ПРАВИЛО АЛЬТЕРНАНСА (франц. alternance – чередование) регламентирует чередование клаузул (окончаний) в смежных строках, не допуская их монотонного повторения. В соответствии с этим правилом рекомендуется использовать чередование видов рифм (мужских, женских, дактилических, точных и неточных, и т.п.), охватную (АВВА) или перекрестную рифмовку (АВАВ), и др.
При использовании охватной рифмовки правило альтернанса можно, в частности, сформулировать так: если в строфе имеются различные окончания и строфа имеет вид, например, МЖЖМ, то следующая строфа должна быть построена наоборот - ЖММЖ, чтобы избежать стыка нерифмующихся одинаковых окончаний.
Подавляющее большинство поэтических произведений написано в соответствии с правилом альтернанса, т.к. даже неопытные авторы интуитивно стремятся к разнообразию звуковых концовок.
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1.
Теория литературы. Альтернанс 2.
Основы стихосложения - строфа (Тимофей Бондаренко) 3.
Альтернанс (Поэтический словарь Квятковского) 4.
Конкурс «ИПЛ-20 - Правило альтернанса» на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)
     
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ стихотворений, соответствующих теме конкурса.
Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название и текст стихотворения.
Ссылка (т.е. публикация в качестве отдельного произведения на Литсети) обязательна.
Объем каждого стихотворения ограничен –
не более 32 строк.
Запрещены "нестандартные разбивки" строчек и произведения в так называемом "формате А4", если это вызывает трудности в понимании структуры рифмовки и строфики стихотворения.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущих версиях конкурса (на страницах ПКП/ШПМ), приниматься не будут.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене стихотворения или о его снятии с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса). Во время голосования снимать свои заявки или заменять их нельзя.
Внимание! На момент старта голосования на авторской странице участника должна быть опубликована
последняя версия стихотворения (возможно, исправленная и доработанная). Совершенно необязательно приносить исправленную версию в рецензиях (только если хочется поговорить об изменениях в тексте), поскольку голосование будет по ссылкам на авторские страницы, а для жюри стихотворения копируются именно с авторских страниц, а не рецензий.
4. Срок приёма заявок:
с 13 июля до 27 июля включительно.
Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены добавлением 0,5 баллов к суммарным результатам от членов жюри.
Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:        
Будет добавлен позже 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Алексей Лис
24. Юрьевская. Произведение "Внутриклановое" : 2+3=5
13. Ольга Хворост. Произведение "Яблоки" : 1+3=4
1. Аполло. Произведение: "Этот северный город" : 3
15. Ольга Хворост. Произведение "Кружева" : 3
17. Апофис. Произведение "Другой мир" : 3
26. Алексей Ирреальный. Произведение "Стекает капля ноября в моём стакане" : 3
16. Laura Li. Произведение "braking fault" Новое : 0.5+2=2.5
23. Елена Тютина. Произведение "Дорога уходила в облака" Новое : 0.5+1+1=2.5
25. Елена Бородина. Произведение "Окно" Новое : 0.5+2=2.5
3. Елена Тютина. Произведение "Собачья тоска" : 1+1=2
7. Алексей Кузнецов. Произведение "Гость" Новое : 0.5+1=1.5
2. Михаил Любавин. Произведение: "Я воскресну" : 1
4. Сергей Балиев. Произведение "Лукавлю" : 1
6. Александр Далецкий. Произведение "Мы пришли отвоёвывать время" Новое : 0.5
---
Поздравляем Татьяну с победой в конкурсе:)
Радости вам:)
Лис
Спасибо жюри за оценки. за обзор. Таня, Анастасия, спасибо за шорт. Получить его от вас очень приятно.
Всем спасибо за участие. А Лису, вообще, за всё-за всё.
Ольга, поздравляю тоже)
Болела за Валеру)
Тань Смирновская, если интересно, давай почту, получишь два талмуда ;))
Лена, не за что) если пригодится, буду рада, а не пригодится, ну и фиг с ним. Стих мне все равно нравится)
Татьяна Смирновская
1 место:
15. Произведение "Кружева"
17. Произведение "Другой мир"
26. Произведение "Стекает капля ноября в моём стакане"
2 место:
24. Произведение "Внутриклановое"
3 место:
3. Произведение "Собачья тоска"
4. Произведение "Лукавлю"
12. Произведение "Старый фрегат"
23. Произведение "Дорога уходила в облака"
===
Анастасия Гурман
I.
1. Произведение: "Этот северный город"
II. -
III.
3. Произведение "Собачья тоска"
23. Произведение "Дорога уходила в облака"
===
Лариса Логинова
1 место:
24. Произведение "Внутриклановое"
13. Произведение "Яблоки"
2 место:
16. Произведение "braking fault"
25. Произведение "Окно"
3 место:
2. Произведение: "Я воскресну"
7. Произведение "Гость"
===
Лариса Логинова
Вместо предисловия: шорт является моей имхой целиком и полностью. От истины в последней инстанции далек, как галактики во Вселенной. Критерии, по которым были выбраны лучшие: максимальная близость к идеалу альтернанса, сбалансированность (форма и содержание), яркость образов, запоминаемость.
Не могу не отметить, что хороших работ было много и выбирать из них лучшие – сложно. Единоличного победителя я так и не определила, первое место поделили две работы, поразившие не только техничностью, но и цельностью, внутренним наполнением, эмоциональностью, живостью, яркостью и запоминаемостью – один из моих критериев выбора лучших.
Я говорю сейчас о стихотворениях «Внутриклановое» и «Яблоки». Равнозначны и хороши. Такое хочется перечитывать.
Второе место поделили «braking fault», «Окно» - отличные образы, интересные рифмы, стихотворения истории, которые я люблю, выполненные очень технично. «Окно» запомнилось не только техникой, но и эмоциональной составляющей.
Третье: «Я воскресну», «Гость» - хорошие рифмы, одни из любимейших поэтами тем, поданные грамотно, интересно и технично. Авторы явно не новички в стихосложении.
Татьяна Смирновская
Произведения, которые "не пошли" у меня с первого прочтения.
1. Этот северный город
До мурашек нравятся первый и последний катрены. Остальное показалось несколько неаккуратным в плане времён: чернел-свистел-уходила, потом освинцовела и оперлась - то есть дальше я ожидала продолжения "сиюминутного", восприняла отсутствие сказуемых в двух строчках как внезапно увиденные следы и герани, а потом запуталась, потому что опять вернулось общее - пахло, маялся... Наверное, так и задумывалось, но мне не легло на душу, тем более, что дальше опять всё меняется.
2. Я воскресну
Так нравится, что начала крутить сама два "сбивающих" момента: "бегу без разбора" и всю четвёртую строку. Первое, на мой взгляд, звучит странно-неправильно, всё-таки "бегу, не разбирая дороги", а "без разбора" - это "всё подряд". Что касается четвёртой строки, то она мне вся не нравится: и уточнение "мой чай", и "старый" (почему? это важно?) подстаканник, и сокращение "наверно".
5. Ветер
Для меня это стихотворение ни о чём. "Хоть раз" не вписывается логически. Плюс мешают стандартные "упрямо стремился", "пустая суета", "напрасно мечтала", "обиженно стих"... Каждое само по себе вполне имеет право, но много больно.
6. Мы пришли отвоёвывать время
Я спокойно отношусь к внезапным неравносложным рифмам (инферно-наверное), часто это даже красиво. Но, думаю, в данном случае (как пример альтернанса) это не есть хорошо.
7. Гость
Мне кажется, длинная строка отвлекает от того, ради чего мы тут собрались, то есть от рифм.
8. Летнее циничное
Долго мучилась и возвращалось, потому что очень понравилось. Хотя мне кажется, что для демонстрации правила альтернанса было бы лучше не разбивать строки, но так это к месту здесь. Как и банальные и грамматические рифмы - всё хорошо легло. Но последняя строчка перевесила в "не беру", из-за пары "значит - знать": простите - вот некрасиво мне звучит...
9. КЛЁН
Прочитав название, решила, что это аббревиатура, что несколько сбило с толку. Первый вопрос - как можно сиротливо петь? Последний - зачем повторять рифмы? (сиротливо - разлива(е)). Между ними ещё много, если автору вдруг интересно, обещаю посетить страничку и озвучить.
10. Задуйте свечи
Люблю альбомную поэзию, сама грешна. Но тут не понравилось, что ЛГ к нему на "ты", а он в ответ "выкает", показалось уж очень надуманным.
11. Тапочки
Мне кажется, раз уж "кошечки", то и "собачки". Не понравилось, что начали со зверья, а пришли к тому, что нельзя изменять друзьям. Этакий бездумный флуд.
13. Яблоки
"Набок" надо исправить. Со времён фильма "Гори, гори, моя звезда" я "примеряю" всё, где смерть плюс яблоки, к той сцене, где Ефремова убивают и падают яблоки. Почти всё проигрывает, хотя бывают приятные исключения. Это, к сожалению, проиграло.
14. Она ему сказала ДА
Понравилось. Но не уверена, что хороший пример рифмовки.
16. braking fault
Видимо, образы слишком сложны для меня. Я их не считываю и не понимаю, хотя звучит красиво. Но, например, "плюхнулось" никак не сочетается у меня с "вальяжностью", а разбитые души, взбирающиеся на млечный пандус, просто ошеломляют. Но это я могу списать на собственное невежество, мешающее считыванию аллюзий. Но есть кое-что, что реально не нравится.
Родники сидят в нефти и оттуда поют (то есть задумана непонятная мне картинка) или неудачная инверсия?
"Алюминиевой" не могу вместить в размер.
Разве есть краткое прилагательное "сон"? Сонн? Тоже не уверена.
19. утро
Я бы могла сказать, что не хочу видеть в образце "рваную" строчку, но только что вписала в шорт предыдущее стихотворение - очень уж понравилось. Это тоже понравилось, но меньше. "Дёрнули" выражения "увеличивать страхи", "склонность закружила". не легла "лихая" судьба. Скажем так - не понравилось по сравнению.
21. закапотопное
Не увидела чёткого примера на правило альтернанса.
22. Воин
Жуткая история. А ЛГ не пришло в голову, что он сразу умрёт? Вообще, странный он. "вызывает на бой. Слышь? Кричит что-то нам" - так то и кричит, что вызывает, нет? А где командиры какие-нибудь? Или ЛГ там главный - решил и пошёл?
Если коротко - это история, вполне себе сюжетная, но рассказанная так, что я не верю. Может быть, моя вина.
27. Деревья... Снег... И большего не надо
Не нравится только одна строка, где "можешь дать - и дай". Это "идай" сливается и мешает.
Остались:
3. Собачья тоска
4. Лукавлю
12. Старый фрегат
15. Кружева
17. Другой мир
18. стансы
20. Сонет в потёмках
23. Дорога уходила в облака
24. Внутриклановое
25. Окно
26. Стекает капля ноября в моём стакане
Я надеялась, что будет меньше девяти, но - три лишних, так что продолжим разговор.
Как мне ни жалко, убираю 18-"стансы" и 25-"Окно" - только за рваную строку: не наглядно. Оба очень нравятся. И 20 -"Сонет" за компанию, чтоб уж по-честному, только за то, что это сонет - в смысле, не "чистый" пример, придётся лишние объяснения, я так понимаю, делать в статье.
Шорт:
3. Собачья тоска
4. Лукавлю
12. Старый фрегат
15. Кружева
17. Другой мир
23. Дорога уходила в облака
24. Внутриклановое
26. Стекает капля ноября в моём стакане
Я думаю, места - это уже совсем вкусовщина будет, поэтому тоже пару слов скажу. Прошу учесть, что все, на мой взгляд, хороши, просто разные очень.
3. Собачья тоска
Для меня очень слезливо-девчоночье: и щеночки, и хозяин, и не прожить... Многовато.
4. Лукавлю
Здесь кажется слишком "частным" финал: кому-то он понятен и интересен, но не мне.
12. Старый фрегат
Я не люблю сквозную рифму: на мой взгляд, она обедняет звучание.
23. Дорога уходила в облака
Не верю, что это был ОН, а не ОНА: "О Васеньке-сыночке".
24. Внутриклановое
Взяла, во-первых, потому что рифмы больно хороши, как раз то, что надо: звучные, вкусные, во-вторых, тема интересная. И вообще, здорово. Но я не понимаю, почему сначала речь идёт о человеке ("скулы"), а потом появляются лапы?
Шорт с местами:
1 место: 15, 17, 26
2 место: 24
3 место: 3, 4, 12, 23
Голосование участников и читателей окончено. Спасибо всем, кто проголосовал. Что интересно - проголосовали все участники, т.е. 18 авторов:)
Результаты и шорт-листы доступны по кнопке "Результаты голосования".
Здесь привожу только топ:
Апофис. "Другой мир": http://litset.ru/publ/29-1-0-19910 : 13
Елена Бородина. "Окно": http://litset.ru/publ/1-1-0-19989 : 11
Алексей Ирреальный. "Деревья... Снег... И большего не надо": http://litset.ru/publ/29-1-0-14248 : 10
Елена Тютина. "Дорога уходила в облака": http://litset.ru/publ/16-1-0-19960 : 8
Ольга Хворост. "Она ему сказала ДА": http://litset.ru/publ/14-1-0-19846 : 7
Laura Li. "braking fault": http://litset.ru/publ/16-1-0-19898 : 7
Маргарита Шмерлинг. "Сонет в потёмках": http://litset.ru/publ/25-1-0-1869 : 7
---
Поздравляю Валерия с Призом зрительских симпатий:)
А результаты конкурса по оценкам жюри скоро будут.
Радости вам:)
Лис
Волочился за нами перрон…"
Аполло, "Этот северный город"
"Тоска дышала по-человечьи,
…и по-собачьи глядела вдаль."
Елена Тютина, "Собачья тоска"
По всем стихотворениям, вошедшим в мой шорт: во-первых, мне так никогда не написать, поэтому моя благодарность авторам за их стихотворения, для меня это как маленькое чудо; во-вторых, верю авторам безоговорочно, верю, что так и было на самом деле, а если не было, то всё равно верю.
"Дорога уходила в облака"
Елена Тютина
"Жаль, никогда ты не придёшь – такой нежданный, незнакомый. "
Алексей_Кузнецов
serbaliev. Лукавлю - срезонировало. Верю от первой до последней строчки. Слог, фонетика, стиль - всё очень близко мне, созвучно моему мироощущению.
Ольга Альтовская
Иным известно, для кого писать,
Кому - их строки на страницах ломких.
За них - горой апологетов рать,
Они нужны. А я хожу в потёмках...
Маргарита Шмерлинг
Очень точно описано смирившееся состояние моей души, тем и понравились.
Строки могут быть эпиграфом к произведению про стихотворца-нонкомформиста, не желающего занять место в стаде поэтов, ведомых "погонщиком" к "кормушке" успеха через услужливость.
Постепенно квадрат превращается в круг, без конца и начала.
Елена Бородина.
Готовый эпиграф к стихам о художнике-конформисте, делающем из "Квадрата" - чёрный круг по пожеланию покупателя картины.
Действительность совсем не такова,
Какой нам кажется.
Апофис.
Эпиграф к произведению о наивном поэте, верившем в доброе и светлое, в свою нужность людям, пока ему не доказали обратное, отбив желание жить.
Аполло, "Этот северный город"
Этот город кому-то судьба,
А кому-то – на рельсах окурок...
Давно хочу написать стих о своём родном городе, всё слова не находятся, а здесь всё в двух строчках...
Елена Бородина. "Окно"
Что такое окно?
Это чёрный квадрат.
Ох, сколько здесь можно рассказать...а если посмотреть с улицы? сколько судеб там, в этом окне!
что слышен хруст надломленной снежинки.
Здесь веришь - да, закончится война,
здесь можешь дать - и дай себе слабинку.
Алексей Ирреальный. "Деревья... Снег... И большего не надо"
Как-то так сложилось, что один из критериев, по которым я для себя сужу о стихотворении, это его запоминаемость. Это стихотворение, прочитав сегодня, я вспомнил моментально. Хруст надломленной снежинки... Это врезается в мозг навечно. Это четверостишие я бы безусловно взял в качестве эпиграфа. Теперь о самом стихотворении. Вот этот самый "хруст" делает отношение к стихотворению неоднозначным. Строка с "хрустом" вырывается и уходит куда-то выше самой верхней планки, на которую можно поместить эту работу. Значит, творческий потенциал автора много выше, чем показан здесь. Но тут есть парадокс. Автор волей-неволей оттенил эту самую строку с "хрустом". То есть, весь текст работает на неё. Очень интересная работа.
Такая тишина,
что слышен хруст надломленной снежинки.
Это огромная находка Алексея. С восторгом завидую)
25. Елена Бородина. Произведение "Окно"
Не скажу, что меня тронула сама больничная тема (ну как положено - драма, одиночество,обреченность) - нет. Этого я читала ни много, ни мало, но достаточно. А вот образы понравились очень. Это похоже на... детские образы-трансформеры, когда на обоях среди выцветшей флоры вдруг увидишь лицо старика...
Вот и тут -
Похудел, измохрился больничный халат,
а прорехи на нем, словно черные омуты,
затянули тебя.
И - ни взад, ни вперёд.
Постепенно квадрат превращается в круг,
без конца и начала.
Зияющий.
Замкнутый.
Понравилась идея черной дыры, затягивающей в себя, - и то, что эта идея насквозь проходит через стихотворение.
Честно и откровенно скажу, что средний блок не впечатлил совсем, строки-массовка.
А из оставшегося еще очень хочется отметить вот это -
Полотно чьих-то рук -
рукавом протираешь шершавую рамку ты.
Зримо, даже до ощущения звука)
А кому-то -- на рельсах окурок"
Аполло, "Этот северный город"
Вроде, все очевидно: для кого-то это город всей его жизни: с домом, детьми, заботами, работой, надежлами и разочарованиями и т.д. и т.п., а для кого-то -- точка маршрута с остановкой 5 (15, 30) минут, где и на перрон-то выходить не обязательно... Но как сказано!
"Этот город кому-то судьба,
А кому-то – на рельсах окурок."
Удивительно ёмко и простор для последующих рассуждений.
А по второму заданию, пожалуй, выберу все три стиха Ольги Хворост.
1. Такой пронзительный стих
"Яблоки", когда у ЛГ основная задача "не сдохнуть и не ныть",
когда твой город утюжит "Град", когда только что погиб приехавший гость, когда постоянно волнение за бабушку и маму, и контрастом к этому ужасу - такой мирный аромат яблок...
2. Милый юмористический стих "Она ему сказала Да!" и
3. "Кружева" - сочувственно рассказана незатейливая, но типичная история ЛГ, у которой в жизни "беды горками, а радостей с горсточку" (как хорошо горки и горсточка!), "изодрали душу в клочья - не сшить её".
И во всех трех стихах прекрасно передано настроение всех ЛГ, Автор - действительно мастер!
Действительность совсем не такова, Какой нам кажется. /Апофис "Другой мир"/
Мудро. Не спорю. Особенность - видится мне и в самом тексте произведения, не исключая его миметичности. Вообще, рассматривая мир бессистемно, изнутри, не спотыкаясь о законы физики, трудно прорваться к сногсшибательным образам, будучи практичным и скрупулёзно-правильным.
Не дятел долбит крепкую кору –
Кора сама подвержена капризу
Пробитой быть и посмотреть на мир
Сквозь трещины, оставленные птицей - очень понравилось, почти по-бродски) Почему? Не знаю почему...)
Ассоциации с темой: "В следующий век" /И.Б. 1994/
приведу полностью)
Постепенно действительность превращается в недействительность.
Ты прочтешь эти буквы, оставшиеся от пера,
и еще упрекнешь, как муравья - кора
за его медлительность.
Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник
повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение;
просто будущему требуется помещение
без них.
С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы судья,
поскольку для них скорость света - бедствие,
присутствие их суть отсутствие, и бытие - лишь следствие
небытия.
Так, с годами, улики становятся важней преступленья, дни - интересней, чем жизнь; так знаками препинания
заменяется голос. Хотя от тебя не дождешься ни
телескопа, ни воспоминания.
И жизнь прошла. Задуйте свечи.
(О. Альтовская)
Мне знакомо это ощущение - некоего итога несложившегося. И хочется надеяться - это не окончательный итог.
(Со смартфона второе задание мне пока сложновато выполнить)
Апофис "Другой мир".
Для меня это прозвучало молением о счастье. Наивная и трогательная строчка - от безысходности, осознания тщетности всех надежд, без права на отклик.
Халат, сдается мне, должен был измахриться (т.е. обрести махры, а мохер ни при чем))) Меня такие непонятки обычно сбивают с настроя, а здесь заметил и проглотил - не хотелось отвлекаться, настолько понравился этот больничный сюр. Именно так - это должно восприниматься одним большим глотком, потому что писано в новолуние никакого числа. И эпиграф из текста взять легко:
"Что такое окно?
Это черный квадрат..."
Сейчас, в середине лета, в окне светло. А долгим зимним вечером не раз вспомнишь эти строчки.
Завидую людям, умеющим в нескольких словах рассказать целую историю. Без надрыва и пафоса, вроде бы, констатация факта, но скрытых эмоций - бездна. И тоска, и одиночество, и потерянность. Похожа эта Клавка Подрядова на бездомную собаку. "Где металась между мужем и деверем
Да сбежала от себя и от них..." - лучше не сказать.
Алексей Ирреальный "Деревья... Снег... И большего не надо"
Прочитала предыдущие рецензии - согласна с Николаем Рогалевым. Некоторые стихи воспринимаются не глазом - внутренним ощущением. Для меня здесь - холод, хруст, чистота и... счастье)) Спасибо.
20. Маргарита Шмерлинг. "Сонет в потёмках"
Что, как, для кого писать - попробуйте ответьте...
Стоит ли писать в потёмках? А если иногда "случается" свет? А может, это световой мираж?.. Вопрос рождает вопрос.
24. Юрьевская."Внутриклановое"
Каждый увидит своё в этом стихотворении. А если так?..
Мы все в плену условностей, графиков. А свобода манит.
Могу валяться в снегу? Ходить по лужам? Приглашать бомжа на чай? Высказывать своё мнение не на кухне, а на ТВ?..
Татьяна, простите - возможно, я запутался, но шанс на свободу мы точно упускаем. И привыкли к этому.
Ещё моё любимое стихотворение 1. Аполло "Этот северный город", оно давно "засело" во мне.
17. Апофис "Другой мир" - философский взгляд (впрочем, как всегда)
"Солнце плюхнулось в ложе с вальяжностью сытого льва,
щёлкнув рыжим хвостом напоследок по лысой равнине".
Дорога уходила в облака, - сразу среднерусская возвышенность представляется)
Плывущие унылой вереницей.
Сменялись васильковые луга - рифма "луга-облакам все же достаточно приблизительная
Полями непричесанной пшеницы. - "непричесанная" - хороший образ
В полуденное небо напрямик,
Цепляясь за колдобины и кочки,
Катился запылённый грузовик,
Разламывая глиняную почву. - тоже очень зримое четверостишие.
В кабине было душно, лился зной,
Укутывая старого шофёра. - не очень нравится "лился, укутывая", мыслится противоречие
Он смахивал испарину рукой,
Курил. От папиросы Беломора
Закашливался, слушал, как дрожит
Дыхание чахоточной трёхтонки. - "чахоточный" тоже отличный образ для движка
Смотрел, как суетливые стрижи
Очерчивают солнечную кромку.
И думалось с собой наедине
О юности, давно забытом детстве, - логический ряд нарушен: юность, потом детство, потом жена с сыном.
О маленьком Егорке, о жене,
Пропавших в сорок третьем под Смоленском.
Летели вдаль проворные стрижи,
Ползла по кочкам грузная машина.
Вздыхалось. И крутилась лентой жизнь, - "Вздыхалось" - уместный очень глагол.
Отыскивались следствия-причины
Событий, поворотов, неудач,
Сожженного невызревшего счастья,
Невыполненных значимых задач,
Судьбины, расколовшейся на части, - Вот здесь мне видится перебор и перегруз, на мой частный взгляд, это четверостишие лишнее. Ну и рифма "счастье - части" слишком затерта.
Хождения по замкнутым кругам…
…Поля сменяли тихие станицы,
Дорога уходила в облака,
Плывущие по небу вереницей. - рекурсия в финале мне тоже нравится.
« Там только тени тропинки топчут» - Юрьевская Т
Ну, как бы эти две строчки двух разных стихотворений и двух разных авторов для меня могли бы послужить эпиграфом для стишка если бы что-то писалось)
очень философско-образные строчки, я бы даже сказал психолого-мистические)
По ниже нижайше изолженным, необязательным к прочтению (по причине неродственности таланту и далёкости от минимализма) для щадящих время и внимание причинам, ограничиваюсь здесь следующими "отчётами об исполнении":
---
зад.1.
Это задание, как понимаю, для обитающих в избытке "предстихов", почти готовых вылупиться на клавиатуру и с экрана на мир. Чем бы уточняющим предукрасить их?
Преодолеваю эту личную непреодолимость так: Кандидаты в "эпиграфы" открылись как обычные "зацепы" при чтении, вне их контекстного значения (Иначе оные станут скорее зерном для "оборотки". Не в этом ли "тайный смысл" задания?), т.е. по афористичности или особенностям строения, дозволяющим самостоятельное прочтение.
Вот пара "кандидатов" в эпиграфы, как оказалось, - одного автора (что показательно?):
--
I.
"смотрю горделиво, да нет - гарцевато"...
("себя ощущая в седле...")
из 4. Сергей Балиев. "Лукавлю":
Ёмко для предобозначения иронии/самоиронии ЛГ. --
--
II.
"Только что ж недосказал?..Недопригубил?.."
из 8. Сергей Балиев. "Летнее циничное":
Авторское "нЕдопрИгубИл" такой удивительно "убийственный" смысл "недосказанному" придаёт, что вполне эпиграфируется к многим потенциальным текстам с особо смутными смыслами. Чем и близкО.
"Только" одна проблема: как "заставить" читать с авторским ударением, чтобы убийство слышалось чётко?? Разбить на две строки? Так то уж не цитата.
Дооснастить большим фрагментом? Типа:
"Вроде бы и не совсем в унисон с массовкою -
Только что ж недосказал?..Недопригубил?..", Или подставить ударения (выделить ударное)?:
"Только что ж недосказал?..Не`допри`губИ`л?.."
Не знаю.
зад.2.
Писать "достаточно подробное мнение о каком-либо конкурсном произведении" - чрезвычайно обременительно, а на "несколько" - это уж, действительно, только к профи...
"Мнение" - вроде не разбор, не импрессион, не "объективка". Но - "подробное"!?
Попробую "экономично", с опорой на уже знакомое, отобранное и даже посильно прокомментированное "20. Произведение "Сонет в потёмках"":
Иногда (не всегда, но) оное читается так, что сидишь под наводкой от зацепившими (ещё в марте с.г.) чуть ли непостмодерновыми "потёмками" в эпиграфе. Настолько, что такую, столь современную по звучанию, "нетрадиционность" перетолмачиваниия древнего текста 37/38-го псалма обнаружил таки под авторством Дов-Бер Хаскелевича среди других замечательностей. Всё это толкнуло на такое, быть может и недостаточно подробное, слегка подкорректированное для нынешнего вывешивания, выражение субвосторженного мнения о прочитанном (как о "Сонете в потёмках", так и о переводе псалма (Хаскелевичем переведён весь корпус псалмов. Есть немало опытов удачного переплава "извечного" в "нонешнее")):
--
в немом затёртом сенсорном экране
кривым мизинцем силюсь отдавить
клон на Потёмкинской стихиры нить,
витой позёмкой песни покаянной:
почата чувств ночная оголённость
когда перепереведён Давид
и стрёмно ёкает потёмок ёмкость
---
Писавший явно пытался, кроме прочего, указать на собтвенную приверженность к итальянским правилам, отрицаемым данным конкурсом, и, помню, еле удержался от "досонетивания" сего "выражения мнения" через оснащение его отсылами на современность через злоупотребление актуальными Таврическими и Реставрическими мотивами...
---
---
Текст, кроме прочего, частного = отражение настроя "нашего" реставрационного времени "в вечность".
При этом - ироничность до постироничности...
Использовано "доказательство от противного": отталкивание от припечатанных "Премудрых", которым удаётся пропиариться как "Счастливые" и нужные (как "нУжники" в СМихалковской "Пене").
При этом более чем усмешливое утверждение "не умею - кем-то стать" (Смелое даже для столь уплощающего себя ЛГ) роскошно опровергается тут же авторским: "Я лишь пишу." Будто для этого нет необходимости "входить в роль", прикидыаться ЛГ, даже если это проводится словами самого ЛГ.
Игра призрачностями призрачного, массой масок.
И, вроде бы, целый слой смыслов сонета об этом.
Интеллектуальный массаж?
И тот случай (об этом, если интересно, чуть подробнее в тексте PS-ума), когда "формальные нарушения" строгостей сонета работают не только на привлечение внимания, но и на смысловом поле отталкивания.
(Уже заносит. Понял. Перехожу на конкретику)
---
Как играть рифмами в сонетной форме, да ещё с заданной рефренными рифмами к "писать" и "в потёмках"?
Только по необщим авторским правилам:
Они (сменные рифмы) не только рядами для красот звука здесь, но и, классически, подпорками смыслов введены:
"писать - печать - благодать - рать (ей Богу, жаль, что не "врать", ноискомое "в" из "апологетов" прозвучивается!) - стать (оба смысла работают!) - тетрадь" и
"в потёмках (из эпиграфа!) - котомках - потомках - ломких" (как-то не слишком завидно таким постпоколениям).
Дополнительно сыграно: "в потёмках - писать", "в котомках - печать", "потомках - благодать", "ломких - рать", "в потёмках - стать - тетрадь".
Вроде бы жаль, что "тетрадь" не в катренах появляется, а в двустишии замка. Но, сие, чаю - свидетельство "незавершённости" в смысле обозначения перспективы "дотетрить"?!
Обезножим безнадёжность оптимизмом!..
Хорошо, что нет отвлекающих внимание составных и прочих "остеохандрозных" нововъязвлённых рифм.
---
P.S. Сим пытаюсь "дообъясниться":
Тексты, формально относимые к стихии стихов, легко буремируются всяким, имеющим элементарную начальную начитанность.
Для стихов реальных нужны:
(1) авторская "душа", её активность, "эмоциональность", неравновесность, горячность, настырность (т.е. "агрессивность" в этологическом смысле или "пассионарность" по Льву Н. Гумилёву, который почитал появление многочисленных настоящих поэтов (равно как и самоотверженных героев-войнов) у возникающего по "изкосмическим" причинам (помяну этологическую альтернативу этой гипотезы от Виктора Р. Дольника, полагавшего достаточными для "пассионарных" взрывов поведения внутренних свойств популяции, столкнувшейся с особыми условиями среды или внутреннего "переразвития" (ужто и с твореством так?)) этноса верным признаком таковой);
(2) "наученность" как наработанное до неосознаваемого автоматизма ремесленническое мастерство, "неотделимое" от всего, столь примитивно указанного в п.1, и
(3) многое иное, зачастую удачно-случайное, не слишком объяснимое.
---
Ибо сие уже давно - высокочтимая "Наука". Её "систематическое" постижение - для особо склонных.
---
Остаётся выценивать детали и "общее впечатление" - как от "облака в... текстах". К тому ж, "когда и если" исходишь из презумпции гениальности (все мы, хотя бы в малости, хотя бы в детстве, хотя бы в чём-то когда-то, но ведь хотя бы были г..!) автора, то читаешь с вниманием к "достижениям", почитая раздражающее неким авторским средством самовыражения, иногда вызывающим дефектами своими весьма забавные и проучительные эффекты.
---
Готовая в любой момент
быть разумения порукой,
не догоняет перемен
высокоспорная наука.
К привычному ужасу, сие не освобождает от невыполнимой необходимости прочесть всё прежденаписанное, хотя бы в виде написанного о написанном о написанном и т.п. Что вооружает "критическое" прочтение очарованием безнадёжности высокопоставленной задачи понять и объяснить понимание прочитанного для сколько-нибудь справедливой оценки.
Посему, чаще всего, всего лишь пользуем для дополнения и укрепления собственной фундаментальной радости бытия эту:
"искусства праздничную прихоть"
---
Ну, вот. Пока усё.
Просили ведь "подробное"!?...
2. А по сути? (Бо, думаю, когда "отлежится", поправлю малость, учту заметы (коли будут), добавлю Пьяццоллу к Прокофьеву с Пуленком, да и, ежели не вовсе остыну, подвешу "оналитическую" часть, как явно писанную в потёмках, к "Сонету в потёмках" на страничке МШ.)
Самые наивавгустейшие!,
Чуть позже напишу ответы по принесённым вчера (если подходят по теме конкурса, то приму, конечно). А вот новые заявки больше не принимаются.
Голосование начнётся сегодня 28 июля где-то около 4-5 утра мск (возможно, раньше). Сообщение об этом будет послано авторам по почте.
Стекает капля ноября в моём стакане
Застряла осень во дворе,
в туманах киснет...
Уже слетели в ноябре
с рябины кисти.
Уже предчувствие зимы
вошло в привычку,
и засыпается имбирь
в глинтвейн коричный...
Уже не вытащить себя
из той кровати,
где на исходе ноября
так сладко спать, и
чуть светящееся бра
плывёт в тумане...
Стекает капля ноября
в моём стакане.
http://litset.ru/publ/29-1-0-14248
Деревья... Снег... И большего не надо
Деревья... Снег... Такая тишина,
что слышен хруст надломленной снежинки.
Здесь веришь - да, закончится война,
здесь можешь дать - и дай себе слабинку.
Морозный воздух голову кружит...
И падай в снег, забыв о белом свете!
Уйди в снега... На миг... Чтоб дальше жить.
Тебя в саду разбудит южный ветер.
Деревья... Снег... И кажется - нигде
не будет больше слышно канонады.
А дома - стол, звезду на ель надеть,
деревья, снег... И большего не надо.
чуть светящееся бра
плывёт в тумане...
Стекает капля ноября
в моём стакане.
Наверное, там должно быть "чуть-чуть" (по ритму). Ааа, почитал в рецензиях под произведением... Ну, у меня "и" не тянулось:)
Хорошо, оба стихотворения соответствуют теме конкурса, принято:)
Радости тебе:)
Лис
Окно
(новое)
http://litset.ru/publ/1-1-0-19989
Что такое окно?
Это чёрный квадрат,
без решеток и штор. Производное комнаты.
Похудел, измохрился больничный халат,
а прорехи на нем, словно черные омуты,
затянули тебя.
И - ни взад, ни вперёд.
Недопитый кисель раскраснелся по-девичьи:
«Будет все хорошо!» - отражение врёт.
«Будет все хорошо», - гиппократы-малевичи
подпоют в унисон. Благодарен и рад,
только что они могут, палато-кочевники,
обладая правами на черный квадрат,
на полуденный чай и ошибки врачебные...
Что такое окно?
Полотно чьих-то рук -
рукавом протираешь шершавую рамку ты.
Постепенно квадрат превращается в круг,
без конца и начала.
Зияющий.
Замкнутый.
Я думаю, что соответствует теме конкурса, принято:)
Радости Вам:)
Лис
Такое вот возьмешь? Если выпирающий хвостик нарушает правила, могу его в 32ю строку убрать...
Внутриклановое
http://litset.ru/publ/66-1-0-16635
Ветер кидается снегом колким,
Скулы опять обжигает льдом.
Трудно живется, когда в подкорку
С детства впечатано слово "долг".
В созданных рамках весьма просторно,
Только условие таково,
Что даже смерть невольна расторгнуть
Кровью подписанный договор.
Как ни старайся - не разобраться,
Вряд ли отмажешься: не мое.
Самую жесткую форму рабства
Кто-то в насмешку назвал семьей.
Искренность в наших делах накладна:
Верен хозяину пес цепной.
Высшая цель - это благо клана
И, непременно, любой ценой.
Муторно действовать по старинке,
Но спорить попусту как бы лень.
Волки сегодня идут на рынке
В цену породистых кобелей.
Хочется время не тратить в играх,
Не поддаваясь на ложь и лесть,
Шанс на свободу хоть с кровью выгрызть,
Через ограду махнуть, и в лес.
Вырваться в зимнюю ночь - и ходу
(Может быть, воля меня спасла б?),
Чтоб никого, только жгучий холод,
Лунная пыль из-под сильных лап.
Там только тени тропинки топчут,
Там правит вьюга свой снежный бал.
Жаль, что сегодня не выйдет точно.
Может, когда-нибудь...
Не судьба.
"Хвостик мы переживём";)
Да, на конкурс принято:)
Комментарии я уже не смогу написать, извини. Может быть, потом как-нибудь.
Радости тебе:)
Лис