Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
образный обзор, обзорный образ, №10
Обзоры
Автор: квартира_№N
Очередной образный обзор конкурса
«88. квартира №W, или двухкомнатный конкурс-10».

Концепция следующая: авторы выбирали из ниже представленного списка две позиции:

1. Только комплиментарный!
2. Мятно-мягкий.
3. Злой, как тысяча акул.
4. Наукоёмкий...
5. Минимальный до примитивизма: понравилось-не-понравилось, т.е., без обзора.
6. Два в одном: и хорошее, и плохое.
7. Ваш вариант.


Не будет лишним напомнить, что это всего лишь мнение одного читателя, но организатора конкурса. Возможны опетачки и избыточная любовь автора обзора к знакам препинания.

Поехали.

--------------------

1. Ольга_Альтовская. Душа во мне
http://litset.ru/publ/16-1-0-26326

Я выполнила миссию сосуда.
Я выпустила птицу из гнезда.

4. Наукоёмкий...

Тело как сосуд, вместилище для души. Немного фасонисто воспринимается образ. И слово миссия считывается претенциозно и выспренно в данном контексте. Конечно, по смыслу больше подходит слово «функция», а не «миссия». Но миссия, безусловно, добавляет больше поэтических ноток. Не очень понравилась образная однородность: тело представляется и сосудом, и гнездом. Если птица – это душа, а гнездо – это тело, но непонятно, кто выступает в роли субъекта действия, кто этот «я»?

Что касается философии. У меня одна ассоциация: любопытная идея субъективного идеализма, которая получила название «Мозг в колбе». Это разновидность мысленных экспериментов, иллюстрирующих зависимость человека в понимании действительности от его субъективных ощущений. Цитирую: «…так как мозг в колбе производит и получает точно такие же импульсы, как он делал бы это, находясь в черепе, так как эти импульсы являются для мозга единственной возможностью взаимодействовать с окружающей реальностью, то с точки зрения мозга нет возможности гарантированно утверждать, находится ли он в черепе или в колбе. В первом случае вера человека (обладателя мозга) в объективность своих ощущений (например, что человек гуляет по улице, или ест мороженое) - будет истинной, а во втором - ложной. Так как невозможно знать, не находится ли мозг в колбе, следовательно, может быть, что большинство верований в объективную реальность - ложны».

Как итог: существование души (или иного производителя мыслей) вне человеческого тела далеко не изученный парадокс. Но в поэтических конструкциях её существование – уже весьма сомнительно.

2. Ольга_Альтовская. Мой мир
http://litset.ru/publ/16-1-0-13707

Шаги и звоны в тёмном зале,
Камланье ночи при свечах,
И паутинка белой шали
Покоем дышит на плечах.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Вот камланье ночи -это хорошо. Как-то таинственно, заманчиво, беспокойно. Но свечи этим камланьем внесли сумбур и путаницу в моём восприятии. По порядку. Действие (а это действие, безусловно) «камлать», скорее всего, здесь употреблено как синоним к слову «шаманить», ибо вряд ли ночь при свечах будет произносить страстные и пафосные речи (второе значение данного слова). Кому и зачем?
Ночь как шаман – это забавно и точно. Но в данном контексте не вяжутся никакие речевые и страстные действия ночи, ибо - она бесшумна и нема, в общем-то. Гудит – ветер, шумят – люди. И далее автор пишет, что «…паутинка белой шали Покоем дышит на плечах».А выше была тишина, неспешность. Автор нарисовал картинку безмятежности, но почему-то ночь в этот миг занимается камланием?
В любом случае, камлание ночи можно вписать в определённый поэтически контекст. Если не вдаваться в семантические детали данной конструкции, автору это удалось. А мне, в общих чертах, как читателю, понравилось.

3. Роксана_Ланд. Двойственность
http://litset.ru/publ/1-1-0-32802

Когда судьба, подстреленная влёт,
На лёд расплещется.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Не очень бодрым смотрится игра слов: «влёт-лёд», было такое и не раз, разумеется. Всё-таки, в стихотворении должны быть свои «скорлупы каштанов, словно гальванические мины» (Иосиф Бродский). То есть. В хорошей работе должен быть хотя бы один хороший образ. И его хорошесть определяет автор, в первую очередь. Во вторую очередь – читатель. Возможно, такой и есть в «Двойственности», но подстреленная судьба, которая расплескалась на лёд, лично меня сильно не поразила. Возможно, поразит читателей, посмотрим. Но с точки зрения фоники оформлено очень качественно: когда судьба, подстреЛЕннаявЛЁт, на ЛЁд распЛЕщется. И это хорошо, конечно же.

4. Марина_Старчевская. Ноябрь, пейзаж
http://litset.ru/publ/10-1-0-31542

в горле голого бульвара
Першит бензинным перегаром.


4. Наукоёмкий...

Красиво и лапидарно. Олицетворение, перенос органических архетипов, элементов, связей на неживую субстанцию. Конечно же, мне могут возразить: лексическая единица (слово «горло») давно приобрело иные семантические характеристики. Но! Першит, всё же, в горле человеческом, поэтому, мне представляется, что здесь олицетворение, основанное на метонимии. Не уверен в точности образного переноса: в поперечном сечении горло образует замкнутую окружность, а бульвар – лишь сектор, часть окружности. Немного диссонирует эпитет «голый», но детерминанту данного диссонанса объяснить не могу. Возможно, издержки личной апперцепции. Далее. Вероятно, в данной конструкции наблюдается синтаксический сбой: першит от бензинного перегара, а не першит бензинным перегаром. Но даже эти детализированные замечания и ремарки ни в коей мере не умаляют визуально качественного оформленного образа. Автор заслуживает торжественной песни в честь бога Диониса.
Спасибо.

5. Михаил_Любавин. Скрипочка будет петь
http://litset.ru/publ/16-1-0-32727

Хлеб из обойной муки – неважнецкий ангел…

6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Обойная мука – это самый грубый помол для выпечки хлеба, в ней встречаются зерновые крупинки до 600-700 мкм. Зерно молотят целиком, без предварительной очистки, после обработки просеивание производится через крупное сито или не производится совсем. В этой муке содержатся грубые оболочки зерна в большом количестве.

Очень интересная задача - дать оценку данной работе. А здесь – именно работа! Безусловно, данная фраза – контекстна, т.е. не работает вне материала. А материал – тоже непростой, тонкий, колючий, как лёд, холодный и мёрзлый в хороших поэтических смыслах. Не буду врать, не сразу всё стало понятно. Хотелось уточнений от автора и разъяснений от читателей. Но больше всего хотелось, всё ж, разобраться самостоятельно. Итак, трагедия юного человека, фоном, бэкграундом которой является искусство и война. Причём блокада не считывается сразу, не является прозрачной, а значит, хочется какой-нибудь метки. Незначительной. Упоминание «Красина» в полной мере не решает этой задачи. Итак, война, абсолютно неестественное состояние для человека и такое перманентное состояние для людей. 200-300 грамм хлеба из муки грубого помола не спасали детей, неважнецкими они были ангелами-спасителями; и музыка не спасала, ничего не спасало.
Но хлеб из обойной муки сам по себе – хороший ангел. Было бы точнее, если бы образ конструировался на факте суточной нормы. Либо употребить иной эпитет, не обойный.Возможно, излишне закручено всё для выбранного стиля и почерка, но эти двухходовки решаются просто. И становится страшно от этого решения. Пройти мимо? И жить спокойно, не думая об этих одиноких скрипочках. Каждый решает для себя. Кто-то проходит, а кто-то пишет стихи. Сильные по форме, трогательные по содержанию. Браво и спасибо автору.

6.Белый_Ящик. Шесть соток
http://litset.ru/publ/29-1-0-30130

И вся страна – большой иконостас,
участками такими тесно сотканный.


№7 это: "как в голову придёт на момент написания". Или просто "как в голову взбредёт".

Вот импонируют мне смелые конструкции. И здесь, хорошо ли, плохо ли, но дерзновенно – это точно! Вместо иконостаса можно было употребить какие-нибудь матрицы, паззлы, платформы, базы. А нет – иконостас! Одно из значений слова иконостас (в переносном смысле, разумеется) обозначает большое количество фотографий или иных изображений, размещённых где-либо: на стене, на полке и т.п. Если представить страну в виде некоего пространства, где плакетками, иконками, как на рабочем столе каждого компьютера, прикреплены участки-сотки, которых тысячи и тысячи, то всё в этом образе станет (или повиснет) на своё место. Определённая искусственность, натянутость, конечно же, присутствует. Но эта натянутость не является, простите за каламбур, притянутой за уши. В общем, интересно, насчёт шорта – подумаю.

7. Белый_Ящик. Свет мой зеркальце…
http://litset.ru/publ/29-1-0-30035

стал короче фитиль свечи
и к подсвечнику пламя ближе.


мой вариант №7 это: "как в голову придёт на момент написания".

А здесь - не очень впечатлён! Как такового переноса и образного сравнения не увидел. Обычное уподобление и описание в смыслах «что вижу, то и пою». Фитиль свечи сгорает, он становится короче; свеча плавится - становится меньше. И что здесь симпатичного и нестандартного? Что должно поразить поэтический взор читателя? Обычная констатация факта. Следующая строфа – гораздо интереснее:

Догорает свеча моя…
испаряется понемногу…
Я всё чаще шучу, что я
по частям поднимаюсь к Богу.

----
Ну, согласитесь, интереснее?

8. Лейда_Цехиева. Крест
http://litset.ru/publ/29-1-0-26726

Люська счастье своё отстирает, слегка отутюжит.

3. Злой, как тысяча акул.

Тот случай, когда автор заставил критика напрячься. С какой стати мне необходимо писать зло, если мне хорошо? Но придется.
Как называется перевод абстрактного понятия в предметную, конкретную плоскость и создание на базе этого забавной ситуации? Встречал подобные приёмы, конечно, же. И не раз. Такие словосочетания требуют добротного контекста. Здесь – всё на месте. Функцию соответствия стиля выполняет… Люся! Не какая-то серьёзная дама, а именно Люся, которая счастье может и постирать, и отутюжить, и надеть, наверное! А ведь, само стихотворение – далеко не юморное, не прозрачное, сложное в меру. А образ – лёгкий и утренний. И вписался он замечательно в смысловую канву. В общем, особых претензий нет. Единственный момент: придумать такое, как мне представляется, не составляет особого труда. Я имею в виду образ, разумеется.
Стихотворение, безусловно, крепкое, но… Но это уже иная история!
Акулы пера из меня не получилось, простите автор. Не, ну если очень надо, то зубами могу вцепиться. Зубьёв у акулы много, не жалко…

9.Елена_Тютина. Снежная королева
http://litset.ru/publ/16-1-0-32814

Ишь, как горланит за дверью жизнь, это она от тоски дичает.

7. вариант - хочу литературный разбор)

Ах, вот оно как! Целый день думал, что значит литературный обзор? Ничего не придумав, решил проанализировать данную образную конструкцию так, как получится. С надеждой, что получится литературно. Или, по крайней мере, честно!
Анализ этого милого олицетворения упреждаю дефинициями ключевых слов данной конструкции.

1. ДИЧАТЬ, -аю, -аешь; нсв. (св. одичать; разг. задичать). 1.Приходить в первобытное, природное состояние, становиться диким (2 зн.). 2. Становиться застенчивым, нелюдимым (о человеке).

2. ГОРЛАНИТЬ, -ню, -нишь; нсв. что и без дополн. Разг.-сниж. Говорить, кричать или петь слишком громко, во всё горло.

3. ТОСКА, -и; ж. 1. Тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, грусть, уныние.

Далее. Определим не синонимы, но некую смысловую окраску каждого слова, выраженную в глагольной форме.

Дичать – становиться диким, природным, застенчивым, тихим.
Горланить – орать.
Тоска – унывать, грустить, стихать.

В результате, имеем диссонансный, не лежащий на поверхности, противоречивый смысл: тот, что дОлжно становиться тихим, кричит во всё горло. Вывод: не надо излишне детализировать, детерминировать конструкции, построенные на олицетворении, т.е. на перенесении признаков живого существа на неодушевленные предметы и явления.

Но если не вдаваться в эти лексические тонкости, основанные зачастую на субъективном восприятии читателя (критика), отмечу, что образ понравился! И, кстати! Тот случай, когда даже каждая лексическая мелочь имеет работает на смысел. Я про междометии «ишь». Ишь, как оно к месту подобрано!

10. Елена_Тютина. Заоконье
http://litset.ru/publ/16-1-0-32523

а сверху на короткой пуповине
висит новорожденный лунный свет.


1. Только комплиментарный!

От спасибо за выбор! А то очень озадачили бы меня, если бы выбор автора пал на злобный вариант разбора. И вот тогда на авансцену вышли бы: пустое критическое сочинительство, бессмысленное плетение заумных фраз и нарочитое жонглирование литературными терминами. Ура! Комплиментарный! И это хорошо, поскольку в данной конструкции – всё на месте: контекст без экивоков и подземных течений; стилистика зимы, холода, новорождения (т.е. холода!); короче, нужные слова в нужном порядке. Лично меня не очень радуют образные конструкции, построенные на фактуре человеческих органов, особенно, если органы внутреннего, так сказать, толку. Но здесь даже моё восприятие-душенька - спокойно! Очень симпатичный образ, в шорт, конечно же! Кстати, стихотворение тоже хорошее! К новорождённому лунному свету добавлю ещё:

- Ленивый снег дотронется до стекол;
- дамокловы мечи (сосульки);
- и новый мир: молочный, полусонный по комнате неслышно поплывет.

Хорошо!

11. Татьяна_Рузаева. Росточек
http://litset.ru/publ/16-1-0-19468

День вспарывать, а ночью шить
По ране.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Резко, отрывисто и напористо. Есть несколько моментов, которые меня смущают. Во-первых, недвусмысленная двусмысленность. Вспарывается сам день или это просто действие происходит в течение дня? Если вспарывается сам день, то непонятно здесь воспринимается наличие ночи. Если же некое действие, скажем так, обезличенный лирический герой производит целый день, то даже из самого текста неясно, что вспарывается и что зашивается? И, кстати, если анализировать всю работу, то упоминание ночи в рядом расположенных строфах не работает на хорошее впечатление от прочтения. Тем не менее, отмечу выдержанную ритмическую картинку, которая великолепным образом работает на задумку работу. В которой, я уверен, смысл, всё же, есть…
Кстати, фраза «хрустит в сухом остатке дней соль строчек» гораздо симпатичнее вспоротого дня. Гораздо! И за это автору – спасибо.

12. Татьяна_Рузаева. Отзвук
http://litset.ru/publ/16-1-0-32615

Ты не касался нынче
струн дождя?


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Один момент. Непосредственная конструкция образа предполагает наличие общего и частного. То есть. Струны являются частью музыкальных инструментов. Струны гитары, страны арфы, струны органа. Фраза «струны дождя» также должна предполагать наличие вот этого самого инструмента. Но дождь, он и состоит из одних струн. Он и есть струны. Что остаётся от дождя, если эти струны из его изъять? Но конструкция «струн дождя» предполагает, всё же, наличие чего-то ещё. Уместно было бы просто сравнение дождя со струнами (например, дожди, как струны арфы). Возможно, это излишние придирки. Но, возможно, и нет! В целом, стихотворение подкупает своей лаконичной образностью и тонким лиризмом.

13. Александра_Одрина. Баллада о звёздах
http://litset.ru/publ/0-0-0-25600-13

А звёзды, сбитые с панталыку,
Забились в судорогах тревог
И стали падать с безумным криком,
На землю сыпаться, как горох:


7. наукоёмкий, нелицеприятный, и в то же время с учётом положительных факто-ров, которые, по мнению афтора, несомненно, присутствуют в тексте, иначе зачем...
Юмор приветствуется, издевательства и ёрничение - недопустимы.


Образ должен быть коротким. Хорошо, давайте без императива. Желательно, чтобы образные конструкции в стихотворении были максимально короткими. Тропы – это всего лишь инструменты, они не должны быть самоцелью, если, конечно, сам смысл работы не представлен в виде образной фразы. Здесь, мне представляется, всё слишком многословно. Целое четверостишие призвано сообщить, что звёзды – падают. Но это тот случай, когда критик и автор пришли к консенсусу по поводу лучшего места в стихотворении: именно эти, падающие, как горох, звёзды. Фраза фонетически хорошо оформлена. Твёрдые губные, язычно-зубные звуки в сочетании с дрожащим «р» (в судоРогахтРевог, кРиком, как гоРох) придают четверостишию крепости, холодности ночи, морозной вечности. Тем не менее, замечу, что явный перебор здесь присутствует: непонятно, как звёзды могут безумно кричать? Обычно, доказывая тезис о том, что фраза перегружена, делаю следующее: перевожу поэтический оформленный текст в прозаический. В таком случае, имеем здесь: сбитые с панталыку звёзды, которые бьются в судорогах тревог, падают на землю, при этом, они кричат безумно, а затем разбиваются, словно горох. Перебор.
Отмечу, что общее впечатление от тропа – неплохое, особенно понравился причастный оборот сбитые с панталыку по отношению к падающим звёздам. Лично для меня было бы достаточно фразы: а звёзды, сбитые с панталыку, на землю сыплются, как горох!
Но автору, как известно, авторово…

14. Люся_Мокко. С тобой легко
http://litset.ru/publ/16-1-0-30897

Вычерти горизонт перьями облаков.

№7. Фирменный, от товарища Юстаса.

Разбор будет туманным! Этаким, маргинально-обтекаемым.
Итак. Начну с конца: образ понравился. Не скажу, чтобы очень-вау, но понравился. Вот почему. Мне представляется, здесь наличествует тонкая (или неочевидная) омони-мия, т.е. звуковое совпадение разных языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом. Ключевым триггером образа является не горизонт, а перья. То есть. Перья, при помощи которых можно чертить и рисовать; и перья, как один из видов волокнистых облаков верхнего яруса. Вот эта фонетическая (и семантическая!) аналогия работает на смысловую точность данной конструкции.
А вот сформулировать, что не нравится, точнее, описать, почему образ не дотягивает до 10-балльной отметки, гораздо сложнее. Нет здесь храбрости творческой, что ли! Оной, безусловно, и не должно быть, но я упредил, что разбор будет туманно-облачным! Кстати, о стихотворении! Авторский почерк считывается по композиции, которая представляет объединение строф некими едиными приметами. В общем, товарищи, резюме: в шорт. Ибо мне понравилось. Несмотря на сложности негативных формулировок. Такие вот, обтекаемо-дымчатые мысли… Как автор и просил…
П.с. посмотрел, достаточно ли накидал многоточий? Маловато, не по-юстовски…
))

15.БукваО. Сентябрю
http://litset.ru/publ/16-1-0-29782

Сковал сентябрь серебряную клетку,
Её решётка – стылые дожди.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Понимаю, что поклонников решётки из стылых дождей, будет немного, но отмечу: а всё же, интересно получилось! Хороши образы, которые строятся на несочетаемости, но без откровенного и несложного, на мой взгляд, применения приёма оксюморона. Прутья решётки, безусловно, должны быть из твёрдого материала, коими структуру дождя назвать сложно. Поэтому хорошо воспринимается сравнение в данном стихотворении. Не всегда подобные эксперименты завершаются удачно, но здесь, мне кажется, всё получилось. Немного смущает эпитет серебряный в этой конструкции: смущает не тривиальностью, а неким намёком на тривиальность: осень – она золотая, а сентябрь – он серебряный. Как бы это выразиться поточнее, излишне недвусмысленно что ли! ))
В общем, неплохо. Дожди, по причине их поэтической архетипности (образной шаблонности), вообще сложно облечь в новую образную форму. Но даже эпитет «стылые» не раздражает, несмотря на его, казалось бы, не очень новое сочетание с дождями. Традиционно отмечу и другие прекрасные, на мой взгляд, образные точки стихотворения: клочья-воробьи тумана, купола зонтов. А вот яд холода насторожил, как и излишний цветовой перебор в характеристиках листьев.
Спасибо.

16.БукваО. Январское утро
http://litset.ru/publ/16-1-0-32904

купается снегирь
в лучах, с восходом Солнца по соседству.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Так-с, здесь имеем. Купающегося в лучах солнца снегиря. Несколько претензий к слову «соседство», которое явно (мне так кажется, что явно) было придумано раньше строчки, ибо слово «детство» рифмуется очень тяжко. Возможно, мои критические флэшбеки сопряжены с тем, что сам, хорошо помню, подбирая рифму к указанному слову, остановился на соседстве.

(Ох! Если бы давали премию «Оскар-критика-обзор», то номинацию «Самая непонятная придирка», получил бы только что написанный абзац).

Далее - странное ощущение. Сначала образ понравился.Затем, когда начал разгребать по словечкам, понял, что слишком много света: согласитесь, и лучи, и солнце, и восход – всё это легенды одной медали. Восход Солнца тоже воспринимается,как излишнее уточнение. И точно здесь Солнце с заглавной писать надобно? Вроде, нет. Да, восходы бывают разные: Венеры, Луны, Юпитера. Но понятно же, что речь здесь идёт про Солнце. Или так: про солнце. В общем, либо восход лишнее, либо солнце – не к месту.

Купается снегирь в лучах.
Восход. И -/-/-/- по соседству.


Итог. Назвать плохой образную фразу, конечно же, нельзя! Присутствует утренняя гармония, искристая искренность и морозное безмолвие. Но вот тот случай, когда хочется темноты по причине излишества света.

П.С. Фонарь в виде буквицы – очень интересно!

17. СветланаПешкова. Мои уральские степи
http://litset.ru/publ/16-1-0-29999

и ветер, долгим летом утомлённый,
с одышкой ковыляет по степи.


№7 - Ваш вариант.

Ха! Хорошо помню: один из двухкомнатных конкурсов я упреждал условием, что айтысы не принимаются)))

И стихотворение понравилось, и образ! И вот почему.
Главное здесь – даже не удачный контекст, а почти идеально сочетание текстового материала и образных вкраплений. Старая, как Данте, проблема: какова должна быть образная плотность в стихотворном материале? Мне представляется, что автор ответил в этой работе: один сильный и несколько ещё. Хороших. Это, что касается формы. И содержательно образ не вызывает особых нареканий. Никаких не вызывает нареканий. Нравится, что действие, производимое ветром, тоже сопряжено с аналогичной стихией (одышка – воздух – ветер). Очень красиво (просто шикарно!) воспринимается фраза «ковылять по степи». Согласитесь, если нас, не жителей данной природной полосы, попросить назвать растения, произрастающие в указанной зоне, ковыль мы укажем. В результате, мы имеем: очень удачное олицетворение, тонкую игру слов, ненавязчивый и не загромождённый словесами образ. И, как следствие, отличное стихотворение!
Автору – поём айтыс!

18.СветланаПешкова. В ловушке
http://litset.ru/publ/3-1-0-30237

…Усталой волчицей зима уходит,
крадётся щенок-апрель.


№7 - Ваш вариант.
Мой – драматический…


Вот! Авторский стиль налицо! Очень похожие приёмы: конструировать образные картинки словами как бы и разными, но как бы и нет. Щенок – маленькая собачка, маленький пёсик. Волчица – животное семейства псовых. Мне представляется, что подобные конструкты действуют на подсознание читателя, создавая тем самым невероятную поэтическую магию. Или химию творчества! Забавная здесь антитеза, двойная. С одной стороны работает образная пара «щенок – волчица», а с другой – антитеза действий, «уходит – крадётся». С позиции уже своей профессии отмечу, что автор продемонстрировал режиссёрский, драматический конфликт (имеем противопоставления по полу, возрасту, действию, времени года и т.д.). Утащил образ в свою презентацию «Режиссура праздников», буду демонстрировать в качестве образчика. Отчисления гонорара не гарантирую. Но гарантирую достойное место образа в моём шорте!
Один из лучших!

19.Omakar. Один в тишине
http://litset.ru/publ/69-1-0-33146

Январь, как с горы снежной, катится.
Застыла Москва, видно кается.


№7 – теософический.

Тут вот в чём мистика? Во-первых, непонятные оккультные силы вмешались в решение ведущего, который принял два образа за один. В первом субъектом действия является январь; во втором – Москва. Не надо искать тайных теорий заговора, но январь в этой упряжке мне нравится больше. Снежная гора – это часть января, получается, что январь катается сам на себе. Этакая трансцендентная вещь в себе получается. Картинка зимы сложилась, но изображение далеко до тех пахнущих рериховских вершин. В общем: катающийся январь на фоне богоугодной, кающейся Москвы, похож на тех нищих, которые на паперти протягивают обе руки.

20.Omakar. Этюдник. Ноябрь
http://litset.ru/publ/69-1-0-31432

Бежала улица, визжа,
Бросаясь на поток машин.


№4 наукоёмкий.

Очередная персонификация, т.е. олицетворение. Предположу, что статистически – это один из самых популярных поэтических тропов. Не знаю, насколько тезис валиден, но если исходить из опыта проведения образных конкурсов, смею утверждать, что суждение верно. Мне импонируют урбанистические метафоры, это отчасти повлияло на впечатление от прочтения работы. Что смущает. Поток машин – это, в какой-то мере, и есть улица. Получается, улица бросается на самое себя. Второй момент. Что у улицы выполняет функцию визжания, если не поток машин, на который она кидается? Думаю, здесь очередная интерференция составляющих образной конструкции. Ноябрь, который кружит над городом, тоже не кажется оригинальной находкой. Сравните с январём, который только что катался с горки. В общем, с приёмом персонификации сил природы автору необходимо завязывать. Но! Вот нравится и всё тут! И никаким науками объяснить не могу!

21.АлексейИрреальный. О влиянии звёзд
http://litset.ru/publ/3-1-0-13181

И я ухвачусь за лимонный рог -
в пространстве и времени сразу.


2. Мягкий, но без мяты.

Надо полагать, лимонный рог – это луна. Ох, бедная луна, что с тобой только не делали поэты?! Превращали тебя в кошку, монету, смайлик, жемчужину¸ монокль, глаз, пуговицу, моцареллу, мяч для пинг-понга и даже в солнце («луна – волчье солнце»). Во всё круглое, в общем! В данной конструкции луна сложена из двух разных предметов и явлений: рога и лимонного цвета. В результате получили интересную, ароматную картинку тихой звёздно ночи. Мне приглянулась.
Что касается самой работы. Мне представляется, что в коротких стихах лексика уж точно должна быт аутентичной, неповторяемой. Поэтому времени – многовато (времени – как лексической единицы). А у меня времени - маловато, посему, мягко и корректно в финале отмечу. Образ нравится больше, чем строка «вспыхнула вдруг звездопадом...».

22.АлексейИрреальный. Золотая могила
http://litset.ru/publ/29-1-0-3406

он сам ископаемым рудным
заполнит Прокрустово ложе


2. Мягкий, но без мяты.

Субъективное замечание. Образ, который не существует вне контекста, труднее всего поддаётся анализу и разбору: сложно проводить аналогии, крутить в руках эти образные детали. Привязка к тексту как бы притягивает образ к земле, лишает его воздушности, самостоятельности, лёгкости. Это, что касается формы.
Стихотворение непростое. Образ – самостоятельно нераскрываем. Самодостаточностью, на мой взгляд, не характеризуется. Повторюсь: хорошо это или плохо, не знаю. Поначалу я не раскусил этот образ. В итоге, действительно, шахту можно представить в виде ложа Прокруста и это сравнение удачно со всех сторон. Вкрапление крылатых выражений придаёт смысловую стойкость. Фонетически хорошо оформлены стихи (строки): мягких согласных мало, твёрдых – достаточно, что хорошо здесь для подчёркивания смысла.
Итог: неплохо, но меня, почему-то, не зацепило. Возможно, перебор твердости в моих требованиях.

23. Ан_Ли. cкоротечное... записка осеннего листа
http://litset.ru/publ/16-1-0-33157

одинокий
лист осенний
сиротою падал вниз.


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Не очень сильно, но эмоционально хорошо.
Думаю, проблема в следующем. В конструкции сочетаются слова, которые, различны по значению, но синонимичны образно. Этакая образная тавтология, что ли. Судите сами: осень, одинокий, сирота, лист, вниз. Все эти слова смыслово тавтологичны. Да и сама фактура (т.е. то, на чём строится троп), немного шаблонен: сложно осень и листья соединить в яркий поэтический образ. Кстати, очень понравилась вся метафорическая картинка:

Одинокий
лист осенний
сиротою падал вниз.
Этой осенью последней
он рассчитывал на жизнь.


Странно, но почему-то меня не раздражает перебор осени в этом коротком финальном сообщении. Но даже он подчёркивает мои критические экзерсисы: к списку образной тавтологии добавлю слова «последней», «рассчитывать на жизнь».
Итог: честно говоря, мне понравилось. Но в шорт, увы, не возьму…

24.Ирга_Рябина. Песчаное
http://litset.ru/publ/29-1-0-31137

Морщинится дюнами небо, шуршит...

5.Без разбора.

Скорее нет, чем да.

25. Ирга_Рябина. Падала зима
http://litset.ru/publ/29-1-0-33023

ночь,
завернувшись в тёмный кокон,
бросает звёзды в стёкла окон,
как крошки с барского стола.


5.Без разбора.

Очень понравилось. Но что интересно… (ах, автор попросил же помолчать)

)))

26. Михаил_Кульков.Созвездие Андромеды
http://litset.ru/publ/6-1-0-33160

Амальгамою двойной звезды киноварь.

4 плюс 7 много и подробно.

Ну, что сказать. Уж если и есть здесь троп, то тропинка к нему лежит через сложные паутинные материи авторской фантазии. Лично я запутался в этих цветных космических структурах. Не раскусил! Поглотила меня чёрная дыра недопонимания! Вроде, и есть какая-то связь между рудой, производящей ртуть и сплавами из этой ртути, но - увы! Всё это - за гранями моего мироразумения. И, кстати. Мнемоническая конструкция должна быть проще конструкции, ради которой эта мнемоника создана. Иначе, зачем? В любом случае, поздравляю россиян с тем, что астрономия возвращается в школьную программу, и наши дети смогут объяснить струнную теорию вселенной!
подобные образы будут щёлкать, как орешки!
))

27.Сергей_Чел. Свидание
http://litset.ru/publ/69-1-0-33198

Сердцем маятным предсказан шторм отчаянья со смогом!

№7 - на усмотрение обозревателя

Ну, на усмотрение, так на усмотрение! Попробую применить к разбору образа люби-мый приём критиков и нелюбимый для авторов – построчный…
1. Сердцем маятным. А хорошо! С одной позиции, деятельность сердца представлено как движение маятника, а с другой - обыгрывается слово маета. Случайно или нет, не знаю, но получилось!
2. Сердцем маятным предсказан шторм. Вот маятник точно к предсказанию не имеет никакого отношения. Хотя, понятно, что предсказывает здесь сердце беспокойное сердце. Претензия снимается!
3. Шторм отчаянья. Не будем обращать внимания на окончание –енья, которое, как известно, ритмическая брешь.
4. А вот отчаяние со смогом – очень понравилось!

Итог: многоэтажная образная конструкция. Автору самостоятельно необходимо принимать решение о состоятельности данных словесных ярусов. Моё мнение выражено также многослойно. Немного альбомно, нарочито, мещански, но не лишённое какой-то привлекательности.

28. Марина_Старчевская. Возвращение
http://litset.ru/publ/10-1-0-31744

за чаем в самолёте,
Сидеть, как повесть в переплёте


6. Два в одном: и хорошее, и плохое.

Интересная фраза, смелые сравнения, хорошо работает в тексте, особенно рядом со студентом, тычущим в мобильный. Но. Чувствуется определённая неуверенность, непроверенность при создании тропа (возможно, стихотворение блицевое). Итак, сидеть, как повесть, согласитесь, очень образная вещь! Но непрозрачная и непрямая образная вещь. С одной стороны, почему повесть, а не книжные страницы, если имеется в виду переплёт книжный? С другой стороны, о какой повести идёт речь, если переплёт употреблён в значении сложного, запутанного и затруднительного положения? С третьей, стороны, если переплёт – это рама окна с перекладинами крест-накрест, то повесть здесь вообще не к месту. Но, думаю, автор знает азимуты своего конкурсного опуса и легко направит оборзиста в правильную строну. Без ком-паса.

Итог: впечатление от целого (стихотворения) сильнее, чем впечатление от частного (образа).
Опубликовано: 29/01/17, 15:08 | Просмотров: 1235 | Комментариев: 22
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Олег, интересный обзор, согласна с предыдущими рецензентами. В конкурсе не участвовала, но даже как зритель - осталась довольна))
Юлия_Мигита  (13/02/17 22:36)    


спасибо, Юля)
но разбор хуже подобного предыдущего..
квартира_№N  (16/02/17 20:31)    


да? надо будет почитать, когда стану чуть свободнее) smile
Юлия_Мигита  (16/02/17 23:18)    


Самое крутое в этом конкурсе - читать обзор! Гран мерси NN, риспект!

19. Один в тишине
<< январь в этой упряжке мне нравится больше>>
Вокак, января вообще не заметил, само собой получилось. Делал ставку на Москву

20. Этюдник. Ноябрь
Я понял, что ты не понял. Стих о московских пробках.
<<Поток машин - это, в какой-то мере, и есть улица. Получается, улица бросается на самое себя.>>
Поток машин - Садовое кольцо. Улица сама по себе, перпендикулярна ему.

<<Что у улицы выполняет функцию визжания, если не поток машин, на который она кидается?>>
Визжат тормоза и сигналки - чтобы успеть в светофор - едешь, где лазейку найдешь и по встречке в т.ч (в народе стиль "сперматозоид"). На светофоре стоишь - врезался
Omakar  (02/02/17 22:17)    


ах)) таки нам, пешеходам, сие непонятно))

cool
Олег_Юшкевичъ  (03/02/17 18:33)    


второе место со второго раза в конкурсе образов, поздравляю) дано не всем))
Олег_Юшкевичъ  (03/02/17 18:34)    


гран мерси Олег, чертовски рад, щаслив!
Omakar  (15/02/17 22:21)    


я лишь констатировал свершившееся...

cool
квартира_№N  (16/02/17 20:30)    


Очень мне нравятся Ваши обзоры, Олег - живые, поучительные, тактичные, с уместной долей иронии. Читаешь, как художественное произведение. Из-за них согласна на любую акулью пасть biggrin
Стихотворение, безусловно, крепкое, но… Вот-вот, крепкое... Вроде всё подогнано, а волны от него нет. Без души писалось)
Спасибо, Олег smile
Лейда_Цехиева  (31/01/17 16:13)    


спасибо, Лейда) в конкурсе, действительно, сильные сайта всего пришли, посему, сами понимаете))
Олег_Юшкевичъ  (01/02/17 18:50)    


Получила огромное удовольствие от чтения. Столько юмора и доброжелательности, и мудрости. Олег, огромное Вам спасибо. И еще, от Ваших похвальных слов я становлюсь такой счастливой ).
Елена_Тютина  (31/01/17 08:38)    


спасибо)
Олег_Юшкевичъ  (31/01/17 10:30)    


Олег, спасибо огромное за разбор. Утром, перед работой, не мог оторваться :-)
Сейчас перечитал всё снова с большущим удовольствием!
Отдельное спасибо за добрые слова в адрес "Скрипочки..."
Михаил_Любавин  (30/01/17 19:59)    


Михаил) спасибо, удовольствия)
Олег_Юшкевичъ  (30/01/17 20:36)    


Олег, спасибо за разбор! - согласен со Светланой, что читается как художественное произведение (и научное, но не сухое, а живое). Спасибо!
АлексейИрреальный  (30/01/17 12:08)    


Алексей, спасибо)

но в местах, увы, суховато...

))
Олег_Юшкевичъ  (30/01/17 18:27)    


Олег,с интересом прочитал обзоры. Спасибо. )

Но хочется дать некую расшифровку того образа, который Вам "не показался".
Немного издалека. Свеча у меня в стихотворении - сквозной образ жизни. Что же тогда такое подсвечник? Подсвечник (в реале) - это то, на чём установлена свеча. Не важно как он выглядит - но общим элементом всех подсвечников является стакан, то есть деталь с углублением. Теперь от реала вернёмся к контексту. Жизнь (свеча) - всё короче и короче - и пламя (жизненные силы, сам смысл свечи) - всё ближе к этому углублению. И это углубление в контексте жизни - могила. Гроб. И у меня в стихотворении имеется (тщу себя надеждой) двойной образ: жизнь всё ближе к могиле (свеча всё ближе к подсвечнику). Я считал, что этот образ очень понятен и, что немаловажно, очень нагляден. Человек (ЛГ) уже стоит в могиле... понимает это... но не ропщет... Видимо, я ошибался, что образ нагляден. ((
Ошибался... но дело в том. что я по-прежнему считаю (помните наш разговор как-то?), что обособленность образа от произведения в целом - не самый лучший вариант и неверный подход и при написании стихотворения, и при анализе. Если ему следовать, то да: в данном случае никакого образа вообще практически нет. Есть свеча. Она тает. И пламя всё ниже и ниже. Констатация факта, наблюдение. Но если взять контекст... то тут уже (ИМХО) несколько другая история.
Да, я встречаюсь с "локальными образами", которые можно отделить от контекста произведения. Но лично я считаю, что образ, который действительно хочется создать - это нечто неотделимое, контекстуально связанное с текстом в единое целое, - и тогда всё произведение образ. А фрагменты - это части единого целого, грани.
В этом смысле "я всё чаще шучу, что я..." (на мой взгляд) - слабее. Парадоксальность и неожиданность фразы - в данном случае вредит образу. Стоит задать вопрос: что значит "по частям" в контексте "свеча=жизнь"? - и ответ оказывается не на поверхности. У меня-то есть ответ... это тоже продуманная фраза... но задумается ли читатель над смыслом? - не уверен. Читатель может удовлетворится красивостью, свежестью словосочетания... много чем... а до смысла не дойдёт. И я наблюдаю такое часто. Да и Вы тоже, думаю. Как часто образное богатство стихотворения уже достаточно для читателя, совсем не анализирующего тест? Да постоянно такое происходит! Олег, я не о Вас... я о вообще...
Вот поэтому я и выбрал именно этот фрагмент... прекрасно понимая, что он менее привлекателен для читателя... Но, с моей точки зрения - его образная сила больше и он богаче. Он многослойнее, что-ли...
Уж извините за моё многословие... но захотелось высказаться... )

Ещё раз спасибо. )
Андрей_Яковлев  (30/01/17 01:26)    


ну, Вам решать))
Олег_Юшкевичъ  (30/01/17 18:26)    


Очень понравилось. Но что интересно… (ах, автор попросил же помолчать)

)))
------------
Не куплюсь! ))))))
Ирга_Рябина  (30/01/17 00:01)    


да и я не продаю))
Олег_Юшкевичъ  (30/01/17 18:26)    


Спасибо! Очень люблю Ваши разборы, как художественное произведение читаются. Жаль, уже слипаются глаза, поздно. Завтра прочту всё с удовольствием, на свежую голову. Как правило, трудно не согласится с анализом всех образов, проверено временем:))
СветланаПешкова  (29/01/17 23:40)    


художественна ценность определяеццо теми, чьи опусы были подвергнуты критике, а не наоборот))

Светлана, спасибо)
Олег_Юшкевичъ  (30/01/17 18:25)    

Рубрики
Рассказы [1132]
Миниатюры [1144]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2359]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]