Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Алексей Лис (Дендроид Д2Р2). Звёздные войны. 3 тур (финал). Часть 2
Обзоры
Автор: Алексей_Лис
Это вторая часть обзора. Повторяю вступление и здесь:


Ну что ж, как обычно, это моё личное субъективное мнение, не претендующее на роль абсолютной истины. Вполне возможно, что кому-то в каком-то стихотворении понравится то, что не понравилось мне, или наоборот. Я не считаю себя "всезнайкой", "всепонимайкой" или "всегдаправкой". Что-то могу не понять или понять не совсем верно. Но в любом случае, это честное мнение, которое не ориентируется на имена авторов, моё личное знакомство с ними и т.д.

Конструктивный диалог с авторами в рецензиях приветствуется, на неконструктивный – у меня нет времени, извините.

Комм.: ставлю оценки в самом начале комментариев по произведению, чтобы не потерялись... а на самом деле оцениваю уже в самую последнюю очередь после нескольких прочтений и написанных комментариев по стихотворению.

Можно скачать обзор файлом в формате Ворд 2003 здесь – со всеми текстами и комментариями, а в опубликованном тексте мне пришлось убрать стихотворения... и разделить на две части, так как слишком длинно:)

первая часть обзора здесь ("Ироническая поэзия", "Медитативная поэзия" и "Мистическая поэзия")

=========================================================

Стихи для детей

4-1. Бумажный самолётик http://litset.ru/publ/21-1-0-2243

3 балла.
Да, помню это стихотворение по конкурсу стихов для детей (но, честно, не помню чьё… и насколько оно продвинулось там).
Я помню, что мне тогда понравилась идея стихотворения... но, к сожалению, не понравилось гораздо больше (скажем так, "стихнические моменты", как сказал бы Дендроид Д2Р2:))

Ну давайте посмотрим поближе и повнимательнее...
Глядит на Луну самолётик бумажный:
"Я маленький - знаю, но очень отважный.


инверсия "знаю, (что) я маленький" – во что-то странное в восприятии на слух – "я маленький знаю..."
маленький что?:) и это в самом начале стихотворения, что очень сильно обостряет минус...

Я в космос хочу - как большая ракета!
Но как мне туда, ведь помощников нету?


Если бы я ещё не читал это стихотворение и не знал бы, что там действительно появятся "помощники", то здесь у меня (читателя) возникло бы лёгкое недоумение – причём тут помощники? Самолётик хочет в космос подобно ракете – это понятно. Но он – не ракета. Это тоже понятно. Помощники – это двигатели что ли? Ну, как (видимо) у ракеты... Странно воспринимается это двустишие, честно... Я-ребёнок просто бы не понял... я уже не говорю о том, что нету такого слова "нету" (хотя и многие пользуются):) И не очень хорошо снижать лексику на неправильный разговорный вариант в стихотворениях для детей...

Я в космос хочу - как большая ракета!
Но как мне туда, ведь помощников нету?
Под дождиком тают бумажные крылья...
Пускай бы они хоть картонными были!


Недоумение с "помощниками" и здесь не исчезает... наоборот, появляется ощущение, что это всё-таки какое-то образное сравнение с двигателями, раз дальше говорится о "бумажных крыльях" (т.е. о физической стороне самолётика)...
Ну, предположим, крылья будут картонными, и что? Это как-то поможет самолётику с его мечтой? Не понимаю, правда... Такое ощущение создаётся, что самолётик сам не знает, чего он хочет...

Я знаю, что топливо нужно ракете -
меня поднимает кочующий ветер.


Так... уже про топливо для двигателей идёт...
здесь фактически идёт противопоставление, но нет слов "а меня", "но меня" и т.п.
Т.е. при восприятии на слух будет опять-таки что-то странное (тире на слух не является знаком противопоставления, его одного явно недостаточно): "я знаю, что топливо нужно ракете... меня поднимает кочующий ветер"...
я-ребёнок здесь бы задумался – может, я не так услышал и там на самом деле "меня понимает", а не "меня поднимает"?.. потому что "несёт" или "перемещаюсь ветром" – это очень другое, это не "поднимает кочующий (неизвестно куда и зачем... и почему именно кочующий) ветер"...
Хотя здесь я, наверное, излишне придираюсь... можно подумать, что ракету поднимают двигатели, а для них нужно топливо, а самолётик поднимает ветер... но почему он кочующий – не понимаю...

Он очень сердитый, бросает на тучи..."
Дружил с самолётиком солнечный лучик,


Вот интересно при восприятии на слух – каким образом дать понять, что здесь уже закончился монолог самолётика и началась совершенно иная мысль про кого-то, кто дружил?.. На мой взгляд, это неудачный момент, очень резкий уход от монолога в сторону...
Вот как это будет на слух (вариант, конечно):
"…меня поднимает кочующий ветер… Он очень сердитый, бросает на тучи… дружил с самолётиком... солнечный лучик..."
И я-ребёнок тут просто ошалеет – ветер такой сердитый, бросает, понимаешь, самолётик "на тучи", и тут... дружил с самолётиком... и какой-то солнечный лучик... непонятно уже к чему...
Да, я понимаю, что автор может сказать: "Но там же знаки препинания поставлены, там заканчивается прямая речь, там с другой строки начинается другая мысль..."
Попробуйте объяснить это ребёнку, который не умеет читать, вот исключительно голосом, что эта самая прямая речь закончилась и "дружил с самолётиком" уже не относится к сердитому ветру... Паузой? Изменением голоса? Ну, попробуйте... может, получится, но очень вряд ли... Рифмующиеся строки в сознании ребёнка связаны, они не могут быть поняты в "разрыве" или в "скачке-во-что-то-новое". Ну, очень редко такое возможно сделать... Когда первая мысль, по крайней мере, однозначно закончена.

Дальше не хочу разбирать детально... Просто коротко:
- "снится" и "глядит" очень рядом... так ему снится или он глядит на Луну и мечтает?
- "вскоре" не синоним "от этого" и воспринимается подгонкой под рифму;
- "как вылечить горе" – не поймут, как мне кажется... не говорилось ни про какое "горе", говорилось про мечту;
- "отправилась к Марсу"? к Марсу??? всё время говорили про Луну и тут... я понимаю, что космос и т.д., но детей-то зачем путать?.. я-ребёнок теперь думает "так… хорошо, к Марсу летят... значит, Луна по пути?.. и там его высадят?.." Но в стихотворении про это нет ни слова... не пойму, спрошу в конце "а на Луну он долетел?";
- "из листика старенькой книжки" – ну, детей учить вырывать листы из книг, чтобы делать самолётики... пусть даже из старых книг...;
- "Так детская сказка становится былью" – оказывается, что всё это было не мечтами самолётика, а "детской сказкой"... взрослый поймёт, ребёнок спросит "какая сказка? где сказка? расскажи сказку..."

Ещё раз повторю: мне нравится идея – самолётик хотел в космос, но не мог... но потом появился вот такой вариант, неожиданный...
Но вот реализация, к сожалению, здесь не на высоте идеи, на мой взгляд.

=========================================================

4-2. Мама с папой - оба дома... http://litset.ru/publ/29-1-0-633

8 баллов.
О, старый знакомый:) (это я о стихотворении, а не об авторе)
Коля, с тобой не очень интересно, стихотворение я уже разбирал:) (это я уже автору, а не стихотворению)
помнишь где? ладно, напомню – вот здесь
(у меня такое ощущение, что и подобный диалог уже был... в конкурсе Авто(р)гонки:))

Ну, не буду повторять то, что уже говорил. Поговорим о другом.
Это стихотворение, наверное, понравится родителям, у которых дети примерно такие;)
А вот детям – не знаю, поймут ли они его... надо бы проверить на ком-нибудь:)
Считается, что дети сложно воспринимают стихи без рифм (т.е. "белый стих") и совсем не воспринимают верлибров.

Мне нравится в этом стихотворении композиция (как сюжет развивается и перетекает из одного в другое со слегка закольцованным финалом – повтором "в котёнка поиграть").

Что ещё заметил...
Хорошо бы всей семьею
отложить свои заботы

интуитивно не нравится здесь слово "свои", да и "заботы" тоже... вот только не смогу объяснить чем...

И всё... больше нигде не цепляюсь:) многое нравится, как уже говорил:)
Ну разве что - я бы посоветовал сделать буквы "ё" там, где это нужно... Не в том смысле, что где-то с этим действительно есть проблема, но если "для детей", то...

=========================================================

4-3. Эй, весна, я соскучилась! http://litset.ru/publ/21-1-0-6726

6 баллов.
Интересная идея:) Но есть пара моментов, которые меня смущают. Давайте по порядку...

Первое четверостишие – неплохо, но на второй строке слегка сбиваюсь по ритму. Вот если бы действительно было разрешено ударение на первый слог в слове "лежит" (т.е. другое слово [/-]), то звучало бы чётче, а сейчас при чтении периодически пытается прозвучать как:
Что же снег ЛЕжит кучами...
Но иногда получается прочитать, пробросив слово "лежит" безударным.

Второе четверостишие.
Ты на даче с соседями?.. – стандартная ошибка двойного "с". И по смыслу – мне не очень нравится. С соседями кого? Весны или лиргероини? Особенно после "в берлоге с медведями" воспринимается слегка размыто по логике.
Ты с цветами в окошке?.. – аналогично, "сцветами". И аналогично – по смыслу и красоте не нравится. Ну, на подоконнике, наверное, а не в окошке – подразумевается. Но двусмысленно же. Я бы посоветовал автору с этим четверостишием ещё покрутить-подумать.

Третье четверостишие.
Ты у сына в коробочке... – Ого! Вот, приехали. Первые два четверостишия, на мой взгляд читателя, шли от лица "ребёнка", так как сложно представить взрослого человека, который будет недоумённо спрашивать "А весна, она где? В подвале с картошкой?" И тут – бац! У героини есть сын! Она – далеко не "ребёнок". Очень неожиданно. Очень.
Ну вот если на секунду представить, что там было бы "Ты у брата в коробочке..." – и нет разрушения образа "маленькой девочки".
В принципе, я понимаю (возможно) идею автора – написать стихотворение "для детей", т.е. взрослые (мама) переходят на "их уровень" восприятия...
А так хотелось послушать "маленькую девочку"... Не совпало.

Следующее четверостишие.
Может быть, ты в мешочке,
Где хранятся у дочки...
– ну и здесь, у героини ещё и дочка. Если в строке с "сыном" можно было бы сделать "брата", то здесь уже почти невозможно, ведь рифма.

Дальше классно. Всё классно.

Вот такие моменты. Поэтому это стихотворение мне и нравится, я его считаю очень интересным, необычным; и не нравится.
Ещё раз – второе четверостишие, на мой взгляд, однозначно нуждается в правке. Ну а по сыну-дочке – не знаю. Это, конечно, дело автора. Я рассказал о своём восприятии.

=========================================================

4-4. Девочке, мечтающей о кошке http://litset.ru/publ/21-1-0-6700

2 балла.
В моём восприятии это стихотворение чем-то похоже на первое (4-1. Бумажный самолётик). В нём тоже есть идея, но вот ясности изложения и "стихнически" неудачных, на мой взгляд, моментов здесь довольно много. Слишком много. Ниже я постараюсь отметить всё, что надо бы отметить:

1. Первые две строки неплохие... интересное определение "пушистое" к солнцу.

2.
(в далёкой стране)
Только кошки живут, и сидят на окне
В специальных кошачьих своих городах.


Третья строка содержит смешение понятий "кошки живут" и "кошки сидят на окне", причём это ещё и под абсолютным определением "только". На слух запятая не будет восприниматься. То ли говорится о том, что только кошки сидят "на окне" (ну, не на окне же, а на подоконнике), а больше никто иной там сидеть не может; то ли говорится о том, что там живут только кошки, а остальные умирают сразу, поскольку слово "живут" здесь очень сильно выделено, очень.
Затем наступает четвёртая строка. Оказывается, что кошки "сидят на окне" в "специальных кошачьих городах". Одно окно, много кошек, много городов.

3.
И глядят за белесую кромку небес
Что такое "кромка небес"? Почему она "белесая"? Почему кошки смотрит ЗА "кромку небес" в ожидании человека?
(Почему люди не летают, как птицы... (с))
И, забегая вперёд, кошки смотрели "за кромку небес", а тем временем ВНИЗУ появился трамвай. "Эй, вниз посмотрите, глупые!" – сказал трамвай.
Получается, что образ "кошки смотрят за кромку небес" довольно фальшив, на мой взгляд. Он никак не развивается, просто так сказан. Потому что красиво. А смысл?

4.
Нет ли там человека, с которым тепло,
Чтобы он, хоть на время, забрал их к себе?

Ладно, оставим то, что человека "за кромкой небес" явно нет. Но "человека, с которым тепло" звучит недостаточно понятно. То ли "с которым им будет тепло", то ли "вместе с которым приходит тепло", то ли... не знаю уж что... Для взрослого эта фраза вполне может прозвучать и быть понята. А ребёнок, как мне кажется, либо пропустит её мимо ушей, либо слегка удивится непонятности и, скажем так, "недоговариваемости".
"Хоть", да ещё и "хотьна". Ну, не люблю я ни "хоть", ни "иль", ни "чтоб". Особенно в стихах для детей.

5.
Вдруг однажды, внезапно, средь белого дня
В городке появился волшебный трамвай.

С моей точки зрения, одновременное звучание слов "вдруг", "однажды" и "внезапно" не очень хорошо воспринимается. "Вдруг" – это уже "внезапно". "Однажды" – имеет совершенно иную временную характеристику. К примеру "но однажды случилось..." воспринимается хорошо, а вот "вдруг однажды впезапно случилось..." – уже "перебор". Возможно, я и ошибаюсь. Это моё восприятие.
"В городке". Всё-таки в одном… и уже "городке", а не городе. Ну, про то, как это стыкуется с текстом выше, я говорил выше.

6.
(появился волшебный трамвай)
"Кто к ребятам? - спросил, огоньками маня,-

По моему мнению, вопрос трамвая звучит довольно странно. Вслух это совсем что-то непонятное ("кто кребятам?"... какой ещё "кребятам"?). Конечно, я понимаю, что имелось в виду – "кошки, кто сейчас поедет к ребятам?". Но это по напечатанному тексту и со "взрослым" восприятием. Обрывочно всё это и уже не в первый раз по стихотворению...
Кроме того, напомним, что выше было ожидание "человека, с которым тепло". Но тут появились "ребята"...

"Огоньками маня", честно говоря, воспринимается как "заманивает, гад". Извините, автор. Ну, может, у меня больное воображение...
Я не могу представить "огоньков" на трамвае. Ну, не журналов "Огонёк", конечно, это я понимаю. Фары? Обвешанный новогодними гирляндами? Не представляю, правда...

7.
Подходи по порядку, билетик давай!

Я вот почему-то думаю, что давать надо деньги, а тебе уже дают "билетик". Но, может, я далёк от реалий волшебных трамваев и кошек, не знаю.
"По порядку". По порядку номеров? Не обижайтесь, автор, но это звучит как румынская фамилия – "Подходи, Попорядку, давай билет..."
Я думаю, что найдутся дети, которые спросят: "А кто такой этот Попорядку?"
Ладно. Представим, что кошки всё-таки начали подходить "по порядку" и "давать билетик", который у каждой, видимо, уже был заранее где-то... эээ... куплен... И тут:

8.
Тут, конечно, все кошки запрыгнули в дверь...

Ё-моё... А как же по порядку? А как же билетик? ВСЕ кошки одного городка одновременно запрыгнули в одну дверь волшебного трамвая (каких он интересно размеров и каких размеров эта дверь?). "Скошкотворение" какое-то.

9.
До последнего старого деда-кота...

Извините, автор, здесь уже не могу удержаться и падаю... "Дедокот"… Там звучит так – "дедокота". Вот это зверь, однако... Больше ничего не скажу.

10.
Тут, конечно, все кошки запрыгнули в дверь,
До последнего старого деда-кота,
И приехали к детям!
Дочурка, поверь,
И твоя точно так же свершится мечта.


Так. Кошки запрыгнули в дверь волшебного трамвая. И приехали. Нет-нет, не поехали. Они просто приехали. Конкретно.
И концовка. Я что-то совсем не понял. Причём тут "дочурка"? Какая у неё мечта? Как это связано с кошками, трамваем и т.д.?
И, собственно, как "точно так же" свершится "мечта дочурки"? Точно так же с трамваем, кошками и т.д.?
Ах да… название забыл. Ну забыл уже совсем, пока читал, извините. То есть девочка мечтала о кошке. Тогда этот момент понятен. Тем, кто не забыл название.
"Свершится мечта" – не нравится мне определение "свершится" по отношению к мечте. Да, можно так сказать, но слегка это всё-таки не то, на мой взгляд.

=========================================================

4-5. Воспитание http://litset.ru/publ/21-1-0-3665

10 баллов.
На мой взгляд, очень хорошее стихотворение. На стыке жанров – "иронические стихи" и "стихи для детей";)

Что хотелось бы отметить:
Солнце село на насест... – понравилось:) неожиданный и интересный образ:)

Кот бренчит на балалайке,
Саша слушает да ест...
– классное обыгрывание известной фразы в другом контексте:)

Кот воспитывает Сашу
И котёнка своего...
– на мой слух, "своего" здесь звучит "лишним словом", здесь бы что-то вроде "заодно"... Или совсем как-то переделать, чтобы убрать "Ика.тёнка..." Но это, конечно, не критично, просто шероховатость, на мой взгляд...

Вот учись – стащил котлету,
И в углу её жуёшь...
– "учись"? не "учитесь"? он же вроде двоим говорит... может, "учу" сделать? как обычно, абсолютно необязательный совет;)
ааа... понял! нет, лиса на котлете не проведёшь:)... видимо, в первой версии было "как котёнка своего"... потом "как_к" убрали, но всё-таки кот говорит Саше, а не обоим... и тогда "учись" – очень хорошо... а вот с "И котёнка своего" не совсем так, как надо... Лучше с этой строкой (про котёнка) поработать ещё...
или нет?.. там же дальше, "детки"... "запутался в собственных ощупыващениях", как сказал бы Дендроид Д2Р2:)

а классная рифма "нож-жуёшь":)

Почему ж не назначают
Воспитателем кота?


классная концовка:)

Вот с этим стихотворением у меня нет никаких сомнений – детям понравится:)
Оно в меру простое по форме; с юмором, который будет понятен детям (я думаю, каждый ребёнок не только поймёт, но и порадуется, что он понял – синдром "ааа... я знаю!..", тонкий юмор); с хорошей лексикой (особенно "село на насест", "бренчит", "лакайте", "по этикету", "стащил", "жуёшь", "шёрстку"); с хорошим ритмом (очень лёгким, я бы даже сказал, "детским").

Долго думал... хорошо, поставлю 10... с небольшой натяжкой:)

=========================================================

Что ж, по этому жанру, на мой взгляд, есть явный лидер – стихотворение "4-5. Воспитание". И ещё два стихотворения, которые, так сказать, "в гонке за лидером" – "4-2. Мама с папой - оба дома..." и "4-3. Эй, весна, я соскучилась!"
Видимо, одно из этих трёх и победит.
Кроме того, верный политике партии своему принципу, что стихи для детей надо проверять на детях, я послал все стихи своим знакомым родителям с детьми... Посмотрим, что они ответят (если, конечно, ответят):)

(К сожалению, так никто и не ответил... что ж поделать, не получилось...)

=========================================================

Философская поэзия

5-1. Чёрная кошка http://litset.ru/publ/1-1-0-4459

8 баллов.
Помнится, на приёме заявок мы немножко помучались (слишком много у автора стихов-лауреатов), но это стоило того:) Хорошее стихотворение и не лауреат:) Нетривиальное.

Есть у меня, правда, некоторые очень субъективные замечания и "непонятки".
Первое четверостишие. "Камней-там нет" – очень сложно воспринимается, как конечная рифма. А от этого или слова "метания среди камней", или "потому что её там нет" воспринимаются с некоторым недоумением или недопониманием.
Второе. Хорошо.
Третье. Смущает момент "Если выпадет «всё и ложкой»..." – не понимаю. Хотя здесь совсем некритично.
Четвёртое. Не понимаю "Белый шум в чём-то сером точен..."
Пятое хорошо.
Шестое. Ну не нравится мне "хоть" в "хоть сражения впереди..."
А финал впечатляет, да. И вызывает желание перечитать ещё раз.
Перечитал.
Нет, осталось то же самое с восприятием. Четыре момента, за которые я цепляюсь/не понимаю. А ещё подумалось, что очень всё "сконцентрировано". Как чёрная дыра. Затягивает.

=========================================================

5-2. О грани http://litset.ru/publ/1-1-0-6502

9 баллов.
Интересное стихотворение. Оно вполне может претендовать на победу – в нём есть и классные мысли, и образы, и "интересности". Хорошо, давайте подробнее поговорим...

Сижу, а лодочка плывёт,
Упруго бьёт волну плечами...
– классный образ!:)

Мне снова черти накачали
Печалью втянутый живот...
– и здесь очень классно:)

нет, так не пойдёт, я сейчас слишком много буду цитировать, почти всё... ладно, оставляем только то, что отличается от "классно":)

И тянет время "кто же судьи?"
Моё сознанье, чуть дыша...
– вот здесь слегка запутался... такое ощущение, что не хватает знаков препинания там, где "кто же судьи?" или я не понимаю... "тянет время... "кто же судьи?"... моё сознанье..."

Плыву, то жадно гладя свет
По мягкой спинке, то рискуя
Испачкать губы поцелуем
Неходового цвета "смерть".


Ну вот это всё-таки процитирую, потому что очень классно, а не просто классно:) аплодирую:)

Как знать, проводит ли Харон
Чуть выше тьмы, но ниже света...
– здесь не понял... чистилище?

...проводит ли Харон
Чуть выше тьмы, но ниже света,
Дымя дешёвой сигаретой
Линейки DAVIDOFF NEON,
Меня. ...
– я не уверен, что здесь нужна эта "добавка" слова "меня". Во-первых, это понятно. Во-вторых, получается, что героиня – сигарета (двусмысленность)... и перенос... а зачем? не понимаю...

красивый финал... лодочка-жизнь...

Да, несмотря на пару придирок выше (скорее, субъективных), стихотворение классное...
Я сниму один бал лишь за "И тянет время... Моё сознанье..."... ну, на мой взгляд, что-то всё же там не то...

=========================================================

5-3. Сижу, никого не трогаю http://litset.ru/publ/29-1-0-195

9 баллов.
Стихотворение хорошее, замечаний нет. Кроме одного (я говорил) – не считаю, что это 100-процентно философская поэзия по жанру, хотя и близко. Поэтому так.

=========================================================

5-4. В небеса стучат колокола http://litset.ru/publ/1-1-0-3358

В небеса стучат колокола…
Только трудно достучаться до небес!
И опять о женщине: «была»,
А ведь так сказать хотелось: «есть».

И в душе рождается слеза
Из бессильного протеста журавлей.
Без тепла потухла бирюза,
Жемчуг безвозвратно постарел…

Жизнь прожить пытаясь не по лжи,
В лагерях не кормишь комарьё.
Горе притворяется чужим,
А оно, по-прежнему, - твоё.

8 баллов.
Да... Помню это стихотворение. Мне даже казалось, что оно где-то побеждало, но вроде бы нет (не участвовало). Лучше, чем сказал Алекс в обзоре Главной я, наверное, вряд ли скажу:) Поэтому не буду и пытаться. Ну разве что, вторая строфа всё-таки слегка "ниже по уровню", чем начало и финал.

И что я должен добавить (уже по конкурсу) – это то, что я не ощущаю это стихотворение полностью соответствующим жанру "Философская поэзия". Об этом мы говорили и на приёме. Скажем так, процентов на 70-80 оно "философское". Ну... слишком "личное", что ли, для "философии". Конечно, я не настаиваю на этом мнении, это субъективно.

=========================================================

5-5. Монастырь http://litset.ru/publ/1-1-0-6722

4 балла.

Что сказать... Наверное, это стихотворение далековато от жанра "философской поэзии". Первая часть – пейзажная лирика, ну во второй – есть немножко философии, но не так уж много... Поэтому за неполное соответствие жанру оценку буду снижать. Извините.

Теперь о нескольких моментах, которые смутили, засомневали:

1. Купола уже вечность приют для ворон... – не хватает знаков препинания и звучит "Уже" из-за специфики анапеста (говорил выше в разборе по стихотворению "3-3. Священник")

2. И голуби, / как молитву, воркуют о чем-то своем... – ну как-то не по-русски звучит... я понимаю, что хотелось сказать – "воркуют, словно молятся", но... не так...

3.
…Все разрушено. Но остается покой -
недоступный, святой, не распятый.

Всё не так, и не пишется ветер в строку,
тот, что легкие рвет и морозит...
Тот, кого несчастливым в толпе нарекут,
пусть защиты у храма попросит.
...


Если бы во "второй части" не использовалось слово "храм", то я бы сказал однозначно – почему два стихотворения соединены в одно? А так... связь между ними есть, но довольно слабая, на мой взгляд. Кроме того, сам момент "перехода" очень уж странно воспринимается (мной). Словно действительно началось "другое стихотворение". Кроме того, здесь две строки от "лица героини" (наверное) про стихи, а потом... ну что-то другое началось, ещё один кусочек... Получается даже "три стихотворения", связь между которыми довольно слабо улавливается...

2.
И на этом холме, обратившись к реке
и к груди прижимая стены...


Откуда взялся "холм", монастырь находится на холме? Как это – "к груди прижимая стены"? Ну, "грудью прижимаясь к стене" – ещё ладно, хотя тоже не особо понятно, но в таком виде... я абсолютно это не представляю... Я уже не говорю про фонику "и.к.груди"... это мелочи относительно смысла...

3.
Ну, хорошо... предположим, что тот "несчастливый" попросил "защиты у храма", человек находится на холме, обратившись к реке, "прижимая к груди стены" монастыря (гибкий человек, однако)... но это ещё не всё...

он увидит кусок синевы вдалеке
и лоскутья небесной пены...


во-первых, "кусок синевы" очень странно воспринимается... не могу даже объяснить почему, но у меня есть резкое отторжение этого образа...
во-вторых, я опять не могу всё это представить – как он стоит, куда он смотрит, почему он видит этот самый "кусок синевы" и т.д.? ... и самое главное – ну и что? Это передача образа благостности?.. Ну, не понимаю я...

4.
И среди облаков в неизвестную даль
поплывет над холодной рекой,
чтобы там обрести неземную печаль
и святой монастырский покой.


И концовку я тоже не могу "перевести" в понятную мне "картинку". Слова красивые, но что они значат – я теряюсь...

И совсем маленькое замечание – во второй части поставлёно "ё" в слове "всё", а буквально парой строкой выше "Все разрушено". Это выглядит странно. Я понимаю, что, скорее всего, вы пошли на поводу правила "ставим лишь там, где возможны разночтения". Не советую. Лучше поставить и в первом случае. Иначе мысль о том, что это "два скреплённых стихотворения, а не одно" только усиливается.

=========================================================

Да уж, по философской поэзии у меня получилось, что есть четыре стихотворения с оценкой 8-9. Похоже в этом жанре борьба будет нешуточная – за каждый балл:)

=========================================================
Опубликовано: 19/12/13, 06:49 | Просмотров: 1925 | Комментариев: 12
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Алексей, вот от Вас точно не спрячешь слабые места...Да, "помощники" вначале были носителями. Хотелось ребёнку рассказать о космосе (что теперь "не круто"), чтобы маленький человек стремился к великому. У меня это первый опыт в таком ооочень сложном деле. В команде никто не пишет детских стихов, поэтому пришлось сражаться "бумажному самолётику"...Спасибо за подробнейший (как всегда) разбор и за конкурс.
АлексейИрреальный  (23/12/13 12:20)    


здравствуйте, Алексей:)
Вы меня идеализируете:) я вот по долгу службы читал все обзоры всех (уже после того, как свой написал... да и я раньше всех написал, кроме Насти)... ну и заметил то, что я многое не заметил:) а другие отметили;)

интересно про носители:) да, есть в этот моменте такая штука, непонятная...

и про "внутреннюю кухню", которую мы не знаем - очень интересно;) как распределялись жанры и т.п.
понятно, значит, у вас в команде такой вариант по детской был:)

а про стихотворение... ну, моя самая любимая фраза - его можно улучшить;) правда, можно... хотя и "космос уже не круто"... трудно тут сказать...
прочитал про листик из книжки под другим обзором... да, и у меня такой идеи не было (принесённый ветром), сразу как-то думаешь про "плохое" - вырвали из книжки, как же так:)

спасибо;)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (23/12/13 14:07)    


Добрый день, Алексей. В принципе, об этом стихотворении всё сказано. Разве только немного о истории создания и о чём же оно всё-таки для автора. Нет, оно нигде не побеждало, как и большинство моих стихов оно имеет разброс от восторга, до полного неприятия. В нём соединились две близкие по времени трагедии, личная и гибель польской делегации, отсюда и про лагеря. Писать в открытую не хотелось, слишком свежо было чужое горе, поэтому полунамёками, штрихами. Вот пожалуй и всё что могу сказать по этому поводу. Спасибо за труд, общение и кто бы что не говорил, большое спасибо.
Михаил_Кульков  (23/12/13 10:49)    


здравствуй, Михаил:)
спасибо за комментарии:)
интересно... вот и я почувствовал, что там как бы "две истории", в том числе и личная...
про гибель польской делегации ничего не слышал или не помню... поэтому мне сложно понять, Михаил...
и спасибо ещё раз за добрые слова:)
кто бы и что не говорил, но мне самому понравилось писать этот обзор... немножко, конечно, было проблематично со временем, но понравилось:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис  (23/12/13 14:02)    


Алексей, я напомню - это гибель высшего польского руководства, при крушении самолёта, когда они и потомки семей летели на место массового расстрела польских офицеров во время ВОВ.
http://trans-life.ru/viewtopic.php?f=48&p=2845&t=13
Михаил_Кульков  (23/12/13 15:10)    


ааа... вспомнил... да, была такая история и не так уж давно... страшная история...
Алексей_Лис  (23/12/13 15:14)    


Спасибо, Алексей smile да, здесь много разных мнений о философичности стиха (5-3)
Андрей_Жихарев  (21/12/13 20:50)    


здравствуйте, Андрей:)
да, в этот раз мнения очень сильно и по многим стихотворениям разделились:) но что поделать, люди разные, вкусы или понимание что хорошо и плохо разное...
в любом случае, это интересно... я вот в других обзорах вычитал такие моменты, которые я упустил (и как я мог их не заметить?!), ну или отметил разницу в оценке одного и того же момента (кому-то нравится, а кому-то совсем нет)... в принципе было только несколько стихотворенией, где мнения всех более-менее совпали (или в позитиве, или в негативе), всего лишь несколько:)
ладно, что-то меня уже понесло... в другую степь...
а Ваше стихотворение мне понравилось:) да, чисто философским я его всё-таки не ощущаю, но само по себе стихотворение такое, что действительно можно "растащить на цитаты":)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (22/12/13 05:11)    


Хорошая вещь разборы! Ведь какая работа проделана!
И на мысли наводит, как подрихтовать моего кота-воспитателя. smile
Хотя, насчёт "учись – стащил котлету" настаиваю на единственном числе, потому что "на зарядку становись!" и "к бою готовсь!" тоже не одному человеку говорят. biggrin
Спасибо, Алексей!
Марина_Старчевская  (21/12/13 14:24)    


здравствуйте, Марина:)
спасибо за комментарии и добрые слова:)
ну, я не спорю по поводу "учись";) просто у меня, как и у Насти, после "лакайте" возник диссонанс... внезапное такое изменение формы... я даже запутался с кем или кому кот говорил - где-то двоим, где-то одному... ну так выглядит:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (22/12/13 05:06)    


Спасибо! Искреннее спасибо, что мой стих понят правильно) tongue
Александра_Юсупова  (21/12/13 13:13)    


спасибо, Александра:) ну вот мне оно (стихотворение) правда понравилось:)
и искренне поздравляю Штурманов с победой:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (21/12/13 13:15)