Я — русский, и этим горжусь! Я — татарин, и гордость распирает меня… Я — поляк, украинец, американец, немец, испанец, итальянец...
Заметил, когда люди говорят так — они повышают голос или пользуются при письме капсом — чтобы все буквы были заглавными, весомыми.
Кто-то гордится дворянским, крестьянским или пролетарским происхождением. Кто-то — тем, что мужчина. Или женщина. Или гей. Или коммунист. Или поэт. Или какой-нибудь либерал. Или средней руки успешный предприниматель.
Кто-то видит некий личный бонус в том, что его предки на седьмом киселе родились в каком-нибудь N. Неважно, Урал это или Зимбабве, Иерусалим, Заполярье или Москва, Киев, Минск, Петербург или какая-нибудь чем-то примечательная провинция. Это может быть любое место на планете.
Кто-то горд своим вероисповеданием и считает что оно дает основание для превосходства над другими, темными и невежественными. И думает, что гордится — Богом. Кто-то лопается от гордости, подчеркивая: Я — атеист...
Во имя своих представлений о Творце и о мире люди готовы враждовать — тяжело, смертельно… К Богу это отношения не имеет. Он нас не просит доказывать ничего и никому. В наших представлениях о мире, о себе и о Боге, не так много чего-то по-настоящему ценного. В ворохе ярлыков, которыми мы так гордимся, главенствует бесцеремонное "Я", остальное — второстепенные признаки и неуклюжее обоснование произнести это " Я" — погромче.
Вечно голодное
чувство собственной значимости. Хоть что-то выпятить, акцентировать. И портрет сразу становится гротескным. Грустно смотреть на этот унылый, карикатурный парад плохо скрываемых комплексов. В них прячется
страх быть никем, ведь втайне многие ошибочно полагают себя
никем, и компенсируют это хвастливой спесью.
Святые приходили к пониманию, что они
Никто — путем многолетних духовных практик и аскетизма, растворяя своё по-настоящему драгоценное Эго в Божественной Благодати, в Великой Пустоте… Ведь там уже все равно, как это называется.
Просветленные, мудрые — не ссорятся из-за из-за различия языков и обрядов, представлений о мире, о Боге, о личном, комфортном местечке в бесконечной Вселенной.
Они никем себя не полагают. Понятия утрачивают имена. Слова обретают глубину и становятся бесплотными реликвиями. А каждый поступок становится чудом.
Те, кто становился на путь духовной практики, чтобы летать, ходить по воде, повелевать стихиями, или какими-то иными способами
поражать воображение окружающих, подчеркивать
Своё Отличие От Других — в лучшем случае становятся фокусниками, из условного цилиндра которых выпрыгивают условные кролики. Кто-то ради доказательства исключительности свернул на путь магии, где чародеями становятся далеко не все. Никто из них не стал настоящим чудотворцем...
Послушай, мы с тобой — обычные люди. Но в каждом из нас живет маленький истеричный шовинист. Он заставляет вульгарно кокетничать и набивать себе цену, рисоваться, быть назойливыми и болтливыми, соперничать, выдавать бездарные поделки за произведения искусства, красить волосы в цвета флага, выносить мозг ближнему, демонстративно вменять себе в заслуги все, до чего дотягивается наше прожорливое себялюбие. А еще — жаловаться на жизнь и плакать от обиды из-за того, что нас не ценят, что нам чего-то жизнь не додала...
Этот назойливый, хвастливый, подчас агрессивный и мстительный, шовинист мешает понять главные вещи, понукая наше мелочное эго выискивать малейший повод для самоутверждения. И мы теряем человеческое достоинство. Портим отношения. Разрушаем политические союзы. Превращаем собственные страны в нацистские концлагеря и запуганные гетто. И заражаем этим маленьким злобным вирусом пространство вокруг.
Если так подумать: вся жизнь — метание между этим личным шовинистом и никем. Непросто признать, что ты — микроскопический паззл. Космическая пыль, одухотворенная и наделенная разумным началом.
Гордиться нечем. Человеком быть надо. Мы просто люди — и всё.
P.S.
… Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… (1е Послание ап. Павла Коринфянам 13:4-7) Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология собственного превосходства по какому-либо признаку (национальному, половому, географическому, социальному и др.) Притязания на право считать других хуже себя. Благодаря шовинизму возникает неприязнь, а затем и ненависть между людьми.