На каждом уважающем себя литературном сайте обязательно имеется интересная рубрика под названием "Экспериментальная поэзия". Но беда в том, что мало кто толком представляет, что же это такое) Если почитать стихи, которые гордо определяют в эту рубрику, то окажется, что 99% текстов в ней не имеют никакого отношения к экспериментальной поэзии - туда пихается всё, что кажется авторам необычным по форме или смыслу. Чего там только не бывает... для самых непритязательных стихотворцев даже вольные, белые, верлибры - уже эксперименталка. Тонические стихи, особенно если они непредсказуемо разбиты на строки-обрывки, бессвязно-бредовые потоки сознания, тексты со странной логикой и провокационным содержанием, и т.п. - в ту же кучу... Видимо, на основании того, что это ново и необычно для самого автора, а также сильно отличается от привычного квадратно-гнездового формата. В общем, я прихожу к такому выводу: когда автор сам не знает, как назвать свое творение, он определяет его в эту туманную рубрику - с расчетом на то, что и все прочие разбираются в предмете не лучше)) А давайте попробуем немного разобраться.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ, как понятно из ее названия, - это эксперимент в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и др. аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных (в настоящее время) направлений в стихосложении.
Наиболее распространенным видом экспериментальной поэзии является КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ, которая представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами.
Экспериментальные стихи в целом основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, центоны, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, интерактивные тексты и т.п., а также их многочисленные комбинации.
Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО":
Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то
Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.
Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта...
Реальность всё же что-то утаила...
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда...
Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями:
Испытание на прочность…
Расхвалив за непорочность,
Алкоголь засох в бокале…
Каменеют "вертикали",
Отыгравшее фламенко
Результат переоценки -
Непривычное фиаско
Еле дышит, ждёт с опаской:
Тени пляшут за спиною,
Отдохнуть в палящем зное
В поцелуй добавь дурмана -
А при чём тут донна Анна?
Кости сдавлены краш-тестом…
Oбними свою невесту.
Раздвигая горизонты,
Не готовые к афронтам.
Еле пискнуло фальцетом…
Тонкость линии сюжета:
Охладило Донжуана…
Вдруг виною - донна Анна?
Агитируя наутро
И заняться кама-сутрой.
Ранив резвого сатира…
Адресат-то - донна Ира...
СЛОГОВЫЙ АКРОСТИХ (т.е. акростих, в котором ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки) представил Константинс Ефимовс ("Ля минор, нотный акро"):
ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
РЕбус жизни загаданный, вновь
РЕдактирует старые чувства.
ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
СИла воли - ответ безрассудствам.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется СЛОВЕСНЫМ.
Разновидностью акростиха считается АБЕЦЕДАРИЙ (АЛФАВИТНЫЙ СТИХ) - стихотворение, начальные буквы всех слов (или строк) которого составляют алфавитную последовательность. Построчный абецедарий продемонстрировала Лукавая Лизавета (причем как в прямом, так и в обратном алфавитном порядке). Привожу прямой ("Акростих от А до Я"):
А/кростих по алфавиту написать?
Б/укв много! Ох, смогу ли все объять...
В/он их сколько! Растянулись в длинный ряд!
Г/армоничною колонною стоят!
Д/оберусь же до последней буквы я...
Е/сли выдержит фантазия моя!
Ё/-моё! Седьмая строчка - самый смак!
Ж/аль, что мысли превращаются в форшмак!
З/атрещала моя выдумка по швам!
И/ пошла стучать по вашим головам!
К/то успеет подхватить мою игру,
Л/изавете будет явно понутру!
М/ысли тянутся неспешной чередой...
Н/адо брызнуть на лицо святой водой!
О/чень хочется добраться до конца...
П/очему бы не испить глоток винца!
Р/овным почерком уверенно пишу...
С/мысла нет...на уши вешаю лапшу!
Т/олько после я прощенья попрошу,
У/ читателей, которых насмешу!
Ф/иолетовая рифма - невпопад
Х/ромоногая убого встала в ряд!
Ц/елый день меня терзает алфавит..
Ч/епухой теперь мой опус знаменит!
Ш/кольный вспомнился по "русскому" урок
Щ/едры знания давались нам не впрок!
Ъ/ъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъ
Ы/ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
Ь/ьььььььььььььььььььь
Э/то были годы лучшие, друзья!
Ю/ность буйную ни с чем сравнить нельзя!
Я/ доехала до самого конца!!! МолодцА!!!
Если ключевое слово расположено не в начале, а в конце строк, то такое стихотворение называется ТЕЛЕСТИХ, если в середине строк – МЕЗОСТИХ (МЕСОСТИХ). Очень редкое и сложное сочетания акро-, теле- и мезостиха (многократный акростих, или суперакростих) продемонстрировала Виктория Сусанина:
Борец, что на ринге лишь резок и груБ,
Артист, вдохновение льющий с челА,
Лихой скалолаз, что летает меж скаЛ,
А нет, не достал... но смеются устА!
Гей в блестках и перьях, изящен и наГл,
Ансамблем и сольно поют временА,
Нетленной идеей народ обуяН..
модель, что спасает мир пухлостью гуБ,
ученый, что режет лягушек телА,
сантехник по локоть... но все же достаЛ...
ребенок, считающий честно до стА,
герой в форме, гордо вздымающий флаГ,
пылят в поле шины, звенят стременА,
но вновь получается лишь БАЛАГАН!
Если ключевые слова или фразы вписаны в массиве текста не вертикально, а в ином порядке, получается такая разновидность мезостиха, как ЛАБИРИНТ. В примере Михаила Кулькова для удобства прочтения ключевых слов строчки смещены, а слова выделены цветом:
Теорема Тео (Теодоро)
“Сеньор, влюбленный безутешно”
Лопе Де Вега «Собака на сене»
______Когда-то крылья в миг любви открыл
_____И с небесами породнил себя обетом,
___________Но только перья на земле от крыл…
___Сгорел мир грёз, отпел. Зачем теперь об этом?
__________Мне доказать безумием ночей
_________На милую правА, но вот безумство прАва:
___________Закон следит, как миллион очей…
Судить, гноить в тюрьме- вот тех ночей оправа!
___________Тебе «любимый», за глаза «слуга».
__________ Но чей закон от Бога? В том любви заслуга,
__________________Что вечны красотой небес лугА
_______________И в раннем солнце цвет цветка – топаза с луга.
_____Привлечь,обнять, к губам… в огне стихии!
______________________И написать потом тебе о том стихи. И…
Если ключевые буквы в лабиринте не выделены, то получается криптограмма, для расшифровки которой необходимо чтение зигзагом в известной последовательности («нить Ариадны»).
Очень распространенным жанром игровой комбинаторики является БУРИМЕ - сочинение стихов на заданные рифмы.
На конкурсе буриме у Йегреса Вокашу, например, получился такой симпатичный стишок (заданные рифмы подчеркнуты):
Синдром понедельника Понедельник. Будильник. Сигнал на убой?..
Всё штормит. Со вчерашнего качка.
Пел я: «Крутится, вертится шар голубой…»
И допелся - приполз на карачках.
Докурился. А кто предложил конопли,
восклицая, растили недаром!?
Всё плывет… голова, потолок, корабли…
Перегар – изо рта… скипидаром?..
Больше я так страдать не могу, не хочу,
Я устал видеть чёртиков лица!
Нет, последняя рюмка была чересчур…
Вот сейчас бы её – похмелиться!
ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно, возвращающийся) (русское название – перевертень) – слово, стих или фраза, которые можно более-менее осмысленно прочитать как слева направо, так и справа налево.
Ряд коротких палиндромов имеется у Антосыча, например:
Диван и шорох, казак, хороши на вид.
Стихи, состоящие из палиндромов, носят название ПАЛИНДРОМОНЫ. Чистые палиндромоны чрезвычайно редки.
Творение с выраженными палиндромными элементами представил Александр Жолкевский ("Эксперименталка"):
Влип
Тип
«Пит»
Пил
Лил
Пот
Сел
В лес
Лип.
Пел
Стих –
Хит.
Лев –
Кот
Вел
Ток…
Съел.
Правильный построчный палиндромон составил Серж Курдюков:
Палиндромон рифмоплёта А зорька, как роза,*
Атака заката*
Узором к морозу,
А там шабаш мата.
Удал, нежен. Ладу!
А был гневен - глыба*.
АД, я-то от Яда,
Обида -ад, ибо …
О путы! И тупо
Огонь - лоб больного*,
Об Юле не любо.
Алоэ б Эола!
Ад я лишил яда*.
Аз – ум, мадам – Муза.
Атака заката*.
А зуб, о обуза!
Строки, отмеченные звёздочкой, взяты из интернета.
Разновидность палиндрома, в котором прямое прочтение не совпадает с обратным, носит название ОБОРОТЕНЬ.
Строчный оборотень Галины Пиастро можно читать как с первой строки к последней, так и наоборот:
……Инь – это сжатие, движение сверху вниз, женское.
……Ян – это расширение, движение снизу вверх, мужское.
– Это ведьма ли, дьявол вселились в меня, глядя на ночь…
Предвкушая восторг, сердце в бездну стремится, смеясь.
Жаждет плоть: возлетев к небесам, рухнуть навзничь
Сразу с миром словесным почти прерывается связь.
Я в мир жестов вхожу, так знакомый, природно-понятный,
Здесь охотники есть, и пугливая водится дичь.
Здесь веками освоены все камуфляжные пятна.
Зов природы неслышим. Он – тайна. Флюидами клич.
Я глазам прикажу спрятать взгляда разящие жерла.
Не забыть в спешке жажды о маске фривольным губам.
Отыскать, как телесную дань, нужно сладкую жертву
Сладострастным Ваалам – всех язычеств важнейшим богам
Скрыть, на время, свои устремленья за веки-кулисы,
Ведь игра в «кошки-мышки» – она и для взрослых, дружок.
Через кисти ресниц, две сторожкие, хитрые рыси
Свою жертву следят, затаясь, подобравшись в прыжок.
На лицо навожу неподступность загадки-вуали.
Раскачал тесный жар нетерпения пульса батут.
Богу радостных игрищ всегда поклоняясь – Ваалу,
Крохи разума еле сдержали порывы зайти за черту.
И небрежным движеньем, и сухим безразличием позы,
Показалось возможным прикрыть притяженья экстаз.
Королевою ночи, нотой сердца – аромат туберозы
Наготу вспышки страсти защитил от назойливых глаз.
Среди тесной толпы для нас очертилось пространство.
Взгляд направил на взгляд прицельный оптический ромб,
Нас, два сгустка страстей, в почти лихорадочном трансе
Накрывает одною воронкой развихренный тромб.
Сам – слегка грубоват, но костюм хоть куда: от Версаче.
Есть немного от зверя…, ещё не приручен и дик…,
Как сомнамбула движешься? Всё. Ты попался, красавчик.
– Ну, иди ж на зов вечный, зов буйный природы, иди…
…………………………………………………………..
………………Сбегает вниз, где ян, ища, флиртуя, инь.
………………Ян, на призывы, – вверх, туда, где инь. Аминь!
АНАГРАММА – слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста.
Многочисленные анаграммы представлены в детских загадках у Антосыча, например:
Анаграмму к слову "МАСЛО"
Мы искали не напрасно,
Пять секунд, и все дела -
Это липкая... [СМОЛА]
Анаграммоподобную природу часто имеет КАЛАМБУР – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового (а у омонимов - и графического) сходства слов или словосочетаний с разным значением. Пример - снова из детских загадок Антосыча:
Заржавел железный бур,
И теперь он цветом...[бур]
Каламбуры часто являются скороговорками, поскольку в них ярко выражены аллитерации. СКОРОГОВОРКА – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы. Известный всем классический пример каламбура-скороговорки – "На дворе трава, на траве дрова".
Не особо вникая в терминологию, я когда-то написал пару скороговоркоподобных языколомалок, вот одна из них:
Порядок жизни так несовершенен,
Незавершенностью страшит со всех сторон…
Но вдруг от наших неожиданных свершений
Вершиной совершенства станет он?
Более удачные, на мой взгляд, скороговорки имеются у Аделы Василой здесь.
Вот одна из них:
Про липку
Листья липкие у липки -
Клей стянули у улитки,
Ливень смыл тот клей с улыбкой...
Липка мыта, ливень – липкий!
Оригинальным анаграммоподобным опытом комбинаторного стихосложения является также ВСТРОЙ. Обыкновенно это одностишие или двустишие, иначе говоря, небольшой стих, в котором части строк (слов) образуют отдельное слово или фразу. Это явление, например, продемонстрировала Виктория Дворецкая ("Иногда не плачу"):
ОДИНОЧЕСТВО – ОДИноких НОчей пророЧЕСТВО.
Гораздо более масштабно продемонстрирован встрой у Чайка Андреева
(встроенный текст выделен графически):
водо пой, а воду пей
перестрелка не указ для карнавала: когти спрячь!
удача самураев забивает льстиво-
смятый мяч.
меч превращает в сито быдло
кувырком.
ты сказала: принеси мне лилипута в дом. царь на почте получил гробы
для черни. зрел аборт за гаражами, а кости на жаре доел.
на развилке открывалось чтенье
строчек и слогов.
грибовидная туманность онемела
от рожающих богов.
Если вытащить из этого большого стихотворения маленькое встроенное, оно будет таким:
[стрелка указала,
когда часам разбиться,
чтобы у вокзала
не синели лица,
а чтобы чернела
от загара кожа,
развивалось тело
и умнела рожа]
Еще одним впечатляющим анаграммическим опытом поделился Оскар Боэций:
прести-дижи-та-тор. бред 13 И персть, и раж, и жита рост
Перетирают сеть.
Иди же ора-жора от,
Пора артисту петь.
А сита дрожь – просеет сор,
Средь рож таи протест.
Да режь престижа-стажа торт.
Ржа старит перстень – ест.
Жест дирижёра – жарит степ –
Дрожит портрета топь.
Тираж и дети, спорт и реп.
ПарИть? Претить? Пороть?
И ритор-страж, и ряжа стать –
Под пресс иди – в простор.
Стриж стар. И реже, реже страсть –
Рвёт сети рыжий Тор*.
________
*Тор - в скандинавской мифологии один из богов-асов, бог неба, повелитель грома и бури, бог войны…
Слова в этом стихотворении составлены из букв слова "Престидижитатор".
Такие стихотворения, полностью составленные из букв какого-либо слова или фразы, называются АНАГРИФАМИ.
БРАХИКОЛОН (греч. "брахис" – короткий, "колон" – член; здесь: стих, строка) – стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова, т.е. это односложный метр, в котором все слоги ударные.
В качестве образца можно продемонстрировать продукт моего бредового эксперимента (в нем же присутствует и максимально прочувствованная оценка сего жанра)):
Миг -
как
час…
Дик
мрак
фраз.
Лёд
слов -
Взрыв.
Льет
кровь
рифм
сквозь
муть
букв…
Злость…
Суть -
глюк.
Лей,
мерь,
хмурь…
Сей
метр -
ДУРЬ!!!
ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. Также подобные тексты (в т.ч. прозаические) могут иметь общее название "эквиинициальные":
Осенние отточия Однажды он опомнится, очнётся, остановится,
Оставив омут офиса, отправится один
Отлистывать окраины, обочины, околицы -
Отыскивать отдушину, отсчёт опередив
Охранными заклятьями, отмычками оконными.
Однако, обнаружится обрыв онлайн-оков –
От опустевших отмелей, осокой оплетённые
Отчаются отчаливать обрывки облаков.
Окрестные орнаменты осыплются осколками:
Оливковый… оранжевый… огнисто-золотой…
Оттенки охры… отблески оплавленного олова –
Обидно оцарапают обманной остротой.
Обыденность окажется обширней одиночества -
Откуда ж ощутимая опасность опоздать?
…………отточия…………отточия…………осенние отточия
Оффлайн ответ отсутствует…………опять………… опять…………опять!
Великолепный опыт в этом жанре представила Хейти - тавтограмму, составленную по законам дротткветта (одного из видов скальдической поэзии). Описывать эти законы здесь не буду, они сложны, если интересно - спрашивайте в рецензиях.
Вот вам, вредным, виса!!! Вору волчьей воли,
Волги ветру верить?
Вряд ли враль вокальный-
Вражьи "Висты" виснут!!!
Вентиль в вену - вредно...
Ведьму вяжет важно
Вили вирта.
Вирус,
Видимо, вколдован.
ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – стихотворение, в котором полностью отсутствует один или несколько звуков (букв). Это не редкость, более того – часто и сами авторы не подозревают, что сотворили, оказывается, в одном из экспериментальных жанров. Например, в стихотворении Ольги Анисимовой "Четки" отсутствуют буквы г, ж, ф, х, ц:
Чётко часы чеканят чечётку.
Чушь отчищают чёрные чётки.
Чья-то чекА "чёт" и "нЕчет" считала:
очередь честная - прочерк - в начало...
Частые частности - бич человека.
Вечность - не счёт по оплаченным чекам.
Чуять черту - чрезвычайные чары?..
Чист чаепития час под чинарой.
Одна из самых сложных разновидностей липограммы – МОНОВОКАЛИЗМ (УНИВОКАЛИЗМ), вид ГИПЕРЛИПОГРАММЫ. В таких стихах отсутствуют все гласные буквы, кроме одной. Например, гиперлипограмма Светланы Алексеевой (Братиславы) на Ё (да еще и в виде мономакра – стихотворного метра, образованного только ударными слогами (т.е односложными словами)):
Ё-счёт Счёт спёрт?
Штё?
Врёшь, чёрт!
В нём всё:
взлёт звёзд,
шёлк грёз,
лёд слёз,
трёп жён,
рёв тёщ,
зёв Стёп,
мёд пчёл,
схлёст сёл,
скрёб свёрл...
Чьё Ё?
Счёт ждёт, мсьё!
Пьём с трёх!
Адьё!
Гиперлипограмма, в которой присутствует только один согласный звук (буква), называется МОНОКОНСАНТИЗМ. У Братиславы такой тоже нашелся:
Июльский вечер Эол лелеял лилии,
У ила ял юлил,
Июль аи аллее лил
И аллилуйю лил.
А Сергей Мордвинцев посвятил Казимиру Малевичу, похоже, абсолютную гиперлипограмму, в которой отсутствуют ВСЕ буквы/звуки)))))))))
Вот она:))))
Также есть мнение отнести творение Сергея к пиктограммам – и полагаю, одно другому не мешает)))
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой (АААА…), т.е. стих одной рифмы. Это несложный образец экспериментальной поэзии, который встречается довольно часто.
Монорим мы наблюдали на конкурсе у Алексы Пожарской (ссылка на рецензию, само произведение уже удалено):
До утра не спит в слезинках,
Уголочком вверх бровинка.
Речь смущённая, с запинкой,
Скромный взор – краса глубинки.
Тишь садовая тропинки:
Каблучком стучат ботинки.
Вопросительно малинки
Шею гнут. Звенят росинки.
Вкруг беседки – три осинки.
Торопливость фраз! Искринки!
Приладоненность. Заминка.
Шёпот губ: «Отдай травинку…»
Замелькает зеленинка.
В междыханьи тают льдинки.
Опрокинута корзинка,
Где для виду – горсть рябинки.
Глаз прелестных шелковинки,
Ласки пальцев паутинкой.
Догорает страсть-лучинка…
«Мне пора, моя Мальвинка!»
Удаляются ботинки.
Улыбаются малинки.
И накинув пелеринку,
Вновь спешит домой с корзинкой.
Гордо рдеют три рябинки,
милую картинку.
Удивляясь, что Мальвинка
До утра не спит в слезинках…
ПАНТОРИМ (от греч. "пант" – корень слова, "пас" – весь, и франц. rime – рифма или греч. "пантотен" – повсюду, "рит(ф)мос" – ритм, размерность) – стихотворение или часть стихотворения, в котором все (или почти все) слова рифмуются между собой. Панторим встречается очень редко, и еще реже бывают достаточно осмысленными и связными.
...Конем заржал «дворовый мальчик». Он — шалун!
Окном зажал здоровый пальчик слон-шатун...
Пейзаж сбежавших дней храни как миллион!
Пей за спешащих пней, храпи, хамелеон...
На лоне «отвори калитку», я спешу!
На склоне отвари улитку, яр спишу...
Тут «ключ фантазии иссяк», не бьет фонтан!
Трут плющ; фан Азии, босяк, не шьет кафтан...
Сморкались «хливкие шорьки», как зелюки!
Варкались хлипкие хорьки, как земляки...
«Курдячит бокра штеко куздра»! Вроде так?
Курд дьячит? Бок ромштекса? Пудра? В оде — брак!»
Продвину пару заморочек. А творя,
мордвину впарю... юморочек! Автор — я...
Весной играл гормон не брошенных костей!
Вез Ной и крал мормон непрошенных гостей...
Почти идеальный панторим, да еще и почти тавтограмму, продемонстрировал Гала Цзы Глюк ("борозда. бред 33"):
Будто был туз.
Будда – бутуз.
Бампер багров.
Банда багров.
Больно, боец?
Бойня быдлец.
Бред ли, быльё?
Бриджи, бельё,
Белый батист.
Блеф ли блиц лиц?
Бивня близнец –
Библий багрец.
Брат мой – буян.
Бритвой – баян!
Бойкий божбой.
Блоки – башкой.
Будто был туз.
Будда – бутуз.
Больно бредова
Бойня берцова!
КРИПТА (греч. "криптос" – скрытый) (строфический дизевгматон) – это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру (паузу) и внутреннюю рифму, в связи с чем его можно читать как справа налево, так и сверху вниз, причем смысл при разных способах прочтения может быть совершенно разным.
Вот красивый образец крипты, составленной Рыцарем Королевской Крови ("Двое"):
/правило прочтения: сначала читаются отдельно левые полустишия, потом правые, а затем все вместе/ Не буду я с тобой.......игрушкой новомодной,
Ты даже не зови,........как зимняя гроза.
Тебе ли быть со мной....надменной и холодной,
В объятиях любви........глядишь в мои глаза.
Пусть разум одарён......неведомым обрядом
Любовною рекой,.........разлит в бокал коньяк
Я буду упоён............твоим медовым ядом
Таинственной красой.....повержен будет всяк.
Душа моя ликуй!.........Как будто бы во снах,
Дарует грешным власть...прозрачная улыбка,
Горячий поцелуй.........застынет на губах,
Усиливая страсть........так призрачно и зыбко.
В объятья завлечён......найдя себе покой,
Судьбинушкой лихой,.....под звук весёлых песен,
Я буду обручён..........вовеки пред тобой
С красавицей иной.......пусть будет мир так пресен.
СЛОВЕСНЫЙ МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ – текст, который можно читать как и в обычно порядке - по строкам, так и по столбцам: сначала все первые слова, затем все вторые и так далее. «Горизонтальные» стихи могут быть тождественны «вертикальным», как было в случае буквенных квадратов, а могут и отличаться от них, сохраняя только общий смысл текста.
Образец тождественного словесного квадрата был составлен Алексой Пожарской в ходе одного из конкурсов на Раёшнике:
А ночью_______под лунной____рекою_________танцует_______воздушно_____мой Лемминг!
Под лунной____сонаты________звучанье______изящно________кружись и ___вальсируй.
Рекою_________звучанье______наполнит,_____он с Дамой____обнявшись____красиво,
Танцует_______изящно _______он с Дамой.___Миг страсти___изведай______под звуки,
Воздушно______кружись и,____обнявшись,____изведай_______забвенья ____ночного
Мой Лемминг___вальсируй_____красиво_______под звуки_____ночного _____мотива!
ЛОГОГРИФ (от греч. "слово + сеть") – фраза или стих, основанные на построчном убывании начальных звуков. Идеальный логогриф представила Ольга Анисимова ("Бредовое словоблудие - 2"):
Усталая
стала я.
Талая.
Алая.
Лая?
А?.. Я?..
Я.
РОПАЛОН (РОПАЛИК, РОПАЛИЧЕСКИЙ СТИХ) – стихотворение, представляющее собой последовательность постепенно увеличивающихся или уменьшающихся элементов: последовательность слов с растущим или убывающим количеством букв в словах, последовательность стихотворных строк из слов с растущим числом слогов, и т.д. Буквенный ропалон попытался из интереса составить я сам, и это дело оказалось не менее муторным, чем брахиколонить (разумеется, если пытаться сохранить хоть какой-то смысл):
Нет меры спору - мнения расхожи.
Нас злое пламя чувств жестоко обжигает…
Кто даст совет, агонию умножив -
Как жить, покой друзей всерьез оберегая?
Гораздо масштабнее выглядит слоговый ропалон Галины Пиастро:
ЦЕНТОН - это стихотворение, полностью составленное из строк стихотворений других авторов (как правило, известных - т. к. желательно, чтобы строки были узнаваемы). Главная задача - объединить строки разных стихотворений так, чтобы сохранить единый ритм, рифмовку и придать произведению смысловое единство и целостность.
*Память о солнце в сердце слабеет,
липнет к окошку чёрная гать.
Ветер снежинками ранними веет.
Листьям последним шуршать...
Мыслям последним томиться...
Мысль убивающий страх,
камни запрятав, таится,
голову держит в тисках.
Несколько слов поневоле
всё повторяешь подряд...
Место, побитое молью,
меркнет, устало горя.
Гаснут в минутном покое
длинные тени вдали,
в жёлтом и красном - на что ей? -
дикие вьются хмели.
Вьются седые туманы,
с чёрною дрожью плывут...
Осень... На что ей? - в стаканах
холодно розы цветут.*
ПОЛУСЛОВНИК (термин Т. Скоренко) – это стихотворение, слова в котором не полные, а оборванные, но при этом сохраняется как суть стихотворения, так и его технические параметры, такие, как рифма и размер.
Единственный пример полусловника, однажды "вживую" попадавшегося мне на глаза – это образчик экстремально глючной поэзии автора Дэвида Копперфилда)) Не знаю, насколько полно в нем сохранена суть)), однако, это творение однозначно можно отнести к данному жанру:
простейшая лю Я не лю тя.
Или лю?
Лю, мож, сбя?
А как разлю?
Боль терп му!
Забей на гру!
Сон без те
Меня не гре.
Жо в огне,
А пря на пне.
Оч хре без
Нам дру-дру пе!
Ты прильпе, прильпе, прильпе...
Вон, гля, как лю мо я те...
СЛОВОНОВШЕСТВО (СЛОВОТВОРЧЕСТВО) – словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего какому-то явлению, понятию, ощущению. Новообразованные слова подчиняются законам языка (в смысле, например, построения фраз, характерного или допустимого сочетания букв в словах и т.п.), и смысл их вполне может быть понятен непосвященным.
В качестве образца можно представить стихотворение Алексея Абашина "Му-мука":
Юнпас му-муков геть на траворост,
воздухосвистнув хлоподлиноплетью.
Ку-кар дал ор, вскрымавшись на дворпост.
Утрялось. Вёдродень жил в зноелетье.
И косотравы – стародругари –
словоцепляясь тропали к водтечи.
А шавкобрёх злопёсоговорил,
бегучелая косотравам встречно.
***
Юнпас на траворосте дудковал.
Мыслюче тавтологил нотофразу.
Му-мука Зорька мукала слова,
зыряя на юнпаса доброглазо…
Здесь использован прием контаминации (соединение частей слов), при этом получаются новые складные слова - бленды.
ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Например, многоуважаемый Гала Цзы Глюк глубоко философично решил построить стихотворение в форме двух половинок отливной формы для коловорота (оно так и называется – "коловорот"):
клевала курица змею
свинья за ними наблюдала
квадрат земли* катился в небо
а небо утыкалось в землю плугом
окно иконы в инока вперялось оком
пока сам инок в облаках витал молитвой
на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
зарёю правили бореи*** звёздные врата
втиралось око в пустоту созвездий
за плугом небо бурой полосой
земли катилось под ворота
... ... ... ... ... ... ...
за плугом небо бурой полосой
втиралось оком в пустоту созвездий
зарёю правили бореи*** звёздные врата
на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
пока сам инок в облаках витал молитвой
окно иконы в инока вперялось оком
а небо утыкалось в землю плугом
квадрат земли* катился в небо
свинья за ними наблюдала
клевала курица змею
_______________________
*У китайцев квадрат - неподвижная Земля в соединении с вращающимся кругом Небес.
**Возраст пирамид на Кольском полуострове составляет не менее 9000 лет, а это значит, что они в два раза старше египетских.
***Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари).
У Аделы Василой фигурное стихотворение "Свободна я" написано в форме летящей птицы, что очень выразительно связывает форму и содержание:
Фигурные стихи - один из жанров т.н. ВИЗУАЛЬНОЙ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ) ПОЭЗИИ, для которой характерно совмещение смысла текста с изображением, формируемым особым образом расположенными текстовыми элементами.
В свою очередь, визуальная поэзия является одним из направлений КОНКРЕТНОЙ ПОЭЗИИ, основная идея которой - сопровождение словесного ряда сенсорно воспринимаемым, конкретным рядом (визуальным, звуковым, тактильным). Конкретная поэзия основана на приемах иконической номинации - построении формы слова, фразы, текста и др. таким образом, чтобы эта форма отражала какие-то конкретные свойства объекта, описываемого этим словом, фразой или текстом. Типичными простейшими примерами могут служить пиктограммы, иероглифы, калиграммы (картинки из букв, слов, фраз), орнаментальная вязь из букв, буквицы, вензеля и т.п... кстати, смайлы - из этой же области ;-))
Конкретная поэзия очень разнообразна, и ее образцы часто уникальны и бывают довольно странны для восприятия.
В качестве примера могу привести творение Чайка Андреева, не так давно вызвавшее бурные недоумения на одном из конкурсов ПКП)):
Tabлица (нажимаем Tab = меняем лица)
Еще один образец конкретной поэзии - т.н. ЗМЕИНЫЙ (СЕРПАНТИННЫЙ) СТИХ - стихотворение, в котором смежные строки имеют общие элементы, не повторяющиеся при записи:
Змеиный стих - разновидность СИНТЕТОНА - текста, основанного на соединении нескольких слов (фраз) общими элементами. Самый привычный пример синтетона - кроссворд)
В общем, я бы выразился, что конкретную поэзию нужно не столько читать (иногда это совершенно бесполезно и даже невозможно), сколько рассматривать/прослушивать/осязать... (все вместе или по отдельности)) При этом интенсивно эксплуатируя мозг)))
На этом обзор экспериментов пока закончу, но буду рад дополнениям (особенно живым примерам, демонстрирующим не представленные здесь виды экспериментальной поэзии), а также любым отзывам, предложениям, возражениям и обсуждениям. Тем более что тема очень обширная, и с достаточной подробностью углубиться в каждый жанр в пределах одной статьи затруднительно) Но это при желании можно попробовать сделать в рецензиях. Спасибо за внимание)
---
Обзор составлен в основном по результатам Конкурса экспериментальной поэзии, проводившегося Первым Конкурсным Проектом в июле 2008 года. Впоследствии обзор дополнен примерами, найденными на сайтах Графоманов.нет и Литсеть.ру.
Глубокоуважаемый Алекс Ф.! Неделю назад, случайно узнав о Вашем обзоре «Экспериментальная поэзия» от глубокоуважаемой Галины П., я провел несколько хороших часов своей жизни за его изучением. Чтобы получить возможность разместить здесь этот комментарий, успешно зарегистировался на Портале. И теперь я (Семен Г.) рефлектирую на Ваше неосторожное приглашение: «Буду рад дополнениям (особенно живым примерам, демонстрирующим не представленные здесь виды экспериментальной поэзии), а также любым отзывам, предложениям, возражениям и обсуждениям». Беря экспериментального быка за рога, прошу Вас ознакомиться с новыми твердыми поэтическими формами — губниль и губнель — моего изобретения. Они теоретически (юмористически) описаны и снабжены «живыми примерами» в измышлении «К теории стихосложения и стихоумножения». //litset.ru/publ/6-1-0-53872 Ну и чтобы всякой твари (в обзоре) было по паре, прилагаю ссылку на мой монорим «Первые 50 лет неодиночества», с идеально ровной нарезкой «сыра с колбасами»: строго 8 строк на каждое десятилетие. //litset.ru/publ/19-1-0-53873 Для начала общения, (мною) сказано, надеюсь, достаточно?
Здравствуйте) Приятно, что вас привела на сайт моя статья) К сожалению, ваш пример монорима таковым, по сути, не является, поскольку построен на гомеотелевтах, а рифм там гораздо больше, чем одна) Что касается ваших новаторских форм, то мне требуется некоторое время, чтобы изучить новое явление и, возможно, проникнуться) Спасибо за то, что отозвались на мое приглашение))
Глубокоуважаемый Алекс Ф.! Спасибо, что откликнулись. 1. На основе Вашего разъяснения в стихотворении «Первые 50 лет неодиночества» меняю подзаголовок — (извлечения из субъективной летописи полустолетия, построенные на творительнопадежных гомеотелевтах) 2. Нередко я грешу постановкой (перед собой!) необычных (странных, нелепых, абсурдных и проч.) литературных задач, которые потом пытаюсь решать. Как итог их решения, иногда появляются «монстры», которые тяготеют к тому или иному виду экспериментальной поэзии, но, видимо, не являются «чистыми» представителями вида. Не исключено, что некоторые типы необычных задач можно поставить в соответствие видам экспериментальной поэзии. Рискну обозначить четыре: «рекорд», «состязание» (с великими мастерами слова), «тест» (например, на литературную зрелость) и «лингводудос» (термин глубокоуважаемого Виктора П.). Постепенно каждый из перечисленных мертвых (схоластических) видов «оживлю» веселыми примерами. А сейчас выложу на Ваше классификационное блюдо нижеследующую сладкую парочку: 1) «Взвывали телеса, взмывая в небеса» (после моей промашки с моноримом осторожно обозначу сие... «монстр-панторим»); //litset.ru/publ/14-1-0-53889 2) «Десятистопочное анафонарное проздравление» (рекорд). //litset.ru/publ/14-1-0-53890 Прошу Вас потыкать в эти измышления теоретической вилочкой. Экспериментальный поэтический покой нам только снится?.. :)
Да, панторим у вас замысловатый)) можно будет взять часть как образец) А вот анапест не десятистопный, а неравностопный, 2-8 (вы же разделили строки и зарифмовали обе части) И я не думаю, что только на основании большого размера и наличии анафор можно отнести его к экспериментальной поэзии)
Глубокоуважаемый Алекс Ф.! Спасибо, что повторно откликнулись. Это оставляет мне этическую лазейку: продолжить гнать (гнуть) свою экспериментально-юмористическую линию. 1. «Взвывающим телесам» приятно, что та или иная часть их может оказаться образцом чего-либо. (Когда они узнали о Вашем замечательном намерении, то чуть не «взмыли в небеса»; но я их временно удержал... до реализации.) Однако не взятые части могут завидовать взятым, и хотя великий Александр П. в своей записной книжке отметил, что «зависть — сестра соревнования, следственно хорошего роду», гуманнее взять все части телес без разбору. Но автору обзора, конечно же, виднее. :) 2. Десятистопные «проздравления», склепанные под некий новогодний конкурс, существуют и в равностопном безанафорном виде — «Восьмистопочные откровения». Однако обращаю Ваше внимание на существенную разницу между «большим размером» (чего-либо) и намеренно большим размером (того же самого), претендующим на поэтический рекорд. И тут я плавно перехожу к последнему. 3. Моя (новаторская?) мысль заключается в том, что «рекорд» может стать классификационным признаком — родом (семейством, классом, группой, отрядом... — лучше всех в этом разбирается глубокоуважаемый Карл Л.) в универсальном множестве «Экспериментальная поэзия». Ведь если автор (человек ли, компьютер ли, ха-ха), ставит перед собой задачу установить поэтический рекорд, он явно экспериментирует. Замечу, что, во-первых, рекордная попытка может быть нацелена не только на банальное рекордное количество строк (или слов) в стихотворении (или стоп в строке — как не совсем банально у меня), но и на другие объекты поэтического внимания. А во-вторых, рекордист целит не только в максимум, но и в минимум... Из теоретических эмпиреев срочно бухаюсь в болото примеров собственного изготовления.
1) «Рекордные стихотворения с поэтической метрикой Х-2-1-1» (рекордная минималистика); //litset.ru/publ/14-1-0-53904 2) «Омонимный рассказ об одном известном человеке» (рекордный монстр-каламбур, завистливо сочиненный под влиянием обзорного примера — детской загадки Антосыча); //litset.ru/publ/14-1-0-53903
3) «Лимеричным умом Украину понять?» (рекордная коллекция из 55 лимериков о людях и городах некой страны); 4) «Человек играющий, человек едящий» (рекордное описание 10 игр и 22 блюд; сочинено без малейшей зависти под влиянием строфы Осипа М.: «В таверне воровская шайка Всю ночь играла в домино. Пришла с яичницей хозяйка, Монахи выпили вино».); 5) «Все смешалось в доме Вронских» (рекордный 100-балльный тест на литературную зрелость читателя). В заключение привожу крохотное извлечение из моего прозаического измышления «Феномен Пи».
«Теперь озаботимся тем, чтобы самим запомнить хотя бы с десяток первых цифр числа Пи, чтобы в компании выдающихся азиатов или славянских дошкольников-интеллектуалов не выглядеть совсем глупым. А поможет нам в этом деле, конечно же, поэзия. Лирико-мнемоническая поэзия! Начнем с чужого (школьного, классического): «Это я знаю и помню прекрасно: Пи многие знаки мне лишни, напрасны». (3,14159265358) А теперь свое — пенсионное, неоклассическое! Сперва, по нелепой традиции, лирическое. Как я хочу в лучах резвиться... Да, солнце манит нас порой Весеннею, восточною синицей. Влетевший дух на дар съестной. (3,141592653589793238) Далее в стиле ярмарочного райка, с излюбленной примесью бреда и черного юморка (для наилучшего запоминания). Кто и Ваню и Петра Застрелил из топора? «Крыса, тля, бычок томатный», — Догадался сапиенс лохматый. Методично бил по лбу блондина — Урок каратэ он провел сыну. (3,14159265358979323846264)»
Так чтО: принимаем «рекорды» в экспериментальную поэзию? :)
P. S. Количество знаков (с неизбежными пробелами) в этом моем «комментарии» к обзорной статье тоже является рекордным. :)
Часть панторима я взял в статью) весь - думаю, не стоит, для образца достаточно)) Образец пи-стихов - тоже возьму, я таких еще не встречал)) это классика экспериментальной поэзии, да) А вот насчет отнесения рекордов к таковой - я вашу точку зрения не разделяю) Спасибо)
Глубокоуважаемая Логиня! Благодарю Вас за внимательное прочтение. Почти без преувеличения информирую: почти больше всего на свете я люблю исправлять свои крупные литературные ошибки и мелкие помарки того же типа. :) Тщательный анализ указанных Вами строфы, строк и стопы навел меня на мысль, что «помарка» таится в родительно-дательном падеже ромштекса. По этому аспекту сообщаю, что, сочинительствуя, автор выбирал между орфографически безупречным «бифштексА» и, предположительно, более комичным «ромштексУ». Да, грамматика превыше всего, а «я тверже грамматики», и поэтому Иван мнет бок ПетрА (ромштекса), а не ПетрУ (ромштексу). (Между прочим, если этот ромштекс не исправится, а его... закажу!) Хуже другое: более пятидесяти лет я шел по жизни с неправильным ударением в глаголе «ячит». Увы, правильное «ячИт» портит ритм... И очень хорошо делает — я провел не худший час жизни в творческих муках (поиске). После изрядного отсева осталось такое:
«Курдячит бокра штеко куздра»! Вроде так? Курд дьячит? Бок ромштекса? Пудра... В оде — брак!
Я подожду недельку, и если у Вас не будет замечаний, попрошу глубокоуважаемого Алекса Ф. (мое очередное письмо ему в работе) внести исправление в текст статьи. :)
Глубокоуважаемый Алекс Ф.! Извините за длительное молчание. Причина уважительная — обдумывал Ваш третий ответ. И пришел к такому выводу... Но прежде чем я его приведу, спешу поблагодарить Вас за прекрасное пи-намерение от имен «застреленных из топора» пи-Ивана и пи-Петра. Любопытно, в каком экспериментальном департаменте они будут служить? И когда приступят к службе? :) А незабытый вывод таков: надобно оставаться в (предначертанных) рамках устоявшихся экспериментальных видов. Остаюсь (с легким сердцем). И сразу же перебрасываю в НЕ экспериментальный угол пару десятков текстов-претендентов на включение в Ваш обзор. После тщательного осмотра своих сусеков еще кое-что выбрал. Очень Вас прошу еще разок напрячься. Баллов у меня мало, поэтому собираю всех претендентов под одну крышу — «Экспериментируя с Поэзией и не забывая о Юморе». //litset.ru/publ/14-1-0-53995 P. S. Томятся в жуткой неопределенности: 1) губнили-губнели («К теории стихосложения и стихоумножения»); 2) 15-кратный каламбур («Омонимный рассказ об одном известном человеке», между прочим — философе). N. B. Если глубокоуважаемая Логиня за неделю не найдет помарок в моем исправлении, я буду просить Вас внести соответствующее изменение в текст обзора (раздел «Панторим»).
Тщательный анализ указанных Вами строфы, строк и стопы навел меня на мысль, что «помарка» таится в родительно-дательном падеже ромштекса. По этому аспекту сообщаю, что, сочинительствуя, автор выбирал между орфографически безупречным «бифштексА» и, предположительно, более комичным «ромштексУ». Да, грамматика превыше всего, а «я тверже грамматики», и поэтому Иван мнет бок ПетрА (ромштекса), а не ПетрУ (ромштексу). (Между прочим, если этот ромштекс не исправится, а его... закажу!)
Да нет, я имела в виду не грамматику, а нерифмующиеся четвёртые стопы, снижающие образцовость панторима:
Спасибо, глубокоуважаемая «мимопроходящая» Анна! Для повышения образцовости панторима выбираю: «Курдячит бокра штеко куздра»! Вроде так? Курд дьячит? Бок ромштекса? Пудра? В оде — брак!» Глубокоуважаемому Алексу Ф. остается сие «только скопировать». :) И Вам, Анна, всего наилучшего (в том числе, знакомства с полным текстом моего панторима; да и с другими — не образцовыми, но веселыми — измышлениями тоже).
Глубокоуважаемый Алекс Ф.! И исправленный «курд» (тот, который отныне и навсегда «дьячит» в панториме), и «застреленные из топора» Иван и Петр (из Пи-стиха) выражают Вам общее чувство их глубокой удовлетворенности. А вот у Семена Г. «пока неоднозначное впечатление». Ведь и панторим, и Пи-стихи, и идеально каламбурный «Омонимный рассказ об одном известном человеке» — это, так сказать, побочные продукты его мозговой юмористической деятельности. Главное же... Семен Г. ведь надеется каким-то боком пропихнуть свои ИЗЫСКАННЫЕ ГУБНЕЛИ в Большой Литературный Словарь имени Дж. Джойса, и слово поддержки (признания!) известного эксперта в области экспериментальной поэзии значит для него очень много. Но есть в последней фразе Вашего отклика и обнадеживающее! «Пока»!! То есть можно надеяться, что еще в 2019-м году Ваши «впечатления» перерастут в какую-то убежденность и соответствующие ей аргументы (против и/или за)? Обязуюсь радостно согласиться с «за» и не оспаривать (спокойно снести) «против». :))
Глубокоуважаемый Алекс Фо! Благодарю Вас за симпатичное общение на всех «площадках».
В полном соответствии с Вашим советом «все же больше упирать на экспериментальную поэзию - там хотя бы требования к форме несколько смягчают требования к содержанию)», хочу завершить 2019-й год на высокой экспериментальной ноте. И напоследок озадачить Вас (на весь 2020-й год) двумя такими-сякими ропалончиками.
Я бы мог ради славы земной марсиан покорить ропалоном (полулингводудосный рекордный буквенный ропалон с использованием 20 терминов экспериментальной и прочей поэзии)
______________ Я бы мог ради шутки простой... ______________ (Семен Г., «Мои возможности»)
Я бы мог ради рифмы крутой наплести — камнепад монополий. Я не Бог — выше крыши жаргон. Рецидив — листопад амфиболий. Я ли жег кожу стилю, центон сгоряча оскорбил ропалоном? Я же жох: одой хохме назвал афоризм, лабиринт — Аполлоном...
А ты рад юмор мысли понять, лимерик прочитав оптимиста? А вы сад рано сдали камням, ПиСтихи — логогриф пародиста? А он, гад, ямба слоги крушил топором, насмешив санаторий. А мы год били прозу стопой — упросил телестих мораторий.
Э... им пир эрос ласки сорвал, устыдив моностих оборванца. Э... их мир эпос маски собрал, остудив мезостих африканца. Э... та фря, темы клеем скрепя, продала простаку анаграммы. Э... да, зря Клио, зубом скрипя, предала костерку эпиграммы.
О, ад сна! Вены мозга взорви, подними каламбур одеяльный. О, яд спа! Гены Босха взмоли, подмани синтетон идеальный. О, ню тел! Годы краха... Грустя, разобью акростих надоевший. О, мю дел! Горы праха... Хрустя, разовью... панторим — недоевший!!
Спасибо, но образцы ропалонов уже имеются, гораздо более осмысленные и качественные) Кстати, амфиболия в русском языке имеет ударение на предпоследнем слоге) Всего доброго)
Глубокоуважаемый Алекс Фо! Извините за задержку ответа. (Месяц читал в ПЕН-клубе курс лекций по экспериментальной поэзии собственного изготовления — «Рекорд как цель поэтического эксперимента».) Спасибо за верно указанное ударение. Есть на белом свете такой стилистический прием — анаколуф. Вы не хуже меня знаете, что он применяется «для придания характерности речи». Для намека на «характерность речи» ЛГ во вторую строку моего РЕКОРДНОГО — не в обиду другим сказано — ропалона вставлено словечко «жаргон». (Почему-то вспомнился хороший оратор времен гласности Михаил Сергеевич Г., который своеобразно расставлял ударения в некоторых словах, что не помешало ему остаться в памяти миллионов.) Так или иначе, готовлю исправление: Я не Бог — выше крыши жаргон. Рецидив — листопад амфибОлий.
Алекс. Опять перечитала Ваш огромно-прекрасный труд - пособие, что надо! Весьма и очень благодарна, что мои два стишка (стих-оборотень и ропалон-панторим) теперь увековечены. Почему-то вспомнила скульптуру великого Крылова (авт. Клодт) в Летнем саду С-Пб: сидит могучий человек, а на постаменте герои-зверюшки... Себя признала то ли овцой, то ли вороной...
Объем большой, а лобик маленький, всё не влезает Словно ленту старого телеграфного аппарата из одного уха в другое пропустили. После фигурных стихов, наступил полный ступор. Ну, и ладно.
Синтез жанров - это сейчас модно))) Вот вы попробуйте совместить поэзию, например, с животноводством! После подобного фигурные стихи покажутся детским садом))))
ЦИТАТА - Вот вы попробуйте совместить поэзию, например, с животноводством! ПОЛУЧИТСЯ стих про зверика Модно еще не значит хорошо,красиво, удобно. К примеру с маленьких букв и без знаков может и модно, но на мой взгляд ни в какие ворота. Синтез может быть и к месту, а может и не по делу. Кто-то внутри меня никак не хочет запоминать названия и правила, настойчиво шепчет: "Будь проще...забей и так далее
А если руководство по животноводству зарифмовать? А если понимаешь, что никогда не сможешь не только всего, а просто многого узнать, усвоить, охватить? Что теперь, стреляться что ли? Я все понимаю, но мне уже ого-го, а лень моя еще древнее, с ней спорить трудно
неее))) это все не то))) поэзия в животноводстве - это, наверно, что-то типа разместить коров в стаде симметрично-ритмично, а пастуха нарядить в костюм деда мороза (или еще какую-нибудь аллюзию присобачить))), и т.п.))
я тоже))) но прогресс дурости авторского креатива на месте же не стоит)))) может, через десяток лет вся эта экспериментальная поэзия будет считаться банальной рутиной)))
Отличная статья!! Хорошо сказано: «В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами».
Но: - Не думаю, что во всякой разновидности комбинаторной поэзии «смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения». - Мне кажется, что процент подобного «подчинения» в обычной – скажу так – рифмованной поэзии тоже довольно велик. - Мне кажется, что увеличение своего словарного запаса, особенно, если он скуден, полезно при всяком стихописании. - Мне кажется, что умение играть словами полезно в любом поэтическом жанре. Вообще игры со словами могут сами по себе доставлять эстетическое поэтическое удовольствие читателю.
…Подумала-подумала и отважилась)): не думаю, что этот мой стишок «Узколобье» http://litset.ru/publ/6-1-0-30434 тоже полностью соответствует «хорошо сказанному» Вами.
А вот стихотворение, в котором первый слог новой строки совпадает (повторяет)последний слог предыдущей, как классифицируется? Это "строковая лесенка" или? И ещё: если стихотворение можно прочесть как сверху вниз, так и снизу вверх (строка читается обычно, т.е от начала к концу) это "оборотень"?
Вот так да: у меня в книге, значит, стих-анадиплосис обозначен как "строковая лесенка" - стыдоба (и редактор пропустил). А строковый "оборотень" у меня и здесь есть: "Инь - ян" http://litset.ru/publ/3-1-0-36815