Моя десяточка
С недавних пор, читая периодически появляющиеся обзоры «десяточек», я задумался над своей, - А кого бы я хотел отметить, какие произведения и каких авторов запомнились так, что задай вопрос – ответил бы сходу? По срокам пребывания на сайте меня можно считать старожилом - но это если подходить формально, реально же трёхлетнее отсутствие сократило мой «стаж» до 4-х лет, поэтому, возможно, часть авторов и стихов могла выпасть из моего кругозора, но всё равно, даже тех, кого я запомнил, чьи произведения произвели на меня впечатление – а это случается нечасто – хватит явно не на одну десяточку. В моём обзоре есть авторы и «старые» - со времён становления Литсети, и «свежие» - появившиеся недавно, ну или относительно недавно.
Начну в обратном по хронологии порядке.
1.Ирина Суворова. Её появление было замечено сразу – очень оживлённое обсуждение неоднозначного произведения «Горбатые» многие помнят, думаю, до сих пор, и было понятно, что появился неординарный, яркий автор, что и подтвердили следующие произведения – столь же интересные, сильные, стильные. Было сложно выбирать – нравится всё, но, пожалуй, остановлюсь на «
Прекрасном мире» - свежие впечатления, эмоции:
http://litset.ru/publ/29-1-0-57215 Он люто ненавидел темноту,
чахоточную сырость мрачных штолен,
нитратный привкус тления во рту,
тоскливый страх, что безнадёжно болен
и вряд ли будет найден эликсир.
С ума сводили сны:
сжимает в лапах
янтарный шар – другой, прекрасный мир.
И так легко!
Ни боли нет, ни страха.
Покой внутри и светлячки вокруг
как маленькие звёздочки победы.
Он вскакивал,
забыв про свой недуг,
и каждый раз – хребтом о камни неба
(таких небес не знать бы никому).
Чей злой язык назвал слепца уродцем?
Кто подменил янтарный свет на тьму?
Волшебным утром нежился под солнцем,
блаженно щурясь, сумасшедший крот.
... Небрежно дачник шлёпнул тварь лопатой –
седьмой трофей в охотничий зачёт.
... В траву бесшумно выскользнул из лапок
янтарный шарик. Может, светлячок.
И вроде бы немного ярких, неординарных образов, но, оказывается, достаточно одного- двух и мастерства владения словом, чтобы создать нечто необычное и запоминающееся. Образ личного солнца, олицетворяющего придуманный мир мечтателя-крота, и противовес этому миру – огородная обыденность копателя сверху, очень выпукло показывают конфликт, порождаемый высокомерием косности в отношении всего, чего она не может и не хочет понять.
2. Laura Li. По-настоящему её стихи я открыл для себя в прошлом году, обратив внимание на слог – чистый, плавный, с прекрасной звукописью, напоминающей поэзию золотого века.
Среди её стихов одно из самых сильных впечатлений я получил от «
Одиночества»:
http://litset.ru/publ/1-1-0-38571 Который год, вынюхивая даль,
на влажном срезе бархатного пирса
он ждал, когда изменится вода,
рисующая пенистые письма.
Зимой от ледяных стеклянных брызг
в тумане - шерсть тяжёлая, сырая.
Он мчался греться за Пиратский мыс,
где дед рыбёшку чистил у сарая.
Тот, щурясь, бровью рыжей поведёт,
прикуривая, цыкнет, но не гонит.
И сам под ноздри двигает ведро,
и даже гладит лоб сухой ладонью:
—Одни мы, дурень, что нам тут делить?
Иди ко мне.
Умолкнет и... заплачет.
И пёс ему – заместо всей родни.
И он для пса - гармония собачья.
Возможно, для меня этот стих близок из-за моих собачьих пристрастий, но думаю, что и без них я бы получил те эмоции, которые вызвала дружба старика и псины, описанная минимумом слов при максимальном эффекте. Несколькими штрихами, почти пунктиром даны оба персонажа, их отношения и обстановка, в которой выписана сцена трогательной встречи двух близких душ, но как точно все слова вызывает нужные эмоции.
3. Баргузин. Появление Сергея на ЛитСети было очень запоминающимся – едва ли не первое его стихотворение вызвало бурю эмоций. Тот редкий случай, когда содержание настолько впечатляет, что ничего более не интересует, и даже не пытаешься увидеть что-то ещё: ошибки, недочёты, какие-то неровности. «
Маечка» - одно из лучших произведений, на мой взгляд, которое есть на сайте:
http://litset.ru/publ/43-1-0-15392 За окном весна: ручейки, проталинки.
Осколки ручной гранаты, наверно, снесёт в потоп.
А ему приснилось: лежит он маленький,
И в белой маечке, но в окопе. И пахнет весной окоп.
И всё труднее даётся и каждый выдох, и каждый вдох.
Но это привычно. Жаль, вся в кровище маечка.
Кто-то шепчет: "Деточка, миленький, как ты плох".
А он думает: "Кто это - Бог или нянечка?"
Прилетает страшная с виду, чёрная птица,
Но не клюёт, а подмигивает и хохочет.
Ему бы встать, а он не может пошевелиться,
И повернуться не может, а очень хочет.
А птица из чёрной становится белой-белой.
Да это ж не птица вовсе, а маленький ангелок!
Маечка давит. Да это ж не маечка - тело!
Ангелок улыбается: "Полетели? Сбрасывай это смело".
Тихо рыдает кто-то. Интересно: нянечка или всё-таки Бог?
4. Михаил Любавин. Очень люблю его юмор, - возможно, это «остаточное» от первого знакомства с Михаилом – с «Коротких мыслей»; потом был классный «Томатный сок» … ну и всё остальное. Читал многие его произведения с конкурсов – Михаил замечательный командный боец, могущий и могучий. Он настолько же силён в серьёзных темах, насколько замечателен в юморе. Из относительно недавних его стихов запомнилась «
Её вершина», которая опять-таки – конкурсная:
http://litset.ru/publ/16-1-0-49114 Каждое утро Катрина глядит наверх.
Там, высоко, на обрывистых снежных кручах,
клюв ледоруба крошит вековую твердь,
люди мужают, становятся чище, лучше.
Около дома Катрины альпийский рай –
озеро, туи, газон… далеко до трассы.
Тихо. Безветренно. Скоро спадёт жара,
выкатят кресло с хозяйкой на край террасы.
Адские боли ушли, но остался ад:
некогда сильные ноги теперь – как плети.
Память Катрину упрямо зовёт назад:
руки скользят, обрывает верёвку ветер…
Лунной дорожкой бежит по воде тоска,
прячется в дымке подножье крутого склона.
Сидя в коляске, попробуй до звёзд достать,
глыбу огромной мечты в одиночку стронуть.
Ангел-хранитель подсмотрит сегодня сон –
он у Катрины цветной, бирюзово-синий:
ветер, ущелье, всё тот же отвесный склон...
Ей наконец удалось покорить вершину.
Да, так бывает в жизни – иногда ситуация останавливает в шаге от мечты-цели, иногда – просто переворачивает жизнь, но человек, не сдавшийся, не махнувший на себя рукой, уже взял вершину, пусть и не физически.
5. Ирина Корнетова. Стихи Ирины – образец выверенности, точности фраз, образов, мыслей. Тот случай, когда думаешь о содержании, а форма только способствует этому. Очень нравится психологизм и философия, что называется, в одном флаконе, но при этом тонкая ирония и замечательный юмор даже, казалось бы, в серьёзных стихах. Среди прочих мне запомнился «
Треугольник Карпмана», где нестандартно разыгрывается роль нового персонажа в извечном противостоянии «палач-и-жертва» - Спасателя, который зачастую сам становится…жертвой – жертвой принятых правил игры, в которой он обязан быть положительным героем, - но всегда ли настоящим?
http://litset.ru/publ/66-1-0-47302 Как сладко тянет Жертву к Палачу. Какая страсть в «зачем вы так со мною!»
Все трое наслаждаются игрою, когда Спасатель тянется к мечу,
и вовсе не торопится спасать: - Подайте зычной славы на червонец!
(Почётный ланселот и доброволец, косая сажень, рыцарская стать.)
Ломая руки, Жертва жаждет мук. Палач устал. Ему никто не нужен.
(Немного тишины и вкусный ужин, и никаких осточертевших сук).
Но Жертва жаждет, а Спасатель ждёт… Всё будет по-плохому, не иначе:
один ударит, а другой - заплачет, и третий лишний первого спасёт.
Который тур бессмысленной войны? Тут всё не так и все идут по кругу:
и ненавидя, мы нужны друг другу. Точнее, мы друг другу суждены…
Как говорится, положение обязывает – Ирина по профессии психолог, и хочется пожелать ей в дальнейшем творчестве – а она, к сожалению, редко пишет - так же виртуозно совмещать профессиональные знания с поэзией.
6. Александр Попов-Гинзберг. Я прочитал многие произведения этого поэта. И первое, с чем я познакомился – это «Разговор с психологом». И не мог не оставить комментария: игра слов и смыслов – лёгкая, непринуждённая, остроумная – сразу привлекла внимание. Ну а дальше было открытие этого автора с неожиданной стороны - его уникальное умение писать для детей так, что даже взрослые увлекаются детскими стихами. И первым таким стихотворением был «
ИКС»:
http://litset.ru/publ/21-1-0-2397 Весь урок мы Икс искали.
Целых сорок пять минут
Мы напрасно потеряли,
Нам уже их не вернут!
Неизвестное число
Не иксалось, как назло!
Не иксалось, хоть ты тресни, -
Я-то знаю, почему:
Икс искать неинтересно
И не нужно никому!
Лучше был бы он не этим
Вредным маленьким значком,
А по клеткам, как по сети,
Бегал шустрым паучком!
Он бы выбрался из книги,
Этот самый
Хитрый Икс,
Посидел, и на пол спрыгнул,
И сбежал куда-то вниз.
Марьвасильевна в азарте
Начала б его гонять,
И кричала из-под парты:
«Эй, гоните на меня!»
Мы б в углу его прижали,
Обыскав усердно класс,
И девчонки завизжали
Вдруг от гордости за нас.
Икс бы в банку посадили
И закрыли поплотней…
Все б потом смотреть ходили,
Как он бегает по ней!
Картинка нарисована так живо и непосредственно, что сразу возвращает воспоминания к младшей школе, и становится совсем нетрудно представить себе и визг девчонок, и марьвасильевный азарт, и вовлечённость всех во всеклассное возбуждение.
7. Александр Оберемок. Для меня стихи Александра - прежде всего неординарный сюжет, облечённый в превосходную поэтическую форму. Причём, неважно, короткая это форма или не очень, пишет ли он о захолустье, в котором оказался его ЛГ, или это мистический сон поэта, но всё получается не просто хорошо, а блестяще. Вот и в «
Беретте» соединились все сильные качества произведений данного автора:
http://litset.ru/publ/29-1-0-55464 Кто-то из тех, кто чудовищно подземелен, или из тех, кто заоблачно небесат,
скрытно оставил посылку в моей постели – не был указан ни адрес, ни адресат.
В этой посылке чернел пистолет беретта (или другой – я не слишком крутой эксперт),
горстка патронов, а ниже, под пистолетом, чистый, как совесть ребёнка, лежал конверт.
Я распечатал его – и мороз по коже: «Просьбу исполним, но больше не беспокой.
Выстрелишь в сердце – и станешь тотчас моложе. Бойся желаний и зря не играй с судьбой».
Я не спеша опрокинул последний шкалик. Время убить? Разве можно? А вдруг не бред?
Как ни кидали меня, как ни предавали, но никогда не подбрасывали беретт.
Что мне терять? Алкоголик, в мозгах – протезы, счастье ушло, заблудилось, и впереди –
номер и столб на заброшенном перлашезе... Я зарядил пистолет и прижал к груди.
Выстрел...
Мне тридцать. Сработало, жив курилка,
Но промахнулся по времени, дуралей,
Память шершаво слизала мою ухмылку –
Месяц в разводе, жена забрала детей...
Выстрел...
Семнадцать... И нá сердце гематома...
В крепких напитках куражится выпускной.
В школьном спортзале Она отдалась другому...
Я это видел... Спокойно, пацан. Не ной!
Выстрел...
Мне пять. Так тревожно и жутко в этом
Тёмном углу... Я не буду, клянусь, не лгу!
Мамочка, мама, ладонь холодит беретта,
Мамочка, страшно как...
Выстрел...
Агу! Агу!
Уже первая строчка подземельностью и небесатостью готовит к чему-то нестандартному, а потому – интересному. И ожидания полностью оправдываются. Ну и классные тропы - «Память шершаво слизала мою ухмылку», «на сердце гематома» - делают картину ярче, объёмнее, но при этом не отвлекают внимание от сюжета, помогая воспринимать его более эмоционально. Ну и чем не готовая основа сценария для психологической фантастики?
8. Логиня (Анна Хайль). Знакомство с творчеством Анны для меня началось со «стихи.ру» -запомнился образ «сочащегося времени» в одном из стихотворений. Вскоре, правда, я покинул поэтический заповедник, и уже позже, на ЛитСети, прочитал одноимённую оборотку на «Молчать» Алекса Фо, тут же вспомнил автора, ну а дальше просто читал … и читал. В коротеньком «
Вспоминая мечту» мне очень понравилась эмоциональная сторона:
http://litset.ru/publ/3-1-0-51796 Тихо-тихо идёт
дождь.
Вспоминаю мечту –
ту...
Ты с надеждой спросил:
«Ждёшь?..»
Я ответила: «Да,
жду».
Ни к чему миллион
фраз,
если сердце зашлось
вдруг.
Я читала тепло
глаз.
Ты внимал языку
рук...
Боже, сколько прошло
лет!
Где сегодня мечта –
та?..
Пусть кричал нам весь свет:
«Нет!»,
но шептала мечта:
«ДА!!!»
Казалось бы: ни сильных эпитетов, ни каких-то смысловых хитросплетений или захватывающих образов, но все слова стоят на своих местах, и так подобраны - без зазоров, что кажется, – замени любое на какое-то другое – эффект исчезнет. А это уже мастерство в высоком смысле слова.
9. Алекс Фо. Кажется, Алекс был вообще первым автором, которому я оставил комментарий; мне повезло - первый же в списке произведений стих оказался его, и сюжет и слог так мне пришлись по вкусу, что я тут же накропал ответку, не ведая, с кем связался. Мне немедля было предложено поправить препинаки, с чем я легко согласился. Ну а потом, почитывая периодически появляющиеся произведения Алекса, я ни разу не пожалел о потраченном времени. Сочетание философии, иронии, классных образов и многослойности смыслов для меня воплотились в одном из многих подобных стихов - «
Сначала спроси». У Алекса полно замечательных, с моей т.з, произведений, но не скрою: выбор был продиктован впечатлением от совершенно обалденного образа заката, гармонично вписанного в философскую канву размышлений о выборе, о судьбе, о настоящем:
http://litset.ru/publ/19-1-0-51129 Когда от кошки с ворохом примет
твой дух сбежит, устав стоять на страже –
приятель, не спеши за парапет,
спроси Харона, он тебе расскажет –
как непрозрачны воды под мостом,
как отраженье под веслом дробится,
как тонет солнце на закате птицей
с раскинутым до берега хвостом…
Когда мозгов едва осталась треть,
и типа выпал час и жребий пробил –
спроси сперва Икара, как лететь
не вниз, а вверх – но тоже под надгробье,
как пламенный выносится вердикт,
как время гаснет, пролетая мимо,
и, словно мертвый бог, неумолимо…
Товарищ Ницше это подтвердит.
Твой каскадер труслив и желторот –
едва ли повторишь смертельный номер.
Не бейся в блажь, когда опять припрет –
не плюй в Коцит. Там тоже кто-то помер.
Иди домой, дурак, бери тетрадь,
фломастер, ноут, свечки, водку с чаем…
Но прежде чем размазывать печали,
спроси Сизифа, как оно – писать.
После прочтения я пытался вспомнить, - а был ли у кого-то такой или подобный образ? Не вспомнил, не нашёл, хотя, как может показаться на первый взгляд, настолько очевидная картинка, настолько знакомая, что вот только глянь – и образ возникнет сам собой, но нет – очевидное не всегда заметное.
«как тонет солнце на закате птицей
с раскинутым до берега хвостом» - ну красиво же, чёрт возьми!
10. Юлия Мигита. С Юлией мы знакомы ещё с Графов. Случайно набрёл на какой-то стих – понравились содержание, слог – и я прочёл другие, и ещё, потом оставил комментарий и скоро получил в ответ…разбор своего стиха. И настолько точно совпали её впечатления с моими мыслями при написании, что я не мог не восхититься такими способностями к прочтению чужого текста. Периодически мы переписывались, и, в итоге, Юлия пригласила познакомиться с новым сайтом, куда она перебралась с Графов. В конце концов и я перекочевал на ЛитСеть, но это уже другая история. У Юлии много замечательных стихов – разных и по стилю, и по тематике – но объединяет их одно, - они никого не оставляют равнодушным, созерцателем, каждый в них находит что-то своё, близкое ему. Вот и я в «
Отъезде» нашёл созвучие для себя – на тот момент тема разрыва/расставания была мне близка:
http://litset.ru/publ/3-1-0-19964 Мы будем весело прощаться,
чтоб слёзы времени не крали:
пусть остается наше счастье
неомраченным и в финале.
Смотри, река впадает в небо!
Смотри, огни на теплоходах!
Весна в расцвете - как нелепо
прощаться в это время года!
С улыбкой ты сожмешь мне руки…
Когда пройдут зима и лето,
когда пройдет вся жизнь в разлуке,
мы будем помнить только это:
как на отчаянном финале
мы по щекам не тёрли слякоть:
мы в этот вечер - хохотали!
А вспоминая – можно плакать...
Вот это – по мне: не люблю долгие прощания/проводы; поплакать можно и потом, в одиночку, а расставаться надо по возможности без грусти/драмы/трагедии.
В заключение хотел бы сказать, что выбор всех произведений был продиктован первым впечатлением от прочтения. Я мог и не помнить названия, но качество как комплекс содержания, слога, образов – запоминается надолго, и оно является единственным критерием, по которому я сужу о стихах, да и вообще о литературных произведениях.
С уважением ко всем авторам.
Есть в этой подборке и мои любимые авторы, поэтому интересно было увидеть Ваш выбор. И всё прочитанное понравилось и вызвало желание углубиться и освежить впечатления.
Очень кстати
Да, это полезная, я считаю, функция обзоров - стимулировать интерес авторов к прочтению произведений коллег. Всё охватить, наверное, невозможно, но часто бывают открытия на, казалось бы, исхоженном поле.
Позволю себе внести небольшую поправочку насчёт "молчать". Это не оригинал Алекса и моя оборотка, а соавторство. Обе части написаны совместно во время моего пребывания в гостях у Алекса. Было очень весело))
Поправку принял(в душе) - я ж твой ответ Алексу запомнил как рецку ещё в 13 годе. Ну а так-то да, круто получилось - я хихикал над обеими частями долго и упорно.
Ну и за то, что мою скромную писульку незапамятных времен посчитал достойной находиться в этом ряду)) Я лет в 20 её писала, а тогда я ничего не умела))
Слава богу, здесь много хороших стихов, такшта и я открытия делаю периодически.
Ирину Суворову открыл недавно, "Прекрасный мир" - моё любимое.
У Серёжи (Баргузина) - сильная гражданская поэзия, но и лирика - прекрасная, например "Дыши со мной", "Табор уходит в небо".
У Лауры, да, очень красивый, чарующий слог...
Все авторы из подборки, повторюсь, большие мастера, спасибо!)
Ирину-то я сразу "открыл", как только она выложила "первый транш". Собственно, для меня очень многие авторы являются "сразуоткрытыми" - с прочтения первых стихов, но есть и те, которых я открываю гораздо позже их появления.
Сейчас вот думаю пошерстить список авторов: поискать хороших, но редко бывающих и по этой причине незаслуженно обойденных вниманием.
Сейчас бедную Ирку на кусочки раздерём )))
Не, путь будет целой; напишет бяку - грызите.
Это приятно читать)
Ты меня балуешь, физически чувствую, как горят щеки от смущения. Не рановато ли мне в таком солидном обществе место занимать?
Спасибо!
С удовольствием почитала стихи любимых авторов. А вообще, Литсеть уникальный сайт в плане поддержки и развития творческого люда.
Разрешите обнять?
Обнимай - чё уж там. Опять под запись и в костюме?
Умеете вы удивить
Спасибо за такие добрые слова.
Очень неожиданно и приятно оказаться в такой компании! Но как-то среди других выбранных Вами в десятку чувствую себя совсем неловко: все такие маститые, мэтры.
Как писал Губерман
В борьбе за народное дело
Я был инородное тело ©
Спасибо ещё раз.
Жму руку.
Ну есть за что