(Комм.: Стихи в том же порядке, в каком они были в документе, посланном Жюри (перемешаны "шапочным методом" и анонимны, но собраны по жанрам). Надеемся, свои найдёте:) Под названиями стихотворений добавлены ссылки на страницы произведений на Литсети (произведения уже могли быть изменены авторами). ========================================================= Необходимое предисловие:
Ни в коем разе не считаю себя истиной в последней инстанции – раз. И… «я не волшебник, я только учусь» – два.
При оценке произведений шла по следующей системе: в пять – среднее, на мой взгляд, стихотворение, а далее, в зависимости от помстившихся мне достоинств или недостатков оного, отнимала или добавляла баллы.
========================================================= Иронические стихи 1-1. О, как болтливы музы юных лет http://litset.ru/publ/19-1-0-6581 Показалось, что болтливы музы не только юных лет – судя по потоку сравнений, аллегорий и витийствий в данном произведении. И если уж автор его сам оказался настолько велеречив, то над чем же он тогда иронизирует?
К тому же:
«в "пиццотый" раз мяукни про "лубоффь"
шальным котом на раскалённой крыше» – мне думается, что на раскалённую крышу угодив, бедолага-кот и одного-то раза
про лубоффь не мяукнет. Заблажит он, конечно, ещё как, но – явно о чём-то совсем ином. Так что, сравнение, как говорится, некорректно малость.
Понравился образ:
«за тщетность мудрых слов, летящих в мир
сухим плевком библейского верблюда». 5 баллов ========================================================= 1-2. Реализация мечты http://litset.ru/publ/19-1-0-6725 Возникло ощущение, что автор старательно выполняет неведомое мне конкурсное задание: дать «каждой твари по паре», так как «пара» в этом стихотворении едва ли не слово-«паразит».
«Хоть парочку недель…»,
«нужна лишь пара шорт»,
«носки хэ-бэ и пару шерстяных»… и так - ещё пару раз далее.
К тому же, удивили
«коврики для сна», да ещё и во множественном числе упомянутые. Тоже, по всей видимости, – пара?
И
«Ну сколько ж можно?! Лето на исходе!
А я лишь пиво пью. Да телом мну постель.
Который год мечтаю на природе
Я отдохнуть. Хоть парочку недель…» - второе «я», показалось, привнесено соблюдения размера ради, так как более никакой роли не играет.
А на закуску – глагольная рифма «тащить-пить».
4 балла ========================================================= 1-3. Маугли http://litset.ru/publ/19-1-0-6686 «Юноша беспечно загорелый»… «Беспечно загорелый» – это как? То есть, данный юноша загорел беспечно, а можно загорать ответственно и очень серьёзно?
И ещё интересуюсь:
«ты зачем по джунглям лазишь смело,
от семьи и школы вдалеке?» а если бы главный герой лазил, к примеру, не «смело», а «робко», то у автора бы к нему подобных вопросов не возникло уже?
4 балла ========================================================= 1-4. Бренды сбрендили http://litset.ru/publ/19-1-0-6718 Считаю это стихотворение лучшим в рубрике. И весёлое, и актуальное, и по-хорошему лёгкое.
Но несколько корявой, признаться, показалась строка:
«Не доверяю ей совсем теперь я».
И некое временн
ое несоответствие проскальзывает в
«Купив часы с названием «Ебей»,
стань клоуном для всей Одессы-мамы». «купив» - «стань».
8 баллов ========================================================= 1-5. Орехи http://litset.ru/publ/14-1-0-6683 «Откатились после стука,
С мыслями, что дурь крута!» Честно сказать, первые встречаюсь с мыслящими орехами, да ещё и столь самокритичными. А вот иронии в стихотворении не увидела вовсе; с тем же (не)успехом, на мой взгляд, данное двустишие можно было бы отнести, допустим, к рубрике «Поэзия для детей».
1 балл ========================================================= По рубрике: Не покидало ощущение, что на этой рубрике некоторые из участников расслабились, мол: «ироническая поэзия – жанр, сам по себе, лёгкий, несерьёзный и, следовательно, требования к нему – тоже… ну… облегчённые несколько». А ведь писать «цепляющее», писать злободневно и смешно – совсем не просто. Да и требования, – в техническом плане, – к ироническим стихотворениям точно те же, что и к любым другим.
========================================================= Медитативная поэзия 2-1. …всё уйдёт http://litset.ru/publ/40-1-0-6606 «Есть у всего начало,
первый миг –
и есть предел последний». Начало показалось совсем уж банальным.
«Но – прорасту травой» невольно вспомнился Геннадий Шпаликов, его строка:
«Я к вам травою прорасту…».
Однако стихотворение, на мой взгляд, заявленной рубрике наиболее соответствует.
7 баллов ========================================================= 2-2. Сочинение на тему http://litset.ru/publ/40-1-0-647 Мне кажется, что медитативная лирика не предполагает диалога с кем-либо сторонним, и потому концовка:
«Когда откроют и меня примут -
побудь, пожалуйста, со мной рядом» Несколько выбила из колеи.
6 баллов ========================================================= 2-3. Прыжок http://litset.ru/publ/40-1-0-158 А это, во многом симпатичное, произведение показалось мне несколько более похожим на стихотворение на тему: «Как хочется помедитировать!», а не на саму по себе медитативную поэзию.
И… на все присутствующие знаки препинания несмотря, в концовке
«Бег времени на час остановить, и собирая счастье по кусочкам из неба, моря, солнца и земли, поставить
жирную
на прошлой
жизни
точку». мне послышалась точка, слепленная из кусочков моря, солнца и земли.
6 баллов. ========================================================= 2-4. Исповедь мотылька http://litset.ru/publ/6-1-0-6158 «Прощу ли себе
боль утраченных крыльев,
в попытке сдержать опаляющий шквал
свирепого жара...» Мне кажется, в результате погони за красивостями, причём как можно более надрывно-трагическими красивостями, случился вывих строки, и кое-где потерялся смысл.
«…дары волшебства, ритуальные танцы
в мистическом свете старого сквера,
где так упоенно
подолгу кружился со множеством птах...» Например, неясно становится: отчего же свет именно
старого сквера столь мистический? И почему вообще у сквера
мистический свет.
А ещё: неужели мотылёк этот некогда был настолько несъедобен, что ни одна множества птах, с которыми он
«подолгу кружился», не прельстилась им в чисто гастрономическом плане? Птахи, вроде, едят мотыльков с удовольствием. Ну, по крайней мере, не брезгуют.
4 балла ========================================================= 2-5. Проходит всё... http://litset.ru/publ/40-1-0-3593 «К чему торнадо шлёт мне грозный рок?» – фраза построена так, что не совсем понятно, признаться: кто именно из них шлёт.
И почему «ангелок» – уставший?
К тому же, в молитвослове, наверное, – ангелы всё ж таки. А ангелки – на открытках ко дню святого Валентина или… в иронической рубрике, например.
И дважды употреблённое «снова»:
«Зачем в ночи зову я беды снова?» и
«И верить счастью снова я готова». В сонете не так уж много слов, чтобы пренебрегать для них синонимами, как мне кажется.
5 баллов ========================================================= По рубрике: Признаться, эта рубрика оказалась мне наиболее трудна для судейства, и… как показалось, для участвующих авторов задача тоже была не из лёгких. Прежде всего – в плане самого по себе жанра. В наш век скоростей медитации редки…
========================================================= Мистическая поэзия 3-1. На грани http://litset.ru/publ/29-1-0-3915 Никак не смогла представить себе
«льдинки снега» и мелькающие стоны («А в душе мелькают лица, стоны струн и дым свечей»).
Да и от троекратного, - на площади в 14 строк, - повторения слова «душа» ни одно стихотворение душевнее ещё не становилось, как мне кажется.
А опалить возможно не только жаром, но и холодом – это я к тому, что лишь с третьего прочтения догадалась к чему здесь «но» в четверостишии:
«Льдинки снега ударяют
По лицу, но в венах кровь
Злые звёзды опаляют
Через облачный покров». И с круговертью ветра, осколков и стихов долго разбиралась, но так и не разобралась, признаться:
«Ты не знаешь, где укрыться
От безжалостных лучей,
А в душе мелькают лица,
Стоны струн и дым свечей,
А вокруг звенят осколки
Неродившихся стихов, Сперва озадачилась: «вокруг» – это там же, в душе, – звенящие осколки носятся вокруг мелькающих стонов струн, дыма и лиц? Или они, – осколки, – снаружи? То есть – вокруг стоящей перед обрывом героини?
Ветер воет, словно волки –
Стая раненых волков;
И в душе, что ветра воем
И звенящей мглой полна… Тут я поняла, наконец, что, скорее всего, всё это происходит именно в душе. Но тогда, по логике вещей, из сопоставления:
«А вокруг звенят осколки
Неродившихся стихов»
и
«И в душе, что ветра воем
И звенящей мглой полна» можно предположить, что «осколки неродившихся стихов» для героини – это и есть «мгла», потому что и то, и другое звенит у неё внутри…
… И я даже не спрашиваю о том, откуда у неродившегося, - то есть у не появившегося ещё на свет, - могут быть
осколки. Впрочем, в этом, скорее всего, и заключается мистика.
3 балла ========================================================= 3-2. Сторож http://litset.ru/publ/11-1-0-6708 Считаю это стихотворение лучшим в рубрике. Интересное, живое, вполне доказывающее, что здоровый юмор может идти об руку с с
амой что ни на есть мистикой.
И отдельное спасибо автору за шикарную звукопись!
Зрю руку мастера, как говорится.
10 баллов ========================================================= 3-3. Священник http://litset.ru/publ/11-1-0-6724 Это стихотворение подвела, на мой взгляд, техническая составляющая. Что очень и очень жаль!
Словомонстрики: «когдапыль» и «когдабросив».
Не совсем, признаться, поняла фразу:
«…иначе не познать нашим ворогам славу твою».
И в
«уходил к праотцам новоявленный гридь» – слово «новоявленный». Если – к праотцам, то – «новопреставленный», скорее? Или «новоявленный» – попытка синонима к слову «очередной»?
«Просыпался от взглядов чужих, исподлобья,
Но хотелось вернуться, хотелось заснуть» – здесь, мне кажется, нарушена логическая последовательность. Ведь: заснуть, чтоб вернуться; а не – вернуться, (для того) чтоб заснуть. И потому глаголу «заснуть» логичнее было бы идти первым.
«В поредевших полках шёл с Христом впереди» - шёЛ С ХРистом – труднопроизносимое, неблагозвучное такое скопление согласных «ЛСХР».
5 баллов ========================================================= 3-4. Знамение http://litset.ru/publ/11-1-0-6615 «Ветер с крыльев срывает перья,
Перья ветви деревьев скроют» - фраза построена так, что из неё непонятно: что же из них что скроет.
Понравилась строчка
«Птицы солнце клюют, пылая...» 7 баллов ========================================================= 3-5. Монолог Дьявола http://litset.ru/publ/11-1-0-1030 Словомонстрик: «бейнасмерть».
Две «суки» рядом - в одном четверостишии:
«Помни, детка: бей насмерть, первой! Сучье правило: этикет» и
«Беспринципно-крутая сука, квинтэссенция темных сил…». Вторая «сука», как мне кажется, весьма органично вписывается, а первую хотелось бы заменить каким-нибудь синонимом – просто чтобы не возникало иллюзии недостаточного словарного запаса.
Да и мистики здесь особой не увидела, признаться. Кроме слова «дьявол» в заглавии и словосочетания «тёмные силы» в тексте. А так – обиженная девочка, и жизнь - есть жизнь.
6 баллов ========================================================= По рубрике: Казалось бы, такое поле для творчества! Можно и удивить, и напугать, и очаровать нездешней сказкою, но…
Впрочем, очень благодарна этой рубрике за «Сторожа» – самое, на мой взгляд, удачное стихотворение не только в рубрике, но и во всей подборке.
========================================================= Стихи для детей 4-1. Бумажный самолётик http://litset.ru/publ/21-1-0-2243 Стихотворение, честно говоря, показалось наигранным, сюсюкающим, будто не для детей написанным, а «как бы» для детей.
К тому же:
Словомонстрики «онихоть» и «емустать». Очень не хотелось бы к невнятным, слипающимся словам приучать с детства… Мы ведь помним, что стихи в этой рубрике именно для детей предназначены, верно?
«Дружил с самолётиком солнечный лучик,
он дедушке Солнцу послал телеграмму…» Была бы я ребёнком, непременно спросила бы: «А почему – дедушке? Кто тогда папа и мама могут быть у солнечного лучика?». Впрочем, и сейчас спрошу, так как этот момент показался странным.
И… речь всё время про Луну, – начало ведь именно вокруг неё вертелось:
«глядит на Луну самолётик бумажный» (эта строка повторена в стихотворении аж дважды), а в итоге почему-то:
«ракета - отправилась к Марсу со скоростью света».
Но самое главное, на мой взгляд:
«В руках космонавта - подарок сынишки,
что сделан из листика старенькой книжки».
Автор, чему вы детей учите?! Неужели – книжки рвать? Пусть даже – старенькие. Что-то мне не хочется, чтобы такая сказка былью становилась!
2 балла ========================================================= 4-2. Мама с папой - оба дома... http://litset.ru/publ/29-1-0-633 Стихотворение показалось весьма сумбурным. А ещё - попыткой сочинить что-нибудь под «Вредные советы». Причём, сочинить – одной рукой. Как можно сочинять одной рукой? А… точно так же, как и гулять:
«Тут же станет веселее:
я одной рукой гуляю,
а другой – свое богатство
я за палочку держу». А ещё, там живёт словомонстрик «обадома». А ещё, там ребёнок не шибко расстраивается, что уронил «своё богатство» – недоеденное эскимо.
…И, – ладно, скажу, – некоторые читатели иногда вынуждены одёргивать себя: «Тсссс, хватит хихикать! Не забывай: стихотворение-то – дет-ско-е!»
2 балла ========================================================= 4-3. Эй, весна, я соскучилась! http://litset.ru/publ/21-1-0-6726 Очень обаятельное стихотворение! Живое, экспрессивное…
А ещё, понравилась рифма «залежи» – «вылезай уже».
Но…
Словомонстрик: «лежиткучами».
9 баллов ========================================================= 4-4. Девочке, мечтающей о кошке http://litset.ru/publ/21-1-0-6700 Напомнило, неволей, и, напомнив, тут же померкло в сравнении с
«Есть где-то Кошачья планета.
Там кошки как люди живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют…»
(Андрей Усачёв) «Только кошки живут, и сидят на окне В специальных кошачьих своих городах». - Подумалось, что странновато, наверное, было бы, если б в городе жили
только кошки, а на окне при этом сидели собаки или ёжики. К тому же – кошек много, а окно, почему-то, одно. И города какие-то – «специальные»… Настораживает.
А ещё, показалось, что первая и вторая части не состыкованы, так как сперва речь идёт о стране, о городах… и вдруг, без всякого перехода, страна и города эти становятся одним городком. Где, маня среди бела дня огоньками, – днём с огнём? – появляется трамвай. Впрочем, трамвай – волшебный. Может, потому его огоньки и днём видны настолько, что даже манить при этом способны?
А вот про то, что всё происходит
«средь белого дня» автор мог бы уже и не уточнять, наверное. Так как в начале стихотворения сказано:
«Где пушистое солнце сияет всегда», то есть – днём и ночью.
«Тут, конечно, все кошки запрыгнули в дверь» - слово «конечно», показалось, здесь исключительно для соблюдения стихотворного размера привнесённым.
И… невольное ощущение возникает, что девочка Соня живёт в краю, где кошки – это такая же редкость, как, например, у нас в средней полосе обезьянки и, следовательно, обрести оных животных себе в дом возможно исключительно с помощью волшебства и никак иначе. Удобный, конечно, довод для родителей, не желающих или не могущих вот прямо сейчас подарить ребёнку котёнка, но очень уж обманный какой-то, неправильный. Даже жаль стало главную героиню, вынужденную такие вот сказки от взрослых выслушивать.
2 балла ========================================================= 4-5. Воспитание http://litset.ru/publ/21-1-0-3665 Это стихотворение показалось мне лучшим в рубрике. Оно и по ритму задорное, и по рифмам точное, – что в поэзии для детей считаю плюсом, – и ненавязчиво поучительное, и задуматься юного слушателя подталкивающее – есть что обсудить с ребятишками в конце.
Правда, немного не поняла: к чему при этом процессе коту на балалайке бренчать-то, кроме как для рифмы.
9 баллов ========================================================= По рубрике: Такой вот ощутимый разбег в баллах при оценке данной жанровой подборки получился. Потому что, как мне кажется, она как-то очень уж чётко поделилась на: стихи, написанные взрослыми для взрослых в рубрику «стихи для детей» и на стихи, которые действительно хочется прочесть своим детям или… внукам.
========================================================= Философская поэзия 5-1. Чёрная кошка http://litset.ru/publ/1-1-0-4459 Признаться, из чего-либо, имеющего отношение к философии в стихотворении этом я обнаружила только имя Конфуций. А жанр, скорее – полупоток полуосознания автором того, что он делает.
«Будет день – и найдётся пища для метаний среди камней».
Первое, что, признаться, пришло на ум при словах «пища для метаний» – это, прошу меня всячески извинить, - помидоры и яйца, которыми обычно закидывают неудачно выступивших. Причём, добавление:
«среди камней» никак картины не проясняет, а скорее даже усугубляет: метают камни, а среди них, заодно, – и упомянутую пищу.
Вывод: строя содержание исключительно на ассоциациях, следует учитывать и возможные, – а уж тем более лежащие настолько на поверхности, – «прочтения», иначе произведение получится не философским, а… невольно юмористическим.
Далее:
«Будет день – и найдётся пища для метаний среди камней
Но не ищут, пока не ищут, потому что её там нет». «Её», в смысле – «пищу» или упомянутую выше «кошку»?
«В тёмной комнате ночью сыро. Чёрной кошке порой видней.
Слишком много дурного сыра в мышеловке вчерашних дней.
Будет день – и найдётся пища для метаний среди камней.
Но не ищут, пока не ищут, потому что её там нет». Если брать ближе всего расположенное к местоимению «её» существительное, то получается – пищу.
«Здесь изысканно тьма бушует, принимая парад планет» – а возможно ли бушевать
изысканно?
«Чёрной кошке не выйти в люди, чтоб навесили всех собак» – ага, теперь я знаю: в люди выходят именно для того, чтоб всех собак навесили! Мечтают об этом, просто…
На этом, пожалуй, остановлюсь. Так как полагаю, что строка:
«Здесь творят, выходя за рамки, коль не ведают, что хотят» является наилучшей характеристикой данного стихотворения. Считайте, что я, как большой любитель творчества группы «Зимовье зверей», грамотно и виртуозно работающей в осваиваемом автором направлении, такого вот просто не вынесла.
… А вот что понравилось, так это строчка:
«Здесь болят на погоду раны, хоть сражения впереди...» За неё даже готова и балл добавить.
В остальном – удачи! Направление, действительно, очень непростое, немалой чёткости и слаженности в оформлении мысли требующее.
3 балла ========================================================= 5-2. О грани http://litset.ru/publ/1-1-0-6502 «Мне снова черти накачали
Печалью втянутый живот» Печаль втянула (свой) живот? Или черти накачали живот печалью? И почему печаль втягивает живот – это такая очень определённого вида печаль – печаль, что давно покушать не доводилось?
«И тянет время "кто же судьи?"
Моё сознанье, чуть дыша» – время тянет (за) сознанье? Или наоборот? Но то, что сознание –
«чуть дыша», по-моему, очень точно!
«Испачкать губы поцелуем
Неходового цвета "смерть"» – эк, завернул автор! И слова меня целовали цветом крайне неходовым…
«Пусть даже из копытца
Придётся - в первый раз - напиться
Для храбрости. Когда пора
доесть и суп из топора,
И с лодкой собственной проститься...» – похоже, права я оказалась в первоначальном предположении своём: суп из топора есть станешь, разве что, с большой голодухи.
Иначе говоря, – да простит меня автор, – плыла, видимо, лодочка – «куда глаза глядели, по течению…», но…
2 балла ========================================================= 5-3. Сижу, никого не трогаю http://litset.ru/publ/29-1-0-195 «Все любители лазить в головы,
Как в корзины с чужим бельем,
Для меня - что крапива голому,-
Вам не рыться в мозгу моем».
«Для меня – что с гуся вода» - поняла бы. Но
«крапива голому» – это, на мой взгляд, – больно, неприятно, зудит и, к тому же, голого пугает весьма…
А дальше непонимание только разрасталось, что вширь, что вглубь:
«Ну а те, кто поймали истину,
Пьют с фортуной на брудершафт» – ох, не знаю… приносила ли истина кому-то счастье-то? Но это уже вопрос, действительно, философский.
В итоге:
«Для меня это всё таинственно,
Как начинка ракетных шахт» – всё что могу сказать об этом стихотворении.
2 балла ========================================================= 5-4. В небеса стучат колокола http://litset.ru/publ/1-1-0-3358 Понравился образ:
«В небеса стучат колокола…» и окончание:
«Горе притворяется чужим,
А оно, по-прежнему, - твоё». А в остальном – ощущение двух, – или даже более, – стихотворений, перемешанных в одном. Одно написано от лирического мужского лица:
«И опять о женщине: «была», А ведь так сказать хотелось: «есть». Второе – явно от лирического женского:
«Без тепла потухла бирюза, Жемчуг безвозвратно постарел…». Третье (причём, как показалось, – оно без всякой логической связи с предыдущими двумя) – от лица, так сказать, гражданско-политического:
«Жизнь прожить пытаясь не по лжи, В лагерях не кормишь комарьё».
Итог: разрозненные эпизоды, превращённые волею автора в единый лирический… ком. Очень проникновенно, местами музыкально, но… настолько при этом сумбурно, что внутренняя логика произведения, рискну предположить, одному лишь автору ясна. И, на мой взгляд, это всё же более – любовная лирика (ну, по крайней мере, глубоко личное стихотворение при подобной его обрывочности ещё и), а не философская поэзия.
Из чисто технических недочётов:
«А ведь так сказать хотелось: «есть» – упорно слышится «ткскзать».
4 балла ========================================================= 5-5. Монастырь http://litset.ru/publ/1-1-0-6722 Словомонстрик: «ужевечность».
«Всё не так, и не пишется ветер в строку,
тот, что легкие рвет и морозит...» Совсем, признаться, не поняла фразу:
«не пишется ветер в строку», что с уточнением – какой именно ветер, – что без оного уточнения. Как можно писать в строку погодное явление? Ветер, ветер, ветер, ветер и т.д?
«Тот, кого несчастливым в толпе нарекут,
пусть защиты у храма попросит.
И на этом холме, обратившись к реке
и к груди прижимая стены,
он увидит кусок синевы вдалеке
и лоскутья небесной пены.
И среди облаков в неизвестную даль
поплывет над холодной рекой,
чтобы там обрести неземную печаль
и святой монастырский покой». Если ветер, написанный в строку, я себе представить ещё пыталась, то прижатые к груди стены, – да ещё и во множественном числе, к тому же, – представлять уже как-то страшновато. Воистину, главного героя, способного взять одну-то стену и прижать её к груди, уж
е можно несчастливым назвать, ибо пострадал он от автора изрядно. Пусть уж, действительно, поплывёт, заслуженный покой в итоге обретя.
Понравилась рифма «сгорбились» - «голуби».
3 балла ========================================================= По рубрике: Создалось впечатление, что большинство авторов решили: философская поэзия непременно должна быть заумной, непонятной простому смертному, и ударились в этом плане во все тяжкие. Так что, если кого обидела оценками, прошу простить. Мне, просто, на данном этапе философские стихи Б.Ш.Окуджавы вспомнились – простые, доступные и в то же время очень глубокие.
=========================================================
Да, вопрос - медитативная или суггестивная так для меня и не решён
Мне показалось - ближе к суггестивной: напевно, завораживет, образы чаще на ассоциации, на состояние работают, чем на "вещную" логику...
А с другой стороны, как выразился персонаж одного известного фильма про рыбалку: "Здесь всё так рядом..."
И большое Вам спасибо, что заглянули и сказали! Буду знать.
С уважением,
Татьяна
Во-первых, мистическое стихотворение на то и мистическое, что чёткая логичная картина окружающего места там не обязательно будет прорисовываться. Это про осколки неродившихся стихов, например - ЛГ в этом "мистическом" состоянии неродившиеся стихи вполне могут воображаться чем-то материальным, недоделанным и внезапно со зла разбитым.
Во-вторых, опалять невозможно ни холодом, ни, по-моему, жаром. Только открытым огнём. Здесь у меня, понятное дело, слово употреблено тоже в переносном смысле )
В-третьих, а со льдинками снега что не так до такой степени, что и представить их невозможно? Снег - он всегда изо льдинок состоит. Если они правильные шестиугольные - их снежинками обычно называют, а если палочками-комочками - тогда как?
В-четвёртых, если уж разбираться, что у ЛГ "в душе", а что "снаружи" - в этом стихотворении всё "в душе", включая обрыв и снег )) Так что оно местами путается именно поэтому.
В-пятых, осколки стихов и мгла - не одно и то же для ЛГ, это слишком сложное логическое умозаключение для этого простого стихотворения Вот у меня на рабочем столе лежит записная книжка и лежит карандаш. И то, и другое лежит; и то, и другое у меня на рабочем столе. Значит, записная книжка - это карандаш?
С уважением и лёгким недоумением,
Эризн
В свою очередь расскажу на что опиралась я:
"Во-первых, мистическое стихотворение на то и мистическое, что чёткая логичная картина окружающего места там не обязательно будет прорисовываться".
Полностью согласна по поводу места. На то оно и, действительно, мистическое место. Но одно дело - предмет, а другое - его словесное описание. И, если само по себе место вполне может логике не подчиняться, то описание его определённой логики придерживаться, мне кажется, должно. Потому что иначе получится именно что: "если уж разбираться, что у ЛГ "в душе", а что "снаружи" - в этом стихотворении всё "в душе", включая обрыв и снег )) Так что оно местами путается именно поэтому", то есть некоторые сумятица, сумбур, путаница... И в итоге, читатель потратит все свои силы не на осознание мистичности самого места, а на попытку понять, разобраться: что в авторском описании оного к чему относится, что из чего следует и так далее. Как запуталась, например, я. Что и попыталась наглядно проиллюстрировать в своём обзоре.
Далее...
"Это про осколки неродившихся стихов, например - ЛГ в этом "мистическом" состоянии неродившиеся стихи вполне могут воображаться чем-то материальным, недоделанным и внезапно со зла разбитым".
ЛГ - возможно, да. Но, совершенно запутавшемуся, - см. выше, - читателю это, на мой взгляд, может быть вовсе не очевидно.
"Во-вторых, опалять невозможно ни холодом, ни, по-моему, жаром. Только открытым огнём".
А вот с этим точно не соглашусь.) Достаточно посмотреть в любом словаре значения слова "опалять" и/или вспомнить А.Фета:
"Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены"
"В-третьих, а со льдинками снега что не так до такой степени, что и представить их невозможно? Снег - он всегда изо льдинок состоит. Если они правильные шестиугольные - их снежинками обычно называют, а если палочками-комочками - тогда как?"
Да, снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. И потому выражение "льдинки снега", для меня, либо звучит как тавтология, либо наводит на мысль о снеге разобранном, так сказать, на составные части, которые, - составные части снега, - получается, ударяют по лицу героини.
"В-пятых, осколки стихов и мгла - не одно и то же для ЛГ, это слишком сложное логическое умозаключение для этого простого стихотворения. Вот у меня на рабочем столе лежит записная книжка и лежит карандаш. И то, и другое лежит; и то, и другое у меня на рабочем столе. Значит, записная книжка - это карандаш?"
А вот здесь прошу меня извинить, так как я неудачно сыронизировала, похоже. Имела в виду дважды употреблённое Вами на достаточно коротком отрезке слово "звенит"("звенящей"). Дело в том, что повторяющиеся слова, - если их повторение не является специальным художественным приёмом, - способны создать у читателя ощущение некоторой бедности словарного запаса автора. Я вовсе не про Вас конкретно сейчас, Эризн, я - про любого автора, не уделяющего должного внимания синонимам.
Вот, собственно, чем руководствовалась при разборе.
С уважением,
Татьяна.
Насчёт опаления морозом - это в приведённом Вами отрывке художественный приём, а не употребление слова в его типичном значении (точно как у меня про звенящие осколки стихов - почему Фету можно, а мне нельзя? ).
Повторение слова "звенит" было намеренным (наверно, уже точно не помню). Осколки звенят, ветер воет - всё это обрисовано по отдельности, а потом объединено и "собрано в душу" в строчках: "И в душе, что ветра воем и звенящей мглой полна..." Но это не приравнивает мглу к осколкам
Насчёт льдинок снега поняла - да, пожалуй, действительно тавтология.
С уважением,
Эризн
Эризн, мне кажется, что подобные "художественные приёмы" не просто так растут.) Это я к тому, что за каждым из них стоит некоторый опыт сравнения, опыт наблюдения... Почему, например, я сказала, что опалить можно и холодом? Потому что видела листья и лепестки, попавшие под внезапно ударивший ночью мороз, и от мороза этого словно обуглившиеся по краям. А ещё, в детстве обожглась однажды сухим льдом, в котором хранят мороженое. Отсюда наблюдение и опыт: холодом можно опалить, как и огём. И, когда встретила у Фета строки
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены,
безоговорочно ему поверила. А вот "осколки нерождённых стихов" у меня, как у читателя, веры не вызвали. Потому что, по опыту моему, осколки могут остаться только от того, что так или иначе было, существовало в каком-то виде. Вот в осколки незаписанных, например, стихов - верю; верю в осколки замыслов, в болезненные укоры брошенных, недописанных стихов, в осколки несостоявшихся, - несостоявшихся по любой из множества причин, - тоже верю, но именно в формулировку "осколки неродившихся стихов" - не могу.((
"Повторение слова "звенит" было намеренным (наверно, уже точно не помню)".
Мне кажется, будь это повторение намеренным, Вы бы со ступени нынешнего своего опыта сразу и непременно распознали бы его, сказав себе: "Ага, я тогда в стихотворении повторила несколько раз это слово для того-то и для того-то!"))
А мглу к осколкам не приравнивает, Вы совершенно правы. Они ведь не только разные, но и, - от разности этой своей, - по-разному звенят, вот только выражено это оказалось одним и тем же словом.
С уважением,
Татьяна
Удачи вам! И спасибо за диалог.
Теперь верю, что со страницей из книжки именно так и было, а особенно понравилась мысль про принесённый к ногам ветром листок. Жаль, что я об этом не догадалась, когда читала текст - перед глазами имелось то, что имелось, записанное словами.
А про Луну и Марс пыталась рассуждать с точки зрения настойчиво вопрошающего детского: "Так он же ведь на Луну хотел! Там же всё время - про Луну!"
Удачи Вам! И ещё раз спасибо!
Да, я считаю, что можно загорать ответственно, серьёзно и внимательно, но можно не задумываясь, походя и беспечно. И ещё много как можно загорать, так уж человек устроен.
"а если бы главный герой лазил, к примеру, не «смело», а «робко», то у автора бы к нему подобных вопросов не возникло уже?"
"Смело" тут ключевое слово. Если бы главный герой лазил по джунглям робко, осторожно, отдавая себе отчёт и оглядываясь на опыт предыдущих поколений, то никаких вопросов не могло бы возникнуть, и даже не возник бы, возможно, остальной текст стихотворения.[hide]
Будь данный ЛГ женского рода, я бы, - по поводу возможности ответственного, серьёзного и внимательного отношения к загару, - согласилась с Вами куда охотнее.)
К тому же, Ваш Маугли, судя по всему - индус, а они от природы, если не ошибаюсь, довольно темнокожи.
Дело в том, что ключевым мне показалось словосочетание "лазить по джунглям". А "смело" - уточнением, которое, - как опять же показалось, - вполне могло бы быть заменено несколько более точным определением.
А таинственным и непонятным для ЛГ является то, по каким признакам жизнь определяет ценность конкретного человека. Люди, распознавшие, каким боком нужно к жизни поворачиваться - вот их истина - ходят в обнимку с фортуной. (5-3)
Наведалась на всякий случай в Гугл в поисках толкования этого выражения, - сидело во мне сомнение: вдруг это такой неизвестный мне устойчивый фразеологический оборот, - но... оборота такого не нашла и тогда уже пошла по пути собственной ассоциации.
А вывод: "таинственным и непонятным для ЛГ является то, по каким признакам жизнь определяет ценность конкретного человека. Люди, распознавшие, каким боком нужно к жизни поворачиваться - вот их истина - ходят в обнимку с фортуной"
из
................................................
Жизнь сама по каким-то признакам
Разберется, кто ей ценней.
Для меня это всё таинственно,
Как начинка ракетных шахт
у меня не получилось сделать из-за обобщения "это всё", которое отнесла, в свою очередь, не к конкретному "жизнь разберётся", а ко всему перечисленному в стихотворении, получив в итоге, для себя, полную смысловую сумятицу.
И ведь отсутствие отступа меж "Разберется, кто ей ценней" и "Для меня это всё таинственно" меня не спасло!
Простите, если что, за бестолковость!
С уважением,
Татьяна.