Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Обзор произведений конкурса "Лучшее за 2-й квартал 2016 года". Третья часть
Обзоры
Автор: Алексей_Лис
Во время публикации обзор был разделён на три части (невозможно опубликовать в одном произведении из-за юкозовского лимита). Вступление повторено во всех частях.

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-28699

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-28700

Третья часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-28701




Здравствуйте.

Наверное, многие конкурсанты ждут не только итогов конкурса, но и комментариев по произведениям. И я всегда, когда вхожу в состав жюри конкурса, стараюсь написать комментарии. Но иногда это не получается из-за загрузки в реале или другими проектами в виртуале. Скорее всего, по всем конкурсным произведениям в этот раз написать не получится (в итоге получилось написать по 25 произведениям из 35, по многим из них довольно кратко).

Пожалуйста, учтите, что это моё личное субъективное мнение, не претендующее на роль абсолютной истины. Вполне возможно, что кому-то в каком-то стихотворении понравится то, что не понравилось мне, или наоборот. Я не считаю себя "всезнайкой", "всепонимайкой" или "всегдаправкой". Да, вполне могу что-то не понять или понять не совсем верно (не так, как задумывал автор произведения). Но прошу учесть, что это честное мнение, которое не ориентируется на имена авторов, моё личное знакомство с ними и т. д. И это мнение о конкретных конкурсных произведениях, а не об авторах оных. Я читал стихотворения по анонимному файлу (ссылки были добавлены позже). Кое-где авторов угадывал, конечно, но это не имело особого значения.

Если вам послышалось в моих словах оскорбление или мои слова вызвали у вас обиду, то искренне простите (и, пожалуйста, перечитайте вступление ещё раз).

А если вы заметили где-то в тексте ошибки или опечатки, то скажите мне об этом, пожалуйста. У меня нет русской клавиатуры, я пишу транслитом (латиницей), потом "перевожу", поэтому возможны самые разные опечатки типа "шема" (вместо "схема") и т. п. Да и с внимательностью иногда бывают проблемы. А времени на П4 (так я называю "Последнюю Проверку Перед Публикацией") у меня обычно остаётся очень мало.

Конструктивный диалог с авторами в рецензиях приветствуется, на неконструктивный – у меня нет времени, извините.

И ещё добавлю (на всякий случай): слово "обзор" используется в названии не столько по его значению, сколько по традиции.
Я пишу эту статью в том стиле, который мне нравится. Совершенно необязательно, чтобы другие обзоры были похожи на этот (или наоборот). Сравнение – не всегда подходящий метод.



Скачать обзор в файле в формате Ворд 2003 (с текстами произведений) можно здесь



=== 25. Параллельно ===   http://litset.ru/publ/29-1-0-26458



Здесь я, пожалуй, ограничусь кратким комментарием. А может и нет...

Я бы предложил автору:
- совершенно избавиться от строфы "Что там делать – это я вам..." и так далее;
- отредактировать строки:

Там — живи себе под солнцем,
пробуй, думай - без оглядки
на запреты и уловки,
на слова авторитетов...


таким образом, чтобы перенос ("без оглядки / на запреты...") не "ломал" мысль.

Почему именно так?
Строфа, о которой я сказал выше, "убивает" стихотворение. Она очень неудачна, на мой взгляд. Особенно её начало с "это явам" и переносом. И по смыслу она не особо нужна стихотворению (это, конечно, лишь моё субъективное мнение).

И перенос "на запреты", о котором я сказал выше, тоже не особо удачен. Да и слово "уловки" там совсем нелогично в перечислении, на мой взгляд.

Ну и в последней строфе есть "(и вчера, и послезавтра)... очень громко промолчала".
Ну, вчера – да, а послезавтра – это как? Абсурдно, и зря так, как мне кажется.

А в остальном – довольно интересная идея и её реализация.
 

=== 26. Где-то там... ===   http://litset.ru/publ/10-1-0-27961



И ещё одно межпортальное :) Здравствуй, Света :)
Насколько я понял, три изменения было. Да, могу сказать, что все к лучшему. В особенности "дети рядом и днём, и ночью" гораздо лучше предыдущего варианта. Ну и "полюбишь" вместо "освоишь" – тоже хорошая замена.

Ладно. Теперь уходим от сравнений с предыдущей версией :)

Рассказываю – где я цепляюсь. Думаю, что тебе пригодится.

Ты уехал, а он остался – старый дом с голубым крыльцом –
и под сводами двух акаций...
- ну, плохо это, на мой взгляд, это самое "Ипод... сводами...". Рифма классная, звучание и смысл/структура – не совсем.

Тем более, что дальше внезапно появляется "...сарай, платан..."
А акации (две штуки) уже "отыграли", получается так.
(Да-да, я обращаю внимание на детали, куда ж без этого.)

Дальше классно...

Дом тобой навсегда оставлен. Но тебя не оставил он.
О разлуке, дороге дальней шепчет вечером патефон.


Света, ну "патефон" – это уже даже не прошлый век, а... очень-очень давно. Я понимаю, что можно сказать, что всё это образно и т. д., но...
Лично для меня эта деталь всё как-то слегка "фальсифицирует". Я на этом слове слегка "торможу". Ну, очень как-то не верится, что там остался именно патефон у тёти Софы. Впрочем, возможно, это и не критично...

тёти Софы, а это значит, дом в надёжных её руках – предложил бы подумать о замене местоимения "её" или даже концовки фразы, если не получится так.

То испуганно ахнут двери, то в трубе запоёт сквозняк,
то заноют к дождю ступени, то застонет чугун перил.
Дом обычно хранил степенность...
– "обычно хранил"? А что же это за перечисление было до этой фразы?

Дальше всё классно, ничего и никак менять не надо, на мой взгляд.

Вот. Т. е., на мой взгляд, шлифовать это стихотворение ещё надо. Может, совсем не так и не там, где я подсказывал, но всё-таки...

И в то же время – в целом – это довольно хорошее стихотворение. Достоинства во многом "перевешивают". Опять-таки "конкурсно-независимое", что не так часто бывает с конкурсными.
 

=== 27. осмелься... ===   http://litset.ru/publ/66-1-0-28588



=== 28. утренние шалопаи ===   http://litset.ru/publ/3-1-0-28067



=== 29. Эволюция ===   http://litset.ru/publ/3-1-0-27140



=== 30. Ничего, кроме луны ===   http://litset.ru/publ/16-1-0-27709



=== 31. Дом счастья ===   http://litset.ru/publ/66-1-0-26733



Знакомое стихотворение, межпортальное:)
Саша, не увидел никаких изменений вроде бы. Кажется, таким и было.

Что тебе сказать... Хорошее стихотворение, мне нравится. Хотя я не могу его назвать супер-супер-сильным. Для такого – ну, не хватает мне чего-то... чего-то яркого, бьющего прямо и наповал. И объяснить – почему именно так – практически невозможно. Поэзия – это же не математика, где всё логично и следует по правилам. Ну, ладно. Пожалуй, уйду я от этой скользкой темы.

Лабиринты времени, коридоров и общежитий – последнее ("общежитий") у меня как-то выпадает из ряда. Но спорить не буду – может, это я не понимаю.

как будто я был не дурень, а небожитель – здесь "не дурень" выпадает не по смыслу, а по звучанию, музыке/движению слов.

Дом, который растил и ращу, словно замок свой,
покидал я нередко...
– ну, как-то очень далеко получается действие к предмету, еле-еле проберёшься через все эти вставки-обороты.

Надо бы в нём закрепиться прочно, пока живой,
крылья к нему пристроить, пока есть силы.
– вот это классно звучит.

Надо бы в нём закрепиться прочно, пока живой,
крылья к нему пристроить, пока есть силы.
Когда-нибудь дом улетит, пусть пуржит зима...
– а вот следующая строка "сбила" движение слов. И смесь нескольких времён глаголов совсем не играет здесь на пользу. Это "пусть пуржит зима" мне как-то не нравится.

Когда-нибудь дом улетит, пусть пуржит зима,
в город Счастливск и встанет на улице Лета...
– очень не нравится "пусть пуржит зима(,) / в город Счастливск и встанет..."

Сравни:
Когда-нибудь дом улетит, пусть пуржит зима,
улетит в город Счастливск на улицу Лета...

Ну вот как-то так получилось, с комментариями...
 

=== 32. припогостное ===   http://litset.ru/publ/23-1-0-27977



В "одожествлённых тучах"? Интересный неологизм :)
"кошачьи" – ну, не смотрится без "по-", хотя, может, это лишь у меня так.

Вот эти три строки, на мой взляд, не очень удачные:
столб витой заботливого дыма,
от кремированных тел, в падучей
сброшенных их душами родными.


Особенно "в падучей / сброшенных их душами родными". "Душами" тут как-то совсем не к месту.

И следующие пять строк – для меня как-то уже "перебор" с образами и неологизмами.
Условно говоря, я "завис" (как компьютер).

В целом – ну, довольно интересно, как эксперименты со словом, первая половина даже понравилась, а вот вторая – нет.
 

=== 33. Сыновей долг ===   http://litset.ru/publ/69-1-0-27328



Простите, автор, я редко это говорю, но здесь всё же скажу – на мой личный субъективный взгляд, это произведение смертельно больно. Ему уже не поможет правка или редактирование чего-нибудь где-нибудь. И даже разбирать его по строкам / словам / грамотности тех или иных фраз... ну, как-то не хочется, простите.

Вообще довольно удивительно встретить такое стихотворение в конкурсе "Лучшее за..."
Ну, для меня удивительно.
 

=== 34. Дворничье ===   http://litset.ru/publ/10-1-0-28600



Это стихотворение мне понравилось. И в первом прочтении, и потом – в других позже. Есть в нём простота, которая часто ценится больше, чем любая "навороченность".
Только поймите меня правильно, уважаемые читатели, я не говорю, что "любая простота" будет так цениться. Не любая, далеко не любая.

Есть в этом произведении и яркие детали, которые тоже настолько просты (опять скажу это слово) и элегантно подобраны (если можно так выразиться), что им веришь. Их просто даже видишь. Стихотворение – маленький фильм о жизни человека.

Особенно отмечу строки/детали:
в паре с метлой исполняет заученный танец

кланяясь каждой сориночке, как божеству

Жизнь на чужбине не вышла красивой и гладкой,
а в одиночку – срывается в тартарары.


Вот и бредёт по дворам сиротливый узбек
в старом потёртом халате, дымя папиросой.


А замечаний по тексту у меня нет вообще. Несколько раз читал, в последний раз даже со специальной целью "найти – к чему можно придраться", но не нашёл. Это редкость.
 

=== 35. Переход на летнее время ===   http://litset.ru/publ/1-1-0-27045



Честно признаюсь, я не понял смысла стихотворения. Т. е. начало стихотворения ещё более-менее понятно. Но потом вдруг:

Рассвело — и моя взяла!
Тени вырвались из дверей.
Я свободу пил из горла -
Я хотел, чтоб было больней.


И у меня в голове лишь вопросы: Это о ком? Кто это такой страшный? Почему он "хотел, чтоб было больней"? И, собственно, как это произошло? Ему "было" или нет?
Ну, такое ощущение, что здесь намешано множество чисто авторских ассоциаций, которые мне, читателю, никогда в жизни (без пояснений автора) не расшифровать.

И дальше:

Только страх не берет души,
Только горечь не в корм коням.
Если можешь, то не пиши -
Мне отмщенье, и аз воздам...


Ну вот, к чему это всё? О каком здесь "отмщенье" речь? Кому "аз воздам"? К чему там "если можешь, то не пиши"? Кто это говорит и кому? И почему?

Простите, автор, я нисколько не настаиваю на своей точке зрения, но находясь именно на "ней" я ничего не понял. Для меня это какой-то набор строк, которые не складываются в целом ни во что.
Вполне возможно, что это лишь я такой тупой, а смысл у стихотворения действительно есть и каждая строка там на месте, я даже не буду спорить по этому поводу. Но у меня – вот так.




Ну и мой шорт-лист.

Маленькое замечание: если я не прокомментировал какое-то произведение, это не означает, что я его не оценил или что оно мне совершенно не понравилось. Просто не смог прокомментировать, вот и всё.

1 место:
18. Уснув со словом ласковым...
34. Дворничье
 

2 место:
4. Я встретил на лестнице Время...
17. Трещинки на асфальте
23. Не-сестра
 

3 место:
6. Вокзально-рояльное
13. Москва — Питер
16. Привокзальная скамья
26. Где-то там...
28. утренние шалопаи
29. Эволюция
 

Дополнительно хотелось бы отметить (вне шорт-листа):
24. Туманное
30. Ничего, кроме луны
31. Дом счастья



Радости вам :)
Лис
Опубликовано: 08/07/16, 15:26 | Просмотров: 1231 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Алексей, спасибо за внимание к стиху. Дело в том, что выбирать было просто не из чего - выставленный стих завернули по причине несоответствия сроков.
Стих сумбурен и непонятен. Но зато каждый может увидеть в нем свое- как в трещинках на асфальте(не говоря об абстракционистах).
cool
Scald75  (25/07/16 15:43)    


Здравствуйте, Scald75:)

Простите, давно никому не отвечал на рецензии, забросил страницу. Вот сейчас исправляюсь.

Я понял ситуацию:) Да, у меня был когда-то такой термин - "ассоциативные стихи". Вот такие вот: каждый видит своё:)
Но чаще это всё же не конкурсный формат.

Радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (26/09/16 09:59)    


Алексей, спасибо за добрые слова в адрес стихотворения "Дворничье".
Приятно очень :-)
Михаил_Любавин  (10/07/16 21:48)    


Здравствуйте, Михаил:)

Ну, это Вам спасибо за стихотворение:) Оно замечательное:)

Радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (15/07/16 14:38)