже, от страстей
И неожиданной фортуны,
От необычных новостей,
Летящих с лающей трибуны.
Храни от праздных ловкачей,
И от завистливых дурнушек,
Ведущих к пропасти речей
И мягких, но чужих подушек.
Позволь душой не очерстветь,
Не мстить за мелкие обиды,
И если можешь, то и впредь
Не выпускай меня из виду. ===
Хорошо. Добротно написано. Понятно, зачем написано. Посыл ясен. Это с одной стороны, а с другой, нельзя рифмы «страстей-новостей», «фортуны-трибуны», «дурнушек-подушек» считать удачными. Да и нет такого, чтобы сказать: «Эх, здорово!».
5 баллов. ========================================================= 14. Не испанская баллада http://litset.ru/publ/19-1-0-5290 "Я был его секретарём,
Мы с ним скитались по Мадриду
И по Севилье, но потом
Я потерял его из виду."
Николай Гумилёв
-
Качают мавры колыбель Мадрида,
Вливает в Мансанарес краски Гойя.
Кокетливо испанки глазки строят
Обрюзгшему годону*. С видом гида,
Подняв авторитетно зонт синюшный,
Шагаю по Гран-Виа я с сигарой.
Мы были бы с испанкой славной парой,
Но я же не годон и не обрюзгший.
А кто в Мадриде дарит пыл задаром?
Пройду Сибелес и бульвар дель-Прадо,
Зайду в Ленарес с призраком маркиза.
А послезавтра истекает виза
И вместе с ней испанская бравада.
Живым бельмом хожу по параллелям,
Запутавшись в припадке ламентаций.
Просчитываю море ситуаций-
Пусть даже не на месяц, на неделю
С какой-нибудь испанкой задержаться
Секретарём, пажом, искусным мачо,
Тореро на арене для корриды.
И, чтобы не терять её из вида,
Согласен круглосуточно батрачить.
Зовут платаны листопадом пышным
И пышет страстью юности всё тело.
-Испанка!... Но она меня имела
В виду. Я не годон. И виза вышла.
И без толку неделя пролетела.
________________________________
* годон - англичанин ===
Есть в этом стихотворении места неудачные с точки зрения звукописи, например – «по Гран-Виа я с сигарой», есть в этом стихотворении не самые удачные рифмы, например – «маркиза-виза», есть в этом стихотворении места, сложные для восприятия, например – «живым бельмом хожу по параллелям, запутавшись в припадке ламентаций». Но стихотворение звучит!
8 баллов. ========================================================= 15. Шанель от Коко http://litset.ru/publ/16-1-0-5337 Не для форса и не для престижа,
Не из страха амурных утрат
Я привёз дивный воздух Парижа,
А точнее – его концентрат.
Заперт он в золотистом флаконе,
Тонкий запах влечений тая,
Никому не отдам его, кроме
Как тебе, дорогая моя.
Это воздух хмельной Нотр Дама,
Мулен Руж, Елисейских полей.
Он пьянит современных адамов
И совсем не похож на елей.
В нём эклектика всех парижанок,
С наслоением стилей, эпох,
От богемы и до куртизанок.
Стоит сделать лишь маленький вдох,
И Амур легкокрылый в ударе.
Аромат бьёт навылет легко,
Этот запах возлюбленным дарят,
А подарок - Шанель от Коко.
Нет милее тебя, нет и ближе.
Кожа пахнет фиалкой лесной
Мы вдвоём побываем в Париже,
Может быть, даже этой весной. ===
Следует заметить, что эклектика и есть наслоение стилей, т.е. у автора вышло масло масляное. Расстроила рифма «парижанок-куртизанок». Не все стихи звучат убедительно, например, «аромат бьёт навылет легко» мне не нравится. Вообще, пятый катрен видится неудачным, и «амур легкокрылый», запах, который дарят возлюбленным. Ну, и смысл последнего стиха этого катрена на слух не ловится, ибо не скажешь же: «А подарок, тире, Шанель от Коко, в смысле, от Коко Шанель.» И ещё стихотворение затянуто, но при этом весьма динамично.
4 балла. ========================================================= 16. Смерть тапёра http://litset.ru/publ/13-1-0-5223 Тапер играет в крохотной харчевне...
Что может быть печальней и плачевней?
Накурено, убого и темно там,
и в вольном пересказе близко к нотам
Шопен похож на Шуберта и Шнитке...
В углу – алкаш, пропившийся до нитки,
а с ним – шалава с профилем камеи.
Шалман... тапер играет, как умеет...
Не надо! не стре...
...................................................................
Свидетельница А.
Он стоял и заламывал руки...
"Отчего Вы потупили взор?"
- Оттого ли, что скорбные звуки
Извлекает бездарный тапёр?
Сухо щёлкнул курок револьверный...
Ангел Смерти целует виски...
В первый раз, сладострастно и нервно
Мы играли в четыре руки.
Свидетель Б.
В переполненом зале убогой харчевни
Я, скучая, сидел у окна.
Ты прошла, как прекраснейший ангел отмщенья-
Равнодушным презреньем полна,
И, привставши на цыпочки, как на пуанты,
Чёрный шлейф очертил полукруг,-
Ты слегка улыбнулась, вонзив музыканту
В сердце острый французский каблук.
Свидетель С.
Это было в харчевне "Орлеанская дева".
Где партеры не блещут рукоплЕсканьем лож.
Разбитную шалаву, что звалась Королева
Угощал ананасом истомившийся бомж.
Было всё очень громко, было всё очень скучно.
Шансоньеток аккорды рассыпались, дрожа.
И летели в тапёра, что всех фальшью измучил
Томный взгляд Королевы и граната бомжа.
Свидетельница Ц.
Мне, летящей сквозь туманящий
Сон, волною к кораблю -
Не найти, увы, пристанище
В душах тех, кого люблю.
И бестрепетной рукою
Я крещу Вас не со зла:
Как живётся Вам с другою, -
Проще ведь? - Удар весла! ===
Очень интересная и хорошо исполненная задумка. И всё же, это не конкурсный формат, это не стихотворение (в классическом понимании), это мини спектакль на несколько актёров. А ещё мне показалось, что сделано уж слишком откровенно, в лоб, что ли. И свидетели на слуху, и отправные стихотворения слишком узнаваемы, и плюс ко всему инициал каждого указан.
7 баллов. ========================================================= 17. Повар в чёрном капюшоне http://litset.ru/publ/11-1-0-5411 Звёзды-феи превратились в соль,
Месяц обернулся корнишоном -
То меня закинул в странный сон
Повар в чёрном капюшоне...
Чёрт во фраке мерзко прошипел:
"Хорошо, что этот не крещённый!",
И безмолвно дров подбросил в печь
Повар в чёрном капюшоне...
Шеей ощутив укус косы,
Осознал, что головы лишён я;
Ну, когда же болью будет сыт
Повар в чёрном капюшоне?
Голова катилась колесом,
А за ней гонялись возмущённо
Чёрт во фраке и большой как слон
Повар в чёрном капюшоне... ===
Понятно, что задача пронести одну рифму через все катрены сложная. В целом удалось, кроме первого катрена, где корнишон притянут за уши к капюшону. Не нравится «то» в третьем стихе - искусственно, не нравится «мерзко прошипел» - избыточно. И ещё бы я поставил под сомнение оправданность глагола «гонялись». Мне представляется, что гонялись – это бегали туда-сюда в разных направлениях. Может лучше – бежали?
7 баллов. ========================================================= 18. Ода Кулинару http://litset.ru/publ/14-1-0-5234 Да! Оды пишутся недаром
Красоткам в блеске юных лет;
Героям - новым или старым...
Но многие сочтут кошмаром
"Одотворенье" кулинарам
За вкус компота и котлет.
И всё ж в фигурах величавых
Героев всех времён-племён
Мне мнится отблеск чуждой славы...
Похоже, "многие" неправы:
Творцу могучих, здравых, бравых
Мой поэтический поклон!
Мой реверанс! Моя молитва!
...Когда б судьба их не свела,
Герой проигрывал бы битвы,
Голодным встав из-за стола;
Красотка тотчас похудела б
До неприличной тощины...
Поэт топтался бы несмело
У кухни, с полным ртом слюны.
И я (естественно, не даром),
Презревши град словесных пуль,
Читаю оду Кулинару
Под гром начищенных кастрюль! ===
Ну, во-первых, это не ода. Во-вторых, это не поэтическое стихотворение, это, скорее, большой рекламный слоган, типа, «Извещаем вас — лучший выбор ветчин и колбас нигде, кроме как в Моссельпроме». Сложно оценивать, написано добротно, но высокие баллы не поставишь.
5 баллов. ========================================================= 19. Севильское прощальное http://litset.ru/publ/29-1-0-5298 "Я был его секретарём,
Мы с ним скитались по Мадриду
И по Севилье, но потом
Я потерял его из виду..."
Н. Гумилёв "Дон-Жуан в Египте"
Я не вернусь. Билет в один конец.
И, слава Богу, месяц на исходе.
Вокзал утюжит ливневый свинец
Из облачных мушкетов непогоды.
Мне совестно бросать тебя сейчас,
Непредсказуемый работодатель,
Но пыл полузавистливый угас
И статус привлекательность утратил.
Севилья остаётся за спиной.
В испанских сапогах томятся строки.
Пора их выпускать и по одной
Натаскивать щенками на пороки.
Чинить карандаши и рвать блокнот
Бесстыдными признаньями повесы,
Всё время ощущая дискомфорт
От места проведений плотской мессы.
Один сценарий, разные дворы.
Обиженный супруг с толедской шпагой
Рождает горлом однозначный рык.
А я воюю с шёлковой бумагой.
В какой постели встретит Дон Жуан
Костлявую девицу в капюшоне?
Он где-то курит пафосный кальян,
А я дышу нелюксовым вагоном... ===
Я могу ошибаться, но у меня сложилось впечатление, что была попытка написать лёгкое, виньеточное стихотворение. Получилось не такое и лёгкое. Во-первых, утяжеляет некая избыточная красивость, и ещё есть стихи, которые звучат не лучшим образом, что добавляет тяжеловесности стихотворению. Прежде всего, это: «но пыл полузавистливый угас», «от места проведений плотской мессы» и «рождает горлом однозначный рык».
6 баллов. ========================================================= 20. Приворотный закусон http://litset.ru/publ/3-1-0-5169 Если с возрастом твой милый
Стал отлынивать немного –
Вместо секса выбирает
Телевизор или сон,
Глаз закатывать не надо
И скандалы не помогут.
Закатай-ка вместо глазок
Приворотный закусон!
Ты не веришь в привороты?..
Может, хватит быть трусихой?
Ну скажи, не надоело
Жить с ленивым мужиком?
Подбери большую банку,
Огурцов туда натыкай,
Между ними – лягушонка,
Лучше – если целиком.
Оба этих компонента
Бесподобны для закуски,
А пупырчатость придаст им
Некий шарм и колорит.
И не стоит сомневаться –
Приворот-то ведь французский...
О потенции французов
Лишь немой не говорит!
А заливочка из спирта
Уберёт любую горечь,
Муж от стопки маринада
Позабудет про года.
Через месяц убедишься –
Чудо-баночку откроешь
И испробуешь на муже...
... Будет праздник – хоть куда! ===
Расскажу такую историю: на севере Ярославской области мне, как почетному гостю, выставили банку самогонки, в которой плавала заспиртованная лягушка. Оказалось, это весьма ценный самогон, его выставляют для гостей и для себя в особых случаях. Резоны приблизительно такие же, как и в данном стихотворении: лекарство, особый вкус и особый шарм. Честно скажу, особого вкуса я не почувствовал, может с непривычки. Хорошее стихотворение, разве что, не столь поэтично, как хотелось бы.
7 баллов. ========================================================= 21. Минск. Ассоциативное http://litset.ru/publ/24-1-0-5318 Дома, приподнимая шляпы крыш,
Рассвет встречают мокрый и химерный,
А в лужах отражаются
Париж,
И я над ним.
В «пролёте»,
как фанера.
То, вдруг, Латинский вынырнет квартал,
То Нотр-Дам, то Эйфелева башня…
Народ безмолвен, грустен и устал,
Всё время догоняя день вчерашний.
Но двадцать первый век, а налицо –
Одни дворцы. И стоит ли гордиться,
Что в области строительства дворцов
Мы скоро переплюнем все столицы?
А век идёт. Конём. И ставит мат –
В три хода мат – внезапный и постыдный.
Для умных в том и горе от ума –
Не видеть выход, где его не видно,
Смотреть чуть дальше тех, кто «у руля»,
И сокрушаясь, наблюдать в реале
Веселье крыс, бежавших с корабля
На бал, но место бала - город Гамельн*.
Отрезан путь: ни воздуха глотка –
Да за любые деньги, был бы свежим! –
Ни силы – дать «волшебного пинка»
Злодеям, бюрократам и невежам.
Всё шире лужи, всё плотнее хмарь,
А мир иллюзий – выпуклей и ближе…
Ночь, улица, аптека и фонарь -
Без перемен.
Не надо –
о Париже ===
Не нравится мне эта инверсия – «ни воздуха глотка», да и «волшебный пинок» не нравится. Вообще, весь этот катрен на слух воспринимается тяжело, слишком сложно организован. В целом стихотворение эклектично, философская лирика чередуется с гражданской, в результате у читателя возникает когнитивный диссонанс. Возможно, в этом и состоял замысел автора, но по мне, это скорее минус, нежели плюс.
6 баллов. ========================================================= 22. Он был моим секретарём http://litset.ru/publ/14-1-0-5368 "Я был его секретарем,
Мы с ним скитались по Мадриду
И по Севилье, но потом
Я потерял его из виду..."
(Николай Гумилев)
Я потерял секретаря
в Севилье душной.
Он был мне, честно говоря,
не очень нужен.
Он был безграмотен слегка,
слегка завистлив,
Всегда искал для дневника
чужие мысли,
Но был не плох, скажу я вам,
щербат и беден.
Он сочинил для милых дам
десятки сплетен.
Он знал, что он не Дон Жуан
и помнил даты,
Порой бывал постыдно пьян,
кропал стишата,
Мечтал увидеть Ганг и Нил...
Да... (между нами!) -
Напрасно я его женил
На Донне Анне! ===
Хорошее стихотворение. При видимой простоте, совсем не простое в техническом плане. Все мои претензии сводятся к одному – логике повествования, не всегда понятно какая связь между «первым» и «вторым». Не скажу, что претензия большая, но на всё стихотворение!
8 баллов. ========================================================= 23. Тапёр играет http://litset.ru/publ/16-1-0-5373 Тапёр играет… Сросся с пианино
корнями звуков, рыжей гривой львиной…
Так много помнят трепетные руки,
а голос, истончившийся в разлуке,
уходит в синь заоблачную, тает,
и весточкой Отчизны – птичья стая…
Далёк от пальм чужих и этой виллы,
под мягкий плеск волны он снова видит,
как там, в полузабытом детском крае,
кружится первый снег.
Тапёр играет… ===
Тут много не напишешь. Сниму всё же за эти «трепетные руки» и за «в полузабытом детском крае». Хорошее стихотворение.
8 баллов. ========================================================= 24. Майская метель http://litset.ru/publ/23-1-0-5372 "в этих посадках старинных...
Только корявые лики
разнорабочих деревьев – яблонь, черешен и слив..."
Сад оживает после клинической смерти:
пахнет черешнями, вишнями.
В майской метели, в белой цветов круговерти
слышится тихое: "Вышли мы! -
Шепчут деревья, - неба коснёмся ветвями;
главное – пнями не замерли!
Нас разбудили тёплым дождём, соловьями,
утренним солнечным заревом.
Воздух весенний лучше любого наркоза:
дышится дозами малыми.
Шрамы затянутся, вызреет боль от мороза -
в ягодах – каплями алыми. ===
Мне видится, что надо было иначе записать стихотворение. Объединить два стихи в одну строку, и тогда бы эти рифмы «смерти-круговерти» и особенно «наркоза-мороза» не выглядели столь плохо. И ещё мне не совсем понятна логика автора, какое отношение имеет наркоз к затягиванию шрамов, тем паче, что шрамы это и есть затянувшиеся раны? И какое отношение имеют ягоды к морозу, тогда, скорее к летней жаре. Другими словами, последний катрен получился какой-то сумбурный и нелогичный.
6 баллов. ========================================================= 25. Ну что вы всё - Париж... http://litset.ru/publ/10-1-0-5320 Ну что - Париж? Зачем всегда - в Париж?
Нет, я опять поеду причаститься
любви у Питерских холодных крыш,
у стен дворцов, стоящих вереницей
на Невском, у пронзительной иглы
Адмиралтейства, у брусчатки ровной...
Ах, Питер, жертва дьявольской игры,
которая не может быть бескровной.
Мой Питер... Мой восторг и горе - с ним,
он неизбежен, как судьба. Поверьте
ему, - он вашу жизнь, и явь, и сны,
заполнит навсегда. До самой смерти.
А что - Париж? Париж - для парижан.
Туристам в нём совсем неплохо даже,
но - всё за деньги: лоск, улыбки, шарм...
(Там, говорят, и воздух - на продажу.) ===
Париж - для парижан, а Питер – для питерцев? Не знаю, не уверен, но мне Питер не нравится, а стихотворение нравится. Царапнула рифма «ровный-бескровный», и напрягает излишний пафос, впрочем, может так и надо писать про любимый город?
7 баллов. ========================================================= 26. Для кого-то счастье http://litset.ru/publ/16-1-0-5401 Коль кому-то счастье и в паспорт штампы, мне — уж если цветы, то конечно кактусы.
Бия Каулле
Для кого-то счастье — в кольце и штампе,
мне же — лучше цветы. Обожаю кактусы.
Отвлечённо слушая дифирамбы,
представляю себя почему-то лакмусом:
на любовь, пожалуй, должно бы красным,
а моё безнадёжное ближе к синему...
Мы с тобой опять говорим о разном,
диссонанс с каждым разом невыносимее.
Ты — отважный рыцарь, твердишь обеты,
я пытаюсь ответить, а в горле жжение.
Отчего-то эта твоя победа —
для меня очевидное поражение.
Vae victis, верно?.. В душе пустыня.
И не важно, войной или страстью выжжена.
А когда... нет, если... угли остынут?..
Мы не стали родными, всего лишь ближними.
Разбежимся однажды и канем в Лету,
а любовь, заклеймённая в пику гордости,
остывает в паспорте фиолетом,
подтверждением принципа безысходности. ===
На мой взгляд, стихотворение немного перегружено, не все рифмы мне нравятся, но (парадокс!) по мне стихотворение, и всё тут.
8 баллов. ========================================================= 27. Такая осень... http://litset.ru/publ/16-1-0-5392 Осень, изрядно подвыпив, мешает коктейли:
Огненность листьев разводит в зеркальности луж,
Капнет тепла, растворяя густой карамелью
Грусть цвета сепии сонных скучающих душ.
Горькой тоской разольет она зелень полыни,
Сотой разлукой подав мутно-белый абсент.
В черной сутане - навеки и присно - отныне
Тень отчуждения в баре почётный клиент.
Нежность сирени раздавлена крахом империй -
Ярость окрасила небо в багровый закат...
Осень, смешав напоследок "Кровавую Мери",
Включит немую луну и отправится спать. ===
Избыточно определений. Мало того, что стихотворение пусто, так эта избыточность превращает его в некую аморфную массу без начала и конца. Глазу зацепиться сложно, ещё сложнее хоть как-то оценить.
1 балл. ========================================================= 28. Гимн яичнице http://litset.ru/publ/14-1-0-5203 Когда, родная, на меня раскроешь
Свои кошачьи жёлтые глаза -
Сожрать готов на первое-второе
Пол-дюжины таких шехерезад.
Тебя я украшал зелёным луком,
Кудрявою петрушкой с чесноком.
Ох, эти сладко-пахнущие муки,
И я не в силах думать ни о ком.
Я настругал и сыру, и грибочков,
Колбаску очень толсто нарезал.
И ты скворчишь, по-своему лопочешь
И дозреваешь прямо на глазах.
Я тот же холостяк, я твой грязнуля,
А ты - моя опора и семья.
Ах, ты моя болтунья и глазунья,
Опять шипишь и строишь из себя...
Я брейки колочу на сковородке
И говорю – всё будет рок’н-ролл.
Я добавляю слой на подбородке
И повышаю свой холестерол.
Я изучил яичницы, омлеты.
Я по куриным яйцам – просто спец.
Мне выжить помогли вы этом летом...
Ну, и ещё – солёный огурец. ===
«Я настругал и сыру, и грибочков, колбаску очень толсто нарезал» - синтаксическая ошибка имеет место быть. Ежели «настругАл», то и «нарЕзал», а здесь, очевидно, «нарезАл», но тогда и «настрУгивал». Бьющая по ушам ошибка. Ко всему прочему, мне видится, что есть и семантическая ошибка, т.е. ежели яичницы и омлеты (множественное число), то и должны быть солёные огурцы, в противном случае, получается так, что за всё лето был съеден один солёный огурец, без которого ЛГ бы не выжил.
6 баллов. ========================================================= 29. Как повар наших отношений http://litset.ru/publ/6-1-0-5204 Я был тобою застрахован от всех житейских неурядиц:
не обделен, не избалован, оправдан словом "домочадец".
Искал себя во многих сферах и, в каждой находя изъяны,
еще храня остатки веры, корнями прорастал в диваны.
Все ждал, не мудрствуя лукаво, что мне подскажет мой рассудок:
гитару мучил для забавы, но стимул выбрал мой желудок.
Не манну с неба ожидая, а вдохновенья понемножку,
я, как Сенека рассуждая, крошил огурчик на окрошку.
Как виртуозный Паганини терзал смычком в экстазе струны -
изобразил на буженине ножом рисунки, словно руны.
И, как Дали, салат украсил яйцом, отваренным вкрутую,
добавив ароматных масел, петрушкой блюдо окультурил.
Себя Петраркой я увидел и в честь тебя слагая оду,
полив лимоном горстку мидий, порезал хлеб на бутерброды.
Найдя свой философский камень, я привязал его на шею
твоей любовью и стихами, как повар наших отношений. ===
«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Узнаваемо, и рифмы на том же уровне, но стихотворение Маяковского берёт другим, там есть поэтика и драйв. Здесь же поэтики явно не хватает, больше похоже на подробный рассказ, как я готовил обед для гостей. Вообще, это стихотворение можно назвать стихотворением имени деепричастных оборотов. Динамика есть, но драйва нет.
3 балла. ========================================================= 30. Ты только знай http://litset.ru/publ/16-1-0-5291 (Письмо Женщине из следующей жизни…)
Я на ошибки прошлого могу лишь оглянуться,
Но если Небо вдруг позволит мне вернуться...
Я стану Библией, Кораном и Талмудом,
Жемчужиной твоею, изумрудом;
Зажгусь звездой на чёрном небосклоне,
Губой закушенною буду в сладком стоне;
Я стану лучшим из оккультных талисманов,
Грозой и радугой, рассветом без туманов,
Водой в пустыне, лодкой в океане,
Душистым чаем с ложечкой в стакане,
Волной, песком и утренней росою,
Дыханьем, песней, радостной слезою;
Я стану воздухом твоим, огнём и светом,
Вопросом буду вечным и ответом,
Любовью, страстью, жизнью и судьбою,
Отцом и сыном, братом и собою...
Я буду январём и бабьим летом,
Наперсником, художником, поэтом;
Я тенью в полдень стану, пледом в холод,
И даже юношей, хоть буду и не молод!
А ты... будь ангелом моим, моей отрадой,
Поверь, мне больше ничего не надо! ===
Всё мне не нравится: штампы, избыточные определения, рифмы, топтание и затянутость, сложность восприятия на слух.
1 балл. ========================================================= 31. Поэт работал в кабаках http://litset.ru/publ/16-1-0-5207 Из поэтической породы -
в конце пути - обычный прах.
Его не знали в переходах,
поэт работал в кабаках.
Из поэтических колодцев
он пил - и цену знал воде.
Мечтая выйти в полководцы,
тапёром был в своей среде.
И покупались за бесценок,
и в урну шли его стихи...
Он не прошёл по Главной сцене
и до конца
читал
глухим. ===
Странная штука. Ежели следовать логике стихотворения, то получается, что читать стихи в переходах – высшая форма признания. Переходы – это да, не кабаки какие, или я не так понял? Пара рифм смазывает впечатление, но в целом, всё по делу.
7 баллов. ========================================================= 32. Посланник http://litset.ru/publ/11-1-0-5410 Раздвинув лиловые листья причудливых местных растений,
Я слышу твой запах, пришелец, я чую тебя.
Малиновый отблеск усталости, ярости сизые тени,
Лиловые нотки обиды вдыхаю хрипя.
Зелёные кляксы отваги и чёрные искры истерик -
Навязчиво-терпкий миндаль у меня на клыках
Сменяется кислым и липким: ты мечешься загнанным зверем,
Лимонным туманом к тебе подбирается страх.
Я утром приду за тобой, только небо забрезжит рассветом,
Едва безысходность растянет свой серый покров
Над хрупким убежищем жизни - залитым металлом скелетом..
Я выпью твою, для меня непривычную, кровь.
Не злись, не кричи, не трави антрацитово-перечным ядом
Блестящую алым эссенцию жизненных сил.
На восемь коленей с тобой опускаюсь я медленно рядом.
Я слышал, ты Бога спуститься с небес попросил.
Я здесь, но твой бластер моргнет молчаливо-печально сжигая
В конвульсиях смерти смешное твое естество...
Шесть крыльев замрут: серафим не довел твою душу до рая.
Ты дьявола выбрал? Так вот тебе пустошь его! ===
Длинная строка, заполненная сплошными определениями. Это вода, и соответственно, плохо воспринимается и запоминается. Прочитайте его кому-нибудь вслух, и попросите потом рассказать, о чём это.
2 балла. ========================================================= 33. Начало радуги http://litset.ru/publ/16-1-0-5253 Однажды чёрный день уронит ниц – и сердце разлетится горстью крошек…
И ты взлетишь − кормить железных птиц над равнодушно-синим бездорожьем,
И полетишь, меняя имена, цвета, мечты, акценты и обеты…
Тебя укроет сонная страна под пологом оранжевого лета –
Там в голове затихнут голоса, там станет хладнокровней и теплее…
Пока темнеют кожа и глаза – заснеженная аура белеет,
И дни ползут, бесцветны и тихи, и только остаётся − под кампари
Оттенки снов и памяти штрихи перебирать ночами в серой хмари,
Гадать по небу… но прогноз жесток: луна – односторонняя монета.
И отчего-то россыпь белых строк под пальцами краснеет незаметно −
Судьбе для заполнения страниц палитры снежно-угольной так мало…
Быть может, это кровь упавших птиц − а может, новой радуги начало. ===
Нет, всё же нельзя уронить ниц, гуглил,гуглил, нечего не нагуглил. Но это частное замечание, есть и общее. Сложно удержать длинную строку, не размывая её определениями, не превращая стих в воду. Здесь автору это не удалось. Избыточность определений убила динамику, драйв, и как следствие, поэтичность. И всё это на фоне высокой техники и хороших рифм.
3 балла. ========================================================= 34. Кому-то ангел... http://litset.ru/publ/1-1-0-5292 Порою быт мне серым тленом мнится,
Его барханы время гонит в ад...
Судьба смеется, словно демоница:
- Отведай, сладкий мой, иных услад.
Как шведский стол накроет для бродяги:
Стаканчик чая, пара сигарет...
И, глядя на дары фортуны-скряги,
Невольно вспомню, что бывал согрет,
Любим, будь я младенцем, парнем, мужем,
Казалось, что свой путь наметил сам...
Но жизнь все чаще шепчет: ты не нужен.
И пусть, свобода - для души бальзам.
Вот только пальцы гнут в кулак фаланги
При мысли, что судьба кому-то ангел... ===
Хочется разобрать это стихотворение подробнее. Первый стих – недоумение, что есть «серый тлен, который мнится?» К чему эта вывернутая красивость, когда это называется – быт заел (достал). Барханы быта?! Демоница – корявое и неудачное слово, типа, психологиня. Неудачно обращение внутри строки – на слух тяжело поймать смысл. «Как шведский» - плохо, и на слух, и грамматически (понятно, это попытка избежать двух «И»). Неудачная попытка. Следует избегать таких вещей, как «фортуны-скряги». Это при чтении вижу дефис, а на слух, поди разбери – фортуны-скряги или фортуны, скряги. Далее логическая неувязка, как связано то, что ЛГ был любим и согрет с тем, что он был младенцем и т.д., и уж более с тем, что ему казалось самость намеченного пути? Потом судьба чудесным образом превращается в жизнь, а далее в свободу. «Смешались в кучу кони, люди» и прочее. Ну, а фраза «свобода - для души бальзам» по своей шаблонности даст фору многим и многим. Плюс (ежели это можно назвать плюсом) один – вывернутая шаблонная пафосность продержалось всё стихотворение.
2 балла. ========================================================= 35. Лесная песенка http://litset.ru/publ/29-1-0-5365 На конкурс
"В этих посадках старинных... только корявые лики разнорабочих деревьев - яблонь, черешен и слив..."
Хоть не молод, но повеса -
дух лесной меня бодрит...
Я хожу-брожу по лесу
как заслуженный друид...
Улыбаюсь каждой мошке,
каждой плесени пою,
с бутерброда мышке - крошки...
Я же дома! Я - в раю!
Вот из норки на тропинку
выползает старый крот,
птич на ветке чистит спинку -
выдам целый бутерброд!
Верно древнее поверье:
где-то там, в лесной глуши,
есть плодовые деревья
для моей больной души...
Сливы, яблоки и груши
ждут и вас, мои друзья!
Все туда! Спасайте души!
Нам без них никак нельзя! ===
Ну, да, песенка и песенка, лёгкая такая, под гитарку. Но насколько это подходит к конкурсу? Вот, например, рифмы: «мошке-крошки», «тропинку-спинку», «крот-бутерброд», ежели это песенка, то к рифмам придираться глупо, ежели стихотворение, то подобные рифмы нельзя считать находкой. Сложно оценивать песенный текст, и каким-либо образом сравнивать его с прочими стихотворениями. Поставлю средний балл.
5 баллов. =========================================================
Когда кинолог берётся судить стихи - получается очень забавно. :)))
Адам_Эдемский (24/11/13 20:44) •
Запоминание было не целью, ставка была на другое. "Вода" призвана была создать атмосферу, вывернуть привычный мир наизнанку... не всем это нравится, понимаю. А строку не смог сократить, ломалась структура и суть... до сих пор руки не доходят причесать )) а чесать придется против шерсти )))
Видимо это такой прозрачный намек, что в моем стихе есть строки лишенные смысла... "набор слов", как вы говорите. Звучит оскорбительно, и не потому, что такого не могло случиться, а потому что это объективно не так. ЛГ кажется что быт - серый тлен, значит КАЖЕТСЯ. Представил этот тлен/прах/пепел барханами, значит ПРЕДСТАВИЛ. И читатель может не соглашаться что это так, но должен был вполне ясно принять нарисованный для него образ.
Кроме того, есть мнение проф. филолога, который отозвался о стихе хорошо и у него подобного непонимания не возникло, впрочем у других читателей, выразивших свое мнение (очень близких к поэзии/литературе) так же таких вопросов не возникло.