Приветствую участников конкурса и зрителей! Я, увы, не имею возможности написать обзор, но высказаться по нескольким произведениям - хотя бы частично - постараюсь.
Моя 10-балльная шкала «раскладывается» следующим образом:
Десятка – шедевр, достойный пережить своего автора и остаться в веках.
Девятка – мастер-класс, респект автору.
Восьмерка – на редкость удачно
Семёрка – масса удовольствия от прочтения, придирок почти нет.
(Таких оценок обычно бывает мало)
Шестёрка – хорошо, много находок, хотелось бы ещё почитать этого автора.
Пятерка – всё, как будто, нормально, но… «торкнуло» не очень сильно. Есть единичные замечания субъективного характера.
Четверка – минусов больше, чем плюсов, но стихотворение состоялось.
Четверка-шестерка – очень неплохие оценки. К примеру, большинство произведений классиков (Тютчев, Фет, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Северянин, Г. Иванов, Белый и т.д., и т.д.) я бы оценила именно в этих пределах.
Тройка – не впечатлена.
Двойка – единичные проблески на фоне сплошных ляпов.
Кол – кошмар! Уровень начальной школы.
Ноль – произведение не имеет смысла разбирать. Набор слов.
Прошу не удивляться, если стихотворение с техническими недочетами окажется в моем шорт-листе на более высоком месте, чем формально безупречное произведение. Значит, я посчитала, что поэзии в нём больше (или мысль глубже, или образы интереснее и т.п.), иначе говоря, потенциал его выше. За незначительные пунктуационные ошибки, которые можно с легкостью устранить, я оценку не снижала: важно за деревьями видеть лес и понимать, что главное – это внутренний заряд произведения.
Итак...
Комм. А.Лиса.: Под названиями стихотворений добавлены две ссылки: одна – на рецензию конкурса критики, где есть тот же самый текст произведения, который был в пакете Жюри; вторая – на страницу произведения на Литсети (произведение уже могло быть изменено автором). ============================================================ 1. Пришла пора оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 Первая строфа – полное удовольствие и ноль придирок. Слово «посошок» создает интересную двусмысленность, которая, в свою очередь, увеличивает смысловую ёмкость текста.
Хорошо переиграна поговорка про иголку в стоге – «стога иголок» и т.д.
А вот тут в моих мозгах случился разброд и шатание:
Вот у людей - "кузнечики из скобок".
А у меня - в кавычки - богомол:
но думаю, что это лишь до гроба... Прогуглила закавыченную фразу, вывалился стих Кабанова «Вот кузнечик выпрыгнул из скобок». Наверное, на него и аллюзия? Но с какой целью она дается, в чем перекличка смыслов этого произведения и кабановского? Почему не взяты, к примеру, цикада или ядовитый слизень, оса или бабочка (они тоже мне встречались в стихах Кабанова), что символизирует именно кузнечик? Этот образ не выделяется среди прочих кабановских ни выразительностью, ни глубиной, и я не уверена, что даже знатоки его творчества без гугла поймают эту аллюзию, а если поймают – поймут её смысл. «Кузнечик из скобок» – не крылатая фраза, которую можно цитировать, рассчитывая на понимание. Если я скажу про «сосущие рты водопроводов», вспомнит ли кто-то Мариенгофа? Не уверена…
И ещё. «Кузнечики из скобок» могут быть поняты как фраза с подчинительной связью по типу управления (для сравнения: бусы из жемчуга, посуда из фарфора…). А контекст предполагает невыделенный эллипсис: «кузнечик - из скобок», где предлог «из» - указатель движения вовне: выскочил из скобок наружу. Но это не считывается. И получается, что кузнечик (состоит) из скобок, а богомол (влезает) в кавычки. И какой смысл в этих утверждениях?
Про «каретку» тоже сильно туманно, хотя версии «расшифровки» у меня есть.
Но кубофутуристы, я полагаю, второй строфой были бы довольны.
ПС Мне у Кабанова нравятся другие кузенчики - которые «прыгают с шестом»)))
============================================================ 2. Декаданс. оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 3. Грусть на донышке оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 Сделано вполне технично. Отмечу в качестве плюсов музыкальное звучание стихотворения и красивые образы (дождь, отмывающий тени с плит), парадоксальное сочетание «беспросветно-белая ночь»….
Но осталось ощущение неопределённости: все детали, взятые порознь, понятны, а их сумма картинку у меня не создаёт. Кто к кому обращается, почему ЛГ кричит от звука телефона, что за ложь в чашке (ложь того, кто звонит)? А может, ЛГ больна и бредит? Или нет...
============================================================ 4. Сяду в старый автобус оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 3 Сумбурно сформулировано, с трудом догадываюсь, что автор имел в виду.
Город встречает зарю только с этим конкретным автобусом? Больше нет компаньонов?
Кстати, «поход» предполагает пешее передвижение, а не на колёсах)
В конце не поняла, куда залетел автобус? Если на тот свет (где ангелы разлетаются в стороны) – то почему? Он же должен был мчаться «в лабиринты эпох», то есть, путешествовать по времени?
Рифма «небо-не был» уж очень избитая…
А схема рифмовки интересная. И вообще, прочиталось легко.
============================================================ 5. Дом, где живёт... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница оценка 8 Замечательное стихотворение, спасибо автору. Ярких и выразительных деталей в самый раз достаточно для создания немного грустной, полумистической картины: с каждым штрихом дом «оживает», мы начинаем его не только видеть, но и чувствовать… Все образы «работают», ни одна фраза не выпадает из контекста как необязательная.
Смело ставлю восьмерку – наивысший балл моей шкалы (ну, почти).
============================================================ 6. Музыканту оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 7. Лапой кошачьей печаль прикоснётся к сердечку оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 3 По смыслу всё верно, но хочется побольше поэзии! Констатация всем известных истин едва ли способна взять за душу читателя… Нужна не просто «тема», а оригинальность её подачи.
И до упора дойдя, осознаем едва ли
Что не всесильны, что пройдена точка возврата, Что за «упор», о какой точке «возврата» речь, в чём ЛГ считает себя всесильным? Версий может быть много…
Волей своею мы сами себя доконали,
Миг и взрывается в собственной жизни граната. Ну, если ЛГ не осознает многого и творит зло без умысла (как сказано выше), то едва ли его действия – результат «воли своей». Скорее, он «доканывает» себя бессознательно. Кстати, «доконали» - очень просторечное словцо, здесь звучит как стилевой провис.
После «мига» лучше бы поставить тире для создания эффекта внезапности. Перед «до упора» после «и» пропущена запятушка: деепричастный оборот.
Схема дактиля соблюдена без помарок, ритмическое чутьё у автора, безусловно, есть)
Всего доброго и…
простите, если чем-то невзначай огорчила.
============================================================ 8. Возвращаясь оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 9. Предчувствие беды оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 Вполне удачная мимолётная зарисовка психологического характера. Маленькие ритмические неточности меня не смутили. Пожелала бы только избавиться от одного из «слов» в 3-й строке. Тавтологично звучит.
============================================================ 10. Где голуби на крыше оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 ============================================================ 11. Афганец оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 Хочу отметить это стихотворение. Важная тема преподнесена не приторно-слезливым или пафосным слогом, а… как-то по-свойски, без претензии на значительность. Ритмический строй частушечно-плясового хорея не уничтожает, а выгодно «оттеняет» серьёзность затронутых вопросов.
Юбилей он справил честно –
Полу-вечье...Полу-бой. С первого прочтения чуть запнулась, но вскоре оценила этот словотворческий приём. Полу-вечье – это и юбилейные полвека, это и увечье человека-«обрубка», от которого осталась почти половина.
Только смерть и пожалела,
Лишь колени подкосив. Отлично! Смерть, символ вселенского зла, оказывается, добрее всего теперешнего окружения ЛГ! А кто является этим окружением? Да все мы, бегущие мимо по лестницам перехода…
"Подкосив колени" = поставив на колени (в переходе) = лишив ног. Снова считываемая двусмысленность.
Автор ненавязчиво, исподволь, создаёт в воображении читателя нужную ему картину, при этом избегая «лобовой атаки» прямолинейных высказываний.
А вот тут несколько замечаний:
Пой и пей, и горя мало,
Безымянный, без лица…
Триста граммов – для начала;
Девять граммов для конца… Война уже кончилась для ЛГ, и мал шанс, что его смерть вызовет пулевая стрельба. Скорее, кастет хулигана или сердечный приступ после обильного «возлияния». Но, возможно, автор помянул «девять граммов» как символ смерти военного человека…
Упокоят, и наверно
Молодежь помянет вас. Эти строки кажутся натянутыми. Во-первых, теряется настроение. Я уже поняла, как трудно живётся ЛГ, какие вокруг черствые люди, и вдруг кто-то собирается ЛГ поминать (и не кто-то, а молодёжь, которой обычно все ценности «фиолетовы»), стало быть, умеет уважать и ценить, хоть и поздним числом. И что я должна теперь думать? Минор отменяется?
Во-вторых, если сначала ЛГ назывался «он», то и дальше следовало говорить о нем в третьем лице, не прибегая к прямому обращению.
Глянь, ползет вторая смена
С орденами за Кавказ… Финал сильный, нравится. Спасибо автору.
============================================================ 12. Остановись! оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 ============================================================ 13. на краешке земли оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 Больше всего понравилось построение стихотворения, подача идеи. ЛГ смотрит на черепаху, символизирующую для него держательницу мира (край панциря = край света), и воспоминания его уносятся к тому времени, когда этот «край» был мерилом больших чувств.
Так бывает: увидишь одно, а мысли по тропинке только тебе вЕдомых ассоциаций текут в другjv направлении… И никому со стороны не понятно, что за странный скачок произошел в твоем сознании.
Понравилось стихотворение.
============================================================ 14. Лунное оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 ============================================================ 15. Экстренное оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 16. Варварское наречие оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 ============================================================ 17. Старому зонту приснилось... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 ============================================================ 18. Мелодия в ночи оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 7 Хороший образец психологической лирики, автору удалось передать настроение, донести идею. Интересна смысловая антитеза: чем сильнее пыталась гроза исторгнуть звуки из непослушного инструмента, тем сильнее он «молчал» (а ведь раньше пел от мягкого прикосновения слабых пальчиков)! Так рояль протестовал против сегодняшнего положения дел: не петь по заказу, для развлечения "врагов", не унизиться до рабской покорности – лучше онеметь навсегда.
«Молчание его подобно грому», - сказал бы Юрий Кузнецов.
Это стихи не только о выброшенном на свалку рояле, здесь затронуты куда более серьёзные вопросы. Короткий текст, располагающий к движению мысли - это здорово.
Что не понравилось:
Однозначно не в тему фраза про "торжество плебейства». У нас два действующих лица – рояль и гроза. Первый символизирует противостояние, вторая – злую разрушительную силу. Откуда взялся плебс, при чем он здесь? Композиционно излишняя вставка, размывающая основную идею.
Мне кажется, фразу было бы легко заменить: она в начале строки, рифма на неё не приходится. Конечно, если автору будет угодна замена…
Ну и не очень прозвучала для меня рифма «рояля – завывая». Хорошо бы избегать бы таких сомнительных созвучий…
Как память о былом... О чем, рояль, ты вспомнил?
Задумался о ком? Память – вспомнил – задумался о… повторов многовато, на мой взгляд.
Думаю, звуковая перекличка «выСТУКивал СТАКатто» будет хорошим звукоподражанием дождевым каплям (я увидела обсуждение…)
Спасибо автору и респект.
============================================================ 19. Из дневника оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 20. Попытка бегства оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 ============================================================ 21. Пилигрим оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 Перекличка разнородных образов скорее понравилась. Хотела даже сначала шестерку поставить. Но чем глубже вникала в стихотворение, тем меньше оно меня устраивало: слишком фрагментарно, недостает смысловых сцепок между частями текста. Появилось ощущение, что я вижу ворох листьев и веток, но не вижу «ствола», который приведет этот хаос в систему…
============================================================ 22. В цвет охры оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 Многого не поняла. Что за манекены, почему они смеются (если они «друзья» ЛГ, то, наоборот, должны сочувствовать ей и плакать). Что за «похрен», которым кого-то куда-то зовёт бездна?
Если герою предлагается пройти по «лунной дорожке», то зачем говорится о том, что героиня строит «глиняные подвесные мосты» (но сам по себе образ очень хорош).
И т.п.
Словом, вижу хорошие творческие возможности автора, его богатую фантазию, но не вижу смыслового единства текста…
============================================================ 23. Апрельская дурь оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 7 Так сочно написано, так образно! Смак!
Про моллюска – просто чудо)
Что не по мне:
свеЖИЙ Жизненный – фонический дубль (но не сильно важно).
Я врастаю в землю меткой нулевого километра,
тротуар, свинцово хмурясь, проплывает за спиной, Это как? ЛГ лежит на асфальте?
Свежий жизненный урок
растворяется в капели и волнует еле-еле, Что за урок? До этого было только описание весеннего пейзажа, и ничего, дающего ключ к пониманию.
============================================================ 24. Ходики времени оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 ============================================================ 25. Я вижу свет ... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 3 ============================================================ 26. письмо самому себе оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 4 (почти 5) ============================================================ 27. Точка невозврата оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 5 ============================================================ 28. Спящая красавица оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 8 Ой, какая прелесть!
И мысли мои, и эмоции, и эстетические чувства - получили удовлетворение.
============================================================ 29. Моему деду оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 6 ============================================================ 30. Старая канатная дорога оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница Оценка 8 Ну всё по мне, браво автору!)
Надо же так необычно, интересно, и в то же время классически ясно, без ненужных стилистических наворотов, рассказать о грустном эпизоде прощания с жизнью!
При желании, конечно, можно придраться к мелочам. Например: неужели можно спутать маленький нимб с громадным вокзальным сводом? Пётр, что ли, перерос Гулливера? И вообще, разве бывают «своды» у вокзала, это ж не храм… Но допустим.
Почему герою видится именно вокзал? Неужели на тот свет переправляются на поездах?
Но всё это не говорит о том, что нужна правка: она может покалечить стихо, пусть лучше так останется, всё равно здорово)
============================================================ Всем спасибо, было интересно!)))
Простите, если что: критик автору глаза не выклюет!)))
Лола, всё равно интересно получилось, даже на мой придирчивый взгляд)
Спасибо за лояльность)
Будем ждать новых хороших стихов!)
Ну, вот такой у меня стиш, от имени некой сторонней сущности (возможно, ангел-хранитель, только очень уставший и очеловечившийся) Беспросветно-белая ночь - да, парадокс, но белизна - изнанка тьмы) Если вокруг только белизна - это так же страшно, как тьма. Мне так думается.
От ЛГ - одна фраза, все прочее - сопереживание хранителя на разных уровнях восприятия.
Во как сложно)))
А беспросветно-белая ночь мне как раз понравилась)
И тебе спасибо)
Спасибо за "семёрочку". :-)
Описываю ситуацию детально:
Если стоишь на краешке газона (врастаю в землю) рядом с тротуаром (сзади - асфальт) в состоянии погружённости в себя , окружение размывается и начинает как бы двигаться, закручиваться относительно тебя - серая масса за спиной тоже приходит в движение ( каким-то периферийным зрением то ли видишь, то ли чувствуешь).
Реальность описываемого явления могу лично засвидетельствовать как очевидец). В последнее время стараюсь писать только то, в чём уверена на сто процентов. Поэтому, наверное, и не пишу.)))
Я не сомневаюсь в том, что у тебя именно такие ассоциации относительно пространства и т.п., но по стихотворению для меня не всё было очевидно, о чем и сказала.
После разъяснений - поняла)
Пасиб)
Если по поводу всего сомневаться - ни одного стиха не напишешь)
Удачи!)
С нашими "разнопородными тараканами" хорошо, что хоть первая строфа понравилась...)))
нзчт)
Юль, да ты чё? "Пишущая каретка" - это про пишущую машинку... Вот и всё... Символ... молчания...
Лёш, да поняла я, что к машинке относится.
Но дело в том, что для меня такой же символ молчания - отсутствие клавиатуры, к примеру. Поэтому "каретка" мне кажется неточным словом в данном контексте.
Вот представь, скажу я:
Пришла пора без переключателя скоростей.
Что ты подумаешь? Возможно, то, что в моей машине возникла поломка. А поддумаешь ли, что я имела в виду наступление монотонно-пресного этапа жизни, и переключатель для меня - символ изменений, движения, динамики? Уж скорее, сама машина - символ движения, но не её часть.
Пришла пора без её золотых волос. Сразу в голове: девица постриглась. А оказывается, она сама ушла от ЛГ.
Это я всё к чему: если в качестве символа представляется какая-то часть целого предмета или явления, то нужно быть готовым к вопросу читателя: почему именно ЭТОТ образ (не глаза, не руки ласковые - в последнем случае, - а именно волосы?) И ответ, который читатель даст сам себе, может быть далёким от истины. Нет волос - значит, тифом болела. И ведь прав будет - по-своему...
Пишущая машинка всегда была символом "пишущей братии". А здесь просто типа эллипса. Ну, да ладно...)))
Но я старалась))))
Пиши чаще, Лёш, я ж так... любя ругаюсь) Ты молоток)