Комм. А.Л.: Под названиями стихотворений добавлены две ссылки, чтобы не вставлять сами тексты (очень удлиняет обзор): одна – на рецензию конкурса критики, где есть тот же самый текст произведения, который был в пакете Жюри; вторая – на страницу произведения на Литсети (произведение уже могло быть изменено автором). ============================================================ 1. Пришла пора оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – не всё расшифровал, но, как говорится, поверил автору на слово:с) Хороший стих.
============================================================ 2. Декаданс. оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – понравилось в целом, и с формой, в конце концов, помирился, но смущает «ждали уверовать».
============================================================ 3. Грусть на донышке оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – вроде бы всё на месте, а что-то легонечко царапает. Может этот «муссон», в который плохо верится или «грусть на донышке» не очень понятная. Прочитав данный опус, начинаешь подозревать, что смерть-таки есть!
============================================================ 4. Сяду в старый автобус оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – долго вспоминал с чем у меня это всё ассоциируется, а потом вспомнил и рассмеялся – есть у меня один похожий трамвай, да и автобус тоже… Стало быть мы с автором где-то родственники:с)
============================================================ 5. Дом, где живёт... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – лёгкую недосказанность можно считать плюсом, а можно и минусом. Лично для меня – минус, а в остальном всё прекрасно.
============================================================ 6. Музыканту оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 06 - Длинная строка при отсутствии свежих оригинальных образов работает на минус.
============================================================ 7. Лапой кошачьей печаль прикоснётся к сердечку оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 06 - Прочитав название, расхотелось читать дальше. Не обманулся. На общем сильном фоне не блещет.
============================================================ 8. Возвращаясь оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 05 - Не произвело впечатление. Нет фишки – той главной мысли, вокруг которой всё вращается. В № 7 это граната, например, повешенная на сцену в первом акте и взорвавшаяся в финале. А здесь каждый катрен вращается сам по себе вокруг своей оси, а иногда и без оси.
============================================================ 9. Предчувствие беды оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 07 - Хочется развития. На моё глубокое ИМХО, что-то должно было произойти между двумя катренами.
============================================================ 10. Где голуби на крыше оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 - Может быть, и не откровение лично для меня, но очень хорошо сделано.
============================================================ 11. Афганец оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 - 4-я строка смутила
============================================================ 12. Остановись! оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – очень хорошо, но током не ударило. Возможно это моя проблема
============================================================ 13. на краешке земли оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 - очень здорово! Сомнительна рифма «душа-дошла», но это не беда в данном случае.
============================================================ 14. Лунное оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – спасибо автору за оригинальность, талантову сестру и блюзовое настроение
============================================================ 15. Экстренное оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 07 вроде бы неплохая фишка – игра с номерами экстренных служб, но без блеска сделано, на мой взгляд.
============================================================ 16. Варварское наречие оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 - очередное письмо римскому:с) Моя излюбленная тема. Так-то здорово, но местами что-то напрягает, например 3-я строка. Может просто небрежность гения:с)
============================================================ 17. Старому зонту приснилось... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – маленький шедевр. Без комм.
============================================================ 18. Мелодия в ночи оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 - очень достойная работа. Следует исправить опечатку «беззвучно»
============================================================ 19. Из дневника оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 06 - неглупо, талантливо, ниочём. Зачем мне эта информация? Стирается в памяти мгновенно.
============================================================ 20. Попытка бегства оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 - очень хорошо написано, но не слишком оригинальная тема. А надо ли делить стих на две части?
============================================================ 21. Пилигрим оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 - очень хорошо исполнено, и исполнено именно в том актуальном стиле, который сейчас доминирует в женской поэзии. Вот это мне и не нравится. Слишком много ассоциаций, а размер этот где-то даже приелся.
============================================================ 22. В цвет охры оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 06 - «Мои сны здесь хранятся мешками запыленной охры» - очень тяжелая строка: трудно выговариваемая, со сбоями, с поисками смысла. Вообще эти поиски(иногда пустые) не дают прочитать стих на одном дыхании.
============================================================ 23. Апрельская дурь оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 08 – ещё один дневник, но теперь с картинкой. С картинкой лучше, но, я всё равно не понимаю - зачем такие зарисовки выставлять на конкурс. Судя по уровню мастерства, у автора должно быть нечто более весомое. Наверняка есть, я уверен.
============================================================ 24. Ходики времени оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 05 «…в этом мгновении мне бы хотелось побыть
чуточку больше, а после пускай утечёт
с водами Леты и будет из памяти смыт.»
Кто будет смыт? Лиргерой или мгновение, утекающее с водами Леты? Так мгновение должно быть «смыто». И вообще (ИМХО) не блещет свежестью мысли.
============================================================ 25. Я вижу свет ... оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 03 – ни рифмы не понравились, ни идея. Возможно, я не прав.
============================================================ 26. письмо самому себе оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 05 – Автор пытается поразить читателя неординарностью поэтической мысли, но если убрать поэтические понты, то получится песня Розенбаума. На Высоцкого не тянет, а уж на Маяковского тем более. Есть удачные моменты, не более того.
============================================================ 27. Точка невозврата оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – Этот опус я прочёл раз 8. Вроде бы всё на месте, но что-то не даёт мне поставить «десятку». Не всё в этом мире можно объяснить словами.
============================================================ 28. Спящая красавица оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – прекрасные стихи, отличная техника. Неточность рифм «назад-правд» «звон-рвом» при первом прочтении легко «проглатывается», это я уж после стал копаться. И, если честно, подобные «тональные» рифмы у меня вызывают скорее симпатию(ибо сам грешен) – вся англо-американская песенная поэзия на них построена.
============================================================ 29. Моему деду оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 10 – отличная работа. В финале ожидал чего-то большего, но это мои проблемы.
============================================================ 30. Старая канатная дорога оригинал (конкурс-обсуждение) авторская страница 09 – очень хорошо, но (ИМХО) последний катрен выписать бы точнее и технически, и идейно. Чтобы не быть голословным: «И в тот момент, когда б уже казалось» - толи это «б» всё портит, толи не совсем по-русски выстроено. «вечное «вчера» - лично меня не убедило как образ, хотя… В последней строке очень хочется избавиться от этого «А то ли» в начале. Как вариант(извиняюсь за наглость), типа:
Покажется (почудится, пригрезится, забрезжится - нужное подчеркнуть) прозрачный(небесный, зеркальный, пресветлый, хрустальный и т п)свод вокзала,
А может нимб апостола Петра.
============================================================ Теперь о методах и критериях. Я думаю, что не совсем корректно разделять методы критических разборов и раскладывать их по полочкам. Наверняка в своей работе критик использует сразу все перечисленные методы* в тех или иных пропорциях. Лично я, при первом прочтении «руководствовался» скорее первым пунктом, но не всегда. И, чем дальше продвигался, тем больше становилась составляющая из пункта 2. А при повторном прочтении, более детальном ( некоторых стихов по 5-6 раз) включались уже все пункты:с) А критерий у меня довольно простой – после первого прочтения должен быть «сухой остаток», т.е. какие-то образы должны вплыть в первую очередь. В данном списке это были «старый зонтик» № 17 и «черепаха на краешке земли» № 13, а вот № 14 и № 16, коими восторгался при первом прочтении, как-то выпали. И это мой личный момент истины. Это сердцем, а умом уже потом, кропотливо и внимательно.
На мой взгляд, подавляющее большинство авторов прекрасно владеют техникой. Писать теперь умеют многие, не все знают зачем.
Дико извиняюсь перед всеми авторами за своё весьма субъективное ИМХО. Никто не совершенен, а уж критик несовершенен по определению. Мой низкий поклон всем за стремление к творчеству – уже это одно возвышает человека.
============================================================ * Комм. А.Л.: Когда я посылал стихи членам Жюри, я рассказал о неких возможных "алгоритмах оценивания". Поскольку Андрей ссылается на это, то приведу цитату из своего письма:
"все стихи нужно оценить по 10-балльной системе, т.е. целое число от 1 до 10. 10 - классно, 9 - похуже, чем 10...
говоря условно, существует, как минимум, 4 метода оценивания:
1) Сравнение с "идеалом". Т.е. есть в голове какое-то представление об "идеальном" произведении, у которого оценка 10. Насколько произведение хуже "идеала", настолько меньше оценка.
2) Сравнение с "лучшим". Выбираются лучший (лучшие) стихи. У них оценка 10 (или 9,8,7...). Насколько остальные хуже, настолько меньше оценка.
3) "Минусовка". Условно каждое стихотворение имеет 10 баллов в начале. По мере прочтения баллы (полбалла и т.п.) отнимаются за недочёты и т.п. Ну, может, ещё прибавляются за достоинства. Можно начинать не с 10, а с 7 и прибавлять-отнимать. Естественно, в итоге оценка должна быть целым числом:)
4) Стихотворение оценивается отдельно по разным аспектам: техника, содержание, интересность и т.п. Итоговая оценка - округлённое среднее арифметическое.
возможно, есть ещё какие-то методы...
какой метод вы будете использовать - это ваше дело.
главное - чтобы каждый из вас использовал лишь один метод для оценивания и одинаково ко всем стихам (т.е. относительность ваших оценок по всем)
и очень интересно будет узнать - какой метод вы использовали или как оценивали:) если не секрет, опишите:)"
Ассоциаций многовато - согласна, а размер... я вроде часто не сталкивалась, а может внимания не обращала, ибо мне нравится.
В любом случае - Вы очень талантливы!
Мой поклон.
А человечество всегда неправо, не стоит в него верить:с)
Скоро опубликую свои весьма сомнительные мысли на этот счёт:с)
Кланяюсь
Мои респекты
Успехов Вам, тёзка!
Буду знакомиться ближе с Вашим творчеством, Александр.